Научная статья на тему 'За религиозную толерантность (международная конференция)'

За религиозную толерантность (международная конференция) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «За религиозную толерантность (международная конференция)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЗА РЕЛИГИОЗНУЮ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

(международная научная конференция)

"Религиозная толерантность: политическое и историческое измерения" - этой теме была посвящена международная научная конференция, которая состоялась в Институте Европы РАН. Соорганизаторами конференции выступили Институт всеобщей истории РАН, церковно-научный центр "Православная энциклопедия", Центр изучения религий РГГУ, фонды "СТМЭГИ' и "Культура и прогресс".

Приветствуя участников форума, заместитель директора ИЕ РАН Михаил Носов напомнил, что глобализация сделала окружающий нас мир совсем небольшим. Идёт смешение народов, обычаев. Люди разных культурных и религиозных традиций оказываются рядом друг с другом на одной и той же территории. В этих условиях проблема их взаимной толерантности выступает на первый план, оттесняя многие другие проблемы, которые до сих пор представлялись гораздо более острыми.

Конференция началась с приветственных обращений представителей и руководителей религиозных объединений России, и здесь её участников ждал приятный сюрприз. У всех в памяти недавний всплеск напряжённости в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквами после преобразования четырёх апостольских администратур РКЦ в обычные епархии. Тем отраднее было услышать новый для многих тон, в котором выдержал своё выступление и. о. секретаря Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов.

"Войдя в этот зал, - сказал он, - я увидел последователей самых различных вероисповеданий, которым изначально не присуще толерантное отношение друг к другу. И тем не менее мы садимся за один стол, готовые к диалогу. Это -хороший знак. Я рад, в частности, встретиться с представителями католиков владыкой Тадеушем Кондрусевичем и отцом Игорем Ковалевским. Между нами сложились добрые личные отношения, в которых я вижу толерантность в действии".

"Все мы, - отметил со своей стороны председатель Конференции католических епископов России архиепископ Кондрусевич, - должны стремиться к совершенству и своей жизнью являть пример открытости, диалога и толерантности, помня о том, что Земля для всех нас - это наш общий дом. Особое внимание должно быть обращено на терминологию и язык, которым мы пользуемся.

Слово может утешить, дать надежду, объединить, но может также и ранить, вызвать недоразумения и даже конфликты и войны. Поэтому наши слова должны быть преисполнены любви и внимания к ближнему, смирения и открытости, терпения и вежливости".

С письменным посланием обратился к конференции председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. Напомнив о трагических эпизодах последних десяти лет, в том числе о террористических вылазках басаевцев, которые не делают различия между военными и гражданскими лицами, лишая жизни стариков, женщин и детей, он подчеркнул, что слово "ислам" в переводе с арабского означает спокойствие, мир с самим собой, а в качестве религиозного термина понимается как преданность Богу, мир с Богом. Традиционное мусульманское приветствие "Ассаламу алейкум" - "Мир вам". Нельзя убивать невинных людей. Тот, кто делает это, не шахид, а убийца. "И мы выражаем полную поддержку действиям правоохранительных органов по пресечению терроризма", - добавил председатель Совета муфтиев.

"Проблема толерантности не нова, - констатировал в своём выступлении главный раввин России Адольф Шаевич. - Она волновала людей на протяжении всей истории человечества. Как раз в эти дни мы читаем в синагогах главу Торы, где говорится о взаимоотношениях между братьями Иаковом и Исавом. И между ними не было взаимопонимания и братских отношений. Что уж тут говорить о сынах разных народов! Сколько войн прокатилось по Земле, сколько крови было пролито из-за взаимного непонимания и нетерпимости! Многое, конечно, зависит от тех, кто облечён властью и обязан культивировать толерантность, добиваться, чтобы она стала нормой жизни религиозной, политической, какой угодно. Но свой вклад в это благородное дело может и должен внести и каждый из нас. Ибо только сообща мы можем сделать мир нормальным для проживания всех людей, независимо от их этнического происхождения и религиозных взглядов".

О своём полном согласии с позицией других религиозных деятелей заявил Санжей-Лама Бальжиров, который представляет буддийскую Сангху России на заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Для каждого верующего, сказал он, его религия - и только она одна - является единственно истинной. Из этого не следует, однако, что надо вступать в борьбу с остальными. Наоборот, главные ценности всех религий носят общечеловеческий характер, а значит, мы можем и должны совместными усилиями способствовать их претворению в жизнь.

Основные темы диалога, обозначенные в общих чертах религиозными лидерами, получили дальнейшее развитие в выступлениях их единоверцев. Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль назвал толерантность "императивом, благодаря которому человечество избежало самоуничтожения в бесчисленном множестве вооружённых конфликтов, полыхавших в различных частях планеты на протяжении всей человеческой истории". Он призвал "перемонтировать и переструктурировать" образ исламской цивилизации, который для кого-то стал, особенно в последнее время, образом врага.

