БЛАГОУСТРОЙСТВО, ОЗЕЛЕНЕНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДОВ
С. В. Курашов
Осуществление намеченной XXI съездом КПСС программы созда ния в нашей стране материально-технической базы коммунизма тесно связано с дальнейшим развитием советского градостоительства. В городах и селах страны будет воздвигнуто огромное количество жилищ и культурно-бытовых учреждений. Это потребует также развития сети водопроводов, канализации, строительства предприятий энергоснабжения, больших работ по озеленению и благоустройству населенных мест. В результате неизмеримо улучшится удовлетворение бытовых и культурных запросов населения, повысится санитарно-гигиенический уровень жизни нашего народа.
Как известно, до Великой Октябрьской социалистической революции благоустройство городов и их санитарное состояние находились на очень низком уровне. Только 215 городов имели водопровод, причем пользовались им преимущественно жители центральных кварталов. Население рабочих окраин брало воду из колодцев или просто из рек и прудов. В угольных районах страны, например в Донбассе, рабочие и члены их семей вынуждены были, как правило, довольствоваться крайне загрязненными шахтными водами.
Еще хуже обстояло дело с очисткой городов — всего 18 из них имели канализацию.
Количество зеленых насаждений, которыми мог пользоваться народ, было ничтожным. Крупные зеленые массивы находились в частном владении и для рабочего человека оставались недоступными.
Улицы в подавляющем большинстве городов были не замощены, во время дождей по ним было трудно проехать, а в жару они заволакивались тучами пыли.
Вследствие плохих условий жизни народа и отсутствия элементарной медицинской помощи смертность в городах России была в 1913 г. самой высокой в мире и составляла 30,2 на 1000 населения. Почти каждый третий ребенок умирдл в возрасте до года. Средняя продолжительность жизни н& йревышала 32 лет; была характерна быстрая смена поколений — показатель, присущий слаборазвитым в экономическом отношении странам.
Перед советской властью с первых же лет ее существования встала трудная задача — надо было в короткие сроки резко улучшить благоустройство и санитарное состояние городов. Решение июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» явилось исторической вехой на этом пути. Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии многие города добились значительных успехов в своем благо-усторйстве.
В годы Великой Отечественной войны жестоко пострадали, как известно, тысячи наших городов и сел, однако в самые короткие сроки их хозяйство было не только восстановлено, но и значительно
а
улучшено по сравнению с довоенным уровнем. Особенно резкие перемены произошли в последние годы.
За советский период число городов с водопроводами возросло более чем в 5 раз, а протяженность водопроводных сетей — в 11 —12 раз. Только за последние 5—6 лет мощность городских водопроводов увеличилась на 60%. Построены такие уникальные сооружения, как канал имени Москвы и Северо-Донецкий канал, в результате чего значительно улучшилось водоснабжение столицы Советского Союза и промышленных центров Донбасса.
Почти в 40 раз увеличилось число канализованных городов.
По существу, совершенно заново создана система энергоснабжения. В настоящее время 260 городов имеют тепловые сети и 235 городов газоснабжение.
Благодаря мощному развитию электрификации страны уже не только города и рабочие поселки, но и многие тысячи сел и деревень получают электроэнергию.
Зеленые насаждения преобразили внешний облик большинства населенных мест. Крупные массивы зелени украсили Москву. В Ленинграде восстановлены уничтоженные во время войны зеленые насаждения на площади более 2000 га. При строительстве новых городов, как правило, закладываются парки и сады — они не только украшают их, но и улучшают гигиенические условия жизни советских людей. Примером может служить замечательный парк, выращенный трудящимися Волжского — одного из самых молодых городов страны. Население Омска, Тулы, Ставрополя (краевого), Рязани, Орла, Москвы, Ленинграда, Баку, Ростова-на-Дону и многих других городов очень активно участвует в благоустройстве и озеленении и добилось в этом серьезных успехов.
В стране проведены большие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог. Усовершенствованные покрытия все шире приходят на смену старым булыжным мостовым.
Улучшилось и освещение городов — на улицах и площадях установлены десятки тысяч светильников.
В сотнях городов осушены территории, устроены хорошие набережные, укреплены или засыпаны овраги.
Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно заботятся об улучшении бытовых условий жизни народа.
В текущее семилетие на развитие коммунального хозяйства ассигновано 70 млрд. руб.
Огромную роль в благоустройстве и улучшении санитарного состояния городов играет советское санитарное законодательство — самое прогрессивное в мире. Наши законы обеспечивают осуществление широчайших оздоровительных мероприятий в интересах всего общества.
