УДК 364.054
Благотворительность и репутационный потенциал компании
козловл надежда павловна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Маркетинг и логистика» Финансового университета E-mail: Nadezda5665@yandex.ru
В статье рассмотрены вопросы влияния благотворительной деятельности на деловую репутацию и инвестиционный потенциал компании. Показано неоднозначное отношение к благотворительности со стороны деловых кругов и широкой общественности. Обозначена связь между благотворительной деятельностью компании и ее репутационным капиталом. Проведен сравнительный анализ западной и российской практики благотворительной деятельности. Проанализированы причины, сдерживающие развитие благотворительной деятельности в России, и предложена модель становления и развития благотворительной деятельности как репутационной составляющей компании.
ключевые слова: благотворительность, деловая репутация, имидж, коррупционные риски, некоммерческие организации, репутационный капитал, социальные инвестиции, филантропия.
Charity and Company’s Reputation Potential
KozLovA NADEzHDA, Ph.D. (Econ.), associate professor (docent), head of the chair of Marketing and logistics Deputy,
Finance University
E-mail: Nadezda5665@yandex.ru
The article considers the issues of the influence of charitable activities on the business reputation and investment potential of the company. It is shown ambiguous attitude to charity from business circles and public. Also denotes the relationship between the charitable activities of the company and it’s reputation capital. In that article you can find a comparative analysis of Western and Russian practices of charity. The author analyses the causes hindering the development of charitable activity in Russia and a model of the formation and development of charitable activity as the reputation of the company.
Keywords: a non-profit organization, charity, corruption risks, image, philanthropy, reputation capital, reputation, social investments.
Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», под благотворительной деятельностью понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [1]. Иными словами, это деятельность, в результате которой ресурсы частных компаний и лиц добровольно перераспределяются в пользу нуждающихся в них людей, а также на решение социально-
значимых проблем и улучшение условий общественной жизни.
Понятие «благотворительность» достаточно сложное и даже спорное, о чем свидетельствует наличие разных точек зрения на эту тему. Так, в отечественной научной литературе 1960-х годов нет слова «благотворительность», а термин «филантропия» толковался с позиции классового общества как помощь, оказываемая части неимущего населения отдельными представителями эксплуататорских классов и специальными буржуазными организациями, в основном для того чтобы отвлечь трудящихся от классовой борьбы и уклониться от налогообложения [2, с 96]. Нельзя
отрицать, что в условиях рыночной экономики есть возможность уменьшить налогооблагаемую базу за счет перевода средств в благотворительные фонды, однако благотворительность помогает также уменьшить противоречия, возникающие в результате расслоения населения по уровню доходов, оказать помощь инвалидам, неимущим и т. п.
Французский экономист и политический деятель, один из марксистских теоретиков П. Лафарг полагал, что благотворительность бессмысленна и безнравственна [3, с. 334-363]. Благотворительность усугубляет, а не способствует улучшению положения бездомных, считал Л. Н. Толстой: «Давать деньги некому, если точно желать добра, а не желать только раздавать деньги кому попало» [4, с. 178].
По мнению критиков, благотворительность представляет собой:
• разновидность бизнеса, зачастую достаточно успешного;
• институт политического и идеологического влияния;
• средство развлечения богачей;
• очень затратное мероприятие (организация филантропической деятельности нередко стоит гораздо больше, чем непосредственная помощь страждущим);
• помпезное мероприятие;
• деятельность, дающую власть (кто собирает средства, тот их и распределяет, то есть получает власть);
• желание покрасоваться перед общественностью.
Еще триста с лишним лет назад английский философ, сатирический писатель и экономист Бернард де Мандевиль (1670-1733) отмечал, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков [5, с. 236].
И все же не вызывает сомнения тот факт, что благотворительная деятельность может снижать остроту социальных антагонизмов, снимать возникающее в обществе напряжение, то есть выполнять социально компенсирующую роль.
