DOI 10.25991/VRHGA.2020.20.4.028 УДК 241
К. В. Кузнецова *
БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОТРУДНИЧЕСТВО»
В статье рассматривается понятие «сотрудничество» в связи с проблемой взаимодействия учителя и родителей в деле воспитания школьников. Выявлены ключевые составляющие данного понятия и его особенности применительно к богословской антропологии и педагогике, а также отражена возможность духовно-нравственного обогащения всех участников процесса на основе синтеза идей сотрудничества применительно к образованию.
Ключевые слова: сотрудничество, теология образования, педагогика сотрудничества, воспитание, взаимодействие учителя и родителей.
Kuznetsova K. V.
THEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT "COOPERATION"
This article discusses the concept of "cooperation" with regard to the problem of interaction between teacher and parents in the education of schoolchildren. This study exposes the key components of the concept and its features in relation to theological anthropology and pedagogy as well as points to the possibility of spiritual and moral enrichment of all participants in the process based on the synthesis of the ideas of cooperation with regard to education.
Keywords: cooperation, educational theology, pedagogy of cooperation, education, interaction between teachers and parents.
Взаимодействие родителей и учителя — одна из актуальных проблем современной системы образования. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник»: учитель — ученик — родитель. Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями, зависит развитие воспитанника как личности. Суть взаимо-
* Кузнецова Кира Владимировна, аспирантка, Русская христианская гуманитарная академия; inhuzoriya@mail.ru
действия учителя и родителей состоит в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших личностных качеств.
Однако современная практика показывает, что у учителя и родителей постоянно возникают конфликты по различным аспектам воспитания школьника: зачастую педагогическая ответственность уходит из семьи и перекладывается на школу; родители предъявляют завышенные требования к педагогу, к тому же массовая загруженность учителей начальной школы не позволяет реализовать в полной мере все возможности сотрудничества.
Любое сотрудничество имеет глубинно-бытийное основание — ту цель, ради которой применяются различные средства. Теология, на наш взгляд, поможет выявить и проанализировать богословско-антропологические основания данного процесса, позволит дать новый ракурс на решение проблемы сотрудничества учителя и родителей в воспитании школьников.
Теология и педагогика в данном контексте имеют одну общую цель, приоритетную задачу — образовать человека, поэтому выход в педагогику теологии является самым близким и важным. Такая перспективная отрасль знания, как теология образования, «ставит своей целью сопоставление библейских и святоотеческих антропологических положений с различными подходами и методиками современной педагогики» [5, с. 36].
В целом понятие «сотрудничество» получило распространение во многих сферах науки и деятельности: в психологии, педагогике, социологии, философии и других. Е. А. Миронов, проводя исследования в области менеджмента, на основе анализа словарных статей и синтеза различных источников выводит следующее определение: «Сотрудничество — это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц, направленная на достижение обшей (совместной) цели» [8, с 3]. В ходе исследования с целью уточнения понятия автор выводит два направления процесса сотрудничества — процесс решения задачи и процесс коммуникации. В процессе решения задачи формируется и достигается цель в результате согласованных действий, тогда как в процессе коммуникации формируются отношения, положительным результатом которых являются взаимопонимание и доверие.
В философии базисной категорией является такое смежное понятие, как «взаимодействие». В общем смысле под взаимодействием следует понимать процесс воздействия одних объектов или явлений на другие в их взаимной обусловленности. Как самостоятельную философскую категорию, входящую в разряд отношений, понятие «взаимодействие» выделил Иммануил Кант. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, связующий все элементы системы, тем самым процесс взаимодействия способствует объединению частей в некое целое.
В психологии сотрудничество трактуется как один из видов социального взаимодействия, наряду с соперничеством и конфликтом, также рассматривается как форма или стратегия разрешения конфликта. В общем смысле сотрудничество есть стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь [7].
