Научная статья на тему 'Благотворительность потребительской кооперации: проблемы организации учета и контроля'

Благотворительность потребительской кооперации: проблемы организации учета и контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благотворительность потребительской кооперации: проблемы организации учета и контроля»

Мнения, комментарии, разъяснения специалистов

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ

В.В. ПУГАЧЁВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита Московского университета потребительской кооперации

В статье рассматривается вопрос о необходимости измерения социальной миссии организаций потребительской кооперации, при выполнении которой они несут убытки в виде упущенной выгоды. Решение вопросов видится в создании фонда поддержки социальной миссии потребительской кооперации. Средства фонда являются важнейшим аргументом снижения ншогообложения.

Необходимость создания фонда поддержки социальной миссии потребительской кооперации (ФПСМ ПК)

В концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. имеется раздел: «Формирование единого кооперативного пространства». Главным преимуществом кооперации как системы хозяйствующих субъектов является: «организационное единство системы и общность экономических интересов кооперативов...».

Потребительскую кооперацию можно охарактеризовать следующим образом - это единый социально-экономический организм, функционирующий на принципах самоокупаемости и самофинансирования, объединяющий пайщиков и обеспечивающий население, и пайщиков в первую очередь, социально значимыми услугами, товарами и рабочими местами. Недаром потребительскую кооперацию называют «государство в государстве». И как всякий организм, потребительская кооперация должна иметь не только органы управления и регулирования, но и контроля. Контрольно-ревизионная служба - это та «нервная система», которая информирует центр о состоянии организаций потреби-

тельской кооперации, своего рода органы чувств, позволяющие дать объективную картину соблюдения законодательства и эффективности работы подразделений, участков и учреждений.

Концепция развития потребительской кооперации провозгласила, что ее деятельность направлена, прежде всего, на выполнение социальной миссии, на борьбу с бедностью. Известно, что помогать бедным может только богатый, крепко стоящий на ногах хозяин. Есть два пути укрепления финансово-экономического положения организаций потребительской кооперации:

• снижать затраты, обеспечивать сохранность активов и их эффективное использование;

• повышать цены на реализуемую продукцию собственного производства, на перепродаваемые товары, на оказываемые услуги и на выполняемые работы;

Первый путь - невозможен без соответствующего контроля, а также экономического регулирования и стимулирования. На это в основном и направлена деятел ьность контрол ьно- ре визион н ых служб, для этой цели и разработана «Инструкция о порядке проведения ревизий в организациях потребительской кооперации», которая является руководством к действию и обеспечивает единый методический подход для всех ревизоров.

Второй путь - повышение цен - казалось бы, неприемлем для социально ориентированных организаций потребительской кооперации. Однако, если не лукавить, следует отметить, что помогать бедным можно только за счет богатых слоев населения; поэтому должны быть две цены - для состоятельного и бедного покупателя или потребителя ус-

луг, чтобы получать сверхприбыль за счет богатых и предоставить скидку малоимущим. Должны быть две категории товаров и услуг - дорогостоящие для богатых и экономически доступные для бедных.

Хотелось бы остановиться более подробно на этом втором пути и попытаться раскрыть следующие вопросы:

1. Как измерить социальную миссию или объем социальной миссии, для того чтобы проконтролировать плановые и фактические расходы на выполнение социальной миссии?

2. Как организовать учет объема социальной миссии для бухгалтерского учета и для целей налогообложения и проконтролировать их достоверность?

3. Как запланировать необходимый объем социальной миссии и использовать эти показатели для обоснования государственной поддержки, и прежде всего снижения налогового бремени?

4. Как организовать контроль за правильностью формирования ФПС П К, целевым его использованием.

Продолжая сравнивать потребительскую кооперацию с единым организмом, необходимо отметить, что он должен иметь не только органы управления, регулирования и контроля, (т.е. не только центральную и периферическую нервные системы), но и единую финансовую систему (своего рода кровеносную систему, которая разносит питательные вещества к нуждающимся органам). Таким образом, система управления через потребительские общества и их союзы, вплоть до Центросоюза, должна быть дополнена хорошо отлаженной системой бюджетирования (кровоснабжения).

Частично такой механизм существует в виде резервного фонда и фонда развития, но, во-первых, их применение строго ограничено законодательно, а во-вторых, они не выполняют главной функции -перераспределение избыточных средств (за счет богатых) в пользу наиболее нуждающихся организаций потребительской кооперации, которые несут непосильное и несоизмеримое бремя социальной миссии.

Предлагается решение проблемы измерения, учета и последующего контроля объема выполненной социальной миссии путем создания и расходования ФПСМ ПК. Следовательно, потребуется соответствующий контроль за правильностью его формирования, начисления и использования. Однако предварительно остановимся на законодательных особенностях потребительской кооперации, позволяющих обосновать правомерность и необходимость создания такого фонда.

В статье 24 закона «О потребительской кооперации» указано, что доходы потребительского обще-

ства, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества... Аналогично записано по отношению к союзам потребительских обществ в ст. 31: «Союз может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов на осуществление уставной деятельности союза».

Отсюда следует, что доходы организаций потребительской кооперации должны быть равны расходам, ни о какой прибыли даже речи нет в законе о кооперации. И в этом смысл того, что потребительская кооперация является некоммерческой организацией, основной целью которой является выполнение социальной миссии по отношению ко всем беднейшим слоям сельского населения независимо от их участия в качестве пайщиков в потребительских обществах. Предпринимательская деятельность является всего лишь средством достижения основной цели.

В статье 2 ГК РФ записано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В то же время согласно ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям. В ст. 50 ГК РФ сформулировано, что некоммерческие организации -это юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученной прибыли между участниками.

Давно назрела необходимость разработки положений по бухгалтерскому учету некоммерческих организаций, имеющих свои особенности, тем более первый шаг уже сделан в приказе Минфина России от 29 июля 1998 г. N° 34н: «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» с учетом последних изменений и решений Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКП И 00-645. Практически в каждой статье данного приказа упоминаются некоммерческие организации: «...результаты (доходы или расходы) списываются на финансовые результаты у коммерческих организаций или на увеличение доходов (или уменьшение расходов) у некоммерческих организаций». Следовательно, никакой прибыли в организациях потребительской кооперации не должно быть, а аналогично учету в бюджетных организациях может быть превышение доходов над расходами. Поэтому применять счет 84 «Нераспределенная

прибыль (непокрытый убыток)» неправомерно в учете некоммерческих организаций и также нецелесообразно использовать его в бухгалтерском учете организаций потребительской кооперации.

