Научная статья на тему 'Развитие благотворительной деятельности в России'

Развитие благотворительной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6336
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ / CHARITY / NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS / WELFARE FUNDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буданцева Светлана Викторовна

В статье раскрыты основные вехи развития благотворительности в России, проведен анализ динамики благотворительной активности в современных условиях. Выделены основные причины и негативные факторы, препятствующие благотворительности. Освещены основные рекомендации по организации деятельности для компаний, заинтересованных в сохранении и повышении своей благотворительной активности в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буданцева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the charitable activity in Russia

In the article basic marks of development of charity in Russia are revealed, analysis of dynamics of charitable activity in modern conditions is carried out. Main principals and negative factors interfering charity are allocated. The basic recommendations about organization of activity for the companies interested in preservation and increase of the charitable activity in the conditions of an economic crisis are consecrated.

Текст научной работы на тему «Развитие благотворительной деятельности в России»

УДК 33+361.7

РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

© С.В. Буданцева

В статье раскрыты основные вехи развития благотворительности в России, проведен анализ динамики благотворительной активности в современных условиях. Выделены основные причины и негативные факторы, препятствующие благотворительности. Освещены основные рекомендации по организации деятельности для компаний, заинтересованных в сохранении и повышении своей благотворительной активности в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: благотворительность; некоммерческие организации; благотворительные фонды.

Благотворительность как социальное и экономическое явление российской действительности имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточных славян еще в УН-УШ вв.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи» [1].

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелева-лось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий, проводимых Екатериной II, за-

служивает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.

Екатерина II создала первый государственный пенсионный фонд. При ней же был подготовлен и введен в действие Приказ общественного призрения, согласно которому органам губернского управления поручалось [2]:

- становление на прочном основании, попечение и надзирание народных школ;

- установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;

- установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;

- установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, увечных и дряхлых стариков, пропитания не имеющих;

- установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных;

- установление и надзирание дома для престарелых;

- установление и надзирание работных домов для обоего пола;

- установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола.

Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн руб.

До 60-х гг. XIX в. как общественная, так и частная благотворительность развивалась

медленно. Однако реформы 60-70-х гг. XIX столетия, вызвавшие подъем и развертывание общественной инициативы в самых различных областях, значительно изменили масштаб и характер российской благотворительности. В 1862 г. было отменено положение о Высочайшем утверждении уставов частных благотворительных обществ и заведений, когда на их открытие каждый раз требовалось просить разрешение через кабинет министров. С официальным признанием за обществом права на организованную благотворительную деятельность филантропическое движение в России приобретает широкий размах. «До XIX века в стране насчитывалось всего 8-10 благотворительных обществ, в начале царствования Александра II их было около 40, а в 1888 г. - 348» [3].

Российская благотворительность в пореформенную эпоху была представлена несколькими направлениями, подразделяющимися на [4]:

- государственную благотворительность (представленную официальными благотворительными ведомствами);

- благотворительную деятельность городских и земских самоуправлений, сословных органов, церкви;

- частную благотворительность.

Особенно существенное увеличение

числа благотворительных учреждений приходится на последнее десятилетие XIX в. Свыше половины всех благотворительных обществ и заведений были созданы и действовали в 1891-1899 гг. на территории Российской империи.

На рубеже XIX-XX вв., в России была наиболее распространена благотворительная деятельность частных лиц и их добровольных объединений (более 50 % всех благотворительных учреждений). По данным Комиссии, созданной в 1892 г. для реформирования российского законодательства по общественному призрению, «в 28-ми земских губерниях общественные и сословные управления призревали в 1891 г. около 316 тысяч нуждающихся, тогда как частные благотворительные учреждения оказывали помощь по крайней мере, 746 тыс. душ» [5]. Необходимо заметить также, что частная благотворительность отнюдь не ограничивалась 50 %, поскольку деятельность особых благотворительных ведомств, городских и земских ор-

ганов по призрению, церковно-приходских попечительств также в значительной мере опиралась на частные пожертвования.

90-е гг. ХХ в. были ознаменованы промышленным подъемом, который привел к скоплению огромных средств в руках предпринимательского сословия, потенциально обеспечив этим материальные предпосылки для развития благотворительной деятельности. С другой стороны, бурное развитие капитализма в России с присущими ему экономическим неравенством, жестокой эксплуатацией, кризисами и безработицей увеличивало размеры нужды, вело к появлению новых категорий нуждающихся. Как отмечает один из деятелей по общественному призрению, с развитием капитализма «задачи благотворительности крайне увеличились в объеме и крайне усложнились» [6].

