Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич

В работе представлен материал раскрывающий вопросы, связанные с процессом профессионально-прикладной физической подготовкой, как одной из основных составляющих профессиональной подготовки сотрудников полиции. На основе анализа организации и осуществлении процесса профессиональной подготовки личного состава, как в образовательных организациях, так и практических органах системы МВД России, приводятся данные причин снижающих эффективность применения боевых приемов борьбы, представлены возможные пути по поиску эффективных способов совершенствования образовательного процесса по обучению боевых приемов борьбы как в системе, так и в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT METHODS OF FIGHT AS ONE OF THE IMPORTANT COMPONENTS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS STAFF

The article presents the material that reveals issues related to the process of professionally applied physical training, as one of the main components of the professional training of police officers. Based on the analysis of the organization and implementation of the process of professional training of personnel, both in educational organizations and practical bodies of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, data are given on the reasons for reducing the effectiveness of the use of combat techniques of combat, possible ways are presented to find effective ways to improve the educational process for teaching combat techniques of combat both in the system and in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

3. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. -Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.

2. Zatsiorsky, V.M. (2020), Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of upbringing, Sport, Moscow.

3. Nazarov, V. P. (2004), Coordination of movements in school age children, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: Mgluhareva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2022

УДК 796.89

БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

Аннотация

В работе представлен материал раскрывающий вопросы, связанные с процессом профессионально-прикладной физической подготовкой, как одной из основных составляющих профессиональной подготовки сотрудников полиции. На основе анализа организации и осуществлении процесса профессиональной подготовки личного состава, как в образовательных организациях, так и практических органах системы МВД России, приводятся данные причин снижающих эффективность применения боевых приемов борьбы, представлены возможные пути по поиску эффективных способов совершенствования образовательного процесса по обучению боевых приемов борьбы как в системе, так и в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: физическая сила, боевые приемы борьбы, сотрудники полиции, образовательные организации, профессионально-прикладная подготовка, меры принуждения, личная безопасность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p94-98

COMBAT METHODS OF FIGHT AS ONE OF THE IMPORTANT COMPONENTS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS STAFF Kirill Yurievich Gorin, the deputy head of the department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk

Abstract

The article presents the material that reveals issues related to the process of professionally applied physical training, as one of the main components of the professional training of police officers. Based on the analysis of the organization and implementation of the process of professional training of personnel, both in educational organizations and practical bodies of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, data are given on the reasons for reducing the effectiveness of the use of combat techniques of combat, possible ways are presented to find effective ways to improve the educational process for teaching combat techniques of combat both in the system and in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: physical strength, fighting methods of struggle, police officers, educational organizations, vocational training, coercive measures, personal safety.

Среди всей совокупности различных видов деятельности, которую осуществляют сотрудники полиции, одно из важнейших места занимает деятельность, связанная с при-

менением мер принуждения по отношению к правонарушителю, преследуя ряд целей, среди которых: доставление в органы власти; пресечение совершения новых преступлений. Данная деятельность обуславливает объективную потребность в качественной подготовки и наличию профессиональных навыков у сотрудников полиции для выполнения возложенных обязанностей. Безусловно, деятельность сотрудников полиции, как мужского, так и женского пола, сопряжена с выполнением вышеуказанных задач в условиях высокой физической и психологической нагрузки.

Не менее важной в служебной деятельности сотрудников ОВД является способность осуществлять обеспечивать личную и общественную безопасность в ситуациях покушения на жизнь и здоровье, свою и окружающих людей.

Данные оперативных сводок свидетельствуют о том, что в процессе несения службы сотрудникам полиции зачастую не удается избежать случаев причинения травм и увечий различной степени тяжести в адрес правонарушителей. Поэтому в числе главных задач выступает необходимость понимания ответственности, которую будет нести сотрудник полиции, так как совершенное им деяние может быть квалифицированно как преступление. И в данном случае ему важно доказать правомерность применения физической силы.

Перед сотрудниками полиции стоит обязанность учитывать характер и силу оказываемого сопротивления, т.е. необходимо руководствоваться реальными действиями правонарушителя - оказал он активное или пассивное неповиновение. Так, сообразно степени тяжести содеянного и оказываемого сопротивления правонарушителем сотрудник полиции применяет меры непосредственного принуждения, пределы которой устанавливает законодатель и характеризуются установленными рамками, выход за которые влечет негативные юридические последствия для правоохранителей. Исходя из сказанного, сотрудник полиции должен всегда стремиться к минимизации причиняемого ущерба, а при возможности стараться избегать вовсе его

При проведении аналитической работы над разделом «Боевые приемы борьбы», практикой применения физической силы сотрудников ОВД, а также сформировавшегося многолетнего опыта сотрудников мы приходим к выводу, что среди всех мер, которые сотрудник полиции применяет к правонарушителю наиболее безопасной по отношению к возможным последствиям для здоровья правонарушителя выступают болевые приемы в стойке.

Они эффективны как сами по себе, так и в комплексе с другими приемами при осуществлении мер непосредственного принуждения и самозащиты, и входят в перечень базовой подготовки сотрудников ОВД.

