Научная статья на тему 'Благотворительность как Стадия социального позиционирования бизнеса (возможности, проблемы, перспективы)'

Благотворительность как Стадия социального позиционирования бизнеса (возможности, проблемы, перспективы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1696
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЦИПИЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Т. Н.

В настоящей работе рассмотрены стадии позиционирования бизнеса. Определены цели и выявлены особенности благотворительной деятельности. Представлен генезис ее развития и показаны отличительные черты благотворительности и социальных инвестиций. Дана сравнительная оценка видов и направлений благотворительности в России и за рубежом. Выявлены проблемы, возникающие на пути развития благотворительной деятельности, что позволило автору определить ключевые предпосылки ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благотворительность как Стадия социального позиционирования бизнеса (возможности, проблемы, перспективы)»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

27 (264) - 2014

УДК 316. 364

благотворительность как стадия социального позиционирования

бизнеса (возможности, проблемы, перспективы)

т.н. савина,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

В статье рассмотрены стадии позиционирования бизнеса. Определены цели и выявлены особенности благотворительной деятельности. Представлен генезис ее развития и показаны отличительные черты благотворительности и социальных инвестиций. Дана сравнительная оценка видов и направлений благотворительности в России и за рубежом. Выявлены проблемы, возникающие на пути развития благотворительной деятельности, что позволило автору определить ключевые предпосылки ее развития.

Ключевые слова: благотворительность, бизнес, благотворительная деятельность, стадии развития, некоммерческая организация, реципиент

Не только российский, но и мировой опыт и практика показывают, что бизнес в своем развитии проходит несколько стадий социального позиционирования. На сегодняшний день насчитываются три такие стадии.

1. Стадия первоначального накопления капитала («война всех против всех»). Бурное развитие данной стадии наблюдается в период перехода России на «рельсы» рыночной экономики (печально известные «лихие» 1990-е гг.). Здесь, как правило, побеждают «сильные личности» (криминальные). Главными проблемами являются удержание и расширение захваченных материальных средств. При этом сильнейшие претендуют на распоряжение ресурсами, управление более слабыми гражданами,

на льготы и преференции. Однако примечателен тот факт, что народ видит, понимает и осознает, какой ценой и действиями достается победа в борьбе за капитал, и какая народу при этом уготована незавидная судьба.

2. Стадия самооправдания бизнеса перед обществом. Главной особенностью данного этапа является то, что так называемым «победителям» первой стадии как воздух необходимо, чтобы их признали как собственников, стали считаться с их правами, проявлять к ним любовь и уважение. Собственники капитала делают попытки разъяснения целей бизнеса, пытаются обрисовать перспективы его развития. Ключевыми инструментами самооправдания становятся спонсорство, меценатство и благотворительность.

3. Стадия социальной ответственности и социального партнерства (социально ответственное партнерство). Здесь бизнес переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей со всеми субъектами социальной среды.

Анализируя обозначенные стадии, следует отметить, что все эти этапы проходит и отечественный бизнес. Справедливо подчеркнем, что на сегодняшний день, выбравшись из первой стадии, он активно втянулся во вторую. В основной своей массе российский бизнес все еще до сих пор ограничивается фрагментарной благотворительностью

Таблица 1

Отличительные особенности благотворительности и социальных инвестиций

Показатели для сравнения Благотворительность Социальные инвестиции (корпоративное гражданство)

Эмоции или разум Эмоциональна Рациональны

Связь с бизнесом Не связана с интересами бизнеса Работают на бизнес-цели

Прозрачность деятельности Может быть скрытой Прозрачны для общества

Характер деятельности Необязательна Часть бизнеса

Основа для решений Решения принимаются на основе личных симпатий Выбор определяется бизнес-интересами

Учет интересов стейкхолдеров Интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров) учитываются в меньшей степени Учитываются интересы всех заинтересованных сторон

Целеполагание Направлена на видимый эффект Направлены на долгосрочный эффект, на решение проблемы

Сфера деятельности Ограничена сферой благотворительности Рассматриваются все социальные вопросы в комплексе

Используемые средства Ограничивается денежными или материальными пожертвованиями Используют весь набор форм социальной деятельности

и несистемной поддержкой отдельных проектов. Но вектор развития очевиден, он стремительно ведет к развитию полноценных общественных связей, социальной ответственности и социальному партнерству. Как справедливо отмечает Г.Л. Тульчинс-кий [3], дело бизнеса — рационально выстроенные, оптимизирующие условия развития самого бизнеса социальные инвестиции и социальное партнерство. В этой связи интересным представляется сравнительный анализ благотворительности и социальных инвестиций (табл. 1).