Темпы развития благотворительности как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись социально-экономическими предпосылками, к которым можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий, они сформировали капиталы, впоследствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.

Следует отметить, что благотворительность имела различные направления, вызывалась неоднозначными причинами и, как любое социальное явление, выполняло конкретные функции [7]:

- коммуникативную функцию (культурные учреждения, созданные меценатами, способствовали сближению высокой и массовой культуры в России);

- функцию «социальной памяти». Благодаря усилиям меценатов многие памятники истории и культуры сохранены для потомков;

- функцию формирования социального сознания (музеи, галереи, театры, выставки, созданные при финансовой поддержке меценатов, способствовали формированию социального сознания людей, их ценностных ориентаций).

В XIX-XX вв. была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.

В 1892 г. была основана правительственная комиссия, главной целью которой являлась разработка законов по общественному призрению. Результатом работы комиссии стали три проекта организации системы призрения неимущих и нуждающихся, но ни один из них так и не получил силу закона. Второй съезд по общественному призрению в 1914 г. вынужден был вновь поставить вопрос об остро назревшей необходимости разработки такого законодательства.

Постепенно была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к остановке деятельности созданных в царское время благотворительных организаций. Но при этом начало 20-х гг. XX в. можно считать периодом активного развития различных общественных организаций, важнейшей задачей которых становилось привлечение трудящихся граждан к управлению различными процессами развития социалистического общества.

Среди массовых объединений, возникших в этот период, выделяются такие, как «Долой неграмотность» (основано в 1923 г.), «Друг детей» (основано в 1923 г.), «Общество Друзей радио», Международная организация помощи борцам революции (МОЙР), Союз воинствующих безбожников и др. [4].

В этот период времени создается и принимается много нормативных актов, регулирующих деятельность общественных организаций, введение которых на первых этапах существования советского государства способствовало возникновению новых и сохранению возможности работы дореволюционных общественных и благотворительных обществ и учреждений. Среди этих нормативных актов можно выделить Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли (1928 г.), Положение о добровольных обществах и союзах (1930 г.).

Деятельность коммунистической партии в те годы была направлена на приоритетное развитие массовых общественных объединений, работающих в тесном контакте с государственными и партийными органами. Так, общество «Долой неграмотность», целями которого была быстрейшая ликвидация не-

грамотности среди взрослого населения страны, возникло фактически по инициативе государства. Привлекая к своей работе широкие слои населения, эта организация всероссийского масштаба в то же время опиралась на поддержку профсоюзов, которые изначально были «государственной» общественной структурой. Кроме того, расходы на реализацию программ общества постепенно включаются в местные бюджеты, что еще раз подчеркивает уровень влияния советской власти на деятельность формально независимых от государства структур.

В послевоенный период и годы «оттепели» объективно складывалась ситуация, которая могла бы способствовать возрождению общественной и благотворительной деятельности. Относительная демократизация советского общества при Н.С. Хрущеве привела к созданию ряда объединений, которые со временем стали носить также характер квазиоб-щественных движений. Среди этих организаций можно назвать Комитет советских женщин (основан в 1956 г.), Советский фонд мира (основан в 1961 г., затем преобразован в Советский комитет защиты мира), Комитет молодежных организаций (основан в 1956 г.) [8].

Согласно российскому законодательству, в начале XX в., добровольные благотворительные организации могли заниматься некоторой экономической деятельностью: им разрешалось приобретать и отчислять имущество, образовывать капиталы, заключать договоры. Однако при этом оговаривалось, что благотворительные общества - это общества «не для дохода», и экономическая деятельность таких обществ допускалась только в том случае, если она «прямо направлена на достижение цели», обозначенной в уставе общества. Предпринимательская свобода благотворительных учреждений была ограничена, в частности, требованием помещать свои капиталы в правительственные или гарантированные правительством процентные бумаги, что ограничивало возможные доходы этих учреждений в случае помещения капиталов в какие-либо частные банки или предприятия.

В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социально-экономической жизни общества и получила официальный статус в Основном законе страны. Ст. 39.3 Конституции РФ 1993 г. гласит:

«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [9].

Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [10]. Указанный федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в России.

