Научная статья на тему 'Факты и домыслы о хадже советских мусульман в последние годы жизни И. В. Сталина'

Факты и домыслы о хадже советских мусульман в последние годы жизни И. В. Сталина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХАДЖ / ПРИЧИНЫ И ПРЕДЛОГИ ОТМЕНЫ ПАЛОМНИЧЕСТВА / ОШИБКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / НОВЕЙШИЕ АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадуллин Вячеслав Абдулович

В статье рассматриваются особенности организации хаджа и отношение к нему со стороны партийно-государственного аппарата СССР. На основе новейших архивных данных показаны типичные ошибки исследователей занимающихся изучением хаджа советских мусульман в период 1946 1952 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факты и домыслы о хадже советских мусульман в последние годы жизни И. В. Сталина»

Факты и домыслы о хадже советских мусульман в последние годы

жизни И.В. Сталина

Хаджи советских мусульман сегодня находятся под пристальным вниманием зарубежных и отечественных учёных, дипломатов, политиков, руководителей уммы. Но, к сожалению, несмотря на такой интерес, эта страница истории нашего Отечества до сих пор исследована недостаточно. Авторы изучающие эту проблему, по мнению диссертанта, допускают значительное количество ошибок и делают выводы, не отражающие сущность деятельности государственных органов и общественных организаций Советского Союза по отношению к исламу и мусульманам.

Анализ документов Совета по делам религиозных культов (СДРК) показывает, что состоявшиеся в 1944 г и в 1945 г., после долгих лет запретов, хаджи советских мусульман не прошли незамеченными для общественности. Как следует из отчётов уполномоченного СДРК по Узбекистану И. Ибадова, к нему несколько раз обращались представители иудейских общин г. Бухары, г. Самарканда и г. Ташкента с просьбой разрешить им посетить Иерусалим для проведения богослужения, т.к. мусульманам разрешили ездить на хадж [1].К сожалению, есть авторы, которые опираются не на факты, а лишь на слепую ненависть к советской власти, в итоге читатели встречаются не с научным анализом, а с фальсификацией событий. Образцом такого тенденциозного подхода служит цитата из работы Джабаги Васан-Гирея: «О неискренности советской мусульманской политики говорит, между прочим, и тот факт, что паломничество в Мекку состоялось после войны только один раз, а именно в 1946 году. Тогда во главе с верным Кремлю муфтием Абдуррахма-ном Расулевым отправилась в Мекку группа советских мусульман, состоявшая из наиболее рьяных коммунистов. Настоящая цель поездки была не паломничество к святым местам Ислама, а советская пропаганда на арабском

Востоке. «Муфтий» Расулев и «набожные» его паломники выступали с заявлениями и речами о том, что советское правительство является большим другом и покровителем мусульман в Советском Союзе» [2].

Непредвзятый анализ показывает, что в приведённом отрывке присутствует несколько ложных положений, которые можно опровергнуть фактами:

1. сразу после окончания Великой Отечественной войны, а именно в

1945 г. на хадж поехали 17 мусульман из СССР [3; 4; 5; 6];

2. анализ архивных документов говорит, что с 1944 г. по 1991 г. хаджи советских мусульман не состоялись только с 1946 г. по 1952 г., Мекку посетили почти 5000 советских мусульман;

3. в 1946 г. мусульмане СССР на хадж не выезжали [7].

В тоже время Д. Васан-Г ирей, по мнению диссертанта, абсолютно точно подметил, что для партийно-государственного аппарата СССР хадж был лишь средством пропаганды советского образа жизни на арабском Востоке, а не способом удовлетворения запросов своих сограждан-мусульман.

Смесь фактов и домыслов представлена в работе современного исследователя А.Х. Назарова: «... по некоторым сведениям, 20 - 25 человеку позволялось совершать хадж ежегодно. Видимо и это число паломников выбиралось с огромной тщательностью по отношению к их идеологической лояльности. Следующая группа паломников совершила поездку в Мекку и Медину в октябре 1946 г., в составе которой был представитель Таджикистана -Баширхонтура Исхак» [8, с. 72].

Таким образом, сравнивая рассуждения этих двух авторов, мы видим одинаковую ошибку - указание 1946 г. в качестве года состоявшегося хаджа, но в тоже время оба автора абсолютно верно говорят о том, что на хадж ехали только те лица, которые проходили сито отбора, доказав свою полную лояльность партийно-государственному аппарату СССР. Анализ архивных материалов позволяет утверждать: из примерно 900 паломников, выехавших в Мекку в 1944 - 1945 гг. и с 1953 г. по 1989 г. почти все были лояльны власти, но коммунистов среди них было немного.

