Научная статья на тему 'Роль Русской Православной Церкви в урегулировании Карабахского конфликта'

Роль Русской Православной Церкви в урегулировании Карабахского конфликта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
589
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ / NAGORNO-KARABAKH CONFLICT / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / МЕЖРЕЛИГИОЗНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERFAITH COOPERATION / МИРОТВОРЧЕСТВО / PEACEBUILDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена анализу роли религиозныхлидеров Азербайджана, Армении и России вурегулировании Карабахского конфликта. Рассматриваются документы по итогам встреч духовных лидеров в 1990-х2000-х годов. Осмысливается миротворческий потенциал религии в разрешении конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLEOFTHE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SETTLEMENT OF THE KARABAKH CONFLICT

T. The article analyzes the role of religious leaders of Azerbaijan, Armenia and Russia in resolving the Karabakh conflict. This article contains unique documents following the meeting of religious leaders in 1993-1995 from the archive of the Department for external Church relations (DECR). The peacemaking potential of religion in conflict resolutions is comprehended.

Текст научной работы на тему «Роль Русской Православной Церкви в урегулировании Карабахского конфликта»

■ ■ ■ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

Автор: САФОНОВ Д.В.

Сафонов Дмитрий Владимирович - священник, кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь ученого совета, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Адрес: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д.4/2, стр.1. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу роли религиозных лидеров Азербайджана, Армении и России в урегулировании Карабахского конфликта. Рассматриваются документы по итогам встреч духовных лидеров в 1990-х- 2000-х годов. Осмысливается миротворческий потенциал религии в разрешении конфликтов.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Карабахский конфликт, история Русской Православной Церкви, постсоветское пространство, межрелигиозное сотрудничество, миротворчество

В современной международной политике весьма распространено представление, что, поскольку религии являются источником глубоких разногласий между отдельными людьми, общинами и народами, они неизбежно провоцируют антагонизм и противостояние. Так, по мнению С. Хантингтона, конфликты вдоль линий разлома между цивилизациями неизбежны по ряду причин, первой из которых он называет их несхожесть «по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, - религии» [1]. Для снятия напряжения в отношениях, якобы, необходимо минимизировать отличия между конфликтующими сторонами и, соответственно, уменьшить присутствие и влияние религиозного фактора во всех дипломатических и миротворческих инициативах. Последние три десятилетия многие западные ученые, в том числе Ч. Тэйлор (Charles Taylor)[2] и В. Кавано (William Cavanaugh) [3], критиковали эту «секулярную гипотезу», берущую свое начало еще в эпохе Просвещения и во многом связанную с противопоставлением религии как «предрассудка» - «беспристрастной» науке и «ясному разуму». Ярким примером миротворческого потенциала межрелигиозного сотрудничества может служить содействие религиозных лидеров Азербайджана, Армении и России преодолению Карабахского конфликта.

Карабахский конфликт

С точки зрения международного права Карабахский конфликт является примером противоречия между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, с дру-

гой - принципа территориальной целостности, в соответствии с которым территория государства не может быть изменена без его согласия. 7 июля 1923 года была образована Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР. Проведенные большевиками административные границы между Арменией и Азербайджаном не учитывали факт преобладающего армянского населения в нагорной части Карабаха, а также давние исторические и культурные корни конфликта, что стало своеобразной миной замедленного действия. В 1987-1988 годах ситуация в регионе обостряется, усиливается недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, выдвигаются требования о передаче Нагорного Карабаха из состава АзССР в состав АрмССР. В феврале 1988 года проходит первая встреча председателя Духовного управления мусульман Закавказья Аллахшукюра Паша-заде и Католикоса-Патриарха всех армян Вазгена I, посвященная урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения (99,89%) высказалось за полную независимость от Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран. Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек. В результате конфликта Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и рядом прилегающих к нему районов [4].

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году, с 1992 года ведутся миротворческие переговоры в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. С 1999 года проходят регулярные двусторонние встречи президентов Азербайджана и Армении. Значительный вклад в дело разрешения конфликта и недопущения его эскалации внесли духовные лидеры враждующих сторон и Русская Православная Церковь в качестве посредника.

Миротворческая роль Русской Православной Церкви

21 января 1993 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Патриарха Алексия II с Патриархом-Католикосом всех

армян Вазгеном I. После совместной молитвы в домовой церкви резиденции Патриарха и Священного синода, состоялась беседа, и было подписано Совместное заявление, в котором было сказано:

«Братски обняв друг друга в Москве, мы, Предстоятели двух древних Христианских Церквей - Русской Православной и Армянской Апостольской - желаем обратить свой голос к пастве нашей, ко всем ближним и дальним.

