РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Ж.С. Позднякова, старший преподаватель Южно-Уральский институт управления и экономики (Россия, г. Челябинск)
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблематика развития благотворительности в России. Описаны особенности благотворительной деятельности и необходимость системного подхода к ее развитию. Представлены проблемы развития благотворительности в России, которые часто сопровождается конфликтными ситуациями, обусловленными особенностями взаимодействия участников данного процесса.
Ключевые слова: благотворительность, корпоративная социальная ответственность, налоги, государство, благотворители, бизнес.
Последствия финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность. Вместе с тем, абсолютно очевидно, что у государства не хватает ресурсов для обеспечения всех нуждающихся.
Сегодня развитие благотворительности в России часто сопровождается конфликтными ситуациями, которые обусловлены особенностями взаимодействия участников данного процесса.
В соответствии с Федеральным законом №135-Ф3 от 11.08.1995 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под определением благотворительной деятельности подразумевается бескорыстное оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Помощь может быть выражена в предоставлении денежных сумм, в бесплатном обслуживании, в передаче продовольственных и иных товаров в дар, в выполнении работ за свой счет [1].
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается [1].
Главный закон РФ Конституция, трактует поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности в целом. Формами поддержки такой деятельности является экономическое стимулирование и признание заслуг в области благотворительности. Но с другой стороны система налогообложе-
ния РФ делает благотворительность абсолютно невыгодным занятием как для того кто оказывает помощь так и для того кто эту помощь получает.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые льготы могут получить юридические лица, перечисляющие денежные средства только в бюджетные организации, если средства перечисляются в коммерческие организации, то льгота предоставлена попросту не будет.
До 2005 года организации получали определенную выгоду, участвуя в благотворительности, так как при исчислении суммы, облагаемой налогом, средства, направленные на оказание помощи, не учитывались. И фирмы имели право тратить на эти нужды до 5% своего общего дохода. При этом средства, которые были использованы для благотворительной деятельности были учтены как расходы организации, что влияло на величину налога на прибыль, этот факт породил большое количество фиктивных некоммерческих организации, которые покрывали благотворительностью уход от налогов. В соответствии с нормами законодательства сегодня юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, могут это делать только из чистой прибыли, и никаких вычетов по налогам в федеральный бюджет не имеют. Хотя некоторые субъекты РФ готовы предоставить определенным налогоплательщикам льготу в размере от 1-4% из той части, что должна поступить в региональный бюджет.
По закону любая благотворительная деятельность связана с передачей имущества, поэтому ее следует отличать от социальных акции и проектов компании. То есть если рекламное агентство решит разместить по городу социальную рекламу, то это социальная акция, и здесь нужно обратить внимание на получателя имущества. А сама модель оказания и передачи благотворительной помощи важна именно с точки зрения действующего налогообложения.
Получателями благотворительной помощи могут быть:
- некоммерческие организации, бюджетные учреждения, принадлежащие органам местного самоуправления;
- физические лица.
При этом задача некоммерческой организации доказать, что полученная помощь не является доходом, иначе нужно будет уплатить налог на прибыль 20%. Организации, которые хотят оказать помощь товарами могут создать проблемы для получателей, так как последующая продажа этих товаров рассматривается как неуставная коммерческая деятельность. Физические лица, которым оказывается благотворительная помощь, в соответствии с действующим законодательством, должны уплатить налог на доходы физических лиц 13% от ее стоимости. От такого налога могут быть освобождены только инвалиды. При этом если благотворительный фонд оплачивает операцию за границей, то денежная сумма признается доходом, с которой нужно уплатить налог. Оплата реабилитации инвалидов от налогов освобождена, а оплата полученной ими медицинской помощи - нет, отдых инвалидов и детей до 16 лет налогом на доходы физических лиц не облагается, а отдых и оздоровление пенсионеров облагается. С организации, которые оказывают помощь в натуральной форме удержать этот налог не могут, а заплатить они из своих средств не в праве. По итогу благотворитель обязан сообщить о предоставленной помощи в налоговые органы, а получатель, соответственно, заплатить налог. Поэтому большинство организации просто не подают в налоговые органы сведения, рискуя при этом подвергнутся штрафным санкциям.
Но получается, что налоги это не единственное препятствие, если фирма решит оказать помощь, к примеру, организации ветеранов, то тут может подключиться прокуратура с вопросами, почему и с какой целью фирма решила помочь именно этой организации. Тот, кто хотя бы раз перевел деньги на благотворительность сразу попадает под пристальное внимание правоохранительных органов.
Органы государственного и муниципального управления настороженно относятся к любым проявлениям гражданской самостоятельности, такое недоверие обосновывается подозрениями в мошенничестве и вмешательстве в политику.
Так же стоит отметить, что Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ограничивает благотворительность и зарубежного бизнеса. Например, таможенные сборы за ввоз лекарства на российскую территорию сталкивается с проблемой, что они выше, чем годовой бюджет медицинского учреждения. Итогом партии таких лекарств месяцами лежат на таможне и возвращаются назад.
На пути развития технологии сбора средств в России стоят правовые барьеры. Для того чтобы пожертвовать деньги нужно идти в банк, заполнять извещение, оплатить услуги. Все это для благотворителей неудобно, да и не нужно. Системных благотворительных фондов и организации у нас практически нет. И выйти на нужный уровень прозрачности удается лишь частным фондам, в том числе фонду «Династия», «Доброе сердце», «Открытая Россия».
Благотворительность в России дороже, чем любой РЯ, маркетингового результата можно достичь и за меньшие деньги. Поэтому рассматривать благотворительность как рекламную акцию тоже накладно.
Для разрешения конфликтных ситуации необходимо формировать цивилизованные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества, построенные на принципах корпоративной социальной ответственности и общей заинтересованности в создании гражданского общества.
Необходимо начать переход от единовременных пожертвований и не отслеживаемой раздачи средств к выработке стратегии, планированию социально-значимых проектов и программ, оценке их результатов, то есть от простой филантропии к продуктивным социальным инвестициям.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
RUSSIAN BLAGOVER: CONFLIKT INTERESOV
Zh.S. Pozdnyakova, senior lecturer
South Ural institute of management and economics
(Russia, Chelyabinsk)
Abstract. The article is devoted to the actual problems of charity development in Russia. The features of charitable activities and the need for a systematic approach to its development are described. The problems of development of charity in Russia are presented, which are often accompanied by conflict situations, conditioned by the specifics of the interaction of participants in this process.
Keywords: charity, corporate social responsibility, taxes, the state, benefactors, business.