Достаточно использование счета 99 «Прибыли и убытки», отражающего превышение доходов над расходами в качестве транзитного счета для его распределения по фондам. Таким образом, уже в бухгалтерском учете будет указываться только предпри-нимательский доход (т.е. превышение доходов над расходами), при распределении которого по фондам не все его части подлежат налогообложению. Например, фонд развития потребительской кооперации не более 4% от выручки согласно ст. 297 НК РФ не облагается налогом на прибыль организаций.

В ст. 16 закона «О потребительской кооперации» к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся: порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества. Аналогично в ст. 35 определены полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза -определение видов, размеров и условий формирования фондов союза.

Таким образом, организации потребительской кооперации имеют право создавать иные фонды, в том числе и фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации на всех уровнях системы потребительской кооперации.

Экономическая сущность социальной миссии потребительской кооперации и ее показатели

С позиций государства или общества в целом помощь беднейшим слоям населения в виде бесплатного или льготного обеспечения необходимыми вещами или услугами - это социальная, но не экономическая суть социальной миссии, которая может измеряться следующими показателями: в натуральном выражении:

• число пайщиков, обеспеченных продукцией собственного производства, товарами, работами и услугами бесплатно или по пониженным ценам (чел.);

• число населения, включая пайщиков, обеспеченных продукцией собственного производства, товарами, работами и услугами бесплатно или по пониженным ценам (чел.);

• число отдельных групп населения (чел.), которым оказаны социальные услуги или реализованы товары по льготным ценам (пенсионеры, инвали-

ды, дети, дети-сироты, матери с малолетними детьми, матери-одиночки, безработные и др.);

• число работающих в системе потребительской кооперации, включающее число новых рабочих мест, предоставленных безработным слоям населения;

• перечень продукции собственного производства, товаров, услуг и работ, предоставленных по пониженным ценам или бесплатно для индивидуального потребления (продукты питания, одежда и обувь, лекарства, услуги служб быта, ремонтные работы и т.д.);

• перечень продукции собственного производства, товаров, услуг и работ, предоставленных по пониженным ценам или бесплатно для совместного потребления и использования (детские площадки, детские спортивные дворовые сооружения, пункты бесплатного питания, организация праздничных и зрелищных мероприятий, ярмарок и т.д.);

• количество предоставленных льготных и бесплатных товаров, работ и услуг в натуральном выражении (килограммы, литры, кубометры и т.д.) др.;

в стоимостном выражении:

• количество предоставленных льготных и бесплатных товаров, работ и услуг в фактических ценах;

• количество предоставленных льготных и бесплатных товаров, работ и услуг в рыночных ценах;

• фактические расходы на капитальные вложения и подготовку кадров для обеспечения новых рабочих мест;

• фактические расходы на организацию культур-но-массовых мероприятий (ярмарок, праздников, концертов, соревнований и т.д.) и др. Перечисленные выше показатели в натуральном

и денежном выражении можно использовать для обоснования необходимости включения таких видов деятельности потребительской кооперации в государственные социальные программы с соответствующим целевым или совместным финансированием. В прессе и других средствах массовой информации указанные показатели могут фигурировать для демонстрации социальной миссии потребительской кооперации и ее участии в социальных государственных программах.

Показатели в стоимостном выражении позволяют обобщить объем работы организаций потребительской кооперации по выполнению социальной миссии. Перечисленные выше и подобные им показатели необходимы для расчета удельного веса деятельности по выполнению социальной миссии в общем объеме деятельности организаций потребительской кооперации, с целью доказательства зна-

чимости данной деятельности во властных структурах федерального и регионального уровня.

Так, в сборниках социально-экономических показателей развития потребительской кооперации приведены следующие данные за 2002 г.: на социальную поддержку населения израсходовано около 2 млрд руб. ( 1 958 011 тыс. руб.), в том числе:

• на бесплатную доставку товаров - 645 975;

• на реализацию хлеба ниже себестоимости -

59 280;

• на содержание планово-убыточных магазинов

701 146;

• на отпуск товаров в долг - 468 703;

• на бесплатные услуги населению 52 383;

• прочие льготы - 30 526.

Однако данные показатели даже в стоимостном выражении не характеризуют объем социальной миссии и вряд ли могут стать обоснованием снижения налогов и получения других льгот.

Экономическая суть социальной миссии потребительской кооперации заключается в дополнении или замене социально значимых действий государства, которые выполняются в недостаточном объеме или вовсе отсутствуют. Социальная миссия потребительской кооперации состоит в том, что ее организации берут на себя затраты по созданию достойных условий проживания и по обеспечению беднейших слоев населения социально значимыми товарами и услугами и (или) снижают расходы государственных органов на выполнение социальной миссии.

Основным измерителем объема социальной миссии организаций потребительской кооперации является размер упущенной выгоды, или недополученного предпринимательского дохода от предоставления различных дотаций.

Предпринимательское и социальное дисконтирование (снижение) цен

Следует различать предпринимательское и социальное дисконтирование цен на товары, услуги и работы.

Предпринимательское дисконтирование цен предназначено в основном для привлечения большего числа обеспеченных покупателей и заказчиков с целью получения дополнительного предпринимательского дохода от увеличения товарооборота. Та-

1В случаях когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

кое дисконтирование ничем не отличается от аналогичного приема выдачи дисконтных карт крупными торговыми фирмами. Снижение цен по таким картам не должно быть более 20% (обычно 5 -10%), чтобы не попасть под действие ст. 40 первой части Налогового кодекса РФ (далее - НК)1. Такие дисконтные карты обезличены и представляются всем желающим клиентам при определенных условиях и не ограничивают перечень и объем приобретаемых товаров и услуг по сниженным ценам. Целесообразность предпринимательского дисконтирования в небольших населенных пунктах, тем более селах и деревнях или там, где много транзитных покупателей, более чем сомнительна и экономически неоправданна. Сельский магазин потребительской кооперации, зачастую единственный, не имеет конкурентов и не может через предпринимательское дисконтирование привлечь больше покупателей, чем проживает людей на селе. Транзитный покупатель, возможно, и более богатый, не может быть постоянным покупателем или клиентом, которому нужна дисконтная карта. В таком положении находится большинство магазинов и служб быта потребительской кооперации, и только в крупных районных или областных центрах при наличии достаточного числа конкурентов экономически целесообразно осуществлять предпринимательское дисконтирование для привлечения клиента на свою сторону с целью получения дополнительного дохода от увеличения товарооборота.