Результаты исследований американских ученых, таких как Ч. Клэри, Дж. Снайдер, Р. Уитноу, позволяют сделать вывод, что участие в благотворительных акциях для многих американцев обусловлено желанием противостоять меркантилизму, преодолеть чувство вины перед обездоленными и т. п. Еще в XIX в. в США широкое распространение получили разные формы филантропии
и добровольной помощи бизнеса другим слоям общества (публичные библиотеки Рокфеллера, «инициативы Карнеги» и пр.). Основатель сталелитейной корпорации и. S. Steel Эндрю Карнеги сформулировал «принципы, обязательные для всякого уважающего себя капиталиста» [6, с. 1-11]. По его мнению, богатые должны субсидировать бедных через благотворительность и рассматривать себя не как хозяев, а как управляющих капиталом, который работает на благо общества.
Первое учреждение под названием «Общество по предотвращению пауперизма» было создано в Нью-Йорке еще в 1817 г. Затем благотворительные организации стали появляться практически во всех крупных и средних городах, и в 1895 г. уже было 100 таких учреждений, через 10 лет — 150 [7, с. 43]. При этом в конце XIX — начале XX в. в США интенсивно развивалась государственная благотворительность, которая по масштабам значительно превосходила частную. Частные пожертвования обеспечивали не более 25% помощи нуждающимся, остальные средства поступали от государственных (федеральных и муниципальных) органов власти [8, с. 50].
В российской практике к благотворительности компании обычно относят материальную поддержку и бывших работников — пенсионеров, и посторонних лиц, обратившихся за помощью, а также бесплатные услуги своим работникам. Последнее вряд ли можно отнести к благотворительности. Скорее, это дополнительные траты на покупку рабочей силы. Поэтому следует согласиться с мнением ряда исследователей, считающих, что целями благотворительной деятельности являются:
• социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
• содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
• содействие защите материнства, детства и отцовства;
• поддержка деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
• поддержка деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также
пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
• поддержка деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Благотворительность способствует формированию высокой деловой репутации компаний, формирует культуру взаимодействия с заинтересованными сторонами, способствуя тем самым эффективному достижению высоких экономических результатов. Благотворительность свидетельствует инвесторам о стабильном развитии компании, ведь находясь в кризисе, вряд ли станешь выделять средства на социальные проекты.
Грамотная программа благотворительности может оказать огромное положительное влияние на имидж и бренд компании, создать ей известность, благоприятное информационное поле. Примером может служить благотворительная деятельность Альфа-Банка. Финансируя затратные проекты с участием известных отечественных и зарубежных деятелей культуры и искусства, эта кредитная организация сумела придать своему имиджу определенную долю элитарности. Альфа-Банк ежегодно проводит в регионах гастроли лучших театров и музыкальных коллективов страны, а также участвует в организации выставок произведений национального искусства в музеях Европы и США. При поддержке Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты: Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Пол Маккартни и др.
Компании, вышедшей на уровень стратегического управления бизнесом, просто необходимы вложения в репутационный менеджмент на российском и международном рынках для привлечения серьезных партнеров и инвестиций [9, с. 27]. Во всем мире благотворительность и спонсорство расцениваются как социально-культурные управленческие технологии, результатом применения которых становится благосклонное отношение общества и государственной власти к компании.
Благотворительная деятельность, если она не носит чисто рекламный характер, как правило, дает компании репутационное преимущество. Организованная надлежащим образом и умело управляемая, такая деятельность способствует развитию культуры, искусства, образования, медицины, гражданского общества в стране, распространению национальной культуры за ее пределами, повышая имидж страны на международной арене.
Принимая участие в благотворительных акциях, компания заявляет о себе как о социально активной единице общества.
Как показывает зарубежный опыт, благотворительная деятельность и спонсорство могут стать массовым явлением, если достигнуто взаимопонимание между государством, бизнесом и обществом, если государство поощряет компании на реализацию социальных проектов. Конечно, в первую очередь имеется в виду создание нормального правового поля и благоприятного налогового режима для благотворителей. Бизнесу должно быть выгодно и престижно заниматься благотворительной деятельностью, он должен ощущать поддержку от государственных органов власти и местного сообщества.
В развитых странах распространено корпоративное планирование благотворительной деятельности, включая определение приоритетов и критериев. В соответствии с приоритетами компании перечисляют средства некоммерческим организациям или специализированным благотворительным фондам. Благотворительность становится уже не только актом сопричастности к «благому делу», но и «эгоистическим» вложением капитала, подпадая, таким образом, под определение «социальная инвестиция», широко применяемое в западной экономической литературе.
