УДК 628:504(571.122Сургут)(091)
Прищепа А.И.
Prishchepa A.I.
Экологические проблемы строительства Сургута как нового города
(вторая половина XX в.)
Environmental Problems of Building Surgut As a New City (the Latter Half of the 20th Century)
Статья посвящена актуальной проблеме решения задач по экологической защите населения новых городов Среднего Приобья. На примере Сургута показано, как в ходе его строительства накапливались и решались вопросы обеспечения горожан необходимыми условиями их жизнедеятельности. Особое внимание уделяется истории деятельности администрации города по решению проблемы чистой воды и озеленению Сургута.
The article is devoted to the topical issue of solving the environmental problems with the protection of the town population in the Middle Ob region. This article gives the example of construction process in Surgut, describes problems of providing required living environment for citizens. Particular attention is paid to the historical point describing the work of the Municipal Administration in dealing with the problems of clean water supplies and planting process in Surgut.
Ключевые слова: жизнедеятельность, экология, очистные сооружения, растениеводство, климат, парковая зона, озеленение.
Key words: vital activity, ecology, disposal facilities, plant breeding, climate, park zone, planting.
Во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. санитарно-гигиеническое состояние Сургута было крайне неблагополучным. Кроме загрязнения атмосферы, для здоровья сургутян представляло большую опасность загрязнение водных ресурсов. Так, за 7 месяцев 1957 г. в три раза по сравнению с 1956 г. возросла заболеваемость брюшным тифом и дизентерией. Причиной послужило антисанитарное состояние поселка Сургут и Черного мыса. Здесь, как отмечалось в постановлении Сургутского райисполкома от 25 сентября 1957 г., «помойные ямы и дворовые уборные переполнены, систематически не очищаются и не хлорируются, в крайне антисанитарном состоянии находятся надворные постройки начальной и средней школы Сургута, МТС, райсоюза и бараков рыбоконсервного завода, улица Затонская» [1, л. 18].
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние поселка ставило под угрозу в целом санитарно-эпидемический режим Сургута, так как его водоснабжение осуществлялось из реки Бардаковки. Это происходило в то время, как «в отведенные для свалки места нечистоты, мусор и навоз не вывозились, а сваливались на берегу речек Бардаковки, Саймы и Черной, которые служили источником питьевого водоснабжения населения. Навоз и мусор с территории поселка рыбоконсервного завода сваливался в овраг по улице Пионерской» - отмечалось в документах Сургутского райисполкома [1, л. 18].
В январе 1963 г. Бюро Тюменского областного комитета специально указывало Сургутскому районному исполнительному комитету трудящихся на то, что: «Санитарное состояние населенных пунктов в районе остается неблагополучным. Не проводится своевременная очистка населенных мест, не организовано благоустройство свалки и мест сброса нечистот. Отсутствуют ассобазы, если не считать одну ассониза-торскую бочку на рыбоконсервном комбинате. Нет в достаточном количестве надворных санузлов. Воды хозяйственно-бытовых предприятий и учреждений, в том числе и в районном центре, сбрасываются в водоемы в непосредственной близости от мест водозобора» [6, л. 9].
В 1964 г. по сравнению с 1963 г. число больных острой дизентерией в Сургутском районе возросло с 36 до 522 человек, а эпидемическим паротитом - со 163 до 333 человек [6, л. 9].
В 1960-е гг. по мере укрепления индустриальной базы застройки города работа по его благоустройству начинает приобретать более целенаправленный и последовательный характер. Тюменский областной комитет КПСС выражал серьезную обеспокоенность продолжающейся застройкой Сургута домами в деревянном исполнении без необходимого комплекса коммунальных удобств и современных требований градостроения. При таком строительстве отсутствовали инженерные коммуникации водопровода и канализации, не осуществлялось благоус-
тройство территории. 21 июня 1968 г. обком партии принял решение: «осуществлять дальнейшую застройку городов Сургута и Нефтеюганска только в многоэтажном капительном исполнении». На Главтюменнефтегаз были возложены функции единого заказчика по строительству в этих городах жилья и общегородских инженерных коммуникаций. На осуществление этих работ выделялись дополнительные финансовые средства [9, л. 15].