Повышение благосостояния и культуры советского народа, улучшение здравоохранения и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий — все это из года в год улучшает состояние здоровья народа, уменьшает заболеваемость. Общая смертность по сравнению с довоенным 1940 г. снизилась в СССР в 2'/г раза, а детская смертность в 4'/г раза. Резко возросла средняя продолжительность жизни советских людей. Основные показатели здоровья населения особенно улучшились за последние 5—6 лет.
Эти итоги — результат величайших завоеваний советского общественного строя, который поставил на службу человеку все достижения экономики, науки, техники, культуры.
Однако оздоровительный эффект широко осуществляемых в нашей стране мероприятий по санитарному благоустройству населенных мест был бы неизмеримо выше, если бы местные Советы, совнархозы,
органы коммунального хозяйства, предприятия, хозяйственные и об щественные организации уделяли этому делу больше внимания. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» требует именно такого, повышенного внима ния к благоустройству.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обязали Советы Министров союзных республик и совнархозы ликвидировать все еще продолжающееся загрязнение водоемов, почвы и атмосферного воздуха промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами. Предложено также улучшить водоснабжение и санитарную очистку населенных мест, расширить сеть канализации, всячески благоустроить города. Необходимо добиться серьезных успехов в оздоровлении внешней среды в широком смысле этого слова.
Перед страной стоит задача — в течение 10—12 лет ликвидиро вать недостаток жилищ для трудящихся. Уже в текущей семилетке жилой фонд городов увеличится в 1,6 раза, неизмеримо должно улучшиться культурно-бытовое и коммунальное обслуживание городского и сельского населения.
Рациональное гигиеническое решение вопросов водоснабжения, канализования и очистки является основным условием успеха в борьбе за подъем общей санитарной культуры городов, за резкое снижение, а затем и ликвидацию многих инфекционных заболеваний.
Семилетний план развития народного хозяйства СССР предусматривает значительный рост водопроводно-канализационного хозяйства. Так, мощность водопроводов к 1965 г. должна увеличиться на 56°/», а длина водопроводной сети — на 54%. Среднесуточное потребление воды в расчете на душу населения повысится со 110 до 150—160 л.
Общая протяженность канализационной сети в 1965 г. возрастет на 124%, около 80%> сточных вод будет подвергаться очистке.
Таковы ближайшие перспективы. Однако пока еще уровень водоснабжения, канализации и очистки городов значительно отстает от темпов промышленного и культурно-бытового строительства.
Население нередко справедливо жалуется на нехватку доброкачественной воды, и в то же время к большому числу городских водопроводов подключены промышленные предприятия, хотя для многих из них по условиям технологии не требуется питьевой воды. Например, в Сумгаите расход питьевой воды на производственные цели составляет 80%, в Омске — 70%, в Баку и Саратове — 65%, в Горьком — 57%. Следует решительно бороться с подобной практикой. По предварительным подсчетам, одна эта мера позволила бы в l'/г—2 раза увеличить расход питьевой воды по прямому назначению. Следует также учесть, что стоимость строительства и эксплуатации технических водопроводов примерно в 2 раза ниже, чем коммунальных.
Во многих городах еще не проявляется должной заботы об экономном использовании воды, несмотря на ее дефицит, борьба с утечкой ведется слабо, хотя она достигает 8—10% общей мощности водопроводов.
Важно уделить самое серьезное внимание внедрению на промышленных предприятиях оборотных схем водоснабжения. Этим путем будет существенно уменьшено не только потребление воды промышленностью, но и загрязнение водоемов. Следует отметить, что уже сейчас ряд предприятий использует повторно до 90% воды.
Однако далеко не везде вода надлежащим образом очищается и обеззараживается. Населению подчас подается вода, качество которой не соответствует государственному стандарту. Одним из резуль татов этого является распространение острых кишечных заболеваний, например в Кривом Роге, Кемерово и некоторых других городах
Отсутствие зон санитарной охраны на многих водопроводах и нарушение санитарного режима в них приводят к загрязнению источников водоснабжения.
Развитие канализации, как уже отмечалось, отстает еще от возросших потребностей и от уровня водоснабжения городов. За 42 истекших года количество сточных вод увеличилось почти в 20 раз и к 1965 г. составит 50—65 млн. м3 в сутки.
В настоящее время лишь 53°/о городов, располагающих централизованной системой водоснабжения, имеют и канализацию. Из этого числа более чем в половине городов сточные воды сбрасывают без всякой очистки. Особенно этим грешат промышленные предприятия.
