Научная статья на тему 'Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения.'

Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5796
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / благотворительность в россии / развитие благотворительности

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонов Е. Н.

В статье рассматривается одна из актуальных для российского общества проблем-развитие благотворительности, выявление основных проблем и поиск их решения, а также проблемы развития «третьего сектора» некоммерческих организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon one of the relevant problems of the Russian society development of charity. The author reveals the main problems, searches for ways of their solution and views problems of the «third sector» noncommercial organizations.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения.»

Е. Н. Антонов

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Работа представлена кафедрой социологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Е. А. Окладникова

В статье рассматривается одна из актуальных для российского общества проблем —развитие благотворительности, выявление основных проблем и поиск их решения, а также проблемы развития «третьего сектора» - некоммерческих организации.

The article touches upon one of the relevant problems ofthe Russian society - development of charity. The author reveals the main problems, searches for ways of their solution and views problems of the «third sector» — noncommercial organisations.

Базовой предпосылкой данного исследования явился ощутимый дефицит информации о реальном состоянии некоммерческого сектора Северо-Западного региона. Значительная часть организаций «третьего сектора» находится в зоне теневой экономики, не все зарегистрированные некоммерческие организации (НКО) являются реально действующими, многие организации, зарегистрированные в той или иной организационно-правовой форме НКО, по сути, ими не являются и т. д. Отсутствие адекватной информации затрудняет оценку краткосрочных и среднесрочных перспектив развития НКО, тормозит принятие стратегических решений в этой сфере на федеральном и региональном уровнях, порождает вокруг' «третьего сектора» противоречивый информационный фон.

Сегодня ощущается необходимость в изучении общественного мнения граждан об осведомленности по данной проблематике, в проведении комплексного обследования НКО, работающих в образовательной сфере и работающих над своим имиджем, изучении экспертного мнения. Все это ориентировано на получение объективной информации о текущем состоянии, динами-

ке развития НКО, а также выявления острых проблем сектора и поиск их решения.

Имеющаяся информация, основанная 'только на данных государственной статистики или отдельных, локальных исследованиях, не позволяет сформировать полное и комплексное представление о состоянии некоммерческого сектора, его деятельности, развитии и влияния на социально-культурную жизнь региона.

Цель настоящей работы: социологический анализ объективной (в том числе статистической) информации о текущем состоянии и динамике развития НКО в Северо-Западном регионе России, участниках, поиску инновационных способов популяризации основ благотворительности и выявления путей решения, а также осмысления роли «третьего сектора» в развитие общества.

В результате исследования предполагается вывести ряд выводов и рекомендаций по развитию некоммерческого сектора, внедрению инновационных имиджевых и иных технологий в управлении и продвижении НКО как неотъемлемой части общества.

Информация, полученная в рамках исследования, должна способствовать созданию регулярного мониторинга состояния

Благотворительность в России: основные проблемы н пути решении

некоммерческого сектора, принятию эффективных и обоснованных решений по его развитию, повышению уровня интереса и доверия со стороны общества и государства к проблемам «третьего сектора».

Процессы, происходящие в современной России расслоение общества, обнищание большей части населения, ■■ заставляют обращать внимание исследователей некоммерческого сектора как на возрождение экономики, так и на развитие благотворительности. Выполняя некую компенсирующую функпиго, благотворительность выступает как форма общественной активности людей и является предпосылкой решения ряда социальных проблем, а также преодоления кризиса духовности.

Благотворительность - это вид деятельности, который можно достаточно эффективно использовать при организации социальной помощи государственным структурам и негосударственным благотворительным организациям. Таковыми инструментами выступают социальные проекты, гранты от грантодающих организаций, органи-„ 1 заций-доноров, частные пожертвования .

Развитие благотворительности сегодня способствует консолидации гражданского общества и позволяет совместно решать проблемы, которые по разным причинам остаются вне поля зрения государства. В последнее время благотворительность стала принимать цивилизованные формы. Если раньше она воспринималась как прерогатива церкви, то сегодня идеи благотворительности получили достаточно широкое распространение среди активных слоев общества. Однако отношение к благотворительности среди остальной части населения по-прежнему остается негативным. Люди либо вообще ничего не знают о деятельности благотворительных организаций, либо воспринимают благотворитель-

2

ность как некое зло .