Таким образом, к базовым характеристикам понятия «сотрудничество» в различных сферах в целом можно отнести: общность цели, результатом до-
стижения которой является совместная, слаженная и согласованная деятельность; общение и объединение на основе взаимопонимания и доверия, а также целостность, цельность.
Примечательно, что в богословской литературе практически не употребляется термин «сотрудничество», однако часто встречается такое понятие, как ^ а^ер"у1а — синергия, которое переводится на русский как «содействие», «сотрудничество», «соработничество» [13]. Данное понятие является одним из определяющих в православном богословии и аскетике и подробно раскрыто в традиции исихазма, в учении Святителя Григория Паламы о соединении не-тварной Божественной энергии и энергии человеческой, тварной [13].
В Библии термин «соработник» употребляется единожды в Новом Завете, в Первом Послании к Коринфянам Апостола Павла: «Мы соработники (аиу£р"уо1) у Бога» (1 Кор. 3: 9). Предваряют же эту мысль следующие слова: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3: 5-8).
Блаженный Феофилакт Болгарский раскрывает мысль о соработничестве Богу, говоря об учителях, которые есть «соработники Божии, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения» [16]. Мысль эта созвучна мысли Преподобного Ефрема Сирина: «Все мы к одному стремимся — угодить чрез вас Богу» [16].
По мысли Святителя Иоанна Златоуста, Божия нива, Божие строение — метафоры, говорящие о том, что всё принадлежит Богу. В толковании на Первое Послание к Коринфянам (1 Кор 3: 7-9) Святитель указывает на единомыслие: у строения есть Господин, так строение не должно распадаться на части, но «ограждаться одним оплотом единомыслия» [16].
Святитель Феофан Затворник на основании толкований Святых Отцов продолжает и подчеркивает мысль Святителя Иоанна о том, что результат труда зависит от Бога, «ибо без Божия содействия напрасен труд» [16]. Эта мысль созвучна и с толкованием Преподобного Ефрема Сирина о том, что плод зависит не столько от учителей и наставников, сколько от Бога, взращивающего плоды.
Профессор и церковный писатель XIX в. А. П. Лопухин, исследователь Библейской истории и трудов Святителя Иоанна Златоуста, заключает эту мысль так: «Соработники Бога — то есть трудимся с Богом в одном деле» [16].
В Посланиях апостол Павел не раз обращается к апостолам, именуя их своими сотрудниками: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе» (Рим. 13: 3); «Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас» (2 Кор. 8: 23); «искренний сотрудник» (Фил. 4: 3); «Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою» (Кол. 4: 11).
В толкованиях Святых Отцов золотой нитью проходит мысль о том, что соработничество Бога и человека есть основа всякого богоугодного дела, в деле нашего спасения участвуют как произволение человека, так и Благодать Божия, во всяком деле Божием нужно стремиться и искать единомыслия, т. е. немаловажно сотрудничество человека с человеком.
Соработничество — совместные духовные усилия, данный термин
отсутствует в светской среде. Понятие «соработничество» употребляется зачастую в церковно-общественной среде. Так, в докладах Святейшего Патриарха Кирилла находим следующие мысли: «Модель соработничества укоренена в нашей культуре и имеет прямую преемственность от византийского принципа симфонии мирской и духовной властей...» [17] Принцип симфонии предполагает, с одной стороны, разделение сфер ведения государства и Церкви, с другой — сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес. Одной из приоритетных областей, определенных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», а также на государственном уровне в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Росси», является забота о нравственном воспитании молодежи и поддержка института семьи. Президент Российской академии образования, доктор педагогических наук Н. Д. Никандров отметил, что Церкви принадлежит особая роль: тогда как государство вынуждено заниматься внешними вопросами, «Церковь по преимуществу занята духовно-нравственными проблемами» [9].
Понятие «соработничество» встречается также в исследовательских работах по педагогике, характеризующих тенденцию сближения и объединения таких институтов образования, как семья, школа, церковь, государство, «в деле воспитания подрастающего поколения с целью закладки стержневых духовно-нравственных основ» [3].