Заметный вклад в строительство инженерных коммуникаций и тепловых сетей, ремонт зданий в Сургуте внес созданный в феврале 1966 г. в составе Главтюменнефтегазстроя трест специализированных работ Спецгазстрой во главе с управляющим В.Г. Дурново. Так, еще в 1967 г. в поселке нефтяников при плане 530 тыс. руб., выделенных на строительство очистных сооружений и канализации, трестом было освоено 683 тыс. руб., в поселке геологов таких работ было произведено на 303 тыс. руб., в поселке строителей - на 45 тыс. руб. Кроме этого, были подготовлены 3 насосные станции и радиальные отстойники [7, л. 38].
Однако темпы и объемы строительства канализационных сетей и монтажа очистных со-оружениц были недостаточными и отставали от решения объективных проблем создания и совершенствования инженерно-технической инфраструктуры бывшего рабочего поселка. Ситуация осложнялась тем, что в силу сложных технологических, экологических и ряда других особенностей строительства объектов городских очистных сооружений подрядные организации не брали на себя ответственность за их строительство и последующую эксплуатацию [2, л. 98]. Особенно острой она являлась для ввода в строй санитарно-технических магистралей микрорайона геологов и строителей. В 1971 г. городское руководство выражало свое неудовлетворение ходом строительства КНС-1, учитывая то, что вся внутриквартальная работа в микрорайоне строителей была выполнена еще год назад. Результатом медленного строительства канализационной и водоочистительной систем в городе стала вспышка в Сургуте 28 августа - 4 октября 1971 г. паратифа «Б». По разным оценкам им переболело от 75 до 106 человек [8, л. 150]. Причиной ее оказалось нарушение санитарно-гигиенического режима снабжением доброкачественной питьевой водой на Сургутском молокозаводе, располагавшемся в небольшом помещении на захламленной территории. Из-за недостатка мест в больницах города пострадавших вынуждены были разместить в подъезде подготовленного к сдаче крупнопанельного дома. Во главе с глав-
ным эпидемиологом страны в Сургут прибыла авторитетная комиссия. Причины и последствия Сургутской эпидемии стали предметом специального обсуждения на заседании Президиума Совета министров РСФСР [10, с. 34].
Принятые решения способствовали активизации деятельности строительных и хозяйственных организаций по обеспечению в городе благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. Ответственность за качественную питьевую воду, поступающую в квартиры сургутян, взяли на себя руководители Сургутнефтегазстроя, преодолевшие многочисленные трудности в ходе строительства жизненно необходимых городу очистных сооружений и водозабора [14].
Это было тем более своевременно для Сургута, если учесть, что в 1970-е гг. в его санитарной и эпидемической обстановке появились нов ы е проблемы. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию ГРЭС-1 и ГРЭС-2 одними из основных источников загрязнения окружающей среды в Сургуте стали их сбросовые воды. Основными видами отрицательного воздействия ГРЭС на водные ресурсы города стало потребление ими большого объема воды для охлаждения оборудования и сброс промывочных вод технологических систем. В 1993 г. объем сброса ГРЭС-1 и ГРЭС-2 составил, соответственно, 3 425 и 171 тыс. м3 воды. Большая доля сброса неочищенных вод приходилась также на долю Рыбокомбината. В 1996 г. объем его сброса составил 120 тыс. м3 [15, с. 83].
Положение усугублялось тем, что спад производства в 1990-е гг. стал причиной закрытия ряда предприятий, имеющих суда речной флотилии. Часть оставшихся без обслуживания судов, барж и других плавсредств, в том числе груженых и заправленных топливом, затонули. В результате этого ржавеющие танкеры и баржи стали источником загрязнения акватории порта. Очень большой разлив нефтепродуктов из судна произошел в районе реки Черной. Кроме того, на качестве ее воды отрицательно сказывалось множество экологических нарушений, происходящих на предприятиях и в учреждениях города [15, с. 83].
