УДК 343.9
А. В. Матюшкина
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
БЛОКЧЕЙН-ПЛАТФОРМА - НЕТ ПОВОДА ДЛЯ КОРРУПЦИИ
В статье раскрываются основные проблемы выявления и раскрытия коорупционных преступлений, обосновываются значение мер криминалистической профилактики в борьбе с коррупцией и использование инновационного подхода к решению поставленной задачи. Далее раскрывается сущность блокчейн-технологий, а именно блокчейн характеризуется как децентрализованная распределенная цифровая система данных, имеющая многофункциональный потенциал построения общественных отношений нового уровня. Выделяются основные признаки функционирования блокчейн-технологий. Посредством криминалистического моделирования создается прогностическая структура блокирования криминальной деятельности в условиях отсутствия ее преступных предпосылок. Приводится анализ законодательного регулирования и применения блокчейн-технологий на государственном уровне отдельных стран. Далее обосновывается применение технологии блокчейн как основного метода криминалистической профилактики в борьбе по искоренению коррупционных преступлений. В заключении делается вывод о необходимости внедрения блокчейн-платформ для регулирования отдельных видов гражданско-правовых отношений, в которых одной из сторон выступает государство, в целях исключения возможного появления в них коррупционных схем.
Ключевые слова: расследование коррупционных преступлений, криминалистическая профилактика, блокчейн-платформа, коррупция.
A. V. Matyushkina
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
e-mail: [email protected]
BLOCKCHAIN PLATFORM - NO ROOK FOR CORRUPTION
The article reveals the main problems of identifying and solving crimes of corruption, justifies the importance of measures of forensic prevention in the fight against corruption and the use of an innovative approach to solving the problem. Further, the essence of blockchain technologies is revealed, namely, the blockchain is characterized as a decentralized distributed digital data system with a multifunctional potential for building civil-law relations of a new level. The main features of the
36
functioning of blockchain technologies are highlighted. Through forensic modeling, a predictive structure is created for blocking criminal activity in the absence of its criminal prerequisites. The analysis of legislative regulation and application of blockchain technologies at the state level of individual countries is given. Further, the use of blockchain technology as the main method of forensic prevention in the fight to eradicate corruption crimes is substantiated.
In conclusion, it is concluded that it is necessary to introduce blockchain platforms to regulate certain types of civil law relations in which the state acts as one of the parties in order to exclude the possible appearance of corruption schemes in them.
Key-words: investigation of corruption crimes, forensic prevention, blockchain platform, corruption.
Введение
Трудность выявления коррупционных преступлений заключается в их высокой латентности. Подобное обстоятельство обусловлено обоюдной заинтересованностью сторон преступной сделки в полном молчании. Следовая информация, подтверждающая факт получения взятки, на этапе ее обнаружения не изобилует материальными следами: основной источник доказательств -субъектный состав преступной деятельности в его криминалистическом понимании. Как правило, это лицо, которому предлагают дать взятку. Лицо, добровольно дающее взятку, как и лицо, взятку получающее, при их взаимной заинтересованности, вряд ли захотят раскрыть нюансы преступных обязательств.
Еще сложнее при расследовании взяточничества зафиксировать момент получения взяткополучателем преступных денег, что по сложившейся судебно-следственной практике является неоспоримым доказательством вины злоумышленника. Следует подчеркнуть, что в соответствии с общим смыслом и принципами норм уголовно-процессуального права о производстве предварительного расследования в РФ вина лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления должна быть подтверждена совокупностью доказательств. Причем если наполнить данный тезис криминалистическим смыслом, то о доказанности вины лица в совершении преступления будет свидетельствовать система следовой информации, в которой должны присутствовать не только следы идеальной природы, как то показания потерпевшего (свидетеля), но и материальные следы, подтверждающие в нашем случае факт передачи взятки.
В противном случае доказать вину взяточника будет очень сложно...
В такой ситуации говорить о борьбе с коррупцией посредством привлечения виновных к уголовной ответственности весьма затруднительно.
Методы
В ходе дальнейшего исследования посредством применения методов криминалистического моделирования и экстраполяции предпринята попытка сформировать прогностическую модель использования инновационной
37
цифровой технологии (блокчейн) в решении проблемы предотвращения коррупционных проявлений во многих сферах общественных отношений.