С точки зрения полицейской практики болевые приемы в стойке могут применяться индивидуально или в составе группы сотрудников ОВД:

- как мера быстрого и неожиданного лишения свободы передвижения правонарушителя (преступника), под воздействием болевого захвата, в процессе заранее планируемого задержания;

- как мера непосредственного принуждения правонарушителя отказывающегося подчиниться законным требованиям сотрудника ОВД, с целью ограничения свободы его передвижения и контролируя болевым захватом доставить по месту назначения;

- как мера самозащиты, в комплексе с другими приемами, в ситуациях осуществления личной или общественной безопасности;

- как быстрое преследование болевым захватом и ограничением свободы передвижения правонарушителя после проведения своих атакующих или контратакующих действий.

В процессе практических занятий по физической подготовке, технику их освоения необходимо последовательно доводить до уровня навыка. То есть уровня, при котором центральная нервная система практически не контролирует последовательность выпол-

нения простых и сложных технико-тактических двигательных действий направленных на эффективное и правомерное решение различных ситуационных задач по осуществлению мер непосредственного силового принуждения, обеспечения личной и общественной безопасности. В то же время владение техникой боевых приемов борьбы на уровне навыка, позволяет центральной нервной системе сотрудников ОВД полностью переключиться на контроль конкретной ситуации, прогнозирование ее дальнейшего развития и принятие решения по эффективному и рациональному выходу из данной ситуации.

Практическое осуществление формирования умений и навыков выполнения любых двигательных действий и болевых приемов в стойке в частности возможно только с соблюдением:

- определенных педагогических закономерностей, разработанных в соответствие с классической теорией обучения двигательным действиям, основанной на трудах основоположников психологии и физиологии;

- общепедагогических и специфических принципов физического воспитания, разработанных отечественными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта.

Анализ национального законодательства о применении полицейской силы позволяет сделать вывод, что в основе своей оно соответствует международным стандартам. К сожалению, действующие нормативно-правовые акты МВД России, которые регламентируют порядок физической подготовки для сотрудников полиции, в том числе курсантов и слушателей, не всегда отвечают законам методики проведения занятий с педагогической точки зрения. Подготовка сотрудников ОВД должна осуществляться в неотрывном взаимосвязанном процессе с морально-психологической, а также правовой подготовки, для формирования комплексных знаний и умений, необходимых для качественного выполнения служебных обязанностей как в штатной, так и в критической ситуации.

Второй проблемой, на наш взгляд, является излишняя регламентация техники выполнения некоторых приемов, и требование выполнять их, в частности на инспекторских и контрольных проверках, только согласно описанию, представленному Наставлении № 450 от 1 июля 2017 г.

В целом в стремлении к методике единого подхода к формированию техники выполнения боевых приемов борьбы нет ни чего страшного. Но это должно касаться лишь первоначального обучения классической технике выполнения приема из стандартного исходного положения. Со временем, с повышением уровня сформированности умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы, техника их выполнения может изменяться. Это зависит от многих факторов, например: в соответствие с антропометрическими и психологическими особенностями организма сотрудника ОВД (курсанта и слушателя); с их предварительной двигательной подготовленностью в каком-либо виде единоборств; в зависимости от исходного положения в начальной фазе выполнения приема или тактической целесообразности его выполнения. В частности, если говорить об описании техники выполнения болевых приемов в стойке, представленных в ныне действующем Наставлении, то их можно охарактеризовать как описание возможных вариантов выполнения данных приемов, причем не самое эффективное, но никак не классическое.

В настоящее время, в широком доступе существует достаточно большое количе -ство учебной и учебно-методической литературы, где описана техника и тактика выполнения болевых приемов в стойке, в которых есть описание и иллюстрации различных вариантов их выполнения. Однако анализ этой литературы показывает, что авторы по-разному понимают технику выполнения болевых приемов в стойке. Причин этому много, одна из главных - субъективизм в понимании техники выполнения приемов, на который влияют такие факторы как:

- уровень базовой подготовки самого автора, то есть, каким видом спорта или единоборством он занимался и на каком уровне мастерства;

- антропометрические и физические данные самого автора;

- наличие или отсутствие постоянной педагогической практики в обучении данным приемам;

- контингент обучаемых;

- целевая установка педагогического процесса по обучению боевым приемам борьбы и т.д.

Поэтому предлагая к изучению сотрудниками ОВД (курсантами и слушателями) того или иного варианта выполнения болевого приема в стойке, необходимо учитывать целевую установку на их применение, которая заключается в овладение способностью их применять уверенно, надежно и законно в различных условиях оперативно-служебной и другой профессиональной деятельности, установленной законом. Но не для демонстрации в процессе различных проверок на несопротивляющемся ассистенте, инспектору, который требует только один официально принятый, пусть даже не самый эффективный, вариант исполнения приема.

Только высокая степень владения техникой боевых приемов борьбы, с учетом индивидуальных особенностей исполнения, позволяет сотруднику ОВД успешно проводить прием и добиваться от правонарушителя выполнения своих законных требований.

