Научная статья на тему 'Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции'

Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рвачева О. В.

Work is devoted to modern socio-cultural processes in the environment of the Russian Cossacks. A subject of the researche is the Cossacks' revival and forms of their mass demonstration activity. The author judges about character of transformations experienced by modern Cossacks on the analysis of activity at the Cossacks' Russian and World congresses. The character of transformations determines a complex combination of the modernized and traditional elements within culture. Specificity of modernization in the Cossacks' environment is the use of traditional norms and elements of culture and forming new traditions at the same time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD COSSACKS CONGRESSES: THE BIRTH OF TRADITION

Work is devoted to modern socio-cultural processes in the environment of the Russian Cossacks. A subject of the researche is the Cossacks' revival and forms of their mass demonstration activity. The author judges about character of transformations experienced by modern Cossacks on the analysis of activity at the Cossacks' Russian and World congresses. The character of transformations determines a complex combination of the modernized and traditional elements within culture. Specificity of modernization in the Cossacks' environment is the use of traditional norms and elements of culture and forming new traditions at the same time.

Текст научной работы на тему «Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции»

© 2009

О.В. Рвачева

ВСЕМИРНЫЕ КОНГРЕССЫ КАЗАКОВ: РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Соотношение традиций и новаций в современных культурных практиках стало весьма актуальной проблемой в связи с процессами этнокультурного возрождения. В условиях модернизированного общества традиции порой претерпевают своеобразную «реинкарнацию». Ярким проявлением такого перерождения является возрождение казачества — процесс, начавшийся в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и продолжающийся до настоящего времени. Исследователи этого феномена не раз писали о «возрождении» как о способе поиска идеальной социокультурной формы казачьего бытия в истории и экстраполяции ее в современные условия1.

С первых организационных мероприятий, названных в соответствии с традицией «казачьими кругами», участники движения за возрождения казачества обратились к историческим образцам казачьего бытия, выдавая их за основу современного существования.

В казачьих организациях начался процесс копирования образцов прошлого: изготавливалась форма казачьих войск, в структуре управления организациями возникали фигуры атаманов (войсковых, походных и даже кошевых). По мнению А.А. Озерова, социально-культурные маркеры дореволюционного казачества восстанавливались целенаправленно2. Казачьи круги, проводимые казачьими организациями в начале 1990-х гг., формировались «на военный манер»; учреждались (воспроизводились) казачьи военные чины; постепенно складывалась военизированная иерархия казачьих организаций .

Таким образом, на начальном этапе процесса возрождения казачества его участники попытались воспроизвести исторические организационные и даже поведенческие формы казачьих сообществ прошлого. Особенно интересным является тот факт, что элементы для воспроизведения выбирались произвольно, в соответствии с пониманием сути казачества тогдашними участниками процесса, а также в связи с доступностью исторических и литературных произведений, по которым, собственно, и воссоздавалась казачья культура. Это порождало феномен «карнавальности» процесса4.

В стихии возрождения возникали: характеристики первых участников движения как «ряженых»; воспроизведение «молодеческой» военизированной культуры мужских братств; экстравагантное (иногда и агрессивное) поведение членов первых казачьих организаций — надевание казачьей формы и наград неизвестного происхождения, ношение холодного оружия и нагаек, возрождение процедуры порки за провинности5.

Практически все мероприятия казачьего возрождения с самого начала сопровождались элементами театрализованного представления. Попытки возрождения исторических традиций (особенно XVI-XVIII вв.) приводили к тому, что традиция, утрачивая свое практическое и символическое значение, превра-

щалась в красочное представление, смысл и значение которого участники порой понимали плохо. Например, на первом же Учредительном круге донских казаков в 1991 г. при выборе атамана был воспроизведен средневековый ритуал раздевания и сечения кандидата в атаманы нагайкой. Будущего первого атамана общественной организации Союза казаков Области войска Донского М.М. Шолохова вывели на сцену, однако раздевать не стали, лишь символически расстегнули ему верхние пуговицы рубашки; под одобрительные крики казаков из зала продемонстрировали всем присутствующим православный крест, получили подтверждение, что будущий атаман верует во Христа и умеет креститься, а затем привели его к присяге. После чего надели на атамана бурку и вручили ему серебряные шпоры6.