Криминалистический анализ ожидаемых результатов отчасти подтвержден данными внедрения блокчейн-технологий на уровне других государств, полученными в результате использования метода обобщенного анализа статистических данных.
Результаты и обсуждение
Пользуясь известной формулой: зла лучше не допускать, чем с ним бороться, общество давно осознало, что гораздо эффективнее разрабатывать и принимать меры по предотвращению негативного явления, в том числе не допускать возможности появления коррупционных схем. Важная роль в решении данного вопроса принадлежит криминалистике, а именно такому ее направлению как криминалистическая профилактика. Традиционно научные разработки в области криминалистической профилактики имеют форму обобщения следственного опыта по выявлению причин совершения преступлений с целью предотвращения их совершения вновь [1, с. 919-920]. Такие рекомендации зачастую носят декларативный характер, хотя бы потому, что на подобную деятельность в рамках производства предварительного расследования у субъекта расследования по объективным причинам не хватает времени. Осознание данного факта подводит исследователей проблем расследования преступлений к выводу о незначительности профилактического направления криминалистических разработок.
Однако в последнее время тенденции развития научно-технологического прогресса открывают новые горизонты в области криминалистической профилактики. Диалектика прогресса подсказывает пути решения некоторых задач макроуровня, в том числе и возможный алгоритм искоренения коррупции: сама возможность подкупа госчиновника становится невозможной. Речь идет о создании технологий, предотвращающих появление преступного намерения, позволяющих устранить причину криминального явления.
Это блокчейн-системы.
Некоторые отмечают, что блокчейн - главный технологический прорыв двадцать первого века и самый значимый рывок человечества после появления и распространения интернета по всему миру. Конечно, создаются данные высокотехнологичные механизмы отнюдь не для борьбы с негативными преступными проявлениями, а, как и многое в жизни общества, в целях получения нового источника получения прибыли: на платформах-блокчейн в первую очередь существуют уже известные криптовалюты (биткоин, эфир, лайткоин и т.п.). Однако перспективы применения блокчейн-технологий по мнению большинства экспертов более разнообразны, чем простое получение прибыли. В первую очередь это может коснуться области государственного регулирования некоторых институтов рыночных отношений (например, госконтракты), государственно-правовых институтов (избирательные технологии, системы государственных учетов и реестров).
Одному из первых исследователей блокчейн-платформ Тапскотту Дону в своей книге «Технология блокчейн. То, что движет финансовой революцией сегодня» удалось выразить общее предназначение глобальных регистров достоверной информации тремя доступными для понимания словами -честность, прозрачность, доверие: «Акционеры и граждане скоро будут ждать от всех компаний, публично размещающих акции, и учреждений, финансируемых из налоговых сборов, что в блокчейне будет по меньшей мере их казначейство. С ростом прозрачности инвесторы смогут увидеть, заслуживает ли гендиректор своего огромного бонуса. Смарт-контракты, обеспеченные с помощью блокчейнов, обяжут участников исполнять взятые на себя обязательства, а избиратели смогут оценить, честны ли народные избранники и как расходуют средства» [6, с. 6].
Впервые о решении проблемы коррупции с помощью создания соответствующих блокчейн-платформ заявил Виталик Бутерин, создатель блокчейн-платформы Ethereum. 30 июля 2015 года в Швейцарии Бутерин с командой зарегистрировали названную блокчейн-систему, которая явилась усовершенствованной технологией по сравнению с другой блокчейн-системой -криптовалюты биткоин. На ее базе действует криптовалюта эфир, однако Ethereum объединяет в себе несколько блокчейн-продуктов (как торговая биржа объединяет своих участников): ее участники могут создать свои проекты. Сейчас на базе Ethereum несколько проектов пробуют запустить цифровые валюты, кое-кто занимается страхованием, другие - цифровой собственностью и верификацией продуктов. Уже появились команды, которые работают в сфере здравоохранения [5]. Разработанная командой Бутерина блокчейн-платформа объединяет в себе таким образом несколько идей использования децентрализованных систем с распределенной кодированной информацией.
