9. Sibiryakov S. Germanskoe pravitelstvo priznaet proval multikultumoy politiki [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.rassian.kiev.ua/printphp?id=11605114.
10. Truhachev V. Kemeron vyishel na tropu voynyi s islamistami [Elektronnyiy resurs] // Pravda. Ru. 2011. 8 fevr. URL : http://www.pravda.ru/world/ europe/european/08-02-201l/l065918-england-0.
Multiculturalism as a social issue, or What is the difference between “multiculturalism” and “polyculture”
There are researched the bounds of the notions “multiculturalism", “polyculture” and ‘‘multiculture" that indicate the co-existence of various cultures in society. There is proved that if “polyculture" and “multiculture" indicate the cultures that interact and create the original cultural education based on the main ethnos culture, “multiculture" verifies the autonomy of various cultures in society, and tolerance is needed for their peaceful co-existence.
Key words: society, notion, multiculturalism, polyculture, multiculture, tolerance, culture.
(Статья поступила в редакцию 24.12.2013)
Ю.И. ПЕРЦЕВА (Волгоград)
возрождение казачьей культуры в информационнокоммуникАтивном пространстве интернета
Проанализированы тематические особенности сайтов, представляющих культуру казачества в сети Интернет. Определяется, какие образы прошлого, настоящего и будущего выстраивают и конструируют многочисленные социокультурные группы, объединенные общими терминами «казаки», «казачество», а также какие интересы популяризируют и какие пропагандируют ценности в электронном информационном пространстве.
Ключевые слова: казачество, культура казачества, принципы казачьей идеологии, информационные ресурсы, Интернет, классификация.
Движение за возрождение казачества, начавшееся со второй половины 1980-х гг., имело культурно-просветительскую и духовную направленность. Однако в начале 1990-х гг. ка-
зачье движение проявило себя как социальнополитическая сила, у участников которой отсутствовала единая модель развития современного казачества. Противоречивость идеологии в среде казачества привела к их расколу на «красных» и «белых», «государственников» и «автономистов-самостийников», «родовых» и «приписных», «реестровых» и «общественников» [1, с. 36-37]. Идеологическая разобщенность отразилась и в информационном пространстве, на специальных (казачьих) сайтах, созданных представителями казачьего движения.
проанализировав тематические особенности таких сайтов, можно понять, какие образы прошлого, настоящего и будущего конструируют многочисленные социокультурные группы, объединенные общими терминами «казаки/казачество», а также какие интересы популяризируют и какие пропагандируют ценности в электронном информационном пространстве - Интернете.
В процессе анализа тематических особенностей казачьих сайтов была создана классификация, которая позволила определить, какие субъекты рассматриваемой многокомпонентной социокультурной общности представляют свои интересы в глобальной сети. В результате выделено 10 групп сайтов, которые сформированы по характеру учредителя (создателя):
1) авторские (частные);
2) зарубежные казачьи;
3) сайт Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества;
4) сайты казачьих общественных организаций;
5) реестровых казачьих организаций;
6) неформальных (националистических) казачьих организаций;
7) казачьих фольклорно-этнографических коллективов;
8) музеев казачества;
9) периодических казачьих изданий;
10) казачьих интернет-магазинов.
обширную группу сайтов, представленных в Интернете, составляют авторские сайты. они созданы частными лицами или группой лиц, так или иначе идентифицирующими себя с казачеством, с культурно-просветительской, познавательной целью и рассчитаны на широкую аудиторию. Среди авторских сайтов можно выделить следующие: «Вольная станица», «Казачий стан», «Скарб», «Казачий круг»,
© Перцева Ю.И., 2014
«Дикое поле» и др. Характерными особенностями данных сайтов является то, что здесь активно освещаются проблемы происхождения казачества, содержатся статьи об исторических личностях, традиционной кухне, истории казачьего костюма, казачьего языка, традициях, обрядах, воинской культуре казачества, казачьем быте. Представленные материалы об этногенезе освещают в основном версии автохтонного происхождения донских казаков (от древних ариев, этрусков, скифов, хазар и пр.), что свидетельствует о стремлении удрев-нить и облагородить историю казачества. Это желание является важным для этнического самоутверждения представителей казачьего сообщества. При этом необходимо отметить, что рассматриваемые на сайтах концепции древнего происхождения подкрепляются научными трудами некоторых современных ученых, а также исследователей XIX и начала ХХ в. Таким образом, создатели авторских ресурсов (в основном потомственные казаки) используют Интернет для декларирования основ казачьей этничности (древнее происхождение, представления о своей земле и т.д.).
