Ахмадуллин Вячеслав Абдулович -кандидат исторических наук, доцент, Военный университет, г. Москва, ул. Б.Садовая 14 кв. ВУ slavaah@yandex.ru
Факты и домыслы о хадже советских мусульман в последние годы
жизни И.В. Сталина
Хаджи советских мусульман сегодня находятся под пристальным вниманием зарубежных и отечественных учёных, дипломатов, политиков, руководителей уммы. Но, к сожалению, несмотря на такой интерес, эта страница истории нашего Отечества до сих пор исследована недостаточно. Авторы, изучающие эту проблему, допускают значительное количество ошибок и делают выводы, не отражающие сущность деятельности государственных органов и общественных организаций Советского Союза по отношению к исламу и мусульманам.
Анализ документов Совета по делам религий (СДРК) показывает, что состоявшиеся в 1944 г и в 1945 г., после долгих лет запретов, хаджи советских мусульман не прошли незамеченными для общественности. Как следует из отчётов уполномоченного СДРК по Узбекистану И. Ибадова, к нему несколько раз обращались представители иудейских общин г. Бухары, г. Самарканда и г. Ташкента с просьбой разрешить им посетить Иерусалим для проведения богослужения, т.к. мусульманам разрешили ездить на
хадж[1].
К сожалению, есть авторы, которые опираются не на факты, а лишь на слепую ненависть к советской власти, в итоге читатели встречаются не с научным анализом, а с фальсификацией событий. Образцом такого тенденциозного подхода служит цитата из работы Джабаги Васан-Гирея: «О неискренности советской мусульманской политики говорит, между прочим, и тот факт, что паломничество в Мекку состоялось после войны только один раз, а именно в 1946 году. Тогда во главе с верным Кремлю муфтием Абдуррахма-ном Расулевым отправилась в Мекку группа советских мусульман, состояв-
шая из наиболее рьяных коммунистов. Настоящая цель поездки была не паломничество к святым местам Ислама, а советская пропаганда на арабском Востоке. «Муфтий» Расулев и «набожные» его паломники выступали с заявлениями и речами о том, что советское правительство является большим другом и покровителем мусульман в Советском Союзе»[1].
Непредвзятый анализ показывает, что в приведённом отрывке присутствует несколько ложных положений, которые можно опровергнуть фактами:
1. Сразу после окончания Великой Отечественной войны, а именно в
1945 г. на хадж поехали 17 мусульман из СССР[1] ;
2. Анализ архивных документов говорит, что с 1944 г. по 1991 г. хаджи советских мусульман не состоялись только с 1946 г. по 1952 г., Мекку посетили почти 5000 советских мусульман;
3. в 1946 г. мусульмане СССР на хадж не выезжали[1].
В тоже время Д. Васан-Г ирей, по мнению диссертанта, абсолютно точно подметил, что для партийно-государственного аппарата СССР хадж был лишь средством пропаганды советского образа жизни на арабском Востоке, а не способом удовлетворения запросов своих сограждан-мусульман.
Смесь фактов и домыслов представлена в работе современного исследователя А.Х. Назарова: «... по некоторым сведениям, 20 - 25 человеку позволялось совершать хадж ежегодно. Видимо и это число паломников выбиралось с огромной тщательностью по отношению к их идеологической лояльности. Следующая группа паломников совершила поездку в Мекку и Медину в октябре 1946 г., в составе которой был представитель Таджикистана -Баширхонтура Исхак» [1].
Таким образом, сравнивая рассуждения этих двух авторов, мы видим одинаковую ошибку - указание 1946 г. в качестве года состоявшегося хаджа, но в тоже время оба автора абсолютно верно говорят о том, что на хадж ехали только те лица, которые проходили сито отбора, доказав свою полную лояльность партийно-государственному аппарату СССР. Анализ архивных материалов позволяет утверждать: из примерно 900 паломников, выехавших в
Мекку в 1944 - 1945 гг. и с 1953 г. по 1989 г. почти все были лояльны власти, но коммунистов среди них было немного.
