Научная статья на тему 'Регламентация советским государством выпуска и распределения исламских календарей, изданных муфтиятами (1944-1965)'

Регламентация советским государством выпуска и распределения исламских календарей, изданных муфтиятами (1944-1965) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН / ИСЛАМСКИЕ КАЛЕНДАРИ / ISLAMIC CALENDARS / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ / THE COUNCIL OF THE RELIGIOUS FAITHS / КОНФЕССИЯ / CONFESSION / ТИРАЖ / EDITION / ПОДАРКИ / GIFTS / MUSLIM RELIGIOUS BOARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

В статье анализируется деятельность Советского государства по руководству духовными управлениями мусульман в вопросе издания исламских календарей в 1944-1965 гг. За последние годы на постсоветском пространстве было издано множество трудов, проведены десятки конференций о жизни мусульман в Союзе Советских Социалистических Республик. Но, как показал историографический анализ, до сегодняшнего дня нет объективных исследований по истории исламских календарей, выпущенных в СССР в 1940-1960-е гг. В заключительный период Великой Отечественной войны и после нее мусульмане Советского Союза получили возможность для освоения исламских знаний и ознакомления иностранцев с уровнем развития ислама в СССР благодаря книгам, альбомам, журналам, календарям и фильмам, издаваемым духовными управлениями мусульман под руководством многочисленных государственных структур, специализирующихся на контроле за поведением религиозных организаций. Безусловно, отредактированные органами власти, они не давали правдивой картины. Тем не менее тщательный анализ таких материалов и документов, регламентирующих их выпуск: постановлений, решений, заключений ЦК ВКП(б) / ЦК КПСС, СНК СССР / СМ СССР имеют большую научную и практическую ценность. В силу того, что недавно значительная часть материалов по изданию исламских календарей была рассекречена, мы смогли проанализировать, как Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР / Совете Министров СССР (СДРК) контролировал их выпуск, и какие дискуссии сопровождали каждый тираж, начиная с возобновления их издания с разрешения государственных органов СССР в 1944 г. Несмотря на особую активность по изданию этих календарей муфтиятами, расположенными в Уфе и Ташкенте, удовлетворить потребности советских мусульман в этих изданиях не удалось. Это стало следствием небольшого количества экземпляров календарей в каждом тираже, а также того, что по настоянию органов власти, часть тиража обязательно передавалась различным ведомствам для последующего дарения иностранцам с целью создания впечатления о Советском Союзе, как государстве подлинной свободы совести. Часть тиражей исламских календарей раздавалась сотрудниками и руководителями духовных управлений мусульман во время встреч с иностранцами, как при посещении ими Советского Союза, так и при выезде представителей духовных управлений мусульман за пределы СССР. Проведенное исследование позволяет утверждать, что из всех исламских изданий (Коран и книги, которые были написаны известными мусульманами) наибольшую роль в распространении мусульманских знаний играли календари. Это стало возможным благодаря объемам тиражей и регулярности их выпуска. Тем не менее они несли пропагандистский заряд, показывая, как после 1917 г. резко изменилось положение мусульман страны: они стали социальной группой, имеющей равные права с атеистами и представителями других религий. Безусловно, советские мусульмане получили широкий доступ к бесплатному жилью, образованию и т. д. Но проблема заключалась в том, что государство не планировало полноценного удовлетворения их религиозных запросов, что отражалось и на качестве материалов исламских календарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Union regulations on the issuing and distribution of the Islamic calendars published by Muslim religious board during the period of 1944-1965

The article contains analysis of the Soviet state activities in administration of the Muslim Spiritual Authorities in the field of issuing the Islamic calendars during the period of 1944-1965. Numerous volumes have been recently published and dozens of conferences held in the post-Soviet countries as regards to Muslim life in the Union of the Soviet Socialist Republics. But, as historiographic analysis has shown, up to now there are not any objective studies on Islamic calendars published in the USSR in the 1940-1960s. In the end of and after the Great Patriotic war, Soviet Muslims were allowed to master knowledge of Islam and acquaint foreigners with Muslim life in the USSR owing to books, albums, magazines, calendars, and films issued by Spiritual Administrations of the Muslims under control of various public bodies overseeing religious organizations. Edited by the authorities, they definitely failed to give true picture. Still, thorough analysis of these materials and regulating documents such as acts, decisions, and opinions by the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks, the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, and the Council of Peoples’ Commissars/Ministers of the Soviet Union, is of great scientific and practical value. Thanks to the fact, that a lot of materials on Islamic calendars has been recently declassified, we could analyze the measure of control over publishing by the Council on Religious Cults at the Council of Peoples’ Commissars / Ministers of the Soviet Union and the character of discussions over each run from the beginning of the process in 1944. In spite of the high calendars publishing activities performed by the Muslim Spiritual Authorities located in the cities of Ufa and Tashkent it appeared impossible to satisfy the demands of all Soviet Muslims. It happened so due to the limited numbers of the calendars in each edition. Another reason for shortage was the demand from the governmental authorities to handover the certain part of the edition to various state departments in order to be presented as gifts to the foreigners which was supposed to create the image of the Soviet Union as a state with true freedom of conscience. At the same time due to the official ideology Soviet Union had no plans aimed at the satisfaction of the religious demands of the Muslims, especially in the issuing of the Islamic calendars which could give Muslims the answers for many questions. Part of the circulation of Islamic calendars was given to the foreigners both during their visits to the Soviet Union and foreign visits of Spiritual Administrations’ of Muslims representatives. The study allows to conclude that calendars played the most prominent role in the dissemination of the knowledge of Islam among all Muslim editions such as Quran and books by famous Muslims. It became possible due to size of circulations and regularity of publishing. Nevertheless, they bore propaganda impulses showing radical changes in Muslim life after 1917 i.e. Muslims got equality with atheists and other denominations. Of course, Soviet Muslims got wide access to free housing, education etc. But the problem was that the state did not plan to fully satisfy their religious demands which adversely affected the quality of Islamic calendars.