Сегодня можно видеть, что существующие экономические системы все чаще характеризуются в формате социализации и капитализации. Как следствие, такая закономерность ориентирует хозяйствующие субъекты направлять чистый доход на удовлетворение социальных, духовных и культурных потребностей современного гражданского общества, а это, как правило, является следствием устойчивого экономического развития страны. В этой связи подчеркнем, что страны с высокоразвитой экономикой создают для общества условия, когда деятельность бизнеса воспринимается не только с позиции его прибыльности, но также цены и учета последствий получения прибыли. То есть в приводящий в действие функционирование субъектов бизнеса рыночный механизм наряду с экономической функцией встраиваются социальная и экологическая. Такая связь обеспечивает дополнительные возможности роста рыночной стоимости современных компаний.

Исходя из приведенных аргументов вполне справедливо полагать, что реализация осознанной

хозяйствующими субъектами социальной и экологической политики есть один из ключевых и самых важных способов эффективного и устойчивого функционирования имеющихся экономических систем. Не только обозначенные, но и ряд других причин (угрозы социальной защиты наемных работников как главного ресурсного потенциала любой страны) заставляют всерьез задуматься о формировании института корпоративной социальной ответственности [2].

Однако практическая деятельность российского бизнеса в ключе социально ответственного поведения в преобладающем большинстве продолжает концентрироваться на благотворительности. В этой связи авторами была сделана попытка изучить особенности благотворительной деятельности, определить основные ее цели, показать место и роль России в этом направлении путем сравнительного анализа с опытом других стран.

Благотворительная деятельность в России носит динамичный исторический характер, причем она в своем развитии прошла несколько этапов.

1-й этап. 1Х-ХУ1 вв. Активную роль в благотворительности сыграли здесь великие князья — В. Святославович, Я. Мудрый, В. Мономах, А. Боголюбский, А. Невский. Они обеспечивали приютами, богадельнями и больницами нищих и убогих. Так, например, князь Владимир создал систему здравоохранения на Руси для всех слоев населения; Ярослав Мудрый дополнил Церковный и Земский уставы разделами о благотворительности. Этот этап отличался раздачей «слепой» милостыни, когда ничего не выяснялось о нищем.

2-й этап. XVII — начало XIX вв. Данный период отличает проявление заботы о детстве и сиротстве. Дети становятся объектом попечения государства. В 1715 г. по инициативе Петра I были открыты первые воспитательные дома для детей-подкидышей; в 1764 г. — воспитательный дом в Москве. В 1806 г. открыто первое в России училище глухонемых; в начале XIX в. — Вдовий дом.

3-й этап. ХК (1960-е гг.) — начало XX вв. Зарождаются общественные институты, филантропические организации, формируются сети благотворительных учреждений и заведений, происходит совершенствование способов и механизмов оказания благотворительной помощи. Организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей и инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом. Благотворительность принимает светский характер. Личное участие в благотворительной деятельности воспринимается обществом как морально-нравственный и этический поступок. Зарождается профессиональная помощь; появляются профессиональные специалисты в ее оказании. Организуются различные курсы, которые положили начало профессионального обучения кадров для социальных служб. В 1911 г. была открыта «Социальная школа» (на юридическом факультете Психоневрологического института). В период с 1871 по 1912 г. Российским обществом Красного креста образована организация, оказывающая непосредственную помощь пострадавшим от локальных войн и перенесших стихийные бедствия. Активная благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, университеты и научные учреждения, школы и библиотеки, приюты и больницы.

4-й этап. С 1917 г. до середины 1980-х гг. Переломным моментом в развитии благотворительности стала Октябрьская революция (1917 г.). Благотворительность отвергается большевиками и видится ими как буржуазный пережиток. В связи с этим любая благотворительная деятельность приобретает запретный характер. Более того, ликвидация частной собственности искоренила возможные источники личной (частной) благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование положили начало расколу церковной благотворительности. Наблюдается стремительный рост острых социальных проблем, в том числе: сиротство, беспризорность, повышенный уровень правонарушений среди подростков, проституция несовершеннолетних и др.

