Вячеслав АХМАДУЛЛИН
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХАДЖА СОВЕТСКИХ МУСУЛЬМАН В 1944 г.
В статье рассматриваются условия, способствовавшие разрешению на выезд группы советских мусульман для хаджа. Проведенное исследование показывает ранее неизвестные подробности хаджа 1944 г. и ошибки, допущенные отечественными и зарубежными специалистами, занимающимися изучением советских государственно-исламских отношений.
The article considers conditions promoted to permission of departure of Soviet Muslims for Hajj. The study shows unknown details of the Hajj in 1944 and mistakes of domestic and foreign specialists in the sphere of Soviet state-Islamic relations.
Ключевые слова:
хадж, мусульмане, Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, Совет по делам религиозных культов, государственно-исламские отношения; Hajj, Muslims, Spiritual Directorate of Muslims of Central Asia and Kazakhstan, Council for the Affairs of Religious Cults, state-Islamic relations.
АХМАДУЛЛИН Вячеслав Абдулович — к.и.н., доцент Военного университета МО РФ
Сегодня во всем мире, в т.ч. и в России, растет интерес к исламу и к его истории. Одна из самых неясных до сегодняшнего дня страниц истории ислама в Советском государстве — хадж мусульман из СССР. До сего дня никто не смог провести систем -ное исследование, в котором были бы проанализированы вопросы организации и численности паломников, годы выезда, причины и предлоги, под которыми паломничество запрещалось, итоги хаджа для мусульман и то, как Советское государство использовало хадж для решения задач внешней и внутренней политики. Те же иссле -дования, которые уже были проведены отечественными и зарубежными учеными, дипломатами, религиозными деятелями, имеют серьезные ошибки и неточности.
По мере укрепления советской власти и личной власти И.В. Сталина ужесточалась политика в области отношений государства и ислама. Именно поэтому поток советских мусульман в Мекку постепенно снижался, и в самом начале 1930 -х гг. прекра -тился совсем1. Отсутствие в 1932 г. советских мусульман на хадже серьезно обеспокоило Эр - Рияд. Саудовская сторона считала, что при числе паломников в 10—15 тыс. ежегодно вопрос о притесне -нии ислама в СССР был бы снят. Москва пыталась убедить партне ров, что совершение хаджа является исключительно личным делом верующих, и власти СССР не имеют к этому никакого отношения. Н. Тюрякулов (в 1928—1932 гг. — генеральный консул в Хиджазе, в 1932—1936 гг. — полпред СССР в Саудовской Аравии) настаивал на том, что заключение договоров не должно увязываться с решением проблемы вакфов и паломников. На вопросы арабов о причинах прекращения приезда паломников из СССР Н. Тюрякулов отве -чал, что в этом виноваты французы и англичане, не пропускающие пароходы с паломниками через Босфор и Дарданеллы2. Вероятно, именно Н. Тюрякулов был последним советским гражданином, который совершил хадж в 1930 или 1931 г.
Поиск архивных документов помог выявить детали механизма возобновления хаджа в 1944 г. Председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) И. Бабахан 25
1 Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. — М., 2008, с. 211.
2 Ат-Турки, Маджид Бен Абдель Азиз. Саудовско- российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926—2004 гг.). — М., 2005, с. 52.
августа подписал ходатайство о хадже на имя председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (СДРК) И.В. Полянского. Изучив доку мент, И.В. Полянский обратился к
B.М. Молотову, обосновав необходимость удовлетворения просьбы САДУМ следую щими аргументами: отправка 6 паломни -ков (4 из Узбекистана, 1 из Таджикистана, 1 из Казахстана) будет иметь положи тельное значение внутри СССР, повысит престиж Советского Союза на Ближнем Востоке, докажет сомневающимся, что в СССР царит полная свобода совести1.