Администрация города предпринимала действенные меры по нейтрализации отрицательных последствий ухудшающейся экологической ситуации в Сургуте. В 1995 г. городской комитет по земледелию, природопользованию и экологии в лице его первого руководителя В.А. Браташова начал осуществление комплексного обследования состояния существующей системы водоочистки, определив основные направления реконструкции ее сооружений [16]. В решении данной задачи Сургут действовал даже более инициа-
тивно, чем столица округа Ханты-Ман-сийск, где соответствующая программа начала осуществляться в 1996 г. В масштабах ХМАО для ее реализации в 1998-2004 гг. было финансировано 7,6 млрд руб. [5]. Она охватывала не только вопросы снабжения жителей округа высококачественной водой, но и все вопросы модернизации водозабора и очистных сооружений. В ходе реализации программы «Чистая вода» в департаменте по земледелию, природопользованию и экологии администрации Сургута создали отдел по очистке воды и укомплектовали его квалифицированными специалистами [18].
В результате реконструкции очистных сооружений в Сургуте производительность КОС увеличилась до 150 м3 воды в сутки. Канализационные стоки попадали на очистные сооружения по напорным коллекторам с 19 станций. Они проходили двухступенчатую очистку: механическую и биологическую. Это свидетельствовало об улучшении качества очистки сточных вод [18].
Забор воды в Сургуте и во всем округе осуществлялся из подземных горизонтов водозаборными скважинами. Ссылаясь на мнение специалистов, заметим, что качество питьевой воды в Сургуте, извлекаемой из артезианских колодцев, было неплохим, в ряде случаев даже лучше, чем на большой земле, где на водозабор в основном брали поверхностную, зараженную пестицидами, неблагополучную в бактериологическом отношении воду. Тем не менее в подземных водах Сургута присутствовало в большой концентрации железо (до 2,5 мг/л при нормативе 0,3 мг/л), имелось превышение аммонийного азота, кремния, присутствовали в воде и газы: метан, свободная углекислота. Кроме того, вода в Сургуте была весьма мягкая и имела желтый цвет. Газета «Вестник» так писала об этом: «Наблюдая за желтой ржавой массой, текущей из крана городской квартиры, я вспоминала водицу из колодца в алтайской деревушке» [4]. Перед употреблением сургутскую воду необходимо было очищать, однако к 1997 г., по компетентному мнению специалистов, «очистные сооружения города уже на 100 % не отвечали возросшим требованиям» [4].
Для решения принципиальных технологических вопросов реконструкции системы водоочистки в Сургуте администрация города привлекала специалистов ведущих научных учреждений страны в области водоподготовки и, в частности, научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды Академии коммунального хозяйства им. Панфилова [16]. Большой вклад в данную работу внес Ю.В. Антонов. Он был приглашен администрацией из Казани для решения вопросов очистки воды и
посвятил этому больше шести лет. Именно благодаря его опыту была проведена основная реконструкция всех станций водоочистки, централизовано снабжающих город питьевой водой [16].
В 2000 г. четыре водозабора города ежедневно поднимали из артезианских скважин 107,5 тыс. м3 воды. После прохождения через специальные фильтры, состоящие из двухметрового слоя чистейшего кварцевого песка, привезенного в Сургут с Урала, и установки кислородного окисления железа содержание этого металла в воде снижалось до 0,3 мг/л, что соответствовало санитарным нормам [3].
В 1999 г. Городской Думой было принято решение отказаться от обеззараживания водопроводной воды хлором и переходе на обеззараживание ультрафиолетовым излучением. Данный метод очистки является самым эффективным современным способом. Применявшийся ранее сброс хлорированной воды наносил ущерб экологии. Некоторое время вместо хлора использовали хлористые соединения кальция, но и это не удовлетворяло экологов. В результате было закуплено оборудование для обеззараживания воды при помощи ультрафиолетовых лучей, что в значительной мере способствовало превращению потребляемой воды в Сургуте в самую чистую воду Тюменской области [3].