Блокчейн (цепочка блоков) - это распределенная база данных (распределенный реестр данных), у которой устройства хранения данных не подключены к общему единому центру обработки и хранения информации (серверу), вся информация хранится на множестве компьютеров во всем мире [2]. Такая технология распределенного регистра, благодаря серьезному шифрованию, полностью защищена от переписывания. Данные хранятся не на сервере какой-то компании или государственного органа, а на компьютерах всех участников системы - принцип, заимствованный из торрентов. Если запись однажды попала в такую базу данных, то вытравить ее оттуда уже невозможно, а проверить - легко, так как она публична. Итак, основным принципом построения блокчейн-системы является децентрализация. Оценивая данное свойство с точки зрения профилактики коррупции, делаем вывод, что подобное начало функционирования обусловит невозможность предложить взятку за внесение изменений в реестр прав собственности, за подделку документов, поскольку субъект направленного действия не определен.
Основная особенность блокчейна в том, что каждая следующая запись цифровой базы данных включает в себя информацию о предыдущей. Если что-то вдруг изменить в одной из записей, система тут же обнаружит несоответствие
39
блоков и приступит к полному обновлению программы. А учитывая, что система децентрализована, и команда на обновление должна поступить от всех звеньев цепи пользователей, то данный процесс становится невозможным уже по объективным причинам: пользователи, каждый из которых автономно функционирует на блокчейн-платформе, не имеют никакого мотива и желания что-либо менять в цепи записей, а потому и не подтвердят внесение изменений в систему.
Проведем сравнительный анализ возможности реализации преступных намерений при осуществлении рейдерского захвата путем внесения подложных данных в реестр записей о держателях акций какого-либо акционерного общества. Сейчас, в условиях централизованного регулирования ведения единого реестра акционеров, высока вероятность подкупа регистратора, имеющего доступ к базе данных, в которую коррупционер (группа коррупционеров) сможет бесследно внести соответствующие изменения, и список акционеров может измениться до неузнаваемости. После такого криминального акта у рейдеров на пути к захвату предприятия практически ничто и никто не стоит. Если же смоделировать подобную ситуацию при ведении децентрализованного, распределенного реестра акционеров на базе блокчейн-платформы, то о подкупе конкретного лица не возникнет даже мысли: все участники блокчейна увидят внесенные изменения и должны будут их подтвердить, чтобы измененное звено стало частью цепи, соответственно преступные намерения злоумышленника будут раскрыты задолго до их реализации. Подобный пример демонстрирует абсурдность подкупа в условиях публичности функционирования блокчейн-платформ. Итак, пока еще осторожно, но стоит обозначить, что блокчейн-платформа исключает возможность создания условий для появления коррупционных намерений.
Еще одна важная составляющая блокчейн-систем - это токенизация. Выражаясь языком, понятным автору статьи, не имеющей технического образования, это обеспечение цифровой стоимостью материальных и нематериальных активов. Другими словами, это своеобразная электронная «монетизация» объектов правоотношений: товаров, услуг, в том числе и объектов интеллектуальной собственности, обязательств и т.п. Стоимость указанных объектов выражается на блокчейн-платформах не в рублях (долларах, евро), а в биткоинах, эфирах, рипплах и т.п. Для этого активы «оцифровывают», если говорить очень приблизительно, их делят на единицы цифрового измерения - токены - и для каждого вида криптовалют существует свой токен. И снова возвращаясь к принципу блокчейн-децентрализации, можно уверенно заявлять, что тот же самый механизм публичного «одобрения» транзакций с цифровой валютой не позволит искусственно завысить стоимость контракта или же намеренно занизить ее: данные изменения будут видны всем пользователям системы, не в интересах которых признать правильность такого звена цепочки блоков.
Рассматривая токенизацию с точки зрения неизбежного условия формирования торговых блокчейн-площадок, стоит согласиться с мнением
40
Сергея Глазьева, советника Президента РФ по экономическим вопросам, что в условиях использования блокчейн-платформ для регулирования рыночных отношений, в которых государство выступает одной из сторон, цифровые деньги, если правильно с ними работать и правильно их эмитировать, украсть невозможно. То есть их можно украсть, но это будет видно. Если брать систему макроэкономики, то можно так построить систему регулирования, что если эмитировать деньги для инвестиционных целей, то рынок не будет воспринимать такие деньги для спекулятивных операций. То есть такие деньги нельзя будет вывести за рубеж [3]. Безусловно, токенизация - еще один аргумент в пользу блокчейн-платформ и против коррупционой составляющей экономики.