Паломникам разрешили выезд. Все 6 чел. 7 ноября 1944 г. выехали из г. Ташкента в Туркмению. На контрольно - пропускном пункте Гаудан на советско - иранской гра -нице они прошли паспортный контроль. За время поездки паломники посетили Мешхед, Тегеран, Багдад, Мекку, Медину, Каир, Джидду. Почти на всем пути они продвигались на машинах. Исключением стал участок Каир — Джидда, его палом -ники преодолели на самолете, благодаря помощи английских дипломатов2. В секретном письме от 9 января 1945 г. заместитель наркома иностранных дел
C.И. Кавтарадзе информировал предсе -дателя СДРК И.В. Полянского о том, что прибывшие в Каир из Мекки паломники просили поставить в известность пред седателя САДУМ о скором прибытии на Родину3.
Таким образом, с 1944 г. после долгих лет запретов хадж снова стал реальностью мусульманской жизни в СССР, правда для весьма небольшого круга лиц и далеко не каждый год.
Автору удалось обнаружить ряд доку ментов, подтверждающих, что хадж состо -ялся в 1944, а затем в 1945 г. Так, в докладе члену СДРК Н. Тагиеву от уполномочен -ного по УзССР И. Ибадова идет речь о визите в г. Ташкент в декабре 1945 г. деле гаций из Афганистана, Ирана, Китая. В ходе беседы, состоявшейся 12 декабря в Духовном управлении, заместитель пред седателя САДУМ М х. Салихов заявил гостям, что он совершал хадж в 1944 г., а И. Бабахан возглавил группу паломников в 1945 г. Но даже в этом кратком пояснении
1 Государственный архив РФ (ГАРФ), ф. 6991, оп. 3, д. 1. л. 22.
2 Там же, д. 20, л. 82.
3 Там же, л. 80.
он допустил двусмысленность: «Каждый год мусульмане совершают паломниче -ство в Мекку»4. Безусловно, мусульмане совершали хадж ежегодно, но это касалось только зарубежных мусульман, т.к. совет -ские мусульмане такой возможности не имели долгие годы в силу политики, про -водимой государством.
О том, что после долгих лет запретов хадж состоялся в 1944 г., пишут д.филос.н., проф. Т.С. Саидбаев5 и к.и.н. А.Х. Назаров6. Но они допускают существенную ошибку, говоря о том, что 1944 г. стал началом регулярного паломничества. Это не соот ветствует фактам: с 1946 г. по 1952 г. хадж в СССР не проводился под разными пред -логами. А.Х. Назаров пишет, что от 20 до 25 чел. ежегодно получали разрешение совершить хадж. Но, как показывают архивные документы, из СССР на хадж до самого конца 80 - х гг. отправлялись группы значительно меньшего состава7. По мне -нию автора, ряд светских исследователей и политиков и, что особенно удивительно, руководителей уммы ошибочно утверждают, что после долгих лет запретов хадж возобновился в 1945 г.
Так, видный дипломат Ф.М. Муха -метшин утверждает: «В послевоенные годы мусульмане получают опре деленные послабления в совершении паломничества...»8 Из приведенной цитаты следует — хадж был разрешен не раньше 1946 г. Но Ф.М. Мухаметшин — не единственный дипломат, допустивший ошибку в дате начала разрешения на хадж советским мусульманам. Бывший совет ник по культуре посольства Индонезии в Москве Мохаммад Аджи Сурья и Фрасминги Камаса повторяют все ту же ошибку, утверждая, что хадж из СССР был возобновлен в 1945 г. Однако они совер -шенно справедливо отмечают, что улуч шение отношений государства и ислама
4 Там же, д. 963, л. 9-12.
5 См. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М., 1984, с. 190.
6 См. Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941—1991 гг. : дис. ... к.и.н. — Душанбе, 2004, с. 72.
7 ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 20, л. 139, 140, 142—166, 179—199; д. 45, л. 28, 53; д. 140, л. 141, 179—180, 186; д. 215, л. 21—36; д. 216, л. 14, 15, 19, 22; д. 535, л. 95; д. 1401, л. 21, 23, 24; д. 1402, л. 117; оп. 4, д. 59, л. 1—5, 13, 23, 38, 42; д. 60, л. 4, 5.
8 Мухаметшин Ф.М. Ислам в политической жизни России : дис. ... д.полит.н. — М., 1998, с. 222.
произошло благодаря новой политике советской власти1.