5-й этап. Середина 1980-х гг. и по настоящее время. С 1990-х гг. началось возрождение благотворительности и меценатства. Характерно, что пионерами-благотворителями в постсоветское время в России оказались зарубежные компании и их фонды. Постепенно происходит возрождение церковной благотворительности. В начале 2000-х гг. появились отечественные благотворительные фонды. В настоящее время количество благотворительных фондов увеличивается. Как правило, основными направлениями их деятельности являются поддержка культуры и искусства, образования и науки, спорта, социально незащищенных слоев населения и др.

Анализируя особенности благотворительной деятельности в разрезе исторических эпох, справедливости ради отметим, что благотворительность была и остается до сих пор значимой и актуальной темой, что подтверждает ее богатая историческая хронология. В разное время обязанность защиты нуждающихся слоев граждан, поддержки культуры и искусства, образования и науки, спорта переходила из рук в руки. Сейчас с уверенностью можно признать тот факт, что эта обязанность все чаще становится ношей частного сектора.

Заметим, что в последнее время благотворительность в жизни общества набирает все новые обороты. Ею занимаются не только благотворительные фонды, государственные учреждения и отдельные лица, но и коммерческие организации. Координация благотворительной деятельности регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Данный закон трактует благотворительную деятельность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [1].

Как правило, любая деятельность компаний направлена на достижение конкретных поставленных целей. Осуществление благотворительной деятельности не является исключением. Так, благотворительная деятельность в своем развитии преследует выполнение следующих основных целей:

1) подготовка граждан и оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий,

Таблица 2

Мировой рейтинг благотворительной деятельности в 2012 г.

Страна Направления благотворительной деятельности, % Среднее значение, % Место в рейтинге

Волонтерство Пожертвования Помощь нуждающимся

США 45 62 77 61 1

Канада 42 68 64 58 2

Мьянма 43 85 46 58 2

Новая Зеландия 40 67 67 58 2

Ирландия 37 70 64 57 5

Великобритания 29 76 65 56 6

Австралия 34 67 64 55 7

Нидерланды 37 69 57 54 8

Катар 19 60 73 51 9

Шри-Ланка 46 45 54 48 10

Норвегия 35 56 53 48 11

Мальта 24 72 46 47 12

Швейцария 32 56 54 47 12

Ливия 37 29 72 46 14

Австрия 28 52 56 45 15

Филиппины 43 31 60 45 16

Гонконг 15 63 55 44 17

Исландия 25 63 45 44 17

Индонезия 30 63 40 44 17

Нигерия 36 30 66 44 20

Источник: составлено автором по данным исследования «Рейтинг мировой благотворительности» [4].

экологических, производственных и прочих катастроф;

2) противодействие угрозам социального происхождения (прежде всего предотвращение национальных и религиозных конфликтов);

3) поддержка жертв репрессий, беженцев, а также вынужденных переселенцев;

4) содействие укреплению института семьи, защите материнства и детства;

5) обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, образовании и здоровье населения);

6) содержание объектов инфраструктуры и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное и природоохранное значение;

7) социальная помощь и поддержка граждан, правовая защита населения;

8) содействие развитию творческого потенциала детей и молодежи, патриотическому, духовному и нравственному их воспитанию.

Если говорить о мировой практике реализации благотворительной деятельности, затрагивая ее отличительные особенности и сравнительные преимущества, то следует проанализировать мировой рейтинг благотворительности (табл. 2).

В мировом рейтинге благотворительности, как видно из анализа данных табл. 2, проводится срав-

нение благотворительной деятельности по 3 видам: денежные пожертвования, волонтерство, помощь нуждающимся. Заметим, что за период 2012 г. по сравнению с 2011 г. общий объем благотворительной деятельности в целом в мире увеличился. Однако он еще не достиг докризисного уровня. При этом важно подчеркнуть, что рост показателей благотворительной деятельности происходит в то время, когда снижаются темпы глобального экономического роста — с 4,0 до 3,2%.

