Анализируется интернет-пространство Юга России (ЮФО и СКФО), показано его место в информационном поле Российской Федерации. Выявлена структура блогосферы Ростовской области и характер ее воздействия на межэтнические отношения в регионе. Выделены социальные группы, выступающие субъектами и объектами «альтернативных» СМИ. Основное внимание уделено реестровому и общественному казачеству, проблематике, которая находится в центре казачьих интернет-ресурсов.
Ключевые слова: блогосфера, Ростовская область, Интернет, казачество, фанаты, межэтнические отношения, конфликты, комментарии, власть, радикализм.
This article analyzes the Internet space in the South of Russia (Southern Federal District and Northern Caucasus), shows its place in the information sphere of the Russian Federation. The structure of the blogos-phere in the Rostov region and the nature of its impact on inter-ethnic relations in the region are identified. Special attention is paid to social groups that are the subjects and objects of «alternative» MEDIA, focused on the registered and public Cossack circle, which is in the center of the Cossack Internet resources.
Keywords: blogosphere, Rostov region, Internet, Cossacks, fans, inter-ethnic relations, conflict, comments, power, radicalism.
В условиях становления информационного электронных, которые стали важным каналом общества возросла роль «альтернативных» СМИ формирования новых смыслов, мобилизации в социально-политическом процессе, особенно массы людей для проведения различных акций.
УДК 300.3
БЛОГОСФЕРА ДОНА И ЮГА РОССИИ И КАЗАЧЬИ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОСВЕЩЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
© 2013 г. К.П. Чумаян
Чумаян Карина Павловна -аспирант,
кафедра социологии, политологии и права, Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: [email protected].
Chumayan Karina Pavlovna -Post-Graduate,
Department of Sociology, Political Science and Law, The Institute for Retraining and Professional Development of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006. E-mail: [email protected].
Исследованию роли электронных СМИ посвящена обширная теоретическая и социологическая литература. Но региональные аспекты темы лишь начинают разрабатываться.
Цель статьи - выявить место электронных СМИ в освещении и регулировании межэтнических отношений на Дону.
Большой Юг России (ЮФО и СКФО) демонстрирует достаточно высокие показатели роста интернет-аудитории в масштабе Российской Федерации. В 2012 г. он разделил с Дальним Востоком первое место по охвату социальных сетей, а также занял второе после него место по проникновению мобильного интернета. Последний в ЮФО самый дешевый и доступный среди всех округов (55 р. против 108 в среднем по России за 1 Гб трафика) [1]. Согласно данным Фонда общественного мнения, ЮФО занимает третье место по количеству пользователей интернета в России (15 % пользователей, или 8,7 млн чел.) [2]. Вместе с тем по ряду ключевых показателей ЮФО значительно уступает другим регионам. Так, он (вместе с СКФО) замыкает рейтинг интернет-пользователей относительно численности населения всего региона (45 %), отставая от среднероссийских показателей (49 %).
Но статистические показатели Ростовской области не выбиваются из общей картины среднестатистического региона России. Ростовская область по численности месячной аудитории сети Интернет (от 40 до 49 %) находится на одном уровне с Краснодарским и Ставропольским краями, Республиками Калмыкия, Адыгея и Кабардино-Балкария, уступая Волгоградской и Астраханской областям (более 50 %) и опережая Дагестан, Карачаево-Черкесию и пр.[3]' При этом показатели по г. Ростову-на-Дону значительно выше областных. За четыре года - с 2008 по 2012 - недельная аудитория интернета выросла в 4 раза. Если в 2008 г. месячная аудитория интернета составляла всего 38 %, то сегодня она возросла до 62 % и превысила 600 тыс. чел. На фоне региональных центров субъектов РФ Ростов-на-Дону занимает промежуточное положение, уступая Краснодару, но опережая Ставрополь [4].
