Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3-Й УДАРНОЙ АВИАЦИОННОЙ ГРУППЫ РЕЗЕРВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ПОД ВОРОНЕЖЕМ ЛЕТОМ 1942 г.'

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3-Й УДАРНОЙ АВИАЦИОННОЙ ГРУППЫ РЕЗЕРВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ПОД ВОРОНЕЖЕМ ЛЕТОМ 1942 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
452
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бомбардировщик «Бостон» / истребитель «Аэрокобра» / боевые действия / оборона Воронежа / Воронежский фронт / Великая Отечественная война / a bomber «Boston» / a fighter «Aerocobra» / operations / defence of Voronezh / the Voronezh front / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагин Владимир Владимирович

Статья «Боевые действия 3-й Ударной авиационной группы Резерва Верховного Главнокомандования под Воронежем летом 1942 г.» посвящена вопросам применения советской бомбардировочной авиации на Верхнем и Среднем Дону в июне-августе 1942 г. Используя уникальный документальный материал, автор раскрывает исторические аспекты обороны Воронежа и показывает эволюцию боевых действий бомбардировочных авиационных полков Красной Армии во время германской операции «Синяя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONS OF 3RD SHOCK AIR GROUP GENERAL HEADQUARTERS RESERVE NEAR VORONEZH IN THE SUMMER OF

The article «Operations of 3rd Shock air group of the Reserve of General headquarters near Voronezh in the summer of 1942» is devoted questions of application of the Soviet bomber aircraft on the Upper and Mean Don in June-August, 1942. Using a unique documentary material, the author opens historical aspects of defence of Voronezh and shows changes of aircraft attitude of operations of bomber air regiments of Red Army during the German operation «Dark blue».

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3-Й УДАРНОЙ АВИАЦИОННОЙ ГРУППЫ РЕЗЕРВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ПОД ВОРОНЕЖЕМ ЛЕТОМ 1942 г.»

УДК 947.085(471.324)

В.В. ГАГИН, кандидат исторических наук,

председатель Воронежского Русского военно-исторического общества (г. Воронеж)

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3-Й УДАРНОЙ АВИАЦИОННОЙ ГРУППЫ РЕЗЕРВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ПОД ВОРОНЕЖЕМ ЛЕТОМ 1942 г.

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором В.Н. Плюшкиным.

Аннотация. Статья «Боевые действия 3-й Ударной авиационной группы Резерва Верховного Главнокомандования под Воронежем летом 1942 г.» посвящена вопросам применения советской бомбардировочной авиации на Верхнем и Среднем Дону в июне-августе 1942 г. Используя уникальный документальный материал, автор раскрывает исторические аспекты обороны Воронежа и показывает эволюцию боевых действий бомбардировочных авиационных полков Красной Армии во время германской операции «Синяя».

Ключевые слова: бомбардировщик «Бостон», истребитель «Аэрокобра», боевые действия, оборона Воронежа, Воронежский фронт, Великая Отечественная война.

V.V. GAGIN, candidate of historical sciences,

the chairman of Voronezh Russian military-historical society

(Voronezh)

OPERATIONS OF 3RD SHOCK AIR GROUP

GENERAL HEADQUARTERS RESERVE NEAR VORONEZH IN THE SUMMER OF 1942

Abstract (the summary). The article «Operations of 3rd Shock air group of the Reserve of General headquarters near Voronezh in the summer of 1942» is devoted questions of application of the Soviet bomber aircraft on the Upper and Mean Don in June-August, 1942. Using a unique documentary material, the author opens historical aspects of defence of Voronezh and shows changes of aircraft attitude of operations of bomber air regiments of Red Army during the German operation «Dark blue».

Key words: a bomber «Boston», a fighter «Aerocobra», operations, defence of Voronezh, the Voronezh front, the Great Patriotic War.

Свидетельством особого значения, которое придавал И.В. Сталин срыву гитлеровского наступления на Воронеж, как начального этапа операции «Блау», является в том числе, и направление на этот театр военных действий 3-й ударной авиагруппы ставки ВГК, которая действовала на Юго-Западном, а затем Воронежском фронтах: Тамбов, Липецк, Лисичанск, Мичуринск, Воронеж.