Государственная политика по возрождению казачества в 1994 - 2000 гг. привела к тому, что казачье движение раскололось на тех, кто взял на себя обязательства по несению государственной и иной службы (реестровые казачьи общества), и тех, кто отказался от этого (общественные казачьи организации) [1, с. 41]. «общественники» и «реестровики» стали создавать собственные сайты, тематические особенности которых имеют свою специфику.
Главные задачи сайтов, представленных казачьими общественными организациями, - объединение людей, считающих себя этническими казаками и их потомками; вовлечение казаков в общественную и политическую жизнь; возрождение казачьего образования и воспитания; налаживание связей с казаками, проживающими по всему миру. Среди группы сайтов общественных (нереестровых) казачьих организаций можно выделить две подгруппы.
Первая («Союз казаков россии», «Союз казачьих войск россии и зарубежья») ориентирована на возрождение казачества как социальной группы, стремящейся направлять казачье движение по пути сотрудничества с государством. особенностью сайтов первой подгруппы является информация, размещенная на них. Это в основном нормативные документы, относящиеся к казачеству (законы, постановления, указы, устав общественной казачьей организации), обзор новостей, история создания и структура казачьей общественной орга-
низации, сведения о планах работы организации, кодекс чести казака, герб и гимн организации. Вопросы истории и традиционной культуры практически не освещаются. Учредители второй подгруппы сайтов («Кубанская казачья община», «Донцы», «Казарла. Этническое казачье объединение», «Казачья вольница») вопросы государственной или иной службы не рассматривают. Здесь отчетливо подчеркивается принадлежность потомков казаков к казачьему роду, конструируется культурный облик современного казачества как культурноэтнической общности. Создатели данных сайтов рассматривают также вопросы возмещения ущерба, причиненного казачеству во время раскулачивания и расказачивания, акцентируя внимание на этнической реабилитации. Материалы сайтов второй подгруппы отражают право казаков на самобытность, на национальное самосознание и культуру, на собственную историю и ее трактовку.
«реестровые» казачьи организации берут на себя обязательства по несению добровольной государственной и иной службы на основании Федерального закона российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [3]. Наряду с государственными структурами они выполняют задачи по патриотическому и военно-спортивному воспитанию, по охране правопорядка и экологической деятельности. По данным Минрегионразвития, на 2011 г. заявили о своем желании нести государственную и иную службу, т.е. войти в госреестр, 11 войсковых обществ и 7 окружных (отдель-ских) казачьих обществ [1, с. 45]. Казаки этих войск могут иметь чины, знаки различия, награды, носить кокарду и погоны.
реестровые казачьи организации также имеют свое интернет-представительство в глобальной сети - это сайты «Всевеликое Войско Донское», «Кубанское Казачье Войско», «терское Казачье Войско», «Центральное казачье войско», «Волжское казачье войско», «Сибирское казачье войско», «уссурийское казачье войско», «Енисейское казачье войско», «Оренбургское казачье войско», «Иркутское казачье войско». Они отражают задачу возрождения казачества через участие казаков в государственной и иной службе, поэтому одной из главных тем, представленных на войсковых сайтах, является государственная служба казачества. Здесь обсуждаются основные виды этой деятельности: охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, борьба с терроризмом, охрана государственной и административной
границ, охрана окружающей среды и животного мира. тематика информационного поля этих сайтов - история и символика войска, войсковой гимн, форма одежды войска. на данных сайтах размещены ряд законодательных актов рФ, направленных на возрождение казачества и привлечение его ко всем видам государственной службы. Среди них указы Президента об учреждении гербов, знамен, о чинах, форме одежды, а также постановления Правительства о холодном оружии и видах госслужбы, к которой привлекаются казаки. традиционная казачья культура на этих сайтах представлена в той ее части, которая демонстрирует военно-патриотические традиции казачества: воинские праздники, воинскую службу, традиции сходов и кругов с их регламентом, военную атрибутику, традиции боевых искусств. Большое внимание на сайтах реестровых казачьих организаций уделяется вопросам казачьего образования и воспитания молодежи, что выражается в основном в пропаганде военных наук.
