Научная статья на тему 'Межэтнические отношения в Южном федеральном округе в контексте современных внешних вызовов (по итогам этнологического мониторинга)'

Межэтнические отношения в Южном федеральном округе в контексте современных внешних вызовов (по итогам этнологического мониторинга) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ЛОКАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / LOCAL CONFLICT / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / INTERETHNIC TENSION / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы межэтнических отношений в субъектах Южного федерального округа в 2014 г., в течение которого Российская Федерация столкнулась с геополитическими вызовами, конкретными проявлениями которых для Юга России стали: Олимпийские игры “Сочи-2014”; политический кризис в Украине, сопровождавшийся большим потоком вынужденных переселенцев, принятых южными регионами России; IV Саммита глав государств Прикаспия, как один из ответов России на ситуацию внешнеполитических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic Relations in Southern Federal District within the Framework of External Challenges (on the Basis of Ethnological Monitoring)

The author investigates such issues of interethnic relations in Southern federal district entities in 2014 during which the Russian Federation faced geopolitical challenges. These were the Olympic Games “Sochi-2014”, Ukrainian political crisis accompanied by a massive flow of forced migrants from Ukraine accommodated in the southern regions of Russia; the 4 th Summit of the Caspian Sea region state leaders, which turned out to be one of the replies to the foreign sanctions. The author is focused on the interethnic relations, the general trend of which is defined by an ability of SFD management to increase efficiency of managerial decisions. Basing on the analysis of statistical data of demographical, social and economic development of Southern federal district entities, the author demonstrates positive development of social and economic situation that contributes to strengthening interethnic relation in the district. Monitoring of interethnic cooperation in 2014 demonstrates that domination of title ethnic communities in the Republics of Adygea and Kalmykia in the government shifted tension from the area of interethnic relations to the area of internal political ones. In the territories dominated by the Russian population, foreign political challenges led to activating traditional values and strengthening the political status of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Межэтнические отношения в Южном федеральном округе в контексте современных внешних вызовов (по итогам этнологического мониторинга)»

Snosheniya Rossii s nogayskimi tatarami [Relations of Russia with the Nogai Tatars], 1662. Op. 1. D. 1.

19. Kazharov V.Kh. Traditsionnye obshchestvennye instituty kabardintsev i ikh krizis v kontse XVIII -pervoy polovine XIX veka [Traditional institutions of the Kabardins and the crisis in the end of 18th - first half of 19th century]. Nalchik, El'-Fa, 1994, 438 p.

20. Upravlenie tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy

respubliki [Management of the Central state archives archival service of the Kabardino-Balkar Republic]. F. Р-1209. Op.13. D. 3. L. 6.

21. Nogmov Sh.B. Istoriya adygeyskogo naroda, sos-tavlennaya po predaniyam kabardintsev [History of the Adyghe people, compiled according to the legends of the Kabardins]. Nalchik, Elbrus, 1994, 232 p.

2 октября 2014 г.

УДК 316.4

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ (по итогам этнологического мониторинга)

Г.С. Денисова

Южный федеральный округ (ЮФО) был учрежден в январе 2010 г. в составе шести субъектов федерации: Краснодарского края, трех областей (Астраханской, Волгоградской, Ростовской) и двух республик - Адыгеи и Калмыкии. При всем этническом разнообразии населения ЮФО, доминирующей этнической группой согласно данным Переписи 2010 г. в его пределах являются русские -11 602 452 чел. (83,7 %), вторая по численности группа - армяне (3,2 % жителей ЮФО), расселены дисперсно, при этом максимально концентрируясь в Краснодарском крае, Адыгее и Ростовской области. Титульные этнические сообщества Адыгеи и Калмыкии составляют в населении округа только адыгейцы (0,9 %) и калмыки (1,2 %) [1].

Анализ существующих демографических характеристик населения, основных трендов естественной динамики и миграционной активности в первом-втором десятилетиях XXI в. позволяют специалистам утверждать, что сколько-нибудь серьезное изменение этнической структуры населения в ближайшие десятилетия не предвидится [2]. Однако при сохранении отчетливой русской доминан-

Денисова Галина Сергеевна - доктор социологических наук, профессор Института истории и Международных отношений Южного федерального университета, заведующая кафедрой социальных коммуникаций и технологий, 344010, г Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: [email protected], т. (863)2184005.