Впоследствии элементы ритуала посвящения в атаманы у современных донских казаков воспроизводились гораздо тщательнее. Ритуал стал более красочным в связи с введением формы, званий, наград: атамана выводили на круг (сцену) под руки два специальных казака; избранного атамана испытывал ритуальным сечением один из старейшин войска; вновь избранному атаману вручали символы власти — атаманский пернач и бунчук. Церемонии проходили при полной поддержке собравшихся. На одном из таких кругов, где автору удалось присутствовать лично, из зала доносился одобрительный гул и выкрики: «Дай-ка ему еще!» или «Всыпь покрепче!»7.

Возникавшие в 1990-х гг. в казачьих районах общественные казачьи организации активно использовали историческую символику и организационные формы. Например, собирались казачьи круги, что являлось попыткой восстановления, наряду с бытовой культурой, и традиций политической культуры казачества. Смешение этих форм приводило к тому, что данные собрания сопровождались массовыми гуляниями, общим застольем с традиционными казачьи-

о

ми блюдами, приглашением всех желающих принять участие в празднике8.

В начале 1990-х гг. формируются казачьи организации всероссийского масштаба (Союз казаков России, Союз казаков России и зарубежья9). Они ориентируются на проведение всероссийских казачьих съездов, целью которых становиться, прежде всего, организация казачьего движения. После формирования реестра и возникновения так называемых реестровых казачьих организаций, созданных по аналогии с бывшими казачьими войсками императорской России, возникает и другой вид общеказачьих форумов — Большие круги10.

Проведение таких всероссийских казачьих съездов способствовало формированию не только новых политических традиций, но и новых ритуалов. Например, первым пунктом приказа атамана Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (далее ВКО «ВВД») по поводу формирования донской делегации на Большой Круг в 2003 г. значилось определение парадной формы одежды для казаков-делегатов. Программа съезда предусматривала прохождение казаков торжественным маршем, проведение торжественного молебна, внос знамен РФ и казачьих войск в зал проведения собрания, исполнение гимна и молитвы.

Абсолютно новым стал такой вид казачьих собраний, как Всемирные конгрессы казаков. Первый такой конгресс был проведен в августе 2003 г., вто-

рой — в сентябре 2005 г., третий — в октябре 2008 г.; хотя практика общения представителей российского и зарубежного казачества складывалась еще в начале 1990-х гг.

Как отметил в интервью автору статьи один из организаторов движения за возрождение казачества на территории Волгоградской области, а ныне заместитель войскового атамана Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ВКО «ВВД») по Волгоградской области, казачий генерал А.А. Бирюков, в начале 1990-х гг. «...был большой интерес у зарубежных казаков к нашему движению. В Волгограде с девяностых годов побывало большое количество третьего наверное уже поколения мигрантов казачьего этноса. .Их сам процесс возрождения очень интересовал. Это был прямой человеческий интерес»11.

Были налажены и официальные контакты. Например, представители зарубежных казачьих организаций контактировали, а затем и стали входить в состав такой общероссийской казачьей организации, как Союз казаков России и зарубежья (СКВРиЗ). В СКВРиЗ входят все казачьи войска на территории России и

ближнего зарубежья (территории бывшего СССР), а также казачьи организа-

12

ции в эмиграции .

Интересно отметить такой факт, что время проведения конгрессов в 2005 и в 2008 гг. совпало с организационными мероприятиями СКВРиЗ. В 2005 г. непосредственно перед конгрессом произошло избрание нового атамана СКВРиЗ — В. Ратиева сменил В. Водолацкий, который таким образом объединил два казачьих поста — пост войскового атамана ВКО ВВД и верховного атамана СКВРиЗ. А в 2008 г. опять же перед конгрессом был проведен отчетно-выборный круг с переизбрание В. Водолацкого атаманом СКВРиЗ. Отчасти такое совпадение объясняется не только тесной связью между СКВРиЗ и проведением Всемирных конгрессов, но и организационно-экономическими моментами, так как на Конгресс съезжаются представительства практически всех казачьих организаций ближнего и дальнего зарубежья, что помогает обеспечить необходимый кворум и кругам СКВРиЗ.

География казачьих представительств на конгрессах всегда была очень широкой. Это делегации из США, Канады, Аргентины, Франции, Германии, Италии. Существуют и довольно экзотические представительства. Например есть представительство СКВРиЗ западно-африканских государств, возглавляемое африканским принцем Дарти Третьим, который, по информации сайта «Дон

13

ТР», является казаком по крови13. На III Всемирном конгрессе присутствовали представитель Королевства Дании В.Л. Лихачев, бывший оперный певец, представитель русско-датского общества «Русский Дом», а также культурно-исторического общества «Дагмария». По договоренности с В.П. Водолацким он организовал в Дании казачье представительство. Не менее экзотичной на III конгрессе являлась и фигура старейшины Сербских Соколов Евдже Евджевича.