Текст научной работы на тему «Регламентация советским государством выпуска и распределения исламских календарей, изданных муфтиятами (1944-1965)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

В. А. Ахмадуллин

кандидат исторических наук, доцент;

ст. научный сотрудник аппарата Совета муфтиев России;

е-таЛ: sLavaah@yandex.ru

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ВЫПУСКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИСЛАМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ, ИЗДАННЫХ МУФТИЯТАМИ (1944-1965)

В статье анализируется деятельность Советского государства по руководству духовными управлениями мусульман в вопросе издания исламских календарей в 1944-1965 гг. За последние годы на постсоветском пространстве было издано множество трудов, проведены десятки конференций о жизни мусульман в Союзе Советских Социалистических Республик. Но, как показал историографический анализ, до сегодняшнего дня нет объективных исследований по истории исламских календарей, выпущенных в СССР в 1940-1960-е гг.

В заключительный период Великой Отечественной войны и после нее мусульмане Советского Союза получили возможность для освоения исламских знаний и ознакомления иностранцев с уровнем развития ислама в СССР благодаря книгам, альбомам, журналам, календарям и фильмам, издаваемым духовными управлениями мусульман под руководством многочисленных государственных структур, специализирующихся на контроле за поведением религиозных организаций. Безусловно, отредактированные органами власти, они не давали правдивой картины. Тем не менее тщательный анализ таких материалов и документов, регламентирующих их выпуск: постановлений, решений, заключений ЦК ВКП(б) / ЦК КПСС, СНК СССР / СМ СССР - имеют большую научную и практическую ценность.

В силу того, что недавно значительная часть материалов по изданию исламских календарей была рассекречена, мы смогли проанализировать, как Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР / Совете Министров СССР (СДРК) контролировал их выпуск, и какие дискуссии сопровождали каждый тираж, начиная с возобновления их издания с разрешения государственных органов СССР в 1944 г.

Несмотря на особую активность по изданию этих календарей муфтиятами, расположенными в Уфе и Ташкенте, удовлетворить потребности советских мусульман в этих изданиях не удалось. Это стало следствием небольшого количества экземпляров календарей в каждом тираже, а также того, что по настоянию органов

власти, часть тиража обязательно передавалась различным ведомствам для последующего дарения иностранцам с целью создания впечатления о Советском Союзе, как государстве подлинной свободы совести. Часть тиражей исламских календарей раздавалась сотрудниками и руководителями духовных управлений мусульман во время встреч с иностранцами, как при посещении ими Советского Союза, так и при выезде представителей духовных управлений мусульман за пределы СССР.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что из всех исламских изданий (Коран и книги, которые были написаны известными мусульманами) наибольшую роль в распространении мусульманских знаний играли календари. Это стало возможным благодаря объемам тиражей и регулярности их выпуска. Тем не менее они несли пропагандистский заряд, показывая, как после 1917 г. резко изменилось положение мусульман страны: они стали социальной группой, имеющей равные права с атеистами и представителями других религий. Безусловно, советские мусульмане получили широкий доступ к бесплатному жилью, образованию и т. д. Но проблема заключалась в том, что государство не планировало полноценного удовлетворения их религиозных запросов, что отражалось и на качестве материалов исламских календарей.

Ключевые слова: Духовные управления мусульман; исламские календари; Совет по делам религиозных культов; конфессия; тираж; подарки.

V. A. Akhmadullin

Ph.D (Historical. Sciences), associate professor; senior researcher of the Russian Council. of Muftis; e-mail.: sLavaah@yandex.ru

SOVIET UNION REGULATIONS ON THE ISSUING AND DISTRIBUTION OF THE ISLAMIC CALENDARS PUBLISHED BY MUSLIM RELIGIOUS BOARD DURING THE PERIOD OF 1944-1965

The articLe contains anaLysis of the Soviet state activities in administration of the MusLim SpirituaL Authorities in the field of issuing the IsLamic caLendars during the period of 1944-1965. Numerous voLumes have been recentLy pubLished and dozens of conferences heLd in the post-Soviet countries as regards to MusLim Life in the Union of the Soviet SociaList RepubLics. But, as historiographic anaLysis has shown, up to now there are not any objective studies on IsLamic caLendars pubLished in the USSR in the 1940-1960s.

In the end of and after the Great Patriotic war, Soviet MusLims were aLLowed to master knowLedge of IsLam and acquaint foreigners with MusLim Life in the USSR owing to books, aLbums, magazines, caLendars, and fiLms issued by SpirituaL Administrations of the MusLims under controL of various pubLic bodies overseeing reLigious organizations. Edited by the authorities, they definiteLy faiLed to give true picture. StiLL, thorough anaLysis of these materiaLs and reguLating documents such as acts, decisions, and opinions by the CentraL Committee of the ALL-Union Communist

Party of the BoLsheviks, the Central. Committee of the Communist Party of the Soviet Union, and the CounciL of PeopLes' Commissars/Ministers of the Soviet Union, is of great scientific and practicaL vaLue.

Thanks to the fact, that a Lot of materiaLs on IsLamic caLendars has been recentLy decLassified, we couLd anaLyze the measure of controL over pubLishing by the CounciL on ReLigious CuLts at the CounciL of PeopLes' Commissars / Ministers of the Soviet Union and the character of discussions over each run from the beginning of the process in 1944.

