Научная статья на тему 'Особенности формирования и анализа финансовых результатов в кооперативной торговле'

Особенности формирования и анализа финансовых результатов в кооперативной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1726
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Н.Л.

Предмет. В условиях многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации имеются особенности формирования их финансовых результатов. Эти особенности в свою очередь влияют на методику экономического анализа финансовых результатов. Качество управленческих решений в значительной мере зависит от информации, сформированной в процессе учета и по итогам анализа финансовых результатов. Торговля является основным видом деятельности организаций потребительской кооперации, а ее финансовые результаты являются определяющими при подведении итогов деятельности организации в целом. Цели. В статье изучены возможности экономического анализа в целях представления наглядной и полной информации о финансовых результатах кооперативной торговли для принятия управленческих решений. Методология. В настоящей работе проведено исследование методики анализа финансовых результатов кооперативной торговли. Результаты. В работе раскрыта последовательность анализа финансовых результатов кооперативной торговли, на примере одной из организаций в табличной форме представлены аналитические показатели. Приведены пояснения, как на каждом из этапов анализа могут быть оценены финансовые результаты кооперативной торговли. Выводы. Особенности формирования финансовых результатов в организациях потребительской кооперации и возможности их бухгалтерской и ведомственной отчетности оказывают влияние на выбор аналитических показателей и последовательность проведения экономического анализа финансовых результатов. Даже при проведении внешнего анализа возможно применение сравнительного анализа в целях выявления значимости результатов именно торговой деятельности, а также использование маржинального анализа. Этапы проведения анализа финансовых результатов связаны между собой и по итогам анализа их полная реализация позволяет сформировать объективные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и анализа финансовых результатов в кооперативной торговле»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

Учет в некоммерческих организациях

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛЕ

Надежда Леонидовна ДАНИЛОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация

История статьи:

Принята 03.03.2016 Одобрена 10.03.2016

Ключевые слова: прибыль; рентабельность; анализ финансовых результатов

Аннотация

Предмет. В условиях многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации имеются особенности формирования их финансовых результатов. Эти особенности в свою очередь влияют на методику экономического анализа финансовых результатов. Качество управленческих решений в значительной мере зависит от информации, сформированной в процессе учета и по итогам анализа финансовых результатов. Торговля является основным видом деятельности организаций потребительской кооперации, а ее финансовые результаты являются определяющими при подведении итогов деятельности организации в целом.

Цели. В статье изучены возможности экономического анализа в целях представления наглядной и полной информации о финансовых результатах кооперативной торговли для принятия управленческих решений.

Методология. В настоящей работе проведено исследование методики анализа финансовых результатов кооперативной торговли.

Результаты. В работе раскрыта последовательность анализа финансовых результатов кооперативной торговли, на примере одной из организаций в табличной форме представлены аналитические показатели. Приведены пояснения, как на каждом из этапов анализа могут быть оценены финансовые результаты кооперативной торговли.

Выводы. Особенности формирования финансовых результатов в организациях потребительской кооперации и возможности их бухгалтерской и ведомственной отчетности оказывают влияние на выбор аналитических показателей и последовательность проведения экономического анализа финансовых результатов. Даже при проведении внешнего анализа возможно применение сравнительного анализа в целях выявления значимости результатов именно торговой деятельности, а также использование маржинального анализа. Этапы проведения анализа финансовых результатов связаны между собой и по итогам анализа их полная реализация позволяет сформировать объективные выводы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

С точки зрения управления результатом деятельности организации важное значение имеет анализ доходов, расходов и финансовых результатов, по итогам которого выявляются факторы, оказавшие влияние на размер прибыли, и намечаются мероприятия по использованию имеющихся резервов.

Знание современных методов учета и анализа финансовых результатов позволяет выявить основные резервы роста прибыли организации. Таким образом, актуальное значение приобретает качество информации, отражаемой в бухгалтерском учете о финансовых результатах организации в целях составления достоверной и объективной отчетности.

Спецификой учета и анализа финансовых результатов в кооперативной торговле является то, что организации потребительской кооперации, во-первых, являются некоммерческими

организациями и, соответственно, не ставят

получение прибыли основной целью своего существования.