Социальное дисконтирование цен предполагает выдачу дисконтных карт или дисконтных книжек конкретным малоимущим лицам, нуждающимся в социальной поддержке, т.е. дотация должна быть предназначена определенному лицу. К ним относятся и пайщики потребительских обществ, которые своим участием способствуют реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Социальные дисконтные карты или книжки должны быть лимитированы перечнем и объемом товаров и услуг, на которые распространяется дисконтирование. Это значит, что дотации представляются только на те виды товаров и услуг, которые имеют социальную значимость, без которых невозможна нормальная жизнь. Объем товаров и услуг, реализуемых со скидкой, с одной стороны, ограничивается количественно в зависимости от потребностей конкретных фупп малоимущего населения (это максимум), с другой, - экономическими возможностями организаций потребительской кооперации.

Цель социального дисконтирования заключается в дополнении прожиточного минимума людей, которое не обеспечивается государственными средствами. Поэтому социальное дисконтирование должно быть существенным и может превышать уста-

новленный налоговым законодательством предел в 20%, так как не направлено на получение дополнительного дохода. В связи с этим должен быть четко определен круг малоимущих слоев населения, которым будут предоставлены социальные дисконтные карты (книжки), и денежный доход которых действительно ниже прожиточного минимума в данном регионе. Необходимо определить перечень товаров и услуг, а также лимит их предоставления клиентам, чтобы обеспеченные слои населения не получали социальных льгот через использование дисконтных карт (книжек) малоимущих.

Ставки дисконтирования, перечень льготируемых фупп населения, перечень льготных товаров, работ и услуг, а также их объем устанавливаются не только исходя из финансовых возможностей потребительского общества, но и централизованной поддержки организаций потребительской кооперации и утверждаются общим собранием пайщиков (или советом, если его компетенция в этом вопросе утверждена соответствующим уставом). Централизованная поддержка социальной миссии организациям потребительской кооперации, которым недостаточно своих экономических возможностей, осуществляется через фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации.

Кстати, в «Концепции развития потребительской кооперации...» записано, что количество льготируемых товаров и услуг должно соответствовать рекомендациям научно-практических конференций. На наш взгляд, только утвержденные представительными органами потребительской кооперации количество, состав и дисконтная ставка могут иметь нормативный статус для доказательства необходимости льготирования организаций потребительской кооперации в налоговых и других властных структурах. А для контрольно-ревизионной работы эти показатели будут являться критерием соблюдения нормативных актов потребительской кооперации.

Примерный перечень дисконтных ставок и льготируемых лиц может быть следующим:

• предпринимательская дисконтная карта - 10% (для всех постоянных клиентов, желающих иметь скидку на товары, работы и услуги);

• социальная лимитированная дисконтная карта (книжка):

^ пайщик-20%;

^ работники потребительской кооперации, имеющие доход ниже прожиточного минимума, - 20%; ^ пенсионер, проживающий в сельской местности, - 30%; ^ пайщик, являющийся пенсионером, - 35%; ^ инвалид, проживающий в сельской местности, - 40%;

^ пайщик, являющийся инвалидом, - 45%; ^ дети до 7 лет, проживающие в сельской местности, - 40%; ^ дети-сироты до 14 лет - 50%; ^ матери с грудными младенцами, проживающие в сельской местности, - 40%; ^ одинокие матери с детьми до 7 лет, проживающие в сельской местности, - 30%; ^ безработные - 30%; ^ другие группы льготируемых лиц. Список льготируемых групп населения может быть расширен (например, беженцы, дети - инвалиды и др.) или сокращен по решению общего собрания пайщиков или представителей в зависимости от финансовых возможностей и накопленных средств в фонде поддержки социальной миссии. Минимальный перечень льготируемых лиц должен обязательно включать пайщиков, создавших данное потребительское общество, ради которых, в первую очередь, существует потребительская кооперация.

Объем и список льготных товаров и услуг может быть расширен, учитывая специфику потребительской корзины социально значимых товаров, работ и услуг для данной местности, и утвержден советом общества или союза. Например, в потребительскую корзину прожиточного минимума наверняка не включены ремонт частного жилья, заготовка сена и обеспечение другими кормами животных домашнего подворья, доставка товаров и крупногабаритных грузов на дом, вспашка огородов и др.

Список товаров, работ и услуг, включенный в официальную потребительскую корзину прожиточного минимума, сокращаться не должен. Ставки социального дисконтирования (проценты скидок) должны быть едиными по всем организациям потребительской кооперации, чтобы пайщик или другое льготируемое лицо могли получить льготный товар или услуги в любом регионе страны, где имеются организации потребительской кооперации.

Таким образом, уже при установлении социальных дисконтных ставок должно быть финансовое обоснование, правовое разрешение и системный учет льготируемых лиц и предоставленных льгот. Требуется плотный и постоянный контроль, ревизионная работа по предупреждению соблазна предоставлять льготы обеспеченным группам населения под прикрытием малоимущих.

До тех пор пока не будет разработано положение по бухгалтерскому учету некоммерческих организаций с отражением специфики потребительской кооперации и не одобрено Минфином России, необходимо организовать управленческий учет социально значимых расходов в системе потребительской кооперации как неотъемлемой части внутрен-

него контроля. Для придания этому учету нормативного статуса придется в учетную политику организаций потребительской кооперации записать порядок учета предпринимательского дохода, нормы отчислений в ФПСМ ПК и учет целевого использования средств ФПСМ ПК на погашение упущенной выгоды от выполнения социальной миссии.

Опыт организации управленческого учета в системе потребительской кооперации имеется, в частности многие показатели указываются в Книгах данных о подворьях. Аналогично можно организовать ведомость учета объема социальной миссии, которая должна быть единой, утвержденной по всем организациям потребительской кооперации.

О материально-денежном измерении объема социальной миссии

Чтобы входить во властные структуры и требовать выполнения положения закона о государственной поддержке организаций потребительской кооперации в случае выполнения социальной миссии, необходимо иметь четкое количественное измерение объема социальной миссии в виде Положения о его учете, утвержденного приказом об учетной политике.

Количественный измеритель социальной миссии потребительской кооперации в денежном выражении сводится в основном к объему социальных дотаций.