ты в региональном формате некоторые местные территориальные сообщества (отдельные населенные пункты или группы поселений) в течении первой трети XXI в. могут пройти через кардинальную этнодемографическую трансформацию, чреватую ростом межнациональной конфликтности. Достаточно высокая степень этнической и конфессиональной однородности населения округа не исключает известной пространственной мозаичности этнокультурного ландшафта ЮФО и, соответственно, не является гарантией от роста межнациональной напряженности, чреватой подчас весьма острыми конфликтами. Эти проблемы находятся в постоянном внимании ученых, анализирующих как общефедеральные процессы [3-6], так и характер межэтнических отношений на региональном уровне [7-11].

Анализ состояния межэтнических отношений в ЮФО проводится постоянно действующим экспертным советом, в который вошли ученые Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани, Волгограда, Республики Калмыкия, и Адегеи. Соответствующая аналитическая работа была проведена в 2013 г. [1] и продолжена в рамках этнологического мониторинга в регионах Южного федерального

Galina Denisova - Southern Federal University, 33, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184005.

округа в 2014 г Настоящая статья подготовлена по итогам этнологического мониторинга региональным координатором федерального проекта на основе аналитических докладов экспертов, использующих различные социологические методики сбора информации, характеризующей демографические, миграционные, историко-культурные, общественно-политические аспекты межнациональных отношений и национальной политики.

Экспертные оценки ситуации в 20132014 гг. свидетельствуют о поддержании относительной этнополитической стабильности в регионах ЮФО, отсутствии резонансных открытых конфликтов с большим числом участников. Одновременно практически во всех субъектах происходит корректировка политики в сфере межнациональных отношений, изменяются административные структуры, отвечающие за данный сегмент административно-управленческой деятельности [12].

Итоги этнологического мониторин-га-2014 позволили выявить следующие тенденции и явления в развитии политических, экономических и связанных с ними межэтнических отношений в регионах Южного федерального округа.

Внешние вызовы и социально-экономическая ситуация в ЮФО. Политическая ситуация в Южном федеральном округе в первом полугодии 2014 г. определялась несколькими масштабными событиями: XXII Зимними Олимпийскими играми "Сочи-2014", глубоким политическим кризисом в сопредельной Украине, а также проведением IV Саммита глав государств Прикаспия (сентябрь). События такого масштаба являются своего рода "вызовом" региональной власти, поскольку задают разнонаправленные импульсы: могут способствовать и внутренней консолидации населения на основе решения общих проблем, но могут также способствовать дестабилизации политической обстановки, поскольку вызывают неоднозначное отношение, провоцируют дифференциацию населения на группы поддержки и оппозиции по важным проблемам официальной политики. В таких ситуациях резко увеличивается роль региональной власти в сфере менеджмента межэтнических отношений, так как этнокультурные различия населения таят в себе возможность для политических активистов мобилизовать ту или иную группу, используя этнополити-ческие лозунги.

В настоящее время можно утверждать: руководство трех регионов, которые были в первую очередь задействованы в разрешении сложных проблем, возникших благодаря внешним вызовам - Краснодарская краевая администрация, административные органы Ростовской и Астраханской областей, -успешно выдержали испытание. В частности, администрация Краснодарского края совместно с федеральными структурами сумела в заданные сроки и в полном объеме завершить масштабное строительство многочисленных олимпийских объектов и обеспечила всемирное признание успешной организации двухнедельного спортивного форума.

Украинский политический кризис, перешедший в масштабную военную кампанию на Донбассе, стал серьезным испытанием для руководства Ростовской области. Он потребовал оперативной и комплексной работы по размещению и обустройству многих десятков тысяч беженцев, организации транспортных коридоров, позволяющих обеспечить перемещение вынужденных мигрантов с юго-востока Украины в другие регионы РФ. Администрация Ростовской области продемонстрировала способность оперативно разрешать такого рода проблемы.