Что же касается делегаций российского казачества и казаков ближнего зарубежья (то есть территорий бывшего Советского Союза), то на конгрессах присутствовали все реестровые казачьи организации, или как сказал председатель мандатной комиссии III Всемирного конгресса казаков, присутствовали казачьи организации РФ от Калининграда до Курильских островов. На последнем

конгрессе было отмечено присутствие делегаций 9 реестровых войсковых казачьих обществ; прибыли казачьи делегации Украины, Белоруссии, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, Грузии, Армении, Казахстана, Киргизии. Количественный состав делегатов и гостей конгрессов подсчитать довольно трудно. Так по версии газеты «Интер» (издается в Волгограде) на I Всемирный конгресс казаков прибыло 4 тыс. гостей—казаков (очевидно, не только делегаты конгресса)14. По официальным данным председателя мандатной комиссии

III Всемирного конгресса общее количество делегатов составило 506 человек15.

Важность и значимость мероприятий подчеркивает состав Президиумов конгрессов, приглашенных гостей и официальные (от политических партий и государственных структур) поздравительные телеграммы. Так, например, официальными гостями первых двух конгрессов являлись представители Дома Романовых. На I конгрессе присутствовала вдова внука Александра III О.Н. Кули-ковская-Романова, а на II конгрессе в качестве официальной гостьи фигурировала Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество государыня великая княгиня Мария Владимировна16.

Символом единения казачества с властью стало присутствие на конгрессах представителей федеральной и региональной властей, курирующих казачьи вопросы. На первых двух конгрессах государственные структуры представлял Г. Трошев, являвшийся с 2003 г. советником Президента РФ по вопросам деятельности казачьих обществ, включенных в госреестр. В августе 2008 г. он трагически погиб в результате авиакатастрофы. В 2005 г. в качестве представителя казачества при администрации Президента РФ на конгрессе присутствовал бывший атаман ВКО ВВД (с 1997 по 1999 гг.) В.Ф. Хижняков.

Наиболее представительным был Президиум III конгресса, на котором присутствовали: заместитель министра регионального развития РФ В.А. Травников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками К.Ф. Затулин, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей А.И. Острягин (атаман Сибирского казачьего войска), представитель администрации Президента РФ Ю.А. Грошев, а также Председатель Законодательного собрания Ростовской области и заместитель главы Администрации Ростовской области. А сам конгресс проходил при официальной поддержке Минрегионразвития РФ.

За недолгую историю конгресса уже сложились сценарии его проведения. Прежде всего, проведение всех трех Всемирных конгрессов приурочивалось к торжественной дате или символически важному событию. Так проведение I Всемирного конгресса было приурочено к празднованию 250-летия со Дня рождения атамана М.И. Платова, который, являясь почитаемым историческим деятелем, стал персонифицированным символом, позволившим всем казакам считать себя единой общностью. Широкое празднование его юбилея послужило дополнительной мотивацией для приезда представителей казачества ближнего и дальнего зарубежья. Атаман ВКО «ВВД» В.П. Водолацкий подчеркнул, что «...личность Матвея Ивановича Платова, его юбилей, позволили нам впер-

17

вые собрать в Новочеркасске так много казаков со всех уголков планеты»17.

Именно на этом конгрессе было достигнуто соглашение не делить казаков на «белых и красных», на «американских и донских»; в связи с чем организато-

ры конгресса подчеркнуто именовали всех собравшихся «соотечественниками»,

а одной их ключевых для форума стала задача «по всему миру собрать осколки

18

былого казачьего величия»18.

Второй конгресс прошел под эгидой празднования 200-летия г. Новочеркасска, что также являлось весьма символичным событием. В 1993 г. на круге казачьих войск России и зарубежья в Москве он был провозглашен столицей казачества России и зарубежья. Представители казачьего возрождения позиционировали г. Новочеркасск как мировую столицу казачества. Все Всемирные конгрессы казаков проходили в Новочеркасске. Таким образом, сам г. Новочеркасск в 2005 г. также должен был служить своеобразным объединительным символом казачества.