Современная российская благотворительность развивается как стихийный и никем не регулируемый процесс, протекающий без большого внимания и поддержки со стороны государства. Все это привело к тому, что благотворительность в стране развита слабо, поскольку состоятельные слои общества еще недостаточно осознали и поняли саму объективную необходимость ее развития в современном российском обществе. Благотворительные ресурсы в условиях почти повсеместной коррумпированности зачастую используются не по назначению. Кроме того, в сознании как хорошо обеспеченных, так и малообеспеченных слоев общества до сих пор не изжиты привычки к иждивенчеству и патернализму, надежда на «доброго дядю» - государство, в котором также сохранены авторитарные и административные методы управления. Все это значительно сдерживает развитие благотворительности в России и оказывает на данный процесс негативное воздействие, которое проявляется в следующем [7].

1. Благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, неоправданно высоко облагаются налогами, что повышает накладные расходы и препятствует формированию положительных мотиваций у потенциальных доноров, а имеющиеся налоговые льготы часто используются не на благотворительность, а преимущественно в коммерческих целях, тогда как изначальная миссия некоммерческих организаций отходит на второй план.

2. Благотворительному сектору в настоящее время присуща организационная сла-

бость, происходящая из-за неразвитости инфраструктуры, что препятствует привлечению к нему общественных ресурсов. При этом из-за царящей в обществе организационной неразберихи огромная часть благотворительных ресурсов остается неиспользованной.

3. Российское законодательство, регулирующее благотворительный сектор, не имеет хорошо продуманной стратегии, эклектично и содержит множество противоречий, что ограничивает усилия благотворителей и создает условия для различных махинаций, не способствует эффективному контролю и не защищает участников благотворительной деятельности от административного и криминального произвола. В законодательстве нет четкого определения статуса благотворительной организации, его понятие расплывчато и допускает самые различные толкования его сути, что заставляет благотворительные организации диверсифицировать свою деятельность и сдерживает переход организаций на узкую специализацию, что снижает эффективность использования средств.

4. Льготы и привилегии участникам благотворительной деятельности по большей части не достигают своей цели, поскольку большая их часть устанавливается в результате лоббирования государственных и общественных структур, а также существующего субъективизма в поддержке отдельных благотворительных организаций.

5. Недостаток внимания к деятельности благотворительных организаций выражается в отсутствии какого-либо анализа и постоянного контроля со стороны властных структур. Тем более не подсчитывается эффективность каждой льготы или инвестиции, направляемых на благотворительные цели. Непродуманная государственная политика в третьем секторе экономики ведет к тому, что сложившаяся система льгот касается лишь близких к власти благотворительных организаций и фондов. Коммерческие структуры, также близко соприкасающиеся с государственными и местными муниципальными органами, используют преимущества, получаемые благотворительностью, в интересах своего бизнеса. Все это привлекает интересы криминальных кругов к третьему сектору экономики.

Таким образом, все перечисленные причины порождают стагнацию благотворительности в стране, втягивают ее в теневую экономику, что, естественно, не устраивает большинство участников благотворительной деятельности.

В декабре 2008 г. CAF Россия подготовил рекомендации для компаний, заинтересованных в сохранении и развитии своей благотворительной деятельности в условиях экономического кризиса. Рекомендации содержали ряд практических советов о возможных путях трансформации корпоративной благотворительной деятельности, формах эффективных благотворительных программ, представляли контуры взаимоотношений, взаимовыгодных для компаний и некоммерческих организаций.

Проведенное весной 2009 г. исследование «Благотворительность в условиях экономического кризиса» позволило внести коррективы в рекомендации для компаний с учетом запросов и ожиданий некоммерческих организаций к бизнесу в текущих экономических реалиях, а также исходя из представленных компаниями собственных соображений и намерений касательно корректировки корпоративной благотворительной активности.

Таким образом, основные рекомендации, данные CAF Россия компаниям, заключаются в следующем [11].

1. Активнее вовлекать сотрудников в благотворительную деятельность компании. Речь идет как о выстраивании и расширении программ корпоративного волонтерства, так и о развитии денежных пожертвований сотрудников компании.

2. Использовать потенциал механизма pro bono. Данный вид благотворительности заключается в предоставлении для НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских, маркетинговых услуг.

3. Использовать «неденежные» возможности компании. Помощь вещами, предоставление помещений, выбор НКО в качестве поставщика услуг или продукции и проч.

4. Повышать эффективность благотворительной деятельности. Увеличение внимания компаний к социальному эффекту корпоративных благотворительных программ -важный вектор трансформации корпоратив-

ной благотворительности в условиях кризиса (50 % опрошенных указали данный путь оптимизации благотворительной деятельности).

