Научная статья на тему 'Анализ социально-экономической эффективности потребительской кооперации'

Анализ социально-экономической эффективности потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономической эффективности потребительской кооперации»

^асцЬоси ^(саЯа^ншси

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ

Е.Л. ЕЛЕНЕВСКАЯ, кандидат экономических наук

В мае текущего года правительство приняло Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года», основная цель которой озвучена премьер-министром М. Касьяновым как сокращение разрыва в качестве жизни между горожанами и селянами. Для ее реализации правительство выделяет весьма скромную сумму -около 168 миллиардов рублей, причем из Федерального Центра будет профинансировано около 11%, остальное предполагается получить из других источников. В их числе названы местные бюджеты, спонсоры, в частности аграрно-продоволь-ственный бизнес. Свой вклад в пополнение доходной части бюджетов всех уровней вносят и организации потребительской кооперации, уплачивающие значительные суммы налоговых платежей. Ее организационная структура представлена на рис. 1.

Потребительская кооперация постоянно решает широкий спектр социальных задач в сельской местности. Потребительская кооперация Российской Федерации по своему организационно-экономическому содержанию является некоммерческой организацией, действующей в интересах удовлетворения потребностей миллионов членов-пайщи-ков в товарах, работах и услугах на относительно выгодных для них условиях, подчиняя этой цели предпринимательскую деятельность, не ставя во главу угла получение прибыли.

Основу потребительской кооперации составляют потребительские общества, большая часть которых функционирует в сельской местности, объединяя 10,5 млн пайщиков и обслуживая 35 млн сельских жителей, проживающих в 107 тысячах населенных пунктов. Они обеспечивают пайщиков и остальное сельское население товарами первой необходимости по относительно низким

ценам, занимаются, помимо торговли, самыми разнообразными видами деятельности: общественным питанием, закупками, промышленным и сельскохозяйственным производством, строительством, перевозками, оказывают широкий спектр бытовых и прочих услуг, создавая дополнительные рабочие места.

Потребительская кооперация на деле принимает активное участие в возрождении инфраструктуры села, способствуя обеспечению жизнедеятельности людей. В системе действуют более 60 тысяч магазинов, 2400 киосков и ларьков, рабо-

Пайщики

Потребительские общества (сельские, городские)

Районные потребительские общества (райпо)

Районные союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы)

Областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ

Центросоюз Российской Федерации (России)

Рис. 1. Организационная структура потребительской кооперации России

тают 6300 предприятий, оказывающих бытовые услуги населению1. В их числе предприятия по пошиву и ремонту одежды, обуви, фотоателье, парикмахерские, часовые мастерские, предприятия, занимающиеся строительством и ремонтом жилья, оказывающие ритуальные услуги.

Для того чтобы доставлять товары в глубинные населенные пункты, где экономически невыгодно работать предпринимателям, кооператоры ведут выездную торговлю через тысячу магазинов на колесах и открывают лавки на дому (почти 2000). Несмотря на то, что транспортные расходы тяжелым бременем ложатся на издержки потребительских обществ, товары в пределах одной кооперативной организации реализуются по одним ценам. Более трети сельских магазинов убыточны, но они не закрываются и продолжают обслуживать население часто в долг, предоставляя старикам и инвалидам, а также учреждениям бюджетной сферы (школам, больницам, детским садам) своеобразный беспроцентный кредит. Такой же кредит получают от кооперативных организаций и сельские товаропроизводители, нуждающиеся в средствах на приобретение горючесмазочных материалов, удобрений, семян, товаров первой необходимости. В связи с этим, из оборота кооперативных организаций отвлекаются миллиарды рублей, а подобная социальная поддержка населения выливается в значительные суммы убытков для потребительской кооперации. Только за 2001 год убыток составил 450 миллионов рублей2.

Следовательно, оценивать эффективность деятельности кооперативных организаций, как других субъектов рыночных отношений, только с позиции прибыльности и рентабельности нельзя. Здесь нужны иные подходы и другая шкала оценочных показателей. В пользу такой позиции говорит и то, что в соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса потребительская кооперация относится к некоммерческим организациям, что делает ее в достаточной мере специфическим участником рыночных отношений. Ее многогранная деятельность, в отличие от других субъектов рынка, направлена на защиту прав и экономических интересов пайщиков, улучшение обслуживания и повышение занятости населения. Осознавая это, государство оказывает системе значительную финансовую поддержку. Так, в статье 297 второй части Налогового кодекса предусмотрено право организаций сис-

1 Ермаков В.Ф. Развитие потребительской кооперации в условиях нового Земельного кодекса РФ / Деловой вестник «Российской кооперации» № 6-2002.