Многие совнархозы и предприятия из года в год не осваивают средства, отпускаемые на строительство очистных сооружений, и продолжают спускать неочищенные промышленные воды в городскую канализацию, в открытые водоемы.
Так обстоит дело в Московском городском и Московском областном, Свердловском, Челябинском, Пермском, Сталинградском, Удмуртском и других совнархозах.
Использование водоемов для спуска неочищенных производственных и бытовых вод привело к чрезмерному их загрязнению. Особенно сильно загрязнены Волга, Кама, Белая, Северный Донец, Чусовая, Москва-река. Отдельные участки этих и других рек находятся в таком состоянии, что там нельзя использовать воду даже для хозяйственных нужд или купания. Такие водоемы представляют известную опасность для здоровья населения городов и сел, которые расположены по их берегам.
Из промышленных предприятий Омска, сточные воды которых 85-
нуждаются в очистке, больше половины предприятий не имеют очистных сооружений. На остальных предприятиях города эти устройства работают недостаточно эффективно. К этому же сточные воды спускают там выше мест забора воды для нужд городского населения и пляжей.
Следует обратить особое внимание на то, что ряд открытых водоемов интенсивно загрязняется вредными химическими веществами, приходится затрачивать большие средства на последующую очистку воды, без чего ее нельзя использовать для хозяйственно-бытовых и промышленных нужд.
Одним из наиболее экономичных и рациональных с гигиенической точки зрения способов защиты водоемов от загрязнения является предварительное извлечение из промышленных сточных вод ряда ценных и подлежащих утилизации веществ. Именно таким путем уже несколько снижено загрязнение фенолами рек в Донбассе.
А ведь в ряде отраслей промышленности и до сих пор теряют со сточными водами значительное количество ценного сырья и даже готовую продукцию. Так, предприятия, выпускающие капроновое волокно, сбрасывают вместе со стоками около 3% капролактама, а предприятия, производящие вискозное штапельное волокно, — около 4°/о целлюлозы и гемицеллюлозы.
Только из отходов, сбрасываемых гремя целлюлозно-бумажными комбинатами Пермского совнархоза, можно было бы ежегодно вырабатывать более чем на 100 млн. руб. дополнительной продукции в виде этилового спирта, кормовых дрожжей, концентратов и бумаги. Государственные и ведомственные приемные комиссии и руководители совнархозов вводят в действие предприятия, цеха и агрегаты нередко без очистных сооружений.
Подсчитано, что количество органических отбросов, накапливающихся за год в населенных пунктах городского типа, равноценно 100 млн. т навоза. Между тем из всего количества городских отбросов пока в сельском хозяйстве рационально используется не более 5—10%.
в
Неупорядочено обезвреживание этих отбросов, их вывозят на свалки, что приводит к значительному загрязнению территорий вокруг крупных городов.
Разработанные в последние годы проекты станций для сортировки и утилизации мусора, несмотря на их явные экономические и санитарные преимущества, не находят еще должного применения в городах. Между тем мусоросортировочные станции позволили бы в 6 раз увеличить сбор вторичного сырья для промышленности, в 8 раз сократить трудовые затраты на этих работах и сэкономить значительные средства, выделяемые на санитарную очистку городов.
Следует отметить, что в стране недостаточно осуществляется строительство отвечающих санитарным требованиям ассенизационных полей для обезвреживания жидких нечистот и сливных станций в неполностью канализованных городах. Это способствует загрязнению почвы, распространению глистных инвазий и создает условия для выплажива-ния мух и грызунов.
Протяженность закрытой сети водостоков в городах РСФСР (без Москвы и Ленинграда) еще сравнительно мала по отношению протяженности улиц. Это недопустимо с точки зрения гигиены и, кроме того, причиняет государству и населению значительный ущерб — ливни ведут к образованию оврагов, разрушают дорожную сеть и инженерные коммуникации, затопляют нижние этажи жилых, складских и торговых помещений.
Водостоки должны сооружаться в городах на основе единой схемы и продуманной очередности. Местным Советам следует значительно усилить борьбу с образованием оврагов на городских территориях, ограждать жилые массивы от затопления поверхностными водами, осушать заболоченные территории и т. д.
В отдельных городах (Омск, Новосибирск, Сумгаит, Магнитогорск и др.) имеются ведомственные системы канализации, сбрасывающие неочищенные сточные воды в открытые водоемы. Давно назрела необходимость передать всю систему канализации в ведение местных Советов.
Следует помнить, что почва в отдельных районах, городах настолько загрязнена сточными водами, что это сказывается на качестве грунтовых вод, которые питают шахтные колодцы. Не исключена возможность попадания загрязненной воды и в водопроводную сеть, если она неисправна.