Сначала 3-я УАГ участвовала в неудачных сражениях под Харьковом. Под Воронеж она прибыла под командованием опытнейшего летчика, генерал-майора авиации Горбацевича Леонида Антоновича (род. 1905 г.), который в 1941 г. командовал АДД. Неоднократно летавший в бой на «Бостоне», Горбацевич погиб на земле от бомбежки 27.07.42 г. В августе 1942 г., после гибели Горбацевича из его группы и 244-й бад (обе

Берегиня • 777 • Сова, 2010, №2(4)

понесли серьезные потери в июльских боях) в составе 2-й ВА была составлена 244-я бад. Командовать дивизией стал Герой Советского Союза генерал-майор Клевцов. Начальник штаба-Комаров. Заместитель командира - подполковник Недосекин (бывший командир 260-го, а затем 201-го бап). Начальником политотдела соединения стал генерал-майор Рытов (тот самый знаменитый Рытов - участник боевых действий в Китае). На 31 июля 1942 г. в 244-ю авиадивизию входили: 45-й бап, 201-й бап и 453 бап [I].1

Третья ударная авиационная группа резерва Главного командования в июне 1942 года состояла из трех бомбардировочных и двух истребительных полков: 861-го бап - командир майор Никифоров Николай Александрович, самолеты «Бостон»; 260-го бап - командир Недосекин, самолеты «Бостон»; 449-го ночного бап - командир Кузнецов, самолеты «Бостон»; 153-го истребительного авиационного полка, командир майор С.И. Миронов, в последствии - зам. главкома ВВС по боевой подготовке и генерал-полковник, самолеты Белл П-39 «Аэрокобра»; и еще одного, 185-го полка «аэрокобр» - командир полка Васин. Комиссаром группы, а затем 244 бад до осени 1942 года был генерал Рытов Андрей Герасимович, потом его перевели. К концу июля 260-й и 449-й полки понесли тяжелые потери (нанося бомбовые удары по скоплениям войск противника в районах Кшень, Касторное, Тим, Губарево, Семилуки, Подклетное, Малышево, Воронеж) и были выведены из боевого состава и 3-я УАГ, включая один бомбардировочный и два истребительных полка, базировалась в Липецке (153-й иаи и 185-й иап) и Тамбове (861-й бап)[2].2

Бомбардировщики американского производства А-20Ж «Бостон», а также американские истребители Белл П-39 «Аэрокобра» по своим летно-тактическим данным были одними из лучших на тот момент в ВВС Красной Армии.

Базировались на территории, подконтрольной Воронежскому фронту, штаб 3-й УАГ размещался сначала в Лисичанске, затем Воронеже, Мичуринске. Авиагруппа непосредственно подчинялась Ставке Верховного командования и предназначалась для нанесения массированных ударов по скоплениям войск, танков, железнодорожным эшелонам и аэродромам немцев в по-

лосе Воронежского фронта. Авиагруппа была мобильной. Штаб состоял всего из нескольких офицеров, а политотдела и тыла вовсе не было - авиагруппа находилась на обеспечении 2-й Воздушной армии, которой командовал генерал С.А. Красовский.

Командующий авиагруппы Горбацевич Леонид Антонович был хорошо знаком с командующим 6-й Армии генералом Харитоновым Федором Михайловичем, и они часто встречались летом 1942 года в г. Воронеже и на Воронежском фронте - Горбацевич лично вылетал и выезжал к командарму генералу Харитонову Ф.М., а также и командующему фронтом тов. Ватутину Н.Ф. — на рекогносцировку местности и для получения боевой задачи своим бомбардировщикам и истребителям.

Особо хочется выделить то обстоятельство, что генерал-майор авиации Горбацевич сам организовывал взаимодействие авиационных частей с сухопутными войсками Воронежского фронта, защищавших город Воронеж. Неоднократно лично водил ударную авиационную группу в составе трех бомбардировочных и двух истребительных полков на уничтожение подходивших к г. Воронежу танковых колонн немцев; совершил более 50 успешных боевых вылетов.

26 июля 1942 года генерал-майор Горбацевич ЛА. погиб как герой северо-восточнее г. Воронежа, у села Чертовицкое, недалеко от командного пункта 60-й Армии генерала Черняховского И.Д.