2 Там же.

темы потребительской кооперации, входящих в состав Союза потребительских обществ Российской Федерации, включать дополнительно в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов; проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, а также отчисления в фонд развития потребительской кооперации в размере 6% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период. А это существенная льгота, которая выливается в миллионы рублей (в 2000 году около одного миллиарда рублей). Значит государство (и законодатели) усматривают социальную значимость деятельности потребительской кооперации, если осознанно выводит из-под налогообложения такие средства, предоставляя возможность кооперативным организациям осуществлять на льготных основаниях свою многоплановую деятельность и выполнять возложенную на них особую социальную миссию.

Рассматривая борьбу с бедностью как стратегическую задачу и социальную миссию организации потребительской кооперации сосредоточивают свои усилия на более полном использовании собственного потенциала. Для реализации социальной миссии потребительской кооперации необходимы соответствующие источники, основу которых составляют собственные средства кооперативных организаций, формируемые за счет паевых взносов пайщиков, прибыли, фонда развития потребительской кооперации.

Важную роль в обеспечении эффективного управления сложным многоотраслевым кооперативным хозяйством, осуществляющим не только хозяйственную и иные разноплановые функции, играет экономический анализ. Именно его результаты должны ложиться в основу принимаемых управленческих решений.

Экономический анализ долгое время обслуживал контрольную функцию управления. Его основной задачей являлась оценка выполнения планов и изыскание резервов выполнения и перевыполнения плановых заданий.

Кроме того, анализу в системе потребительской кооперации долгое время был присущ ретроспективный характер. Оценивая его роль с позиции сегодняшнего дня, можно сказать, что именно благодаря этой способности «взглянуть в прошлое» система потребительской кооперации сумела очень быстро определить причину ущерба, нанесенного региональным потребсоюзам, размещенным в период войны на оккупированной территории.

С транформацией директивной экономики в рынок возникли качественно новые условия, ко-

торые потребовали определенных изменений в нормативной базе, регулирующей основополагающие принципы организационной структуры управления кооперативной организации. 116 статьей Гражданского кодекса потребительская кооперация отнесена к некоммерческим организациям. Вместе с тем для реализации ее основной функции, позволяющей обеспечить потребности пайщиков в широком спектре товаров (работ, услуг), необходима соответствующая материальная база. Она может основываться на собственной прибыли, однако это весьма затруднительно, так как 40% кооперативных организаций работают с убытком.

Анализируя социальную и экономическую составляющую деятельности кооперативных организаций, следует принять во внимание тот факт, что в эффективной работе потребительских обществ заинтересованы в равной степени и пайщики, и наемные работники, и органы местного самоуправления, в бюджеты которых потребительская кооперация отчисляет немалые суммы налогов, формируя их доходную часть.

Методика анализа деятельности кооперативных организаций как особых субъектов рыночных отношений имеет свою специфику и требует дополнительных источников информации. Поскольку в соответствии с законодательством пайщики несут субсидиарную ответственность за работу своих потребительских обществ, они в первую очередь заинтересованы в их безубыточной работе.

Персонал наемных работников интересует не только безубыточная работа, но и прибыль, за счет которой они могут получить различные экономические и социальные льготы. Например, премии по итогам работы за год, доплаты к пенсиям, оплату за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях и т.п.

Организации бюджетной сферы, действующие на территории, обслуживаемой конкретной кооперативной организацией, вправе рассчитывать на спонсорскую помощь, оказываемую за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты подоходного налога. Значит, они также заинтересованы в эффективной работе потребительских обществ.

Для того что бы получить объективную информацию о социально-экономической эффективности деятельности потребительских обществ, необходим анализ, включающий оценку объемных показателей всех сегментов его деятельности (торговли, общественного питания, закупок, производства и т.д.), оценку качественных параметров (затраты, прибыль, рентабельность), диагностику платежеспособности и финансовой устойчивости кооператива.

