Научная статья на тему 'Духовное воспитание в педагогической системе Тихона Задонского'

Духовное воспитание в педагогической системе Тихона Задонского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОТЕРИОЛОГИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДУХОВНОСТЬ / ПРИМАТ / РЕЛИГИЯ / UPBRINGING / SOTERIOLOGY / PEDAGOGICAL SYSTEM / SPIRITUALITY / PRIMACY / RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якса Наталья Владимировна, Штин Илья Игоревич

Статья посвящена рассмотрению особенностей воспитательной системы святителя Тихона Задонского; проанализирован педагогический опыт святителя и его воспитательная система; рассмотрено понятие «духовное воспитание» в концепции Тихона Задонского; уделено внимание рассмотрению принципов духовного воспитания в концепции святителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF TIKHON OF ZADONSK

Article is devoted to consideration of the features of the educational system of the prelate Tikhon of Zadonsk; the pedagogical experience of the prelate and his educational system is analyzed as well;the definition of the "spiritual education" in Tikhon of Zadonsk’s concept is examined in the article; certain attention is paid to consideration of the principles of spiritual education in the concept of the prelate.

Текст научной работы на тему «Духовное воспитание в педагогической системе Тихона Задонского»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 УДК:37.013.43 : 27-3

Якса Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: [email protected]

Штин Илья Игоревич, студент 3 курса исторического факультета, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: [email protected]

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей воспитательной системы святителя Тихона Задонского; проанализирован педагогический опыт святителя и его воспитательная система; рассмотрено понятие «духовное воспитание» в концепции Тихона Задонского; уделено внимание рассмотрению принципов духовного воспитания в концепции святителя

Ключевые слова: воспитание, сотериологизм, педагогическая система, духовность, примат, религия

Yaksa Natalya Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Taurian academy, Crimean federal university of V.I. Vernadsky e-mail: [email protected]

Shtin Ilya Igorevich, student 3 courses of department of history, Taurian academy, Crimean federal university of V.I. Vernadsky e-mail: [email protected]

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF TIKHON OF

ZADONSK

Article is devoted to consideration of the features of the educational system of the prelate Tikhon of Zadonsk; the pedagogical experience of the prelate and his educational system is analyzed as well;the definition of the "spiritual education" in Tikhon of Zadonsk's concept is examined in the article; certain attention is paid to consideration of the principles of spiritual education in the concept of the prelate.

Keywords: upbringing, soteriology, pedagogical system, spirituality, primacy, religion.

Сегодняшняя педагогическая наука в поисках духовных основ воспитательного процесса все больше и больше внимания уделят святоотеческим концепциям воспитания. Одной из наиболее интересных из них, на наш взгляд, можно считать концепцию духовного воспитания Тихона Задонского.

Согласно теории В. Шаповалова, у всех культур «...ценностно-смысловое ядро сложилось под мощным воздействием религиозных направлений, чаще всего одной из мировых религий. Для России такой религией стало православное христианство. Многообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как об этнокультурной доминанте русской истории...» [1].

Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что для воспитания современной молодёжи в рамках ценностей нашей культуры, необходимо опираться именно на православное учение.

Святитель Тихон Задонский обладал большим педагогическим опытом. В течение 10 лет (с 1758 по 1767 годы [2]) он являлся ректором последовательно двух семинарий - Тверской и Воронежской [1], причём последняя была создана им лично [3]. Но в чётком и структурированном виде его педагогическая система была оформлена позже, во время его жития в Задонском монастыре (с 1767 по 1783 год, то есть по год смерти [2]).

