НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Анатолий КРАСИКОВ Ученый вернулся из командировки
«БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ...»1
Высоко в Альпах, на узкой полоске горы, у подножья которой плещется Женевское озеро, стоят, прижавшись друг к другу, несколько домов. Самому большому из них в этом году исполнилось 100 лет. Он был сооружен в 1902 году для фешенебельного отеля, одного из самых дорогих в Европе. На географической карте у этого места есть собственное имя - Ко, но, строго говоря, это, конечно, никакой не город, а просто населенный пункт или хутор (о его связи с сельским хозяйством напоминают пасущиеся по склонам горы коровы).
В годы мирового экономического кризиса в начале 30-х годов отель в Ко разорился и был закрыт. Несколько лет здание пустовало, а после Второй мировой войны на средства, собранные по подписке среди простых граждан Швейцарии, к которым присоединились несколько богатых спонсоров, оно было выкуплено для размещения там Центра международных конференций миротворческой организации Движение за моральное перевооружение.
Новое общественное движение внесло заметный вклад в послевоенное строительство Европы и, в частности, в восстановление доверия между вчерашними врагами - Францией и Германией. Оно привлекло на свою сторону многих видных политиков, дипломатов и общественных деятелей из различных государств. Особенно высокую оценку его деятельности дал французский министр иностранных дел Робер Шуман, который первым из видных представителей политической элиты своей страны предпринял попытку решить проблему деколонизации Алжира мирными средствами.
Создатель Движения за моральное перевооружение американский протестантский деятель Фрэнк Бухман (1878-1961) еще в 30-е годы начал разрабатывать свою оригинальную "философию примирения". Он и его последователи противопоставили себя поборникам силовых методов разрешения конфликтов. "Самые великие люди в истории, - говорил Бух-ман, - это те, кто смог четко выразить и воплотить в действие свой ответ на войну, те, кто признает собственные недостатки, вместо того чтобы высматривать чужие пороки".
В наши дни Движение за моральное перевооружение, переименованное в "Инициативы перемен", продолжает свою благородную деятельность. Каждый год оно проводит в Ко международные форумы, ставшие прекрасным примером действенности "народной дипло-
1 (Мф. 5, 9).
Красиков Анатолий Андреевич, доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
© 2002
матии". Встречи и конференции в Ко дают современному аналитику богатый, порой сенсационный материал о том, как идеи взаимного покаяния и примирения, постепенно распространяясь по всему миру, помогают искать выход из ситуаций, кажущихся порой тупиковыми.
В нынешнем году участники движения "Инициативы перемен" встретились впервые после террористической атаки 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк и Вашингтон, повергнувшей в шок весь мир. Неудивительно поэтому, что эта тема заняла особое место во многих, если не во всех выступлениях тех, кто приехал в Ко. Острым, эмоциональным было выступление председателя Мусульманского совета за религиозную и расовую гармонию, имама мусульманской общины Брайтона (Великобритания) Абдулджалила Сахида.
"Совершено гнусное преступление, которому нет и не может быть оправдания, - сказал он, обращаясь к собравшимся. - Но было бы трагической ошибкой возлагать ответственность за него на всех последователей ислама, - а это миллиард жителей планеты. Преступники и те, кто стоял и стоит за их спиной, должны быть выявлены, пойманы и сурово наказаны. Нельзя, однако, наказывать целые страны и их народы. Нельзя также закрывать глаза на те реально существующие проблемы, которые порождают экстремизм, прикрывающийся порой религиозным знаменем".
Для всех развитых государств мира это прежде всего проблема разрыва в экономических возможностях и материальных условиях жизни на Севере и Юге планеты, для России -проблема формирования нового типа отношений между государствообразующей нацией и другими народами многонациональной и многоконфессиональной страны. После краха Российской империи и провала попыток создать «новую историческую общность - советский народ» было бы трагической ошибкой формировать эти отношения так, как это вот уже восемь лет делается в Чечне. Новое тому свидетельство - события в Москве в октябре 2002 года.
На конференции в Ко был поднят вопрос о взаимозависимости народов, живущих в сегодняшнем мире, который, как напомнил представитель организации "Межрелигиозная платформа" Эндрю Сталибрасс, с развитием коммуникаций по мере научно-технического прогресса стал совсем маленьким. Когда-то люди целый день добирались от одного населенного пункта до другого, сказал оратор, теперь же за это время можно на сверхзвуковом самолете облететь всю планету.
"Мы живем в настоящей планетарной деревне, где жизнь каждой семьи тесно связана с жизнью ее соседей, - продолжал Сталибрасс. - Если бы в этой деревне проживало всего 100 человек, 57 из них были бы азиатами, 21 европейцем, 14 американцами-выходцами из обеих частей континента и 8 африканцами. Среди них оказалось бы 48 мужчин и 52 женщины, 30 белых и 70 человек с другим цветом кожи, 30 христиан и 70 последователей иных религий или неверующих. 6 жителей "деревни", каждый из которых родился на Западе, владели бы 59 процентами ее богатств в то время, как 80 их "односельчан" не имеют средств к существованию, живут в трущобах или под открытым небом, 70 не умеют читать и писать, половина страдает от голода и недоедания".