Для организации хаджа 1947 г. СМ СССР 15 мая издал распоряжение №9280-рс, которым разрешалось отправить на хадж рекордное количество -40 человек. Активно готовились к хаджу и Духовные управления, так, например, в августе 1947 г. САДУМ провёл совещание по хаджу [1]. Руководители Духовных управлений просили СДРК разрешить зафрахтовать два самолёта ГВФ СССР. Эта просьба нашла поддержку у руководства СДРК, которое обратилось к заместителю Председателя СМ СССР К.Е. Ворошилову и начальнику Управления ГВФ СССР маршалу авиации Ф.А. Астахову. В конце сентября 40 паломников собрались в г. Москве в ожидании виз и торжественного приёма в СДРК, запланированного на 4 октября. Архивы сохранили факт связанный с торжественным приёмом паломников в СДРК, который похож на анекдот. Руководитель СДРК просил министра финансов СССР выделить 5000 рублей на приём и торжественный обед для паломников, но СМ СССР издал 1 октября 1947 г. распоряжение № 14451рс, разрешавшее провести приём, но только за счёт сметы самого СДРК. Информация, пришедшая незадолго до отлёта паломников, об эпидемии холеры в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока заставила СДРК изменить первоначальный вариант маршрута полёта: Иран - Ирак - Сирия - Саудовская Аравия на маршрут - Турция - Сирия - Саудовская Аравия. Но последовавшие затем консультации с МИД СССР и Министерством здравоохранения СССР привели к двум выводам: о нецелесообразности отправки советских мусульман на хадж в 1947 г.; в 1948 г. отправить на хадж тех паломников из списка 1947 г., которые смогут отправиться в поездку по состоянию здоровья. Для снятия напряжения среди мусульман было подготовлено специальное сообщение ТАСС в газетах «Правда» и «Известия». О серьёзности ситуации с эпидемией холеры говорят инициативные шаги религиозных деятелей - епископ Армянской церкви Сирунян и Александрийский патриарх Христофор обратились в миссию СССР в г. Каире с просьбой продать 180 тыс. доз противохолерной
вакцины для распространения среди паствы в Египте. Кроме того, патриарх Христофор обратился к патриарху Алексию I с просьбой помочь получить вакцину. Итогом этих переговоров стало распоряжение СМ СССР №15877-рс от 26 октября 1947 г. о выделении вакцины за счёт средств Московской патриархии и Каталикоса Армянской церкви [1].
Относительно хаджа 1947 г. многие авторы совершенно справедливо отмечают: к паломничеству готовились 40 человек от всех духовных управлений; поездка должна была обходиться примерно в 10 тыс. руб. на человека, из них по 3,5 тысячи руб. надо было перевести в СДРК для обмена на валюту [1]. Эти авторы ссылаются на документы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан и Государственного архива Пензенской области.
Доктор исторических наук Юнусова А.Б. приводит выдержку из архивного дела: «Правительство СССР организовало перелет из Москвы в Тегеран на специально зафрахтованном самолете (стоимость билета - 3 тыс. руб.), а из Тегерана верующие добирались в Мекку. В числе 10 паломников от ЦДУМ были муфтий Расулев Габдрахман, имам-хатыб Уфимской Соборной мечети Б.В. Тугузбаев и бывший мулла С.Г. Даукаев» [2].
Автор статьи обнаружил в этой цитате несколько несоответствий документам хранящимся в Государственном архиве РФ и информации содержащейся в газете «Правда» от 17 октября 1947 г. [2]
В постановлении Бюро по выездам за границу и въездам в СССР при СМ СССР от 19 сентября 1947 г., в списке из 40 человек, которым разрешили выезд на хадж, Г.З. Расулев и С.Г. Даукаев не значатся. В списках представителей от каждого из Духовных управлений этих фамилий также нет. В декабре 1947 г. СДРК вернул в ОВИР Главного управления милиции МВД СССР 40 заграничных паспортов, предназначавшихся для паломников 1947 г. В списке владельцев этих паспортов Г.З. Расулев и С.Г. Даукаев так же не значатся [2].
Авторитетный религиозный деятель и учёный Ф.А. Асадуллин говоря об участии председателя ЦДУМ Г.З. Расулева в хадже [2], ссылается на газету «Правда» от 17 октября 1947 г., но в статье о хадже такой паломник вообще не упоминается [2], нет его и в списках паломников 1947 г.