Повышенное внимание к показателям, характеризующим уровень реализации социальной миссии кооперативных организаций (экономическая защита пайщиков и социально незащищенных слоев сельского населения, открытие новых рабочих мест, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и т.д.), расширение спектра предлагаемых услуг, наращивание объемов основных видов деятельности, обеспечение безубыточной работы и устойчивого финансового положения позволяет говорить, на наш взгляд, о необходимости проведения развернутого социально-экономического анализа по отношению к пайщикам, персоналу, другим пользователям полученной аналитической информации.

Предметом развернутого экономического анализа, по мнению автора, является социальная и хозяйственная деятельность потребительских обществ, складывающаяся под воздействием объективных и субъективных факторов внешней и внутренней среды и отражаемая в системе показателей, составляющих информационную основу такого анализа.

В процессе проведения социально-экономического анализа деятельности потребительских обществ можно выделить несколько самостоятельных этапов: оценочный этап, предусматривающий анализ объемных и качественных показателей работы отдельных сегментов деятельности потребительского общества. Второй этап - диагностический. Именно на этом этапе вскрываются причины отклонений по основным показателям, выявленные на стадии оценочного этапа анализа. Третий этап - резервопоисковый. В ходе его проведения формируются выводы и разрабатываются мероприятия, позволяющие мобилизовать имеющиеся у организации резервы, связанные в первую очередь с более эффективным использованием ее потенциала по реализации экономических и социальных задач. Особенность структуры управления кооперативными организациями такова, что на региональном уровне возможно проведение и четвертого этапа анализа - сравнительного. В качестве субъектов такого анализа могут выступать финансово-экономические управления региональных союзов потребительских обществ. Именно они, используя информационные технологии, в состоянии регулярно проводить рейтинговый анализ социально-экономической эффективности работы потребительских обществ, доводя его результаты до широкой кооперативной общественности и активно способствуя объективной оценке работы отдельных кооперативных организаций.

Универсальность разработанной методики заключается в том, что каждый из этапов является

одновременно самостоятельным разделом анализа, позволяющим формировать локальную систему показателей для принимаемых решений в системе управления потребительским обществом.

В качестве источников информации для проведения развернутого социально-экономического анализа деятельности потребительских обществ может привлекаться, помимо данных бухгалтерского учета и отчетности, информация, сосредоточенная в их паспорте. Форма такого паспорта разработана на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института.

На протяжении многих лет анализ носил ретроспективный характер. В современных условиях этого недостаточно для эффективного управления субъектами рыночных отношений. Профессор М.В. Мельник очень точно выделяет две отличительные черты анализа в современных условиях: «его функциональную направленность и перспективный характер аналитической работы»1. Такая постановка вопроса правомерна и для системы потребительской кооперации. В настоящее время большую ценность приобретает прогнозный анализ, позволяющий снизить хозяйственные и финансовые риски работы потребительских обществ в условиях рыночной неопределенности. Одновременно необходимо углублять сферу применения экономического анализа, используя его в целях повышения эффективности работы отдельных подразделений (сегментов деятельности) потребительских обществ, в том числе отдельных предприятий (магазинов, столовых, хлебопекарен и т.п.). Расширение сферы применения экономического анализа в процессе управления потребительским обществом предполагает анализ системы показателей, отражающих реализацию социальной миссии кооперативной организации. Практическая реализация этого направления развития экономического анализа возможна при формировании количественных параметров социальной миссии.

Учитывая особый статус кооперативных организаций и перенос акцента в их деятельности выполнения с чисто хозяйственных функций на социальные параметры (расширение видов услуг, создание новых рабочих мест, оказание дополнительных услуг пенсионерам инвалидам, многодетным семьям и пр.), полагаем, что стандартных источников информации в виде форм статистического наблюдения и бухгалтерской (финансовой) отчетности для оперативного управления кооперативными организациями сегодня недоста-

1 Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятии: М. Финансы и статистика, 1990.-136 с.

точно. Широкое привлечение к управлению пайщиков требует решения вопроса о создании особого регистра-отчета, в котором бы концентрировалась информация об основных показателях работы потребительских обществ и их структурных подразделений, понятная и доступная руководителям структурных подразделений и членам комиссий кооперативного контроля, не являющимися профессионалами в области учета. О необходимости получения развернутой характеристики состояния объекта и его системы управления еще в период перестройки шла речь в работе М.В. Мельник1.

