Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база защиты прав детей'

Нормативно-правовая база защиты прав детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2824
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / CHILDREN RIGHTS / SOCIAL PROTECTION / ORPHANS / GUARDIANSHIP AND CUSTODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Дарья Витальевна

В статье анализируются нормативные документы, регулирующие вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены управленческие структуры, осуществляющие функции государства по опеке и попечительству на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база защиты прав детей»

The legal framework to protect the rights of children Goncharova D. (Russian Federation)

Нормативно-правовая база защиты прав детей Гончарова Д. В. (Российская Федерация)

Гончарова Дарья Витальевна / Goncharova Darya - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, юридический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются нормативные документы, регулирующие вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены управленческие структуры, осуществляющие функции государства по опеке и попечительству на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Abstract: the article analyzes the normative documents regulating issues of social protection of orphans and children left without parental care are considered administrative structures performing the functions of state guardianship at the federal, regional and municipal levels.

Ключевые слова: права детей, социальная защита, дети-сироты, опека и попечительство.

Keywords: children rights, social protection, orphans, guardianship and custody.

В последнее десятилетие защита прав и законных интересов детей стала весьма актуальной темой. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства. С этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей. На сегодняшний день Россия принимает участие как в международных договорах, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство.

С точки зрения норм международного права, особое значение имеют нормативные документы, принятые Организацией Объединенных Наций. Женевская декларация прав ребенка (1924), Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989) и другие международно-правовые документы формируют комплекс международных стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей. Ребенок является субъектом права, однако зависимое положение детей может создавать для них трудности в использовании средств правовой защиты в случае нарушения их прав. В Конвенции о правах ребенка 1989 года отмечается, что в особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях [1]. К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения. или которые не могут оставаться в этом окружении.

Российское законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на нормах международного права, ибо в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства, которое устанавливается при отсутствии у несовершеннолетних «родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав» [2]. С целью всестороннего регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства, в 2008 году был принят ФЗ «Об опеке и попечительстве» [3]. Определены полномочия и ответственность органа исполнительной власти в субъекте РФ, реализующего функции по опеке и попечительству. Основные направления социальной политики в сфере семьи и детства прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации [4]. Раздел VI Кодекса полностью посвящен формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлению (удочерению), опеке и попечительству, приемной семье. Прописан порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего семейного устройства или в случае невозможности передать ребенка на воспитание в семью — в интернатные учреждения. С целью создания условий для устройства детей в семьи, в соответствии с ФЗ №44-ФЗ [5] сформирован государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, действующий как на федеральном, так и на региональном уровне. По истечении месяца со дня выявления ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, орган опеки и попечительства обязан направить сведения о нем в региональный банк данных о детях, спустя еще один месяц орган исполнительной власти в субъекте РФ направляет информацию о ребенке в федеральный банк данных о детях. В Семейном кодексе также изложены положения, касающиеся материального обеспечения детей-сирот: при усыновлении ребенок сохраняет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

Существует мнение о необходимости обновления Семейного кодекса РФ с учетом современных реалий. Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулина утверждает, что следует смещать акцент в сторону защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: «Через многочисленные нормы

семейного законодательства органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, администрации детских садов и еще порядка семи различных ведомств вправе совершенно законно в любое время вторгаться в жизнь семьи, зачастую бесцеремонно. Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать над ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык «семьи, находящейся в социально опасном положении». Это возмутительно. И, конечно, так быть не должно» [6].

Дополнительные государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ [7]. Всесторонняя социальная защита этой категории детей, прописанная в федеральном законодательстве, на практике финансируется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи в соответствии с имеющимися ресурсами.

Указом Президента № 761 от 1 июня 2012 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [8]. Для реализации важнейших положений Стратегии, где особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета на исполнение плана первоочередных мероприятий.

Принятие федерального закона, запрещающего усыновление российских детей в США («закон Димы Яковлева») [9], вызвало широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию в среде экспертов.

Однако по многочисленным данным социологических опросов, российское общество в целом поддерживает эту законодательную инициативу.

Тем не менее, общество ждет от государства действий, которые помогут в решении проблемы сиротства в нашей стране.

Литература

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от

23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015).

3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015).

5. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

6. Мизулина Е. Б.: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке». // Известия.

7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

9. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.