Положительная тенденция роста объемов благотворительной деятельности вызвана, главным образом, существенным увеличением доли населения, вовлеченного в данный процесс и осуществляющего помощь нуждающимся напрямую. Так, в 2012 г. доля такого населения составила 47% против 45% в предыдущем году. В целом в 2012 г. численность мирового населения, оказывающего помощь нуждающимся, выросла более чем на 200 млн чел. Эта цифра более чем в 2 раза превышает рост числа людей, занимающихся такими альтернативными направлениями благотворительной деятельности, как волонтерство и денежные пожертвования НКО. Анализируя данные табл. 2, можно видеть, что лидирующую позицию в мировом рейтинге благотворительности в 2012 г. занимали США, получив значение мирового рейтинга в 61%. 2-е

Таблица 3

Динамика показателей благотворительной деятельности в России в 2009-2012 гг.

Показатель Год

2009 2010 2011 2012

Доля населения, принимающего участие в благотворительности, % 18 21 18 19

Направления благотворительной деятельности, % В том числе:

— волонтерство 20 23 17 17

— пожертвования в НКО 6 5 7 6

— помощь нуждающимся 29 36 29 33

Место в рейтинге... 138-е 130-е 127-е 123-е

место, достигнув среднего значения показателя по направлениям благотворительной деятельности в 58%, делят Канада, Мьянма и Новая Зеландия. На 5-м месте расположилась Ирландия, достигнув среднего значения показателя в 57%.

Что касается отечественной практики реализации благотворительной деятельности, то ее детальный анализ приведен в табл. 3.

Анализируя представленные в табл. 3 данные, можно наблюдать, что начиная с 2009 г. Россия уверенно шагает вверх в направлении благотворительности. Так, в 2012 г. она заняла 123-е место, переместившись за год на 4 позиции. Главной причиной положительной динамики стало увеличение объемов средств, выделяемых на непосредственную помощь нуждающимся. Из табл. 3 видно, что остался неизменным по сравнению с 2011 г. такой вид благотворительности, как волонтерство. Численность волонтеров-россиян приближается к цифре в 21 млн. Кроме того, почти 40 млн жителей нашей страны оказали непосредственную помощь нуждающимся. При всем этом на 1% снизилась численность тех, кто делает денежные пожертвования в НКО. Заметим, что волонтеры (во всем мире) становятся моложе. Наиболее значительный прирост доли волонтеров отмечен в возрастной группе от 15 до 24 лет (с 18,4% в 2011 г. до 20,6% в 2012 г.). Эта положительная тенденция сохраняется на протяжении последних 5 лет.

Среди основных причин, сказавшихся на низком уровне (по сравнению с международным показателем) благотворительной деятельности в нашей стране, можно назвать ее разовый характер и несовершенство институциональной среды.

Как показывает практика зарубежных стран, в условиях рыночной экономики благотворительность все чаще переходит в руки частного сектора. Сравнивая благотворительную деятельность российских компаний и зарубежных, можно сказать, что представители частного сектора европейских

стран и США тратят на нужды общества больше, чем в России (98 и 96% против 70%). Характерно и то, что в России благотворительностью занимаются относительно недавно. В то время как на Западе эта практика распространена достаточно широко, накоплен полезный опыт, сформировались традиции. Основной причиной занятия данной деятельностью является отсутствие налогов на тот процент прибыли, который отводится на развитие общества (такая практика широко применяется за рубежом). При этом организации стремятся не просто потратить свои деньги на благотворительные цели, они тщательно прорабатывают процесс реализации своих программ. В настоящее время в России каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет, ряд из них имеют собственные благотворительные фонды.

Эффективность благотворительности связана с возможностями создания дополнительных факторов развития бизнеса, к основным из которых следует отнести:

— улучшение внешней деловой среды за счет усиления благожелательного отношения;

— укрепление социальных связей с заинтересованными сторонами;

— улучшение имиджа компании и ее репутации, продвижение PR;

— моральное признание бизнеса и собственника;

— эффективность интеграции маркетинговых коммуникаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расширение целевой аудитории, клиентской базы;

— формирование позитивной модели отношения работника к компании, основанной на росте благонадежности и лояльности и приверженности персонала компании.