Биохимический процесс самоочищения почвы при ее сильном загрязнении нарушается. В результате повышается опасность распространения некоторых инфекционных заболеваний, в первую очередь кишечной группы, а также глистных инвазий. В некоторых городах по эпидемиологическим показаниям необходимо срочно расширить сеть канализации и ликвидировать уборные с поглощающими колодцами. Эти меры позволят предупредить дальнейшее загрязнение почвы и водоносных горизонтов.
Между тем строительству и расширению канализации не везде уделяется должное внимание. Пропускная способность канализационных систем нередко проектируется без учета перспективы развития городов. А фактически в ряде случаев строительство не осуществляется даже в запроектированных объемах, соответствующие ассигнования на эти цели не используются.
Из 719 млн. руб., ассигнованных в 1959 г. на строительство сооружений для очистки выбросов, поступающих в воздух и водоемы, промышленные предприятия освоили только 519 млн. руб.; вместо 2566 км водопроводных сетей построен 1361 км; вместо 1025 км канализационных сетей — лишь 351 км. Только в Свердловской, Оренбургской, Кали-
нинской областях и Марийской АССР полностью использовали сред ства, ассигнованные на эти цели.
Строительство канализационных систем затягивается, как правило, на многие годы. К моменту ввода их в эксплуатацию города настолько вырастают, что новая сеть уже не обеспечивает потребностей. В Запорожье, например, канализацию строят 5 лет, но до сих пор она не закончена. Тем временем количество сточных вод настолько увеличилось, что часть из них приходится сбрасывать через аварийные выпуски в Днепр в районах расположения жилых кварталов.
При строительстве канализации очистные установки возводятся, как правило, в последнюю очередь. Нередко система так и сдается в эксплуатацию без очистных сооружений.
Существующая практика штрафов за спуск неочищенных промышленных выбросов не обеспечила значительного улучшения строительства очистных сооружений. Руководители многих предприятий по-преж-нему предпочитают платить большие штрафы, а строительство откладывают. Например, в 1959 г. сумма штрафов, взысканных в Горьком, превысила 12 млн. руб., а в Архангельске— 13 млн. руб. Дело доходит до того, что на ряде предприятий заранее планируют суммы штрафов и даже включают их в финансовые планы предприятий. Так, в Нижнем Тагиле на 1960 г. штрафы «запланированы» в сумме 5 млн. 650 тыс. руб.
Следует добавить, что строительство канализационных сооружений не обеспечивается фондами материалов и оборудования, в результате средства, выделенные на эти цели, остаются неиспользованными. В ряде республик стали значительно сокращать планы капитальных вложений на строительство канализации, причем делается это в расчете на средства, поступающие в виде штрафов, но, как правило, и эти суммы не обеспечены необходимыми фондами материалов.
Значительным тормозом в строительстве водопроводно-канализа-ционных сооружений является то, что у нас мало еще специализированных строительных организаций и предприятий, выпускающих соответствующее современное оборудование — трубы, насосы, арматуру, приборы для озонирования воды и др.
Слабая канализованность уже сложившихся городов—факт сам по себе неприятный. Но вызывает законное возмущение то, что порой и новые районы застройки не обеспечиваются канализацией. Нередки случаи, когда многоэтажные дома, в частности в Кузбассе, сдаются в эксплуатацию с наружными выгребными уборными.
В ближайшие годы следует резко увеличить в городах канализационную сеть, полностью удовлетворить потребности, возникающие в связи с новым строительстом, и ликвидировать, наконец, имеющееся отставание в этой области. Не менее важно умножить количество и повысить мощность очистных сооружений с тем, чтобы в ближайшие годы прекратить спуск неочищенных сточных вод в открытые водоемы и в грунт.
Проблема водоснабжения и борьбы с загрязнением открытых водоемов стала для экономически развитых стран одной из острых. Чем больше будет развиваться химия, чем шире будут использоваться радиоактивные вещества в промышленности и в научных исследованиях, тем сложнее станет решение этой проблемы.
В связи с быстрыми темпами индустриального развития страны и повышением санитарного благоустройства населенных мест резко увеличивается общее потребление воды. В настоящее время в стране имеются районы, рост и промышленное развитие которых зависят от наличия водных ресурсов. Это касается и старых промышленных районов Украины, Урала, и новых развивающихся районов Казахстана, Узбекистана и др.
В ближайшие годы будут осуществлены крупные мероприятия, цель которых — добиться коренного улучшения охраны водных ресурсов страны в интересах населения и народного хозяйства.