Нас глубоко печалит продолжающаяся братоубийственная война вокруг Нагорного Карабаха. Мы призываем всех, кто вовлечен в конфликт, немедленно прекратить военные действия, дабы решить трудные вопросы мирно, по-справедливости, через диалог и стремление к согласию. Мы также просим мировое сообщество помогать мирному урегулированию в Карабахе и стараться всячески облегчить страдания жертв конфликта» [5].

6-8 февраля 1993 года в Монтрё (Швейцария) по инициативе Всемирного совета церквей в сотрудничестве с Конференцией Европейских Церквей и Международным исламским советом помощи прошла встреча председателя Духовного управления мусульман Закавказья Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде с Католикосом всех армян Вазгеном I. 9 февраля в Женеве был обнародован совместный призыв духовных лидеров к освобождению всех заложников и к гуманному обращению с военнопленными. Д-р Конрад Райзер, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей, председательствовавший на заседании, отметил: «Милостью Божией и благодаря замечательным духовным качествам этих двух глубоко уважаемых религиозных деятелей, было достигнуто соглашение не о банальных вещах, но об основных проблемах мира между двумя народами. Мы считаем, что их мужественный шаг - собраться вместе, когда народы их стран страдают столь чудовищно, является важным знамением надежды и символом того, что верующие должны рисковать там, где затронуто доверие, если чают идти за Богом мира» [6].

В совместном коммюнике по итогам встречи говорилось:

«Обсудив проблемы, угрожающие нашим народам и нам, мы сочли необходимым в первую очередь подчеркнуть, что, несмотря на некоторые попытки охарактеризовать конфликт, в результате которого льется невинная кровь, как христианско-мусульманское столкновение, этот конфликт не является религиозным. Армянские христиане и азербайджанские мусульмане жили и будут жить в мире, уважении и добрососедских отношениях

Мы усердно молим Всевышнего упокоить души жертв, павших в ходе трагических событий. Ради их памяти и ради будущего обоих наших народов мы призываем наших духовных детей прекратить кровопролитие и разрешать все проблемы мирно, справедливо, используя политиче-

ские средства в соответствии с общепризнанными международными нормами»[6].

Религиозные деятели также пришли к соглашению о практических мерах по оказанию помощи страдающим обеих сторон, решив учредить «Объединенный Международный Гуманитарный Фонд», который будет помогать жертвам конфликта. вне зависимости от их веры или национальности. Вскоре после этой встречи Католикос-Патриарх Ваз-ген I направил духовному лидеру мусульман Закавказья Аллахшукюру Паша-заде послание с просьбой оказать содействие в отмене смертного приговора одиннадцати попавшим в плен армянам.

6 мая 1993 года в Свято-Даниловом монастыре прошла первая встреча Аллахшукюра Паша-заде и Патриарха Алексия II, посвященная армяно-азербайджанскому конфликту. В совместном заявлении говорится:

«Мы решительно отвергаем попытки представить армяно-азербайджанский конфликт как христианско-мусульманское противостояние. Укрепляясь спасительной помощью Единого Творца, мы, религиозные лидеры христиан и мусульман, считаем своим первейшим долгом предать себя заботам о сохранении священного дара жизни, утверждении мира и согласия между людьми, независимо от их национальности и вероисповедания. Пусть же верующие люди станут светочами миротворчества, неся свое веское, мудрое слово тем, чьи сердца ожесточились»[7].

17-18 ноября 1993 года при посредничестве Патриарха Алексия II духовные лидеры Армении и Азербайджана провели первое собеседование в Москве. Верховного Католикоса-Патриарха всех армян Вазгена I, который не смог присутствовать на этой встрече по состоянию здоровья, представлял архиепископ Тиран (Кюрегян). Открывая встречу, Святейший Патриарх Алексий II отметил необходимость единодушно отстраниться и осудить все военные преступления и всех преступников, невзирая на то, к какому народу они принадлежат, или к какой церкви или религии они, по их убеждению относятся. В ходе встречи Патриарх Алексий II сказал: «Мы обязаны употребить все влияние нашего духовного положения и нашей ответственности перед Богом и обществом, чтобы ясно и открыто выступить за мир и справедливость для всех и для каждого, за неотъемлемые права и достоинство каждой личности и каждого народа, за человечность, взаимное прощении и любовь»[8].

В принятом по итогам встречи совместном заявлении, в частности, говорится:

«Попытки урегулировать конфликт привели лишь к временным передышкам, но не к примирению. И мы, как духовные лидеры народов, затронутых пагубной распрей, чувствуем, что Всевышний сегодня говорит нам: помогите людям одуматься!

...Взываем ко всем, могущим повлиять на происходящие события, к людям мирным и носящим оружие, верующим и нерелигиозным, утверж-

дая, что умиротворение конфликта угодно Творцу. Мы решительно отвергаем попытки представить этот конфликт как межрелигиозный. Тот, кто проповедует межрелигиозную ненависть, совершает тягчайший грех перед Всевышним. Последователи Ислама и Христианства не должны враждовать друг с другом. Мы убеждены в этом, ибо научены Создателем нашим, Единым Милостивым и Милосердным, Который наставляет христиан: «Будьте в мире со всеми людьми!» и призывает мусульман: «Люди, вступите в мир!».