Есть авторские коллективы говорящие о хадже 1947 г. без опоры на документы. Известные учёные также утверждают, что Г.З. Расули смог совершить хадж не только в 1945 г., но и в 1947 г.[2] Но они при этом не поясняют на основании каких документов или доказательств представленных в специализированной литературе, делается такой вывод.
К сожалению, авторы утверждающие, что хадж 1947 г. состоялся, опираются на факты о его подготовке, но они упускают главное - не было самой поездки. Доказательством этого вывода служит целый ряд материалов, в правдивости которых сомневаться не приходится. Так газета «Правда» писала: «В порядке удовлетворения религиозных традиций мусульман, Правительством СССР было разрешено значительной группе верующих в текущем году паломничество в Мекку ... Однако вследствие вспышки холеры в Египте и установления противохолерного карантина в некоторых странах Ближнего Востока, через которые должен был лежать путь паломников, паломничество отложено до будущего, 1948 года». В этой заметке было названо четверо из сорока готовившихся к хаджу 1947 г.: председатель Духовного управления мусульман Закавказья Шейх-уль-ислам Али-Заде Ахунд-Ага, председатель Духовного управления мусульман Северного Кавказа муфтий Гебеков Хизри Кады, члены Духовных управлений мусульман - Шакирходжаев Алим Хан-Тюря, Юсупов Ярулла.
Веским аргументом, позволяющем говорить о том, что названные исследователи ошиблись относительно хаджа 1947 г. являются и архивные документы, открытые совсем недавно для свободного доступа. Речь идёт о двух справках, подписанных председателем СДРК И.В. Полянским. Первая от 26 мая 1948 г. на имя К.Е. Ворошилова, вторая - от 2 апреля 1949 г. для заместителя министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского. Эти документы
чётко и однозначно показывает, в период 1946 - 1948 гг. советские граждане на хадж не ездили и называются поводы отмены поездок. С точки зрения автора, советские чиновники объявляли мусульманам именно поводы, как это было сделано, например, в одном из номеров газеты «Правда» в 1947 г. - боязнь за здоровье советских мусульман. Но причиной, с точки зрения диссертанта, было нежелание советского партийно-государственного аппарата усиление исламских умонастроений в СССР.
И.В. Полянский, в справке для К.Е. Ворошилова, в мае 1948 г., весьма осторожно и немногословно упомянул о положительных политических результатах хаджа для образа СССР в мире, но всё же признал «Совет по делам религиозных культов представляет данный вопрос на Ваше усмотрение». Несмотря на аргумент, выдвинутый, руководителем СДРК и подготовленный проект распоряжения СМ ССР об отправке на хадж 40 мусульман, властные структуры Советского Союза, не заинтересованные в усилении ислама, придумали объяснение для отмены хаджа - «из-за политических осложнений в Палестине и в арабских странах»[1] . С такой формулировкой против хаджа выступил и МИД СССР в письме в СМ СССР от 5 июня 1948 г.
Дополнительным подтверждением, к уже названным документам того, что хадж для советских граждан не состоялся в период 1946 г. - 1948 г. могут служить материалы съездов мусульман в Уфе в октябре и в Ташкенте в декабре 1948 г.
Запрет хаджа давал возможность партийно-государственному аппарату решать несколько задач: ограничить рост рядов мусульман и создать информационный барьер на пути контактов советских и зарубежных мусульман; свалить вину за срыв мероприятия на Израиль и подогреть тем самым антисемитские настроения в контексте борьбы с «безродными космополитами»; посеять рознь на национальной и религиозной почве внутри советского народа. Все эти мероприятия носили целенаправленный характер, вброс информации строго дозировался, что позволяло управлять общественным мнением, корректировать и направлять процесс в нужное русло, в соответствии с
задачами, которые руководство СССР считало приоритетными. Названные причины, по мнению диссертанта, не исчерпывают собой полностью все обстоятельства, по которым хадж срывался в период 1946 - 1952 гг.
Современный саудовский исследователь, доктор политических наук Ат-Турки объясняет, что король Саудовской Аравии Абдель Азиз Ибн Сауд считал ненужным налаживать дипломатические отношения с Москвой после Второй мировой войны по многим причинам. Но одной из главных, по мнению короля, была советская политика, которая представляла собой «прямую угрозу» интересам арабского мира, «распространяя в арабских государствах пропаганду атеизма и безбожия».