Начальник штаба 861-го бомбардировочного авиаполка Третьей Ударной группы подполковник Павлов Алексей Георгиевич в журнале боевых действий полка записал: «В этот день наш командующий генерал Горбацевич был на командном пункте, расположенном в нескольких километрах от линии фронта, откуда руководил боевой работой наших бомбардировщиков. Он получил 14 ран в грудь. В 10 часов утра 26 июля 1942 года генерал Горбацевич умер»[3].3

«Примерно в семь часов утра 26 июля 1942 года, - рассказывал комиссар Рытов (впоследствии - генерал-полковник, начальник Политуправления ВВС СССР), — я услышал гул моторов. Это под прикрытием истребителей на боевое задание вылетело два наших бомбардировочных полка. Горбацевич с адъютантом и

офицер штаба 2-й Воздушной Армии вышли с командного пункта и направились к опушке леса. Неожиданно из-за деревьев выскочили два «мессершмитта». Послышался резкий свист, на земле взметнулось пламя, вздыбились фонтаны земли и дыма. Я стоял в метрах ста от Горбацевича и видел, как он упал на землю. Подбежал к нему. Бледное перекошенное страданием лицо. Глаза закрыты. Когда прибыл врач, командующий был уже мертв. В этот же день, гроб с телом доставили самолетом в Мичуринск». Командующий 3-й УАГ РВГК ЛА. Горбацевич был похоронен в г. Мичуринске Тамбовской области с воинскими почестями. Прозвучал прощальный залп. Когда гроб опускали в могилу, в воздухе появился 153-й истребительный авиационный полк под командованием майора С.И. Миронова. Истребители шли на малой высоте, все подняли головы вверх и услышали салют из пушек «Аэрокобр».

В воспоминаниях В.К. Черниевского, начальника разведки 861-го бап, есть много боевых эпизодов работы летчиков Горбацевича.

Это рассказы и о воздушном стрелке-радисте 861-го бап Василии Александровиче Совет-никове - в августе 1942 г. он сбил в воздушном бою истребитель «мессершмитт-109», а когда выбросился из горящего самолета в районе станции Касторная, был расстрелян в воздухе фашистским истребителем; и о воздушном стрелке 861 -го бап Иване Подлесняке, мужественно сражавшемся за Воронеж, Острогожск, Касторную, Семилуки, сбившем в воздушном бою фашистский истребитель и награжденным за это орденом «Красная Звезда».

В 1942 году на Воронежском фронте в 861-м бап геройски воевал летчик-командир звена Михаил Сергеевич Казачанский. Он производил 23 боевых вылета в день при защите г. Воронеж (при среднем напряжении самолетовылетов во 2-й ВА - всего 1,5), нанося бомбовые удары по живой силе и технике врага. 16 сентября 1942 года, после нанесения бомбового удара по скоплению мотомеханизированных войск в районе Малышево Воронежской области, его экипаж не вернулся с боевого задания, был сбит истребителями противника над целью - Малышевской переправой [4].4

Там же, в 861-м бап, воевал штурман звена Александр Иванович Баранцев. 6 июля 1942 года А.И. Баранцев, выполняя боевое задание командующего Воронежским фронтом генерала Ватутина по установлению линии боевого соприкосновения на участке 6, 38, 40 и 60 сухопутных армий, установил передний край обороны. Атакованный истребителями противника, его экипаж, передавая разведывательные данные о противнике по радио открытым текстом, применил в то время новую тактику ведения воздушной разведки и ухода от преследования - выполнял полет на средней высоте, изменяя курс на 15-20 градусов с заходом на свою территорию. Баран-цев был в этом воздушном бою ранен и покинул подбитый бомбардировщик с остальными членами экипажа на парашюте, а их самолет сгорел в 15 километрах севернее Острогожска.

В 861-м бап воевал экипаж в составе четырех старших сержантов: летчик - Владимир Дмитриевич Сердюков, штурман экипажа - Евгений Трофимович Кононенко, стрелок-радист Александр Владимирович Кудряев. воздушный стрелок Василий Николаевич Леонов. Экипаж атаковал железнодорожную станцию Касторная и совершил 6 августа 1942 года героический подвиг: летчики направили свой горящий бомбардировщик в голову движущейся танковой колонны. Все четыре члена экипажа были тяжело ранены в воздушном бою, но не покинули самолет, не свернули с боевого курса. «Я видел удар самолета Сердюкова в самую гущу немецкой колонны. Немецкие танки и автомашины остановились. Я видел большой столб огня и дыма высотой 500600 метров, перевернутые автомашины»[5].5

В 1942 году на Воронежском фронте в 861 -м бап воевал и воздушный стрелок-радист Николай Александрович Божков. Он героически и мужественно сражался в воздушных боях за Воронеж, Острогожск, Малышево, Давыдовку, Георгиу-Деж и др. Так было и 23 августа 1942 года, когда при ведении воздушного боя в районе Георгиу -Деж - Давыдовка он в неравном воздушном бою сбил немецкий истребитель «Мессершмитт-109», за что был представлен к правительственной награде. В одном из последующих воздушных боев взрывом пушечного снаряда разворотило колпак кабины стрелка-радиста и Божков, истекая кровью, погиб в этой воздушной схватке.