Необходимо без промедления возвратиться на путь мира. И первым шагом на этом пути должно стать немедленное прекращение всякого кровопролития... Должна быть решительно отвергнута бесчеловечная тактика «выжженной земли». Позором и преступлением является негуманное отношение к пленным, а тем более их убийство. Особо обращаясь к работникам средств массовой информации, просим их не допускать усугубления вражды и утверждения в душах людей образа врага. Пусть журналисты, говоря о трагедии войны, не забывают своей моральной обязанности помогать поискам путей к ее прекращению и поддерживать тех, кто стремится к примирению» [9].

В 1994 году Предстоятель Русской Православной Церкви предложил духовным лидерам Азербайджана и Армении как можно скорее обратиться к конфликтующим сторонам с призывом немедленно прекратить кровопролитие и развести войска. В послании к Аллахшукю-ру Паша-заде и Вазгену I от 25 февраля 1994 года Патриарх Алексий II выразил готовность обратиться к руководству России с просьбой о помощи в урегулировании конфликта. Он также обещал взять на себя любую форму посредничества в контактах религиозных общин Армении и Азербайджана. В послании Алексия II говорится: «22 Февраля минуло шесть лет с момента начала братоубийственного конфликта, в который ныне вовлечены азербайджанский и армянский народы. Шесть лет льется кровь. Шел лет два народа, прежде жившие в мире, приносят жертвы ненасытному идолу войны. Мне думается, что настало время сказать самим себе: уже сегодня, сейчас мы должны сделать все, чтобы хронометр кровопролитной распри остановился. И мы как духовные наставники верующих просто обязаны дать исстрадавшимся людям новую надежду на мир» [10].

15 апреля 1994 года состоялась встреча Шейха-уль-Ислам Аллахшукюра Пашазаде с представителями Католикоса всех армян Вазгена I - архиепископом Тираном (Кюрегяном) и епископом Паркевом (Мартиросяном) - при посредничестве Патриарха Алексия II. Участники встречи направили совместное Обращение к президентам Азербайджана, Армении и России. В Обращении говорилось:

«Пусть же ВАША московская встреча, об успехе которой мы горячо молим Всевышнего, приведет к прекращению войны и кровопроли-

тия... Другим важным шагом к примирению мог бы стать обмен пленными и заложниками. Духовные руководители готовы быть посредниками в этом процессе» [11].

13 июня 1995 года в Москве состоялась первая трехсторонняя встреча духовных лидеров Азербайджана, Армении и России, инициатором которой выступила Русская Православная Церковь. Вместо скончавшегося Католикоса-патриарха Вазгена I на ней присутствовал его преемник Гарегин I. Духовные лидеры еще раз подчеркнули, что армяно-азербайджанский конфликт не может рассматриваться как религиозный и является грехом с точки зрения христианства и ислама. Участники встречи обратились к государственным лидерам враждующих сторон с призывом сделать все возможное для мирного разрешения существующих споров, а также приветствовали акты доброй воли, выразившиеся в освобождении пленных и заложников[12].

Новый раунд трехсторонних переговоров прошел в Москве 24 ноября 2000 года. Алексий II, Аллахшукюр Паша-заде и Гарегин II с удовлетворением отметили достигнутое соглашение о прекращении огня в зоне конфликта и предостерегли от возврата к решению спорных проблем военным путем. После переговоров духовные лидеры трех стран встретились с президентом России В.В. Путиным, который высоко оценил их миротворческие усилия. В принятой по итогам встречи «Совместной декларации духовных лидеров азербайджанского, армянского и российского народов» сказано:

«Убеждены: усилия духовенства в немалой степени способствовали прекращению вооруженной стадии армяно-азербайджанского конфликта, порожденного проблемой Карабаха, и помогли избежать перехода его в межрелигиозное противостояние. Как и прежде, мы обещаем словом и делом содействовать полному примирению, разрешению существующих споров и достижению добрососедства между азербайджанским и армянским народами на их родине и в диаспоре. Зная, что это угодно Всевышнему, будем стремиться исполнить Его волю. Конфликт, ставший следствием пагубной национальной политики тоталитарного режима, надлежит преодолевать на основе учета законных интересов двух народов, при согласии сторон и в соответствии с признанными нормами межнационального общежития.

Одновременно хотели бы предостеречь против эксплуатации процессов, происходящих в Закавказье, для искусственного изменения сложившегося баланса сил, а в конечном итоге - для обслуживания политических, экономических и военных интересов «сильных мира сего». Тем более нас беспокоит опасность проникновения в зону конфликта экстремистских группировок, могущих вновь спровоцировать кровопролитие.