К социальным дотациям целесообразно отнести:

• скидки (в том числе и 100%) на продукцию собственного производства, перепродаваемые товары, работы и услуги, предназначенные как для пайщиков, так и для малоимущих слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети, дети-си-роты, матери с малолетними детьми, матери-одиночки, безработные и др.);

• скидки (в том числе и 100%) на продукцию собственного производства, перепродаваемые товары, работы и услуги, предназначенные для оптовых потребителей - юридических лиц, участвующих в выполнении социальной миссии (организации потребительской кооперации и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы);

• скидки (в том числе и 100%) на продукцию собственного производства, перепродаваемые товары, работы и услуги, предназначенные для коллективного (обезличенного) потребления и использования (детские площадки, детские спортивные дворовые сооружения, пункты бесплатного питания, организация праздничных и зрелищных мероприятий, ярмарок и т.д.);

• разницу между официальной рыночной и фактической стоимостью продукции собственного производства, товаров, работ и услуг (дотация);

• сумму пособий по безработице, от которых освобождаются государственные социальные органы (снижение расходов государственных органов на выполнение социальной миссии) в случае обеспечения безработных слоев населения рабочими местами;

• разницу в стоимости закупленной продукции у населения по фактической и рыночной цене в случае заготовок продукции у населения по ценам выше сложившихся.

Правомерно в объем социальной миссии относить дотации по предоставлению продукции собственного производства, товаров, работ и услуг пайщикам - физическим лицам, даже не входящим в категорию малоимущих слоев населения, потому что они своим участием обеспечивают существование организаций потребительской кооперации, выполняющих социальную миссию. Однако в налоговых органах такую дотацию могут не принять для целей налогообложения.

Целесообразно рассчитывать два показателя объема социальной миссии потребительской кооперации - финансовый, или общий для целей налогового учета, и налоговый.

Финансовый, или общий, объем социальной миссии представляет собой упущенную выгоду организациями потребительской кооперации от предоставления социальных дотаций в отчетный период (месяц, квартал, год, пятилетку и т.д.). Срок дотации (отчетный период) по сумме пособий по безработице за предоставленные рабочие места определяется либо сроком трудового контракта, либо сроком освоения производственных мощностей вновь введенного производственного (предпринимательского) объекта, либо испытательным сроком вновь принятого на работу, либо иными установленными сроками, а при их отсутствии - календарным годом.

Упущенная выгода для организаций потребительской кооперации измеряется разницей между стоимостью всей продукции собственного производства, перепроданных товаров, работ и услуг, которые можно было бы реализовать по фактическим ценам для нельготируемых групп населения или юридическихлиц, и фактическими поступлениями денежных средств от продаж за отчетный период согласно бухгалтерскому учету.

В случае предоставления продукции собственного производства, перепродаваемых товаров, работ и услуг для нельготируемых групп населения и юридическихлиц ниже рыночной цены количественной мерой объема социальной миссии является разница между стоимостью всего объема, рассчитанного

по официальной рыночной цене2, и фактическими поступлениями денежных средств от продаж за отчетный период согласно бухгалтерскому учету. К упущенной выгоде прибавляются условные дотации от предоставления рабочих мест безработным (пособия по безработице) и дотации при заготовке у населения по завышенным ценам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схематично три варианта расчета показателя финансового объема социальной миссии можно представить следующим образом (рис. 1 - 3).

Условные обозначения на рисунках - объем предоставленных товаров, работ и услуг по ценам: / - без скидок нельготируемому населению;

2 - со скидкой 10% по предпринимательским дисконтным картам;

3 - со скидкой 20% пайщикам и работникам потребительской кооперации, имеющим доход ниже прожиточного минимума;

4-со скидкой 30% пенсионерам,одиноким матерям с детьми до 7 лет и безработным;

5- со скидкой 35% пайщикам-пенсионерам;

6 - со скидкой 40% инвалидам, детям до 7 лет и матерям с грудными младенцами;

7- со скидкой 45% пайщикам инвалидам;

8- со скидкой 50% детям-сиротам до 14 лет;

9- со скидкой 100% (бесплатное предоставление отдельных товаров, работ и услуг).

Заштрихованная область рисунка представляет собой упущенную выгоду или финансовый объем социальной миссии организации потребительской кооперации Жирной тройной линией выделен объем реализации, рассчитанный по официальным рыночным ценам.

Официальная рыночная цена согласовывается с налоговыми органами для единства мнения и ус-

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 1. Финансовый объем социальной миссии (выше рыночной цены)

* Согласно п. 11 ст. 40 первой части НК при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

танавливается для всего региона, так как в отдельных сельских и других населенных пунктах с низкой покупательной способностью населения цены являются, как правило, вынужденно демпинговыми, а не рыночными, а затраты, наоборот, более высокими.

Показатель общего объема социальной миссии необходим:

• для обобщенной оценки расходов организаций потребительской кооперации на выполнение социальной миссии (упущенная выгода);

• для контроля над расходованием ФПСМ ПК;

• для обоснования размера государственной поддержки организаций потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях. Налоговый объем социальной миссии (или объем

социальной миссии для налогового учета) представляет собой разницу между стоимостью всей предоставленной продукции собственного производства, товаров, работ и услуг, которые могли бы реализовать по официальной рыночной цене, и фактическими поступлениями денежных средств от продаж за отчетный период согласно бухгалтерскому учету.

Показатели финансового объема социальной миссии при реализации нельготируемому населению в соответствии с рыночной ценой (рис. 2) и ниже рыночной цены (рис. 3) совпадают с показателем налогового объема социальной миссии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 2. Финансовый объем социальной миссии (в соответствии с рыночной ценой)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 3. Финансовый объем социальной миссии (ниже рыночной цены)

Показатель налогового объема социальной миссии необходим:

• для обоснования размера льгот по налогообложению в налоговых органах и других властных структурах федерального и регионального уровня;

• для доказательства отсутствия нарушения налогового законодательства, связанного с занижением цен, в том числе при расчете с аффилированными и другими взаимозависимыми лицами3.

Фактически все пайщики согласно Н К являются аффилированными или взаимозависимыми лицами по отношению к организациям потребительской кооперации.

Организация учета предпринимательского дохода и экономическое стимулирование плановых отчислений в ФПСМ ПК

В будущее положение по бухгалтерскому учету некоммерческих организаций, конечно же, необходимо в план счетов в разд. У1И «Финансовые результаты» ввести счет, например, 95 «Предпринимательский доход организации потребительской кооперации». В отчетной форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» в разд. II «Операционные доходы и расходы» ввести строку «Упущенная выгода от выполнения социальной миссии» и строку «Поступления из фонда поддержки социальной миссии потребительской кооперации».