In spite of the high caLendars pubLishing activities performed by the MusLim SpirituaL Authorities Located in the cities of Ufa and Tashkent it appeared impossibLe to satisfy the demands of aLL Soviet MusLims. It happened so due to the Limited numbers of the caLendars in each edition. Another reason for shortage was the demand from the governmentaL authorities to handover the certain part of the edition to various state departments in order to be presented as gifts to the foreigners which was supposed to create the image of the Soviet Union as a state with true freedom of conscience. At the same time due to the officiaL ideoLogy Soviet Union had no pLans aimed at the satisfaction of the reLigious demands of the MusLims, especiaLLy in the issuing of the IsLamic caLendars which couLd give MusLims the answers for many questions. Part of the circuLation of IsLamic caLendars was given to the foreigners both during their visits to the Soviet Union and foreign visits of SpirituaL Administrations' of MusLims representatives.

The study aLLows to concLude that caLendars pLayed the most prominent roLe in the dissemination of the knowLedge of IsLam among aLL MusLim editions such as Quran and books by famous MusLims. It became possibLe due to size of circuLations and reguLarity of pubLishing. NevertheLess, they bore propaganda impuLses showing radicaL changes in MusLim Life after 1917 i.e. MusLims got equaLity with atheists and other denominations. Of course, Soviet MusLims got wide access to free housing, education etc. But the probLem was that the state did not pLan to fuLLy satisfy their reLigious demands which adverseLy affected the quaLity of IsLamic caLendars.

Key words: MusLim reLigious board; IsLamic caLendars; the CounciL of the reLigious faiths; confession; edition; gifts

Анализ архивных документов показал, что важным сегментом работы духовных управлений мусульман (далее - ДУМ) были исламские календари - самый дешевый и оперативный материал, отвечавший на простейшие вопросы об исламе. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ, располагалось в Ташкенте) и Духовное управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, до осени 1948 г. называлось Центральное духовное управление мусульман - ЦДУМ, находилось в Уфе) в них использовали арабские буквы и издавали на узбекском и татарском языках. В силу того, что недавно значительная часть материалов по изданию

исламских календарей была рассекречена, мы смогли проанализировать, как Совет по делам религиозных культов при СНК СССР / СМ СССР (СДРК) контролировал их выпуск, и какие дискуссии сопровождали каждый тираж, начиная с возобновления их издания с разрешения государственных органов СССР в 1944 г.

В отчете от 24 июля 1945 г. уполномоченный СДРК по УзССР И. Ибадов отметил, что САДУМ издало календарь во II квартале. О его выпуске на 1946 г. он писал в отчете за IV квартал 1945 г. И. В. Полянский 10 января 1946 г. подписал «Справку о религиозных организациях мусульман и сектантов (евангельских христиан и баптистов) в Узбекской ССР по состоянию на 1-е января 1946 г.», в которой указал, что САДУМ просило СДРК разрешить издать календарь. 28 февраля 1946 г. И. Ибадов вновь доложил о его издании и посылке 10 экз. в Совет [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 29, л. 135].

В марте 1946 г. председатель СДРК сообщил уполномоченному СДРК по БАССР, что Г. З. Расулев просит издать в 1947 г. 3 тыс. экз. календаря на татарском языке. И. В. Полянский поручил М. Ш. Каримову выяснить мнение СМ БАССР по его выпуску. В апреле уполномоченный доложил, что руководство Республики не возражает. Но к концу года календарь не издали, поэтому мухтасиб Челябинской области З. Рахмангулов попросил муфтия ускорить его выпуск [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 525, лл. 16, 26, 27, 124].

В апреле 1946 г. секретарь ЦК КП(б)Уз по пропаганде М. Г. Ва-хабов в личной беседе с И. Ибадовым рекомендовал «затягивать решение религиозных вопросов», в том числе издание календарей. Он мотивировал это необходимостью издания учебников и другой, по его мнению, более важной печатной продукции. В декабре 1946 г. СДРК и уполномоченный по УзССР обсуждали макет календаря на 1366 год хиджры. СДРК потребовал убрать заглавие «во имя аллаха милостивого и милосердного, волею которого установлены 12 лунных месяцев в году» и биографии мусульманских лидеров. Наибольшие претензии вызвала информация, что в 28-й день месяца сафара - «день смерти господина Владимира Ильича Ленина». СДРК потребовал убрать слово «господин». Уполномоченному также пересылался для сведения календарь, изданный под редакцией муфтия Г. З. Расулева [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 963, лл. 108-112, 113, 115, 159, 160].

В июне 1946 г. И. В. Полянский докладывал в СМ СССР, что поддерживает просьбу издать мусульманский календарь на 1947 г. для

ЦДУМ в количестве 10 тыс. экз. и САДУМ - 3 тыс. экз. ЦК ВКП(б) дал разрешение, но в Уфе не оказалось арабского шрифта, поэтому в середине сентября СДРК запросил разрешения у ЦК ВКП(б) напечатать календарь ЦДУМ в типографии им. Камиль-Якупа (Казань), принадлежащей Татиздату. В июне 1946 г. И. В. Полянский запросил у уполномоченного по УзССР информацию о проблемах по изданию календаря [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 963, лл. 46, 75 об].

5 июля 1946 г. М. Ш. Каримов доложил Совету о просьбе Г. З. Ра-сулева издать календарь на 1366 год хиджры (1946-1947 гг.). Уполномоченный подстраховался и согласовал вопрос с руководством БАССР. В его отчете за III квартал 1946 г. и в докладе И. В. Полянскому от 7 октября указано, что СДРК разрешил издание календаря арабским шрифтом на татарском языке, но власти ТАССР были против и лишь благодаря помощи СМ БАССР вопрос был решен положительно. В октябре планировалось издать 3 тыс. экз. в типографии «Октябрьский натиск» (Уфа). В отчете М. Ш. Каримова за IV квартал

1946 г. указано, что к 10 октября 1946 г. календарь на 1366 год хиджры был издан тиражом 3 тыс. экз. и реализован к концу 1946 г. В ноябре СДРК потребовал прислать в Москву 10 экз. В марте 1947 г. уполномоченный по БАССР доложил о просьбах увеличить тираж календаря [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 525, лл. 71, 92, 95, 109, 110, 127, 158 об].