Третий Всемирный конгресс был посвящен 255-летию атамана М.И. Платова. Он проходил с 11 по 14 октября, в период празднования большого церковного праздника — Покрова Пресвятой богородицы (14 октября). И поскольку сам праздник символизировал покровительство высших сил христианам в борьбе с врагами-иноверцами, для казаков с их воинской культурой он всегда имел особое значение.

Церковные богослужения изначально являлись обязательным элементом казачьих торжеств. Это, прежде всего — молебны в честь основного праздничного события. В 2003 г. в программу мероприятий, проходивших одновременно с конгрессом и являвшихся частью праздника, был включен благодарственный молебен о свершении дел, посвященных юбилею графа М.И. Платова, в 2005 г. — благодарственный молебен о г. Новочеркасске. Если дни проведения торжеств совпадали с церковными праздниками, то праздничные службы обязательно включались в программу мероприятий. Так, начало празднования юбилея М.И. Платова в 2003 г. совпало с праздником Преображения Господня (19 августа). В 2008 г. службой по поводу праздника Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) открывался последний день мероприятий III Всемирного конгресса.

Процесс казачьего возрождения сами его участники ассоциируют с укреплением позиций православия, определяя веру и православную культуру как базовые элементы возрождения. Поэтому обязательным для всех казачьих мероприятий является молебен, который открывает практически любой казачий форум. Пленарные заседания всех конгрессов также начинались с молебна и благословения батюшки.

Обязательной стала процедура получения оратором благословения — перед выходом на трибуну выступающий должен подойти к батюшке (который на протяжении всего пленарного заседания находился в зале на сцене с левой стороны от Президиума, с правой — размещался Совет старейшин) и только после этого он может держать речь. Те, кто забывал или же не хотел этого делать, могли получить замечание от есаульца или даже войскового атамана.

Программа мероприятий Всемирных конгрессов включала форумы научно-практического характера (Платовские чтения), концертные программы с исторической казачьей сюжетной линией. Можно назвать: фольклорный праздник «С Днем рождения, Платов!» (2003 г.), Войсковой литературно-музыкальный фестиваль им. Н.Н. Туроверова «Я вернулся на Дон.», памяти казачь-

их поэтов зарубежья (2008 г.), молодежные казачьи фестивали и прочие театрализованные действия.

В 2005 г. было проведено костюмированное праздничное шествие по улицам

г. Новочеркасска. Оно было связано не только с историей казачества и казачьей

столицы, но и с историей юга России в целом. Наряду с конными казаками в

костюмах, напоминающих форму Атаманского полка, по городу проезжали

юноши и девушки в одеждах амазонок и скифов; а на одной из площадей было

19

исполнено театрализованное представление — «дикие танцы предков» .

Особо следует упомянуть о таком непременном действии в рамках программ конгрессов, как парад — прохождение представителей казачьих организаций в исторической форме своих казачьих войск торжественным маршем по площади перед Войсковым кафедральным собором. Учитывая значение в казачьей культуре именно ее военизированной составляющей, следует отметить важность таких мероприятий в программах конгрессов. Можно предположить, что для основной массы делегатов конгрессы означали, прежде всего, возможность оказаться в мужской среде, ощутить дух военизированного мужского сообщества. «Первый день прошел в знакомстве с братушками», «Между простыми казаками моментально устанавливались самые теплые отношения. Воистину, нет уз

святее братских, а казак казаку — брат!» — такие отзывы об атмосфере Конгрес-

" „20 са можно найти на сайтах казачьих организаций .

К военизированной составляющей оказывается привязанной практически вся символика и большинство мероприятий конгрессов. Процедура открытия конгресса предусматривает внос знамен Российской Федерации и казачьих войск и исполнение российского гимна и гимна Войска Донского21. Обязательной для всех казачьих собраний (и Всемирные конгрессы не были здесь исключением) является процедура избрания есаульца, человека, облеченного властью наводить порядок в зале; как символ такой власти ему вручается нагайка, кроме этого он имеет право избрать себе в помощники двух приставов.

Показательными являются вручаемые на конгрессах награды и подарки. Наряду с крестами и орденами часто дарят холодное оружие, как правило, казачьи шашки. При этом тот, кому вручается такая награда, обязательно целует оружие, а после награждения произносит слова: «Служу Дону, Отечеству и Вере Православной» или «Служу казачеству, Отечеству и Вере Православной».

