Научная статья на тему 'Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества'

Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4614
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МИЛОСТЫНЯ / МЕЦЕНАТСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА / charity / alms / patronage / charitable organization / Concept of assistance to development of charity and volunteering

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбальченко М. Б., Иксанов М. Ш.

В статье затрагиваются актуальные вопросы благотворительной деятельности в Российской Федерации, теоретические и исторические аспекты благотворительности, нормативно-правовые основы благотворительной деятельности и добровольчества. Приводятся данные официальных сайтов органов власти РФ, исследования аналитического центра Юрия Левады, фактологические и статистические, отражающие состояние и динамику рассматриваемых процессов, направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY INSTITUTIONALIZING AS SOCIAL INSTITUTE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article deals with the issues of charity in the Russian Federation, theoretical and historical aspects of charity, legal and regulatory bases of charity and volunteering. Data taken from official sites of authorities of the Russian Federation, researches of the analytical center of Yury Levada, factual and statistical tendencies of improvement reflecting the state and dynamics of these processe are under consideration.

Текст научной работы на тему «Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества»

УДК 323.23

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2015 М. Б. Рыбальченко1, М. Ш. Иксанов2

1канд. экон. наук, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС 2помощник депутата

Законодательного собрания Новосибирской области, председатель благотворительного фонда «Наши дети» тел.: 8-969-961-48-74

В статье затрагиваются актуальные вопросы благотворительной деятельности в Российской Федерации, теоретические и исторические аспекты благотворительности, нормативно-правовые основы благотворительной деятельности и добровольчества. Приводятся данные официальных сайтов органов власти РФ, исследования аналитического центра Юрия Левады, фактологические и статистические, отражающие состояние и динамику рассматриваемых процессов, направления совершенствования.

Ключевые слова: благотворительность, милостыня, меценатство, благотворительная организация, Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества.

В.О. Ключевский в очерке «Добрые люди Древней Руси» так писал о благотворительности: «Благотворительность - вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают» [Ключевский]. Со времен Ключевского ученые так и не пришли к единому определению понятия «благотворительность». Сравнение некоторых определений благотворительности позволит нам подойти к пониманию такого неоднозначного феномена.

Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О

благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гласит: «Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» [«Гарант»].

П.Я. Циткилов дает двойственное толкование понятию «благотворительность»: «Собственно благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, то есть обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения» [Циткилов 2012].

Выделяют две основных формы благотворительности: неорганизованную

(милостыню) и организованную (общественное, государственное и церковное призрение).

Милостыня - одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности -ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Мотивы милостыни «субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души. Цель милостыни -минутная помощь» [Благотворительность 1890]. Как первичная форма

благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами; так, например, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.

В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение), а также частными лицами, означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований. Призрение распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества. «Мотивами общественного призрения является сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Цель общественного призрения - разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты». «В ХХ в. призрение в большинстве стран трансформировалось в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительной помощи и поддержки населения. Функционирование этой системы свидетельствовало о повышении уровня заботы о людях - о наличии социальной работы как феномена современной общественной жизни» [Союз

благотворительных организаций России...].

Г оворя о благотворительности необходимо охарактеризовать термин «меценатство». Происхождение термина - от латинского собственного имени Меценат - приближенного императора Августа, богатого покровителя поэтов, искусства вообще. Его имя стало нарицательным в обозначении добровольных пожертвований богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его ярких представителей (актеров, художников, поэтов и др.) [Сёмин 2013].

Часто используется такое понятие, как «государственная благотворительность». Государство не создает собственных материальных ценностей, а распоряжается средствами, созданными его гражданами. Если благотворительное учреждение попадало по государственный контроль с точки зрения финансирования и регулирования его деятельности, оно становилось частью системы государственного призрения.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые как за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 г. Михаил Федорович пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря (район современной Таганской улицы Москвы). Позже, при царе Алексее Михайловиче, были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных [История

благотоврительности...].

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.

В 1682 г., в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. При императрице Екатерине II в 1775 г. были созданы приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Средства на их содержание формировались в основном за счёт пожертвований частных лиц и учреждений, а также государственных дотаций.

Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 г. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала общества «Имперское человеколюбивое» и «Женское патриотическое». На счету этих обществ находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Финансовую основу составляли взносы, которые жертвовали частные лица и целые сословия [Там же].

В России были многочисленные династии торговцев и промышленников, жертвовавших средства на милосердие и благотворительность. На всю страну были известны имена благотворителей из династии предпринимателей Строговых, торговой династии Босовых и династии предпринимателей-заводчиков Демидовых.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II - это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский - попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

С конца XVIII века открываются проявления благотворительности в виде меценатства - покровительства искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д. В российскую историю вошли меценаты Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие [Меценат].

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).

Вместе с тем существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета.

Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к «добровольно принудительному» порядку изъятия членских взносов для «добровольных» обществ в момент получения заработной платы в организациях. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания, для чего собираются деньги и на что они расходуются.

В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 1990-х гг. стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие как Фонд Форда1, Фонд Макартуров2, британский благотворительный фонд Charities Aid

1 FORD FOUNDATION INTERNATIONAL FELLOWSHIPS PROGRAM. URL: http://www.ifprussia.ru.

2 John D. and Catherine T. MacArthur Foundation. URL: http://www.macfound.org.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

Foundation3, Всемирный фонд дикой природы (WWF)4, Фонд Чарльза Стюарта Мотта5, Фонд Сороса6. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Также в России начали действовать международные благотворительные организации - Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест7.

Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке

научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и другие нужды. Такими организациями стали фонд Владимира Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия», фонд «Виктория», Фонд культурных инициатив и другие.

Одним из первых меценатов современности стал Мстислав Растропович. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Эти люди стали создателями и деятельными участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру.

По состоянию на 1 сентября 2014 г. пятерка крупнейших частных благотворительных фондов России представлена следующими организациями: фонд В. Потанина8, фонд «Вольное дело»9, фонд Дмитрия Зимина «Династия»10, детский фонд «Виктория»11 и фонд «Связь времен»12.

Благотворительный фонд В. Потанина, учрежден в 1999 г. Формируется из личных средств Владимира Потанина и отчислений компании «Интеррос». Основное направление деятельности - поддержка отечественного образования и культуры путем предоставления стипендий и грантов студентам, преподавателям, организациям. Бюджет 2013 года - более $ 8 млн.

Фонд «Вольное дело», создан в 1998 г. (первоначальное название - «Паритет»). Формируется из личных средств Олега Дерипаски и отчислений компании «Базэл». Интересы разнообразны: поддержка науки и талантливой молодежи, материальное обеспечение школ, реабилитация инвалидов, восстановление монастырей и храмов и т. д. Самая масштабная программа фонда - «Храмы России» - обходится ежегодно примерно в $7 млн13.

Фонд Дмитрия Зимина «Династия», создан в 2001 г. Первый российский семейный благотворительный фонд. Занимается развитием фундаментальной науки и образования в России: проводит грантовые конкурсы для студентов и аспирантов, осуществляет программы поддержки учителей и одаренных школьников, содействует популяризации науки, а также просвещению в области общественных наук. Бюджет прошлого года - $5 млн14.

Детский фонд «Виктория», создан в 2004 г. Учредитель - президент корпорации «Уралсиб» Николай Цветков. Основное направление деятельности - помощь детям-

3 Charities Aid Foundation. URL: http://www.cafrussia.ru.

4 World Wildlife Fund. URL: http://www.wwf.ru.

5 Charles Stewart Mott Foundation. URL: www.sbras.nsc.ru.

6 Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). URL: http://soros.novgorod.ru.

7 Сайт Форума международных благотворительных организаций. URL: http://www.ngo.ru.

8 Благотворительный фонд В. Потанина. URL: http://www.fondpotanin.ru.

9 Фонд «Вольное Дело». URL: http://www.volnoe-delo.ru.

10 Фонд Дмитрия Зимина «Династия». URL: http://www.dynastyfdn.com.

11 Благотворительный детский фонд «Виктория». URL: http://www.victoriacf.ru.

12 Культурно-исторический фонд «Связь времен». URL: http://www.fsv.ru.