В педагогике под сотрудничеством в общем смысле принято понимать взаимодействие учителя и обучающихся со всеми субъектами педагогического процесса. Исследователи отмечают, что «педагогическое сотрудничество принято рассматривать с точки зрения нестандартного решения учителем множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах его деятельности» [12]. В отечественной педагогике 80-90-х гг. XX в. сложилось целое направление — отрасль педагогики, которая рассматривает педагогическое сотрудничество в качестве приоритетного направления деятельности. Педагогика сотрудничества по ряду положений шла вразрез с традиционным подходом к обучению и воспитанию, поэтому стала оплотом творческой деятельности многих педагогов, инициировала создание авторских школ. Среди авторов известные педагоги-новаторы: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Л. А. и Б. П. Никитины, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин — все они на основе различных методов и приемов обучения и воспитания приходили к обоснованию и утверждению идеи сотрудничества. Педагогика сотрудничества, по мысли ее представителей, предполагает общение на равных — взрослых и детей в школе и в семье, это совместная работа на основе открытых, дружелюбных, товарищеских, доверительных отношений.
Вопрос о педагогике сотрудничества неразрывно связан с вопросом о роли учителя, которая состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться, воспитать внутренне свободного человека, создать условия для раскрытия личности ребенка. «Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, — пишет в Манифесте о свободном человеке С. Л. Соловейчик, — при-
нимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым» [14, с. 85].
Следует отметить, что основные идеи, являющиеся содержанием педагогического сотрудничества, составили ядро современной концепции школьного образования и нашли отражение в официальных документах и программах федерального значения, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.
Согласно государственным образовательным стандартам, взаимодействие образовательной организации с различными субъектами социализации, первичным из которых является семья, есть одно из наиболее значимых условий для духовно-нравственного развития личности обучающихся [3, с. 7]. Так, ключевыми задачами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. являются «создание условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи, а также обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности» [15]. Одним из приоритетов государственной политики в сфере воспитания является «развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства и т. д.) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации» [15]. Также среди направлений развития воспитания важное место занимает «создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций» [15]. Соответственно, проблема сотрудничества является весьма актуальной в педагогической практике и науке и имеет осмысление и закрепление также на государственном уровне.
Однако воспитание, понимаемое как приобщение к ценностям, способствующее духовно-нравственному развитию личности, требует творческого осмысления и поиска путей воплощения в практической деятельности. Взгляд на развитие человеческой личности с точки зрения богословской антропологии, т. е. в перспективе образа и подобия Божьего, указывает на тот неоспоримый факт, что «религия и образование на протяжении всей человеческой истории составляют фундамент культуры: образование играет ключевую роль в становлении личности и общественном развитии, а религия содержит выверенное, отточенное традицией ценностно-мировоззренческое ядро культуры, аксиомы нравственности и сердцевину морального опыта» [18, с. 51]. Ориентация на мир ценностей как на духовно-нравственный идеал в воспитании, приобщение личности к высшим ориентирам являются, таким образом, основной задачей педагога. Важно, чтобы учитель в каждом деле и начинании, в общении с учениками и их родителями видел перед собой ту высшую цель, ради которой
выстраивается весь процесс воспитания, и постепенными шагами неотступно шел к этой цели, направляя и вдохновляя других. «Бездуховная педагогика невозможна» [18, с. 194]. Вопрос только, какую духовность мы сможем привить молодому поколению? Представляется, что именно богословско-антро-пологический подход поможет нравственно сориентировать учителя в эпоху информационного тумана и перегрузок.
Таким образом, внутренняя направленность на соработничество человека с Богом находит внешнее выражение в идее сотрудничества между людьми. Эта идея отражается в совместных усилиях Церкви и государства в сфере воспитания с целью гармоничного духовно-нравственного развития личности, а также во взаимодействии школы и семьи в деле воспитания ребенка.