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018

Святитель Тихон Задонский, безусловно, является одной из ярчайших личностей в православной культуре. Конечно, в православной церкви есть множество интересных личностей, сделавших значительный вклад в теорию и практику воспитания. К таковым можно причислить многих духовных иерархов, занимавшихся возведением монастырей и воспитанием «духовных чад», как наиболее яркий пример из русских святых отцов можно считать Серафима Саровского. Однако духовное наследие святителя Тихона Задонского, на наш взгляд, является показательным. Человек с, безусловно, большим педагогическим опытом, сумел не только создать свою педагогическую систему, но и соотнести её с реальной педагогикой. В досоветской философской мысли к его наследию обращались многие мыслители, такие, как: Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, протоиерей Г.Флоровский, протоиерей В.Зеньковский. В начале XX века, попытку осмыслить его труды с педагогической точки зрения попытался протоиерей Тихон Донецкий, в своей работе «Педагогические воззрения Тихона Задонского», 1912 года. Отказ от религии, и наработок педагогики дореволюционного периода, особенно в области духовно-нравственного воспитания и вплоть до 1991 года, надолго отложил анализ и изучение трудов святителя. Только в 2000 году исследователи обратились к трудам святителя, когда была защищена диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук за авторством Иванова Алексея Викторовича. В этой работе был сделан подробный анализ педагогической системы святителя Тихона.

В чем же особенность указанной педагогической системы? В ее основе лежит понимание воспитания с учетом принципа сотериологизма, то есть ориентации на спасение души, и включающее в себя такие понятия как:

Духовное воспитание;

Интеллектуальное воспитание;

Физическое воспитание;

Порядок этих элементов крайне важен. Именно духовное воспитание имеет важнейшее значение в этой триаде, что, на наш взгляд, выгодно отличает

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 эту систему от существующей сегодня воспитательной парадигмы, которая предполагает наличие лишь двух последних элементов. В этой связи, красной нитью в наследии святителя проходит идея примата в человеке духовного, над биосоциальным, хотя и не отвергается необходимость развития человека и в интеллектуальном, и в физическом смыслах.

Основной целью жизни человека, согласно данной концепции, является Богопознание. Познание Бога происходит следующими методами: эмпирическими, рациональными и супранатуральными;

Первых два метода широко используются и в светской педагогической практике. Последняя же форма заключается в создании особой воспитательной среды, коей является Церковь. Теологами церковь трактуется как Богочеловеческий организм. Внешне она представляет из себя некий целостный духовный социум, не ограниченный временными, географическими и количественными рамками. Среди особых воспитательных факторов и средств, которыми обладает Церковь, в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского называются богослужение, вера, молитва, пост, чтение Священного Писания, покаяние, церковные таинства [1]

Конечно, данная педагогическая система, учитывая авторство и целевую аудиторию, может быть применена лишь для людей, исповедующих христианство, в частности православие. Однако, учитывая статистику, последние данные которой приводятся центром «Религия в современном обществе» (последние данные приведены на 2007 год), в России 120 млн. чел. являются людьми, воспитанными в православной, или очень близкой к православной, социальной среде [5], при населении, которое на 2007 год составляло 144 млн. чел. Эти данные свидетельствуют о том, что именно православная воспитательная доктрина является одной из наиболее оптимальных для нашей культуры.

Что же такое «духовное воспитание»?

Духовное воспитание — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Духовное воспитание — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека [4].

Сам святитель пишет об этом так: «Учить детей необходимо не только грамоте, но и честной жизни и страху Божьему, ибо грамота без страха Божьего - как меч у безумного» [6]. Он говорит также и о телесном наказании в данном процессе, называя его необходимым. «Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами» - так он пишет в своей инструкции учителям. Но православный святитель указывает, что переусердствовать с этим не стоит, «ибо умеренность и средний путь похваляется». Хотя и цель, которую преследует святой Тихон может быть не совсем непонятна современным учителям и воспитателям, ибо, как указывалось выше, она состоит в «спасении души» и «встрече с Богом», путь достижения этой цели суть следование идеалам доброты и благочестивой жизни. На наш взгляд, следование основным принципам этой воспитательной системы может повысить нравственный уровень молодёжи, так как именно она способствует воспитанию полноценных и законопослушных членов общества.