Социальные инвестиции — это вложения средств с целью извлечения прибыли или укрепления власти и авторитета. При этом компания получает следующее:
• улучшение имиджа и деловой репутации на местном и национальном уровнях;
• освещение деятельности в СМИ;
• улучшение взаимоотношений с инвесторами;
• ассоциирование с высококачественным и респектабельным предприятием;
• привлечение новых клиентов и работников;
• увеличение объема продаж;
• укрепление позиций на рынке;
• улучшение внутрифирменных взаимоотношений и пр.
Таким образом, деятельность, направленная на улучшение жизни и решение проблем сообщества, вполне согласуется с коммерческими планами компании.
Корпоративная благотворительность нацелена на создание благоприятного общественного мнения о компании. Именно в этом отличие корпоративной благотворительности от любого другого
36
н.п.Козлова благотворительность и репутационный потенциал компании
Таблица 1
сравнительный анализ разных практик благотворительной деятельности [10]
Западная практика Российская практика
• согласование благотворительной деятельности с коммерческими планами компании; • эффективное корпоративное планирование благотворительной деятельности (выделение приоритетов, критериев оценки). Связь со стратегией компании; • благотворительная деятельность подпадает под определение социальных инвестиций; • получение репутационного преимущества, повышение имиджа; • корпоративная благотворительность является одним из способов выражения социальной позиции компании; • сотрудничество с органами государственной власти во многих странах обязательно. • непонимание или отрицание потенциальных выгод от социально активности; • поддержка в основном единичных мероприятий, особые мотивы благотворительности; • некоммерческий сектор существует за счет собственных средств и благотворительных фондов; • недопонимание важности благотворительной деятельности для деловой репутации, ее связи с корпоративной социальной ответственностью; • компании начинают задумываться о репутации, социальной ответственности, чтобы достичь деловых целей (например, IPO); • отсутствие поддержки со стороны государства (благоприятного налогового режима для благотворителей).
вида деятельности. Здесь важна связанность со стратегией компании, ориентация на ее цели, четкость механизмов выделения средств и контроля над их целевым использованием.
На Западе корпоративная благотворительность рассматривается как неотъемлемая составляющая пиар-менеджмента. В развивающихся странах, где государство зачастую не способно на должном уровне обеспечить социальные гарантии своим гражданам, участие компаний в поддержке социальной сферы стоит также актуально.
Анализ благотворительной деятельности в России показывает, что компании не вполне представляют потенциальные выгоды от своей социальной активности. Частный бизнес, как правило, поддерживают единичные мероприятия. Некоммерческий сектор существует в основном за счет собственных средств и иностранных благотворительных фондов. Об этом свидетельствует проведенный автором сравнительный анализ западной и российской практик благотворительной деятельности (табл. 1).
Занимаясь благотворительной деятельностью, западные компании, как правило, ставят целью не финансовую выгоду, а улучшение корпоративного имиджа и повышение уровня доверия к компании. Но при этом такой неосязаемый объект, как имидж, дает вполне конкретные экономические результаты для компании. Доказано, что эффективная корпоративная социальная деятельность, частью которой является благотворительность, положительно влияет на акционерную стоимость компании.
Положительный имидж и деловая репутация компании важны не только для акционеров, но и для потребителей. В развитых странах корпоративная
благотворительность, по сути, стала элементом стратегического менеджмента, маркетинга и пиара. Как и другие мероприятия в этой сфере, благотворительность четко спланирована и организована. Такой подход абсолютно оправдан, поскольку для потребителей социальная позиция компании имеет большое значение. Уже в конце 90-х гг. прошлого века 76% американских потребителей отметили, что при прочих равных условиях они с большей вероятностью выбрали бы бренд, ассоциирующийся с социальной ответственностью. Конечно, социальная активность как конкурентное преимущество не пересилит высокое качество или более низкую цену продукции, но для компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции, социальный аспект может сыграть большую роль.