Тем не менее Ростов-на-Дону является одним из лидеров развития блогосферы в рамках ЮФО и СКФО. Согласно исследованиям ведущих компаний Рунета, в городе прожива-
ет около 40 % всех блогеров ЮФО. Речь идет о блогах, которые в сухом понятийном определении можно описать как интернет-дневники, ведущиеся путем добавления цитат, изображений и мультимедиа. Сегодня в мире, в том числе России, наиболее посещаемые сетевые дневники стали мощными площадками для обсуждения всех происходящих событий в обществе, они приравнены к средствам массовой информации. К мнению бло-геров прислушиваются в аналитических телевизионных передачах. Зачастую в блогах новости и репортажи с места событий появляются раньше, чем по ТВ или в других «традиционных» СМИ. По оценкам статистики, рост новых зарегистрированных блогов за последние полгода в России снизился с 55 до 23 % [5]. Данная тенденция объясняется тем, что период становления сменился этапом качественного развития.
Рост популярности блогов свидетельствует о формировании информационного пространства по сетевому принципу, когда между сотнями блогеров установлены неформальные связи горизонтального характера. Согласно данным Яндекса, в Рунете около 12 млн блогов. Из них регулярно обновляется 1 млн. Рост количества блогов имеет ряд объективных и субъективных причин. Среди первых -рост числа пользователей и относительная простота в создании и ведении блога. Рост занятости в непроизводственном секторе и относительная свобода доступности к сети Интернет на рабочих местах обеспечивают достаточно высокий ресурс для ведения блогов.
Анализ донской блогосферы подтверждает широкую популярность интернета в первую очередь среди жителей Ростова-на-Дону, а также ряда других крупнейших городов региона (Таганрог, Шахты, Азов и пр.). Именно ростовская (городская) блогосфера наиболее активно реагирует на самые резонансные события в регионе, в том числе в сфере межэтнических отношений. Так, в связи с убийством М. Сычёва практически все крупнейшие ростовские интернет-сообщества (форумы, блоги, чаты и пр.) приняли участие в освещении тех событий, формируя общественное мнение как относительно конкретного случая (убийства), так и поднимая вопрос о характере и специфике межэтнических отношений на Дону.
Объектом влияния «альтернативных СМИ» неизбежно выступают определённые социальные группы, представляющие собой объединения людей по социальному признаку, деятельность которых регулируется формальными и неформальными социальными институтами. При этом определить чёткий критерий выделения социальных групп достаточно проблематично, поскольку в информационном пространстве их границы размыты и весьма условны. Интересы и состав различных социальных групп во многом совпадают.
Тем не менее анализ донской блогосферы с некоторой долей условности позволяет выделить ряд устойчивых социальных групп, широко представленных в интернете. Среди них: казачество (реестровое и так называемые общественники), представители националистических организаций («националисты»), фанатские структуры (футбольные болельщики - «ультрас»), представители этнических организаций (землячеств, национально-культурных автономий и пр.), широкий спектр гражданских структур и общественных объединений («рассерженные горожане»), консолидирующихся, как правило, для решения каких-либо текущих задач — борьбы с пробками, мигалками, плохими дорогами и пр.
Каждая из вышеприведённых социальных групп располагает определёнными и подчас достаточно мощными информационными ресурсами, что позволяет говорить о влиянии на общественные настроения и социальную ситуацию в регионе. Казачество является немаловажным фактором общественно-политических и социальных процессов в донском регионе. Ростовская область, чья территория исторически входила в Область войска Донского, во многом сохранила элементы казачьей культуры, мировоззрения и социального уклада. Согласно переписным кампаниям 2002 и 2010 г., в Ростовской области причисляют себя к казакам 87,5 и 29,7 тыс. чел. соответственно.
В то же время казачье сообщество чётко делится на два компонента: реестровое и нереестровое казачество (общественники). Деление произошло осенью 1996 г. Общественное объединение «Всевеликое войско донское» создано на Большом круге в октябре 1996 г., устав утвержден указом Президента РФ 18 июня 1997 г. Тогда же помимо него появилась еще одна структура с тем же назва-
нием, но уже состоящая из реестровых казаков. Главной предпосылкой к расколу стал президентский указ № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», подписанный Б. Ельциным в августе 1995 г. В нем были обещаны экономические и иные выгоды казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы. Несмотря на это, документ был воспринят большинством казаков как неприемлемый и нарушающий их вековые традиции. Ведь за всю российскую историю понятия «реестровые казаки» никогда не существовало.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда на Дону параллельно сосуществуют две организации с одинаковыми названиями и схожей структурой - выборностью руководящих органов и традиционным распределением функций между ними. Более того, в обоих войсках схожая система управления: круг, атаман, совет атаманов. Однако есть и принципиальное различие, которое заключается в том, что устав реестровых казаков и их главный атаман утверждаются президентом, а входящие в него казачьи общины подотчетны федеральным и региональным властям.
