Рассмотрим структуру модуля на примере дисциплины «Иностранный язык» для студентов 1 курса специальности «Информатика» (рисунок).
Иностранный язык
Структура модуля на примере дисциплины «Иностранный язык»:
Тп - темы дисциплины; УСРС - управляемая самостоятельная работа студентов.
Исходя из содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» и в соответствии с рабочей программой по английскому языку для студентов
1 курса по специальности «Информатика», мы выделили два учебных модуля: учебный модуль 1 - “General English” и учебный модуль
2 - “English for Computer Science Students”. В структуру каждого учебного модуля входят следующие элементы: введение в модуль, обучающий модуль, контрольный модуль и блок управляемой самостоятельной работы студентов; причем все эти элементы имеют конкретные цели и содержат теоретическую информацию, для изложения которой, как правило, используется дедуктивный метод (от понятий к примерам и практическим действиям; задания-упражнения, которые требуют применения информации из модуля
для анализа конкретной практической деятельности обучающегося; краткие выводы но изложенному содержанию каждого раздела; способы оценки качества выполненной работы; библиографию.
Необходимость элемента «Введение в модуль» определяется принципами целостности и структурности, так как студент становится субъектом образовательного процесса только тогда, когда заранее будет знать о структуре и этапах изучения учебной дисциплины; именно в этом случае он утрачивает роль «ведомого» и получает возможность заранее готовиться к диалогу с преподавателем.
Обучающий модуль структурируется в соответствии с тематикой учебной дисциплины, при этом каждая тема должна обладать автономностью, относительной логической завершенностью в пределах целого. Практический модуль представляет собой совокупность практических упражнений, контролирующий модуль предполагает выявление качества и уровня знаний, практических умений и навыков в пределах учебного модуля.
Рассмотренная модель изучения учебной дисциплины основана на спиральном принципе изложения, предложенном американским психологом Дж. Брунером, и позволяет по мере необходимости усваивать материал с еще одной попытки; для этого в модели предусмотрены обобщающий модуль и кумулятивный контроль, включающий тестовые задания из всех изученных ранее учебных модулей.
По итогам изучения дисциплины возможны следующие варианты контроля: зачет или коррекционно-развивающие занятия, позволяющие ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях и навыках.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что применение модульной технологии при обучении иностранному языку студентов технических вузов в значительной мере способствует развитию коммуникативной компетентности и таких профессионально значимых качеств студентов как стремление постоянно обновлять специальные знания, умение мобильно принимать решения, обладание навыком решения нестандартных задач, созидательная направленность деятельности, творческая активность и автономность; а также способствует формированию готовности выпускников высших учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного общества.
Библиографический список
1. Борисова, Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию [Текст] / Н. В. Борисова. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
2. Базина, К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение [Текст] / К. Я. Вазина. - Н. Новгород, 1991. - 119 с.
3. Лобанов, А. П. Профильное образование психологов в контексте компе-тентностного подхода [Текст] / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова, Н. В. Карлионова // Высшая школа. - 2006. - № 5. - С. 33-36.
4. Мескон, М. X. Основы менеджмента [Текст] / М. X. Мескон, М. А. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1992. - 704 с.
5. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М. В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) / http://www.msu.ru/innovation/nrno/rnetod.rtf;
6. Юцявичене, П. А. Принципы модульного обучения [Текст] / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 55-60.
7. Евдокимова, Н. В. Развитие способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] / Н. В. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 182-191.
8. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. -№3. - С. 61-78.
9. Вольф, Е. Н. Дифференциально-индивидуальная траектория иноязычного образования экономистов на основе проетно-текстовой технологии [Текст] / Е. Н. Вольф // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 214-233.
10. Сергеев, О. Ю. Развитие академической мобильности студентов отраслевых вузов средствами иностранного языка [Текст] / О. Ю. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 203-208.
11. Тавасиева, Б. А. Успешность освоения иностранного языка в условиях современного неязыкового вуза [Текст] / Б. А. Тавасиева // Сибирский педагогический журнал. - 2007, — № 4. - С. 212—220.
12. Штейнбсрг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.