Во-вторых, организации потребительской кооперации занимаются различными видами деятельности: оптовой и розничной торговлей, общественным питанием, заготовительной деятельностью.

Кроме магазинов розничной торговли по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в райпо, как правило, открываются аптеки, пункты оказания бытовых услуг населению, в том числе парикмахерские. Все это влияет на организацию учета доходов, расходов и финансовых результатов кооперативной организации.

По своему содержанию финансовый результат весьма сложная категория - это общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса.

Итоговый финансовый результат деятельности организации формируется в определенной последовательности. Чтобы выявить, прибыль или убыток получила организация за определенный период, необходимо определить общий итог доходов и расходов организации.

Расчет всех доходов и расходов можно представить в виде двух основных блоков:

— во-первых, рассчитываются доходы и расходы от обычных видов деятельности организации;

— во-вторых, рассчитываются доходы и расходы от прочих видов деятельности организации.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников1.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

— доходы от обычных видов деятельности;

— прочие доходы.

Расход (в экономической трактовке) - это любое выбытие средств (активов) из распоряжения организации, то есть расход - это уменьшение актива. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к сокращению капитала этой организации за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества)2.

Доходом от торговой деятельности является оборот торговли (выручка) (без косвенных налогов). Особенность формирования прибыли в торговле состоит в том, что ее источником является не только выручка, но и торговая наценка

1 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015).

2 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015).

по проданным товарам, которая носит название валового дохода торговли.

Расходы по обычным видам деятельности в торговле состоят из двух частей: покупной стоимости (себестоимости) проданных товаров и расходов, связанных с реализацией торговой деятельности (расходов на продажу). Расходы на продажу в торговле принято называть издержками обращения.

Для учета и анализа финансовых результатов важно, насколько полно и достоверно в учете отражены суммы издержек обращения. Особенность учета и анализа финансовых результатов в торговле именно в том, что организация учета издержек обращения оказывает существенное влияние на возможность оперативного управления прибылью организации, особенно в условиях многоотраслевого хозяйства потребительской кооперации.

В настоящее время оценка финансовых результатов деятельности организации является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию организации при контактах с представителями различных партнерских групп.

Диагностика финансово-хозяйственной

деятельности организации включает определение оценочных признаков, выбор методов их измерения и характеристику этих признаков по определенным принципам, оценку выявленных отклонений от стандартных, общепринятых значений.

Цель анализа финансовых результатов организации - повышение эффективности ее работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Правильный выбор цели и постановка задач анализа финансовых результатов деятельности организации имеют большое значение. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное состояние организации, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, технологической, коммерческой и других видах деятельности организации.

Различают внутренний и внешний анализ финансовых результатов организации. Внутренний

анализ осуществляется работниками организации с привлечением всей необходимой информации -бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, данных других организаций, разработанных нормативов значений финансовых показателей и т.п.

Внешний анализ проводится в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонним работником. Источниками информации для анализа финансовых результатов являются формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, форма 5-з статистической отчетности «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)», форма 3-ЦС «Отчет о расходах в торговле и общественном питании», кроме того, используют данные учетных регистров по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 44 «Расходы на продажу», 42 «Торговая наценка».

Основным источником информации для анализа прибыли служит Отчет о финансовых результатах, поэтому необходимо понимать содержащиеся в нем показатели [1]. Рекомендуемая форма отчета о финансовых результатах приведена в приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н3.

Прибыль от продаж по торговой деятельности формируется на основе следующих показателей данного отчета.

По статье «Выручка» показывается оборот по кредиту счета 90.1 «Выручка» минус оборот по дебету счета 90.3 «НДС». По статье «Себестоимость продаж» - оборот по дебету счета 90.2 (значение с минусом), в кооперативной торговле указывается учетная стоимость проданных товаров за вычетом реализованной торговой наценки.

Таким образом, данная статья отчета о финансовых результатах в торговле формируется двумя хозяйственными операциям - списанием учетной стоимости проданных товаров в момент продажи или после отгрузки и списанием реализованных торговых наценок в конце месяца после составления специального расчета.