Огромный рост промышленности и энергетической базы СССР выдвигает в качестве одной из важнейших проблем социалистического градостроительства охрану чистоты атмосферного воздуха. В Директивах XX съезда КПСС особо подчеркнуто серьезное значение этой проблемы для улучшения санитарно-гигиенических условий жизни населения городов.
В докладе на юбилейной сессии Верховного Совета СССР тов. Н. С. Хрущев отметил: «Наряду с развернувшимся в стране огромным жилищным строительством широкое применение газа в быту явится важнейшим фактором, способствующим улучшению благосостояния народа. Это также позволит устранить загрязнение воздуха городов и рабочих поселков угольной пылью и золой и резко улучшить санитарно-гигиенические условия жизни населения»1.
Газификация ряда электростанций и промышленных предприятий, оборудование многих фабрик и заводов газоочистными сооружениями, теплофикация жилых и промышленных районов уже заметно снизили загрязненность атмосферы городов пылью и газами. В частности, значительно уменьшилась запыленность и загазованность атмосферного воздуха в Москве, Саратове, Горьком, Баку, Кашире, Уфе и ряде других промышленных центров.
Советские гигиенисты, химики, инженеры за последние годы глубоко изучили характер и степень загрязнения воздуха населенных мест и влияние этого фактора на здоровье населения. Разработаны новые способы газоочистки, пылеулавливания и рекуперации промышленных выбросов, дана объективная оценка эффективности этих способов, произведена экспериментальная разработка нормативов предельно допустимого содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
В настоящее время на крупнейших заводах, фабриках, электростанциях и теплоцентралях страны работает более 7000 сооружений, очищающих промышленные выбросы от веществ, вредных для здоровья населения. Однако в ряде городов промышленные предприятия и электростанции продолжают интенсинво загрязнять воздух и тем самым нарушают нормальные санитарно-бытовые условия, а в отдельных районах вызывают даже повышенную заболеваемость населения, особенно детского. Например, ежесуточный выброс продуктов горения (с содержанием таких примесей, как сернистый газ, цементная пыль, окись углерода, зола) составляет в Сталинске на Кузнецком металлургическом комбинате около 100 млн. м3, на алюминиевом заводе — 100 млн. м3, на заводе ферросплавов — 75 млн м3, на цементном заводе— 140 т цементной пыли, на ТЭЦ — около 150 т золы и свыше 30 т серы.
Сильно загрязнен вредными газами и пылью атмосферный воздух Дзержинска, Березников, Каменска, Нижнего Тагила, Сатки, Соликамска, Сталиногорска, Кемерово, Губахи, Лениногорска и других городов.
К сожалению, следует отметить, что темпы газоочистки, пылеулавливания и рекуперации промышленных выбросов и их техника отстают от темпов развития промышленности. Лишь 30—40% предприятий имеют необходимые очистные установки. Такое отставание обусловлено почти полным отсутствием в СССР специальных заводов с мощными конструкторскими бюро, которое бы проектировали и выпускали газоочистное оборудование. Научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов (НИИОГаз) и институт по
" Н. С. Хрущев. «Правда», № 311, 7/XI 1957 г.
проектированию газоочистных сооружений (Гипргазоочистка) входят в систему Государственного комитета Совета Министров СССР по химии и в силу своей ведомственной принадлежности, а также из-за маломощности не в состоянии обслуживать все отрасли промышленности, потребность которых удовлетворяется не более чем на 25%>.
Для ряда технологических процессов на некоторых новых химических производствах еще не найдены способы очистки промышленных выбросов в атмосферу.
Важнейшее значение для охраны воздушного бассейна от загрязнения приобретает разработка таких технологических процессов, которые исключали бы выброс в атмосферу веществ, вредных для здоровья.
Из-за явно недостаточного технического надзора за эксплуатацией имеющихся установок, дефектов их конструкции и монтажа, а также ввиду отсутствия материальной заинтересованности обслуживающего персонала многие газоочистные сооружения работают с низким коэффициентом полезного действия и часто выходят из строя. Было обследовано 76 цементных заводов, на которых установлено 209 вращающихся печей. Из этого количества только 36 печей оснащены электрофильтрами для улавливания цементной пыли, но на 25 печах электрофильтры по тем или другим причинам не работали. А ведь на их проектирование, изготовление и монтаж затрачено более 40 млн. руб.
В 1959 г. общие потери сырья, полупродуктов и готового цемента превысили 6 млн. т, что почти равно производству цемента в СССР до войны.