5. Развивать партнерский подход к благотворительной деятельности. Согласно данным исследования, расширение партнерского подхода через сотрудничество с другими компаниями и НКО находится в фокусе внимания компаний, задумывающихся об оптимизации своей благотворительной деятельности.

6. Сотрудничать с профессиональными партнерами из числа некоммерческих организаций. В качестве партнеров для реализации благотворительной деятельности стоит выбирать некоммерческие организации, которые могут способствовать не только выполнению собственно филантропической миссии благотворительных программ компании, но также работать на решение РЯ, ОЯ задач, стоящих перед бизнесом.

7. Корректировать тематику благотворительной деятельности с учетом ожиданий со стороны общества и государства. Согласно исследованию, и компании, и НКО прогнозируют рост запроса на консультации по защите прав и интересов (в первую очередь социальных и экономических прав), профессиональной подготовке, трудоустройству, развитию малого бизнеса. При планировании благотворительной деятельности компаниям стоит принять во внимание запросы общества, которые можно узнать из исследований или специально организованного диалога с заинтересованными сторонами.

8. Поддерживать инфраструктуру благотворительного сектора. Не бойтесь вкладывать в институты поддержки благотворительного сектора - улучшение отношения к благотворительности поможет компаниям обрести поддержку общества. Речь идет о поддержке деятельности, направленной на популяризацию благотворительности в целом, и корпоративной благотворительности в частности; совместных действиях участников сектора по распространению лучших практик корпоративной филантропии; созданию условий для развития частных пожертвований; лоббировании послаблений налогового режима для корпоративных доноров и т. д. Именно тема изменения отношения общества к благотворительности и внедрение конкретных механизмов налогового стимулирова-

ния, согласно исследованию, является ведущей как для НКО, так и для донорского сообщества. На этом поле имеет смысл объединять усилия этих двух секторов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на негативные тенденции в области благотворительности, в последние годы на территории Российской Федерации складываются различные волонтерские организации и сообщества. Данные организации действуют не только по известным направлениям благотворительности, но и реализуют инновационные благотворительные проекты. Благотворительная деятельность, несмотря на экономический, социальный и культурный кризис, осуществляется и в перспективе примет еще более широкие рамки. Отечественные бизнесмены гуманно относятся к просителям, и в большинстве случаев не отказывают им в помощи. Подавляющее большинство опрошенных руководителей коммерческих организаций во всех исследованных городах России занимались и занимаются благотворительной деятельностью, несмотря на тяжелое налоговое бремя, отсутствие реальных льгот благотворителям и поддержки со стороны государства.

i. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://dic.academic.ru/. Загл. с экрана.

2. Касьянова Е. Меценатство в России // Петербургский рекламист. 2003. № 3.

3. Благотворительность в России: в 2 т. СПб., 1907. Т. 1.

4. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001.

5. Русские очерки. М., 1956. Т. 3.

6. Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908.

7. Ширяева М. Спонсоры и меценаты // Петербургский рекламист. 2003. № 3.

8. Общественное призрение Московского городского Управления. М., 1914.

9. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

10. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный

закон от 11.07.1995 г. № 135-ФЗ // Российская газета. 1995. 17 авг.

11. URL: www.cafrussia.ru

Поступила в редакцию 15.11.2009 г.

Budantseva S.V. Development of the charitable activity in Russia.

In the article basic marks of development of charity in Russia are revealed, analysis of dynamics of charitable activity in modern conditions is carried out. Main principals and negative factors interfering charity are allocated. The basic recommendations about organization of activity for the companies interested in preservation and increase of the charitable activity in the conditions of an economic crisis are consecrated.

Key words: charity; noncommercial organizations; welfare funds.

УДК 33б.2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

© Н.В. Кузьмищева

Статья посвящена проблеме периодизации процесса развития отечественной системы налогообложения в дореволюционный период. Основные критерии определения этапов отражают комплексный подход к характеристике налогов как инструменту государственной экономической политики. Эволюция российской налоговой системы свидетельствует о повышении роли налогов как регулятора экономической деятельности.

Ключевые слова: налогообложение; налоговый режим; объект налогообложения; функции налогов.

На протяжении всего времени своего формирования российская система налогообложения претерпевала те или иные изменения, неразрывно связанные с изменениями в ее экономическом и политическом устройст-

ве. История российского государства традиционно подразделяется исследователями на несколько основных последовательных этапов в соответствии с общим подходом к периодизации социально-экономического раз-

бІ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.