По статье «Валовая прибыль (убыток)» - разница значений строк «Выручка» и «Себестоимость продаж» с учетом знака (если убыток, то сумма

3 О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015).

заключается в скобки), то есть рассчитывается промежуточный итог.

По статье «Коммерческие расходы» указывается оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет «Расходы на продажу». В кооперативной торговле по этой статье отражается сумма издержек обращения, приходящихся на проданные товары, определенная по специальному расчету. По статье «Управленческие расходы» могут быть отражены расходы, связанные с управлением райпо (значение с минусом). В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» производственные предприятия могут отражать здесь общехозяйственные расходы за месяц при условии формирования в соответствии с учетной политикой неполной себестоимости своей продукции, работ, услуг.

В кооперативных организациях также имеется возможность заполнения данной статьи для повышения аналитичности информационной базы. Например, в Ишлейском райпо Чувашпотребсоюза в соответствии с учетной политикой к счету 44 ведется субсчет 5 «Издержки обращения, распределяемые». К ним относят издержки, связанные с управлением обществом, и при соответствующих изменениях в учетной политике можно было бы формировать статью «Управленческие расходы» за счет сумм, собранных по дебету счета 44.5 «Издержки обращения, распределяемые».

В соответствии с тем, что кооперативные организации занимаются несколькими видами деятельности, анализ динамики и структуры финансовых результатов целесообразно проводить с выделением каждого из них. Это позволит оценить не только финансовый результат организации в целом или результат только торговой деятельности, но и провести сравнение факторов, формирующих прибыль розничной торговли, с аналогичными показателями по другим видам деятельности.

Для наглядности используем данные учета и отчетности Ишлейского райпо Чувашпотребсоюза и сформируем таблицу для анализа финансовых результатов по видам его деятельности (табл. 1).

При этом целесообразно выделить именно те показатели, которые формируются в бухгалтерском учете по видам деятельности. Следовательно, прочие доходы и расходы в таком формате рассмотреть невозможно, так как по своему содержанию они относятся к финансовой или инвестиционной деятельности организации,

то есть не участвуют в формировании прибыли (убытка) от продаж.

В табл. 1 под бытовыми услугами понимаются услуги парикмахерской, под другими видами деятельности - сдача имущества в аренду.

На основании табл. 1 имеется возможность сделать следующие выводы. В отчетном году выручка от розничной торговли составила 90,6% всей выручки, и ее доля по сравнению с 2013 г. выросла на 2,6%. Выручка оптовой торговли незначительна - всего 0,14% всего оборота. Темп роста выручки в розничной торговле превышает темп роста общей выручки Ишлейского райпо.

В оптовой торговле темп роста себестоимости превышает темп роста выручки, следовательно, в 2014 г. снизилась наценка по товарам, продаваемым оптом. В розничной торговле прирост выручки выше, чем прирост себестоимости проданных товаров. Коммерческие расходы в торговле выросли, а по другим видам деятельности снизились.

По итогам табл. 1 мы видим, что 77,6% всей прибыли от продаж обеспечивает торговая деятельность.

Следующим этапом целесообразно

проанализировать относительные показатели рентабельности (так же по видам деятельности кооперативной организации).

По итогам анализа рентабельности продаж (табл. 2) можно сделать вывод, что наиболее рентабельными для Ишлейского райпо являются оказание бытовых услуг в парикмахерской и сдача имущества в аренду. Их рентабельность в 2014 г. составила 25,7% и 45,5% соответственно. Однако, как мы видели из табл. 1, основную сумму прибыли приносит все-таки торговля, несмотря на то, что ее рентабельность продаж составляет всего

2,5%.

Исходя из проведенного анализа динамики и структуры выручки, себестоимости, расходов на продажу и прибыли от продаж Ишлейского райпо по видам деятельности следует, что наиболее перспективным видом деятельности с точки зрения формирования абсолютных показателей прибыли является торговля, в основном, розничная.

Это традиционный для потребительской кооперации вид деятельности, по которому в некоторых населенных пунктах сельской местности у нее нет конкурентов. Так как райпо

является некоммерческой организацией, благоприятна даже просто его безубыточная деятельность.