Часто интенсификацию производственных процессов проектируют « осуществпяют на действующих предприятиях без одновременного повышения мощности газоочистных сооружений. В результате — загрязнение атмосферы и неоправданные экономические потери. Вопреки прямому запрещению органов санитарного надзора продолжают иметь место случаи пуска в эксплуатацию предприятий, цехов и отдельных агрегатов без очистных сооружений. Такие нарушения допущены на Воскресенском цементном заводе «Гигант», на Сталинградском алюминиевом заводе и на ряде других объектов.
Следует подчеркнуть, что во многих наших крупных городах допускалась неправильная практика строительства возле заводов так называемых временных поселков. Потом эти поселки постепенно превращаются в городские кварталы, застраиваются каменными домами, приобретают все права гражданства, хотя и расположены в зоне вредного влияния промышленных выбросов. Именно так возникли западный промышленный район в Кемерово, правобережный — в Красноярске, северная часть в Сталиногорске, Губаха и др. Перспективные планы постепенного вывода населения с территорий санитарно-защитных зон промышленных предприятий, как правило, не разрабатываются, а если и имеются, то не выполняются.' Известны многочисленные случаи, когда « без того недостаточные зоны разрыва застраиваются (например, в Подольске, Серпухове, Усть-Каменогорске и др.).
Для того чтобы улучшить санитарное состояние воздушного бассейна, следует.расширить централизованное энергоснабжение и настойчиво вытеснять из топливного баланса городов твердое топливо и сернистый мазут. Между тем даже в Москве удельный вес этих видов топлива превышает 50%.
Интересы населения требуют, чтобы в условиях интенсивного жилищно-коммунального строительства было найдено правильное прогрессивное решение проблемы энергсонабжения городов. Как известно, теплофикация является основным направлением в развитии энергетики. Она наиболее гигиенична, дает по сравнению с мелкими котельными установками большую экономию топлива — до 60% — и устраняет необходимость внутригородских перевозок самого топлива, золы
чо
и шлака. Известно, что в процессе таких перевозок образуется много пыли.
Строительство новых и расширение существующих ТЭЦ можно допускать в черте города лишь при максимальном использовании на протяжении всего года газового топлива. Строительство мелких отопительных котельных на твердом топливе должно быть заменено сооружением районных (квартальных) котельных, где борьба с золой и шлаком гораздо легче осуществима.
Общеизвестно, что задымленная атмосфера резко уменьшает проходимость солнечных лучей; в этих условиях снижается общая освещенность населенных мест и теряется значительная часть ценных для здоровья ультрафиолетовых лучей.
Доказано также, что содержащая кварц летучая зола, выбрасываемая тепловыми электростанциями, может вызывать заболевания легких. Десятки тонн ядовитых фтористых соединений, попадающих в атмосферу в виде газов и пыли с алюминиевых заводов, проникают в почву, воду, растения и могут способствовать заболеванию детей флюорозом.
В странах Западной Европы и Америки известны случаи массового отравления людей промышленными дымами. Например, в результате образования токсического тумана в городах Доноре и Уэбстере (США) в октябре 1948 г. отравилось около 6000 человек (42,7% населения). Недавно были опубликованы данные, свидетельствующие о том, что среди лиц, подвергшихся вредному воздействию ядовитого тумана, на протяжении последующих 8 лет смертность во много раз превышала средние показатели.
Из-за токсического тумана, образовавшегося над Лондоном в декабре 1952 г., преждевременно умерло около 4000 человек, главным образом страдавших сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Проблема чистого воздуха городов затрагивает жизненные интересы населения. Не случайно об этом неоднократно писалось в центральной и местной прессе. Особо следует отметить все возрастающее загрязнение атмосферы вредными выхлопными газами автотранспорта (окисью углерода, бензпиреном, окислами азота, соединениями свинца и др.). На некоторых улицах крупных городов концентрация окиси углерода в десятки раз превышает предельно допустимые нормы. Резко повышено содержание свинца в воздухе тех городов, где автотранспорт работает на этилированном бензине. Исследования ученых-медиков говорят об известной связи между частотой злокачественных опухолей и степенью загрязнения воздуха так называемыми канцерогенными веществами.
Необходимо значительно усилить надзор автоинспекции за техническим состоянием автомашин. Автомобили с неотрегулированными двигателями не должны допускаться к эксплуатации. Важно обеспечить городской автотранспорт высокооктановым и бессернистым бензином, а использование этилированного бензина запретить. Надо добиваться широкого применения на автотранспорте сжиженных газов, которые дают значительно меньше вредных выбросов. Особое внимание следует уделить разработке новых конструкций автомобильных двигателей, обеспечивающих максимально полное сжигание топлива.