Берегиня • 777 • Сова, 2070, №2(4)

Командир эскадрильи майор Василий Михайлович Ёркин однажды пилотировал свой «Бостон» на одном моторе 97 километров, и тем самым спас жизни экипажа и дорогостоящий самолет. Это был открытый, веселый, задушевный человек и его в офицерской летной среде прозвали «воздушный Василий Теркин».

Командовал славным 861-м бомбардировочным авиаполком полковник Никифоров Николай Александрович. Однажды он спас жизнь экипажу летчика Банникова - не дал возможности фашистам захватить их в плен, приземлившись за линией фронта рядом с подбитым самолетом и, забрав своих ребят на борт, взлетел. Н.А. Никифоров разработал новую тактику ведения противозенитного маневра бомбардировочного полка над целью, и впервые во фронтовых условиях разработал методику и натренировал летчиков для одновременного взлета бомбардировочного полка девятками (эскадрильями).

Андрей Герасимович Рытов в своих воспоминаниях писал: «Особенно высокие требования предъявлялись к летному составу ударных групп. Туда направляли самых опытных, самых смелых и закаленных летчиков и штурманов. Правда, им давали и некоторые привилегии: полуторный оклад денежного содержания, улучшенное снабжение питанием и обмундированием.

Меня назначили военным комиссаром 3-й ударной группы, штаб которой находился в Лисичанске. Она состояла из трех бомбардировочных полков (командиры Кузнецов, Недосекин, Никифоров) и двух истребительных (командиры Миронов и Васин). При знакомстве с ними особенно хорошее впечатление произвел на меня молодой, энергичный капитан Никифоров.

Командовал 3-й ударной группой Леонид Антонович Горбацевич - коренастый, широкогрудый, похожий на борца генерал. У него был острый пытливый взгляд, говорил он хрипловатым голосом и слегка шепелявил. В начале войны генерал занимал руководящий пост в Управлении дальней авиации. Но вскоре его освободили от должности, свалив на него всю вину за большие потери в самолетах. Спокойный и покладистый, Горбацевич не стал оправдываться и молча снес несправедливое наказание.

Чтобы успешно командовать ударной группой, руководитель должен был не только в совершенстве знать летное дело, авиационную тактику, но и обладать твердым характером, крепкой волей, а также качествами педагога-воспитателя.

Горбацевич оказался именно таким военачальником. К каждому летчику он находил свой подход, не стеснялся вовремя одернуть тех, кто начинал зазнаваться. Такие случаи бывали, правда, очень редко».

Очень высоко Рытов отзывался и о комполка С.И. Миронове: «В конце июня под Воронеж прилетел из Подмосковья на новых «аэрокобрах» истребительный полк. Из машины, приземлившейся первой, вылез невысокого роста летчик и, поправив шлемофон, представился генералу Горбацевичу:

- Командир 153-го полка майор Миронов. Прибыл в ваше распоряжение. - Он сделал шаг в сторону и молодецки щелкнул каблуками маленьких сапог.

Выслушав его, Горбацевич чуть заметно улыбнулся. Меня тоже удивил моложавый вид командира полка. Казалось, закончит доклад этот молоденький майор с ясными, доверчивыми глазами, пухлыми щеками и ямочкой на подбородке, озорно свистнет и бросится вприпрыжку бежать. Его хрупкая, мальчишеская фигура никак не вязалась с такой солидной должностью.

Но потом, когда мы познакомились поближе, узнали его на деле, убедились, насколько обманчивым оказалось первое впечатление. Сергей Иванович Миронов был храбрый летчик и талантливый командир. Спокойный и мягкий по натуре, он никогда ни на кого не кричал, умел по-хорошему уладить любой инцидент. Летчики любили его, шли за ним, как говорят, в огонь и в воду.