Для достижения прочного мира и добрососедства необходимо укреплять доверие и открытость, расширять общение представителей армянского и азербайджанского народов. Мы решительно осуждаем агрессивный национализм, ксенофобию, пропаганду этнического превосходства, унижение национальных чувств. Считаем крайне важным, чтобы политики, журналисты, общественные деятели воздерживались от проявления негативных эмоций по отношению к любому народу и распространяли идеи примирения, согласия и сотрудничества»[13].

Духовные лидеры также подписали совместное обращение к президентам России, Азербайджана и Армении в котором говорится:

«Потенциал веры, хранящей единые для христианства и ислама заповеди добра, мира, сострадания, терпения, - может и должен стать мощной примиряющей силой. Тот, кто проповедует межрелигиозную ненависть, совершает тягчайший грех перед Всевышним. Ибо зло, ненависть, агрессия суть дерзкий вызов священным идеалам всех мировых религий, греховное покушение на то, что принадлежит Создателю. Решительно осуждая оголтелый национализм, нетерпимость, ксенофобию и любые другие проявления человеконенавистничества, призываем народы, вовлеченные в конфликты и кровавые противостояния, к исполнению воли Всевышнего, обязывающего всех людей созидать мир, милосердие и взаимопонимание.

Религия не имеет в своем арсенале средств политического, экономического или силового воздействия на противоборствующие стороны. Ее оружие и сила - это слово, освященное благословением Всевышнего Творца, слово любви и правды»[14].

26 ноября 2003 года под эгидой Русской Православной Церкви состоялась четырехсторонняя встреча духовных лидеров России, Грузии, Азербайджана и Армении - патриархов Алексия II и Илии II, патриарха-католикоса Гарегина II и Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде. По мнению участников переговорного процесса, значение подобных контактов заключается в том, что, несмотря на остроту межнационального противостояния, усилиями религиозных лидеров удалось предотвратить перерастание территориального спора в межрелигиозный конфликт. Во многом благодаря этому сегодня в Нагорном Карабахе не проливается кровь, а также предпринимаются практические шаги по отысканию пропавших без вести и возвращению военнопленных[15].

В совместном обращении духовных лидеров затрагивается тема терроризма:

«Террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия для обоснования своих целей, чуждых истинной религии. Из представителя другой национальности или другой религии создается образ врага. Инородец или иноверец объявляется главным виновником политической нестабильности, экономической разрухи, духовного упадка - всех бед, постиг-

ших тот или иной народ. Поэтому борьба с «врагом» любыми способами подчас преподносится как «священное» дело.

Такая эксплуатация национальных и религиозных идеалов утверждает безрелигиозную по своей сути тоталитарно-националистическую идеологию. Это работает на пользу тем силам, которые стремятся изгнать религию из жизни общества, посеять к ней недоверие. Истинное исповедание веры ведет не к вражде, не к национальной или религиозной гордыне, а к жертвенной любви, миротворчеству и добрососедству.

Вновь заявляем, что терроризм не может иметь религиозного оправдания. К нему прибегают люди, которые помрачили в своей душе образ Творца. Государства должны сделать все, чтобы остановить деятельность экстремистских групп, особенно управляемых извне Кавказского региона. В частности, необходимо установить контроль над оружием, находящимся в регионе, и пресечь финансовые потоки, питающие терроризм»[15].

2-3 марта 2004 года в Москве прошел II Межрелигиозный миротворческий форум, на заседании которого состоялось учреждение Межрелигиозного совета СНГ (МС СНГ) при поддержке президентов России, Азербайджана, Грузии и Армении. В работе форума приняли участие 23 духовных лидера, представляющих все страны Содружества и ведущие религиозные традиции. В итоговом документе, в частности, говорится:

«Мир встал перед реальной угрозой глобального противостояния, которое провоцируется экономическими, политическими и социальными мотивами, обостряющими религиозные и культурные различия. В этой ситуации важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий.

В нашем регионе мира не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществовования религий и культур. Свидетельствуем, что истинно верующие люди никогда не вступят на путь террора. Мы убеждены, что те, кто сознательно стали террористами, отреклись от своей веры. Религии обладают значительным миротворческим потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Там, где проливается кровь или существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным наше взаимодействие и сотрудничество, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем.

Ожесточение человеческих сердец, растущее из года в год, стало следствием нравственного кризиса, забвения людьми установленных Богом моральных норм. Соблазны и пороки нового века, усиленно пропагандируемые в качестве некоей нормы человеческой жизни, разрушительно влияют на души людей, превращая их в бездумных потребите-

лей товаров и услуг... Верим, что наши совместные труды помогут преодолеть межнациональную вражду, отвести от наших сограждан угрозы терроризма, экстремизма, потери свободы и независимости.