УДК 378
Палюшкевич Юлия Владимировна
Аспирант кафедры педагогики Курганского государственного университета, Iета]и12007@гатЫег,ги, Курган
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Palushkevich Yulia Vladimirovna
Post-graduate student Kurgan State University, [email protected], Kurgan
INFORMATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMING THE PEDAGOGICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS
Ведущие парадигмы образования направлены на функционирование в учебно-воспитательном процессе школы специалиста с высоким уровнем сформированности педагогической культуры, как профессионально-значимого качества его личности. В системе высшего профессионального образо-
вание и ранее, и в настоящее время существует проблема формирования этого качества у студентов вуза. Разрешение данной проблемы ориентирует исследователей на поиск новых методов и средств организации данного процесса в ходе учебной и самостоятельной образовательной деятельности студентов.
На исследования педагогической культуры студентов оказывает влияние существующая в настоящее время потребность обновления сферы высшего профессионального образования, а именно, улучшение качества обучения и воспитания специалистов нового поколения информационного общества.
Знания, умения и опыт, накопленные человечеством передаются от поколения к поколению. При этом процесс передачи культуры не является простым овладением результатами предшествующей деятельности. Восприятие культуры личностью является индивидуальным и неавтоматическим действием, происходящим при наличии организованной системы воспитания и образования, которая основана на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
С началом разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогики и психологии проводились исследования, посвященные профессиональной, педагогической, профессионально-педагогической и психолого-педагогической культуре личности.
Современный общетеоретический подход к изучению формирования профессионально-педагогической, в том числе педагогической культуры, содержится в трудах О. А. Абдуллиной [1], А. В. Барабанщикова, С. С. Муцынова [2], Е. В. Бондаревской [3], И. Е. Видт [4], И. Ф. Исаева [5], И. А. Колесниковой [6], Н. Б, Крыловой [7], В. А. Сластенина [8] и др.
Анализируя многочисленные подходы к рассмотрению феномена «педагогическая культура» можно выделить следующие общие моменты: 1) педагогическая культура исследователям и рассматривается как качество личности педагога или как характеристика образовательного процесса; 2) педагогическая культура функционирует как подсистема общей культуры личности педагога; 3) педагогическая культура имеет свою структуру (состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов).
Опираясь на анализ приведенных определений понятия «педагогическая культура» можно сделать вывод, что она существует как часть общечеловеческой культуры, содержащей духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой деятельности, необходимые для становления личности и осуществления образовательно-воспитательного процесса, и как характеристика личностно-творческой педагогической позиции субъекта учебно-воспитательного процесса, которая объединяет ценности, принципы, цели, задачи и технологии педагогической деятельности, присвоенные на индивидуальном уровне.
В нашем исследовании методологическую основу составляют идеи культурологического подхода. Вслед за И. Ф. Исаевым, который обращается к определению структуры и содержания понятия «профессионально-педагогическая культура преподавателя» и Е. В. Бондаревской, которая исследует
технологию личностно-ориентированной педагогической культуры учителя, мы рассматриваем понятие «педагогическая культура студента вуза» как часть общечеловеческой культуры, которая является динамическим профессионально-важным качеством личности, отражающим:
1) ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности;
2) сформированность ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, информационной, специальной, когнитивной);
3) творческую активность студента;
4) направленность личности на самореализацию в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, в педагогической культуре студента вуза можно выделить совокупность двух сторон: объективной и субъективной. Объективная сторона представляет социальную педагогическую культуру личности, функционирующей в обществе. Субъективная сторона представляет собой педагогическую культуру студента, осознанную им на личностном уровне как профессиональное качество необходимое будущему педагогу. Фундаментом взаимосвязи выступает профессионально-педагогическое образование студентов в вузе. Взаимосвязь объективной и субъективной сторон педагогической культуры студентов вуза определяется основными функциями обшей культуры: аксиологической, культуротворческой, обогащающей, стимулирующей, развивающей, гуманистической, регулятивной, информационной и др.
Педагогическая культура студента вуза, как будущего педагога, функционирует как подсистема педагогической культуры общества и вид профессиональной культуры, в которой закреплены средства, приемы и механизмы получения новых объективных знаний о ценностях, принципах, целях, задачах и технологиях педагогической деятельности.
На базе педагогического факультета Курганского государственного университета проводится исследование по проблеме формирования педагогической культуры у студентов вуза. Одним из средств формирования педагогической культуры являются информационные технологии, которые находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе, и в образовании.