IV Саммит глав государств Прикаспия стал такого же рода испытанием для администрации Астраханской области, ответственной за его проведение, поскольку в связи с новым витком эскалации напряженности между Россией и странами ЕС и США, взаимодействие со странами Каспийского региона (а через него - со всем обширным Средним Востоком) приобретает большое значение для страны.

Следует отметить, что реализация всех перечисленных и менее масштабных задач требует от региональных управленческих команд опоры и поддержки не только от местных политических и экономических элит, но и самих территориальных сообществ. А это, в свою очередь, увеличивает необходимость проведения взвешенной внутрирегиональной политики, направленной на консолидацию различных социальных групп населения. Видимо, этот мотив имеет важное значение для контроля процесса ротации управленческих кадров и укрепления единства среди них самих. Так, из шести регионов ЮФО в трех (Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областях) губернаторы досрочно вышли на выборы (в Волгоградской

области отставка губернатора была принята 2 апреля). В Ростовской области в единый день голосования 14 сентября была произведена ротация кадров на пост мэра столичного центра региона г. Ростова-на-Дону.

Значимым фактором, влияющим на оценку особенностей межэтнических взаимодействий в Южном округе в 2014 г., является ситуация в экономической сфере. Несмотря на отчетливое замедление всей российской экономики, ЮФО продолжал демонстрировать достаточно высокие темпы экономического роста [13]. При общем росте промышленного производства в России на 1,3 % в январе - июле 2014 г. показатель Южного округа составлял 3 % (вторая позиция среди восьми макрорегионов РФ). При этом наиболее динамично росла промышленность Адыгеи (рост на 18,3 %) и Ростовской области (7,1 %) [14, с. 301-302]. Положительное влияние на экономическую (а, следовательно, и социальную) динамику округа оказал и успешно проведенный сельскохозяйственный сезон. По результатам полевого сезона на 1 сентября в ЮФО было намолочено 14,8 млн т. зерновых (в 2013 г. - 12,1 млн т). Этот прирост продемонстрировали все три ведущих зерновых региона ЮФО (Краснодарский рай, Волгоградская и Ростовская области) [14, с. 311-312]. Но Ростовская область в сравнении с другими сделала рывок - здесь было собрано 6,0 млн т зерна, т.е. на 43 % больше, чем в 2013 г. Для южного макрорегиона данное обстоятельство стало одним из значимых факторов стабилизации социальных взаимодействий в сельской местности, где как раз и сосредоточено большинство очагов латентной межнациональной конфликтности. Высокие экономические показатели обусловили и устойчивый рост реальных доходов населения округа в первой половине 2014 г. Если по всей РФ рост данного показатели ограничился 0,5 %, то в ЮФО он составил 4,9 % (первая позиция среди всех макрорегионов России), хотя этот показатель отличается по разным территориям округа. По абсолютному размеру доходов на душу населения в ЮФО на среднероссийский уровень (28,1 тыс. руб.) по-прежнему выходит только Краснодарский край. При этом самой существенной остается и межрегиональная поляризация доходов населения в округе - Кубань опережала Калмыкию в 2,2 раза (29,3 тыс. против 13,3 тыс. руб.) [14, с. 407-408].

Наличие положительной динамики по большинству социально-экономических показателей развития Южного округа сыграло свою роль в стабилизации сферы межнациональных взаимодействий. Вместе с тем здесь можно выделить два пласта активности, которые требуют постоянного внимания со стороны соответствующих структур государственного управления. Первый пласт представляет собой сферу сохраняющейся фоновой межэтнической напряженности, которая периодически проявляется в локальных межэтнических конфликтах во всех субъектах ЮФО. Второй пласт проявился в росте социально-политической активности казачьих общественных организаций.