— эффективное использование свободных денежных средств;

— налаживание отношений с государственными органами;

— создание благоприятного окружения, в котором организация работает более успешно.

Многие российские предприниматели активно занимаются благотворительной деятельностью. Среди них необходимо отметить такого выдающегося лидера в этом направлении, как Владимир Потанин. Расходы на благотворительность В. Потанина в 2012 г. составили 39,3 млн долл. [5].

Благотворительный фонд В. Потанина был учрежден в 1999 г. Основная задача фонда — содействие развитию благотворительности в России, поддержка одаренных и интеллектуальных людей. Фонд формирует общественную среду, где ведущими ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность.

Одна из ведущих программ Благотворительного фонда В. Потанина — Федеральная стипендиальная программа, целью которой является поддержка лучших студентов ведущих российских вузов, расширение возможностей для их профессионального и личностного роста [5].

Основными компонентами программы являются:

1) проведение ежегодных конкурсных отборов

в вузах;

2) ежемесячная выплата стипендий на протяжении года;

3) проведение Зимних и Летних школ для стипендиатов;

4) выделение грантов победителям Зимних и Летних школ на реализацию волонтерских проектов;

5) мониторинг реализации проектов.

Об успешной реализации программы говорит то, что с 2000 по 2012 г. 170 тыс. студентов ведущих государственных вузов приняли участие в конкурсном отборе. По итогам конкурсного отбора в общей сложности было назначено 15,6 тыс. стипендий [6].

С 2010 г. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева также стал участником образовательных программ Благотворительного фонда В. Потанина. В рейтинге фонда среди ведущих вузов России университет занимает 24-е место. Ежегодно в конкурсе Федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда В. Потанина принимают более 350 студен-тов-огаревцев. Конкурсная программа состоит из 2 этапов: тестирование и игровой тур. В результате

тестирования во 2-й тур проходят 100 студентов, среди которых в игровом турнире определяется лучшая двадцатка. 20 студентов становятся стипендиатами Благотворительного фонда В. Потанина. В 2012 г. размер такой стипендии составил 5 000 руб. в мес. каждому победителю. В 2013 г. В. Потанин присоединился к международному благотворительному движению «Клятва дарения» (Giving Pledge), основанному Биллом Гейтсом и Уорреном Баффетом в июне 2010 г. Участники движения обязуются отдать на благотворительность не менее 50% своего капитала [5].

Современные условия требуют поддержки социальной сферы частным бизнесом, увеличения их роли в финансировании различных проектов. Компании должны стать социально ответственными, осуществлять поддержку общества и публиковать свои результаты в отчетах. Это поможет как самой компании (повышение лояльности сотрудников и клиентов, смягчение каких-либо требований со стороны государственной власти), так и местному сообществу. Государство, в свою очередь, должно в полной мере обеспечить юридическую защиту такого вида деятельности, заниматься пропагандой социальной ответственности бизнеса, в том числе корпоративной благотворительности. Более того, как видится автору, государству необходимо активно поддерживать компании, занимающиеся благотворительностью, и содействовать их развитию.

Развитие благотворительности в России сопровождается парадоксально спорными, а зачастую и конфликтными ситуациями. Последние обусловлены особенностями взаимодействия участников этого процесса. С одной стороны, в главном политическом документе нашей страны, Конституции РФ, речь идет о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм соцобеспечения и благотворительности. При этом отмечается, что формами поддержки подобной деятельности могут являться экономическое стимулирование и меры морального поощрения, признания заслуг в области благотворительности. С другой стороны — отечественная система налогообложения превращает данный вид деятельности в абсолютно экономически невыгодное занятие не только для благотворителя, но и для непосредственного получателя благотворительной помощи. Так, налоговые льготы могут получить физические лица, перечисляющие денежные средства в бюджетные организации. Если же средства перечисляются в

некоммерческие организации, то льгота не предоставляется.

Что касается юридических лиц, то с 2002 г. льготы на прибыль корпоративных благотворителей отменены, а право предоставления передано субъектам РФ. Принципиально важно отметить, что получателями благотворительной помощи могут быть как бюджетные учреждения, принадлежащие органам местного самоуправления, так и некоммерческие организации и физические лица.