Посредством благотворительности решаются важнейшие задачи:
а) сохранение и воспроизводство общества;
б) развитие общества (поддержка перспективных социальных инициатив и начинаний).
Как видим, речь идет о поощрении людей, а не о том, чтобы потворствовать их иждивенчеству, хотя во многих развитых странах (США, Канада, Германия, Швеция, Нидерланды, Франция и др.) уже возникли проблемы, связанные с целым слоем иждивенцев. Нужны критерии для принятия решений и оценки эффективности мер в области благотворительности.
Благотворительная помощь должна способствовать инициативе, активности и изобретательности. Британский философ, экономист и политический деятель Дж. С. Милль (1806-1873) сформулировал своеобразное «прагматическое» правило благотворительности, согласно которому
она должна спасать от нищеты, но не подрывать индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению [11, с. 371]. Это совершенно иной подход к филантропии: не патернализм, а способ улучшения жизни людей. Кстати, в связи с этим можно вспомнить бесплатные профессиональные школы Г. Форда, организованные для рабочих в Детройте. Отечественные компании начинают работать в том же направлении. Примером могут служить программы для воспитанников детских домов финансовой корпорации «Уралсиб», программы развития малого бизнеса сталелитейной и горнодобывающей компании «Северсталь».
При исследовании благотворительной деятельности стоит также обратить внимание на то, что это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в целях реализации общественно полезных программ, своего рода уплата добровольных налогов в бюджет пользователя. Важной особенностью благотворительности является ее частный характер. В США личный вклад простых американцев в благотворительность составляет $270 млрд (при общем обороте благотворительных средств $303 млрд). В России из $3 млрд (во столько оценивается бюджет благотворительной помощи) на частную благотворительность граждан приходится не более $0,5 млрд [12, с. 76]. Причем российская и американская корпоративная благотворительность (при соотношении объемов ВВП) оценочно находятся на одном уровне, даже если в России принимать в расчет только видимые, легальные платежи.
Итак, большую часть легальной помощи нуждающимся в нашей стране оказывают именно компании, а не частные лица. Причин этому несколько: отсутствие простых и организованных форм социальной взаимопомощи, недостаток «прозрачных», вызывающих доверие благотворительных фондов, сильное давление государства.
Активность бизнеса в этом направлении сдерживает отсутствие налоговых льгот. До 2002 г. действовал закон, по которому от 3 до 5% чистой прибыли не облагалось налогом, если такую сумму компания жертвовала на благотворительность. Затем этот закон был отменен. Очевидно, что компаниям-благотворителям нужны хотя бы какие-то льготы, поскольку сейчас средства на благотворительность они выделяют из чистой прибыли. Кроме того необходимо стимулировать «прозрачность» и организованность благотворительной деятельности.
Причина, по которой американские компании проявляют высокий энтузиазм в отношении благотворительности, очевидна. Государство поощряет их многочисленными, причем закрепленными на законодательном уровне, льготами и зачетами. В результате благотворительность, как и другие виды социальной деятельности, так или иначе становится частью инвестиционной деятельности компаний. Социальное финансирование, осуществляемое компаниями, работает как капитал, то есть приносит прибыль. Поэтому каждая более-менее крупная компания в США имеет свой благотворительный фонд. Отчисляемые в него средства налогами не облагают. В результате консолидированная сумма прибыли компании уменьшается. При прогрессирующей шкале налогообложения, маневрируя суммой отчисления в фонд, можно уменьшить сумму облагаемой налогом прибыли до границы, которая обеспечивает снижение ставки налогообложения. Благодаря государственному стимулированию, благотворительная деятельность компаний постоянно прирастает новыми льготами. Если прежде американские благотворительные фонды имели лишь одну какую-то льготу и при этом не могли использовать средства этих фондов как капитал, то теперь государство предоставило право вкладывать часть средств благотворительных фондов в государственные ценные бумаги, а со временем — и в ценные бумаги частных компаний.
Несмотря на отсутствие прямого государственного регулирования благотворительной деятельности в США, именно эта страна известна своими традициями систематического участия бизнеса в финансировании разнообразных некоммерческих проектов. Примером может служить деятельность фонда Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти $27 млрд направленная на улучшение систем образования и здравоохранения в разных странах мира.