Главной задачей духовного воспитания святитель Тихон считал «всадить Страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная» [6]. Данный принцип соотносится с современным педагогическим пониманием формирования морально-этического компонента личности ребенка. Соответственно, формирование духовности, нравственности ребенка может быть с успехом осуществляться с использованием данной педагогической системы.

В инструкции учителям, святитель называет семь принципов духовного воспитания детей [6]:

Вселять страх Божий в юности;

Наказание неисправных - дело родителей;

Не должно быть безмерной строгости в наказании;

Родители должны подавать личный пример;

Родители обязаны показывать любовь к своим чадам;

Родители должны о детях воздавать молитвы к Богу;

Не должно допускаться небрежение в процессе воспитания;

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018

В соответствии с седьмым принципом, должен осуществятся некий контроль за действиями родителей, дабы они не допустили в процессе духовного воспитания фатальных как для детей, так и для самих родителей ошибок. Этот контроль должен осуществятся особой воспитательной средой, то есть Церковью.

Стоит заметить, что о духовном воспитании как отдельном элементе воспитательной системы, в православной культуре говориться в многочисленных работах христианских святых, таких как: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Исидор Пелусиот, Нил Синайский, Серафим Саровский, Георгий Задонский, архиепископ Антоний Воронежский и Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Вышенский, Иоанн Кронштадтский, Макарий, Амвросий и Антоний Оптинские, игумен Ванифатий из Феофании, Амвросий Харьковский, Алексей Мечев, и Серафим Роуз.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать определённые выводы:

Духовное воспитание - важнейший элемент в педагогической системе святителя Тихона Задонского, которая соотносит достижения как светской, так и духовной педагогики;

Духовное воспитание должно осуществляться, в рамках этой системы, в особом социуме - в Церкви, но посредством усилий родителей, и их личного примера;

Духовное воспитание имеет цель воспитать законопослушного члена общества, избавленного от безнравственности и созданию у детей чёткого морально-этического компаса;

Духовное воспитание - краеугольный камень в наследии множества деятелей православной церкви;

Данная система хорошо реализуема в ценностной системе русской культуры, в связи с особым влиянием на неё православия.

На наш взгляд, в современной образовательной среде и педагогической практике назрела необходимость в обращении к истокам святоотеческой духовной педагогики, ведь ее основные идеи касаются важнейшей составляющей человеческой личности - духовности.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (13) 2018 Список источников:

1. Иванов, А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 : защищена 24.06.2000/ А.В.Иванов,— Елец, 2000.— 18 с. , код доступа: http://dissers.ra/1/9019-1-ivanov-aleksandr-viktorovich-pedagogicheskaya^ sistema-svyatitelya-tihona-zadonskogo-specialnost-1300-o.php (дата обращения 20.02.18).

2. Краткое житие Тихона Задонского [электронный ресурс], код доступа: https://azbyka.ru/days/sv-tihon-zadonskij (дата обращения - 30.10.2017).

3. Статья: Тихон Задонский [электронный ресурс], код доступа: https://www.ronl.ru/stati/psihologiya-pedagogika/194795 (дата обращения -31.10.2017).

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

5. Религия в цифрах и фактах - СТАТИСТИКА.т: данные Росстата, Госкомстат государственная статистика России [электронный ресурс] ,код доступа: http://statistika.ru/naselen/2007/12/05/naselen_9686.html (дата обращения - 21.01.2018).

6. Святые отцы о духовном воспитании детей: Извлечения из духовных наставлений, поучений, писем подвижников благочестия для родителей, желающих идти по пути духовного совершенствования и вести за собою детей [электронный ресурс] код доступа: https://azbyka.ru/deti/svyaty-e-ottsy-o-duhovnom-vospitanii-detej (дата обращения - 18.01.2018).

Дата публикации на сайте 25.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.