Перечень представленных в Наставлении болевых приемов в стойке вполне оптимален. К ним относится восемь приемов: загиб руки за спину «толчком», «рывком», «замком» и «нырком», рычаг руки внутрь, наружу и через предплечье, дожимом кисти («под ручку»). Но мы, исходя из большого практического опыта работы по обучению сотрудников ОВД (курсантов и слушателей), эффективности и надежности применения, рекомендовали бы для обязательного изучения девятый прием - рычаг руки через шею (в некоторых источниках - через плечи).

Болевые приемы в стойке, входят в состав обязательной базовой подготовки сотрудников ОВД (курсантов и слушателей). Которые по завершению базового этапа подготовки должны уметь дифференцировать данные приемы на слух и выполнять на несопро-тивляющемся ассистенте по требованию проверяющего в обе стороны. В последующем, на других этапах подготовки, должна совершенствоваться индивидуальная техника выбранного для того или иного сотрудника основного болевого приема в стойке и расширяться тактическая вариативность его применения.

По структуре выполнения все болевые приемы в стойке, кроме приема - ограничение свободы передвижения дожимом кисти («под ручку»), выполняются по следующему алгоритму: захват или контроль атакуемой руки, отвлекающий удар, выведение из равновесия, выполнение основы приема, фиксация подконтрольного положения.

Болевой прием ограничение свободы передвижения дожимом кисти («под ручку») выполняется без отвлекающего удара и с незначительным выведением правонарушителя из равновесия, так как выполняется при подходе сзади, неожиданно и быстро, по ходу естественных сгибов руки правонарушителя.

Однако, ни в ныне действующем Наставлении, регламентирующем процесс физической подготовки сотрудников ОВД (курсантов и слушателей), ни в методической литературе, которая разрабатывалась параллельно с ними, при описании техники выполнения болевых не учитывается наиважнейшая фаза проведения приема - выведение противника из равновесия.

Получается, что на этот элемент техники выполнения приема вообще не акцентируется внимание сотрудников ОВД (курсантов и слушателей) в процессе обучения. А именно выведение противника из равновесия в реальной служебно-боевой ситуации позволяет сотруднику ОВД получать преимущество во времени и силе, что в конечном итоге значительно влияет на эффективность проведения приема.

Требуя от сотрудников ОВД (курсантов и слушателей) демонстрации болевых приемов в стойке согласно описанию, авторы Наставления забывают, что выполнение любых

боевых приемов и болевых приемов в стойке, в том числе, вариативно. Представленное же ими описание техники выполнения болевых приемов в стойке, претендует на абсолютную исключительность. На самом деле это лишь определенные и не всегда самые эффективные варианты их исполнения. Так при описании порядка выполнения болевого приема:

- ограничение свободы передвижения загибом руки за спину «рывком», регламентируется прямой захват разноименной рукой атакуемой руки ассистента, но такой захват ведет к приобретению отрицательного навыка, который в последствие, при дальнейшем совершенствовании техники выполнения болевых приемов в стойке, а конкретно при отработке комбинаций болевых приемов в стойке, негативно скажется на их освоении. Далее по тексту говорится: «Нанести расслабляющий удар правой голенью по внутренней стороне правого бедра», но возникает вопрос - почему именно туда? Тем более, что нанести такой удар на практике вообще проблематично. Почему, в зависимости от ситуации удар ногой не может наноситься в голень, в коленный сустав, в пах или не может быть нанесен рукой в голову или туловище? Следующий вопрос к описанию данного приема - как можно захватить одноименной рукой руку ассистент за плечо (ближе к локтю сверху или снизу)? Во-первых, снизу локтя это уже предплечье. Во-вторых, оба рекомендованных варианта захвата приводят к рычагу руки и препятствуют выполнению загиба руки за спину по ходу естественного сгиба. Традиционно в настоящем описании техники выполнения данного приема отсутствует элемент - выведение ассистента из равновесия.

- ограничение свободы передвижения загибом руки за спину «замком», классический болевой прием в стойке, выполняемый на близкой дистанции (вплотную). Зачем для его выполнения регламентируется держать руку в кармане брюк? Непонятно. Это из другой темы - «Упреждающие действия при попытках достать оружие», но при этом более эффективным будет прием загибом руки за спину «рывком», о чем не раз упоминалось в специальной литературе. Так как проведение загиба руки за спину «замком», в процессе выполнения приема, не позволяет контролировать руку ассистента в кармане, которую тот может свободно вытащить наружу вместе с предполагаемым оружием и воспользоваться им.

И так можно говорить о технике выполнения каждого болевого приема в стойке, регламентированного нормативными документами сегодня, для обучения сотрудников ОВД (курсантов и слушателей).

Все это естественно негативно сказывается на процессе обучения сотрудников ОВД (курсантов и слушателей) болевым приемам борьбы в стойке. А зачастую, на их неверие в эффективность практического применения данных приемов.

Контактная информация: KIRILL.GORIN.1981@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Наталия Петровна Горохова, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Тяжесть основной патологии и обусловленный ей диапазон двигательных, психических и речевых нарушений способствуют формированию личности ребёнка с поражением опорно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.