таким образом, сайты реестровых казачьих организаций формируют у пользователей представление о казаках как об участниках государственной службы, наделенных соответствующими полномочиями и привилегиями. Данные сайты демонстрируют реестровое казачество как социальную группу, призванную выполнять особые функции по несению государственной службы.
«реестровые» войска объединены под контролем Совета по делам казачества при Президенте рФ, который имеет собственный сайт под названием «российское казачество». Совет при Президенте российской Федерации по делам казачества (далее - Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества [2]. На сайте «Российское казачество» отражена политика государства, направленная на поддержку «реестровых» казачьих организаций. Здесь демонстрируются материалы заседаний Совета, нацеленные на совместную работу в деле возрождения казачества, на преодоление разногласий в среде казачества.
На сайте «Российское казачество» размещена информация о структуре и составе Совета. Посетитель сайта может ознакомиться с законами РФ о государственной службе российского казачества, концепцией государственной политики в отношении российского казачества, стратегией развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 г. таким образом, на сайте «Рос-
сийское казачество» современное казачество представлено как социально организованная группа населения, активно влияющая на различные процессы в российском обществе, а также как союзник государства в укреплении социального и политического порядка.
К сожалению, в инфраструктуре электронного пространства существуют ресурсы, которые пропагандируют экстремистские идеи. Они созданы неформальными (националистическими) казачьими организациями. Сайтов казачьих националистических организаций немного, но они существуют. На их страницах размещены статьи социально деструктивного характера, связанные с пропагандой ксенофобских и ультранационалистских взглядов. Среди представителей «правого» интернет-сообщества, распространяющих принципы казачьего национализма, можно выделить следующие сайты: «Имперский казачий союз», «Вольно-казачье движение», «Донская казачья республика». На этих сайтах привлекаются к политической активности граждане, разделяющие идеи казачьего национализма, утверждаются принципы казачьей идеологии, основанные на том постулате, что казачий народ является автохтонным народом Причерноморья и Северного Кавказа. На данных сайтах создается образ этнической родины Каза-кии - земли предков казаков, которая включает в себя территорию бывших Донского, Кубанского и терского войск, - и звучат призывы к созданию казачьей государственности в форме республики. Националисты поднимают следующие вопросы: восстановление Российской Империи в границах до 1917 г. и Русской православной самодержавной монархии. При этом никакие компромиссы, такие как конституционная или иные формы монархии, не допускаются. Все государственные структуры, созданные на территории бывшей Российской Империи после 1917 г., националисты считают оккупационными и незаконными, в том числе и территорию Дона. Примерами для подражания казаки-националисты считают таких исторических личностей, как П. Краснов, Ф. Келлер, М. Дроздовский, А. Шкуро, П. Врангель и др. Следовательно, сайты казачьих националистических организаций позиционируют современных казаков как ярых сторонников экстремизма и ксенофобии.
В информационной среде широко распространены сайты зарубежных казачьих организаций. Группа сайтов «Верное казачество», «Союз казаков Америки», «Казачество Республики Беларусь», «Конгресс казаков в Америке» и др. создана потомками казаков из Рос-
сии, стран ближнего и дальнего зарубежья. Основными целями данных сайтов являются объединение, поддержка и общение потомков казаков, которые живут в Польше, Америке, украине, Белоруссии и других странах. Сам факт создания сайтов за рубежом потомками казачества свидетельствует о том, что казаки в эмиграции ведут активную общественнополитическую жизнь - образуют различные союзы, клубы, общественные организации.