Другим парадоксально спорным (конфликтным) объектом благотворительной деятельности является имущество в силу того, что по закону благотворительность оказывается связанной с передачей имущества. В этой ситуации ее следует отличать от социальных проектов компании. Некоммерческая организация, получившая помощь, должна доказать, что та не является для нее доходом, в противном случае она должна уплатить налог на прибыль.

Компании, не располагающие свободными денежными средствами и оказывающие поддержку предметами материального производства (товарами), также создают препятствия своим подопечным. Проблемы возникают при последующей продаже этих товаров получателями помощи — она рассматривается как неуставная коммерческая деятельность. Если компания-благотворитель оказала помощь в натуральной форме, то она должна сообщить об этом в налоговый орган, а реципиент — заплатить налог. Не проще приходится и физическим лицам, принимающим благотворительную помощь, в силу того, что они обязаны уплатить подоходный налог — 13% от ее стоимости (исключением являются инвалиды). Если, к примеру, фонд оплачивает дорогостоящую операцию за рубежом, в этом случае денежная сумма признается доходом, с которого нужно также уплатить налог. В случае расходов в 50 000 евро налог составит 6 500 евро. Парадокс логики просматривается и в следующих случаях. Так, стипендии, выплачиваемые благотворительными фондами, налогом не облагаются, а индивидуальные гранты, предоставляемые российскими фондами, оказываются не освобожденными от налогообложения. Оплата реабилитации инвалидов от налога освобождена, а оплата получения ими медицинской помощи — нет.

Отдельная проблема — налоговый и бухгалтерский учет. Заметим, что для конкретных видов помощи требуются разные формы договоров и учета. При этом все, что бесплатно получено некоммер-

ческими организациями, должно учитываться не по договорным, а по рыночным ценам, подтверждение которых фиксируется специальными справками.

Не менее значимым препятствием на пути развития благотворительности является и недостаток информации (а порой и ее полное отсутствие) о более достойных, чем обратившиеся за помощью, реципиентах. Более того, процветанию благого дела мешает неуверенность в том, что реципиенты адекватно понимают интересы донора, недоверие к экономической, правовой и управленческой компетентности заявителей в части умения грамотно составить смету, подготовить и оформить договор, использовать денежные средства по назначению и пр. Нередки случаи увлечения фондов сомнительной коммерческой деятельностью, распределением средств в ущерб адресному характеру и прямому назначению. Сказывается и отсутствие культуры контактов, документальной и правовой практики, информационной поддержки.

Интересно, что деятельность многих известных зарубежных благотворительных фондов при внешней благопристойности и широкой рекламе непрозрачна, никто не знает, что происходит за ширмой благотворительной помощи. Так, частному расследованию в Великобритании помог закон, обязывающий организации, получающие пожертвования от населения, предоставлять отчеты об их реализации. Выяснилось, что непосредственно в Великобритании за 1991 г. фонд М. Терезы собрал 2,6 млн долл., из которых только 7% были потрачены собственно на нужды бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви. Всего же в результате деятельности фонда М. Терезы, по самым скромным подсчетам, Ватикан заработал больше 3 млрд долл., никак не использовавшихся ни для помощи больным, ни для милосердия1. Комментарии, как говорится, излишни.

Таким образом, очевидно полагать, что по-настоящему может работать только системная благотворительность, а предлагаемые благотворительные проекты должны быть абсолютно прозрачными и адресными.

Как уже отмечалось ранее, на пути развития

1 Торик И. Мать Тереза — символ милосердия или успешный финансовый проект Ватикана? URL: http://igor-torick. livejoumal.com/1027092.html.

технологий сбора средств в России вырастают серьезные правовые преграды. Чтобы жертвовать свои деньги, необходимо идти в банк, заполнять извещение, платить за услуги. Процедура сбора средств через дароносицы и составления по ним отчетности в России не определена. В результате таких пробелов плодятся благотворительные фонды, не зарегистрированные в качестве юридических лиц. Соответственно ни о какой бухгалтерской отчетности и речи быть не может. Сегодня все чаще можно видеть, как благотворительная самодеятельность прогрессирует благодаря развитым интернет-технологиям. Что касается крупных системных благотворительных фондов и организаций, то они до сих пор не получили своего развития в нашей стране. Выйти на желаемый уровень прозрачности и правовые рельсы удается лишь частным фондам. Среди последних особую популярность завоевали фонды В. Потанина «Открытая Россия» и «Доброе сердце» [6].