Решить эту задачу позволит паспорт потребительского общества. Он содержит информацию, рассредоточенную в 22 разделах:

численность населения, обслуживаемого потребительским обществом; кооперирование и паенакопление; реализация социальной миссии потребительского общества;

совокупный оборот потребительского общества, в том числе:

торговли, общественного питания, оборот по закупкам;

сведения о движении товаров и товарных запасах;

данные о торговой сети; сведения о закупках важнейших видов сельскохозяйственных продуктов и сырья; информация о производственной деятельности потребительского общества; сведения о переработке сельскохозяйственных продуктов;

данные о работе подсобных хозяйств, результатах откорма скота и птицы; трудовые показатели по потребительскому обществу;

издержки и финансовые результаты в целом по организации и в разрезе отдельных видов деятельности;

показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности; состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

информация о платежах в бюджет налогов и величине налогового бремени; сведения о сохранности кооперативной собственности и расходах на содержание аппарата управления.

Структура паспорта позволяет накапливать информацию нарастающим итогом в течение календарного года и отслеживать положительную и отрицательную динамику. Наглядность содержащейся в паспорте информации позволяет пайщикам

получать объективные данные о работе кооперативных организаций и выносить собственные суждения о качественных параметрах работы правлений потребительских обществ и их советов.

В паспорте в концентрированном виде в течение года накапливается информация о социально-экономических показателях работы организации. Это и сведения о численности обслуживаемого населения (оперативная информация), и показатели организационно-массовой работы среди пайщиков (данные оперативного учета отдела оргмассовой работы), и показатели, характеризующие социальную миссию кооператива, накапливаемые в данных оперативного и бухгалтерского учета. Среди оценочных показателей, по которым судят о социально-экономической эффективности работы потребительских обществ, чаще других встречаются: сведения о численности обслуживаемого населения и его доле в общей численности населения района, данные об уровне охвата товарооборотом покупательных фондов населения, сведения о количестве населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, объеме товарооборота в расчете на одного жителя, уровне оказываемых услуг в расчете на одного жителя, удельный вес крестьянских подворий, охваченных закупками сельскохозяйственных продуктов и сырья и доли встречной про-

Оценка социально-экономических показ

дажи товаров по предварительным заказам населения. Поскольку торговля является ведущей сферой деятельности потребительских обществ, основной акцент на первом этапе анализа делается именно на эту отрасль. Содержание табл. 1 позволяет не только оценить динамику развития торговой деятельности, но и одновременно освещает социальный аспект этой деятельности.

Учитывая, что потребительские общества обслуживают население, проживающее преимущественно в одном районе, в процессе анализа предлагается определять уровень кооперирования населения, степень охвата кооперативной торговлей населенных пунктов данного административного района, уровень охвата кооперативной торговлей покупательных фондов населения, структуру товарооборота и т.п.

О социальной миссии кооперативных организаций судят по размерам материальной и моральной помощи, оказанной инвалидам и пенсионерам, по количеству созданных новых рабочих мест и т.п. Для того чтобы формируемая информация была адекватной запросам управления, необходимо реконструировать систему сбора и обработки данных. Учетная информация должна соответствовать показателям планов и различного уровня бюджетов.

Таблица 1

елей работы потребительского общества

№ Показатели ед. Базисный Отчетный Отклоне- Темп

п/п изм. период период ние (+.-) изменения í'K'í

А Б В 1 2 3 (Ъ)

1. Численность обслуживаемого населения чел. 28100 28200 +200 100,4

2. Количество пайщиков чел 13350 13855 +505 103,8

3. Процент кооперирования населения (стр.2/стр. 1x100%) % 46,5 49,1 +3,6 X

4. Количество населенных пунктов в регионе, в том числе: ед. 40 40 - 100

Обслуживаемых потребительской кооперацией:

а) количество ед 35 38 +3 108,6

б) удельный вес (стр.3а/стр.3х100%) % 87,5 95,0 +7,5 X

5. Количество торговых предприятий ед 50 51 + 1 102,0

в том числе:

а) в среднем на один населенный пункт ед. 1,4 1,3 -0,1 92,9

б) в среднем на 1000 жителей ед. 1,78 1,81 +0,03 101,7

6. Объем товарооборота, всего тыс.р. 27077 29277 +2200 108,1

в том числе

а) продовольственные товары, сумма тыс.р. 21661,6 23128,8 + 1467,2 106,8

удельный вес (стр.ба /стр.6х100%) % 80,0 79,0 -1 X

б) непродовольственные товары, сумма тыс.р. 5415,4 6058,2 +642,8 111,9

удельный вес (стр.66 /стр.6х100%) % 20 21 + 1 X

в) из них по предварительным заказам тыс.р. - 1463,9 + 1463,9 в 15раз

в % к общему товарообороту (стр.бв /стр.6x100%) % - 5,0 +5,0 X

7. Товарооборот на одного жителя (стр.6/стр.1) тыс.р. 0,964 1,038 +0,074 107,7

8. Товарооборот на одного пайщика (стр.6/стр.2) тыс.р. 2,028 2,113 +0,085 104,2

Окончание табл. 1

№ п/п Показатели ед. изм. Базисный период Отчетный период Отклонение (+.-) Темп изменения

А Б В 1 2 3 <»)

9. Общий объем товарооборота региона тыс.р. 43323,2 46843,2 +3520 108,1

10. Доля потребительской кооперации в товарообороте региона (стр.6/стр.9х100) % 60,0 63,0 +3,0 X

11. Покупательные фонды населения тыс.р. 50136 53231 +3095 106,2

12. Процент охвата покупательных фондов товарооборотом потребительского общества (стр. 6/стр. 11x100%) % 54,0 55,0 + 1,0 X

13. Объем заготовительного оборота тыс.р. 600,0 750,0 + 150,0 141,7

14. Объем встречной продажи товаров тыс.р. 150,0 250,0 +100,0 166,7

15. Процент встречной продажи (стр. 14/стр. 15x100%) % 25,0 33,3 +8,0 X

Современный финансовый учет не способен предоставить подобную информацию. Следовательно, актуальной является задача организации управленческого учета, позволяющего сформировать сведения о доходах и расходах отдельных подразделений кооперативных организаций вплоть до центров ответственности.

Обработка подобной информации нуждается в новых информационных технологиях, основанных на автоматизации рабочих мест экономистов, бухгалтеров, финансистов, руководителей структурных подразделений. С их помощью должна накапливаться вся информация об имеющихся в распоряжении организации ресурсах, а ее обработка - получать сведения об уровне эффективности их использования. Реализация этого подхода позволит повысить оперативность формируемой в учете информации, расширит ее аналитичность.

Поскольку прибыль является основным источником финансирования, ее текущий и перспективный анализ - важный участок работы аналитика. Определение порога рентабельности отдельных сегментов деятельности и центров ответственности внутри каждого сегмента позволит выработать систему внутренних нормативов по основным параметрам деятельности организации и обеспечить контроль за ее безубыточной работой.

Основой такого анализа может стать так называемый маржинальный подход и данные управленческого учета, подразделяющие все затраты на переменные (маржинальные) и постоянные.

Их поведение в зависимости от изменения объемов деятельности хорошо иллюстрирует следующий график (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобная классификация позволяет, с одной стороны, оценить, как изменятся общие затраты потребительского общества при различных объемах реализации продукции, товаров, работ,

Рис. 2. Поведение постоянных и переменных затрат потребительского общества по отношению к объему деятельности

услуг, а с другой - оценить суммарный доход организации при различных объемах выручки.

В России сочетание слов «Анализ безубыточности» появилось относительно недавно с потоком переводной литературы, преимущественно американских авторов. Часто вместо этого сочетания употребляется иное название, по мнению автора, более точно определяющее предмет анализа, а именно анализ «Затраты - Объем - Прибыль» (со51-уо1ите-ргоПг-СУР-анализ).

Не менее часто попадаются и такие сочетания, как маржинальный анализ или анализ маржинальной прибыли.

Маржинальный доход (М0) определяется как разница между объемом выручки (V) и переменными затратами (рис. 3).

Рис. 3. График взаимосвязи объема деятельности, затрат и прибыли

Применительно к отдельным сегментам деятельности потребительского общества маржинальный доход будет рассчитываться по-разному.

Наибольший удельный вес в выручке от продаж товаров, продукции, работ и услуг потребительского общества занимают торговля и производство.