Большая советская энциклопедия в 1947 г. и в 1948 г., говоря о хадже, смогла избежать чёткого обозначения дат, заявив: «советское государство оказывает содействие паломникам». Архивные документы помогают понять, что запретительную позицию руководства страны и СДРК относительно хаджа разделяли и одобряли не все руководители союзных республик. Так 15 декабря 1948 г., в первый день съезда САДУМ, секретарь ЦК КП(б) Уз. по пропаганде Вахабов сказал члену СДРК Н. Тагиеву, что ЦК КП(б) Уз. считает важным политическим мероприятием организацию хаджа из СССР в 1949 г., в целях рассеивания среди зарубежных мусульман сплетен об отсутствии свободы религии в СССР.
На двух съездах мусульман, прошедших в октябре в г. Уфе и в декабре в г. Ташкенте 1948 г., делегаты подняли вопрос о хадже в 1949 г. И.В. Полянский докладывая ситуацию руководству страны поступил как истинный аппаратчик. В очередной раз, он выдвинул целый ряд аргументов: появление советских паломников ударит по клеветнической пропаганде о положении ислама в СССР; паломничество в 1949 г. прервёт период, который длился с 1946 г.; в ходе хаджа может быть решён вопрос о судьбе домов в Мекке, Медине, Джидде на которые претендует САДУМ. Председатель СДРК предложил отправить в хадж всего 20 человек. Столь малое количество людей он обосновал валютными расходами. Но И.В. Полянский, прежде чем обратить-
ся в СМ СССР, попытался максимально обезопасить себя. В апреле 1949 г. он попробовал выяснить позицию МИДа СССР о возможных препятствиях по политическим и иным причинам. Анализ архивных материалов показывает, что И.В. Полянский при решении вопроса о хадже придерживался определенного алгоритма: перед обращением к руководству государства он пытался выяснить позицию МИД СССР. Так это происходило и в 1949 г. На заседании СДРК 15 февраля 1949 г. в присутствии И.В. Полянского и его коллеги по СДРПЦ и начальника по работе в органах госбезопасности Г.Г. Карпове, было принято решение проконсультироваться с МИД СССР по вопросу целесообразности отправки на хадж советских граждан.
При этом в материалах СДРК диссертантом обнаружены взаимоисключающие документы. Как свидетельствует ««Краткий обзор состояния и деятельности мусульманского духовенства за 1949 год», Духовные управления не подавали ходатайств о хадже. Но существует письменное обращение муфтия Г.З. Расулева к И.В. Полянскому. В этом документе муфтий ссылается на постановку депутатами съезда Духовного управления, состоявшегося 25 - 28 октября 1948 г., вопроса об организации хаджа в 1949 г. Более того, Председатель ДУМЕС заявил о 10 - 12 мусульманах желающих совершить хадж. Но курс, взятый в 1946 г. на прекращение паломничества, возобладал и именно поэтому хадж для советских мусульман в 1949 г. не состоялся.
Казахстанский исследователь, кандидат исторических наук Г.Р. Мухтарова без ссылок на документы утверждает: «... в 1949 г. совершил паломничество Садуакас Гылмани, которому в 1952 г. было присвоено звание кажы Казахстана». Но обнаруженный диссертантом, архивный документ «Отчёт о работе отдела по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР», в котором сделан обзор по хаджем в 40-е годы, однозначно опровергает это заявление. Ещё одним подтверждением ошибки казахстанского исследователя является служебное письмо И.В. Полянского, к заместителю министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, от 24 апреля 1950 г. В этом
документе говорится: « как показала последняя поездка из СССР паломников в Мекку, состоявшаяся в 1945 г. .».
ДУМЕС 4 марта 1950 г. обратилось в СДРК с просьбой о разрешении хаджа для 7 человек, но 10 апреля, на заседании СДРК, было принято решение о нецелесообразности хаджа в 1950 г. представителям ДУМЕС. Но для подстраховки решили запросить мнение МИД и только после получения ответа и его анализа обращаться в СМ СССР. В упомянутом письме от 24 апреля 1950 г., И.В. Полянский, наряду с плюсами для государства от хаджа, изложил своё понимание отрицательного воздействия паломничества: «оживит религиозное движение среди мусульман Советского Союза, что, безусловно будет иметь место и в случае, если паломничество состоится в текущем году».