Традиционно общественники проявляют наибольшую активность в социальных и политических процессах в регионе. Хотя и представители «реестровиков» зачастую занимают жесткую позицию по различным аспектам межэтнических отношений. Достаточно вспомнить «поход» ВВД во главе с атаманом В.П. Водо-лацким в с. Ремонтное в 2005 г. в связи с обострением отношений с проживающей там северокавказской диаспорой. Несмотря на то, что произошёл конфликт непосредственно между казаками и кавказцами (изнасилование чеченцем дочери местного атамана), казачья инициатива по наведению порядка в районе была поддержана всем славянским населением. Аналогичная ситуация повторилась в сентябре 2012 г. во время очередного витка напряжённости в Ре-монтненском районе.
В данном случае приходится констатировать, что казачество по-прежнему воспринимается как защитник интересов православного (русского) населения. Так, на форуме одного из крупнейших ростовских сайтов www.161.ru значительная часть комментариев отражала поддержку действий казаков в Ре-монтненском районе. Участник форума под
ником «Гость» в своих комментариях: «давно пора было это сделать» и «давно пора... И -по всем пределам России» [6] в целом отразил позицию тех, кто одобрял действия казаков. Некоторые в своих комментариях заявляли не только о словесной поддержке, но и призывали идти на помощь казакам в Ремонтном (участник форума под ником «Пластун» (19 сентября 2012): «Надо не разговоры вести, а выходить в поддержку казакам»; «А.С.А.» (19 сентября 2012): «Уважаю Казаков и не чего не могу сказать. Раз Казаки проснулись и двинулись значит того требует природа (зов крови). Просто так Казаки ни когда шашкой махать не будут и Коня седлать. И вообще надо бы к ним присоединяться а не со стороны поддерживать!» [7].
В Рунете (Ростовской области) действует определённое количество «казачьих» сайтов и форумов различных тематических направлений: от радикальных и весьма политизированных до культурно-просветительских. Так, сайт «Донская казачья республика» (http ://donrepubHc.kzforum .info) транслирует достаточно радикальные политические взгляды. На сайте размещена «Конституция» Донской казачьей республики (ДКР), отражающая по сути сепаратистские взгляды его модераторов. В ней, в частности, говорится, что «Донская Казачья Республика - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Донской Казачьей Республики и Договором Российской Федерации и Донской Казачьей Республики "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Донской Казачьей Республики" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Донской Казачьей Республики выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Донской Казачьей Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Донской Казачьей Республики» [8].
Очевидно, что данный информационный ресурс претендует на роль альтернативы су-
ществующему «реестровому» казачеству и выражает интересы определённых групп «общественников», в частности группы атамана Международного объединения «Казачий Круг Дона» А.Н. Юдина. На сайте содержится раздел «Вопросы атаману Юдину» [9]. Кроме того, на сайте ДКР отражён целый спектр наиболее актуальных проблем, содержащихся в названиях тем форумов, в частности Информация, культура, наука, история, традиции и пр.
Ряд «казачьих» сайтов специализируется на культурно-просветительской тематике, уделяя основное внимание быту и традициям донских казаков, в частности общественно-политический и литературно-художественный журнал «Казаки» [10]. Он издавался при участии Постоянного межгосударственного координационного совета (ПМКС) казаков Беларуси, России и Украины. На форуме сайта «Казачий круг» [11] представлен достаточно широкий спектр тем по истории и современного, в том числе донского казачества, есть подфорумы казачьих округов, отражающие историю и современное положение в казачьих станицах.
Таким образом, «казачьи» сервисы в Рунете представлены достаточно широко. Их территориальные рамки охватывают не только Ростовскую область, но и другие регионы РФ. Наибольшую активность в виртуальном пространстве проявляют именно общественные казачьи организации и их информационные ресурсы, что объясняется меньшей степенью зависимости от государственно-административных структур. Существующие трения и конкуренция между «реестровиками» и «общественниками» в значительной степени отражены в информационном пространстве, в частности в «казачьих» интернет-ресурсах. Наиболее используемыми аргументами в отстаивании своей правоты со стороны «реестровиков» являются обвинения «общественников» в «самозванничестве» (их называют «ряжеными») и радикализме.
