Научная статья на тему 'Международная деятельность духовных управлений мусульман СССР в годы перестройки (1985-1991 гг. )'

Международная деятельность духовных управлений мусульман СССР в годы перестройки (1985-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН / МУФТИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSLIM SPIRITUAL BOARD / MUFTI / FOREIGN AFFAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силантьев Роман Анатольевич

В статье описываются международные контакты духовных управлений мусульман СССР в годы перестройки. Их особенностью стала большая самостоятельность по сравнению с предыдущими историческими периодами, а также появление новых угроз. Особую активность в указанный период проявили Духовное управление мусульман Закавказья и Духовное управление мусульман Европейской части Союза Советских Социалистических Республик и Сибири, чьи молодые председатели шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде и верховный муфтий Талгат Таджуддин сумели использовать либерализацию государственной политики по отношению к исламу для реализации ряда важных внешнеполитических инициатив, а также для получения преференций со стороны властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Силантьев Роман Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the international contacts of Muslim spiritual boards of the USSR in the years of rebuilding. Large autonomy in comparing with previous historical periods, as well as the emergence of new threats became the particular of these contacts. The Spiritual Administration of Muslims of Transcaucasia and the Spiritual Administration of Muslims of the European part of the Union of Soviet Socialist Republics and Siberia showed special activity in this period. Young chairmen of these organizations Sheikh-ul-Islam Allahshukur Pasha-zade and Supreme Mufti Talgat Tajuddin managed to use the liberalization of public policy towards Islam for realization of a number of important foreign policy initiatives, as well as for getting preferences from authorities.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность духовных управлений мусульман СССР в годы перестройки (1985-1991 гг. )»

УДК 327

СИЛАНТЬЕВ Роман Анатольевич -

доцент кафедры мировой культуры Института международных отношений и социально-политических

наук МГЛУ.

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ МУСУЛЬМАН СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)

INTERNATIONAL ACTIVITY OF MUSLIM SPIRITUAL BOARDS OF THE USSR DURING REBUILDING (1985-1991)

В статье описываются международные контакты духовных управлений мусульман СССР в годы перестройки. Их особенностью стала большая самостоятельность по сравнению с предыдущими историческими периодами, а также появление новых угроз. Особую активность в указанный период проявили Духовное управление мусульман Закавказья и Духовное управление мусульман Европейской части Союза Советских Социалистических Республик и Сибири, чьи молодые председатели шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде и верховный муфтий Талгат Таджуддин сумели использовать либерализацию государственной политики по отношению к исламу для реализации ряда важных внешнеполитических инициатив, а также для получения преференций со стороны властей.

Ключевые слова: духовное управление мусульман, муфтий, международная деятельность

The article describes the international contacts of Muslim spiritual boards of the USSR in the years of rebuilding. Larger autonomy in comparing with previous historical periods, as well as the emergence of new threats became the particular of these contacts. The Spiritual Administration of Muslims of Transcaucasia and the Spiritual Administration of Muslims of the European part of the Union of Soviet Socialist Republics and Siberia showed special activity in this period. Young chairmen of these organizations Sheikh-ul-Islam Allahshukur Pasha-zade and Supreme Mufti Talgat Tajuddin managed to use the liberalization of public policy towards Islam for realization of a number of important foreign policy initiatives, as well as for getting preferences from authorities.

Keywords: Muslim spiritual board, mufti, foreign affairs

Начавшаяся в 1985 г. перестройка сопровождалась ослаблением государственного контроля над религиозной сферой, что привело к заметной активизации международных контактов мусульманских организаций. 23 июля 1985 г. главы четырех духовных управлений мусульман (ДУМ) СССР подписали новое положение об Отделе международных связей мусульманских организаций СССР (ОМС), которое заметно расширило его полномочия. Важной частью работы отдела оставался инструктаж выезжающих за рубеж советских мусульман, с тем чтобы правильно сориентировать их и предостеречь от возможных опасностей1.

1 Положение об Отделе международных связей мусульманских организаций СССР, принятое 23 июля 1986 года. — Текущий архив Международной исламской миссии.

После избрания в 1980 г. молодых и энергичных председателей ДУМа Закавказья (ДУМЗак) и ДУМа Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которыми стали шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде и муфтий Талгат Таджуддин, а также кончины в 1982 г. главы ДУМа Средней Азии и Казахстана (САДУМ) муфтия Зияуддина Бабаханова, доминирование САДУМа в исламском сообществе СССР завершилось.

Самую представительную за весь советский период международную мусульманскую конференцию «Мусульмане в борьбе за мир» организовало уже ДУМЗак. 1—3 октября 1986 г. в Баку собрались 600 делегатов из 60 стран мира. По итогам этой конференции новый глава мусульман Закавказья шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде стал позиционироваться как

самый авторитетный мусульманский лидер Советского Союза.

Во время войны в Афганистане Паша-заде неоднократно выезжал в зону конфликта, где вел переговоры с лидерами моджахедов об освобождении советских военнопленных. Его партнерами по диалогу стали такие известные политики, как основатель Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр и будущий президент Исламского государства Афганистан Бархануддин Раббани. В результате ему удалось добиться немалых успехов и приобрести опыт переговоров в военное время, который весьма пригодился ему после начала Карабахского конфликта.