13 Фонд «Вольное Дело». URL: http://www.volnoe-delo.ru.

14 Фонд Дмитрия Зимина «Династия». URL: http://www.dynastyfdn.com.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

сиротам; приоритет отдается развитию и распространению семейных форм устройства таких детей. Бюджет прошлого года - более $3 млн15.

Фонд «Связь времен», учрежден в 2004 г. председателем совета директоров ЗАО «Ренова» Виктором Вексельбергом. Основное направление деятельности -возвращение в Россию исторически значимых произведений искусства, находящихся за рубежом. Самый известный проект на этом поприще - приобретение коллекции яиц Фаберже: сделка оценивалась в $100 млн. Одновременно Виктор Вексельберг и его жена Марина учредили семейный фонд «Добрый век», который оказывает поддержку людям с психическими заболеваниями и занимается реформой системы психиатрической помощи16.

В декабре 2014 г. Британский благотворительный фонд CAF пятый раз опубликовал рейтинг мировой частной благотворительности (World Giving Index) [Мировой рейтинг...]. В России количество людей, вовлечённых в благотворительность, выросло, но страна по-прежнему занимает низкие позиции в рейтинге.

По данным Мирового рейтинга благотворительности 2014, в прошлом году россияне стали больше заниматься волонтёрством и помогать напрямую нуждающимся незнакомым людям. По сравнению с рейтингом 2013 г. в стране стало на миллион больше волонтёров; число тех, кто помогает нуждающимся, увеличилось на то же число. На наш взгляд, это связано прежде всего с проведенной в 2014 г. Олимпиадой в городе Сочи.

Несмотря на значительный рост этих показателей, в общемировом зачёте Россия опустилась на три позиции и занимает теперь 126-е место. Это объясняется тем, что аналогичные показатели в других странах росли ещё быстрее.

В рейтинге 2014 участвовало 135 стран мира. Место страны в рейтинге зависит от среднего значения по трём показателям:

- денежные пожертвования в благотворительные организации;

- участие граждан в благотворительности в качестве волонтёров;

- оказание помощи нуждающимся незнакомым людям [Мировой рейтинг. Россия.].

И если по двум показателям - волонтёрству и прямой помощи - наблюдается рост (на 1 %), то количество тех, кто делает денежные

пожертвования, остаётся стабильно низким и равно 6 %.

Вообще же ситуация меняется не очень существенно. Стоит, конечно, учитывать, что изменения в 1 % - это порядка 1 миллиона человек. Но радикального «скачка» за все годы существования исследования так и не произошло (см. табл.).

15 Благотворительный детский фонд «Виктория». URL: http://www.victoriacf.ru.

16 Культурно-исторический фонд «Связь времен». URL: http://www.fsv.ru.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

Год Место в рейтинге % населения, участвующего в благотворительности Пожертвования в НКО Волонтёрство Помощь нуждающимся

2013 126 19 % 6 % 18 % 34 %

2012 123 19 % 6 % 17 % 33 %

2011 127 18 % 7 % 17 % 29 %

2010 130 21 % 5 % 23 % 36 %

2009 138 18 % 6 % 20 % 29 %

Источник: Благотворительность в российских регионах (Сводный отчет, 22.01.2014). М.: Циркон, 2014. С. 118.

Динамика показателей России входит в общий тренд: в целом, по данным отчёта, всё больше людей в мире становятся волонтёрами и совершают добрые дела, помогая незнакомцам, а пожертвования в некоммерческие организации не растут.

Число тех, кто помогает нуждающимся, выросло на 226 миллионов по сравнению с предшествующим годом, волонтёров в мире стало больше на 132 миллиона. Доля же тех, кто делает денежные пожертвования, даже несколько снизилась - на 0,6 %, что, видимо, связано с небольшим снижением темпов роста мирового ВВП в 2013 г. по сравнению с 2012. Примечательно, что меньше стали жертвовать деньги на благотворительность в странах с развитой и развивающейся экономикой, тогда как в странах с переходным типом экономики этот показатель немного вырос.