Фоновая социально-политическая напряженность, которой придается межэтническая коннотация, проявляется по-разному в республиках и областях округа. Так, в двух республиках ЮФО - Адыгеи и Калмыкии -основная эскалация напряженности была вызвана проблемами, связанными с организацией власти. В частности, в Адыгее больший резонанс вызвали не попытки ряда активистов навязать обществу дискуссию о политических и этнокультурных последствиях Кавказской войны, а коррупционные скандалы в медийном пространстве. В центр внимания общественности попали представители республиканских органов власти и правоохранительных органов. Однако ответных массовых акций, как предполагалось, не последовало. Не было поддержано и стремление небольшого числа активистов навязать в преддверии Олимпиады в Сочи обсуждение проблемы геноцида черкесов в период Кавказской войны. Адыгские общественные организации республик Северного Кавказа, а также Адыгеи, выступили с Заявлением, где осудили любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм [15]. А позже, 2.02.2014 г., исполком республиканского Общественного движения "АдыгэХасэ - Черкесский парламент" официально призвал поддержать Зимнюю Олимпиаду в Сочи.

Главным политическим событием 2014 г. в Калмыкии стала подготовка и проведение выборов на должность Главы республики. Выборную интригу нужно рассматривать в контексте постепенных преобразований последних четырех лет. Выборная компания 2014 г. обострила обсуждение в медийном пространстве республики степени противостояния

двух политических лидеров. Параллельно с подготовкой к выборам Главы республики, в Калмыкии проходила подготовка к выборам депутатов Элистинского Городского Собрания, которые также были назначены на единый день голосования (14 сентября 2014 г.). Результаты выборов в республиканский парламент 8 сентября 2013 г. закрепили доминирование единороссов и в законодательной власти. Вместе с тем мониторинг показал, что стаг-нирующее состояние экономики, высокий отток молодежи в центральные регионы России, критическое отношение к результатам предшествующей деятельности вновь избранного Главы республики, а также сохраняющийся фон агрессивных настроений среди части молодежи свидетельствуют о накоплении социальной напряженности в Калмыкии.

Межэтнические отношения в "русских" по преимуществу регионах характеризуются сохранением фоновой напряженности, которая периодически выражается в локальных конфликтах на бытовой почве. Их число и характеристики незначительно отличаются от конфликтов, зафиксированных в 2012-2013 гг. Участниками этих конфликтов, как правило, выступает молодежь.

В Ростовской области по-прежнему наблюдаются локальные межэтнические конфликты в юго-восточных сельских районах, вызванные недостаточным правовым контролем за использованием земель для выпаса скота, а также нарушениях закона со стороны административных органов района.

Наряду с этим отмечаются также и локальные межэтнические конфликты на бытовой почве. Как правило, их участниками являются молодые люди. Инциденты, получившие в массовом сознании интерпретацию межэтнических, периодически имеют место также и в Волгоградской области.

Укрепление консервативных основ традиционной культуры. На этом фоне в 2014 г. явно активизировался процесс укрепления основ православной культуры и традиционных ценностей в южнороссийских регионах. Его катализатором стали политические события в соседней Украине. Уже со 2 марта 2014 г. во всех территориях Юга России начались различные акции в поддержку населения Крыма, а позже - юго-востока Украины. При этом лидерство в ответной реакции на данные события принадлежит Администрации Краснодарского края. Политика

краевых властей направлена на дальнейшую институционализацию казачества и усиление консервативных компонентов в культуре края. Об этом свидетельствуют официальные мероприятия в поддержку казачества, православной церкви и традиционной культуры других народов края.

Государственная программа Краснодарского края "Казачество Кубани" рассчитана на 2014-2016 гг. и ориентирована на повышение эффективности привлечения членов реестрового Кубанского казачьего войска к несению государственной службы, патриотического воспитания молодежи и возрождения традиционной культуры казачества. Общий объем финансирования по программе составляет 3 111 018,1 руб. [16]. Основной упор краевые власти делают на расширение полномочий реестровых казаков как "силовой" структуры. Казачьи дружины создаются с сентября 2012 г. для патрулирования улиц совместно с сотрудниками полиции. К концу 2013 г. насчитывалось уже 46 таких дружин, с общей численностью 1 545 профессионально в них задействованных человек. ГКУ Краснодарского Края "Казаки Кубани" выполняет функции государственного заказчика финансируемых из бюджета мероприятий, в которых задействуются казаки. В настоящее время казаки участвуют в охране общественного порядка, защите государственной границы, борьбе с нелегальной миграцией, противодействии наркотикам и наркомании, охране окружающей среды. Они совместно с полицией обеспечивали безопасность участников и зрителей Зимних Олимпийских и Парао-лимпийских игр в Сочи. В настоящее время на краевом и федеральном уровнях рассматривается вопрос о территориальном расширении Кубанского Казачьего Войска (ККВ) за счет включения в его состав Крымского отдела [17], как это произошло с Сухумским особым отделом Кубанского казачьего войска.