Таким образом, можно сказать, что благотворительность — это перераспределение средств не только для поддержки неимущих, но и для дополнительного финансирования образования, здравоохранения, социально-культурных и других программ.
Большое значение имеет определение общих признаков благотворительности, к которым, на наш взгляд, относятся:
• свобода выбора субъекта находится вне сферы официального администрирования (компании действуют без предписаний закона);
Внешняя г.ркда
- законодательство
- национальные традиции
- международные стандарты
- социально-культурные условия в стране, регионе присутствия
- экономическая ситуация
Внутренняя среда
- сфера деятельности, форма собственности, продукт (услуга)
- стиль и опыт топ-менеджмента
- сложившаяся система управления, приверженность принципам корпоративного управления и КСО
- корпоративные ценности компании
Субъекты модели (группы влияния)
^
Клиенты, потребители, партнеры, Сотрудники, собственники (акционеры),
поставщики, конкуренты, менеджмент
местное сообщество
1 г
Объекты модели (группы воздействия)
- физические лица (люди, нуждающиеся в поддержке)
- юридические лица (благотворительные организации,
медицинские и образовательные учреждения)
Этапы становления и развития благотворительной деятельности
1. Выработка целей благотворительной деятельности, определение стратегических направлений с учетом миссии компании, включение в общую стратегию и имеющуюся систему корпоративных ценностей
2. Анализ сложившейся практики благотворительности в стране, регионе присутствия, в компании
3. Выявление потенциальных субъектов благотворительной деятельности
4. Проведение организационных мероприятий по установлению сотрудничества и взаимоотношений субъектов и объектов благотворительной деятельности
5. Разработка и применение набора методов и инструментария социально-культурных управленческих технологий для организации планомерной системной благотворительной деятельности (лидерство менеджмента, поведенческие характеристики сотрудников, мотивация персонала, призывы к акционерам и др. заинтересованным сторонам, обучение и развитие персонала, формализация мероприятий и т.п.)
6. Оценка эффективности благотворительной деятельности, определение ее влияния на репутационный потенциал компании (интервью, опросы представителей корпоративной аудитории, анализ благотворительных пожертвований, взаимодействия с местным сообществом и т.п.).
Ожидаемые результаты
- преодоление изоляционизма на территории присутствия
- создание позитивного восприятия компании у СМИ, органов власти
- налаживание взаимопонимания между компанией и различными группами корпоративной аудитор™
- развитие мотивации персонала, укрепление его сплоченности на общих корпоративных ценностях
- улучшение имиджа и укрепление деловой репутации компании
- выход на новые рынки с преобладанием этических инвесторов и этических потребителей
- повышение конкурентоспособности компании
Рис. 1. Модель становления и развития благотворительной деятельности компании (разработана автором)
• отсутствие прямой материальной заинтересованности, хотя в некоторых странах благотворительность поощряется косвенно — налоговыми льготами и другими подобными стимулами;
• преимущественно обезличенный характер;
• целенаправленность и организованность (финансирование определенных программ);
• наличие общественно значимых целей.
В благотворительной деятельности важно определить не только субъект (отдельные люди, коллективы, некоммерческие организации, государственные структуры) и объект (люди, благотворительные организации), но и форму ее организации (прямая или косвенная).
Прямая благотворительность имеет ряд преимуществ: помощь осуществляется непосредственно из рук в руки; сразу виден результат; при определенных условиях можно рассчитывать на налоговые льготы. Однако для такого рода благотворительности характерно преобладание личных предпочтений и бессистемность. Поэтому прямая благотворительность эффективна как одноразовое мероприятие.
Более перспективной, в том числе и для России, представляется косвенная, трастовая благотворительность, когда помощь осуществляется через благотворительные организации. Преимущества такой формы: помощь носит системный и объективный характер; возможна реализация социальных проектов; благотворительность осуществляется профессионально подготовленными специалистами.
Однако в любом случае организация благотворительной деятельности — сложный и дорогостоящий проект, реализуемый в долгосрочной перспективе. В связи с этим возникает потребность в выработке модели становления и развития благотворительной деятельности как репутационной составляющей компании. Такая модель представлена на рис. 1.