Сайты казачьих организаций стран дальнего зарубежья («Конгресс казаков в Америке») содействуют в трудоустройстве, оказывают помощь в розыске пропавших за рубежом казаков. На данных сайтах размещены материалы о проведении в отношении казачества репрессивной политики 1920-х гг., определяемой как геноцид. Освещаются также события депортации казаков-коллаборационистов из Лиенца советскими войсками в 1945 г. Размещены статьи о жизни и судьбе лидеров казачьей эмиграции, деятелей Белого движения П.Н. Краснова, А.Г. Шкуро, В.Г. Науменко. Таким образом, на сайтах казачьих организаций стран дальнего зарубежья формируется представление о трудной судьбе и страданиях казачества в эмиграции.
Особенностью казачьих сайтов стран ближнего зарубежья (украина, Беларусь) является освещение исторических событий Малой и Великой Руси, воссоединения их в единое государство, участия казаков в войне с Наполеоном в 1812 г., размещение статей о вере казаков, проблемах современного казачества, жизни казаков из России. По истории казачества представлены лишь краткие сведения, вопросы традиционной культуры не освещены.
Анализ казачьих сайтов стран ближнего зарубежья показал, что они направлены на единение казаков, проживающих в Белоруссии, украине, России. Эти сайты презентиру-ют казачество стран ближнего зарубежья как сторонников укрепления братства и духовного родства между ними, дружбы и взаимной поддержки, возрождения былых связей и развития всестороннего сотрудничества. Такие сайты подчеркивают тесную связь между казаками стран ближнего зарубежья.
Собственные информационные ресурсы создают многие фольклорные казачьи коллективы, которые представляют свое творчество в Интернете. Официальные сайты имеют такие известные ансамбли казачьей песни, как «Покров» (г. Волгоград), «Криница» (г. Краснодар), «Станица» (г. Волгоград), «Казачий круг» (г. Москва), «Православный Дон» (станица Боковская), «лазоревый цветок» (г. Волгоград) и др. Главной целью этих сайтов явля-
ется ознакомление посетителей с искусством исполнителей, привлечение внимания к казачьему фольклору.
Некоторые казачьи фольклорные коллективы предоставляют публике открытый доступ к своему песенному архиву для прослушивания и дальнейшей популяризации. На сайтах фольклорных ансамблей представлен репертуар песен казаков всех жанров: старинные протяжные, романсы, строевые и плясовые. Основным репертуаром ансамблей «Покров», «Казачий круг», «Криница» является материал, собранный в этнографических экспедициях на территории традиционного проживания казаков.
В своей деятельности одни фольклорные коллективы («Покров», «Православный Дон») опираются на принципы собирания, фиксации, сохранения и использования аутентичного фольклора, другие («Ансамбль российского казачества», «Казачий круг») применяют современные аранжировки. Многие коллективы сотрудничают с фольклористами Ростовского государственного университета, Ростовской государственной консерваторией им. С.В. Рахманинова, Научно-исследовательским центром традиционной культуры (г. Краснодар), Российской академией музыки им. Гне-синых в Москве.
Посетители сайтов этнографических коллективов, знакомясь с казачьим фольклором во всем его жанровом многообразии, получают сведения об исключительности этого субэтноса, его историческом прошлом и самобытной культуре.
Свои сайты имеют этнографические музеи, представляющие культуру казачества в сети Интернет. Обширной справочной информацией о большинстве отечественных музеев, в том числе о музеях казачества, обладает портал «Музеи России», созданный в 1996 г. В это же время и много позднее возникли другие музейные сайты. Каждый из музеев казачества на данном портале представлен одной страницей, где размещена общая информация о музее.