По примеру администрации Краснодарского края стремится активизировать вовлечение казачества в охрану правопорядка в населенных пунктах области и Администрация Ростовской области. Планируется создание отделений молодежной казачьей организации "Донцы" во всех юртах Войска. На базе казачьих дружин, несущих службу совместно с правоохранительными органами, создаются "Отряды защиты Дона", которые будут заниматься пресечением правонарушений, случаев

экстремизма и терроризма, противоправных действий, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

Обязательства по охране правопорядка взяли на себя и многие из реестровых казаков Всевеликого Войска Донского. Казачество Астрахани (Отдел ВВД) также выступило с инициативой организации совместного с полицией патрулирования. Всего в этой деятельности задействованы 30 представителей астраханских казаков.

23 апреля 2014 г. на заседании рабочей группы Ростовской областной комиссии Южного федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества поддержана инициатива Войскового Казачьего Общества "Всевеликого Войска Донского" (ВКО ВВД) по разработке казачьего компонента для Вооруженных Сил Российской Федерации. Предполагается создание бригады, полностью укомплектованной только казаками. Помимо ВКО ВВД, в ее состав войдут члены казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска.

Эксперты отмечают и большое внимание органов власти субъектов ЮФО к вопросам казачьего образования молодежи. В Краснодарском крае помимо действующих шести казачьих кадетских корпусов, в которых обучается порядка 1 000 детей, в 2013 г. до 22 увеличилось количество школ, имеющих статус "казачье образовательное учреждение". В 2014 г. образовано 130 новых казачьих классов и групп. Теперь их в крае 1 706, и занимаются в них более 36 000 учащихся. Та же тенденция наблюдается в Ростовской области. Всевеликое Войско Донское уже сформировало шесть кадетских корпусов. По результатам 2013/2014 г. в канун нового учебного года Шахтинскому казачьему кадетскому корпусу вручили переходящее знамя Президента РФ. Донские кадеты уверенно победили во Всероссийском смотре-конкурсе "Лучший казачий кадетский корпус".

Казачье образование и казачья культура находятся в поле внимания административных структур Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областей, территории которых входят в состав Всевеликого Войска Донского. Открыты казачьи кадетские корпуса в Астрахани и в Калмыкии [18], проведены второй Межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры "Казачье Поволжье", в котором приняли участие до 30-ти творческих коллективов из восьми регионов России: Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской обл.,

Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Бурятии.

Практики институциализации кубанского казачества находят поддержку и в федеральных органах власти. В этой связи Минрегионом России было инициировано распространение опыта Краснодарского края и создание подобных государственных учреждений в других субъектах РФ. Рекомендовано создание ГУ "Казаки региона" в тех краях и областях, где активно действуют многочисленные казачьи общества.

Таким образом, анализ теоретических исследований по проблеме и результаты этнологического мониторинга позволяют сделать следующие выводы:

1. В первые два десятилетия XXI в. наблюдается постепенное усиление тенденции укрепления социально-экономического развития всех регионов Юга России. Официальное конституирование Южного федерального округа в 2010 г. стало новым импульсом для расширения и укрепления внутрирегиональных связей, роста показателей экономического развития. Достигнутые результаты позволили региональным административным структурам адекватно ответить на вызовы внешнеполитической среды.

2. Стратегия укрепления межэтнического взаимодействия в полиэтничных регионах Юга России и поддержки этнических элит титульных народов результировалась в Адыгее и в Калмыкии в возрождении институ-ционализации модели, при которой ведущие позиции в руководстве региона и в других престижных сферах занимают представители титульной национальности. Это в значительной мере купирует этнический национализм и тем самым способствует общественно-политической стабильности.