Изучением блокчейн-технологий всерьез занялись на государственном уровне в РФ в 2016-2017 годах. Однако попытки предпринимаются крайне осторожно: 20 марта 2018 года в Госдуму РФ был внесен на обсуждение законопроект «О цифровых финансовых активах», который, впрочем, отражает негативную позицию законодателя к криптовалюте и не признает ее легализацию. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в мае 2018 года. В сентябре была подготовлена новая редакция, но и она вызывает жаркие споры, в частности, камнем преткновения все так же остается вопрос о легализации криптовалют, основой функционирования которых являются блокчейн-системы [4].
Следует отметить, что многие страны уже предпринимают попытки внедрения технологий распределенных регистров в жизнь государства: это в первую очередь пионеры блокчейна - Швейцария, Япония, Сингапур, а также Украина и Эстония.
Какие же области государственного регулирования могли бы шагнуть в децентрализованный сектор распределенных регистров, чтобы перспективы борьбы с коррупцией оказались реальностью? Самыми интересными и перспективными направлениями в блокчейне, по мнению экспертов, являются такие, как здравоохранение, логистика, земельные кадастры, государственный и корпоративный документооборот. Эстония, которая является лидером по внедрению электронных государственных услуг, совместно с блокчейн-стартапом Guardtime внедряет создание единой базы медицинских книжек для населения, которые будут доступны для обмена информацией клиникам, а также страховым компаниям. То же самое делает компания Prescrypt в Нидерландах, и ВйНеа1Ш в США. Шведские чиновники совместно с ChromaWay и банком-партнером создают единый реестр земельных участков на блокчейне, чтобы облегчить осуществление сделок продавцам и покупателям, а также банкам, которые хотят использовать их как залог. А, например, ОАЭ собирается перевести весь государственный документооборот на блокчейн к 2020 году [2, с. 315-319].
Очевидно, что в технологиях распределенных регистров заложен механизм борьбы и с коррупционными проявлениями (что было продемонстрировано выше путем воссоздания криминалистической модели криминальной ситуации при осуществлении рейдерского захвата), трудновыявляемыми
41
злоупотреблениями в сфере заключения государственных контрактов поставок, электронных систем голосования, страхования и т.д. Кроме того, с точки зрения криминалистической профилактики на блокчейн-рельсах могут быть созданы цифровые идентификаторы личности, с помощью которых окажется возможным усовершенствовать привычные паспорта и иные документы, удостоверяющие личность, их аналогами. Их основным преимуществом перед бумажным носителем идентификационной криптоинформации станет невозможность подделки.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что представленное исследование носит прогностический характер по вполне очевидным причинам; по этим же причинам можно объяснить осторожность властей относительно реализации подобного революционного проекта, и, полагаю, что в такой ситуации абсолютно разумно руководствоваться принципом избирательности, постепенно внедряя блокчейн-платформы в отдельные сектора государственного регулирования, приобретая положительный опыт без больших потерь. Несомненно, следует учитывать и негативные стороны блокчейн-технологизации, например, трудоемкость процесса внесения данных в блокчейн-регистры, а также возможные злоупотребления в системах блокчейн (создание сетей нелегальной торговли предметами, запрещенными к обороту).
Однако в настоящее время, в условиях отсутствия эффективной защиты от коррупции, позволю себе предположить, что сложились серьезные предпосылки для того, чтобы государство предприняло более решительные шаги для внедрения в экономическую и политическую жизнь общества блокчейн-технологий, чтобы в конце концов не оказаться позади криминальных сообществ, опередивших государство в развитии посредством внедрения децентрализованных цифровых платформ в свою деятельность.
Библиографический список
1. Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. - 3-е изд., перераб. И доп.. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 944 с.
2. Афонасова М. А. Системная трансформация и блокчейн технологии в сфере государственного управления. Системный анализ в проектировании и управлении. Сб. науч. тр. XXII Международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. С. 315-319.