Для организации хаджа 1947 г. СМ СССР 15 мая издал распоряжение №9280-рс, которым разрешалось отправить на хадж рекордное количество -40 человек. Активно готовились к хаджу и Духовные управления, так, например, в августе 1947 г. САДУМ провёл совещание по хаджу [9]. Руководители Духовных управлений просили СДРК разрешить зафрактовать два самолёта ГВФ СССР. Эта просьба нашла поддержку у руководства СДРК, которое обратилось к заместителю Председателя СМ СССР К.Е. Ворошилову и начальнику Управления ГВФ СССР маршалу авиации Ф.А. Астахову. В конце сентября 40 паломников собрались в г. Москве в ожидании виз и торжественного приёма в СДРК, запланированного на 4 октября. Архивы сохранили факт связанный с торжественным приёмом паломников в СДРК, который похож на анекдот. Руководитель СДРК просил министра финансов СССР выделить 5000 рублей на приём и торжественный обед для паломников, но СМ СССР издал 1 октября 1947 г. распоряжение № 14451рс, разрешавшее провести приём, но только за счёт сметы самого СДРК. Информация, пришедшая незадолго до отлёта паломников, об эпидемии холеры в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока заставила СДРК изменить первоначальный вариант маршрута полёта: Иран - Ирак - Сирия - Саудовская Аравия на маршрут - Турция - Сирия - Саудовская Аравия. Но последовавшие затем консультации с МИД СССР и Министерством здравоохранения СССР привели к двум выводам: о нецелесообразности отправки советских мусульман на хадж в 1947 г.; в 1948 г. отправить на хадж тех паломников из списка 1947 г., которые смогут отправиться в поездку по состоянию здоровья. Для снятия напряжения среди мусульман было подготовлено специальное сообщение ТАСС в газетах «Правда» и «Известия». О серьёзности ситуации с эпидемией холеры говорят инициативные шаги религиозных деятелей - епископ Армянской церкви Сирунян и Александрийский патриарх Христофор обратились в миссию СССР в г. Каире с просьбой продать 180 тыс. доз противохолерной вакцины для распространения среди паствы в Египте. Кроме того, патриарх Христофор обратился к патриарху Алексию I с просьбой помочь получить

вакцину. Итогом этих переговоров стало распоряжение СМ СССР №15877-рс от 26 октября 1947 г. о выделении вакцины за счёт средств Московской патриархии и Каталикоса Армянской церкви [10].

Относительно хаджа 1947 г. многие авторы совершенно справедливо отмечают: к паломничеству готовились 40 человек от всех духовных управлений; поездка должна была обходиться примерно в 10 тыс. руб. на человека, из них по 3,5 тысячи руб. надо было перевести в СДРК для обмена на валюту [11, с. 130 - 131; 12, с. 232; 13, с. 315]. Эти авторы ссылаются на документы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан и Г осударственного архива Пензенской области.

Доктор исторически наук А. Б. Юнусова приводит выдержку из архивного дела: «Правительство СССР организовало перелет из Москвы в Тегеран на специально зафрахтованном самолете (стоимость билета - 3 тыс. руб.), а из Тегерана верующие добирались в Мекку. В числе 10 паломников от ЦДУМ были муфтий Расулев Габдрахман, имам-хатыб Уфимской Соборной мечети Б. В. Тугузбаев и бывший мулла С. Г. Даукаев» [12, с. 232].

Диссертант обнаружил в этой цитате несколько несоответствий документам, хранящимся в Г осударственном архиве РФ и информации содержащейся в газете «Правда» от 17 октября 1947 г. [14]. В постановлении Бюро по выездам за границу и въездам в СССР при СМ СССР от 19 сентября 1947 г., в списке из 40 человек, которым разрешили выезд на хадж, Г.З. Расулев и С.Г. Даукаев не значатся. В списках представителей от каждого из Духовных управлений этих фамилий также нет. В декабре 1947 г. СДРК вернул в ОВИР Главного управления милиции МВД СССР 40 заграничных паспортов, предназначавшихся для паломников 1947 г. В списке владельцев этих паспортов Г. З. Расулев и С. Г. Даукаев так же не значатся [15].