Сталибрасс, англичанин и в прошлом член англиканской церкви, а ныне протестант-кальвинист, процитировал высказывание президента своей экуменической организации пастора Жан-Клода Бассэ: "Жизнь в условиях изоляции или самоизоляции отныне невозможна. В условиях планетарной деревни мы вынуждены, хотим того или не хотим, вступать в контакт с последователями разных религий, с людьми и верующими, и индифферентными в вопросах веры. И только всем нам вместе под силу решить проблемы, волнующие как отдельные народы или группы населения, так и все человечество в целом".
Возвращаясь к теме межрелигиозного диалога, оратор поставил вопрос, что же должно лежать в его основе. Подход к диалогу, считает Сталибрасс, требует соблюдения двух усло-
вий: во-первых, верности каждого своей религии и, во-вторых, взаимной терпимости, признания за другим участником диалога такого же права, которое каждый хочет сохранить за собой. При несоблюдении первого из этих условий диалог превращается в простой обмен мнениями, не лишенный, может быть, интереса, но оторванный от жизни единоверцев. Отказ от второго, то есть от открытости по отношению к инаковерующим, трансформирует диалог в монологи без какой бы то ни было надежды оказать положительное воздействие на собственную общину.
Серьезные трудности возникли в последние годы на пути диалога на Ближнем Востоке. Но и они преодолимы при наличии доброй воли с обеих сторон. Как отмечали многие выступавшие, в том числе непосредственно занимающийся этим вопросом активист движения "Инициативы перемен" американец английского происхождения Брайан Хамлин, рано или поздно проблема ближневосточного урегулирования будет решена. Несмотря на раскручивающуюся сейчас в одной из самых "горячих точек" планеты спираль ненависти, несмотря на акты насилия, которые совершаются обеими сторонами, евреи и арабы "обречены" всегда жить рядом друг с другом. Война между ними не может продолжаться вечно. Вопрос лишь в том, сколько еще крови прольется с обеих сторон до исторически неизбежного примирения.
Большой интерес вызвало в Ко известие о том, что трем представителям духовенства -католику, иудею и мусульманину - были присуждены международные награды за заслуги в деле мира и согласия. Лауреатами, имена которых назвал в Лондоне епископ Ковентри Коллин Беннетс, стали: католический архиепископ из Иерусалима Мишель Саббах, заместитель министра иностранных дел Израиля равви Михаэль Мельхиор и бывший министр Палестинской автономии мулла Талал ас-Сидер. Они участвовали в организации первой международной конференции религиозных деятелей Израиля и Палестины, которая прошла в январе 2002 года в Александрии. Конференция проходила под патронажем президента Египта Хосни Мубарака, премьеров Великобритании Тони Блэра и Израиля Ариэля Шарона, а также главы Палестинской автономии Ясира Арафата.
По мнению раввина Марка Гопина, который преподает религиоведение в университете Джорджа Мэйсона (США), необходимым предварительным условием проведения результативных переговоров о мире на Ближнем Востоке является отказ от напоминания об обидах и преступлениях прошлого и готовность начать написание истории с новой, чистой страницы. "Конечно, - признает Гопин, - невозможно вернуть утраченные жизни и упущенное время, залечить душевные раны, нанесенные пытками и убийствами". И тем не менее "прощение и установление новых отношений между конфликтующими сторонами является практическим средством смягчения страданий, проистекающих от невосполнимости понесенных потерь".
О попытках реализовать эту идею на практике для начала хотя бы на уровне отдельных семей говорил английский протестантский публицист Майкл Хендерсон. Он рассказал историю создания в городке Рамла, к востоку от Тель-Авива, "Открытого дома", где разрабатываются и осуществляются образовательные программы, ориентированные на членов арабской общины города, и проводятся совместные собрания арабов и евреев.
Поселившаяся в Рамле в 1948 году еврейская семья Ландау познакомилась с прежними владельцами дома, палестинцами, и установила с ними добрые отношения. Новая хозяйка дома опубликовала на страницах газеты "Джерузалем пост" открытое письмо, в котором попыталась донести как до палестинцев, так и до израильтян мысль о том, что насилие принципиально не способно разрешить конфликт. Если мы не найдем способа превратить трагедию в общее для нас благословение, говорилось, в частности, в письме, мы украдем у последующих поколений их детство и обречем их на тяжкие страдания.
Надежду на будущее вселяют и непрекращающиеся встречи в Ко еврейских и палестин-
ских религиозных деятелей, которые порой прилетают сюда вместе, в одних самолетах, и не просто знакомы друг с другом, но и давно поддерживают между собой личные связи, невзирая на все трудности военного времени. Участники Движения "Инициативы перемен" не раз приветствовали аплодисментами появление на трибуне представителей двух воюющих сторон, готовящих сегодня основы завтрашнего мира.