3. Байназаров Н. Внедрение блокчейна в госзакупках поможет победить коррупцию. URL: https://rb.ru/story/blockchain-vs-corruption/ (дата обращения: 10.12.2018).
4. Госдума торопится с принятием «цифрового» пакета законопроектов. URL: https://pravo.ru/lf/news/202533/?desc_search= (дата обращения: 10.12.2018).
5. Любимова О. Создатель Ethereum Виталик Бутерин: «Блокчейн поможет искоренить коррупцию». URL: https://mcrussia.ru/understand/sozdatel-ethereum-
42
vitalik-buterin-blokcheyn-pomozhet-iskorenit-korruptsiyu/ (дата обращения: 10.12.2018).
6. Тапскотт Д. Технология блокчейн. То, что движет финансовой революцией сегодня. URL: https://www.litmir.me/br/?b=598215&p=6 (дата обращения: 10.12.2018).
7. Что такое токенизация? Зачем блокчейн? КриптоПрактика простыми словами. URL: https://golos.io/psk/@mir/chto-takoe-tokenizaciya-zachem-blokchein-ch1-kriptopraktika-prostymi-slovami (дата обращения: 10.12.2018).
References
1. Aver'yanova T. V. Kriminalistika: uchebnik (Forensics: a textbook) / T. V. Aver'yanova, R. S. Belkin, YU. G. Koruhov, E. R. Rossinskaya. - 3-e izd., pererab. I dop.. M.: Norma; Infra-M, 2010. 944 s.
2. Afonasova M. A. Sistemnaya transformaciya i blokchejn tekhnologii v sfere gosudarstvennogo upravleniya (System transformation and blockchain technology in the field of public administration). Sistemnyj analiz v proektirovanii i upravlenii (System analysis in design and management). Sb. nauch. tr. XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb.: Sankt-Peterburgskij politekhnicheskij universitet Petra Velikogo, 2018. S. 315-319.
3. Bajnazarov N. Vnedrenie blokchejna v goszakupkah pomozhet pobedit' korrupciyu (The introduction of the blockchain in public procurement will help to overcome corruption). URL: https://rb.ru/story/blockchain-vs-corruption/ (data obrashcheniya: 10.12.2018).
4. Gosduma toropitsya s prinyatiem «cifrovogo» paketa zakonoproektov (The State Duma is in a hurry with the adoption of the «digital» package of bills). URL: https://pravo.ru/lf/news/202533/?desc_search= (data obrashcheniya: 10.12.2018).
5. Lyubimova O. Sozdatel' Ethereum Vitalik Buterin: «Blokchejn pomozhet iskorenit' korrupciyu» (Ethereum creator Vitalik Buterin: «Blockchain will help eradicate corruption»). URL: https://incrussia.ru/understand/sozdatel-ethereum-vitalik-buterin-blokcheyn-pomozhet-iskorenit-korruptsiyu/ (data obrashcheniya: 10.12.2018).
6. Tapskott D. Tekhnologiya blokchejn. To, chto dvizhet finansovoj revolyuciej segodnya (Blockchain technology. What drives the financial revolution today). URL: https://www.litmir.me/br/?b=598215&p=6 (data obrashcheniya: 10.12.2018).
7. CHto takoe tokenizaciya? Zachem blokchejn? KriptoPraktika prostymi slovami (What is tokenization? Why blockchain? Crypto Practice in simple terms). URL: https://golos.io/psk/@mir/chto-takoe-tokenizaciya-zachem-blokchein-ch1-kriptopraktika-prostymi-slovami (data obrashcheniya: 10.12.2018).
Сведения об авторе
Матюшкина Анастасия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается
43
изучением проблем криминалистики и судебной экспертизы. Автор более 30 научных и учебно-методических работ.
Тел.: 89271788214;
E-mail: [email protected]
About the author
Matyushkina Anastasia Valeryevna - PhD in Law, Associate Professor of the Law Enforcement and Enforcement Department of the Middle-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Engaged in the study of problems of criminology and forensic examination. Author of more than 30 scientific and educational works.
Tel: 89271788214;
E-mail: [email protected]