В особенностях положения бухгалтерского учета для организаций потребительской кооперации (ПБУ ПК) необходимо внести элементы управленческого учета для отражения операций по выполнению социальной миссии организаций потребительской кооперации. Разработать первичные документы и регистры бухгалтерского учета, отражающие законность, обоснованность, точность создания ФПСМ ПК, обоснованность планирования, точность учета и распределения предпринимательского дохода, полноту и своевременность накопления и целевое использования ФПСМ ПК. В системном бухгалтерском учете должны быть определены названия и предназначения счетов (с 30 по 39, предусмотренные Минфином России в качестве резерва) для организации управленческого учета, и в частности для контроля за расходованием ФПСМ ПК.

А в настоящее время до одобрения Минфином России ПБУ ПК необходимо организовать такой же учет в рамках управленческого учета, но единого для всех организаций потребительской кооперации и

1 Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.

утвердить его решениями общих собраний для придания ему статуса нормативного. Полученные итоги данного учета, несомненно, будут важнейшим аргументом необходимости отражения особенностей учета в потребительской кооперации как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.

Парадоксальным для некоммерческих организаций является положение в бухгалтерском и налоговом учете, когда расходы признаются только по реализованным товарам, работам и услугам. Это положение приемлемо только для коммерческих организаций, так как выручка от бесплатного предоставления товаров, работ и услуг не отражается в учете, следовательно, формально и расходы нельзя списывать. А сам факт занижения цены реализации на 100% может привести к тому, что налоговые органы для расчета налогооблагаемой прибыли посчитают рыночную цену и доначислят налог со всеми вытекающими последствиями, а с позиций НДС начислят налог на всю сумму, как на безвозмездно переданное имущество.

Мало того что организации потребительской кооперации имеют убыток от социальной миссии, их еще «накажут» налоговыми санкциями и формально будут правы, потому что отсутствуют положения, отражающие особенности бухгалтерского и налогового учета некоммерческих предприятий, в том числе и потребительской кооперации. Дополнительные трудности в учете социальной миссии и контроле за правильным отражением ее объема окупятся сторицей, только сначала необходимо потерпеть, т.е. организовать и отладить учет социальной миссии, получить результаты и выходить с этими аргументами во властные структуры.

Руководители контрольно-ревизионных управлений, председатели ревизионных комиссий и ревизоры ежедневно сталкиваются с этими проблемами в своей работе. Вот почему многие вопросы, задаваемые с мест от председателей и бухгалтеров, остаются нерешенными и неразрешимыми.

Если придерживаться того, что организации потребительской кооперации являются некоммерческими, то необходимы плановые сметы доходов и расходов из расчета реально сложившихся цен на товары, услуги и работы без учета скидок и льгот. Это так называемые нормативный доход и расход, а разница между ними - плановый предпринимательский доход. Отсюда можно рассчитывать норму дохода на 1 руб. расхода, которая нужна будет для стимулирования и контроля за эффективностью предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации. В нормативных расходах следует заложить только гарантированную часть фонда оплаты труда с начислениями по единому социальному налогу, которая должна составлять 50

- 60% всего планового фонда оплаты труда с начислениями. Оставшиеся 40 - 50% фонда с начислениями должны быть в составе предпринимательской прибыли в виде процентов от плановой предпринимательской прибыли. Это заставит работников и руководителей организаций потребительской кооперации стремиться к получению максимальной прибыли за счет увеличения товарооборота и объема предоставляемых услуг, а также снижения расходов в расчете на 1 руб. доходов.

Остальная часть плановой предпринимательской прибыли распределяется в процентном отношении в резервный фонд, в фонд развития, в ФПСМ ПК и другие утвержденные фонды. Таким образом, стремясь получить достойную дополнительную оплату труда из предпринимательской прибыли, исподволь организации потребительской кооперации будут увеличивать отчисления в фонды потребительской кооперации. Другими словами, чем выше доходность, тем больше будет пополняться ФПСМ ПК, т.е. богатый будет отчислять в пользу бедного.

Отчисления в ФПСМ ПК разбиваются в процентном отношении на 3 части:

• ФПСМ ПО - фонд поддержки социальной миссии потребительского общества (например 70% фонда);

• ФПСМ ПС - фонд поддержки социальной миссии потребсоюза (областного, краевого или республиканского, например 20% фонда);

• ФПСМ ЦС - фонд поддержки социальной миссии Центросоюза (например 10% фонда).

При превышении плановых расходов наддохо-дами (если это обосновано, что потребует досконального контроля со стороны ревизионной службы), естественно, плановая предпринимательская прибыль будет в виде убытка, тогда отчисления в фонды не планируются, а погашение убытка, в том числе и дополнительной оплаты труда, будет осуществляться из накопленных централизованных фондов - ФПСМ ПС и ФПСМ ЦС. В данном случае предполагается, что плановый убыток получен в результате выполнения социальной миссии, и работники не имеют высокой зарплаты, покрывающей прожиточный минимум (что будет являться количественным лимитом).

По прибыльным потребительским обществам при планировании нормы отчисления в ФПСМ ПК исходят из максимально необходимого объема социальной миссии, который необходимо оказать, и уменьшают его до той величины, которая накоплена в ФПСМ ПО, что составляет собственный накопленный фонд. Уменьшение максимально возможной величины социальной миссии происходит, как уже указывалось, за счет сокращения списка льготируемых лиц, перечня льготных товаров и услуг и

объема предоставленных товаров и услуг по льготным ценам. Норма скидки по дисконтным картам остаются неизменными для всех потребительских обществ. Список льготируемых лиц и перечень льготных товаров и услуг должен быть постоянным в течение нескольких лет, а перечень - не уменьшаться, так как это будет выглядеть как ухудшение в социальном обеспечении, к которому быстро привыкают льготируемые слои населения.

По безубыточным и убыточным потребительским обществам объем социальной миссии рассчитывается из реально накопленных средств в ФПСМ П К всех уровней и утверждается не только на уровне потребительского общества, но и на областном уровне (краевом или республиканском), а при нехватке ФПСМ ПС - и на уровне Центросоюза из ФПСМ ЦС.

В действительности получается так, что в регионах, где требуется большой объем социальной помощи, прослойка населения с хорошей покупательной способностью малочисленна или вовсе отсутствует, именно там организации потребительской кооперации убыточны или малоприбыльны, именно здесь необходим наибольший объем социальной миссии.