Мы обращаемся к христианам, мусульманам, иудеям, буддистам, ко всем людям с призывом хранить между собой мир и согласие, совместно трудиться на благо наших стран»[16].

15 сентября 2005 года в резиденции Председателя Управления мусульман Кавказа состоялась встреча Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. По итогам встречи была принята совместная декларация, в которой духовные лидеры указали, что «единственная дорога к счастливому будущему Кавказа и других регионов лежит через добрососедство, межнациональное взаимодействие, отказ от политики сепаратизма и агрессии, непременное сохранение территориальной целостности.

Убеждены, что нам надлежит преодолевать все трудности и созидать лучшую жизнь именно вместе, используя огромный потенциал общей истории и неоценимое богатство многоразличных взаимосвязей - политических, экономических, культурных, семейных, человеческих»[17].

3-5 июля 2006 года, в Москве проходит Всемирный саммит религиозных лидеров, в котором приняли участие более 300 религиозных деятелей из 49 стран. Президент России В.В. Путин открывает пленарное заседание совместно с Сопредседателями МССНГ. Приняты совместные решения о противодействии экстремизму и терроризму, о недопущении использования религии для оправдания насилия.

26-27 апреля 2010 г. в Баку проходит Всемирный саммит религиозных лидеров, в котором участвуют ведущие представители мировых религий и европейских социально-политических структур. В пленарном заседании вместе с сопредседателями МССНГ выступает президент Республики Азербайджан И. Г. Алиев. На встречах религиозных лидеров Закавказья при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси сделаны реальные шаги по урегулированию нагорно-карабахского конфликта[18].

По итогам трехсторонней встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Верховного Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II и Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде, была принята совместная «бакинская» декларация:

«Рассматривая эту встречу как развитие миротворческого диалога, начавшегося между Армянской Апостольской Церковью и Управлением Мусульман Кавказа при посредничестве Русской Православной Церкви в 1988 году, будучи верны духу предыдущих заявлений, мы надеемся и далее помогать продвижению принципов мирного сосуществования наших народов и выработке взаимоприемлемых решений исключительно путем переговоров. Отрадно свидетельствовать, что традиция встреч

подобного формата в немалой степени способствовала прекращению вооруженной стадии армяно-азербайджанского конфликта, порожденного проблемой Карабаха. Эти встречи, несомненно, помогли избежать перехода конфликта в межрелигиозное противостояние.

Сегодня особенно важным считаем следование духовным ориентирам сотрудничества, чтобы преодолеть отчуждения между нашими народами. Потенциал религии, призывающей к добру, миру, состраданию, терпению, должен стать примиряющей силой. Верим, что наши совместные усилия помогут преодолеть межнациональную вражду. Жизненно важно не допустить возврата к военным путям решения спорных вопросов. Своими миротворческими усилиями мы будем поддерживать надежду людей не устранение нынешних разделений, преград и вражды, ибо война, если ее продолжать, не будет иметь конца. Мы осуждаем акты вандализма и считаем важным сохранение религиозных памятников и святынь наших народов»[19].

28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Президиума Межрелигиозного совета СНГ На пленарном заседании выступает президент Армении С.А. Саркисян. Конкретные результаты по сохранению человеческих жизней в Нагорном Карабахе достигнуты благодаря переговорам духовных лидеров России, Армении и Азербайджана. В совместном заявлении по итогам трехсторонней встречи говорится:

«Мы твердо высказываемся за разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Призываем политиков придать новый импульс диалогу, направленному на урегулирование разногласий, препятствующих прочному миру на Кавказе. Духовные лидеры готовы принять в таком диалоге самое серьезное участие.

Считаем важным продолжение посреднических усилий по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на базе международного права в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подчеркиваем, что процесс мирного урегулирования конфликта требует постоянных усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия. Приветствуя достижение договоренностей об обмене военнопленными и о возвращении тел погибших, решительно призываем конфликтующие стороны доказать свою приверженность миру, стабильности в регионе и общепризнанным нормам международного права, договориться об отводе снайперов с передовых позиций, на деле подтвердить готовность строго выполнять обязательства, взятые перед международным сообществом»[20].

6 апреля 2016 года в качестве реакции на возобновившееся столкновения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Верховному Католикосу и Патриарху всех армян Гарегину II и председателю Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Исламу Аллахшукюру Паша-заде послания, в которых сообщил, что он с волнением и тревогой

воспринял трагические известия о военных действиях в Нагорном Карабахе, в результате которых погибли десятки и получили ранения сотни людей. «Уповаю на помощь Божию в скорейшем прекращении огня и примирении сторон», - говорится в посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх отметил, что в эти тяжелые дни он молитвенно сопереживает народам Армении и Азербайджана. Ценный многолетний опыт сотрудничества духовных лидеров России, Азербайджана и Армении в деле преодоления нагорно-карабахского конфликта, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, «призван стать основой для созидания прочного и справедливого мира»[21].