С.И. Миронов еще в период борьбы с финнами стал Героем Советского Союза, а впоследствии генерал-полковником авиации, командовал крупными соединениями, занимал должность заместителя Главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке»[6].6

И сам комиссар Третьей УАГ РВГК, как и все командование соединения, был под стать своему героическому летно-техническому составу. Вот слова из некролога, опубликованного во всех советских центральных газетах:

«Перестало биться сердце Андрея Герасимовича Рытова, активного бойца партии, генерала, который в течение последних двенадцати лет возглавлял партийно-политическую работу в Советских Военно-Воздушных Силах.

А.Г. Рытов родился в 1907 году в семье крестьянина на Рязанщине. Окончив в 1925 году школу крестьянской молодежи, он с первых дней своей трудовой деятельности активно участвует в общественной жизни, работает в местных комсомольских, а затем партийных органах.

В 1929 году А.Г. Рытов вступил в Советскую Армию. В том же году стал членом Коммунистической партии.

Ответственный секретарь полкового комсомольского бюро, политрук роты, инструктор политотдела дивизии - таковы первые армейские должности Андрея Герасимовича Рытова. Затем молодой способный политработник пришел в авиацию, где наиболее полно развернулись его незаурядные организаторские способности. За образцовое выполнение специальных заданий правительства тридцатилетний офицер-политработник еще до начала Великой Отечественной войны был удостоен двух боевых орденов. На фронте, в пору суровых испытаний, к этим первым наградам прибавились многие другие. И среди них - ордена Суворова II степени, Богдана Хмельницкого I и II степени, Отечественной войны I степени, награды, которыми удостоили советского генерала правительства Польской Народной Республики и Чехословацкой Социалистической Республики.

В годы Великой Отечественной войны Андрея Герасимовича хорошо знали и уважали военные летчики Северо-Западного, Южного, Юго-Западного, Воронежского, Брянского, Центрального, 1 -го Белорусского, 1 -го и 4-го Украинских фронтов. Многих из них теплым, душевным словом провожал в бой политработник Андрей Герасимович Рытов. Он умел вдохнуть в людей бодрость и уверенность, поднять их на мужественную и беззаветную борьбу за Родину, ее свободу и независимость. Хорошо разбирался Андрей Герасимович и в вопросах оперативно-боевой работы, умел уловить новое и применить его на практике, в сложной боевой обстановке.

После окончания войны все свои силы и знания А.Г. Рытов отдавал авиации, делу ее

дальнейшего боевого совершенствования. Работая начальником Политуправления Военно-Воздушных Сил, членом Военного совета ВВС - начальником Управления политорганов ВВС Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, генерал-полковник авиации А.Г. Рытов много внимания уделял партийной и общественной работе, делу воспитания умелых, мужественных, идейно убежденных воинов, зорких стражей воздушных рубежей нашего Отечества. Он принимал самое живое и непосредственное участие в решении вопросов, связанных с освоением новой боевой техники, которую дает Родина своим славным соколам.

Большую и ответственную работу в Вооруженных Силах А.Г. Рытов сочетал с активным участием в общественно-политической деятельности. Был делегатом XXII и XXIII съездов КПСС, дважды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.

Память об Андрее Герасимовиче Рытове -пламенном патриоте нашей Родины, верном сыне советского народа и Коммунистической партии - навсегда сохранится в сердцах авиа-торов»[7].

Боевые действия 3-й УАГ РВГК летом 1942 г. под Воронежем - яркий пример огромного внимания И.В. Сталина к битве на Верхнем и Среднем Дону. На это, в то время стратегически важнейшее, направление Ставка направляла лучшие части и соединения, укомплектованные хорошо подготовленным личным составом и самой современной на тот момент боевой техникой.

Примечания:

1. Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), ф. 302, on. 196, д. 9, л. 8.

2. ЦАМО РФ., ф. 302, on. 19 об, д. 9, л. 118.

3. Воронежский Областной краеведческий музей (ВОКМ), архив музея «Арсенал», д. 861 -го бап.

4. ЦАМО РФ., ф. 302, оп. 196, д. 9, л. 3.

5. ВОКМ, архив музея «Арсенал», д. 861 -го бап.

6. Рытов, А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1968. С. 189,197.

7. Авиация и космонавтика: №37. Июль 1967 г.- С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.