Научная статья на тему 'Особенности организации и ведения бухгалтерского учета в организациях потребительской кооперации'

Особенности организации и ведения бухгалтерского учета в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко И. А.

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность организаций потребительской кооперации, является закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и ведения бухгалтерского учета в организациях потребительской кооперации»

ХАРЧЕНКО И.А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность организаций потребительской кооперации, является закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию РФ. Организация финансового, налогового, стратегического управленческого учета и проведение управленческого аудита должны быть увязаны с основными особенностями организаций потребительской кооперации и специфическими задачами, которые решают данные организации.

Рассмотрим особенности потребительской кооперации и их воздействие на организацию систе- н мы учета. К основным задачам потребительской кооперации относятся: «создание и развитие орга- cd низаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и J юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсоб- 2 ных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно — технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродо- ^ вольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; ока- □ зание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации» [1]. Таким □ образом, первой особенностью потребительской кооперации является ее социальная ориентация. 2 Реализация социальной миссии проявляется, в частности, в содержании убыточных магазинов, продаже товаров во всех магазинах потребительского общества по единым розничным ценам вне зависимости от фактической величины затрат: в магазинах, расположенных в отдаленных и трудно дос- ® тупных населенных пунктах, товары продаются по тем же ценам, что и в районных центрах, прода- § же социально значимых товаров по социально низким ценам: отпуск товаров населению в долг, ока- ®

ш

зании населению бесплатных услуг (доставка топлива, медикаментов, товаров, содержание чайных Ц столов, библиотечек, создание и содержание детских площадок, вспашка огородов и др.), осуществ- ^ лении благотворительной деятельности (обучение детей пайщиков в учебных заведениях, оказание о материальной помощи пайщикам, бесплатное питание школьников из многодетных семей и др.), Выполнение организациями потребительской кооперации социальной миссии имеет важное народнохо- ^ зяйственное значение, поскольку содействует социальной поддержке жителей села, удовлетворению потребностей людей в жизненно важных услугах, преодолению бедности в РФ. А.Н.Лебедев, A.M. Ф- $ ридман, A.A. Комзолов отмечают: «Реализация этой миссии связана с большими финансовыми затра- о тами организаций потребительской кооперации, которые по мере расширения масштабов социаль- о ной деятельности постоянно возрастают» [2]. Следовательно, для обеспечения эффективной деятель- 2 ности потребительской кооперации необходимо широко использовать диверсификацию, а учетная § система должна быть организована с учетом цепочки ценностей. При этом в системе потребительс- ^ кой кооперации в виду ее социальной миссии всегда будут отдельные звенья, которые не будут спо- ^ собствовать созданию добавленной стоимости. Кроме того, будут возникать различия между бухгал- i терским и налоговым учетом, и в случае применения ПБУ 18/02 необходимо будет формировать ^ информацию об отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах. ™

Второй особенностью является то, что в соответствии с законодательными актами РФ деятель- i

ность организаций потребительской кооперации носит некоммерческий характер и по ряду направ- ®

лений основной целью будет не максимизация прибыли либо рыночной стоимости организации, а 1

степень удовлетворения потребностей населения. Это должно быть учтено в системе стратегическо- ° го управленческого учета. В качестве главных стратегических целей выступают удовлетворение

спроса пайщиков на товары и услуги и получение необходимой прибыли для дальнейшего развития. В проекте Соглашения о взаимоотношениях Правительства РФ и Центросоюза России на 2001 год Центросоюз России указал на необходимость проведения систематической работы, направленной на социально-экономическую поддержку населения, проживающего в сельской местности, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, а также крестьянских (фермерских) и личных хозяйств граждан.

В целом же организации потребительской кооперации в своей работе имеют те же приоритеты, что и другие коммерческие организации (максимизация прибыли, сокращение издержек, увеличение масштаба деятельности, максимальная рентабельность капитала, увеличение рыночной стоимости организации и т.д.). Однако важное значение имеет социальный аспект, что требует оценки социальной эффективности, характеризующей степень использования потенциальных возможностей трудовых коллективов и каждого работника потребительской кооперации, творческих способностей кооператоров, успешность решения социальных задач развития общества, улучшение условий труда и быта.

Третьей особенностью является оказание потребительской кооперации государственной поддержки. Решаемые данными организациями задачи во многом связаны с реализацией социальной функции и в связи с этим закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную й поддержку. Государственная поддержка должна основываться на обосновании необходимости возмещения за счет средств бюджетов затрат по социальной поддержке жителей села, которое целесооб-

N

л ь

о

I-

X

0

1_

о

х Ф

разно осуществлять в рамках стратегического управленческого учета, подтверждения на основе соответствующей документации затрат, связанных с осуществлением социальной деятельности кооперативных организаций в системе финансового учета. В случае получения государственной помощи о необходимо отражать ее в учете в соответствии с ПБУ 13/00 «Учет государственной помощи».