Показатель денежных пожертвований заметно снизился среди представителей возрастной группы от 15 до 29 лет, что, вероятно, связано с высоким уровнем безработицы среди молодёжи во всём мире, который продолжает расти.

Анализ трендов глобальной благотворительности за последние пять лет свидетельствует о том, что показатели по всем трём видам благотворительной деятельности резко снизились в 2009 г. после финансового кризиса 2008 г.; их значения выровнялись в 2010 г., затем снова упали в 2011 г. и росли в 2012 и 2013. Лидерами рейтинга 2014 г. стали США (64%) и Мьянма (64%), третье место занимает Канада (60%), четвёртое и пятое - Ирландия (60%) и Новая Зеландия (58%) соответственно. Следующие пять мест в рейтинге занимают Австралия (56%), Малайзия (55%) и Великобритания (55%) (делят седьмое место), Шри-Ланка (54%) и Тринидад и Тобаго (54%). Последнее место в рейтинге занимает Йемен (14%), который лишь немного опережает Венесуэла (16%) [Мировой рейтинг...].

Отсутствие резких скачков в России следует, вероятно, объяснять тем, что здесь общий уровень вовлеченности в благотворительность все пять лет был существенно ниже, чем у лидеров.

К настоящему времени в Российской Федерации созданная правовая среда благотворительной деятельности формируется комплексом законодательных актов федерального уровня. Это:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ);

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от

05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общественных объединениях»;

- законодательные акты, регулирующие финансово-экономическую и налоговую деятельность: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также законы и нормы, касающиеся функционирования некоммерческого сектора [«Консультант плюс»].

Благотворительная организация создается и функционирует в следующих формах:

- общественная организация (объединение);

- фонд;

- учреждение (если учредителем является благотворительная организация).

Учредителями благотворительной организации могут быть физические и (или)

юридические лица в зависимости от ее формы: общественная организация -физические и юридические лица (общественные организации); фонд - физические и(или) юридические лица; учреждение - юридическое лицо (благотворительная организация).

В качестве учредителей благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

Благотворительная деятельность может быть реализована в рамках таких форм, как дарение (пожертвование); гранты; добровольческий труд; гуманитарная и техническая помощь; целевые перечисления собственников (регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).

Интересен следующий факт: данные виды деятельности могут попадать одновременно под определения нескольких законов и в каждом случае по-своему трактуют цели, направления и статус участников данного вида благотворительной деятельности. К примеру, грант может быть отнесен к категории пожертвований в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О науке и государственной научно-технической политике» [«Гарант»].

Грантами признаются денежные средства или иное имущество, передача которых удовлетворяет определенным условиям, но уже оговоренным Налоговым кодексом РФ (ст. 251 п.1 подпункт 14). Или труд добровольцев (волонтеров), как правовая форма согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 15), является источником формирования

имущества благотворительных организаций. Тогда как само положение о деятельности добровольцев в российском законодательстве отсутствует. Отсутствует какая-либо официальная статистика и учет вклада добровольческого труда в развитие общества,

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

несмотря на то что эта форма благотворительной деятельности в России набирает обороты.

Также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 3) введено понятие «участники

благотворительной деятельности», которые условно делятся на две категории: лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации. Ко второй категории относятся граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы,

благополучатели. Однако при целом ряде федеральных законов, посвященных деятельности благотворительных организаций, где достаточно четко прописаны организационные процедуры создания, регистрации, управления и реорганизации участников благотворительного процесса, нет полной ясности по целой совокупности важнейших вопросов. В частности, предстоит дать ответ на следующие вопросы:

1. Чем принципиально отличается роль благотворительной организации в благотворительном процессе от роли других некоммерческих организаций (далее -НКО), в уставе которых предусмотрена статья о благотворительной деятельности?

2. Каким образом статус благотворительной организации «увязан» с налоговыми и прочими мерами регулирования благотворительной деятельности?

Например, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определено, что право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации. Тем не менее в Налоговом кодексе РФ предоставление определенных льгот, связанных с благотворительностью, никак не увязано со статусом благотворительных организаций.

3. Каким образом законодательство закрепляет различные по функциональному назначению виды благотворительных организаций: с одной стороны, реализующих грантовые программы, а с другой стороны, выступающих грантополучателями в целях проведения собственных благотворительных мероприятий?