Рентабельность продаж в 2,9% в целом и в 2,5% по торговле вполне обеспечивает райпо необходимыми средствами для финансирования не только коммерческих, но и социальных мероприятий.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли, можно четко ограничить, оно весьма велико.

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и второстепенные (незначительные), влиянием которых можно пренебречь [2].

Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние и внешние факторы тесно связаны между собой.

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования -прибыль (убыток) от продаж как важнейшую составляющую чистой прибыли. Чистая прибыль формируется преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от продаж под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.

При проведении факторного анализа прибыли от продаж необходимо учитывать влияние инфляции. По Чувашской Республике цены на товары, работы и услуги за 2014 г. по сравнению с базисным возросли на 10,9% [2].

Для факторного анализа прибыли от продаж кооперативной торговли можно воспользоваться методикой, опирающейся на данные Отчета о финансовых результатах [2].

1. Расчет влияния фактора «Цена».

А П

п (ц).

А ВЦ X RP0 100

где ПП(Ц) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «цена»;

RРo - рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Расчет влияния фактора «Количество проданных товаров». Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения объемов деятельности можно рассчитать следующим образом:

А П

п ( к )_

[( B -Bo ) —А BЦ ]х R 100

где А ПП(К) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Объем выполненных работ и проданных товаров, услуг»;

В1 и В0 - соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

АВц - изменение выручки от продажи под влиянием цены.

3. Расчет влияния фактора «Валовой доход торговли», или валовой прибыли, которая по существу, является реализованной торговой наценкой торговой организации.

А П

К вд)_ BiX(VEM 1-УВД о )

100

где УВД1 и УВД0 - уровень валовой прибыли в процентах к выручке.

4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» (КР) или издержек обращения.

А П

п (кр)_ вхх(укр 1-укр 0 )

100

где УКР1 и УКР0 - удельный вес управленческих расходов в выручке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными показателями расходов по обычным видам деятельности является их сумма и уровень. Уровень расходов по обычным видам деятельности определяется отношением суммы расходов по обычным видам деятельности к обороту торговли. Он является одним из важнейших качественных показателей

организаций торговли и показывает, сколько процентов занимают расходы по обычным видам деятельности в обороте торговли.

Таким образом, применение вышеописанного алгоритма факторного анализа позволит составить табл. 3.

Из табл. 3 мы видим, что прибыль от продаж увеличилась благодаря росту выручки от продаж и торговой наценки (уровня валовой прибыли). Расчет влияния себестоимости продаж на изменение прибыли в торговле рассчитывать нецелесообразно, так как для торговой организации это внешний фактор, представляет покупную стоимость проданных товаров. Вместо него мы определили влияние валового дохода (торговой наценки). Рост уровня издержек оказал отрицательное влияние на прибыль от продаж в торговле.

Факторный анализ финансовых результатов проводится в целях определения тех аспектов деятельности, где требуется углубленный анализ. Так, при проведении анализа прибыли от продаж Ишлейского райпо мы выявили отрицательное влияние издержек обращения на прибыль по торговой деятельности, поэтому следующим этапом необходимо провести анализ расходов на продажу торговли по составу и структуре в разрезе статей издержек (табл. 4).

Из табл. 4 следует, что основную часть расходов на продажу в торговле составляют расходы на оплату труда с отчислениями и расходы на ремонт основных средств вместе с расходами на их содержание.

Если доля расходов на оплату труда и расходов на ремонт в отчетном году снизилась, то доля расходов на содержание зданий и т.п. увеличилась, в их состав входят и коммунальные платежи. Именно увеличением платы за коммунальные услуги в первую очередь объясняется рост суммы и доли данной статьи издержек. Сумма расходов выросла по всем статьям, кроме амортизации и налогов. При этом расходы на ремонт основных средств выросли почти в 4 раза.

Дальнейший поиск резервов увеличения прибыли потребует постатейного факторного анализа по наиболее существенным или резко изменившимся видам издержек. Его можно провести с применением методов элиминирования.