3. В поликультурных регионах Юга России сохраняется фоновая напряженность на почве межэтнических отношений. Однако она проявляется не в противостоянии социальных интересов этнических групп, а в сфере бытовых отношений отдельных представителей этих групп. Эти ситуации могут быть использованы в политических интересах этническими активистами [19]. Уже поэтому данная сфера межэтнических взаимодействий требует постоянного мониторинга и соответствующих управленческих решений.

4. Вызовы внешней среды задали импульс активизации традиционных солидаристских связей и государственнической идеологии, носителями которых в южнороссийских территориях выступает казачество. Внешние угрозы из со-

седней Украины, события в Крыму актуализировали социокультурную функцию российского казачества - быть защитником русского мира. В условиях сегментирования русского мира государственными границами российское казачество, традиционно занимающее позиции "над-государственные", обрело свою историческую миссию добровольного защитника русского населения, несмотря на внешние юридические ограничения. Прогосударственническая активность российского казачества поддерживается на уровне региональных и федеральных органов власти и имеет перспективу усиления консервативного компонента массового сознания населения Юга России.

В целом анализ показал, что внешнеполитические вызовы актуализировали в массовом сознании архетип российской культуры: консолидироваться на платформе ценности государственности вопреки рациональным прагматическим интересам отдельных социальных групп. Этот феномен объясняет в настоящее время снижение социальной напряженности на почве межэтнических отношений в территориях Юга России.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе. Экспертный доклад 2013 / Под ред. В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской, В.В. Степанова. М.-Ростов н/Д.: ЮФУ, 2013. 114 с. С. 6.

2. См.: Розин М.Д., Сущий С.Я. Юг России: этноде-мографические и миграционные процессы (конец XX - начало XXI века). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 338 с.

3. Арутюнян Ю.В. Об этнических диаспорах в российской среде // Социс. 2013. № 7. С. 34-44.

4. Баранова Г.В., Фролов В.А., Кондрашин А.В. Особенности социальной напряженности в регионах России // Социс. 2011. № 6. С. 48-55.

5. Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтничной среде // Социс. 2010, № 12. С. 49-59.

6. Тишков В.А. Этнический фактор и новейшая история государственной этнополитики в России // Вестник российской нации. Спецвыпуск. 2008-2014. С. 583-600.

7. Авксентьев В.А. Идентификация этнического конфликта как управленческая и как научная проблема // Вестник Южного научного центра. Т. 9. № 4. 2013. С. 96-103.

8. Аствацатурова М.А. Северный Кавказ: перспективы и риски. Трансформация регионального этнополитического пространства. М.: Московское бюро по правам человека, 2011. 192 с.

9. Жаде З., Куква Е., Ляушева С., Шадже А. Российская идентичность на Северном Кавказе.

М.: Социально-гуманитарные знания; Майкоп: ООО "Качество", 2010. 248 с.

10. Сущий С.Я. Северный Кавказ: реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI в. М.: Изд-во ЛЕНАНД, 2013. 432 с.

11. Хоперская Л. Реализация государственной национальной политики в Южном федеральном округе: опыт и проблемы // Вестник российской нации. 2014. № 3. С. 141-163.

12. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа. Экспертный доклад по состоянию на первое полугодие 2014 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ 2014. 114 с.

13. Юг России: институт и стратегии модернизации экономики / Под ред. А.Г. Дружинина, Ю.С. Колесникова, В.Н. Овчинникова. М.: Вузовская книга, 2014. 408 с.

14. Социально-экономическое положение России. Январь-август 2014. М.: Росстат, 2014. 452 с.

15. Заявление черкесских активистов в связи с возрастанием террористических угроз на Кавказе // Кавказский узел. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/236624/.

16. О государственной программе Краснодарского края "Казачество Кубани" // [Электронный ресурс]. URL: http://economy.krasnodar.ru/anti-corruption/ normative-legal-acts-and-administrative-regulations-aimed-at-the-independent-examination/2013/2013-6-yun/4950/4950p.pdf

17. Казаки Крыма войдут в состав Кубанского казачества // Казачье землячество Ерамака Тимофеевича. [Электронный ресурс]. URL:http://rusobzor. kz/activity/kazaki-kryma-voydut-v-sostav-kubanskogo-kazachestva-/

18. Флаг Войска Донского - первому в Астраханском округе казачьему кадетскому корпусу // Войсковое казачье общество ВВД. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www. don-kazak.ru/news/flag-voyska-donskogo-pervomu-v-astrakhanskom-okruge-kazachemu-kadetskomu-korpusu/; В Калмыкии открылся первый казачий корпус. /[Электронный ресурс]. URL: http://www. don-kazak.ru/news/v-kalmykii-otkrylsya-pervyy-kazachiy-kadetskiy-korpus/

19. Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Реинтеграция постсоветской России: преграды и пути преодоления // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 9-17.