Большое значение в борьбе с загазованностью имеет рациональная планировка и застройка проезжих улиц и усовершенствование покрытий основных магистралей. Улицы должны иметь не только высокую пропускную способность, но и наилучшие условия для усиленного проветривания, а значит и быстрого снижения концентрации вредных продуктов в воздухе.
Одним из существенных элементов благоустройства городов является искуственное освещение. Несмотря на значительные успехи.
достигнутые за последние годы в этой области, освещение улиц во многих городах СССР еще нельзя признать удовлетворительным. Лишь около 60% общей протяженности улиц имеет искусственное освещение; в отдельных городах этот показатель значительно ниже.
До сих пор в качестве источников света применяются, как правило, лампы накалнвания. Новые высокоэффективные светильники все еще не выходя г из стадии эксперимента.
Как иззестно, наша страна является родиной люминесцентных ламп, однако для освещения улиц они почти не используются. Совершенно не применяются натриевые лампы, а специальные ртутные лампы можно увидеть лишь в Москве.
Распростраенные в настоящее время типы светильников не обеспечивают надлежащей защиты глаз водителей транспорта и пешеходов от слепящих лучей. Во многих случаях светильники установлены значительно ниже, чем это допустимо.
Промышленность выпускает мало новых типов светильников с призматическими, а также с зеркально-призматическими оптическими системами, которые позволяют при том же расходе электроэнергии вдвое повысить минимальную освещенность и добиться более равномерного распределения света.
Недостаточное внимание уделяется также централизованному телемеханическому управлению освещением.
Следует обратить особое внимание на электроосвещение шоссейных дорог и автострад, подходящих к столичным, областным, большим курортным и портовым городам. Данные станций скорой помощи показывают, что значительный процент травматизма в вечернее и ночное время на этих магистралях обусловлен плохим освещением.
Одним из важнейших элементов оздоровления городов и создания лучших санитарно-гигиенических условий для населения является озеленение.
Зеленые насаждения не только очищают воздух от пыли и микроорганизмов, они играют роль ветрозащитного барьера, что особенно важно в степных и северных районах, существенно влияют на микроклимат городов, значительно смягчают действие шума.
Признание важности озеленения — одна из характерных черт современных прогрессивных тенденций в теории и практике градостроительства.
В ряде мест имеются прекрасные примеры умелого, архитектурно оправданного размещения зеленых насаждений. Так, в Киеве вдоль Днепра создана система парков, хорошо связанная с жилыми районами. В Баку парковое кольцо имеет зеленые выходы к морю. Значительные работы проведены за послевоенные годы в Москве, Ленинграде, Минске, Харькове, Ташкенте, Ростове-на-Дону и во многих других городах.
Положено начало формированию зеленых пригородных зон, которые служат резервуарами чистого воздуха — своеобразными легкими современного города, а также являются прекрасными местами для организации отдыха населения и занятий спортом. В пригородной зоне Ленинграда насчитывается 12 лесопарков общей площадью 6000 га, энергично восстанавливаются пострадавшие во время войны, пользующиеся мировой славой парки Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины.
Совет Министров Украинской ССР еще в 1954 г. утвердил 10-летний план создания зеленых зон в городах и поселках. За прошедшие с тех пор годы площадь новых насаждений превысила 177 000 га.
Широкие ветрозащитные полосы созданы вокруг Сталинграда, Ростова-на-Дону, Еревана и многих других городов. Проводятся работы по озеленению городов Крайнего Севера — Норильска, Воркуты, засолоненных пустынь — Гурьева, Красноводска и др.
Особенно отрадно отметить все возрастающее участие в озеленении городов и сел народных масс. Широкую известность приобрела замечательная инициатива трудящихся Омска. Этот в прошлом унылый, неблагоустроенный город в короткий срок превращен усилиями граждан в город-сад. На каждого жителя там приходится рекордное количество насаждений — 68,5 м2.
Несмотря на огромные по масштабам работы, зеленое строительство пока еще остается одной из отсталых отраслей благоустройства городов. В среднем на одного жителя городов Российской Федерации приходится не более 6 м2 насаждений, а в Архангельске, Иркутске, Перми — всего по 1,5 м2.
Среди 90 городов, обследованных за последние 2 года, только в немногих крупных центрах на каждого горожанина приходится более 8 м2 насаждений. Следует обратить внимание на то, что в городах с большим объемом жилищного строительства площадь зеленых насаждений в расчете на одного жителя снижается — это недопустимая практика, нарушающая элементарные правила планировки, застройки и благоустройства.