Расчет фактического объема социальной миссии для бухгалтерского учета и для целей налогообложения и организация эффективного

контроля за использованием ФПСМ ПК

Задачи контрольно-ревизионной службы потребительской кооперации в данном вопросе выходят за рамки обычных ревизий с документальными проверками соблюдения законности. Значительную часть контрольно-ревизионной работы должен составлять экономический и финансовый анализ. Деятельность ревизионных комиссий должна быть, в частности, направлена на контроль обоснованности создания, правильности формирования и целевого использования ФПСМ П К. Тем более от предпринимательской прибыли зависят не только отчисления в ФПСМ ПК, но и дополнительная ежемесячная оплата труда работников.

Помимо регулярных ревизионных проверок, которые констатируют уже свершившиеся нарушения, необходимо организовать текущий контроль (надзор или мониторинг) в целях совершенствования системы внутреннего контроля организаций потребительской кооперации, при эффективной работе которой нарушения будут предупреждаться, а при их появлении - оперативно устраняться.

В рамках существующей контрольно-ревизион-ной службы необходимо выделить ответственных лиц, осуществляющих постоянный надзор за эф-

фективностью функционирования системы внутреннего контроля, выявления слабых сторон и дальнейшего ее совершенствования, так называемых внутренних аудиторов. Их работа включает функции постоянного надзора и эксперта, подготавливающего аналитическую информацию для проведения плановой ревизии или инициализации внеплановой ревизии, в которых внутренний аудитор также участвует. Выделить таких специалистов можно из числа экономистов, закрепив их соподчиненность по функциональным признакам за председателями ревизионных комиссий или руководителями контрольно-ревизионных управлений. Такие экономисты не реже 1 раза в месяц будут предоставлять в ревизионную комиссию необходимые аналитические выводы, втом числе и по накоплению и расходованию ФПСМ ПК.

Центрами учета предпринимательской прибыли должны стать структурные подразделения потребительских обществ, специалисты которых готовят на утверждение в представительные органы потребительского общества плановую смету доходов и расходов (например, заведующие магазинов, оптовых баз, парикмахерских, аптек и т.п.).

Максимальная потребность обслуживаемого населения в социальной поддержке рассчитывается следующим образом (примерная форма учета и показатели представлены в табл. 1).

1. Стоимость годовой потребительской корзины по льготируемым группам населения, и прежде всего для работников потребкооперации, умножают на их численность - это максимальная потребность с позиций государства. Прибавляется рыночная стоимость работ и услуг, оказываемых потребительским обществом, но которые не предусмотрены официальной потребительской корзиной, в том числе и на коллективные нужды совместного пользования (утвержденные общим собранием пайщиков).

2. Складываются годовые доходы (зарплаты, пенсии, инвалидности, пособия по безработице, дотации и т.п.) льготируемых групп населения (утвержденные общим собранием пайщиков).

3. Разница между максимальной потребностью (п. 17 табл. 1) и совокупным доходом населения (п. 9 табл. 1) представляет собой максимально необходимый объем социальной миссии обслуживаемых населенных пунктов. (Это то, что не-

Таблица I

Сведения, необходимые для обоснования и расчета максимального объема социальной миссии потребительского общества (название) на (плановый период)

№ п/п Сведения о потребительском обществе Показатели

1 Адрес

2 Названия обслуживаемых населенных пунктов и их категория (город, ссло и т.д.)

3 Численность населения в обслуживаемых населенных пунктах (чел.)

4 Льготируемые группы населения (чел.) и размер дисконтирования цен (%), в том числе: пайщики работающие (20%), пайщики - пенсионеры - (30%), пайщики - инвалиды (40%), безработные (20%) и т.д.

5 Фонд оплаты груда работающих пайщиков (тыс. руб. в год)

6 Средний размер пенсий по старости с региональными надбавками (тыс. руб. в год)

7 Средний размер пенсий по инвалидности (тыс. руб. в год)

8 Средний размер пособий по безработице (тыс. руб. в год)

9 Совокупный годовой доход льготируемого населения и работников потребкооперации (тыс. руб.)

10 Официальный прожиточный минимум для данного региона исходя из потребительской корзины (тыс. руб. в год)

11 Состав и стоимость потребительской корзины для поддержания прожиточного минимума - перечень групп товаров и услуг, потребляемых за год - тыс. руб., всего. В том числе: хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясо и мясные изделия, рыба и рыбопродукты, аптечные товары, и т.д. (продолжить), верхняя одежда (по перечню), бытовые услуги (по перечню), и т.д. (продолжить)

12 Планируемые расходы на строительство детских площадок в рыночных ценах (тыс. руб.)

13 Рытье колодцев (тыс. руб.)

14 Заготовка дров (тыс. руб.)

15 Доставка крупногабаритных грузов на дом (тыс. руб.)

16 И другие работы и услуги социальной миссии ПК

17 Максимально необходимые годовые расходы по социальной миссии обслуживаемого населения и работников потребительского общества (тыс. руб.)

18 Максимально необходимый головой объем социальной миссии (тыс. руб.)

додают государственные органы, в том числе и органы социального обеспечения для выполнения минимальных требований поддержания жизненного уровня людей, для которых сами же государственные органы определили прожиточный минимум - потребительскую корзину.) На следующем этапе необходимо рассчитать и обосновать реальный плановый объем социальной миссии (ПОСМ), который может выполнить данное потребительское общество, в отличие от максимально необходимого объема (согласно расчету, представленному в табл. 1). Для этого необходимо сначала рассчитать предпринимательский доход на планируемый год (примерная форма сводного регистра управленческого учета и показатели представлены в табл. 2).

В графе 3 табл. 2 указываются объемы продаж по плановым ценам без учета льгот и скидок, а в графе 4 - те же объемы продаж, но по рыночным ценам. В случае превышения рыночной стоимости отдельных товаров и услуг над плановыми в графе 5 указывается эта разница. Сумма по графе 5 указывает на дотационность данного потребительского общества товарам, работам и услугам. Другими словами, это одна из составляющих планового объема социальной миссии (ПОСМ), которая должна быть компенсирована из ФПСМ ПО, а при недостатке (убыточности ПО) из ФПСМ ПС или ФПСМ ЦС. Внутренний аудитор (выделенный из экономистов аналитик) изучает возможность устранения дотаци-онности отдельных позиций путем поиска более дешевого сырья или товара, соответствующего поставщика, получения скидки (социального демпинга на цены) от поставщиков системы потребительской кооперации и др. Далее внутренний аудитор представляет отчет - рекомендацию о возможных вариантах снижения или устранения дотационности или о необычных отклонениях, выявленных при анализе, для более тщательной проверки ревизионной комиссии «на выезде» обоснованности и законности плановых показателей ПО.