REFERENCES

1. Mezhetnicheskie i konfessional'nye otnosheniya v Yuzhnom federal'nom okruge. Ekspertnyy doklad 2013 [Ethnic and confessional relations in the southern Federal district. Expert report 2013]. Eds. by V.A. Tishkov, L.L. Khoperskaya, V.V. Stepanov. Moscow, - Rostov-on-Don, 2013, 114 p.

2. Rozin M.D., Sushchiy S.Ya. Yug Rossii: etnodemogr afiche skie i migratsionnye protsessy (konets 20 - nachalo 21 veka) [The South of Russia: ethno-demographic and migration processes (end of 20th - beginning of the 21st century)]. Rostov-on-Don, Publishing House of NCSC HE SFU, 2011, 338 p.

3. Arutyunyan Yu.V. Sotsis, 2013, no. 7. pp. 34-44.

4. Baranova G.V., Frolov V.A., Kondrashin AV. Sotsis, 2011, no. 6, pp. 48-55.

5. Drobizheva L.M. Sotsis, 2010, no. 12, pp. 49-59.

6. Tishkov V.A. Vestnik rossiyskoy natsii, 2008-2014, Special Issue, pp. 583-600.

7. Avksent'ev V.A. Vestnik Yuzhnogo nauchnogo tsen-tra, 2013, vol. 9, no. 4, pp. 96-103.

8. Astvatsaturova M.A. Severnyy Kavkaz: perspe-ktivy i riski. Transformatsiya regional 'nogo etnop-oliticheskogo prostranstva [North Caucasus: prospects and risks. Transformation of regional ethno-political space]. Moscow, Moscow Bureau for human rights, 2011, 192 p.

9. Zhade Z., Kukva E., Lyausheva S., Shadzhe A. Rossiyskaya identichnost' na Severnom Kavkaze [Russian identity in the North Caucasus]. Moscow, Socio-humanitarian knowledge; Maykop, OOO "Kachestvo", 2010, 248 p.

10. Sushchiy S.Ya. Severnyy Kavkaz: realii, problemy, perspektivy pervoy treti XXI v [The North Caucasus: realities, problems and prospects the first third of the 21st century,]. Moscow, LENAND, 2013, 432 p.

11. Khoperskaya L. Vestnik rossiyskoy natsii, 2014, no. 3, pp. 141-163.

12. Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situ-atsiya v sub"ektakh Yuzhnogo federal'nogo okruga. Ekspertnyy doklad po sostoyaniyu na pervoe polugo-die 2014 g. [Inter-ethnic relations and religious situation in the regions of the southern Federal district. Expert report on the first half of 2014]. Rostov-on-Don, Southern Federal Univ. Press, 2014, 114 p.

13. Yug Rossii: institut i strategii modernizatsii ekonomiki [The South of Russia: Institute and the strategy of economic modernization]. Eds. by A. G.

Druzhinin, V.N. Ovchinnikov. Moscow, Higher school book, 2014, 408 p.

14. Sotsial 'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. Yan-var'-avgust 2014 [Socio-economic situation in Russia. January-August 2014]. Moscow, Rosstat, 2014, 451 p.

15. Zayavlenie cherkesskikh aktivistov v svyazi s vozrastaniem terroristicheskikh ugroz na Kavkaze [Statement of the Circassian activists in connection with the increasing terrorist threats in the Caucasus], available at: http://www.kavkaz-uzel.ru/ articles/236624/ (accessed November 3, 2014).