Авторитетный религиозный деятель и учёный Ф. А. Асадуллин говоря об участии председателя ЦДУМ Г. З. Расулева в хадже [16, с. 129], ссылается на газету «Правда» от 17 октября 1947 г., но в статье о хадже такой паломник вообще не упоминается [14], нет его и в списках паломников 1947 г., в том

числе и в самом главном - утверждённом постановлением Бюро по выездам за границу и въездам в СССР при МИ СССР, принятом 19 сентября 1947 г

[15].

Есть авторские коллективы говорящие о хадже 1947 г. без опоры на документы. Известные учёные также утверждают, что Г. З. Расули смог совершить хадж не только в 1945 г., но и в 1947 г. [17, с. 278; 18, с. 192]. Но они при этом не поясняют, на основании каких документов или доказательств, представленных в специализированной литературе, делается такой вывод.

К сожалению, авторы утверждающие, что хадж группы советских мусульман в 1947 г. состоялся, опираются на факты о его подготовке, но они упускают главное - не было самой поездки. Доказательством этого вывода диссертанта служит целый ряд материалов, в правдивости которых сомневаться не приходится. Так газета «Правда» писала: «В порядке удовлетворения религиозных традиций мусульман, Правительством СССР было разрешено значительной группе верующих в текущем году паломничество в Мекку ... Однако вследствие вспышки холеры в Египте и установления противохолерного карантина в некоторых странах Ближнего Востока, через которые должен был лежать путь паломников, паломничество отложено до будущего, 1948 года». В этой заметке было названо четверо из сорока готовившихся к хаджу 1947 г.: председатель Духовного управления мусульман Закавказья Шейх-уль-ислам Али-Заде Ахунд-Ага, председатель Духовного управления мусульман Северного Кавказа муфтий Гебеков Хизри Кады, члены Духовных управлений мусульман - Шакирходжаев Алим Хан-Тюря, Юсупов Ярулла [14].

Веским аргументом, позволяющем говорить о том, что названные исследователи ошиблись относительно хаджа 1947 г. являются и архивные документы, открытые совсем недавно для свободного изучения. Речь идёт о двух справках, подписанных председателем СДРК И.В. Полянским. Первая от 26 мая 1948 г. на имя К.Е. Ворошилова, вторая - от 2 апреля 1949 г. для заместителя министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского [19; 20]. Эти

документы чётко и однозначно показывает, в период 1946 - 1948 гг. советские граждане из СССР на хадж не ездили и называются поводы отмены поездок. С точки зрения диссертанта, советские чиновники объявляли мусульманам именно поводы, как это было сделано, например, в одном из номеров газеты «Правда» в 1947 г. - боязнь за здоровье советских мусульман. Но причиной, с точки зрения диссертанта, было нежелание советского партийногосударственного аппарата усиление исламских умонастроений в СССР.

Тем не менее, по крайней мере, один советский гражданин побывал на хадже 1947 г. В протоколе заседания СДРК от 3 сентября 1952 г. и подготовленном к нему заключении Отдела по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского культов указано, что заместитель Председателя САДУМ З. Бабаханов в 1947 г. экстерном закончил медресе "Аль-Азхар" и совершил в это время паломничество в Мекку [21].

И.В. Полянский, в справке для К.Е. Ворошилова, в мае 1948 г., весьма осторожно и немногословно упомянул о положительных политических результатах хаджа для образа СССР в мире, но всё же признал «Совет по делам религиозных культов представляет данный вопрос на Ваше усмотрение» [22]. Несмотря на аргумент, выдвинутый, руководителем СДРК и подготовленный проект распоряжения СМ ССР об отправке на хадж 40 мусульман [23], властные структуры Советского Союза, не заинтересованные в усилении ислама, придумали объяснение для отмены хаджа - «из-за политических осложнений в Палестине и в арабских странах» [24]. С такой формулировкой против хаджа выступил и МИД СССР в письме в СМ СССР от 5 июня 1948 г. [25]

Дополнительным подтверждением, к уже названным документам того, что хадж для советских граждан не состоялся в период 1946 г. - 1948 г. могут служить материалы съездов мусульман в Уфе в октябре и в Ташкенте в декабре 1948 г.