4. Являются ли некоммерческие организации участниками благотворительной деятельности?

В российском законодательстве в целом не закреплены и правовые особенности различных НКО как участников благотворительного процесса, прежде всего это касается такой организационно-правовой формы НКО, как фонд. То есть федеральным законом «О некоммерческих организациях» выделяются 3 самостоятельные разновидности фондов: «общественный фонд» (разновидность общественных

объединений), «фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма) и «негосударственный пенсионный фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма). Несмотря на ряд отличий в их правовом статусе (деятельность общественных фондов регулируется также Федеральным законом «Об общественных объединениях», а негосударственных пенсионных фондов Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), с точки зрения благотворительной деятельности трудно выделить какие-либо существенные различия при данной классификации фондов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют благотворительным организациям следующие виды поддержки:

- льготы при уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

- материально-техническое обеспечение и субсидирование (полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом);

- финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых этими организациями;

- размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

Органы государственной власти совместно с благотворительными организациями могут создавать советы (комитеты) по поддержке последних. Решения этих комитетов носят рекомендательный характер.

Поддержка и содействие развитию общественных инициатив, социальных практик гражданского общества никогда прежде не были государственным приоритетом в нашей стране. Причины этого в конечном счете сводились к тому, что на протяжении последних двадцати лет в трансформирующейся России у органов власти всегда были заботы более важные. Однако вклад негосударственных некоммерческих структур в повышение качества жизни населения, решение вопросов местного значения в последние годы уже не подвергались сомнению.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) [«Гарант»] содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

На реализацию этих задач направлены положения Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации в 2009-2010 гг., одобренные распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 №1054-р. Данные документы были разработаны Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Минспорттуризма России, Минкомсвязи России, Минприроды России, Минфином России.

В качестве приоритетных задач содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации Концепцией определены:

- обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в

благотворительной деятельности и добровольчестве, повышение доверия граждан к благотворительным организациям и организациям, осуществляющим

благотворительную деятельность;

- формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

- обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, фондов целевого капитала некоммерческих организаций, фондов местных сообществ, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;

- содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;

- развитие инфраструктуры информационно-консультационной и

образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

- формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса, в деятельности государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций.

Решение данных задач создает важные условия на институциональном уровне для развития благотворительной деятельности в нашей стране.

В августе 2014 г. аналитическим центром Юрия Левады было проведено исследования по вопросу оценки взаимоотношений государства и российских благотворительных организаций. Согласно исследованию, почти треть населения (31 %) затруднились сказать, какую позицию занимает государство по отношению к российским благотворительным организациям. Остальные же респонденты оценивают отношение государства к ним достаточно позитивно. Так, посчитали, что оно поощряет их развитие, 26 %, что оно налаживает сотрудничество с ними как с равноправными партнерами - 17 % респондентов. Практически каждый шестой (18 %) согласен с тем, что государство пытается помогать и сотрудничать с российскими благотворительными организациями, но делает это неумело. По мнению 10 % респондентов, государство игнорирует такие организации или относится к ним равнодушно; по оценкам 9 % опрошенных, государство пытается установить контроль над такими организациями. Лишь 2 % населения придерживаются совсем крайней точки зрения, полагая, что государство пытается российские благотворительные организации уничтожить. Отсутствие последовательной государственной политики в этой области отметили 9 % респондентов, и 6 % считают, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой государства в отношении российских благотворительных организаций [Аналитический центр...].

Справедливость такого распределения мнений находит подтверждение в оценках респондентов правильности/неправильности позиции государства по отношению к российским благотворительным организациям. Правильной эту позицию посчитали 43 %, неправильной - 20, и 37 % опрошенных затруднились определить свое мнение.