Четвертой особенностью потребительской кооперации является создание потребительских об-^ ществ и союзов, деятельность которых имеет свою специфику. В соответствии со 4 статьей Закона [1] □ потребительские общества создаются за счет вступительных и паевых взносов, осуществляют торго-2вую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. Принципы ^ деятельности потребительских обществ также носят ярко выраженный социальный характер и вклю-0 чают в себя: добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него; обязатель-® ность уплаты вступительного и паевого взносов; демократичность управления потребительским обо ществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительств кого общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничение размеров кооперативных выплат; доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управ-о ления и органах контроля; забота о повышении культурного уровня пайщиков. о Учредителями потребительского общества могут быть как граждане, достигшие 16-летнего воз-^ раста, так и (или) юридические лица. При этом число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. 2 В соответствии с Законом «решения о создании потребительского общества и вступлении в союз

¿3 принимаются учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительс-о кого общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные уставом х потребительского общества» [1].

ф К полномочиям общего собрания пайщиков потребительского общества в соответствии со ста-

со

тьей 16, в частности, относят утверждение программ развития потребительского общества, его годо-

| вых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским

® обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского обще-

5 ства; отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает

^ стоимость, определенную уставом потребительского общества и др. Утверждение бюджета потреби-

(Г) тельского общества относится к исключительной компетенции совета потребительского общества.

о о о.

К источникам формирования имущества потребительского общества относят в соответствии со статьей 21 Закона паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

В ходе осуществления своей деятельности потребительское общество может формировать следующие виды фондов: неделимый; развития потребительской кооперации; резервный; иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества. Их размеры и порядок формирования и использования фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества.

Доходы потребительского общества, получаемые от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат, размер которых определяется общим собранием потребительского общества и не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества.

Контрольные функции выполняет Ревизионная комиссия потребительского общества, которая подотчетна общему собранию потребительского общества и осуществляет контроль соблюдения устава потребительского общества, его хозяйственной, финансовой деятельности, а также деятельности созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов.

В соответствии со статьей 26 Закона потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. «Совет и ^ правление потребительского общества несут ответственность за достоверность информации, содер- ^ жащейся в годовом отчете и бухгалтерском балансе, полноту и достоверность информации, предос- ^ тавляемой государственным органам, союзам потребительских обществ, пайщикам, а также за досто- о верность информации, предоставляемой для публикации в средствах массовой информации.

Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке ре- □ визионной комиссией потребительского общества в соответствии с уставом потребительского обще- О ства и положением о ревизионной комиссии потребительского общества. Заключение ревизионной комиссии рассматривается на общем собрании потребительского общества» [1]. ^

Организации потребительской кооперации осуществляют и коммерческую деятельность, кото- о рая нацелена на удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах вы- £ сокого качества. Таким образом, потребительская кооперация представляет собой особую обществен- о но-массовую и многоотраслевую хозяйственную организацию, что требует организации раздельно- ^ го учета не только по отдельным видам деятельности, но и в разрезе отдельных операционных и гео- х графических сегментов. о

Пятой особенностью является наличие в потребкооперации нескольких уровней управления,

о

каждый из которых определяет стратегию своего развития. Данные стратегии должны быть взаимо- ф увязаны и учтены при формировании учетной политики организаций потребительской кооперации о

и построении системы стратегического управленческого учета. о

^

о о

0

1_

о о

ш

о

I—

о

В зависимости от уровня управления разрабатывается генеральная стратегия развития организаций потребительской кооперации, способствующая эффективному их функционированию. Виды стратегий, применяемых на различных уровнях управления в системе потребительской кооперации представлены в таблице.

Шестой особенностью потребительской кооперации является то, что данная система существовала еще в условиях плановой экономики и в условиях рыночной экономики она очень сложно адап- о тируется к изменениям внешней среды, что приводит к потере конкурентных преимуществ. В связи ^ с этим при организации системы учета и контроля следует предусмотреть элементы, направленные на поддержание конкурентоспособности. Это возможно реализовать лишь в системе стратегического ф управленческого учета.

Седьмая особенность потребительской кооперации связана с убыточностью большинства орга- ^ низации и неэффективной их деятельностью, что в свою очередь обусловлено выполнением социаль- ® ной миссии с одной стороны и низкой способностью адаптации к условиям внешней макросреды и 2 низким уровнем конкурентоспособности. о

К примеру, в результате сложившихся социально-экономических условий на селе, а именно, о

замедления роста денежных доходов сельского населения, действующей системы ценообразования на товары народного потребления и неэффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, достаточно большая часть организаций потребительской кооперации остается убыточной. Следовательно, учетная система должна быть организована таким образом, чтобы формировать релевантную информацию для менеджеров и руководства, позволяющую оценить эффективность деятельности.

Таблица 1. Виды стратегий, применяемых на различных уровнях управления в системе потребкооперации

Л*

IL-'ll

I .