По мнению диссертанта, запрет хаджа давал возможность партийногосударственному аппарату решать несколько задач: ограничить рост рядов мусульман и создать информационный барьер на пути контактов советских и

зарубежных мусульман; свалить вину за срыв мероприятия на Израиль и подогреть тем самым антисемитские настроения в контексте борьбы с «безродными космополитами»; посеять рознь на национальной и религиозной почве внутри советского народа. Все эти мероприятия носили целенаправленный характер, вброс информации строго дозировался, что позволяло управлять общественным мнением, корректировать и направлять процесс в нужное русло, в соответствии с задачами, которые руководство СССР считало приоритетными. Названные причины, по мнению диссертанта, не исчерпывают собой полностью все обстоятельства, по которым хадж срывался в период 1946 - 1952 гг.

Современный саудовский исследователь, доктор политических наук Ат-Турки объясняет, что король Саудовской Аравии Абдель Азиз Ибн Сауд считал ненужным налаживать дипломатические отношения с Москвой после Второй мировой войны по многим причинам. Но одной из главных, по мнению короля, была советская политика, которая представляла собой «прямую угрозу» интересам арабского мира, «распространяя в арабских государствах пропаганду атеизма и безбожия» [26, с. 131 - 132].

Большая советская энциклопедия в 1947 г. и в 1948 г., говоря о хадже, смогла избежать чёткого обозначения дат, заявив: «советское государство оказывает содействие паломникам» [27, с. 1783; 28, с 1783]. Архивные документы помогают понять, что запретительную позицию руководства страны и СДРК относительно хаджа разделяли и одобряли не все руководители союзных республик. Так 15 декабря 1948 г., в первый день съезда САДУМ, секретарь ЦК КП(б) Уз. по пропаганде Вахабов сказал члену СДРК Н. Тагиеву, что ЦК КП(б) Уз. считает важным политическим мероприятием организацию хаджа из СССР в 1949 г., в целях рассеивания среди зарубежных мусульман сплетен об отсутствии свободы религии в СССР [29].

На двух съездах мусульман, прошедших в октябре в г. Уфе и в декабре в г. Ташкенте 1948 г., делегаты подняли вопрос о хадже в 1949 г. И.В. Полянский, докладывая ситуацию руководству страны, поступил как истинный ап-

паратчик. В очередной раз, он выдвинул целый ряд аргументов: появление советских паломников ударит по клеветнической пропаганде о положении ислама в СССР; паломничество в 1949 г. прервёт период, который длился с

1946 г.; в ходе хаджа может быть решён вопрос о судьбе домов в Мекке, Медине, Джидде на которые претендует САДУМ. Председатель СДРК предложил отправить в хадж всего 20 человек. Столь малое количество людей он обосновал валютными расходами. Но И.В. Полянский, прежде чем обратиться в СМ СССР, попытался максимально обезопасить себя. В апреле 1949 г. он попробовал выяснить позицию МИДа СССР о возможных препятствиях по политическим и иным причинам [30]. Анализ архивных материалов показывает, что И.В. Полянский при решении вопроса о хадже придерживался определенного алгоритма: перед обращением к руководству государства он пытался выяснить позицию МИД СССР. Так это происходило и в 1949 г. На заседании СДРК 15 февраля 1949 г. в присутствии И.В. Полянского и его коллеги по СДРПЦ и начальника по работе в органах госбезопасности Г.Г. Карпове, было принято решение проконсультироваться с МИД СССР по вопросу целесообразности отправки на хадж советских граждан [31].

При этом в материалах СДРК диссертантом обнаружены взаимоисключающие документы. Как свидетельствует «Краткий обзор состояния и деятельности мусульманского духовенства за 1949 год», Духовные управления не подавали ходатайств о хадже [32]. Но существует письменное обращение муфтия Г.З. Расулева к И.В. Полянскому. В этом документе муфтий ссылается на постановку депутатами съезда Духовного управления, состоявшегося 25 - 28 октября 1948 г., вопроса об организации хаджа в 1949 г. Более того, Председатель ДУМЕС заявил о 10 - 12 мусульманах желающих совершить хадж [33]. Но курс, взятый в 1946 г. на прекращение паломничества, возобладал и именно поэтому хадж для советских мусульман в 1949 г. не состоялся.

Казахстанский исследователь, кандидат исторических наук Г.Р. Мухтарова без ссылок на документы утверждает: «... в 1949 г. совершил паломни-

чество Садуакас Гылмани, которому в 1952 г. было присвоено звание кажы Казахстана» [34]. Но обнаруженный диссертантом, архивный документ «Отчёт о работе отдела по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» [30], в котором сделан обзор по хаджем в 40-е годы, однозначно опровергает это заявление. Ещё одним подтверждением ошибки казахстанского исследователя является служебное письмо И.В. Полянского, к заместителю министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, от 24 апреля 1950 г. В этом документе говорится: « как показала последняя поездка из СССР паломников в Мекку, состоявшаяся в 1945 г. ...» [36].