лишь немногие музеи, представляющие культуру казачества, имеют собственные сайты. Среди них Музей истории донского казачества (Новочеркасск), Раздорский этнографический музей-заповедник (станица Раздор-ская), музей казачества (г. Краснодар). На вебстраницах музеев казачества размещается следующая типовая информация: название музея, история создания музея, сведения о месторасположении музея, справочная информация (время работы, экскурсии и др.), сведения о коллекционных фондах, об экскурсионных программах, некоторых экспонатах. Часть
коллекций музеи выставляют в Интернете. Однако более подробные сведения о коллекциях отсутствуют. Вследствие этого хранящееся в музеях культурное наследие, отражающее этническое разнообразие казачества, остается закрытым для доступа широкой публики в электронном информационном пространстве. Трансляция казачьей культуры, осуществляемая сайтами музеев, является формальной, поверхностной и фрагментарной. Это говорит о том, что музеи создают сайты в основном в целях саморекламы и предпочитают принимать посетителей «реально», предлагая платные экскурсионные программы. Сотрудники музеев недооценивают деятельность по использованию информации о музейных коллекциях, отражающих особенности традиционной культуры казачества в сети Интернет, для создания привлекательного имиджа территории.
Среди периодических казачьих изданий, имеющих собственные сайты в Интернете, можно назвать лишь журнал «Казаки», газету «Казачий кругъ». Номера таких популярных печатных изданий, как «Казарла», «Станица», представлены на сайтах общественных казачьих организаций.
Особенностью электронной версии журнала «Казарла» является то, что здесь представлены не только труды известных историков-казаковедов, но и статьи обычных казаков, интересующихся историей своего рода. Авторы журнала предоставляют уникальные исторические материалы, освещают неизвестные и полузабытые страницы прошлого и настоящего.
На сайте журнала «Казаки» затрагиваются вопросы реабилитации казачества, отведено место возникающим в процессе казачьего возрождения проблемам, политическим и общественным вопросам, рассказывается о прошлом и настоящем казачества. Таким образом, сайт журнала «Казаки» освещает лишь общественно-политические проблемы современного казачества.
К сожалению, популярная газета «Казачий круг», которая выходила до 2012 г. в г. Волгограде еженедельно, была ликвидирована. Собственный электронный ресурс газета «Казачий круг» имеет, но с 2010 г. он не обновлялся. На сайте представлены не все выпуски газеты, статьи демонстрируются частично. Основная информация имеющихся здесь материалов -это отражение общественно-политической деятельности казачьих обществ.
Основной проблемой представленных в Интернете периодических изданий является невозможность просмотра всех выпусков. Бесплатный доступ возможен не для всех номе-
ров. Главная причина, по которой издатель отказывается развивать электронные версии казачьих журналов и газет, - это стремление к реализации печатных изданий.
Незначительно в электронной среде представлены такие секторы сферы казачьей культуры, как интернет-магазин. На страницах сайтов интернет-магазинов «Казачья гамазея», «Казачья лавка», «Добрый казак» демонстрируются сувениры ручной работы донских мастеров, книги о казачестве, музыкальная продукция, казачье оружие, одежда. Интернет-магазины, представляющие культуру казачества, рассчитаны в основном на аудиторию, увлекающуюся этнической культурой казаков. Создатели интернет-магазинов формируют образ о казачестве как об этнической группе, обладающей своеобразной традиционной культурой.
Таким образом, представители казачества, учреждая собственные сайты, преследуют свои интересы, опираясь при этом на обширные научные исследования: одни стремятся противодействовать культурному нивелированию, возродить и сохранить свое культурное наследие, другие декларируют желание служить государству, третьи требуют политической автономии и выдвигают территориальные претензии. Различные интересы, ценности, цели и задачи казачьих этнокультурных общностей свидетельствуют об отсутствии четкой стратегии развития казачьего движения.
литература
1. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества: история становления, основные источники и тенденции развития (конец 1980-х -конец 2000-х гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Краснодар, 2013.
2. Совет по делам казачества // Президент России: сайт [Электронный ресурс]. URL : http://state. kremlin.ru/council/16/statute.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // Рос. газ. 2005. 8 дек.