Зеленые массивы общественного пользования размещены крайне неравномерно, особенно в таких крупных городах, как Москва, Ленинград, Челябинск, Новосибирск. Их центральные, наиболее плотно заселенные районы мало озеленены, большинство же парков и садов находится на окраинах. При реконструкции центральных городских районов следует стремиться к максимальному увеличению количества зеленых насаждений за счет использования площадей, улиц, пустырей, дворов и т. д.
Уход за зелеными насаждениями и их охрана находятся в неудовлетворительном состоянии. Кое-где допускают совершенно нерациональную вырубку зеленых массивов, особенно на участках, отводимых под строительство (Пермь, Иркутск и др.). Вряд ли можно признать правильным, что свыше 90% всех посадок осуществляется на маленьких площадях и лишь 8—10% приходится на сады, парки площадью 5 га.
При благоустройстве парков, садов и скверов в ряде мест допускаются неоправданные излишества — строят дорогостоящие фонтаны, применяют дорогие отделочные материалы, тяжелые дорожные покрытия, устанавливают высокие металлические и каменные ограды. А наряду с этим другие зеленые массивы остаются вовсе безнадзорными и в них не созданы элементарные условия для культурного отдыха.
Во многих городах РСФСР стоимость создания 1 га зеленых насаждений достигает 600 000 руб., тогда как в Ленинграде и Москве она в 2—3 раза меньше.
Существенным недостатком является отсутствие планов озеленения городов. До недавнего времени основные силы и средства направлялись на озеленение улиц, площадей, набережных и очень мало внимания уделялось внутриквартальному озеленению, без чего нельзя улучшить санитарно-гигиенические условия жизни населения. Необходимо разработать новые приемы озеленения, наиболее простые и экономичные способы ухода за насаждениями.
Почетная и неотложная задача архитекторов и озеленителей — создать здоровые, привлекательные условия для отдыха населения в непосредственной близости от жилья.
Уже в ближайшее время следует довести норму зеленых насаждений в расчете на одного городского жителя до 10—15 м2. В примыкающих к городам лесных массивах необходимо организовать зоны отдыха, запретить в них промышленное и жилищное строительство,
целесообразно использовать эти зоны для размещения домов отдыха,, пионерских лагерей, дошкольных учреждений и т. д.
Надо настойчиво создавать вокруг предприятий зеленые санитарно-защитные зоны, культивируя растения, устойчивые к дымовым газам. Предлагают возложить на руководителей заводов и фабрик ответственность за их благоустройство и содержание.
В интересах здоровья наших детей необходимо обратить особое внимание на развитие # детских парков. В 1936 г. по инициативе Н. С. Хрущева в Москве был создан первый в стране детский парк. Теперь у нас нет ни одного города, где детвора не имела бы своего парка. В настоящее время назрела необходимость иметь детские парки в каждом районе города. Местные Советы должны выделить для них лучшие зеленые массивы или заново создать их. Организация районных парков для детей будет еще одним выражением заботы о здоровье подрастающего поколения.
Следует широко привлекать к уходу за зелеными насаждениями добровольные общества любителей природы, комсомольцев, пионеров, квартальные комитеты, все население городов и сел. Достойна всяческого подражания замечательная традиция школьников Украины, которые решили, что за время обучения каждый должен посадить и вырастить одно — два дерева.
Почин патриотов Омска, Тулы, Рязани, Ленинграда, Ставрополя, создавших десятки новых садов, парков, украсивших свои города живописными скверами и цветниками, должен воодушевить всех трудящихся нашей страны.
Дело озеленения населенных мест должно приобрести всенародный характер.
В нашей стране градостроительству уделяется все больше и больше внимания. От правильного решения таких вопросов, как плотность застройки, ориентация и инсоляция зданий, микроклимат жилых кварталов, внутренняя планировка и кубатура зданий, прямо и косвенно зависит здоровье людей. Этими проблемами занимается ряд специальных проектных и санитарно-гигиенических институтов, однако многое еще остается нерешенным.
Необходимо дальнейшее развитие всех отраслей науки, решающих теоретические и практические вопросы градостроительства. В полной мере это относится и к коммунальной гигиене — науке о здоровье, изучающей и суммирующей опыт градостроительства.
В нашей стране, строящей коммунизм, города должны быть и будут самыми здоровыми, удобными, экономичными и красивыми, потому что строительство городов, как и все социалистическое строительство, зиждется у нас на планах, сочетающих вдохновенный полет творческой мысли, новейшие завоевания науки и техники и реальный, точный расчет, а самое главное потому, что в центре взимания Коммунистической партии, Советского правительства находится человек, его здоровье, благополучие и счастье.