В целях разрешения таких противоречивых ситуаций, наблюдаемых в практике реализации благотворительной деятельности в России, необходимо, на взгляд автора, формировать цивилизованные правила и механизмы взаимодействия власти, бизнеса и представителей гражданского общества. Ключевыми предпосылками развития в этом направлении видятся следующие:

— формирование положительного общественного мнения, привлечение внимания к проблемам благотворительности;

— развитие законодательной и нормативно-правовой базы, и прежде всего принятие закона о благотворительной деятельности, предоставляющего бизнесу преференции и льготы за социальное инвестирование;

— развитие некоммерческого сектора и системной благотворительности;

— развитие информационной и организационной инфраструктур благотворительной деятельности, предполагающей формирование баз данных и информационного рынка услуг, создание служб, организационной поддержки;

— совершенствование процесса организации кадрового обеспечения, касающееся подготовки специалистов по вопросам благотворительной деятельности, в частности менеджеров компаний,

отвечающих за социально значимые проекты и культурные программы; профессиональная подготовка менеджеров некоммерческой сферы;

— разъяснение механизмов и технологий благотворительности;

— периодическое обсуждение проблем благотворительности лицами, имеющими богатый положительный опыт в этой сфере деятельности, как на местном и региональном, так и на федеральном и международном уровнях (в формате круглых столов, деловых встреч, симпозиумов, конференций, форумов).

Успешная реализация обозначенных стратегических ориентиров позволит, очевидно, реализовать потенциал благотворительности в полной мере. Причем именно здесь видится ключевой путь построения современного гражданского общества, способ укрепления взаимного согласия и доверия всех социальных слоев.

В заключение следует подчеркнуть, что благотворительность — это не только проявление благородных чувств и меценатства, патриотизма и амбиций. Как показывает практика, рационально организованная и тщательно продуманная благотворительность вполне может сочетаться с конкретным расчетом, быть эффективной и результативной. Можно и нужно спешить делать добрые дела, но при этом не оставаться внакладе.

Список литературы

1. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3.

2. Савина Т.Н. Институт корпоративной социальной ответственности как инновационный социально ориентированный проект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 2. С. 42.

3. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство : технологии и оценка эффективности: учеб. пособие. СПб, 2012. 236 с.

4. URL: http://www.portal-nko.ru/nko/news/ p/11926.

5. URL: http://www.fondpotanin.ru.

6. URL: http://www.fondpotanin.ru/content/ reports/.pdf.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

CHARITY AS A STAGE OF SOCIAL POSITIONING OF BUSINESS (OPPORTUNITIES, CHALLENGES AND PROSPECTS)

Tat'yana N. SAVINA

Abstract

The paper considers the stages of positioning of business and it defines objectives and identifies the peculiarities of charity. The author presents genesis of its development and shows the distinctive features of charity and social investment. The article provides a comparative estimation of types and direction of charity in Russia and abroad. The paper reveals the problems encountered in the development of charitable activities that enabled the author to identify the key determinants of its development.

Keywords: charity, business, development stage, nonprofit organization, recipient

References

1. Federal Law "On Charity and charitable organizations" of August 11, 1995 № 135-FZ.

2. Savina T.N. Institut korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti kak innovatsionnyi sotsial'no orienti-rovannyi proekt [Institute of corporate social respon-

sibility as an innovative socially-oriented project]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interest: priorities and security, 2014, no. 2, p. 42.

3. Tul'chinskii G.L. Korporativnye sotsial'nye investitsii i sotsial'noe partnerstvo: tekhnologii i ot-senka effektivnosti: uchebnoe posobie [Corporate social investment and social partnership: technologies and effectiveness evaluation: a textbook]. St. Petersburg, 2012,236 p.

4. Available at: http://www.portal-nko.ru/nko/ news/p/11926. (In Russ.)

5. Available at: http://www.fondpotanin.ru. (In Russ.)

6. Available at: http://www.fondpotanin.ru/content/ reports/.pdf. (In Russ.)

Tat'yana N. SAVINA

Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.