Летом 1946 г. член Совета Н. Х. Тагиев отредактировал календарь САДУМ - убрал цитаты из Корана и хадисов, оставив лишь материал, установленный СДРК. В декабре он узнал, что правки не учли и принял меры. В отчете, по состоянию на 1 января 1947 г., СДРК доложил СМ СССР и ЦК ВКП(б), что ЦДУМ и САДУМ издали по 5 тыс. экз. календарей. В отчетах СДРК за 1947 г. и I квартал 1948 г. указано, что для авторитета части религиозных центров и удовлетворения запросов верующих, СДРК поддерживает издание календарей. В январе 1947 г. уполномоченный по УзССР доложил СДРК о сдаче макета календаря в типографию и выделении СМ УзССР 200 кг бумаги на тираж. Но в отчете за I квартал 1947 г. и на заседании СДРК в июне

1947 г. он доложил, что выпуск 10 тыс. экз. календаря САДУМ состоялся с опозданием из-за большой загруженности типографии [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 47, лл. 47, 79; д. 53, л. 14; д. 54, л. 91; РГАНИ, ф. 3, оп. 60, д. 2, лл. 12, 174].

12 декабря 1948 г. шейх-уль-ислам А. Ализаде сообщил члену Совета Н. Х. Тагиеву, что Духовное управление мусульман Закавказья

(ДУМЗАК, находилось в Баку) решило издать календарь для мусульман Закавказья. Вопрос согласовали с уполномоченным СДРК, макет сдали в типографию, но СМ АзССР запретил тираж. Поэтому председатель ДУМЗАК заявил: «Мне часто приходит в голову мысль - не настало ли время снять чалму и отказаться от духовной деятельности, ибо, повторяю, мне кажется, что я занят вредной для моей Родины работой». 14 декабря Н. Х. Тагиев провел беседу с председателем ДУ-МЕС Г. З. Расулевым. В ходе беседы муфтий отметил, что на съезде ДУМЕС (октябрь 1948 г.) был поднят вопрос о выпуске календаря большим тиражом [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 966, лл. 218, 222].

Похожая ситуация складывалась и у других конфессий. Начиная с 1944 г., свой календарь выпускала, с разрешения ЦК КП(б) АрССР и ЦК ВКП(б), армянская церковь. 22 декабря 1948 г. И. В. Полянский попросил ЦК ВКП(б) также разрешить издать лютеранский календарь для Латвии и Эстонии и старообрядческий календарь для Литвы и Латвии, при этом председатель СДРК заручился поддержкой руководства этих республик и К. Е. Ворошилова [РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 6, лл. 227, 231 - 236].

Эти факты говорят о том, что несмотря на то, что СДРК был подразделением СМ СССР, руководствовался он в первую очередь указаниями ЦК ВКП(б).

Из-за такого негативного отношения властей в 1947-1948 гг. САДУМ издало 3 тыс. экз. календаря и ДУМЕС - 2 тыс. экз. В марте 1949 г. председатель СДРК предложил СМ СССР и ЦК ВКП(б) разрешить ДУМЕС издать на 1368 год хиджры (1948-1949 гг.) 5 тыс. экз., а не 10 тыс., как просил муфтий. В августе 1949 г. И. В. Полянский, докладывая К. Е. Ворошилову о ходатайстве САДУМ и ДУМЕС издать по 10 тыс. экз. календаря на 1369 год хиджры (1949-1950 гг.), предложил разрешить издать 3 тыс. календарей ДУМЕС и 2 тыс. СА-ДУМ. Для решения вопроса СДРК подготовил проект Распоряжения СМ СССР [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 68, л. 103]. В «Директивных указаниях Совету по делам религиозных культов при Совете министров СССР по его работе на 1948-1949 гг.» была поставлена задача: тщательно контролировать религиозные центры и ограничить их издательскую деятельность выпуском журналов, ежегодных религиозных календарей, сборников гимнов и молитв [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 53, л. 41].

Анализ «Краткого обзора состояния и деятельности мусульманского культа за 1949 год» показывает, что если в 1944-1948 гг. мусульманам разрешали издавать календари, то в марте 1949 г. Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) запретил его издание [РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 111, лл. 61, 181-185].

В отчете за I квартал 1950 г. уполномоченный СДРК по УзССР отметил, что председатель САДУМ интересовался, как обстоит дело с разрешением выпуска календаря, который должны были издать в 1949 г., и просил ускорить решение вопроса. С июня 1950 г. руководители САДУМ несколько раз просили СДРК разрешить выпуск календаря на 1370 г. хиджры (1950-1951 гг.). Но СДРК вопрос вовремя не решил, поэтому несколько казыев САДУМ попросили ДУМЕС поделиться календарями. Просьба была выполнена, и календари роздали мечетям САДУМ. Уполномоченный даже рекомендовал САДУМ распечатать календарь 1370 г. хиджры на печатной машинке и распространить его по мечетям.

В сентябре 1950 г. СДРК принял решение просить СМ СССР удовлетворить ходатайства муфтиятов об издании календаря. Затягивание с разрешением издания подтолкнуло врио председателя ДУМЕС Б. В. Тугузбаева в 1950 г. пойти на нарушение. Он приказал подчиненным изготовить 300 календарей на 1370 г. хиджры. Об этом узнали чиновники центрального аппарата СДРК и указали уполномоченному на необходимость контроля в этом вопросе [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 66, л. 81].