В конце перестройки закавказский шейх-уль-ислам успел сделать еще два принципиально важных дела. В сентябре 1989 г. в Баку открылось первое в послевоенный период медресе, призванное обеспечить подготовку собственных кадров. Аллахшукюр Паша-заде уже не надеялся на учебные заведения распадающегося САДУМа и не рисковал поручать подготовку своих имамов зарубежным бого-словам1. Кроме того, благодаря бакинской конференции 1986 г., СССР в тот же год смог посетить генеральный секретарь Организации Исламская Конференция (ОИК) С.Ш. Пирзада, который провел переговоры с министром иностранных дел Э.А. Шеварднадзе. В итоге благодаря Аллахшукюру Паша-заде Азербайджан стал первой республикой бывшего СССР, вошедшей в ОИК, причем это знаковое событие произошло еще до развала Союза2.

К концу 80-х гг. государственный контроль над религиозной сферой ослаб настолько, что с февраля 1988 г. при посредничестве Русской православной церкви в Монтре (Швейцария) начались прямые переговоры между лидерами ДУМЗака шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде и предстоятелем Армянской апостольской церкви патриархом-католикосом всех армян Вазгеном I, связанные с возобновлением армяно-азербайджанского этнического конфликта и проблемой Карабаха. Оба духовных лидера призвали немедленно прекратить кровопролитие, а

1 Сообщение ИА «Интерфакс» от 7 августа 1990 г.

2 Шейх-уль-ислам двух столетий. 2008. Баку, С. 109.

также подчеркнули недопустимость представления карабахской проблемы как межрелигиозного конфликта. Их позиция не дала этому вооруженному противостоянию перейти в новую, более тяжелую стадию, а накопленный на этих встречах опыт лег в основу миротворческой религиозной дипломатии в постсоветский период.

Со своей стороны, председатель ДУМЕСа муфтий Талгат Таджуддин в годы перестройки также совершил ряд дипломатических прорывов, самым значимым из которых стали торжества в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией по мусульманскому календарю. 16—25 августа 1989 г. в Поволжье прошло празднование этого юбилея, по своим масштабам вполне сопоставимое с празднованием 1000-летия Крещения Руси, состоявшимся годом раньше. С приветствием к участникам торжеств обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, Совет министров РСФСР и целый ряд региональных чиновников высшего звена3. К торжествам были приурочены закладка и открытие мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В праздновании двойного юбилея приняли участие видные зарубежные гости, послы мусульманских стран и представители международных общественных организаций4.

Итогом юбилейных торжеств стало предоставление ДУМЕСом режима наибольшего благоприятствования со стороны государства. Достигнутые успехи были закреплены на V съезде этого управления, прошедшем 6—8 июня 1990 г. в Уфе. Главным итогом съезда стало укрепление властной вертикали ДУМЕСа, ранее сильно ослабленной вмешательством уполномоченных по делам религии, и упорядочение процесса подготовки кадров духовенства, который стал приобретать стихийный характер. Была также определена новая финансовая политика ДУМЕСа, предусматривавшая прекращение отчислений в советские обще-

3 Приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам юбилейных торжеств Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири и Приветственный адрес Совета министров РСФСР участникам юбилейных торжеств Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. — Текущий архив ЦДУМ.

4 Материалы V съезда ДУМЕС. Текущий архив ЦДУМ.

156

ВЛАСТЬ

2 014'03

ственные фонды и создание собственных экономических структур. Важнейшим для последующего развития событий решением V съезда стало пожизненное закрепление за председателем ДУМЕСа Талгатом Таджуддином духовного звания муфтия и присвоение ему особо почетного титула шейх-уль-ислама [Религия и общество 2002].

Действительно, положение муфтия Талгата Таджуддина на тот момент было довольно прочным — ведь он сумел своевременно обратить новые политические реалии на пользу мусульман. Усилиями председателя ДУМЕСа были заложены десятки мечетей и образованы сотни новых общин, стали возрождаться системы мусульманского образования и средств массовой информации [Религия и общество 2002]. В мае 1990 г. на совещании глав четырех советских ДУМов

Таджуддин был избран председателем ОМС, что позволило ему активизировать контакты с зарубежными единоверцами. В 1991 г. председатель ДУМЕСа возглавил первую группу паломников, после длительного перерыва получивших возможность совершить хадж.

Два других советских муфтията — СаДуМ и ДУМ Северного Кавказа — в годы перестройки испытывали состояние кризиса и были поглощены внутренними проблемами, главной из которых стала усиливающаяся экспансия радикальных исламистов. В 1989 г. они прекратили свое существование.

В целом годы перестройки позволили мусульманским структурам СССР достичь серьезных успехов в международной деятельности, однако последующий распад Советского Союза в значительной степени обесценил эти достижения.

Литература

Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России: сборник статей (под ред. С.Б. Филатова). 2002. М.: Летний сад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.