16. O gosudarstvennoy programme Krasnodarskogo kraya "Kazachestvo Kubani" [On the state program of Krasnodar Krai "the Cossacks of Kuban"], available at: http://economy.krasnodar.ru/anti-corruption/ normative-legal-acts-and-administrative-regulations-aimed-at-the-independent-examination/2013/2013-6-yun/4950/4950p.pdf

17. Kazaki Kryma voydut v sostav Kubanskogo kazachestva [The Cossacks of the Crimea will be part of the Kuban Cossacks], available at: http://rusobzor. kz/activity/kazaki-kryma-voydut-v-sostav-kubanskogo-kazachestva-/

18. Flag Voyska Donskogo - pervomu v Astakhanskom okruge kazach'emu kadetskomu korpusu [The flag of the don Cossacks - the first in Astrahanska district Cossack cadet corps], available at: http://www. don-kazak.ru/news/flag-voyska-donskogo-pervomu-v-astrakhanskom-okruge-kazachemu-kadetskomu-korpusu/; V Kalmykii otkrylsya pervyy kazachiy korpus [The first Cossack corps opened In Kalmykia], available at: http://www.don-kazak.ru/news/v-kalmykii-otkrylsya-pervyy-kazachiy-kadetskiy-korpus/

19. Tkhagapsoev Kh.G., Chernous V.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2013, no. 4, pp. 9-17.

Статья подготовлена в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений "Этнологический мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации". Этап 2014. Госзадание № 213.01.- 11/2014-39. (Научный руководитель - академик В.А. Тишков).

30 ноября 2014 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 616-053.2

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

К.Р. Амлаев, В.Б. Зафирова, И.М. Узденов, А.А. Третьяков

Дети и подростки, как и взрослые, имеют полное право на "наивысший достижимый уровень о закреплено в Конвенции о правах ребенка [1]. В связи с этим обеспечение возможностей жизни детей в семьях, здоровой среде обитания является важной задачей государства [2]. Между тем постпереходный период в России сопровождается негативными демографическими сдвигами, что проявляется в ухудшении здоровья детей и подростков [3]. В большей степени неблагоприятные социально-экономические процессы сказались на состоянии здоровья детей из бедных семей. Вызывает беспокойство прогрессирующее ухудшение здоровья школьников, что проявляется увеличением числа хронических болезней, негативной динамикой индикаторов физического развития, возрастанием частоты нервно-психических заболеваний и другой патологии [4, 5].

Принимая во внимание, что в короткий временной промежуток ослабить негативное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амлаев Карэн Робертович - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ставропольского государственного медицинского университета, главный врач Городского центра медицинской профилактики города Ставрополя, 355047, г. Ставрополь, ул. Макарова, 26, e-mail: [email protected], т. 8(8652)383894;

Зафирова Василиса Баисиевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы Ставропольского государственного медицинского университета, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, 310.

Узденов Ислам Магометович - соискатель общественного здоровья и здравоохранения Ставропольского государственного медицинского университета, врач-эксперт Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике, 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Международная 154,

Третьяков Андрей Александрович - соискатель той же кафедры.

влияние социально-экономических детерминант здоровья не представляется возможным, следует все усилия направить на программы оздоровления детей [6].

Требует скорейшего решения задача по повышению качественных показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков, от которого будет зависеть репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал Российской Федерации [7]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, 30 % детей в возрасте 6 лет не готовы к обучению. У половины школьников имеются нарушения в деятельности опорно-двигательной системы, у трети -в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, у 70 % определяется гиподинамия [8]. К окончанию школы каждый второй ребенок имеет нарушения опорно-двигательного аппарата [9].

Известно, что главный показатель состояния здоровья дошкольников - физическое

Karen Amlaev - Stavropol State Medical University, City Centre for Medical Prevention city of Stavropol, 26, Makarova Street, Stavropol, 355047, e-mail: kum672002@ mail.ru, tel. +7(8652)383894;

Vasilisa Zafirova - Department of Health Organization, the economic and social work at the Stavropol State Medical University, 310, Mira Street, Stavropol, 355017;

Islam Uzdenov - Stavropol State Medical University, Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Karachay-Cherkess Republic, 154, Mezhdunarodnaya Street, Cherkessk, 369000;

Andrey Tretyakov - Stavropol State Medical University, Stavropol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.