К концу 1999 г. в Сургуте был преодолен казавшийся ранее недоступным барьер очистки воды от фтора. К этому времени питьевая вода в городе соответствовала всем санитарно-биологи-ческим требованиям. Практически все горожане, охваченные центральным водоснабжением, потребляли питьевую воду в пределах санитарных норм [3].
Переход к индустриальной застройке города весьма остро ставил вопрос его благоустройства и озеленения. Городские леса и зеленые насаждения являлись неотъемлемой частью градостроительной структуры Сургута, обязательным элементом городского ландшафта и важнейшей частью. Его экономические насаждения выполняют санитарно-гигиенические и психофизиологические функции, продуцируют кислород, ассимилируют углекислоту, осаждают пыль, газообразные химические вещества, микроорганизмы, радионуклиды, смягчают климатические условия. Ветеран освоения Тюменского севера, первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности в 1982-1991 гг. Г.И. Шмаль с горечью писал: «В Сургуте смелее следовало бы осваивать для застройки пойменные территории реки Оби, а не вырубать для этого лесной массив в западной части города [19, с. 185].
Вместе с тем таежный лес вводился в город Сургут широкими массивами в ряде мест периферии создаваемых микрорайонов. Так, например, сохранившаяся зеленая зона простиралась на западе города за парком нефтяников. Большие надежды сургутяне связывали с благоустройством самой большой по площади парковой зоны «Кедровый лог» в районе телестанции «Орбита», где располагались спортивные сооружения, стадион «Нефтяник», лыжная и конно-спортивная базы, детский дом «На Калинке», пансионат «Нефтянник» [22, с. 31].
Также на северо-западе Сургута к вокзалу примыкал большой участок таежного леса. Сохранился лес и в районе грэсовского «пятачка». Имелись парковые зоны таежного леса и в центральных районах. Наиболее привлекательной для сургутян была неплохо обустроенная парковая зона, находившаяся в ядре города, в пойме речки Саймы. Однако другие зеленые массивы Сургута трудно было назвать парками. Скорее, это были немногочисленные участки девственного леса, чудом сохранившиеся во время массовой застройки города, которые некоторое время не имели даже определенного статуса. Не случайно, что в планах развития города в 1990-е гг. озеленение Сургута стало занимать гораздо больше места, чем раньше. В 1995 г. городская администрация и управление по зеленому строительству приняли решение о создании парка памяти коренных жителей Сургута на территории зеленого массива старого кладбища по улице Энергетиков [17]. По свидетельству заместителя главного архитектора города Сергея Соловьева, сделанному им в 1997 г., планировалось создать зону отдыха в пойме реки Оби параллельно улице Мелик-Карамова. Существенного благоустройства требовал сквер у пересечения проспектов Ленина и Мира [20].
Однако время шло, а в городе площадь земель таежного леса неуклонно сокращалась. В 1993-2002 гг. при сооружении линейных объек-
тов, таких как нефтегазопроводы ЛЭП и автодороги было вырублено более 11,5 тыс. м3 древостоя на площади 133,38 га. Всего же за период с 1997 по 2002 гг. площадь лесных земель города уменьшилась на 158 га. При этом было вырублено 12 487 м3 древесины. Данные о вырубке лесов по годам представлены в табл. 1 [15].
Из табл. 1 видно, что главная причина вырубки лесов заключалась в необходимости расширения систем коммуникаций и строительства площадных объектов. В ходе их сооружения было вырублено древесины на площади 156,45 га объемом 123,6 м3. Меньший ущерб лесному фонду наносился при проведении изыскательских работ. Соответственно, 1,6 га и 121 м3.