В отчете за III квартал 1951 г. М. Ш. Каримов доложил о просьбе издать календарь на 1371 г. хиджры и обещании муфтия дать его только зарегистрированным общинам. И. В. Полянский доложил СМ СССР о просьбе САДУМ и ДУМЕС издать календари тиражом по 10 тыс. экз. Он предложил разрешить САДУМ издать 10 тыс. экз., ДУМЕС - 6 тыс. экз. и представил проект распоряжения СМ СССР. В «Кратком отчете о деятельности отдела восточных религий по мусульманскому и иудейскому культам за 1951 г.» указано, что Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК, находилось в Буйнакске) и ДУМЗАК ходатайств по календарям на 1951-1952 гг. не подавали.

15 ноября 1951 г. М. А. Суслов дал согласие на издание 6 тыс. экз. для САДУМ и 4 тыс. экз. для ДУМЕС. Образцом для календаря

САДУМ на 1371 г. хиджры стал его календарь за 1364 г. хиджры (1944-1945 гг.). 19 ноября И. В. Полянский сообщил уполномоченным по УзССР и БАССР, что выпуск календаря разрешен и предупредил о присылке 10 экз. и немедленном докладе, в случае препятствий со стороны руководства республик. Несмотря на то, что в календарях, кроме исламских праздников, перечислялись день памяти В. И. Ленина, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, 2 сентября и 7 Ноября, против издания календаря были Первый секретарь ЦК КП(б) УзССР А. И. Ниязов, секретарь Татарского обкома ВКП(б) С. Г. Батыев и секретарь Башкирского обкома ВКП(б) С. А. Вагапов. Они считали, что календари позволят муллам усилить реакционную пропаганду.

10 декабря 1951 г. муфтий Ш. Ш. Хиялетдинов, выступая на Мав-люд в мечети Уфы, рассказал прихожанам о III Всесоюзной конференции сторонников мира. После намаза некоторые мусульмане говорили, что правительство с ними считается, разрешило издать лунный календарь. 31 декабря И. В. Полянский потребовал от М. Ш. Каримова доложить о ходе издания календарей. К этому времени произошла задержка выпуска календарей из-за несвоевременной поставки бумаги муфтиятом. 15 января 1952 г. типография «Октябрьский натиск» напечатала календарь на 1371 г. хиджры. Муфтий решил продать их мечетям по 10 руб. за штуку, при себестоимости 7 руб. (средняя зарплата в СССР была 673 руб.) [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 75, лл. 191, 220].

ДУМЕС просило власти о выпуске 15 тыс. экз. календарей на 1372 год хиджры (1952-1953 гг.), но руководство БАССР предложило издать 4 тыс. экз. А. И. Ниязов был против просьбы САДУМ издать 8 тыс. экз. календарей. Он считал, что календарь послужит укреплению ислама в регионе. 17 февраля 1953 г. Совет предложил не издавать календарь на 1372 г. хиджры, так как он заканчивался в сентябре 1953 г., поэтому СДРК решил, что надо издать 6 тыс. экз. для САДУМ и 4 тыс. экз. для ДУМЕС, но на 1373 год хиджры (1953-1954 гг.). Так Совет продублировал свое решение от 30 января, когда было решено просить ЦК КПСС разрешить САДУМ издать 6 тыс. экз., а не 15 тыс. экз., как просил муфтият, и ДУМЕС - 4 тыс. экз. вместо 15 тыс. экз.

К маю 1953 г. директивные органы разрешили Совету санкционировать выпуск 4 тыс. экз. календаря ДУМЕС и 2 тыс. экз. САДУМ на 1373 г. хиджры. 21 октября Совет поддержал просьбу САДУМ

увеличить тираж до 8 тыс. экз. Важно отметить, что на этом заседании Совет подготовил запрос к руководству СССР о предоставлении права самостоятельно решать все вопросы о выпуске календарей [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 91, лл. 241-242].

9 июня 1954 г. уполномоченный СДРК по БАССР М. Ш. Каримов и член Совета Л. А. Приходько посетили секретаря обкома КПСС БАССР Х.С. Сайранова. Он сообщил гостям об отсутствии возражений по изданию календаря. 10 июня, во время открытия VI Съезда ДУМЕС, муфтий Ш. Ш. Хиялетдинов заявил, что «ежегодно типографским способом издаем религиозные календари». В июле СДРК в ответ на просьбу ДУМЕС и САДУМ о выпуске по 10 тыс. экз. разрешил издать 4 тыс. экз. ДУМЕС и 6 тыс. САДУМ. В сентябре 1954 г. мухтасиб Астраханской, Сталинградской и Ростовской областей К. Б. Салихов, находясь командировке в Белоруссии и Литве, приятно удивлял мусульман раздачей календарей [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 92, лл. 58-61].

В июне 1955 г. И. В. Полянский доложил ЦК КПСС, что САДУМ ежегодно издает календари и указал, что САДУМ издало календарь на 1954 г. тиражом 6 тыс. экз., а ДУМЕС 4 тыс. экз. Он отметил, что ДУМ начали их издавать в годы войны, с перерывом с 1949 по 1951 гг., до 1949 г. их тираж составлял по 2 тыс. экз., увеличение тиража было вызвано многочисленными просьбами муфтиятов [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 114, лл. 22, 83].

С нашей точки зрения, истинной причиной увеличения тиража стали не просьбы ДУМ, а желание руководства страны создать положительный образ СССР в мире.