Выводы.

Важным вкладом в урегулирование конфликта со стороны духовных лидеров было утверждение позиции, что Карабахский конфликт не является следствием религиозных противоречий между мусульманами и христианами, а носит межгосударственный характер. Экстремистская деятельность религиозных радикалов зачастую является не просто выражением политических и территориальных амбиций, которые оправдываются религией, но воспринимается ее инициаторами как «священная война», форма благочестия, служение воле Бога, часть фундаментальной духовной битвы между «добром» и «злом». Если бы Армении был объявлен джихад, то военное противостояние привлекло бы множество радикалов, которые бы рассматривали себя в качестве моджахедов, борцов за дело ислама. В этом контексте очень важна выраженная в совместных заявлениях и выступлениях духовных лидеров принципиальная позиция, что армяно-азербайджанский конфликт лишен религиозной почвы, имеет политический характер и сам по себе несет в себе грех с точки зрения христианства и ислама, а террористы, убивающие людей, на самом деле служат не Богу, а диаволу. Благодаря недопущению перехода конфликта в межрелигиозную плоскость удалось снизить вероятность эскалации конфликта и противодействовать распространению экстремистских настроений, что могло бы привести к существенному ухудшению общественно-политической ситуации во всем регионе.

Исследователь Кадаифчи-Ореланна, размышляя, почему западный миротворческий проект в Ираке, Боснии и Герцеговине, Афганистане и других исламских странах был неэффективен, приходит к выводу, что это произошло, поскольку он имел светский, рациональный, универсалистский характер, который игнорировал религиозно-культурную специфику и традиции в качестве ресурса для миростроительства. Некоторые западные ценности, например, принципы демократизации, секуляризации, продвижения прав человека и прав женщин, содействие развитию и открытию рынков, могут быть во многом чужды другим культурам. Миротворческие акторы в мусульманском мире, указывает Кадаифчи-Ореланна, имеют отличия от западных, что необходимо принимать во

внимание. Во-первых, ислам часто нельзя отделить от других аспектов жизни - социальной, культурной, политической, поэтому все миротворческие организации так или иначе эксплицитно предполагают следование мусульманским принципам. Во-вторых, акторы основываются на исламских ценностях, ритуалах и принципах социальных отношений, что имеет решающее значение для легитимации их действий. В этой связи для обоснования миротворческой позиции активно используются соответствующие стихи из Корана, примеры из жизни Мухаммеда и истории мусульманской общины. В-третьих, миротворческая деятельность редко выполняется на базе стабильных институтов, таких как неправительственные организации на Западе, но чаще носит неформальных характер, осуществляется духовными лидерами, например, шейхами и имамами, которые вмешиваются в конфликт по собственной инициативе или просьбе одной из сторон, и, что существенно, обладают в глазах населения высоким авторитетом и мудростью для улучшения ситуации. Таким образом, можно говорить, что каждое общество имеет собственное представление о том, что такое мир и как его нужно достигать. Ошибочно всегда руководствоваться единственной строго определенной стратегией, но важно применять индивидуальный, творческий подход к ми-ростроительству, который отвечает уникальным потребностям и историческому, культурному и политическому контексту каждого общества[22].

Деятельность духовных лидеров Азербайджана, Армении и России, их опора на опыт совместной жизни и культурные особенности, апелляция к религиозным ценностям и гуманизму, являют собой пример такого творческого подхода к миростроительству. Как показывает опыт межрелигиозного сотрудничества духовных лидеров в разрешении Карабахского конфликта, существующие в религиях различия не обязательно должны приводить к усилению напряженности и антагонизму, но, напротив, религия имеет значительный потенциал для миротворчества посредством культивирования присущих ей ценностей прощения, терпения, милосердия, ответственности. Участники встреч на протяжении Карабахского конфликта обращались к государственным лидерам с призывом сделать все возможное для мирного разрешения существующих споров, а также приветствовали акты доброй воли противоборствующих сторон, выразившиеся в освобождении пленных и заложников. Организованные при посреднической миссии РПЦ встречи духовных лидеров региона, совместные призывы к миру, толерантности и взаимопониманию стали важным вкладом в дело урегулирования конфликта. В результате переговоров стали возможными прекращение режима огня, обмен военнопленными, возвращение тел погибших. Пример участия духовных лидеров в преодолении Карабахского конфликта заставляет пересмотреть распространенное представление о нежелательности присутствия религиозного фактора в миротворческих проек-

тах. Таким образом, религия может выступать как серьезный объединительный общественный инструмент и этот ресурс надо не исключать из миротворческих инициатив, а научиться эффективно его использовать.

Список литературы:

1. Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, NY: Simon and Schuster, 1996.