Эти доводы возымели своё действие и 6 мая заместитель министра иностранных дел СССР А.И. Лаврентьев подписал письмо для СДРК, в котором была поддержана позиция Совета. В секретном письме от 9 сентября 1950 г. к генеральному секретарю МИДа СССР Б.Ф. Подцероб И.В. Полянский ещё более настойчиво, в преддверии наступления месяца зульхидж (1 день приходился на 14 сентября), излагал причины, по которым хадж в 1950 г. нежелателен: хадж не дав нужных политических результатов, приведет к резкому оживлению религии; знакомство народов мусульманских стран с достижениями Советского Союза и состоянием свободы совести идёт систематически, как во время приезда в СССР иностранных делегаций, так и через СМИ [1]. В результате совместных скоординированных действий СДРК и МИД хадж для советских мусульман в 1950 г. не состоялся.
Так был достигнут не просто желаемый, но и долговременный результат - по 1952 г. включительно хадж не проводился. Этот факт отмечен в «Отчёте о работе отдела по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» [2], который 1 мая 1954 г. подписали заведующий отделом Л. Приходько и инспекторы В. Ефремов и П. Басис.
С точки зрения автора, утверждение исследователя З.Р. Хабибуллиной: «Основной причиной ограничения паломничества в Мекку и Медину было отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией. К тому же существовали трудности с валютой, которые ограничивали поездки за пределы СССР» [2] является глубоко ошибочным заблуждением. Отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией были всего лишь удобным поводом, прежде всего для советских руководителей, а не причиной жёсткого лимитирования количества выезжающих. Объём меняемой валюты был столь незначителен, что невозможно говорить о подрыве экономической мощи СССР.
Анализ документов позволяет утверждать, что главной причиной срыва поездок на хадж было нежелание советского руководства дать даже малейший шанс укреплению ислама в сознании граждан СССР, а поездка на хадж и рассказы о нём вернувшихся на Родину паломников способствовали росту религиозности населения.
Недавно открытые для свободного изучения архивные документы дают основания считать, что на большинство вопросов, связанных с хаджем советских мусульман, будут даны правдивые и исчерпывающие ответы. Скоро эта важная часть истории государственно-конфессиональных отношений в Советском Союзе перестанет быть тайной, все слухи и домыслы вокруг неё будут рассеяны. Но уже сегодня можно абсолютно точно утверждать - в период
1946 - 1952 гг. ни одна группа советских мусульман на хадж не выезжала. Утверждения диссертанта о срыве поездок в эти годы групп из СССР документально подтверждены.
Литература:
Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941 - 1991 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. - Душанбе, 2004. - С.72
Васан-Гирей Д. Советский Союз и ислам // www.gazavat.ru/history3.php?rub=14&art=112 - 12.06.2012 г.
Королев А.А. Власть и мусульмане Среднего Поволжья: эволюция взаимоотношений. 1945 - 2000 гг. Дисс. ... д-ра ист. наук. - М., 2008. - С. 130 - 131;
Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999.; - С.232.
Хабибуллина З.Р. Хадж мусульман Башкортостана: история и современные тенденции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 11. 2009. №6.; - С.315.
О паломничестве мусульман СССР в Мекку // Правда. Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б) № 275 (10666) 17.10.1947 г.;
Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская. - М., 2004.;
Хабутдинов А. Расули З. // Ислам на европейском востоке. Энциклопедический словарь. - Казань, 2004.;
Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Мусульманские духовные лидеры России Нового времени. - Н. Новгород, 2011.;
Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926 - 2004 гг.). - М., 2005.;
Мухтарова Г. История казахского хаджа // Наш Мир. Казахстанская республиканская газета [2007-08-30] // http://nm2000.kz/news/2007-08-30-1241 - 09.05.2013 г.;
Хабибуллина З.Р. Хадж мусульман Башкортостана: история и современные тенденции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 11. 2009. №6.