«Общественники» обвиняют «реестрови-ков» в чрезмерной зависимости от власти, пассивности при решении важнейших для казачества и неказачьего населения вопросах (в том числе в сфере межэтнических отношений), стремлении занять «тёплые» государственные места. Одним из важнейших аргументов «общественников» является тезис о праве
называться казаком по рождению, а не по государственному назначению [12].
Вместе с тем, несмотря на взаимные упрёки и конкуренцию, «реестровики» и «общественники» представляют собой организованную социальную группу (в широком смысле), имея достаточно устоявшуюся организационную, идеологическую и мировоззренческую структуру. Апелляция к великому прошлому и соответствующие внешние атрибуты (казачья форма, говор, самоидентификация: казак - иногородние) являются своеобразными ориентирами, используемыми современным казачеством в целях расширения своего влияния на социальные процессы в регионе. Информационные ресурсы (сайты, форумы, блоги и пр.) служат для популяризации идей казачьего «возрождения» после десятилетий забвения. Именно поэтому значительная часть материалов на «казачьих» информационных ресурсах посвящена истории, традициям, культуре и быту донских казаков дореволюционного периода.
Таким образом, «альтернативные СМИ» -это информационные площадки, охватывающие различные социальные группы и категории населения и оказывающие значительное влияние на формирование общественного мнения. Широкая представленность в интернет-пространстве молодёжи или людей среднего возраста позволяет отследить позицию определённых социальных групп, наиболее активных в социальном плане, по тем или иным проблемам, в том числе в межэтнической сфере. В данной связи различные интернет-площадки позволяют проводить мониторинг общественного мнения, направления и динамику его изменения. Широкая охваченность населения, высокая скорость передачи информации, анонимность превращает блогосферу (в широком значении) в эффективный инструмент социальной, этнической мобилизации. На данный момент все сколько-нибудь значимые мероприятия организуются в том числе через различные интернет-площадки, социальные сети. Последние пользуются наи-
Поступила в редакцию
большей популярностью среди молодёжи, что позволяет оказывать значительное влияние на формирование определённых убеждений по тем или иным проблемам.
Литература
1. Развитие Интернета в регионах России. URL: http://company.yandex.ru/rssearches/reports/2013/ya_inter net_regions_2013.xml#toc5-3 (дата обращения: 03.08.2013).
2. Интернет в России и мире. URL: http://www.biz-hit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 03.08.2013).
3. Аудитория Интернета в России и её регионах. URL: http://www.r-tiBnds.ru/netcat_iiles/File/18apr_1--petuhova.pdf (дата обращения: 03.08.2013).
4. Don News/ Ростовское агентство новостей. URL: http://www.donnews.ru/Internet-auditoriya-Rosto-va-vyrosla-do-_9219 (дата обращения: 10.08.2013).
5. Rostov Planet/ Ростов и блогосфера. URL: http://www.rostovplanet.ru/view/6.html (дата обращения: 10.08.2013).
6. URL: http://161.ru/text/news/566512.html#com-ments/c566512/page/2 (дата обращения: 03.08.2013).
7. URL: http://161.ru/text/news/566512.html (дата обращения: 03.08.2013).
8. Донская казачья республика. URL: http://donre-public.kzforum.info/t383-topic (дата обращения: 20.08.2013).
9. Донская казачья республика. URL: http://donre-public.kzforum.info/i2-forum (дата обращения: 20.08.2013).
10. Электронная версия журнала «Казаки». URL: http://www.kazaki-edinstvo.ru/2009-10-29-16-56-11.html (дата обращения: 10.08.2013).
11. Форум сайта «Казачий круг». URL: http://www. kazachiy-krug.ru/forum/index.php?sid=dd25750b8b52 b31bccee7e3f2bf9daed (дата обращения: 10.08.2013).
12. Александр Юдин, атаман: «Казачью форму сегодня носят потомки тех, кто настоящих казаков по балкам расстреливал». URL: http://161.ru/text/person/ 239699.html (дата обращения: 03.08.2013).
19 сентября 2013 г.