После анализа абсолютных показателей прибыли оцениваются показатели рентабельности. Показатели рентабельности, как и показатели прибыли, характеризуют финансовые результаты деятельности организации. В то же время показатели рентабельности характеризуют эффективность использования средств, а, следовательно, характеризуют доходность (прибыльность) деятельности организации.

Выделяют следующие основные группы показателей рентабельности:

— показатели рентабельности продаж;

— показатели рентабельности активов (имущества);

— показатели рентабельности капитала.

Обобщим расчеты коэффициентов рентабельности в табл. 5. При этом мы рассчитывали все показатели рентабельности именно по прибыли от продаж в торговле, чтобы дать характеристику влияния именно торговой деятельности на эффективность использования ресурсов Ишлейского райпо.

Из табл. 5 следует, что показатели рентабельности, рассчитанные по прибыли от торговой деятельности, растут, кроме показателя рентабельности собственного капитала. Но эта отрицательная динамика вызвана тем, что прирост собственного капитала в Ишлейском райпо превысил прирост прибыли от торговой деятельности. Это произошло за счет прибыли от других видов деятельности. В целом показатели рентабельности говорят о том, что с 1 руб. выручки от торговой деятельности Ишлейское райпо получает 2 коп. прибыли от продаж, 5 коп. прибыли оно получает с одного рубля активов и почти 7 коп. прибыли - с одного рубля собственного капитала.

В целом факторный анализ прибыли и рентабельности подтвердил наши выводы об эффективности торговой деятельности райпо и позволил выявить узкие места в управлении финансовыми результатами.

К ним относятся издержки обращения, уровень которых увеличивается, причем по таким статьям, которые не зависят от объема продаж.

Кроме того, увеличение суммы таких издержек вызвано в первую очередь внешними факторами. Следовательно, необходимо искать возможности не столько снижения суммы расходов на продажу, сколько снижения их уровня.

Эффективность деятельности прежде всего измеряется через абсолютные и относительные показатели прибыли, что нами было сделано выше, при проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Для характеристики предпринимательского риска торговой деятельности следующим этапом

целесообразно провести анализ факторов, влияющих на безубыточность работы организации. С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние организации на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. Точка безубыточности - это такой объем продаж, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы, связанные с продажами.

Для определения безубыточного объема продаж в торговле необходимо издержки обращения разделить на переменные и условно-постоянные. Это можно сделать на основе формы 3-ЦС «Отчет о расходах в торговле и общественном питании», в которой раскрываются суммы по статьям издержек. Исходя из понимания сущности каждой статьи и порядка ее формирования в процессе бухгалтерского учета имеется возможность отнести их преимущественно к переменным или постоянным издержкам [4]. В данном случае для характеристики риска нерентабельной работы достаточно разделить издержки без дополнительных расчетных методов, так как на данном этапе не стоит задача планирования торгового ассортимента и прибыли.

В Ишлейском райпо к переменным относится только заработная плата продавцов с отчислениями, все остальные расходы по данной классификации относятся к постоянным.

Как следует из табл. 6, торговая деятельность Ишлейского райпо имеет значительный запас финансовой прочности, то есть можно снизить объем продаж на 71,8% без риска получения убытка.

Таким образом, в Ишлейском райпо предпринимательский риск по торговой деятельности низкий. Доходы и расходы находятся в оптимальном для сложившихся условий соотношении. Для сохранения прибыльной и рентабельной работы необходимо строго контролировать издержки обращения, особенно в их условно-постоянной части.

В целом по результатам анализа финансовых результатов кооперативной торговли на примере Ишлейского райпо можно сделать следующие выводы. Финансовые результаты торговой деятельности зависят от объема продаж, уровня торговой наценки, уровня издержек обращения. Оборот торговли вырос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Уровень реализованной торговой наценки колеблется незначительно,

составляет более 20%, в динамике оказывает положительное влияние на изменение прибыли. Основным резервом увеличения прибыли и рентабельности можно считать контроль за уровнем издержек обращения, так как в большей своей части издержки по торговой деятельности райпо относятся к условно-постоянным.