Благотворительная деятельность совершенно справедливо воспринимается как часть корпоративной ответственности, помогающая привлечь внимание к социальным проблемам. Однако нельзя забывать, что есть и недобросовестные компании, которые могут использовать благотворительную деятельность для своих махинаций, например, финансируя несуществующую благотворительную организацию, совершая незаконные операции. Коррупционные риски могут возникать и в тех случаях, когда пожертвования
делаются на вполне законных основаниях. Например, благотворительная организация может предоставить выгоды третьей стороне в обмен на пожертвования. Консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers был выявлен случай, когда платеж в пользу неизвестной благотворительной организации впоследствии был использован для финансирования строительной организации, которая участвовала в реконструкции загородного дома родственника государственного чиновника, входившего в состав правления этой благотворительной организации [13, с. 22].
Снизить коррупционные риски позволяет прозрачный механизм благотворительной деятельности, обеспечить который может ряд мероприятий:
• внедрение системы отчетности, в которую входят документы, подтверждающие целевое использование пожертвований;
• внедрение нефинансовой отчетности по международным стандартам. Открытость, формализация процедур и необходимость общественного заверения заметно снизят возможность злоупотреблений;
• оценка благонадежности благотворительных организаций, с которыми компания имеет дело. Желательно определить возможность и степень их аффилированности с заинтересованными лицами;
• определение конкретных направлений благотворительной деятельности компании, информирование о них общественности;
• использование различных форм пожертвований, в том числе товарами и услугами. По мере возможности следует избегать платежей наличными средствами, банковскими переводами и т. п.
Все эти меры повысят эффективность благотворительной деятельности и помогут избежать негативных последствий для деловой репутации компании.
Конечно, благотворительность не требует шума и суеты, но это не значит, что не нужно добиваться прозрачности этой деятельности, особенно в части перераспределения денежных потоков. Формализация благотворительной деятельности, включение ее как элемента корпоративной социальной ответственности в общую эффективно выстроенную систему корпоративного управления лишь повысят доверие корпоративной аудитории и укрепят репутационный потенциал компании.
н.П.Козлова БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И РЕПУТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПАНИИ
Литература
1. Федеральный Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Ст. 1.
2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскинда-рова. М.: Кнорус, 2008. 504 с.
3. Лафарг П. О благотворительности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1988. М.: Политиздат, 1988. 384 с.
4. Толстой Л. Н. Так что же нам делать? // Собр. соч. В 22 т. Т. 16. М, 1983. 412 с.
5. Мандевиль Б. Опыт о благотворительности и благотворительных школах // Басня о пчелах. М., 1974. 236 с.
6. Carnegie A. The Gospel of Wealth. Indianapolis, 1990. P. 1-11.
7. Кушпов В. Зарубежный опыт развития социально ответственного бизнеса // Государственная служба. 2004. № C. 40-43.
8. Полунин К. А., Беляева И. Ю. Государственное регулирование социальной ответственности российских корпораций.М.: Финансовая академия, 2010. 136 с.
9. Коляда Е. Влияние репутации компании на привлечение инвестиций // Управление компанией. 2002. № 5 (12). С. 26-30.
10. Беляева И. Ю., Козлова Н. П. Благотворительность работает на репутацию // National Business: Журнал для руководителей нового поколения. Март 2010. С. 44-48.
11. Милль Дж. С. Основы политической экономии. M.: Прогресс, 1981. Т. 3. 448 с.
12. Скарлош С. Благотворительность как бизнес // Русский репортер. 2011. № 28 (206). С.76-79.
13. Повышение этических стандартов ведения бизнеса и снижение риска коррупции. Опыт российских и международных компаний. М.: Международный форум лидеров бизнеса. 2012. 54 с.
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 135-Ф3 «О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Раздел I. Общие положения
Ст. 1. Благотворительная деятельность
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Ст. 2. Цели благотворительной деятельности
1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
• социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
• оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
• содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
• содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
• содействия защите материнства, детства и отцовства;
• содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
• содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
• содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
• охраны окружающей среды и защиты животных;
• охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
• подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.