В 1955 г. СДРК разрешил ДУМЕС издать 4 тыс. экз. календаря на 1375 г. хиджры (1955-1956 гг.) и 6 тыс. САДУМ, затем еще 4 тыс. экз. Но СДРК поставил условие САДУМ, чтобы оно согласовало выпуск 4 тыс. экз. с ЦК КП УзССР и при необходимости с ЦК КПСС. Уполномоченный СДРК по БАССР в отчете за II полугодие 1955 г. доложил, что помог ДУМЕС издать 4 тыс. экз. календаря в типографии «Октябрьский натиск», согласовав вопрос с руководством БАССР [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 110, лл. 93, 97, 154].

В июне 1955 г. муфтий Ш. Ш. Хиялетдинов на Всемирной Ассамблее Мира (Хельсинки) провел беседы с местными единоверцами, преимущественно татарами, о жизни мусульман СССР. В качестве

доказательства свободы совести он сообщил о ежегодном издании календаря. Но председатель ДУМЕС не сказал правду о тех проблемах, которые приходилось решать при издании [ГАРФ, ф. Р-6991. оп. 4, д. 38, лл. 13-17].

Изучение документов СДРК показывает, что изданием таких календарей занимались не только ДУМ под руководством СДРК. Так, в 1957 г. СДРК консультировал Министерство внешней торговли СССР об особенностях исламских календарей. Министерство планировало их издать в подарочном варианте на арабском и персидском языках. Имам мечети Ленинграда А. Исаев в 1957 г. без разрешения ДЕМЕС отпечатал 2 тыс. экз. фотокопий страниц исламского календаря. Поэтому Ш. Ш. Хиялетдинов и имам-хатыб Московской соборной мечети К. Б. Салихов пожаловались на него СДРК [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 132, л. 59, 62, 63, 69; 5, с. 125-131].

В справке о религиозных культах, подписанной заместителем председателя СДРК В. И. Гостевым в июне 1957 г., указано, что ДУМ «регулярно издают ... ежегодные лунные календари» [ГАРФ, Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 146, л. 137]. По нашему мнению, они, как и другие исламские издания, не удовлетворяли запросы мусульман СССР и были сведены к минимуму, необходимому для решения задач внешней политики.

В справке о Положении религиозных культов в СССР, подписанной заместителем председателя СДРК В. И. Гостевым 29 июля 1957 г., указано: «Объединения верующих регулярно издают всевозможную религиозную литературу . ежегодные лунные календари». При этом Совет всегда учитывал, как следует из справки, составленной 19 мая 1960 г. старшим инспектором СДРК Н. И. Смирновым, что значительная часть тиража дарилась иностранцам. В 1957 г. через МИД СССР шла рассылка в зарубежные страны календарей ДУМЕС и САДУМ на 1377 г. хиджры. В 1957 г. СДРК разрешил ДУМЕС издать 6 тыс. экз., указав, что часть должна быть на плотной бумаге и в хорошем оформлении для подарков участникам VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и другим иностранцам [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 146, л. 137].

24 июля 1957 г. и.о. председателя САДУМ З. Бабаханов предложил Л. А. Приходько создать для всех ДУМ небольшую типографию с арабским шрифтом, но получил отказ [Ислам и Советское

государство, с. 164]. Уполномоченный СДРК по БАССР в 1958 г. доложил, что в 1946-1956 гг. ДУМЕС издавало по 4 тыс. экз. календарей и предложил руководству БАССР и СДРК разрешить ДУМЕС с 1959 г. издавать только календари тиражом в 4 тыс. экз. в год. Уполномоченный СДРК по УзССР 7 октября 1958 г. представил СДРК справку по выпуску календарей САДУМ: в 1952 г., в 1955 г. и в 1956 г. - по 6 тыс. экз., в 1953 году и в 1954 г. - по 2,5 тыс. экз., в 1957 г. и в 1958 г. - по 10 тыс. экз. Руководство УзССР согласилось с изданием 10 тыс. экз. календаря в дальнейшем. Но на заседании СДРК 25 октября 1958 г. было решено настаивать на сокращении тиражей изданий конфессий [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 167, лл. 2, 6-7].

В 1958 г. ДУМЕС просило издать 10 тыс. экз. календаря на 1378 г. хиджры (1958-1959 гг.), СДРК разрешил издать 6 тыс. экз., но только в связи с необходимостью часть тиража дарить иностранцам. В 1959 г. ДУМЕС не обращалось в Совет по изданию календаря на 1378 г. хиджры. Тем не менее в 1959 г. СДРК просил Главлит при СМ СССР разрешить издать календарь для ДУМЕС - 6 тыс. экз., для САДУМ - 10 тыс. экз. В июле 1959 г. в СДРК составили «Справку об издании религиозной литературы», в которой указано, что САДУМ издало 10 тыс. экз., а ДУМЕС - 6 тыс. экз. календаря на 1378 г. хиджры [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 165, л. 34].

В «Справке о мероприятиях по выполнению Постановления Президиума ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и Бюро ЦК КП УзССР от 4 февраля 1960 г.» уполномоченный СДРК по Уз.ССР Ш. К. Ши-ринбаев докладывал, что с санкции директивных органов республики в Ташкенте, издано 5,5 тыс. экз. исламского календаря, из них 100 экз. подарили делегациям ОАР, Пакистана, Марокко, Индонезии, США и делегатам конференции востоковедов. По его мнению, эти издания произвели хорошее впечатление у гостей, поэтому многие из них оставили соответствующие отзывы в книге посетителей САДУМ. 30 августа 1961 г. ответственный секретарь САДУМ З. Фахрутдинов, отвечая на вопросы профессора Дж. Харперна, пояснил, что САДУМ ежегодно издает мусульманские календари [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 1748, лл. 173, 209].

Как показывает анализ протоколов СДРК, в 1960-1963 гг. Совет разрешал издавать ДУМЕС календари по 4 тыс. шт., а не по 6 тыс. экз., как просил муфтият. Но в 1957-1959 гг. их выпускали по 6 тыс.