Аналогично торговле рассчитывается маржинальный доход в общественном питании и заготовках.

Алгоритм расчета маржинального дохода применительно к этим видам деятельности представлен в табл. 2.

Таблица 2

Особенности расчета маржинального дохода в отдельных сегментах деятельности потребительского общества

Торговля Производство

Выручка от продажи товаров — Затраты на приобретение реализуемых товаров (переменные расходы) = Торговая наценка — Косвенные налоги (НДС),налог с продаж Выручка от продажи продукции (без НДС)

= Валовая прибыль - Переменные издержки обращения — Переменные расходы

= Маржинальный доход (Валовая прибыль) — Постоянные расходы = Маржинальный доход (Валовая прибыль) — Постоянные расходы

= Результат (прибыль, убыток) = Результат (прибыль, убыток)

В целом по потребительскому обществу маржинальный доход будет определяться как разница между выручкой от продаж, затратами на приобретение товаров в торговле, общественном питании, заготовках и переменными затратами (издержками) организации. Существуют различные названия этого показателя: доход от покрытия, сумма покрытия, валовая маржа, маржинальная прибыль, результат от реализации после возмещения переменных затрат.

Уровень маржинального дохода определяется отношением его суммы к общей выручке. По уровню маржинального дохода в производстве потребительского общества можно судить о предпочтительности выпуска того или иного вида продукции.

Маржинальный подход должен быть положен в основу оценки управленческих решений в потребительских обществах в тот период, когда основной стратегической задачей для большей их части является обеспечение безубыточной рабо-

ты. С этих позиций, когда в пределах краткосрочного периода вид деятельности приносит дохода больше, чем переменные расходы по его обслуживанию, то есть он прибылен, его развитие предпочтительно.

Показатель маржинального дохода удобно использовать при выборе альтернатив, возникающих в ходе решения вопроса о ценообразовании, при проведении специальных рекламных компаний, премировании, иных мероприятиях, стимулирующих объем реализации. Обычно высокий уровень маржинального дохода служит стимулом к увеличению потенциального чистого дохода от реализации. Его снижение говорит о необходимости наращивания объема продаж для покрытия дополнительных расходов по стимулированию реализации.

С помощью анализа безубыточности можно определить порог рентабельности, то есть тот объем выручки (V) потребительского общества, при котором полученный валовой доход(/)) будет равен валовым (общим) затратам(2), то есть не обеспечит прибыль, но и не приведет к убыткам:

Выручка _ Переменные Постоянные

(валовой доход) затраты затраты '

тогда

п. Переменные Постоянные

Выручка - =

затраты запреты

Следовательно, общая сумма маржинального дохода в точке безубыточности должна быть равна сумме постоянных затрат:

Маржинальный доход _ Постоянные (валовая прибыль) затраты

Эта взаимосвязь хорошо просматривается на рис. 4.

Рис. 4. Маржинальный доход потребительского общества в точке безубыточности (к)

Расчет точки безубыточности (порога рентабельности) для кооперативного торгового предприятия выявляет величину товарооборота (выручки от реализации), которая при сложившемся уровне дохода (торговой наценки) позволит покрыть все его затраты, в том числе расходы на приобретение товара и уплатить косвенные налоги (НДС и налог с продаж).

Поэтому торговая наценка должна обеспечить уплату косвенных налогов и перекрыть издержки обращения торгового предприятия.

г,. Издержки , Косвенные

Торговая наценка =, +

обращения наюги

Издержки обращения равны сумме постоянных и переменных затрат. В результате несложных преобразований получим формулу расчета уровня маржинального дохода в точке безубыточности (<1м). Он равен процентному отношению суммы постоянных затрат (Х^ к объему товарооборота (выручки) (Ут):

йм=2с/Ут* 100%.

Располагая информацией о сумме постоянных затрат и уровне маржинального дохода, можно рассчитать порог рентабельности (объем товарооборота в точке безубыточности). Он будет определяться как отношение суммы постоянных затрат к уровню маржинального дохода, умноженному на сто процентов.

Пример 1. Пусть уровень маржинального дохода торговли потребительского общества составляет 7,21%. Сумма постоянных затрат - 237 тыс. руб. Тогда порог рентабельности составит 3287,1 тыс. руб. ( 237 /7,21 х 100%), т.е. при объеме товарооборота в сумме 3,3 млн руб., сложившемся уровне маржинального дохода и сумме постоянных затрат в 0,24 млн руб. торговля потребительского общества сможет работать без убытков.