В графе 6 представляется полная (коммерческая) плановая себестоимость, выполненная спосо-

бом калькуляции, утвержденным «Учетной политикой предприятия», и рассчитанная в плановых ценах по статьям расходов с учетом плановых начислений налогов и сборов, включгемых в себестоимость. В графу 6, в себестоимость не включается 40% (или 50%) гарантированной оплаты труда (утвержденная общим собранием пайщиков), которая будет начисляться из предпринимательского дохода от основной деятельности, при се наличии.

В результате возможны три варианта:

• наличие предпринимательского дохода;

• отсутствие предпринимательского дохода (когда он близок к нулю);

• убыток (отрицательный предпринимательский

доход).

Но при этом потребительское общество может иметь или не иметь накопленные средства в ФПСМ ПО.

В случае отсутствия планового предпринимательского дохода от основной деятельности или наличия убытка внутренний аудитор - аналитик должен дать анализ реальности цен и обоснованности объемов, включаемых в себестоимость элементов. При выявлении явных отклонений или подозрений на неадекватное планирование себестоимости по элементам в отчете ревизионной комиссии аудитор указывает на эти факты. Плановая смета доходов и расходов в данном случае может быть утверждена только после подтверждения ревизионной комиссии.

Если действительно после ревизионной проверки (или без нее при отсутствии сомнений внутреннего аудитора о неадекватности планирования доходов и расходов) подтверждается плановая убыточность или неприбыльность потребительского общества, тогда планируются отчисления, прежде всего из оставшихся накоплений ФПСМ ПО, затем при недостатке этих средств из ФПСМ ПС (централизованная часть фонда потребительского союза), а при необходимости из ФПСМ ЦС (централизованная часть фонда центрального союза) для компенсации, прежде всего, гарантированной части оплаты труда и для погашения упущенной по плану вы-

Хо п/п Наименования планируемых продаж товаров, работ и услуг Смета доходов Превышение доходов в рыночных ценах над плановыми (гр.4-гр.З) Плановая себестоимость товаров, работ и услуг Плановый предпринимательский доход от основного вида деятельности

в плановых ценах в рыночных ценах

1 2 3 4 5 6 7

Итого X X X

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения, необходимые для расчета плановой предпринимательской прибыли ПО (название)

на (плановый период), тыс. руб.

годы (сумма графы 5табл. 2). Величина выделяемых средств из ФПСМ ПС и ФПСМ ЦС определяется на основе рекомендаций ревизионных комиссий, исходя из потребностей всех дотационных ПО и накопленных средств в ФПСМ ПС ФПСМ ЦС.

В случае убыточности или безубыточности дальнейшее планирование объема социальной миссии (отпуск товаров и выполнение работ и услуг по сниженным ценам или бесплатно) согласовывается с потребительским союзом и утверждается его руководством после анализа накопленных средств в ФПСМ ПС и возможностей восполнения части социальной миссии потребительского общества Центросоюзом через ФПСМ ЦС.

В случае прибыльности потребительского общества предпринимательский доход подлежит распределению согласно утвержденным нормам (Общим собранием или Правлением, при предоставлении ему таких полномочий). Предпринимательский доход предназначен для уплаты налогов, не включаемых в себестоимость, и гарантированной части оплаты труда, выплачиваемой из этого дохода, а оставшаяся часть представляет собой предпринимательскую прибыль, предназначенную для распределения по фондам. Содержание предпринимательского дохода математически можно представить в следующем виде:

Пд ПО = Нн + Гфо + Пп,

где Пд ПО - предпринимательский доход от основной деятельности потребительского общества (сумма графы 7 табл. 2), Нн - налоговые начисления, не включенные в себестоимость (согласно налоговому учету), Гфо - гарантированная часть фонда оплаты труда, которая начисляется из предпринимательского дохода. Плановая часть Гфо утверждается втыс. руб. и в % к плановому доходу. Проценты (40 или 50) являются нормой начисления фактической доплаты работникам по результатам получения фактической величины предпринимательского дохода от основной деятельности; Пп - предпринимательская прибыль, которая распределяется по фондам потребительского общества - резервный, развития, ФПСМ ПК и др., если они предусмотрены решением общего собрания. Плановые размеры фондов утверждаются втыс. руб. и в % от предпринимательского дохода. Проценты являются нормой отчислений в соответствующие фонды после определения фактически полученной предпринимательской прибыли.

Фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации распределяется в % по отдельным фондам (ФПСМ ПО, ФПСМ ПС и ФПСМ ЦС), что является твердым нормативом для всех потребительских обществ, их союзов и Центросою-

за, который утверждается вместе с необходимостью организации ФПСМ ПК общим собранием (съездом) представителей потребительских обществ и их союзов, входящих в состав Центросоюза.

В зависимости от объема социальной миссии дотационных ОПС и ПО (ответ может дать только анализ объемов социальной миссии по регионам и районам) можно принять один из следующих вариантов норм распределения ФПСМ ПК по ФПСМ ПО, ФПСМ ПС, ФПСМ ЦС на планируемый год соответственно: 70%+20%+10% или 80%+15%+5% и другие варианты в зависимости от размеров предпринимательской прибыли, накопленных средств в ФПСМ ПК и необходимого объема социальной миссии в разных регионах страны.

На первоначальном этапе (один или два года) вероятнее всего необходимо сделать определенные накопления в ФПСМ ПК и, видимо, следует ограничить круг и объем социальной миссии до разумного предела, в частности, ограничившись, во-первых, только пайщиками и работниками системы потребительской кооперации и, во-вторых, минимальным объемом дотационных товаров работ и услуг. Затем следует постепенно увеличивать объем социальной миссии, расширяя круг лиц, виды и объем дотационных товаров работ и услуг, исходя уже из накопленного и запланированного размера ФПСМ ПК. Единственный предел планового объема социальной миссии для благополучных потребительских обществ и далеко недоступный для большинства регионов нашей страны является достижение уровня прожиточного минимума, скорректированного на дополнительные виды товаров, работ и услуг, необходимые в данном регионе, но не включенные в официальную потребительскую корзину.

Учет фактической предпринимательской прибыли потребительского общества и фактического объема социальной миссии начинается с учета продаж и себестоимости реализованных товаров, работ и услуг по трем позициям: без учета скидок и льгот, т.е. по фактически сложившимся ценам, с учетом скидок и льгот и по рыночным ценам. Себестоимость реализованных товаров, работ и услуг фиксируется по двум позициям: в фактических ценах с учетом скидок, предоставленных поставщиками, а также в рыночных ценах. Примерная форма сводного регистра управленческого учета фактического предпринимательского дохода, показателей объема социальной миссии, как общего, так и для целей расчета льгот по налогу на прибыль, представлена в табл. 3.