Научная жизнь

147

Генеральный секретарь Евро-Азиатского еврейского конгресса Михаил Членов констатировал, что выдвинутый С. Хантингтоном тезис о надвигающемся якобы "конфликте цивилизаций" встретил отклик не столько среди религиозных деятелей (хотя некоторые из них использовали этот тезис для конструирования собственных геостратегических концепций), сколько среди определённой части политиков, стремящихся оправдать конкретные силовые акции. В этой связи М. Членов подробно остановился на миротворческой деятельности руководимой им организации в странах СНГ, в том числе и в тех государствах, население которых состоит в большинстве своём из последователей ислама. Он показал участникам конференции фото главного раввина Израиля, обменивающегося рукопожатием с саудовскими шейхами и лидерами пакистанских мусульман во время прошлогоднего форума религиозных лидеров в Казахстане.

С большим интересом были выслушаны выступления вновь взявшего слово православного священника Игоря Выжанова и католика отца Игоря Ковалевского. С мая 2004 года они ведут диалог в составе совместной рабочей группы по урегулированию отношений между Русской православной и Римско-католической церквами и поделились с участниками форума информацией о деятельности этой группы. Наша церковь, сказал представитель РПЦ, приняла к сведению заявления католиков о том, что они не рассматривают Россию как миссионерскую территорию. Тем не менее, продолжал он, всё ещё "существуют факты, которые вызывают беспокойство". И всё же, по мнению о. Игоря Выжа-нова, можно назвать начавшийся диалог "событием года" и выразить надежду на то, что он поможет "устранить недомолвки и недоразумения", расчистив путь к сотрудничеству "на европейском и мировом уровне".

Игорь Ковалевский, со своей стороны, отметил, что диалогу мешают трудности, связанные с внутренними проблемами участвующих в нём сторон. Вселенское православие не едино, оно включает в себя 15 автокефальных, то есть самостоятельных церквей, и диалог между Римом и Москвой ведётся иначе, чем диалог того же Рима с Константинопольским патриархатом. Свои проблемы существуют и в РКЦ, хотя в этой церкви, говоря языком политиков, "вертикаль власти" выстроена более жёстко, чем у православных. Внутри католичества сосуществуют различные точки зрения, зачастую не совпадающие с официальной. И всё же, подчеркнул оратор, подавляющее большинство католиков - за толерантность, которая заключается в готовности уважать право каждой из сторон придерживаться иных взглядов и не прибегать к их подавлению.

Не вступая в дискуссию с представителем РКЦ, ещё один сотрудник ОВЦС, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев изложил своё понимание религиозной толерантности. Он сказал, что Межрелигиозный совет, созданный по инициативе РПЦ при участии представителей мусульман, буддистов и иудеев, вносит вклад в возрождение духовности российского общества. "В частности, - добавил оратор, - Совет борется с новыми религиозными движениями".

Как известно, при создании Межрелигиозного совета в него не были приглашены неправославные христиане: католики и протестанты. Нет их там и се-

годня. А недавно, как сообщил исполнительный секретарь, была отклонена просьба о принятии в Совет, представленная обществом "Сознание Кришны". Больше того, Совет выступил против строительства в Москве храмового комплекса этого религиозного объединения, и, по словам оратора, "правительство Москвы с пониманием отнеслось к позиции Совета, так что никакого храма кришнаитов здесь не будет и деструктивная деятельность секты уменьшится".

Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета косвенно полемизировал и с представителем международной миротворческой организации "Инициативы за перемены" австралийцем Питером Твейтсом, который озаглавил свой доклад "К терпимости через покаяние". "Мы, - сказал Р. Силантьев, - не требуем у мусульман извинений за взятие Константинополя, а они у нас - за взятие Казани. Мы вообще считаем, что подобные извинения приносят больше вреда, чем пользы".

Находившийся в зале председатель руководящего совета Центра обществ "Сознание Кришны" в России Сергей Зуев по окончании конференции передал её организаторам записку, в которой указывалось, что это религиозное объединение не является "деструктивной сектой" и имеет официальную государственную регистрацию. Что касается нового храма, его сооружение стало необходимым ввиду сноса прежнего, находившегося в аварийном состоянии.

На конференции были представлены почти 30 докладов и сообщений, подготовленных светскими учёными - сотрудниками научных институтов системы РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, профессорами и преподавателями университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Ставрополя. В большинстве из них анализировался исторический опыт становления религиозной толерантности в Европе и на других континентах. Заслуживает особого упоминания доклад о традициях религиозной толерантности в Оттоманской империи и современной Турции, представленный советником турецкого посольства в Москве Гёкханом Тураном. Он привлёк внимание не только российских участников конференции, но и присутствовавших на ней американских, британских, израильских, польских, литовских и украинских дипломатов.

Подводя итог дискуссии, директор ИЕ РАН академик Н.П. Шмелёв остро поставил вопрос о культурной идентичности нашей страны и о её месте на международной арене. Он назвал религиозную толерантность одним из условий сохранения территориальной целостности Российской Федерации как многоэтнического и многоконфессионального государства.

На конференции была распространена только что принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюция "Поощрение сотрудничества между религиями". В ней говорится, что "сотрудничество между религиями составляет существенно важное измерение диалога между цивилизациями и культуры мира".

Красиков А.А.,

руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.