Этот показатель может служить ориентиром для стратегического и текущего планирования деятельности организации. Таким образом, адаптируя представленную достаточно широко в западной литературе и в работах российских экономистов методику определения порога рентабельности для промышленных предприятий к условиям потребительской кооперации, можно получить серию расчетных формул, которые при использовании в прогнозном анализе позволяют определить критический объем выручки потребительского общества и другие показатели, обеспечивающие безубыточную работу многоотраслевой организации. Так, объем критической выручки потребительского общества (К^) будет определяться по формуле

^^=z+z,

к с у'

где Ук- выручка от реализации в точке безубыточности; Z. - фиксированные затраты, не зависящие от изменения объемов деятельности; Zv - переменные затраты, меняющиеся в соответствии с изменением объемов деятельности.

Сумма фиксированных и переменных затрат составляет совокупные затраты (2) потребительского общества по ведению хозяйственной деятельности. Отсюда

V .= Z = Z+ Z

к су

Разрабатывая мероприятия по выходу из критического положения, правления потребительских обществ должны располагать информацией о сложившейся в организации сумме и структуре затрат, в том числе величине фиксированных и переменных затрат в целом по райпо и в разрезе отраслей деятельности. Подобная информация позволит объективно оценить положение дел и выбрать соответствующий стиль поведения. Если характер и содержание фиксированных затрат не позволяет их сократить в планируемом периоде, то тогда определяется величина критического объема выручки, позволяющая обеспечить безубыточную работу системы.

V = Z + с1 V,

с ТУ '

где <1ет - уровень переменных затрат в процентах к объему выручки от реализации (с!^ = 2с/У).

Тогда критический объем выручки от реализации можно будет определить с помощью следующей формулы

Разница между выручкой и суммой переменных затрат представляет собой показатель, который применительно к специфике многоотраслевой деятельности потребительского общества мы называем маржой реализации.

Ее можно представить в виде следующего равенства:

В торговле это ни что иное, как средства, поступившие в распоряжение работников торговли после реализации закупленных ранее товаров.

Тогда маржинальные затраты можно представить как издержки, связанные с получением дополнительной тысячи рублей выручки. При этом следует иметь в виду, что фиксированные затраты уже произведены, следовательно, управленческий аппарат может принимать решение, основываясь только на величине маржинальных затрат.

Пример 2. Определить минимальный объем выручки, обеспечивающий безубыточную работу

потребительского общества, у которого сумма фиксированных затрат составляет 1 ООО тыс. руб., а уровень переменных затрат - 40%. Тогда объем критической выручки составит:

Вк = 1000 тыс. руб./(100%- 40%) х 10096=1666,7 тыс. руб.

Следовательно, потребительское общество сможет работать без убытков при сложившемся соотношении фиксированных и переменных затрат, если обеспечит объем выручки от продаж не ниже 1 666,7 тыс. руб. Поскольку хозяйственная деятельность потребительских обществ, как правило, представлена несколькими видами, следует рассмотреть, какой может быть обеспечен вклад каждого вида деятельности в совокупный объем выручки от продаж. Если покупательные фонды населения позволяют обеспечить объем товарооборота в пределах 600 тыс. руб., ресурсы сельхозяйственных продуктов в фермерских хозяйствах и личных подворьях позволяют закупить и реализовать товаров заготовок в пределах 400 тыс. руб., предприятия питания способны произвести, закупить и реализовать продукции на сумму не менее 200 тыс. руб., а хлебопекарня реализует хлеба и хлебопродуктов на сумму не менее 300 тыс.р., то правление должно изыскать возможность покрыть дефицит выручки в сумме 166,7 тыс. руб. (1 666,7 - 600 - 400 - 200 - 300). Открытие на свободных площадях сети аптечных киосков даст дополнительно выручки в объеме 80 тыс.р., оказание бытовых услуг мастерской по ремонту обуви - 10 тыс. руб. Недостающие объемы можно обеспечить, например, за счет открытия швейного цеха по пошиву постельного белья и фирменной одежды силами надомников - 76,7 тыс. руб. Если новые виды деятельности меняют соотношение фиксированных и переменных затрат, то необходимо соответствующим образом скорректировать контрольную цифру объема критической выручки. Учитывая, что райпо не могут нормально функционировать, не пополняя сумму собственных оборотных средств, основным источником которых является прибыль, необходимо определить, на какую сумму прибыли может рассчитывать потребительское общество, если изыщет возможность увеличить объем выручки на 5% выше критического. При этом прибыль (Р) можно представить как разницу между выручкой и совокупными затратами:

Р=

С V

Простейшие расчеты показывают, что райпо может рассчитывать на 50 тыс. руб. прибыли (1 666,7 х 1,05- 1 000- 1 666,7 х 1,05 х 0,4). Следовательно, уровень рентабельности составит 2,86% (50/1 750).

Маржинальный подход, используемый в ходе прогнозного анализа, позволяет подойти к проблеме обеспечения рентабельной работы и с другой стороны.

Пример 3. Пусть собрание пайщиков решило приобрести холодильное оборудование для сельских лавок на дому в количестве 10 единиц по цене 6 тыс. руб. на общую сумму 60 тыс. руб. Не считая возможным брать на эти цели ссуду в банке, правление решило направить на эти цели прибыль. С учетом налога на прибыль райпо потребуется прибыль в сумме 60x100/76 = 78,9 тыс. руб. Для ее получения необходимо обеспечить объем выручки от продаж в сумме не менее 1798 тыс. руб. ((78,9 + 1000)/(1- 0,4)), при этом расчетная формула будет иметь следующий вид:

у= (Р+ zш- dJ.

Если последующий анализ покажет, что покупательные фонды населения региона не позволяют довести выручку до данного объема, то следует искать возможности сокращения суммы фиксированных затрат, либо обеспечить реализацию товаров, работ и услуг за пределами региона. Последнее сопряжено с дополнительными затратами. Это тоже следует учесть при выборе возможного варианта управленческого решения. Помимо фиксированных и переменных издержек, существуют еще две разновидности издержек - невозвратные издержки и упущенные возможности. Невозвратные издержки

- это издержки, которые однажды произведены и не могут быть возмещены. Например, оплата труда работников в случае простоя предприятия - невозвратные издержки. Упущенные возможности -это доход, который потребительское общество могло получить, но не получило, отказавшись использовать предоставленную благоприятную ситуацию. Например, у райпо имеется возможность открыть на свободных площадях парикмахерскую, доход от работы которой, составит 10 тыс. руб. Другой вариант

- развернуть на тех же площадях швейную мастерскую, с доходом - 14 тыс. руб. Принятие первого варианта приведет к упущенным возможностям в сумме доходов, получаемых при принятии второго варианта, то есть 14 тыс. руб., и наоборот.

Часто специалисты в области управления сравнивают хозяйствующий субъект с черным ящиком, в который, с одной стороны, вкладываются деньги, а с другой, получается прибыль. Применительно к потребительским обществам этот образ нуждается в определенной корректировке. Здесь также присутствуют входящие и исходящие потоки, но прибыль не является доминирующей целью функционирования кооперативных организаций. Они создаются на средства пайщиков для удовлет-

ворения потребностей последних в более дешевых, но качественных товарах, работах и услугах. Поэтому, оценивая социально-экономическую эффективность деятельности потребительских обществ как особых субъектов рыночных отношений, необходимо принимать во внимание такие показатели, как наращивание объемов деятельности, снижение уровня затрат, безубыточная работа организаций, наличие средств для оказания спонсорской помощи учреждениям бюджетной сферы (детским садам, детским домам, школам, больницам, домам ветеранов), оказание материальной помощи инвалидам и ветеранам, выплата так называемой «тринадцатой» зарплаты персоналу потребительского общества, созда-

ние новых рабочих мест, рост средней заработной платы работников потребительского общества при одновременном увеличении уровня охвата покупательных фондов обслуживаемого населения и т.д.

В этом случае можно говорить о повышении конкурентоспособности кооперативных организаций, которая, по нашему мнению, базируется на эффективном использовании капитала, материально-технической базы, кадрового потенциала и укреплении репутации потребительской кооперации как социально ориентированной системы, работающей на повышение благосостояния своих членов-пайщиков и обслуживаемого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.