экз. 17 февраля 1962 г. уполномоченный по БАССР доложил, что в 1961 г. ДУМЕС издало 4,1 тыс. экз. календаря. Но в отчете «Положение и деятельность объединений мусульманского культа в СССР», подготовленном в августе 1962 г., указано, что за последние два года ДУМЕС издавало по 6 тыс. шт. календарей, а САДУМ - по 10 тыс. шт. В сборнике «Материалы и доклады об итогах проведения единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и церковного имущества», составленном СДРК в октябре 1962 г., отмечалось: из всех ДУМ только САДУМ и ДУМЕС ежегодно издавали календари, за два последних года САДУМ издало их 10 тыс. экз., ДУМЕС - 6 тыс. экз. Но в протоколе заседания СДРК от 20 апреля 1963 г. отмечено, что в 1962 г. САДУМ разрешили выпустить 3 тыс. экз., из них 500 экз. улучшенного качества для подарков и разрешил САДУМ издать на 1383 г. хиджры (1963-1964 гг.) 3 тыс. экз., с учетом подарков для иностранцев [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 1356, л. 174].

На заседании СДРК 6 марта 1964 г. было одобрено ходатайство ДУМЕС о выпуске 4 тыс. экз. календаря на 1385 г. хиджры. В справке, составленной заседанию СДРК 20 сентября, старший инспектор СДРК Н. И. Смирнов указал, что в 1957-1959 гг. ДУМЕС издавало календарь тиражом по 6 тыс. экз., а с 1960 г. - по 4 тыс. экз. При этом он предложил разрешить тираж не более 4 тыс. экз. [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 146, лл. 109-110]. Так, чиновник не самого высокого уровня попытался повлиять на то, чтобы значительное количество мусульман не смогли удовлетворить свои религиозные потребности.

В ноябре 1964 г. заместитель председателя САДУМ И. Саттиев сообщил гостям из Индии, что муфтият ежегодно издает календарь. В апреле и ноябре 1965 г. З. Бабаханов в качестве одного из достижений САДУМ повторил эту информацию Президенту Пакистана М. Аюбхану и делегации Общества Ирано-Советской дружбы. В 1965 г. САДУМ потратило на выпуск календаря 1345,89 руб. (при средней зарплате в СССР 93,86 руб.). Необходимо отметить, что в 1965 г. СДРК разрешил издать календари иудеям и лютеранам [ГАРФ, ф. Р-6991. оп. 4, д. 163, л. 186].

После слияния Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви в Совет по делам религий при СМ СССР, разрешение на издание календарей давал СДР. 15 марта 1967 г. корреспондентам СМИ Египта, посетившим САДУМ, сообщили, что

ежегодно издается исламский календарь. Показательным является интервью З. Бабаханова по итогам Международной исламской конференции в Дакке в 1968 г., посвященной 1400-летию ниспослания Корана. Муфтий убеждал в том, что мусульмане СССР не испытывают притеснений. Он отметил: «Мы имеем возможности издавать религиозную литературу в количествах и объемах, которые нам нужны» [ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 6, д. 150, лл. 170-171]. Но это не отражало реальную ситуацию: несмотря на смену руководства СССР в 1964 г., никто не отменял идею о ненужности религии в коммунистическом будущем.

Мы не можем согласиться с выводом исследователя А. К. Гусейн-ли о том, что муфтиятам разрешили издавать календари с 1960 г. [Гу-сейнли]. Исследование показало, что, например, САДУМ начало их выпуск в 1944 г. Автор согласен с выводом профессора Д. Ю. Арапова о том, что календари ЦДУМ / ДУМЕС и САДУМ были ориентированы на удовлетворение нужд мусульман своих регионов, так как издавались на татарском и узбекском языках [Ислам и Советское государство 2011, с. 46].

Анализ документов СДРК показывает, что издававшиеся в СССР в 1944-1965 гг. исламские календари были самым массовым средством распространения ислама. Но отредактированные властями, они не давали глубокого понимания ислама и в значительной мере использовались партийно-государственным аппаратом для создания впечатления о торжестве свободы совести в СССР.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что из всех исламских изданий наибольшую роль в распространении мусульманских знаний играли календари. Это стало возможным благодаря объемам тиража и регулярности выпуска. Тем не менее они несли пропагандистский заряд, показывая, как после 1917 г. изменилось положение мусульман: они стали группой, имеющей равные права с атеистами и представителями других религий. Безусловно, мусульмане получили широкий доступ к бесплатному жилью, образованию и т. д. Но проблема заключалась в том, что государство не планировало полноценного удовлетворения их религиозных запросов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гусейнли А. К. Мусульмане в СССР. URL : islaminform.com/ru/node/454 (дата

обращения 11.11.2012).

Ислам и Советское государство (1944-1990): сборник документов. Вып. 3 = Islam and the Soviet State (1944-1990 гг.): Documents. Vol. 3 / сост., авт. предисл. и прим. Д. Ю. Арапов. М., 2011. 528 с.

Выступление уполномоченного Совета при Совете министров Узбекской ССР Т. Иногамова на Всесоюзном совещании республиканских, краевых и областных уполномоченных Совета 25 ноября 1958 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 165. Л. 34.

Директивные указания Совету по делам религиозных культов при Совете министров СССР по его работе на 1948 - 1949 годы // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 53. Л. 41.

Доклад председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского заместителю председателя Совета министров СССР товарищу А. Н. Косыгину от 26 июня 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 34. Л. 100-101.

Доклад председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И.В. Полянского в Центральный комитет ВКП(б) товарищу Г. Ф. Александрову от 14 октября 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 34. Л. 187-188.

Доклад председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского в СМ СССР ЦК ВКП(б) о работе Совета по состоянию на 1 января 1947 г. // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 2. Л. 12, 17.