В связи с вырубкой значительной части таежного леса во время застройки города, повсеместной выторфовкой, нарушением тонкого почвенного покрова, повреждением корневой системы при массовом хождении, изменением уровня грунтовых вод такой лес подвергался рекреационной дегрессии. По данным комитета по природопользованию и экологии администрации муниципального образования Сургута в 2002 г., 41,6 % общей площади городского леса в нем была подвержена изменениям. В подросте и подлеске поврежденные и усыхающие экземпляры составляли 5-20 %. В древостое удельный вес больных деревьев вырос до 20 % их общего количества. Лесная среда деградировала на 2,5 % городской площади лесного массива. Здесь более 70 % леса требовало восстановления [15, с. 94].
В связи с вырубкой таежного леса и отмиранием его изолированных участков, в новых экологических условиях произрастания необходимо было заменять его и высаживать более стойкие и культурные лесные породы. В Сургуте еще в далекие послевоенные годы бригады молодых рабочих проводили дренаж территории, организовывали комсомольские «субботники», объявляли «декады борьбы» за его чистоту, прокладывали новые тротуары, озеленяли улицы. Как вспоминал
Таблица 1
Объем древесины и площадь вырубленных лесов в Сургуте в 1997-2002 гг.
Год Сооружение коридора коммуникаций Строительство объектов Изыскательские работы Всего
га м3 га м3 га м3 га/м3
1997 15,11 1 362 - - - - 15,11/1362
1998 45,30 5 273 10,9 16 0,25 15 56,45/5 304
1999 9,20 153 0,09 10 0,32 19 9,611/182
2000 1,53 230 2,82 16 0,63 44 4,98/290
2001 51,85 3 151 4,06 230 0,26 25 56,17/3 406
2002 10,39 1 479 5,2 446 0,13 18 15,7/1 943
Итого 133,38 11 648 23,07 718 1,6 121 158,0/12 487
И.П. Захаров, в то время появились в Сургуте березовые рощи и парки у Черномысовской неполной средней и Сургутской средней школ. Энтузиастами и организаторами этого дела были молодые учителя Евлалия Александровна Кош-карова, Нина Петровна Маковецкая, а также Владимир Степанович Кочетков, Андрей Николаевич Сибирцев, Виктор Павлович Бирюков, Александр Федорович Шандыров [13].
В 1949 г. комсомольцы Сургута заложили парк имени 11-го съезда ВЛКСМ. К сожалению, тому парку не суждено было разрастись. В 1990-е гг. его и березовую рощу средней школы номер один, взращенную комсомольцами соро-ковых-пятидесятых годов, активно вырубали под жилые дома богатых людей Сургута [13]. Традиции массового участия жителей в озеленении города сохранились и в 1990-е гг. Тогда регулярно стали проводиться месячники по благоустройству города, в ходе которых осуществлялась посадка насаждений, ремонт инженерных коммуникаций, очистка территории. Так, например, в мае 1997 г. в ходе месячника был выполнен большой объем работ по благоустройству города. Его ход контролировали три рабочие группы. Победители получили ценные призы, финансированные из бюджета администрации [11]. 25 сентября 1999 г. более 150 сургутян приняли участие в посадке деревьев на участке площадью 20 тыс. м2, подготовленном фирмой Зеленстрой [12]. Однако такая работа по озеленению Сургута велась стихийно преимущественно по инициативе сургутской администрации и общественности города в ходе благоустроительных мероприятий.
Старожилы Сургута помнят бескорыстную работу жителя города южанина Саши Магора-мова, который в начале 1960-х гг. начал привозить из отпуска не фрукты, а семена трав, и сам их рассаживал вдоль новых улиц. Его примеру последовали тысячи сургутян, сажая деревья и кустарники возле своих возведенных домов. Сегодня эти внутриквартальные посадки разрослись в некоторых местах города в тенистые рощи тополей, русских берез, ярких рябин и плакучих ив [22, с. 30].