На III Всемирном конгрессе казаки Волгоградской делегации преподнесли в дар Войску Донскому копию штандарта 4-го Донского казачьего графа М.И. Платова полка, под которым полк вошел в Париж после разгрома войск Наполеона. Штандарт принимал лично войсковой атаман В.П. Водолацкий и в знак уважения по воинской традиции поцеловал край полотнища.

Даже Великой княгине Марии Владимировне на II Всемирном конгрессе в качестве подарка преподнесли братину. В свою очередь Глава Российского Императорского Дома наградила В.П. Водолацкого императорским военным орденом Святителя Николая-Чудотворца второй степени «за заслуги в обеспечении

военной безопасности России и полезные труды по укреплению ее могущест-

22 ва»22.

Вообще, демонстрация наград, формы, воинских званий является отличительной чертой казачьих конгрессов. Например, в форму кубанских казаков на

III Всемирном конгрессе облачился К.Ф. Затулин, который, согласно информации с его личного сайта, с 1993 г. состоял в Кубанском казачьем войске и имел чин войскового старшины23. Практически все участники конгресса блистали орденами, крестами и другими наградами, а на погонах некоторых из них можно было увидеть звезды, размер которых наводил на мысль о маршальском звании их обладателя.

Отсылкой к военно-мемориальной тематике в ходе проведения конгрессов является: ритуальное возложение цветов к памятникам М.И. Платову и в усыпальнице донских атаманов Войскового кафедрального собора; отправление венка в память о погибших предках на середину Дона (2008 г. во время проведения литературно-музыкального фестиваля им. Н.Н. Туроверова); установление поклонного креста. Военизированный характер имеет проведение конноспортивных игр, включающих скачки, джигитовку, рубку лозы, умение владеть пикой.

Однако, порой насыщение символики конгрессов элементами традиционной (квазитрадиционной) казачьей культуры и поддержание атмосферы военизированного сообщества, создает ощущение фарса. Например, обсуждение вопросов госслужбы казачества на одном из Круглых столов, проводимых в рамках мероприятий III Всемирного конгресса членами войсковых реестровых структур, было очень уместной акцией, особенно если рассматривать службу в ее традиционном для казачества военном аспекте. А вот обсуждение в казачьем кругу проблем потребкооперации, торговли и проч. вызывало вопрос о целесообразности.

Во время проведения I Всемирного конгресса атаманы так увлеклись чествованием М.И. Платова, что с трибуны конгресса призвали казаков, продолжая славные дела атамана, внедрить в экономику России высокие технологии. Услышав про «внедрение высоких технологий», один пожилой казак, сидевший в

зале, даже пошутил: «Так вот почему под конгресс выбрали Новочеркасский те-

24

атр драмы и комедии» .

При всех противоречиях и сложностях в сохранении и освоении традиций казачьей бытовой и политической культуры, 1990-е гг. стали важным этапом в истории российского казачества. Вслед за возникновением общероссийских казачьих организаций, началось становление новых форм взаимодействия казачьих обществ различного статуса (реестровых и общественных) между собой. Воплощением практик взаимодействия стали различные форумы, такие как Большие Круги, Всемирные конгрессы казаков и пр.

В истории казачества были известны аналогичные формы. Это всероссийские съезды казаков, проходившие в 1917 г. Их главным отличием от современных являлось то, что в начале XX в. казачество еще не испытывало необходимости в «реанимировании» собственной истории и культуры. Съезды 1917 г. решали жизненно важные социально-политические проблемы.

Современные форумы ориентированы на формирование исторически маркированных политических ритуалов и социокультурного пространства. При этом Всемирные Конгрессы начала XXI в. — это абсолютно новый формат в деятельности казачьих сообществ России и зарубежья. Их проведение актуализировало элементы исторического прошлого, которые восстанавливались или

заново конструировались, но способствовали процессу возрождения казачества.

Процесс социокультурных трансформаций, через которые проходит казачество на современным этапе, представляет собой сложное сочетание модернизированных и традиционных элементов культуры. Специфика модернизации в среде казачества заключается в обращении к традиционным нормам и элементам культуры и одновременно в формировании новых канонов.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-на-Дону, 1995; Маркедонов С. М. Феномен российского неоказачества // Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М., 2001. С. 106-119; Рвачева О.В. Донское казачество XXI века: традиции и конструкции // Российское общество: историческая память и социальные реалии: материалы межрегиональной научно-практической конференции. XIV адлерские чтения. Краснодар, 2008. С. 245-248.

2. Озеров А.А. Институт казачества в политических процессах современного российского общества (на материалах Юга России). Ростов-на-Дону, 2006. С. 57.