По мнению 44 % населения, государство должно создавать благоприятные условия для деятельности по возможности всех без исключения благотворительных организаций. Столько же сторонников у мнения, что это надо делать только для таких организаций, которые реально помогают людям, приносят им пользу. Гораздо меньше респондентов (18 %) указали, что помогать государство должно тем

благотворительным организациям, деятельность которых не наносит вреда обществу и стране. Для 16 % населения критерием в этом вопросе является участие организации в решении вопросов местной жизни в своем городе (селе, поселке). По 11 % населения отметили, что создавать благоприятные условия надо тем организациям, которые участвуют в выполнении задач, поставленных руководством страны, и тем, которые жертвуют большие суммы денег.

Участникам опроса было предложено также высказаться относительно того, вправе ли государство предъявлять российским благотворительным организациям определенные требования в обмен на свою поддержку, создание благоприятных условий для их развития. С этим тезисом согласно подавляющее число респондентов. Лишь 5 % населения против такой постановки вопроса - никаких требований предъявлять не нужно, и 9 % затруднились в определении конкретных требований. Каждый второй респондент акцентировал внимание на требовании строго выполнять законы. Почти так же часто (42 %) респонденты отмечали требование не участвовать в коррупции, уклонении от налогов, прикрытии недобросовестного бизнеса. Реже допускались требования предоставлять подробную и достоверную отчетность (34%),

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

вести высокоэффективную деятельность (20 %), согласовывать цели и задачи деятельности организации с государственными органами (18 %) и проявлять инициативность, вести активную деятельность (12 %). Менее 10 % респондентов поддержали следующие требования: следовать этическим нормам строже, чем в коммерческих организациях; не участвовать в политической деятельности; проявлять лояльность к власти, поддерживать ее инициативы; отказаться от поддержки из-за рубежа; отказаться от тесных контактов с бизнесом; ограничивать свою коммерческую (т.е. приносящую доход) деятельность.

Характерно, что, по данным исследования, 72 % россиян согласны с тем, что власти должны отслеживать истинные мотивы ведения деятельности в благотворительных организациях. Лишь 16 % имеют противоположное мнение. Чуть меньше было тех, кто затруднился ответить на этот вопрос.

Таким образом, большинство россиян согласны с тем, что государство должно неким образом контролировать отечественные благотворительные организации. Г оворя об определении объектов и приоритетов благотворительной деятельности, население склонно предоставить их выбор российским благотворительным организациям. Что же касается роли государства в этом процессе, то большинство опрошенных (43 %) высказались за то, чтобы оно информировало о государственных приоритетных целях и задачах и создавало условия для добровольного участия благотворительных организаций в их реализации. 28 % респондентов, напротив, посчитали, что государство никак не должно влиять на выбор приоритетов организаций. Почти каждый пятый (19 %) предпочел, чтобы оно определяло приоритеты и побуждало благотворительные организации к их реализации. Каждый десятый респондент затруднился ответить на этот вопрос.

Поставить на системную основу взаимодействие между государством и российскими благотворительными организациями возможно посредством программноцелевого подхода, и разрабатываемая Министерством экономического развития России17 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества способна сыграть в этом ключевую роль.

Анализируя мнения населения относительно того, в каких сферах благотворительная деятельность особенно необходима и какие направления должны получить максимальную государственную поддержку в ближайшие годы, можно сделать вывод о близости соотношения этих двух распределений (см. рис.).

17 Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

Охрана материнства, отцовства и детства, преодоление детской беспризорности

Помощь социально уязвимым слоям населения (инвалиды, престарелые, малоимущие и т.п.)

Образование (среднее, высшее, непрерывное) и повышение квалификации

Охрана здоровья и медицина

Научные исследования, техническое творчество и т.п.

Благоустройство жилья, дворов, улиц

Физкультура и спорт

Культура и искусство, художественное творчество

Охрана природы, экология

Охрана памятников истории и культуры, музеи

Правозащитная деятельность

Защита общественных интересов и поддержка инициатив граждан, местное самоуправление

Международный культурный обмен

Независимые средства массовой информации

Затрудняюсь ответить

□ Особенно необходима И Должна получить господдержку в ближайшие годы

Распределение ответов респондентов на вопрос «В каких отраслях социальной сферы благотворительная деятельность является особенно необходимой и в каких отраслях она должна получить максимальную государственную поддержку в ближайшие годы?»