По мере увеличения масштабов городского строительства в Сургуте экологическая работа на его территории начинает приобретать системный характер. В 1993 г. был создан комитет природопользования и экологии администрации города Сургута. Его возглавил человек, по настоящему преданный делу благоустройства Сургута, - В.А. Браташов. Он же был назначен начальником созданного в 1997 г. Департамента по землепользованию, природопользованию и эко-
логии. Департаменту подчинялся и финансировался в части исполнения муниципальных функций Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Работа департамента осуществлялась особенно эффективно в 1997-2001 гг., когда В.А. Браташов являлся заместителем мэра города Сургута. Возглавляемые им службы имели статус юридического лица и самостоятельный бюджет для реализации природоохранительной программы города.
В 1993 г. Сургутской городской Думой по инициативе В.А. Браташова была принята первая редакция городской природоохранной программы, которая в 1995, 2000 и 2002 гг. подвергалась корректировке. В городе появились специализированные предприятия ЗАО: «Росток», «Сургутзеленхоз», «Зеленстрой», «Биоком». Для управления реализацией программы и экологической обстановкой в городе начинает формироваться структура специальных уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. К 2003 г. она включала в себя «Комитет природопользования и экологии администрации г. Сургута», «Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута», МУ «Управление лесопаркового хозяйства», МП «СЦ Природа», МП «НПЦ Геоэкология» [15, с. 120].
На озеленение администрация города ассиг-н овала значительные средства. В 1996 г. эта сумма составила 10 000 000 руб., в 1997 г. -9 500 000 руб. [17]. В 1999 г. бюджет отдела озеленения, входящего в состав Департамента по озеленению, природопользованию и экологии администрации города, составил 19 602 000 руб. Из них на создание новых зеленых насаждений было направлено 3 533 000 руб., на их содержание - 8 819 000 руб. Остальные средства были направлены на проектирование и строительство парковых зон города, благоустройство его зеленых зон, строительство питомника древесно-кус-тарных пород и ряд других мероприятий. В 2000 г. администрация города выделила на благоустройство и озеленение Сургута 40 000 000 руб., в два раза больше, чем в предыдущем году [22, с. 30].
В эти годы была создана система озеленения улиц Сургута, базирующаяся на финансовой и материальной поддержке частных предприятий и активной работе отдела озеленения города в составе Комитета по природопользованию и экологии администрации города. Это было необходимо в связи с тем, что по всем типам зеленых зон Сургут в 1997 г. отставал от нормативов примерно в 2 раза. Если в расчете на одного человека, согласно нормативам, необходимо было иметь 21 м2 насаждений, то фактически на одного сургутянина их приходилось в 2 раза меньше
[17]. В 2000 г. площадь зеленых насаждений в пределах городской застройки составила уже
42.6 % ее территории. Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями увеличился до
50.7 % [21].
В условиях севера озеленение города представляло собой дорогостоящее предприятие. Себестоимость одного кустарника колебалась от 20 до 41 руб. Выполнение технологии полного комплекса работ по созданию газона включала в себя завоз торфа, его распределение по площади, посев растительного материала, поливку и ухаживание за растениями, что составляло в денежном выражении 35 руб. за 1 м2. Приживались далеко не все растения. Считается, что в центральных районах 20 % посаженного материала должно погибнуть. У специалистов это называется «плановая норма приживаемости». В Суруте она составляла 35-40 %. Преимущественно высаживали желтую акацию. Она создавала живую изгородь, хорошо защищая от пыли, ветра и шума автотранспорта. Высаживали также сирень, жимолость, березу. Гораздо хуже приживались осина, сосна и хвойные породы: кедр, ель, лиственница.
Кустарники и деревья в Сургут привозили из Тюмени и Кургана. А цветы выращивали местные умельцы-цветоводы. Это были частные лица, у которых квартиры были оборудованы под цветочные оранжереи. Департамент по озеленению, природопользованию и экологии заключал с ними соответствующие договоры. Покупка одного цветка колебалась в пределах 5 руб. за штуку [21]. В это время начались работы по созданию собственного питомника в районе кооператива «Интеграл» на площади 15 га [17].