3. Там же. С. 56.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие М., 2000. С. 250; Рыб-лова М.А. «Казакование» в истории России: социокультурные трансформации и поиск утраченной идентичности // Казачество Юга России в процессах становления и развития российской государственности: тезисы региональной научно-практической конференции (г. Урюпинск, 26-29 апреля 2007 г.). Волгоград, 2007.

5. Козлов. Ук. соч. С. 5, 8; Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996. С. 187.

6. Озеров. Ук. соч. С. 57.

7. Выборы атамана ВКО ВВД 2006 г. Личный архив автора.

8. Озеров А.А., Киблицкий А.Г. История современного донского казачества. Исследования и документы. Ростов-на-Дону, 2000. С. 41-46.

9. Союз казаков России образован в 1990 г., Союз казаков России и зарубежья (СКВРиЗ) образован в 1993 г.

10. Первый Большой круг был созван в 2003 г. в Ставрополе. На нем собрались представители 11 казачьих войск. На круге присутствовал президент В.В. Путин и советник Президента по вопросам деятельности казачьих обществ Г. Трошев.

11. Бирюков А.А. Интервью от 26 декабря 2008 года. Личный архив автора.

12. Верховский и др. Ук. соч. С. 194.

13. Интернет-ресурс. Режим доступа: http//www.dontr.ru.

14. Интернет-ресурс. Режим доступа: http//www.inter-volgograd.ru.

15. Данные пресслужбы Конгресса. Личный архив автора.

16. Емельянов И. Второй, всемирный, казачий. // Казаки — 2005 № 8-9. С. 8.

17. Бураков И. «Осколки былого казачьего величия». Время новостей. №158. 27.08.2003. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http//www.vremya.ru/2003/158.

18. Бураков. Ук. соч.; Масалов А.Г. Российское казачество в начале XXI века. Ставрополь, 2008. С. 111.

19. Емельянов. Ук. соч.

20. Интернет-сайт Международной общественной организации «Верное казачество». — Интернет-ресурс. Режим доступа: http//kozak.hrest.info.

21. «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон.» песня, написанная во второй половине XIX в. А.А. Леоновым и Ф.И. Анисимовым, новые слова к которой в 1918 г. были сочинены по заказу атамана П.Н. Краснова, после чего песня стала гимном нового государственного образования «Всевеликое войско Донское». Гимн современного Донского Войска является как раз вариантом 1918 г.

22. Емельянов. Ук. соч.

23. Интернет-ресурс. Режим доступа: http//www.zatulin.ru/index.php?section=bio.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Интернет-ресурс. Режим доступа: http//www.vremya.ru/2003/158.

THE WORLD COSSACKS CONGRESSES: THE BIRTH OF TRADITION

O.V. Rvacheva

Work is devoted to modern socio-cultural processes in the environment of the Russian Cossacks. A subject of the researche is the Cossacks' revival and forms of their mass demonstration activity. The author judges about character of transformations experienced by modern Cossacks on the analysis of activity at the Cossacks' Russian and World congresses. The character of transformations determines a complex combination of the modernized and traditional elements within culture. Specificity of modernization in the Cossacks' environment is the use of traditional norms and elements of culture and forming new traditions at the same time.

© 2009

М.А. Жигунова

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ РУССКОЙ СЕМЬИ В СЕРЕДИНЕ

ХХ — НАЧАЛЕ XXI вв.

Жизнь каждого человека состоит из чередования будней и праздников, которые, в свою очередь, сопровождаются обрядами, пронизывающими собой весь общественный, семейный и индивидуальный быт. Следует отметить достаточно условное деление обрядов на календарные и семейные, так как отмечается общность основы, на которой они первоначально возникли, заметное сходство функций и форм многих обрядовых действий, а также — общность субъекта их проведения и фольклорного сопровождения1. Особенно тесное переплетение календарных и семейных обрядов наблюдается в свадебном и поминальных циклах. Но, по сравнению с календарными обрядами, именно в семейных более стойко сохраняются традиционные черты. Во многом это объясняется тем, что функциональная направленность традиционных семейных обрядовых действ на протяжении многих лет остается прежней (стремление обеспечить участникам благоприятный переход из одного состояния в другое (новый статус), сохранить их здоровье и благополучие, уберечь от сглаза и порчи, обеспечить счастливое будущее). Кроме того, семейная сфера более консервативна и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.