Процесс формирования педагогической культуры студентов вуза средствами информационных технологий включает в себя следующие направления и варианты использования информационных технологий:
1. Формирование компьютерной грамотности у студентов, как составляющей части педагогической культуры специалиста в сфере образования. В рамках данного направления компьютер, пакеты прикладных программ общего назначения и ресурсы сети Интернет используются в качестве объекта изучения.
2. Применение средств информационных технологий преподавателями педагогических дисциплин на занятиях со студентами. В рамках данного
направления компьютер, интерактивная дока, мультимедийный проектор, прикладные и специальные программы используются в качестве средств разработки и демонстрации презентаций на лекционных, семинарских и практических занятиях по педагогическим дисциплинам.
3. Использование новых информационных технологий в рамках курса по выбору «Педагогическая культура» и для самостоятельной образовательной деятельности студентов предполагает разработку специального программного обеспечения (электронные пособия, обучающие системы, справочники).
Первое направление организации процесса формирования педагогической культуры студентов вуза - формирование компьютерной грамотности -осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при изучении студентами первого и второго курсов специальностей 050711 - «Социальная педагогика» и 050502- «Технология и предпринимательство» педагогического факультета Курганского государственного университета дисциплин «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии»,
Изучаемые студентами данных специальностей курсы «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» предназначены для:
- передачи необходимых теоретических знаний об устройстве компьютера, информационных процессах (сбор, хранение, передача и обработка информации), программных средствах, вычислительных сетях, основах алгоритмизации и программирования и т. д.;
- выработки практических умений использования пакетов прикладных программ общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, презентационная графика), языка программирования РаБса1 и языка разметки гипертекста НТМЬ.
Для проведения практических занятий по дисциплинам «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» в рамках исследуемой проблемы формирования педагогической культуры у студентов вуза, разработаны методические рекомендации, включающие объяснения по выполнению процедур обработки информации с помощью программных средств, профессионально-ориентированные практические задания для выполнения на занятиях и для самостоятельной работы студентов. Профессионально-ориентированные задания содержат педагогические тексты; рисунки и схемы, описывающие педагогические ситуации и процессы; таблицы с результатами экспериментов, с целью построения на их основе диаграмм и знакомства с методами обработки и анализа результатов, которые используются в педагогических исследованиях; задания на создание презентаций по педагогической тематике, например, великие педагоги различных эпох, педагогические системы, методы обучения и воспитания и т. д.; анкеты, тесты по педагогике.
Выполнение студентами профессионально-ориентированных заданий, предложенных в методических рекомендациях для проведения практических занятий по дисциплинам «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» способствуют:
- освоению способов обработки информации различного типа с помощью компьютерных программных средств;
- организации целенаправленных действий по поиску, анализу, структурированию материала и его представлению в удобной форме;
- организации работы с учебной литературой по педагогике с целью выполнения заданий для самостоятельной работы;
- освоению процедур обработки педагогической информации (результаты экспериментов, методы их обработки, анализа и графического представления).
Результаты анкетирования студентов первых и вторых курсов специальностей 050711 - «Социальная педагогика» и 050502 - «Технология и предпринимательство» педагогического факультета Курганского государственного университета показали, что использование профессионально-ориентированных заданий на занятиях по дисциплинам «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» позволяет:
- организовать самостоятельную работу студентов по поиску, анализу и структурированию учебного материала по педагогике (43,4% респондентов);
- повысить интерес к изучению педагогических дисциплин (57,8% респондентов);
- освоить методы обработки и представления результатов педагогических экспериментов с помощью компьютерных программных средств (69,4% респондентов);
- освоить процедуры компьютерной обработки педагогической информации разного типа — текст, таблица, графика, звук (71,5% респондентов).
Второе направление организации процесса формирования педагогической культуры студентов вуза - использование информационных технологий преподавателями педагогических дисциплин на занятиях со студентами.
В ходе проведенного опроса студентов педагогического факультета Курганского государственного университета было выявлено, что применение информационных технологий на занятиях по педагогическим дисциплинам, по мнению респондентов, способствует:
- активизации внимания студентов в ходе лекции на основных положениях изучаемого материала (53% респондентов);
- лучшему усвоению учебного материала представленного в виде схем, таблиц, рисунков с применением анимации и звуковых эффектов (47% респондентов);
- развитию зрительной памяти (42% респондентов).
Одним из обстоятельств применения информационных технологий в процессе формирования педагогической культуры студентов является осна-