ГУ

II

ь

и

CD 7

0J

Ol

z ш

о

ь

N □

ГУ

Ö

I—

ф

I—

X

о а ф

X >

0

1_

О х х Ф ш

I—

О

а

ö <

>

о о

о о

CL

о ф

4.

V llpüä. 14.4 J II Н

Цсш|чкчжи

Pl^IIII KuOl l-j-|:ni L HLIJ J

OällKI ipuÖL4H( 1ЧЫ II piSÜOHHMC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I LLMpCUH [ IjLK I It

oörticcTRä Солк'шс

II LMJILICIH [ Lj.'l l-.L'K I IL'

OÖ]]k"lTllil

Ос г iij.llik.i Hi M hie ci r с1 м м

С||ИПС1ИЯ KOHCO.MUtflJllll L-H.'l. lipC.L>-CMLllpHHLlinllUW I^MIUCIX

p^[rrL"iri[ii II ."U^ii^ ] Bl I i'l HO ilCyi I I.LlL'I'I:L'|iL4 MINI LH~H I Ч^ЧДЧ piL-IHI III ID UI lu IС ■И l: l 1101 ]JCÜl I I О. I Ia.lKL4 i KOCH iCpill LI II I.

(.' I ptL I С I HH ÜJ11 LI I |iJUIKj]1 СI -li-i>l I. IHi-Lil UNI. . U.V I 111 LiL'Müi L 11>' J ÜM IKll K.1M311 I tlipiä Г.. oiKM I Ii."1 UM 11 ID (.1П Г И Г.1! IT h I- Г L JI K.1 iJilivn Г! ЯI ICH 11 H MCiK.jy .JkJ\L?,№LH ]1 pilC-Mf, lüLL3 LJpC. LI JI.lL I ¿LI ¿lliUJJO И

(|n>p^iiipnii:annc и fs/uriNipiiirniym Ети.тжи ■

IJiJJJDL' IM 111 MLIUHÜ It!.'JHL' L LH i.11 l^il I ¿J I L4(JC KLJM LJIj. Щ), ULM yn^Hi Vllllll. 11(ЛЮ"11. jf-hläHHEfl (фС/КТК \Г11рКСГИ1Г11С1 H .:JU4 jij.ihiHHJ]tJ.

< 'lL"I': Ш-LLH L ipiiLL'L im. l.jl^yiJ.'L-lH!-||JJ IJILL4 flü UK-TIL Itl 11 К U1 ШМЮЫОН

кчп I.IipciI riicnni-1 ми и jisroi onu ic .mi -м i -i ч 11

11P ■ J1.1L p 11 Л " I I I ¡4. P. 14 _

Hllll 1С1Ш чГфИТСП I *. njic.l VV^NITpHllil 101 [Ш LTTL-I [Hill 11 iai ]F1W 1 Kl

OLM.VI H."1 ||_LI 11111 OILptM^.'LLIHUDnO СеПШ-ЧПИ pM 11KIS 14 HiiipiLMH II

>глупши. [ IРИМ СПЯ CiL1 И такал piViHO МП МОСТЕ. MM]]]CISOÜ

C rpiL Г |J I 1111 bTILb" L~ [ [ 1^3'1-ГЯ TM.Lp4'IIKLi:i]hlKlii 111 ITL-r pjLI 1.1Г1-С,

¿nO^OÖcTlFVIOJJJLttl -lUk-IMlhCMMIO Ki.iU'l'i Л ЛI l-Lil LI [H ЛСНСТ1Я1Й ^piuFKi ^LiuraM]i; nfenciiiRiw i^raßn.'iiiinitTii

л. и ПН ii'L" I HL'h3LdtiL> UUL l(jji J1 L L'L'LJEiLL' KOI LI LLK I JhL -L' ЛОТу^ИТуИШИ ТЧЩЦУ/Ш И УУПУГ,_

Процесс управления эффективностью организаций потребительской кооперации должен носить комплексный характер основываться на информации, формируемой в системе стратегического управленческого учета, в рамках которого должна быть представлена информация о внутренних факторах микросреды и внешних факторов макросреды.

Снижение эффективности во многом обусловлено тем, что значительная часть используемых ресурсов потребительской кооперации эксплуатируется с неполной загрузкой, наличием относительной избыточности одного ресурса при относительном недостатке другого ресурса. Решение этой проблемы возможно при использовании перепроектировки цепочки ценностей в рамках стратегического управленческого учета и активного использования аутсорсинга, диверсификации и франчайзинга, эффективное применение которых невозможно без создания высокоэффективной системы учета в потребительской кооперации.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Закон РФ от 19.07.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями от 11.07.1997, 28.04.2000, 21.03.2002).

2. Лебедев А.Н., Фридман А.М., Комзолов А.А. Определение затрат на реализацию социальной миссии потребительской кооперации. Методические рекомендации. М.: Центросоюз РФ, 2005.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.