2. Taylor C. The Secular Age. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2007.

3. Cavanaugh W. The Myth of Religious Violence: Secular Ideology and the Roots of Modern Conflict. New York: Oxford University Press, 2009.

4. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20160310/1387410475.html

5. Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (СК ОВЦС МП) для органов информации от 21 января 1993 года // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ИБ ОВЦС МП). 1993.

6. Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 9 февраля 1993 года // ИБ.

7. Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 6 мая 1993 года // ИБ.

8. Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 17 ноября 1993 года // ИБ.

9. Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 18 ноября 1993 года // ИБ. 10.Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 25 февраля 1994 года. ИБ.

11. Сообщение СК ОВЦС МП для органов информации от 15 апреля1994 года // ИБ.

12. Силантьев Р.А. Исламо-христианский диалог в России в новейший период / Р. А. Силантьев // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 177-183.

13. Совместная декларация духовных лидеров азербайджанского, армянского и российского народов // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 - 2009. URL: https://mospat.ru/archive/2000/11/ nr011245/(дата обращения: 12.02.2016)

14. Трехсторонняя миротворческая встреча духовных лидеров России, Армении и Азербайджана от 25.11.2000 // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 - 2009. URL: https://mospat.ru/ archive/2000/11/nr011243/ (дата обращения: 12.02.2016)

15. Обращение участников миротворческой встречи религиозных лидеров Азербайджана, Армении, Грузии и России. Москва, Свято-Данилов монастырь, 26 ноября 2003 г // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 - 2009. URL: https://mospat.ru/archive/2003/12/nr311264/.

16. Итоговый документ II Межрелигиозного миротворческого форума // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 -2009. URL: https://mospat.ru/archive/2004/03/27217/ (дата обращения: 28.01.2016)

17. Совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 - 2009. URL: https://mospat.ru/archive/2005/09/27631/.

18. Хроника событий и результаты // Сайт Межрелигиозного совета России URL: http://interreligious.ru/mezhreligioznyy-sovet-sng/hronika-sobytiy/(дата обр.: 05.03.2016)

19. Бакинская декларация по итогам трехсторонней встречи Святейшего Патриарха Кирилла, Католикоса всех армян Гарегина II и шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московско-

го Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1146784.html (дата обращения: 03.03.2016)

20. Совместная декларация участников трехсторонней встречи религиозных лидеров России и Закавказья // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата^и http://www.patriarchia.ru/db/text/1787408.html (дата обр.: 03.03.2016)

21. Святейший Патриарх Кирилл призвал религиозных лидеров Азербайджана и Армении содействовать прекращению кровопролития в Нагорном Карабахе // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4422636.html (дата обращения: 05.03.2016)

22. Kadayifci-Orellana S.A. Peacebuilding in the Muslim World // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding / edited by Atalia Omer, R. Scott. New York: Oxford University Press, 2015. P. 430 - 469.

■ ■ ■ THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SETTLEMENT OF THE KARABAKH CONFLICT

Author: SAFONOV D.V.

SAFONOV Dmitrii Vladimirovich, Priest, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Theology, secretary of the scientific council, deputy head of department of external church relations Ss Cyril and Methodius School of PostGraduate and Doctoral Studies.

Address: Pyatnitskaya str., 4\2, p. 1. Moscow, Russia, 115035 E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the role of religious leaders of Azerbaijan, Armenia and Russia in resolving the Karabakh conflict. This article contains unique documents following the meeting of religious leaders in 1993-1995 from the archive of the Department for external Church relations (DECR). The peacemaking potential of religion in conflict resolutions is comprehended.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Russian Orthodox Church, the Nagorno-Karabakh conflict, the history of the Russian Orthodox Church, the post-Soviet space, interfaith cooperation, peacebuilding.

References

1. Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, NY: Simon and Schuster (1996).

2. Taylor C. The Secular Age. Cambridge: Harvard University Press (2007).

3. Cavanaugh William T. The myth of religious violence: secular ideology and the roots of modern conflict. New York: Oxford University Press (2009).

4. Armjano-azerbajdzhanskij konflikt v Nagornom Karabahe: http://ria.ru/ spravka/20160310/1387410475.html [The Armenian-Azerbaijani conflict in Nagorno-Karabakh: http://ria.ru/spravka/20160310/1387410475.html]

5. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 21 janvarja 1993 goda // Informacionniy

bulleten OVCS. 1993. [Information by Communication service of Moscow Patriarchate department for external church relations (DECR). 21 January 1993 // DECR Newsletter. 1993].

6. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii OVCS MP dlja organov informacii ot 9 fevralja

1993 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1993. [Information by Communication service of DECR MP from 9 February 1993 // DECR Newsletter. 1993]

7. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 6 maya 1993 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1993. [Information by Communication service of DECR MP from 6 May1993// DECR Newsletter. 1993].

8. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 17 nojabrja 1993 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1993. [Information by Communication service of DECR MP from 17 November 1993 // DECR Newsletter. 1993]

9. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 18 nojabrja 1993 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1993. [Information by Communication service of DECR MP from 18 November1993 // DECR Newsletter. 1993]

10. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 25 fevralja 1994 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1994.[ Information by Communication service of DECR MP from 25 February 1994 // DECR Newsletter . 1994.]

11. Soobshhenie Sluzhby kommunikacii Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo patriarhata dlja organov informacii ot 15 aprelja1994 goda // Informacionniy bulleten OVCS. 1994. [Information by Communication service of DECR MP from 15 April

1994 // DECR Newsletter. 1994.]

12. Silant'ev R.A. Islamo-hristianskij dialog v Rossii v novejshij period / R. A. Silant'ev // Voprosy filosofii. 2010. № 9. - S. 177-183. [ Silant'ev R.A. Islamo-Christian dialogue in Russia in the modern period // The problems of philosophy. 2010. № 9. P. 177-183.]

13. Sovmestnaja deklaracija ot 25.11.2000: https://mospat.ru/archive/2000/11/ nr011245 [Joint Declaration 25.11.2000 // https://mospat.ru/archive/2000/11/nr011245]

14. Trehstoronnjaja mirotvorcheskaja vstrecha duhovnyh liderov Rossii, Armenii i Azerbajdzhana ot 25.11.2000 // https://mospat.ru/archive/2000/11/nr011243/ [Trilateral peacemaking meeting of the religious leaders of Russia, Armenia and Azerbaijan 25.11.2000 // https://mospat.ru/archive/2000/11/nr011243/]

15. Obrashhenie uchastnikov mirotvorcheskoj vstrechi religioznyh liderov Azerbajdzhana, Armenii, Gruzii i Rossii. Moskva, Svjato-Danilov monastyr', 26 nojabrja 2003 g. // https://mospat.ru/archive/2003/12/nr311264/ [The appeal of participants of peace meeting of religious leaders of Azerbaijan, Armenia, Georgia and Russia. Moscow, Svyato-Danilov monastery, on November 26, 2003// URL: https://mospat.ru/archive/2003/12/ nr311264/]

16. Itogovyj dokument II Mezhreligioznogo mirotvorcheskogo foruma: https://mospat. ru/archive/2004/03/27217/ [The outcome document of the second inter-religious peacemaking forum: https://mospat.ru/archive/2004/03/27217/]

17. Sovmestnaja deklaracija Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija II i Predse-datelja Duhovnogo upravlenija musul'man Kavkaza shejh-ul'-islama Allahshukjura Pasha-zade // https://mospat.ru/archive/2005/09/27631/ [Joint Declaration of Patriarch of Moscow and all Russia Alexy II and Chairman of the Spiritual administration of Muslims of the Caucasus Sheikh-ul-Islam Allahshukur Pasha-zade: https://mospat.ru/ archive/2005/09/27631/]

18. Hronika sobitiy I rezultati // http://interreligious.ru/mezhreligioznyy-sovet-sng/hronika-sobytiy/ [Chronicle of events and results // http://interreligious.ru/ mezhreligioznyy-sovet-sng/hronika-sobytiy/]

19. Bakinskaja deklaracija po itogam trehstoronnej vstrechi Svjatejshego Patriarha Kirilla, Katolikosa vseh armjan Garegina II i shejh-ul'-islama Allahshukjura Pasha-zade // http://www.patriarchia.ru/db/text/1146784.html [Baku Declaration on the results of the trilateral meeting of his Holiness Patriarch Kirill, Catholicos of all Armenians Garegin II and Sheikh-ul-Islam Allahshukur Pasha-zade // http://www.patriarchia.ru/db/text/1146784. html]

20. Sovmestnaja deklaracija uchastnikov trehstoronnej vstrechi religioznyh liderov Rossii i Zakavkaz'ja // http://www.patriarchia.ru/db/text/1787408.html [Joint Declaration of the trilateral meeting of religious leaders of Russia and Transcaucasia: http://www. patriarchia.ru/db/text/1787408.html]

21. Svjatejshij Patriarh Kirill prizval religioznyh liderov Azerbajdzhana i Ar-menii sodejstvovat' prekrashheniju krovoprolitija v Nagornom Karabahe // http://www.patriarchia. ru/db/text/4422636.html [His Holiness Patriarch Kirill urged religious leaders of Azerbaijan and Armenia to contribute to ending the bloodshed in Nagorno-Karabakh // http://www. patriarchia.ru/db/text/4422636.html]

22. Kadayifci-Orellana S.A. Peacebuilding in the Muslim World // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding / edited by Atalia Omer, R. Scott. New York: Oxford University Press. 2015. Р. 430 - 469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.