Доклад председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского ЦК ВКП(б) о печатной продукции конфессий // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 6. Л. 231-236.

Доклад уполномоченного Совета при Совете министров Башкирской АССР М. Ш. Каримова председателю Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянскому от 23 апреля 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 26.

Доклад уполномоченного Совета при Совете министров Башкирской АССР М. Ш. Каримова председателю Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянскому от 5 июля 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 71.

Доклад члена Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР председателю Совета И. В. Полянского от 21 января 1949 г. о съезде САДУМ // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 966. Л. 218, 222.

Докладная записка в ЦК КПСС председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского от 28 июня 1955 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 114. Л. 83.

Докладная записка о работе Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР за 1948 и 1 кв. 1949 гг. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 68. Л. 103.

Докладная записка о работе Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР за 1948 и 1 кв. 1949 гг. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 61.

Докладная записка уполномоченного Совета при Совете Министров Башкирской АССР М. Ш. Каримова председателю Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР товарищу А. А. Пузину, председателю Совета министров Башкирской АССР товарищу В. Г. На-биуллину, секретарю Башобкома КПСС товарищу З. Н. Нуриеву // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 167. Л. 6-7.

Докладная записка уполномоченного Совета при Совете министров Узбекской ССР Н. Иногамова зам. председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР тов. Рязанову В.Ф. от 7 октября 1958 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 167. Л. 2.

Докладные записки уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Уз.ССР И. Ибадова председателю Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянскому от 23 апреля, 5 мая и 24 мая 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 963. Л. 108-112, 113, 115.

Заключение Совета по ходатайству Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана и Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири об издании мусульманского лунного табель-календаря на 1375 год Хиджры (1955-1956 г. хр. эры) // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 110. Л. 97.

Запись приема председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Шакира Хиялетдинова членом Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР Л. А. Приходько 2 июля 1955 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 38. Л. 13-17.

Заявление председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана З. Бабаханова на пресс-конференции в Дакке (Пакистан) 7 марта 1968 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 150. Л. 170-171.

Информационное письмо председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского для ЦК ВКП(б) и Бюро по культуре при Совете министров СССР о ходатайстве председателей САДУМ и ДУМЕС издать календари на 1949-1950 гг. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 181-185.

Информационный отчет о состоянии и деятельности религиозных общин за период 3-го квартала 1946 г. по БАССР // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 92.

Информационный отчет Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР за II квартал 1951 года // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 75. Л. 220.

Краткая справка о деятельности религиозных культов в СССР и их состоянии (кроме русской православной церкви) от 29 июля 1957 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 132. Л. 59, 62, 63, 69.

Краткая справка о наличии и деятельности религиозных объединений в республиках Средней Азии и Казахстана (кроме русской православной церкви) от 23 июня 1955 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 114. Л. 22.

Краткий обзор состояния и деятельности мусульманского культа за 1949 год // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 63. Л. 82.

Об открытии богословских курсов для подготовки служителей культа мусульман (21 февраля 1946 г.) // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчет о работе отдела по вопросам мусульманскому, иудейскому и буддийского вероисповедания Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР от 20 мая 1953 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 91. Л. 241-242.

Отчет о работе Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР за 1947 г. и 1-й квартал 1948 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 53. Л. 14.

Отчет о работе Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР за 1947 г. и 1-й квартал 1948 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 54. Л. 91.

Отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Уз.ССР И. Ибадова от 24 июля 1945 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 29. Л. 135.

Отчетный доклад Совета по делам религиозных культов при Совете министров Союза ССР по состоянию на 1-е января 1947 года // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 47. Л. 47, 79.

Переписка уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Уз.ССР с руководством Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР относительно календаря на 1366 г. х. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 963. Л. 159, 160.

План работы Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР на IV квартал 1951 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 75. Л. 191.

План работы Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР на III квартал 1955 года // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 110. Л. 154.

Протокол № 12 заседания Совета по делам религиозных культов при Совете министров Союза ССР от 20 сентября 1950 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 66. Л. 81.

Протокол № 21 заседания Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР от 27 мая 1961 г. и справка к вопросу об издании мусульманского лунного календаря на 1381 год хиджры (1961-1962 гг. хр. эры) // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1356. Л. 174, 196.

Протокол № 6 заседания Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР от 6 марта 1964 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 146. Л. 109-110.

Протокол № 10 с заседания Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР от 21 октября 1953 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 92. Л. 58-61.

Протокол № 9 с заседания Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР от 7 / ^-1955 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 110. Л. 93.

Служебное письмо председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И. В. Полянского уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Уз. ССР И. Ибадову от 15 июня 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 963. Л. 46, 75 об.

Справка о мероприятиях по выполнению постановления Президиума ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и Бюро ЦК КП Узбекистана от 4 февраля 1960 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1748. Л. 209.

Справка о положении религиозных объединений в республиках Средней Азии и Казахстана (кроме русской православной церкви) от 23 июня 1955 г.// ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 146. Л. 137.

Справка от 31 августа 1961 г. о посещении Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана четой профессора Хальпера из США // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1748. Л. 173.

Справка о посещении Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана делегацией компартии Индии 8 ноября 1964 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 163. Л. 186.

Справка о религиозных организациях мусульман и сектантов (евангельских христиан и баптистов) в Узбекской ССР // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 34. Л. 16.

Указания зам. председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР Ю. В. Садовского уполномоченному Совета при Совете министров Башкирской АССР М. Ш. Каримову от 1 октября 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 95, 109, 110, 124, 127, 158 об.

Указания председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И.В. Полянского уполномоченному Совета при Совете министров Башкирской АССР М. Ш. Каримову от 27 апреля 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 525. Л. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.