На наш взгляд, синергия, слияние, синтез двух подходов — богословско-антропологического и педагогического может стать той симфонией, которая позволит привнести равновесие и достигнуть внутренне гармоничного результата взаимодействия, воплотив такие немаловажные структурные составляющие исследуемого понятия, как целостность и интегративность, коммуникация на основе доверия и взаимопонимания, общность цели, единство, выраженное в согласованной, слаженной деятельности и духовно-нравственном обогащении всех участников процесса.
Поиск возможностей и необходимость сотрудничества учителя и родителей в деле воспитания учащихся — один из интегрирующих и системообразующих факторов современной образовательной парадигмы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина А. Я. Взаимодействие учителя — ученика — семьи как условие нравственного воспитания младших школьников // Человек и образование. — 2009. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchitelya-uchenika-semi-kak-uslovie-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.08.2018).
2. Востроилова Е. В. Роль духовно-нравственного становления личности с учётом патриотизма в воспитательной работе вуза // Педагогическое искусство. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-duhovno-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti-s-uchyotom-patriotizma-v-vospitatelnoy-rabote-vuza (дата обращения: 18.08.2018).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
4. Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь. — URL: https://vocabulary.ru/termin/sotrudnichestvo.html (дата обращения: 12.08.2018).
5. Кирилл (Зинковский), иером. Христианские аксиомы теологии образования // Теология и образование. — СПб., 2017. — С. 34-68.
6. Королёва М. Что такое соработничество. — URL: https://rg.ru/2017/11/30/marina-koroleva-o-znachenii-slova-sorabotnichestvo.html (дата обращения: 06.08.18).
7. Краткий словарь психологических терминов. — URL: https://vocabulary.ru/termin/ sotrudnichestvo.html (дата обращения: 12.08.2018).
8. Миронов Е. А. Прагматика сотрудничества. Технологии сотрудничества в менеджменте. — СПб.: Речь. 2013. — 208 с.
9. Никандров Н. Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян (выступление на ХХ международных Рождественских образовательных чтениях) // Проблемы современного образования. — 2012. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkov-gosudarstvo-obschestvo-sorabotnichestvo-radi-duhovno-nravstvennogo-zdorovya-rossiyan-vystuplenie-na-hh-mezhdunarodnyh (дата обращения: 18.08.2018).
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — URL: https:// mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ (дата обращения: 18.08.2018).
11. Педагогика сотрудничества, общие положения. — URL: http://fb.ru/article/39601/ pedagogika-sotrudnichestva-obschie-polojeniya (дата обращения: 23.07.18).
12. Перькова О. Роль педагогического сотрудничества в обучении учащихся литературе. — URL: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-pedagogicheskogo-sotrudnichestva-v-obucheni-uchaschihsja-literature-ponjatie-o-pedagogicheskom-sotrudnichestve.html (дата обращения: 23.07.18).
13. Пущаев Ю. Синергия: содействие, соработничество. — URL: https://foma.ru/ sinergiya-sodejstvie-sorabotnichestvo.html (дата обращения: 06.08.18).
14. Соловейчик С. Л. Манифест Человек Свободный. — URL: https://www. psychologos.ru/articles/view/manifest-chelovek-svobodnyy (дата обращения: 24.11.2018).
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. — URL: https://минобрнауки.рф/открытое_министерство/стратегия/ (дата обращения: 27.08.2018).
16. Толкования Священного Писанияю — URL: http://bible.optina.ru/new:1kor:03:09 (дата обращения: 25.08.2018).
17. Формирование системы церковно-государственных отношений в современной России: проблемы и перспективы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-tserkovno-gosudar-stvennyh-otnosheniy-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 18.08.2018).
18. Шмонин Д. В. Теология образования: терминологическое введение // Шмо-нин Д. В. Технология блага: очерки теологии образования. — М.: Познание, 2018. — 224 с.