Сотрудник Центра российских и вос -точноевропейских исследований Тель -Авивского университета Я. Рой пишет, что «нескольким тщательно отобранным мусульманам было разрешено осу -ществлять хадж ежегодно»2. При этом он опускает очевидный факт — в советский период ежегодного хаджа не было. Были перерывы до 1,5 десятка лет, были и по 7 лет. Наиболее слабым звеном в рассужде -ниях этого автора является архивная база. Я. Рой ссылается на конкретный доку -мент: ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 20, л. 82—86, что придает выводу вид солидности и обо снованности. Но детальное ознакомление с архивным делом показывает, что Я. Рой ссылается на «Краткую докладную запи -ску», подготовленную уполномоченным СДРК И. Ибадовым в адрес председателя СДРК при СНК СССР, которая является стандартным отчетом о поездке мусуль -манской делегации из 6 паломников, выехавших 7 ноября 1944 г. из Ташкента. То есть, документ, который использует Я. Рой, описывает только хадж 1944 г. В то же время нельзя отрицать тот факт, что некоторые мусульмане отправлялись в хадж по несколько раз, причем они дей ствительно были весьма тщательно ото браны органами государственной безо пасности.
Проведенный анализ документов дает право заявить, что в череде хад жей, начавшихся после почти 1,5 десят ков лет перерыва, первым стал хадж 1944 г., совершенный в ходе Великой Отечественной войны. Это паломниче -ство заложило основу для ведения про пагандистских акций, имеющих своей целью убедить зарубежье в том, что СССР является страной, создавшей для ислама условия для полноценного развития. Особенностью этого выезда для палом ничества стали и нестандартные сроки — более 3 месяцев. Но эта странность
1 См.: M. Aji Surya dan Frassminggi Kamasa. Geliat Islam di Rusia. Catatan Diplomat Indonesia. — Jakarta, 2012, p. 200.
2 Рой Я. Ислам в Советском Союзе после Второй мировой войны // М.В. Иордан, Р.Г. Кузеев, С.М. Червонная. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. - М., 2001, с. 165.
вполне объяснима тем, что после долгих лет запретов на хадж следовало убедить мусульманский Восток и весь мир в пози -тивном отношении советской власти к религии вообще и к исламу в частности. Важным обстоятельством, повлиявшим на согласие руководства СССР разре -шить это паломничество, стало желание советского руководства понять настрое ния лидеров мусульманского мира, воз обновить старые и наладить новые кон такты, создать задел на будущее. Именно поэтому шестерым паломникам и раз решили столь длительное нахождение вне Родины. Немаловажным обстоятель -ством, повлиявшим на решение совет -ских властей разрешить хадж, по мне нию автора, стали: ярко проявленный патриотизм мусульман на фронте и в тылу, ввод советских войск в Иран и, со ответственно, необходимость улучшения отношений с этой мусульманской стра ной. В этих обстоятельствах руководство САДУМ совершенно точно рассчитало, что наступил момент, когда им не отка жут в такой важной просьбе.
Анализ архивных документов позво лил увидеть, что контроль за поведе-нием паломников со стороны партийно государственных структур, как в этот выезд, так и в последующие, вплоть до самого конца 80 х гг., был весьма деталь ным, но не всегда эффективным в плане решения задач, возникающих перед советской властью в мусульманском мире. Работа всех советских структур, занимаю щихся отбором будущих хаджи, имела повторяющиеся недостатки, но при этом отбор был поставлен таким образом, что не было случаев отказа паломников от возвращения на Родину.
Необходимо отметить, что разрешение на хадж вплоть до 1990 г. вовсе не означало свободного доступа мусульман во внеш ний, большой мир. На протяжении после дующих лет, вплоть до распада СССР, не только свободный выезд в любое удобное время, но даже и поездки на хадж и умру были мероприятиями, которые требовали каждый год особых разрешительных доку ментов и сложных процедур, не позволяю щих выехать даже 1% всех лиц, желающих стать хаджи. Исключением были только 1990 и 1991 гг.: число паломников в каждый из них превзошло суммарное число палом -ников за весь период с 1944 г. по 1989 г