В последнее время некоммерческий сектор стал более профессиональным, овладел новыми имиджевыми технологиями про-

движения себя в обществе, методикой ведения дел и соответствующей терминологией. Сформировав за период своего становления определенный круг реципиентов своих социальных услуг', некоммерческие организации выходят на качественно новую стадию развития, предполагающую расширение их социальной деятельности, привлечение к ней широких масс населения, взаимодействие с органами власти и бизнесом, что позволяет рассматривать их как полноправного субъекта социальной сферы, активного участника социального партнерства. Углубляет проблему, несомненно, непонимание роли благотворительности в смешении государственных и общественных функций. Многие до сих пор считают, что решением всех социальных проблем может и должно заниматься государство. Поэтому деятельность благотворительных организаций воспринимается как дополнение к государственным органам социальной защиты. А также существует противоречие, заключающееся в том, что его растущий потенциал недостаточно востребован прежде всего населением, а оценка возможностей некоммерческих организаций со

стороны органов власти и бизнеса необос-

3

нованно занижена .

Изменить ситуацию к лучшему помогут следующие меры:

• разработка и использование имиджевых технологий продвижения и популяризации в деятельности НКО;

• налаживание позитивной работы и построение доверительных или партнерских отношений с государством;

• предоставление обществу широкой информации об основных целях, задачах и мотивов деятельности НКО;

• создание устойчивого финансирования НКО.

Взаимодействовать с государством нынче очень непросто. Чиновники тоже люди. У них присутствуют похожие мнения и настроения, как и во всем обществе. Еще 5-6 лет назад эти настроения были абсолютной величиной. Сейчас ситуация меняется в луч-

шую сторону. Но это устойчивое отношение в государственной среде, чиновников. Такое классовое недоверие к фондам часто присутствует на формальном уровне (нормативные и законодательные акты) и на бытовом, ментальном уровне.

Это все еще значительный психологический и отчасти процедурный барьер, который присутствует в среднем звене чиновничества, с которым приходится постоянно сталкиваться. «Третий сектор» вынужден преодолевать эти барьеры, затрачивая

4

свои ресурсы - временные и материальные .

«Барьер государственный является одним из нескольких основных. Другим стало абсолютное непонимание со стороны общества. В этом могут помочь информационные стратегии и имиджевые технологии. Ни для кого не секрет, что сегодня информирование населения о благотворительной деятельности осуществляется недостаточно, что объясняется рядом причин. Как одну из проблем можно назвать отсутствие продуманного подхода к освещению темы благотворительности в СМИ. Все НКО вынуждены работать в очень агрессивных условиях всеобщего недоверия: со стороны государства и общества. Пока ситуация не изменится, позитивная социальная информация не сможет пробраться на федеральные каналы и 5

радиостанции» .

Кроме того, целый комплекс проблем связан с тем, что благотворительные фонды либо не стремятся активно распространять о себе информацию (создание странички в Интернет, распространять информацию о себе, налаживать партнерские отношения со СМИ, организовывать пресс-конференции, презентации), либо не умеютэто профессионально делать. Причина - отсутствие возможности пригласить профессионального РЯ-менеджера.

На основании изложенного выше автором сделаны следующие выводы:

1. Проблема устойчивости стоит сейчас очень остро. Мы говорим о выживании «третьего сектора». Это путь пестратегиче-ский, недолгосрочный. Чтобы вести качественные программы, нужна возможность планировать на 3-4 года вперед. Тогда это даст серьезную отдачу.

2. Уже можно не убеждать людей, что благотворительный сек тор необходим - он работает. Хочется надеяться, что уже в этом удалось убедить общественность. В целом «третий сектор» занял свою нишу и работает на расширение и укрепление своих позиций.

3. Если Россия будет развиваться по цивилизованным и демократическим законам, то благоприятная ситуация развития «третьего сектора» неизбежна: благотворительность ■■■ это часть демократии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на

Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 121.

2

Павлова Н. Цивилизованная благотворительность - третий сектор. М., 1994. С. 89.

' Белокрыльцееа А., Белокрыльцееа Д., Суворова О. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение. М.: Про светительский фонд «Диалог», 2005. С. 75.

4

Интервью с программным директором «Фонд им. Д. Лихачева» О. Л. Лейкиндом (архив автора, март 2008 г.).

Там же. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.