В 1999 г. в зону экологического благоустройства Департамента входила 61 улица города, площадь зеленых насаждений на которых составляла 125 га, а парковые территории охватывали 25 га [21].
Работа по озеленению велась на основе договоров со специализированными организациями ЗАО: «Зеленстрой», «Росток», «Биоком», «Сургутзеленхоз» (см. табл. 2) [21].
Как видно из табл. 2, работа по улучшению экологического состояния улиц города в 1990-е гг. приобрела широкомасштабный характер. В Сургуте площадь зеленых насаждений улиц, парков и скверов в 1993-2001 гг. увеличилась без малого на 170 га. Анализ проведенного социологического исследования показал, что сургутяне считали благоустройство и озеленение самой значительной работой, проведенной администрацией города за последние пять лет [22, с. 30]. Это позволило улучшить качество атмосферного воздуха. Доля ПДК по взвешенным частицам сократилась с 0,9 в 1993 г. до 0,5 в 2001 г. Тем самым превышение ПДК по взвешенным веществам в Сургуте практически исчезло [15, с. 80].
По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России», в котором оценивалась деятельность администрации по благоустройству, вводу жилья и состоянию коммунальной сферы, в 1999 г. Сургут был признан четвертым среди 370 городов страны в номинации «Средний город с численностью свыше 100 тыс. чел.» [3].
Таблица 2
Работа по озеленению Сургута в весенне-летний период 1999 г.
Вид озеленения ЗАО «Зеленстрой» ЗАО «Росток» ЗАО «Сургутзеленхоз» ЗАО «Биоком» Итого
Создано новых газонов, м2 15 727 23 575 28 357 4 777 72 436
Восстановлено газонов, м2 13 202 10 008 37 497 Нет 60 637
Посажено деревьев, шт. 1 617 1 207 Нет 2 442 5 266
Посажено кустарников, шт. 11 193 8 596 13 932 5 539 39 260
Создано цветников, м2 1 505 750 510 1 641 4 436
Высажено цветов, шт. 22 570 12 000 10 800 32 820 78 190
Установлено ограждений, м 568 1 164 210 Нет 1 942
Литература
1. Архивный отдел Администрации города Сургута (АОАГС). Ф. 1. Оп. 1. Д. 144. Л. 18.
2. АОАГС. Ф. 3. Оп. 1. Д. 54. Л. 98.
3. Вести СТС. 2001, 12 марта.
4. Вестник. 1998, 19 июня.
5. Вестник. 2009, 18 декабря.
6. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. (ГАСПИТО). Ф. 113. Оп. 16. Д. 19. Л. 9.
7. ГАСПИТО. Ф. 113. Оп. 19. Д. 40. Л. 38.
8. ГАСПИТО.Ф. 113. Оп. 23. Д. 7. Л. 150.
9. ГАСПИТО. Ф. 113. Оп. 191. Д. 22. Л. 15.
10. Мунарев П. А. Так было, так начиналось... Сургут, 2008.
11. Новый город. 1997, 15 мая.
12. Новый город. 1999, 28 сентября. С. 30.
13. Новый город. 2003, 10 июля.
14. Новый город. 2011, 12 февраля.
15. Обзор состояния окружающей среды г. Сургута. 1993-2002 гг. Сургут : Дефис, 2003. 148 с.
16. Сургутские ведомости. 2006, 16 декабря.
17. Сургутская трибуна. 1997, 11 июня.
18. Сургутская трибуна. 2001, 2 апреля.
19. Шмаль Г. И. Юность комсомольская моя. Из воспоминаний Г.И. Шмаля // История и перспективы градостроительного освоения территории Севера. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. М., 2004.
20. Экологическая газета. 1997. С. 185.
21. Экополис. Экологическое приложение к газете «Сургутская трибуна». 2000, январь. Вып. 1.
22. Югра. 2000. № 6.