Несмотря на то, что организации потребительской кооперации являются некоммерческими, им

целесообразно иметь положительный результат от своей хозяйственной деятельности, прежде всего торговой, и прибыль от прочих операций, стремиться использовать свободные денежные средства для получения дополнительных доходов от финансовых вложений. В этом случае кооперативная организация будет действовать сообразно сложившейся экономической обстановке и эффективно реализовывать свои задачи.

Таблица 1

Показатели динамики и структуры факторов формирования финансовых результатов Ишлейском райпо за 2013-2014 гг.

Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп изменения , %

2013 2014 Суммы, тыс. руб. Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

1. Выручка всего 545 838 100 599 321 100 53 483 0 109,80

В том числе: розничная торговля 480 322 88,00 542 814 90,57 62 492 2,57 113,01

оптовая торговля 593 0,11 867 0,14 274 0,04 146,21

общественное питание 53 174 9,74 40 785 6,81 -12389 -2,94 76,70

бытовые и иные услуги 791 0,14 464 0,08 -327 -0,07 58,66

другие виды деятельности 8 614 1,58 10 545 1,76 1 931 0,18 122,42

заготовки 2 395 0,44 3 846 0,64 1 451 0,20 160,58

2. Себестоимость продаж всего 418 106 100 465 113 100 47 007 - 111,24

В том числе: розничная торговля 383 089 91,62 430 004 92,45 46 915 0,83 112,25

оптовая торговля 547 0,13 816 0,18 269 0,04 149,18

общественное питание 27 630 6,61 24584 5,29 -3046 -1,32 88,98

бытовые и другие услуги 629 0,15 345 0,07 -284 -0,08 54,85

другие виды деятельности 3 973 0,95 5 750 1,24 1 777 0,29 144,73

заготовки 2 238 0,54 3 614 0,78 1 376 0,24 161,48

3. Валовая прибыль всего 127732 100 134 208 100 6476 - 105,07

В том числе: розничная торговля 97 233 76,12 112 810 84,06 15 577 7,93 116,02

оптовая торговля 46 0,04 51 0,04 5 0 110,87

общественное питание 25 544 20 16 201 12,07 -9 343 -7,93 63,42

бытовые и другие услуги 162 0,13 119 0,09 -43 -0,04 73,46

другие виды деятельности 4 641 3,63 4795 3,57 154 -0,06 103,32

заготовки 157 0,12 232 0,17 75 0,05 147,77

4. Коммерческие расходы 110 218 100 116 940 100 6722 - 106,10

В том числе: торговля 85 618 77,68 99 411 85,01 13 793 7,33 116,11

общественное питание 24 278 22,03 17 300 14,79 -6 978 -7,23 71,26

заготовки 322 0,29 229 0,20 -93 -0,10 71,12

5. Прибыль (убыток) от продаж 17514 100 17268 100 -246 0,00 98,60

В том числе: торговля 11 615 66,32 13 399 77,59 1 784 11,28 115,36

общественное питание 1 266 7,23 -1 099 -6,36 -2 365 -13,59 -86,81

бытовые и другие услуги 162 0,92 119 0,69 -43 -0,24 73,46

другие виды деятельности 4 641 26,50 4 795 27,77 154 1,27 103,32

заготовки -165 -0,94 3 0,02 168 0,96 -1,82

Таблица 2

Показатели рентабельности продаж по видам деятельности Ишлейского райпо в 2013-2014 гг., %

Показатели Годы Отклонение (+,-)

2013 2014

Рентабельность продаж всего 3,21 2,88 -0,33

В том числе: торговля 2,42 2,46 0,05

общественное питание 2,38 -2,69 -5,08

бытовые и другие услуги 20,48 25,65 5,17

другие виды деятельности 53,88 45,47 -8,41

заготовки -6,89 0,08 6,97

Таблица 3

Показатели влияния факторов на изменение прибыли от продаж в торговле Ишлейского райпо в 2013-2014 гг.