ДУМЕС 4 марта 1950 г. обратилось в СДРК с просьбой о разрешении хаджа для 7 человек, но 10 апреля, на заседании СДРК, было принято решение о нецелесообразности хаджа в 1950 г. представителям ДУМЕС. Но для подстраховки решили запросить мнение МИД и только после получения ответа и его анализа обращаться в СМ СССР [37]. В упомянутом письме от 24 апреля 1950 г., И.В. Полянский, наряду с плюсами для государства от хаджа, изложил своё понимание отрицательного воздействия паломничества: «оживит религиозное движение среди мусульман Советского Союза, что, безусловно будет иметь место и в случае, если паломничество состоится в текущем году» [38].

Эти доводы возымели своё действие и 6 мая заместитель министра иностранных дел СССР А.И. Лаврентьев подписал письмо для СДРК, в котором была поддержана позиция Совета. В секретном письме от 9 сентября 1950 г. к генеральному секретарю МИДа СССР Б.Ф. Подцероб И.В. Полянский ещё более настойчиво, в преддверии наступления месяца зульхидж (1 день приходился на 14 сентября), излагал причины, по которым хадж в 1950 г. нежелателен: хадж не дав нужных политических результатов, приведет к резкому оживлению религии; знакомство народов мусульманских стран с достижениями Советского Союза и состоянием свободы совести идёт систематически, как во время приезда в СССР иностранных делегаций, так и через

СМИ [39; 40]. В результате совместных скоординированных действий СДРК и МИД хадж для советских мусульман в 1950 г. не состоялся.

Так был достигнут не просто желаемый, но и долговременный результат - с 1946 по 1952 г. группы советских мусульман на хадж из СССР не выезжали. Этот факт отмечен в «Отчёте о работе отдела по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» [41], который 1 мая 1954 г. подписали заведующий отделом Л. Приходько и инспекторы В. Ефремов и П. Басис.

С точки зрения диссертанта, утверждение исследователя З.Р. Хабибул-линой: «Основной причиной ограничения паломничества в Мекку и Медину было отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией . К тому же существовали трудности с валютой, которые ограничивали поездки за пределы СССР» [13, с. 315] является ошибочным заблуждением. Но часть доводов, которая приводится З.Р. Хабибулли-ной, имеет давнюю историю. Так на проблемы организации хаджа из-за Саудовской Аравии, которая даёт мало въездных виз, в апреле 1957 г. ссылался заместитель Председателя ДУМЗАК муфтий А. Дебиров в беседе с итальянским корреспондентом Джакобе Сержио. При этом он заявил, что советская власть не создаёт препятствий для поездки на хадж [42]. Через 7 лет, в апреле 1964 г. Ю. Шакиров - заведующий отделом по связям с зарубежными странами (САДУМ), пояснил журналистам из ФРГ, что ежегодно 20 - 25 мусульман выезжают на хадж из СССР. С нашей точки зрения особенно интересным выглядит его объяснение столь малого количества выезжающих из СССР на хадж: «Неустойчивые отношения Саудовской Аравии с другими арабскими странами, получение виз в нескольких странах во многом мешает этому» [43].

По мнению автора статьи, отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией были всего лишь удобным поводом, прежде всего для советских руководителей, а не причиной жёсткого

лимитирования количества выезжающих. Объём меняемой валюты был столь незначителен для советского государства, что невозможно говорить о подрыве экономической мощи СССР. Анализ документов позволяет утверждать, что главной причиной срыва поездок на хадж было нежелание советского руководства дать даже малейший шанс укреплению ислама в сознании граждан СССР, а поездка на хадж и рассказы о нём вернувшихся на Родину паломников способствовали росту религиозности населения. Недавно открытые для свободного изучения архивные документы дают основания считать, что на большинство вопросов, связанных с хаджем советских мусульман, будут даны правдивые и исчерпывающие ответы, все слухи и домыслы о хадже советских мусульман будут рассеяны. Но уже сегодня можно абсолютно точно утверждать - в период 1946 - 1952 гг. ни одна группа советских мусульман из СССР на хадж не выезжала. Утверждения диссертанта о срыве поездок в эти годы групп из СССР документально подтверждены.