Сумма итогов графы 9 и 11 представляет собой объем бесплатно отпущенного товара и услуг, т.е. сумму, истраченную на благотворительность, что с экономической точки зрения является объемом со-

Таблица 3

Сведения, необходимые для расчета фактической предпринимательской прибыли ПО (название) за (отчетный период) и общего объема социальной миссии, тыс. руб.

№ п/п Наименования реализованных товаров, работ и услуг Объемы продаж Себестоимость Предприниматель-ский доход (убыток) от продаж (гр. 4-6) Общая упущенная выгода -объем скидок (гр. 3-4) Упущенная выгода по сравнению с рыночными ценами (гр- 5-4) Превышение себестоимости над ценой продаж по фактическим ценам (гр- 6-3) Превышение себестоимости над ценой продаж по рыночным ценам (гр. 7-5)

по фактическим ценам без учета скидок по фактическим ценам с учетом скидок4 По рыночным ценам по фактическим ценам с учетом скидок поставщиков по рыночны м ценам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Итого

Общий объем социальной миссии потребительского общества (сумма итогов граф 9+11)

Объем социальной миссии потребительского общества для расчета льгот по налогу на прибыль, компенсируемой из ФПСМ ПК (сумма итогов граф 10+12)

* Заполняется только по тем товарам, работам и услугам, по которым был социальный демпинг (снижение иен), при бесплатной передаме товара или выполнении услуг или работ в строке проставляется «О», в остальных случаях делается прочерк.

циальной миссии. Если к этой сумме добавить экономию государства на пособиях по безработице для лиц, работающих в ПО, то получится общий объем социальной миссии. Для целей обоснования льгот по налогу на прибыль объем социальной миссии считается по отношению к рыночной цене: (сумма графы 10 и 12). Эта же сумма должна восполняться из ФПСМ ПК - сначала из ФПСМ ПО, при нехватке средств - из ФПСМ ПС и, наконец, из ФПСМ ЦС.

В графе 3 указывается объем продаж по фактическим ценам без учета скидок, в графе 4-е учетом скидок и бесплатных продаж, а в графе 5 - по рыночным ценам. Внутренний аудитор анализирует данные показатели, чтобы сопоставить плановый и фактический объем скидок, а также перечень фактически льготируемых товаров и услуг. В случае расхождения выясняются причины, обоснованность и необходимость действий руководства ПО.

В графах 6 и 7 указывается себестоимость реализованных товаров, оказанных услуг и выполненных работ соответственно по фактическим и рыночным ценам. Фактическая себестоимость рассчитывается с учетом предоставленных поставщиками скидок и льгот. Внутренний аудитор анализирует причины превышения фактической себестоимости по сравнению с рыночной, ее обоснованность и правомерность установления рыночных цен на отдельные элементы себестоимости.

Благотворительность потребительской кооперации не всегда напрямую связана с фактически полученным предпринимательским доходом. Более того, социальная миссия ПК необходима чаще все-

го там, где деятельность ПО «планово-убыточная», нерентабельная из-за низкой покупательной способности обслуживаемого населения. Кроме того, как правило, убыточными становятся предметы и услуги первой необходимости, включаемые в потребительскую корзину из-за их массовости, доступности и в связи с этим низких наценок на них (так называемые «низкорентабельные» или «нерентабельные» товары и услуги). В связи с этим независимо от наличия или отсутствия предпринимательского дохода необходимо компенсировать упущенную выгоду от выполнения социальной миссии из ФПСМ ПК. Но компенсации подлежит только упущенная выгода по сравнению с рыночными ценами (объем социальной миссии для целей налогообложения - сумма граф 10 -12 табл. 3). Однако, чтобы у работников ПО не появилось желания всегда получать «пособие» из ФПСМ ПК, значительную часть фонда заработной платы (40 или 50%) они должны заработать, т.е. получить ее из предпринимательской прибыли.

В случае убыточности ПО (отрицательного предпринимательского дохода) для получения плановой гарантированной оплаты труда после подтверждения внутренним аудитором правомерности и обоснованности выделяются средства из резервного фонда для погашения убытка в этой части, а также для уплаты налогов, которые не включаются в себестоимость.

В случае получения предпринимательского дохода ниже запланированного (итоги по графе 8) дополнительная часть гарантированного фонда опла-

ты труда начисляется из двух источников в предельной сумме, предусмотренной плановой сметой (Гфо по вышеприведенной формуле). Одна часть Гфо начисляется в процентах, установленных в качестве нормы в формуле от фактического предпринимательского дохода, другая, оставшаяся часть Гфо, - из резервного фонда ПО. Оставшаяся часть предпринимательского дохода используется, прежде всего, на налоговые отчисления, не вошедшие в себестоимость. Если после обязательных отчислений остается часть предпринимательского дохода, называемого предпринимательской прибылью, то она распределяется по фондам в процентах, установленных плановой сметой (или записанных в уставе ПО).

В случае получения предпринимательского дохода выше запланированного (итого по графе 8) дополнительная часть гарантированного фонда опла-

ты труда начисляется в процентах от него без каких либо ограничений. Следовательно, чем выше фактический предпринимательский доход, тем выше дополнительная часть фронда оплаты труда. Одновременно больше и оставшаяся часть предпринимательского дохода, которая после начисления налогов представляет собой предпринимательскую прибыль.

Чем больше предпринимательская прибыль, тем больше в суммовом выражении отчисления в фонды поддержки социальной миссии, установленные в виде норм (в процентах) согласно плановым сметам. В результате появляется возможность совместить личную заинтересованность работников ПО в увеличении зарплаты и в выполнении большего объема социальной миссии, т.е. благотворительности по отношению к обслуживаемому населению.

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

47699

(11Н4ЕКС идцмиио

г» V ч ЛЧ7П1Л.1

Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях

Количество гомплектои

На 2004 год по месяцам:

Кому

(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛ

ЛИТЬ!'

ПН МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

47699

оошЕксигхлнил)

Бухгалтерский учет б бюджетных и

(МЛНМЫЮИЛЮ (К ИЗДАН ИХ)

некоммерческих органитциях_

Стои- подписки Руб коп Количество 1

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ Ру6. кип. комплекту

На 2004 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

Кому

(4ЛМИЛМЯ. ИЛИИИлЛЫ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.