Но Ближний Восток не единственная "горячая точка" планеты, где действуют "люди из Ко". На протяжении последних лет этих добровольных миротворцев можно было встретить в Северной Ирландии и Югославии, Индии и Руанде, в Южной Америке и в Австралии. Их вклад просматривается и в том, что нынешнее поколение белых южноафриканцев сделало надлежащие выводы из печального опыта прошлого. Внук создателя системы апартеида в ЮАР Вильгельм Фервурд, с которым мне довелось познакомиться на швейцарской земле, назвал политику деда "не просто ошибочной, но безнравственной". Он стал членом партии лидера чернокожих южноафриканцев Нельсона Манделы - Африканский национальный конгресс. Его жена Мелани, также участвовавшая в конференции в Ко, не будучи чернокожей, является депутатом парламента от той же партии.
И опять-таки положительную роль в примирении двух этнических групп сыграли религиозные деятели. В ноябре 1990 года, когда судьба гражданского мира в ЮАР еще висела на волоске, состоялась встреча руководителей всех церквей страны, включая Голландскую реформатскую церковь, к которой принадлежит большинство белых южноафриканцев. Выступая перед участниками встречи, лауреат Нобелевской премии архиепископ Туту в ответ на покаяние белого пастора Вили Джонкера заявил: "Когда мне говорят: "Прости меня", я не могу ответить отказом. И как человек с черным цветом кожи тоже должен исповедоваться. И я часто относился к другим членам нашего общества так, как будто они не являются детьми Божьими. В нашем общем грехе есть и моя доля".
Участники конференции в Ко приветствовали миротворческую деятельность Папы Римского Иоанна Павла II, который, как отметил Майкл Хендерсон, стремится привлечь внимание к важности исцеления исторического наследия путем покаяния и прощения. "Мы смиренно просим прощения, - процитировал оратор из Англии слова Папы, выступившего от имени всей Римско-католической церкви. - Это особенно относится к событиям второго тысячелетия. Осознание искажений, допущенных в прошлые годы, позволит нам пробудить свою совесть и откроет глаза на те отступления, которые могут быть совершены сегодня".
Смелый шаг Иоанна Павла II встретил широкий отклик во всем мире. В канун третьего тысячелетия его примеру последовали руководители многих государств. Президент США принес извинения Африке за работорговлю; президент ФРГ выступил в израильском парламенте с речью, в которой покаялся за массовые убийства евреев в годы нацизма; премьер-министр Японии попросил прощения у китайцев за преступления, совершенные японской армией в годы Второй мировой войны; президент Италии извинился перед народом Эфиопии за оккупацию этой страны в 30-е годы, а президент Аргентины - перед британцами за войну из-за Мальвинских (Фолклендских) островов; генерал-губернатор Австралии признал, что "по отношению к коренным народам этого континента была совершена историческая несправедливость, выразившаяся в выселении этих народов со своих территорий, подавлении их прав и свобод". Этот список можно было бы продолжить.
С интересным докладом выступил на конференции известный американский психиатр, декан медицинского факультета Массачусетского университета А. Лазар. Опираясь на данные своих научных изысканий, он пришел к выводу, что сам факт покаяния является лекарством, открывающим перспективу исцеления. Жизненно важно научиться просить прощения и прощать другого, считает психиатр. Полемизируя с Фрейдом, ставившим во главу угла фактор сексуальности, Лазар подчеркивает значение покаяния, путь к которому проходит через четыре этапа: осознание нанесенного оскорбления или допущенной несправедли-
вости, появление чувства угрызения совести и стыда, выяснение отношений и, наконец, представление извинений. Правда, иногда, сказал оратор, для достижения желаемого результата достаточно сделать один жест, такой, например, каким был приход Папы Иоанна Павла II к Стене Плача и к мемориалу Шоа.
"Конечно, сами по себе прощение и покаяние не способны решить все стоящие перед человечеством проблемы, принести мир на нашу истерзанную войнами планету, - напомнил перед закрытием форума Майкл Хендерсон. - Однако без взаимного прощения и покаяния невозможно всерьез рассчитывать на установление прочного международного и гражданского мира". Хендерсон убежден: "Прошлое не обладает абсолютной властью над человеком, его гнет можно преодолеть. Порочный круг ненависти должен быть разрублен".
Конференция в Ко закончилась межрелигиозной церемонией, в ходе которой были прочитаны молитвы из священных текстов разных религий. Прозвучала там и молитва Господня ("Отче наш"), которую, как пишут евангелисты Матфей и Лука, завещал людям Иисус Христос: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" - "И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас". Каждый христианин повторяет эти слова молитвы изо дня в день. Однако, увы, каждый или почти каждый забывает о них тотчас же, как только перестает молиться и возвращается к своим обычным делам.
Не потому ли, задал вопрос один из участников форума, практически вся история человечества - не что иное, как бесконечная череда кровопролитных войн и насилия, часто прикрывающегося ссылками на волю Божию. Оправдания этим преступлениям нет и быть не может, как бы ни старались доказать обратное официальные пропагандисты, царедворцы и даже профессиональные священнослужители, взывающие к "славным традициям" прошлого, забывая, что традиция традиции рознь и что есть среди них такие, которые вызывают сегодня лишь острое чувство стыда.
Ко (Швейцария) - Москва, август 2002
Статья подготовлена в рамках Проекта 00-03-00403а Российского гуманитарного фонда.