* * *
1. Matsievskiy G.o. Politicheskaya zhizn rossiyskogo kazachestva: istoriya stanovleniya, osnovnyie istochniki i tendentsii razvitiya (konets 1980-h - konets 2000-h gg.): avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. Krasnodar, 2013.
2. Sovet po delam kazachestva // Prezident Rossii: sayt [Elektronnyiy resurs]. URL : http://state.kremlin. ru/council/16/statute.
3. Federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 5 de-kabrya 2005 goda № 154-FZ «O gosudarstvennoy sluzh-be rossiyskogo kazachestva» // Ros. gaz. 2005. 8 dek.
Revival of Cossack culture
in the information and communicative
space of the Internet
There are analyzed the thematic peculiarities of the websites that represent the Cossack culture on the Internet. There is determined what images from the past, the present and the future build and construct the numerous sociocultural groups united by common terms “Cossacks", “the Cossacks", as well as which interests popularize and which propagandize values in the electronic informational space.
Key words: the Cossacks, Cossack culture, principles of Cossack ideology, informational resources, the Internet, classification.
(Статья поступила в редакцию 13.11.2013)
Г.В. ПАНИНА (Москва)
экологическая культура как компонент профессиональной культуры современного специалиста
Представлена модель современного инженерного образования, построенная с учетом положений философии и социологии техники. Показана важность формирования экологической культуры личности как совокупности принципов полноценного взаимодействия с окружающей средой и осознания конечных смыслов технического развития.
Ключевые слова: экологическая культура, этические императивы, современный инженер, гуманитарная экспертиза, эколого-гуманитарная безопасность, новое понимание профессионализма.
Технические университеты составляют существенную часть образовательного пространства России. Инженерная деятельность играет важную роль в осуществлении программ экономического, технологического и социального трансформирования российского общества. Совершенно необходимо, чтобы она отвечала требованиям к преобразовательной деятельности человека, актуальным на современном этапе цивилизационного развития. Наиглавнейшим является предвиде-
ние не только технических и экономических, но и психологических, демографических, экологических, нравственных, т.е. социокультурных, последствий своего труда. Таким образом, экологические и этические императивы превращаются в неотъемлемую часть современной инженерии. Социальное и гуманитарное образование в техническом университете не только является необходимым для общего развития специалиста, повышения его интеллектуальных и творческих возможностей, но и становится важным компонентом формирования профессиональной компетентности и профессиональной культуры инженера.
Современному инженеру приходится действовать в социокультурном пространстве, целиком претерпевшем творчески преобразующее воздействие человека. Техника достигла таких масштабов распространения и такого влияния на жизнь человеческого общества, что можно говорить об особой оболочке земного шара, насыщенной техническими устройствами, - техносфере. Рост количества и многообразия техники привел к изменению стиля, ритмов и содержания человеческой жизнедеятельности. К концу ХХ в. стало ясно, что глобальное влияние техники носит не только положительный характер, ведет не только к облегчению труда и росту комфорта повседневной жизни, но и содержит в себе угрозы существованию человека на земле, загрязняя окружающую среду, воздействуя на психологические и физиологические параметры человеческого организма, порождает социальные, политические, демографические, социокультурные проблемы.
Как пишут современные философы морали, «в напряженном темпе современной жизни человек от “созерцания глубин” перешел к решению прагматических задач. Даже если речь идет о его собственной душе, он выбирает “техники” как способы воздействия на нее. Деловая практичность и заинтересованность в осуществимых решениях отличают современного прагматика. От него и ждут скорее экспертного заключения, нежели расширения границ опыта. Важно отметить, что прагматические цели блокируют экзистенциальные ценности, а вовсе не являются их экспликацией, как это часто кажется сторонникам той идеи, что только потребности есть двигатель человеческой активности (включая потребность в самореализации, самоактуализирова-нии и т.п.). Достижимые цели строятся на по-
© Панина Г.В., 2014