Так, по мнению большинства россиян, благотворительность в России сегодня особенно необходима в сфере охраны материнства, отцовства и детства (на это указали 67 % опрошенных). По мнению 62 % опрошенных, государственная поддержка в ближайшие годы должна оказываться этой сфере в первую очередь. На втором месте в рейтинге респондентов относительно нуждаемости в помощи указаны социально уязвимые слои населения (36 % респондентов), о том, что им нужна государственная поддержка, высказались уже 39 %. Потребность образования и медицины в благотворительности отметили по 32 % участников опроса, также высок процент подчеркнувших необходимость их государственной поддержки - 26 и 37 % соответственно. Остальные отрасли социальной сферы, по мнению населения, не так остро нуждаются в благотворительной деятельности, и государственная поддержка им должна оказываться, но не в первую очередь. Предложения государству по содействию благотворительной деятельности в стране высказали менее половины (44 %) опрошенных [Аналитический Центр...].

О 10 20 30 40 50 60 70%

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом для повышения активности населения в сфере благотворительной деятельности в формах пожертвований и добровольного труда на безвозмездной основе государству следует:

- морально поощрять и вознаграждать как представителей благотворительных организаций, так и частных благотворителей, жертвователей;

- предоставить льготы для жертвователей и снизить/отменить налоги на осуществление благотворительной деятельности;

- формировать положительный образ, привлечь внимание к деятельности благотворительных организаций;

- создать благоприятные социально-экономические условия в стране, в частности поднять заработную плату, улучшить благосостояние населения (повысить доходы, чтобы было чем делиться);

- сотрудничать с благотворительными организациями, создавать благоприятные условия для развития этих организаций, в частности поднимать профессионализм работников третьего сектора, содействовать улучшению инфраструктуры и финансовой стабильности;

- повысить контроль над деятельностью благотворительных организаций;

- не вмешиваться в деятельность благотворительных организаций.

Институциональная благотворительность в настоящее время находится в том же

ценностно-нормативном континууме, что и все россияне, — разобщенность, недоверие к внешней сфере и профессиональному сообществу, переживание по поводу своей уникальности наряду с опасениями зыбкости своих позиций. Но сейчас, на всплеске интереса к благотворительной деятельности как во всем мире, так и в России есть шанс консолидированно решить наболевшие проблемы, определить стратегию развития.

Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (05)

Рыбальченко М, Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитический Центр Юрия Левады [Электронный ресурс]. URL: www.levada.ru (дата обращения: 29.10.2014).

Благотворительность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

История благотворительности в России: царской, советской и современной // РИА Новости - 26.02.2013 [Электронный ресурс]. URL:

http://ria.ru/spravka/20130226/924715394.html (дата обращения: 29.10.2014).

Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси (По изданию: Богословский вестник. Январь 1892. Сергиев Посад. с. 89, печатается с сокращениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Klyuchevsky_ru.htm (дата обращения:

01.12.2014) .

Меценат // Википедия - свободной энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D 1%82 (дата обращения: 02.12.2014).

Официальный сайт правовой системы «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.10.2014).

Официальный сайт правовой системы «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2014).

Сайт Форума международных благотворительных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.ngo.ru (дата обращения: 12.11.2014).

Союз благотворительных организаций России - благотворительность, благотворительная деятельность, меценатство, спонсорство, благотворительность в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbornet.ru (дата обращения: 12.11.2014).

Мировой рейтинг благотворительности 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cafrussia.ru/page/mirovoi_reiting_blagotvoritelnosti_2014 (дата oбращения:

18.11.2014) .

Мировой рейтинг благотворительности 2014: Россия на 126-м месте // Филантроп: электронный журнал о благотворительности [Электронный ресурс]. URL: http://philanthropy.ru/analysis/2014/11/18/18828/#.VKsEqpX9ki0 (дата oбращения:

21.11.2014) .

Сёмин А. Инвестиции в культурные ценности как базис формирования элиты современного российского общества // Вестник Международного института атиквариата «Мир исскуств». 2013. № 1(1). С. 8-13. URL: http://int-

ant.ru/docs/world art1/#/12/ (дата обращения: 21.11.2014).

Циткилов П.Я. История социальной работы: учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.