Годы Отклонение (+,-) Влияние

Показатели 2013 2014 факторов

Сумма, тыс. руб. Уровень, % Сумма, тыс. руб. Уровень, % Суммы Уровня на прибыль от продаж (+,-)

Выручка 480 915 100 543 681 100 62 766 х 1 522

Себестоимость 383 636 79,8 430 820 79,2 47 184 -0,5 0

проданных товаров

Валовая прибыль 97 279 20,2 112 861 20,8 15 582 0,5 2 886

Коммерческие расходы 85 618 17,8 99 411 18,3 13 793 0,5 -2619

Прибыль (убыток) от 11 661 2,4 13 450 2,5 1 789 0,1 1789

продаж

Таблица 4

Показатели динамики и структуры издержек обращения в торговле Ишлейского райпо за 2013-2014 гг.

Годы Отклонение (+,-) Темп

Показатели 2013 2014 Суммы Удельного

Сумма, руб. Удельный вес, % Сумма, РУб. Удельный вес, % веса изменения , %

Расходы на продажу всего 85 618 100 99 411 100 13 793 - 116,11

Расходы на содержание зданий, 12 588 14,70 17303 17,41 4715 2,70 137,46

сооружении, помещении, оборудования

Расходы на оплату труда 53 062 61,98 58 069 58,41 5 007 -3,56 109,44

Страховые взносы в 15 731 18,37 17 480 17,58 1 749 -0,79 111,12

государственные внебюджетные фонды

Расходы на ремонт основных 887 7,05 3 454 19,96 2 567 12,92 в 3,9 раза

средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потери от недостач в пределах 537 0,63 698 0,70 161 0,07 129,98

норм естественной убыли

Амортизация имущества 2 148 2,51 1503 1,51 -645 -1,00 69,97

Налоги и сборы 323 0,38 248 0,25 -75 -0,13 76,78

Прочие расходы 372 0,43 656 0,66 284 0,23 176,34

Выручка торговли 480 915 х 543 681 х 62 766 х 113,05

Уровень расходов на продажу, % 17,8 х 18,3 х 0,5 х х

Бухгалтерский учет в бюджетных и Accounting in Budgetary and

некоммерческих организациях 5 (2016) 10-19 Non-Profit Organizations

Таблица 5

Показатели рентабельности Ишлейского райпо за 2013—2014 гг., %

Показатели Порядок расчета Годы 2013 2014 Отклонение (+,-)

Рентабельность продаж Прибыль от продаж / Выручка 2,425 2,474 0,049

Рентабельность активов Прибыль от продаж / Среднегодовая стоимость активов 4,982 5,214 0,231

Рентабельность собственного капитала Прибыль от продаж / Среднегодовая величина собственного капитала 6,772 6,734 -0,038

Таблица 6

Показатели безубыточности и запаса финансовой прочности Ишлейского райпо за 2013-2014 гг., тыс. руб.

Показатели Годы Изменение (+, — )

2013 2014

1. Выручка фактическая 480 915 543 681 62 766

2. Себестоимость продаж 383 636 430 820 47 184

3. Валовый доход 97 279 112 861 15 582

4. Уровень валового дохода, % 20,2 20,8 0,5

5. Переменные издержки 20 638 22 665 2 027

6. Уровень переменных издержек, % 4,3 4,2 -0,1

7. Маржинальный доход 76 641 90 196 13 555

8. Постоянные издержки 64 980 76 746 11 766

9. Прибыль от продаж 11 661 13 450 1 789

10. Коэффициент покрытия постоянных затрат (Маржинальный доход / Выручка) 0,159 0,166 0,007

11. Критический объем продаж (Постоянные расходы / Коэффициент покрытия постоянных затрат) 407 743 462 608 54 864

12. Запас финансовой прочности (Выручка фактическая - Критический объем продаж) 73 172 81 073 7 902

13. Запас финансовой прочности (Сумма запаса финансовой прочности / / Выручка фактическая), % 75,2 71,8 -3,4

Список литературы

1. Данилова Н.Л. Роль бухгалтерской отчетности в формировании аналитической информации // Экономика и управление: теория, практика, инновации: Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного работника образования Чувашской Республики, доктора экономических наук, профессора Е.А. Еленевской (29 апреля 2014 г.). 2014. С. 49-53.

2. Донцова Л.В., НикифороваН.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 4-е. изд., перераб. и доп. М.: ДиС, 2012. С. 09.

3. Статистика рынка товаров и услуг.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/price/

4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. 8-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2005. С. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.