Литература и источники

1. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 963, л. 40, 92, 123.

2. Васан-Гирей Д. Советский Союз и ислам. ЦЕЬ: ’№№^а7ауа1ги/ЬІ8І:огу3.рЬр?гиЬ=14&аі1=112 (дата обращения: 12.06.2012).

3. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 8, л. 156об.

4. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 10, л. 76 - 77, 83 - 86, 92, 93.

5. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 20, л. 139, 140, 142 - 166, 179 - 199.

6. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 45, л. 29, 47, 53, 55.

7. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 45, л. 78.

8. Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941 - 1991 гг. : дис. ... канд. ист. наук. - Душанбе, 2004. 07.00.02 / Назаров Аловиддин Хайруллоевич; [Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ]. - Душанбе , 2004. - 153 с. - Библиогр.: с. 147 - 153.

9. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 965, л. 5.

10. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 48, л. 39 - 42, 44 - 53, 58.

11. Королев А. А. Власть и мусульмане Среднего Поволжья : эволюция взаимоотношений. 1945-2000 гг. : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Королев

Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 393 с. - Библиогр.: с. 336-393.

12. Юнусова, А. Б. Ислам в Башкортостане / Айслу Билаловна Юнусова. Уфа , 1999 - 349, [2] с.ил., портр., табл.; - Библиогр.: с. 319-337.

13. Хабибуллина З. Р. Хадж мусульман Башкортостана: история и современные тенденции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 11. 2009. № 6.

14. О паломничестве мусульман СССР в Мекку // Правда. Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б) № 275 (10666). 17 октября 1947 г.

15. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 45, л. 94, 108, 131 - 131об, 132, 137 - 138, 158, 172 - 173.

16. Асадуллин, Ф. А. Москва мусульманская / Фарид Абдулович Асадуллин. - Москва : УММА, 2004. - 225 с., ил.

17. Хабутдинов А. Расули З. // Ислам на европейском востоке. Энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - 383 с.

18. Мухетдинов, Д. В. Мусульманские духовные лидеры России Нового времени / Дамир Ваисович Мухетдинов, Айдар Юрьевич Хабутдинов ; ФГБОУ ВПО "Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского", НОУ ВПО «Нижегородский исламский ин-т им. Х. Фаизханова». - Нижний Новгород : Медина , 2011. - 217 с.

19. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 54, л. 72 - 74

20. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 58, л. 74 - 76.

21. ГАРФ, ф. Р-Р-6991, оп. 3, д. 83, л. 234.

22. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 54, л. 73.

23. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 54, л. 75.

24. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 58, л. 74.

25. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 54, л. 126.

26. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926-2004 гг.) / Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. - Москва : Прогресс , 2005. - 413, [2] с.

27. Большая советская энциклопедия. Под ред. Вавилова С.И. и др. - Т. Союз Советских Социалистических Республик [Доп. том]. - Москва : Гос. науч. ин-т "Сов. энциклопедия": 16-я тип. треста "Полиграфкнига" , 1947 -1950 стб., LXXX с.; 54 л. ил. и карт.ил., карт.; - Библиогр.: с. LXI-LXXX.

28. Большая советская энциклопедия. Под ред. Вавилова С.И. и др. - Т. Союз Советских Социалистических Республик [Доп. том]. - Москва : Гос. науч. ин-т "Сов. энциклопедия": 16-я тип. треста "Полиграфкнига" , 1948 -1950 стб., LXXX с.; 54 л. ил. и карт.ил., карт.; - Библиогр.: с. LXI-LXXX.

29. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 965, л. 217.

30. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 58, л. 74 - 76.

31. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 60, л. 22.

32. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д.63, л. 85.

33. ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 3, д. 527, л. 39.

34. Мухтарова Г. История казахского хаджа // Наш Мир. Казахстанская республиканская газета [2007-08-30]. URL: http://nm2000.kz/news/2007-08-30-1241 (дата обращения: 09.05.2013).

35. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 100, л. 26.

36. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 70, л. 91.

37. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 66, л. 11, 13.

38. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 70, л. 91 - 92.

39. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 68, л. 33 - 34, 291;

40. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 71, л. 20.

41. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 100, л. 26.

42. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 3, д. 230, л. 37.

43. ГАРФ, ф. Р-б991, оп. 4, д. 162, л. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.