Научная статья на тему 'Корпоративная благотворительность: принципы и основные направления реализации'

Корпоративная благотворительность: принципы и основные направления реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1364
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / ПРИНЦИПЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ / НАПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ / КОРПОРАТИВНАЯ РЕПУТАЦИЯ / CORPORATE CHARITY / SPONSORSHIP / PRINCIPLES OF THE CHARITABLE HELP / DIRECTION OF CORPORATE CHARITY / CORPORATE IMAGE / CORPORATE REPUTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горяйнова Н.М.

В статье представлен краткий анализ корпоративной благотворительной деятельности как формы социальной ответственности бизнеса; обобщены её принципы и ценности, выделены основные цели и направления реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CHARITY: PRINCIPLES AND MAIN DIRECTIONS OF REALIZATION

The short analysis of corporate charity as forms of social responsibility of business is presented in article; its principles and values are generalized, main objectives and the directions of realization are allocated.

Текст научной работы на тему «Корпоративная благотворительность: принципы и основные направления реализации»

УДК 93/94

КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Н.М. Горяйнова, к.п.н., доцент, ОУВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики», E-mail: goryaynovanm@inueco.ru

Аннотация

В статье представлен краткий анализ корпоративной благотворительной деятельности как формы социальной ответственности бизнеса; обобщены её принципы и ценности, выделены основные цели и направления реализации.

Ключевые слова: корпоративная благотворительность, спонсорство, принципы благотворительной помощи, направления корпоративной благотворительной деятельности, корпоративный имидж, корпоративная репутация.

История предпринимательской деятельности в России содержит многочисленные факты того, как представители деловых кругов стремились оказывать бескорыстную помощь нуждающимся, разрабатывали и реализовывали специальные благотворительные программы, патронировали образовательные учреждения, занимались меценатством, создавали, говоря современным языком, корпоративные благотворительные фонды, функционирующие на постоянной основе. Сегодня корпоративная благотворительность также представляет собой форму филантропии и социальной ответственности российского бизнеса. В контексте деловой практики и в современных научных исследованиях данный вид деятельности оценивается как вполне самостоятельный социогуманитарный феномен.

В рамках данной статьи автор ставит задачу оценить гуманистическую составляющую благотворительной деятельности современных российских организаций с точки зрения её принципиальных оснований, а также кратко проанализировать наиболее значимые направления реализации этой деятельности.

Для начала определимся с нормативным смысловым наполнением базовых понятий корпоративная благотворительная деятельность и спонсорство. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»1. Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» определяет спонсора как «лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности»2.

Итак, под спонсированием понимается осуществление компанией вклада (в виде предоставления финансовых средств, имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы (любой позитивной информации) о спонсоре. Правовые трактовки и поставленная исследовательская задача диктуют необходимость обозначить авторское понимание специфики корпоративной благотворительной деятельности как взаимовыгодного сотрудничества ряда заинтересованных сторон по реализации некой актуальной социальной программы, ставящей своей целью удовлетворение взаимных интересов.

В качестве заинтересованных сторон могут выступать любые общественные группы, государство в лице различных организаций и структур, относящихся к социальной сфере, организации-благотворители. При этом ожидания и мотивация общественных групп очевидны и понятны - они не только получают финансовую возможность для решения своих проблем, но и обретают долгосрочную поддержку организации. Компании-благотворители принимают участие в подобных проектах потому, что благотворительность дает дополнительные маркетинговые возможности в презентации своих продуктов, выступая составной частью интегрированных маркетинговых коммуникаций, одной из стратегий продвижения. Кроме того, активное финансовое участие компании в социально значимых программах один из самых эффективных способов формирования позитивного корпоративного имиджа и обретения стратегического репутационного капитала. Государство, патронируя эти проекты, получает возможность решать актуальные и острые социальные проблемы с партнерской помощью экономически активных и состоятельных хозяйствующих субъектов.

Среди характерных особенностей корпоративной благотворительности вне национальных границ различные авторы выделяют следующие:

- благотворительность является инструментом, ориентированным на сочувствие и помощь, что само собой подразумевает благородство такой деятельности;

- благотворительность не несет явной коммерческой окраски (точнее, хорошо скрывает ее);

- благотворительность компании проявляется, как правило, в некоммерческих и социально значимых сферах;

- благотворительность обладает особой гибкостью в отношении подхода к отдельным целям и потребностям различных целевых аудиторий3.

Мировая практика применения этого социального инструмента убедительно свидетельствует о том, что компании, верно выбравшие и сферу, и объект спонсорства, добиваются весьма значительных успехов в формировании своего позитивного корпоративного имиджа.

В основе корпоративной благотворительной политики современной организации, по мнению А.А. Ананьева и О.Л. Карповой, лежат следующие принципы:

- предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность не находятся в противоречии, а дополняют друг друга;

- высокие долгосрочные экономические и социальные результаты достигаются на основе разумного баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других заинтересованных сторон;

- взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе4.

На этом основании можно сделать следующий вывод: стратегической целью современной организации в области социально ответственной деятельности в целом и корпоративной благотворительности в частности является установление долгосрочных партнерских отношений в области благотворительности и спонсорства, которые в конечном итоге неизбежно будут способствовать формированию позитивного её восприятия и устойчивой положительной корпоративной репутации.

В этой связи, в основе осуществления современной организацией благотворительной деятельности и спонсорства лежат те же ценности, которые определяют ее ключевые ориентации и в основной деятельности, а именно:

- развитие клиентоориентированного подхода;

- безопасность, здоровье и благополучие сотрудников;

- минимизация отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Учитывая исторический опыт, в качестве общих целей корпоративной благотворительной политики современные российские организации декларируют следующие:

- содействие развитию интеллектуального потенциала России и повышению её конкурентоспособности через поддержку сферы науки и образования;

- содействие сохранению культурного наследия, его интеграции в современную жизнь, развитию культурных инноваций;

- повышение качества социальной среды и развитие институтов гражданского общества в России через поддержку деятельности организаций и граждан по решению общественно значимых проблем;

- охрана окружающей среды, здоровья и благополучия сограждан через поддержку проектов в области экологии, медицины и спорта.

Для достижения этих целей корпоративная благотворительная деятельность, по мнению изучающих данный феномен, может осуществляться и осуществляется на практике по следующим направлениям:

- в области содействия развитию науки, образования, охраны окружающей среды -стимулирование представителей научного сообщества к созданию перспективных разработок в разных производственных сферах; поддержка прогрессивных форм образования; помощь талантливой молодежи в получении образования; поддержка фундаментальных исследований в естественных и гуманитарных науках;

- в области содействия развитию культуры и искусства - поддержка программ, способствующих развитию национальной культуры как части мирового культурного наследия; пропаганда достижений отечественной культуры в мировом пространстве; поддержка проектов, способствующих обеспечению доступности культурных благ и вовлечению молодежи в современный культурный процесс; помощь творческим союзам, религиозным организациям, деятелям культуры, религиозным деятелям;

- в области развития общественно-политических инициатив - поддержка просветительских проектов, направленных на утверждение традиционных ценностей и совершенствование институтов гражданского общества;

- в области охраны здоровья и благополучия людей - содействие в развитии физической культуры и массового спорта; поддержка организаций и физических лиц, занимающихся развитием и пропагандой экологического сознания и здорового образа жизни;

- в области заботы о социально незащищенных группах сограждан - оказание помощи ветеранам труда; помощь и защита детей-сирот, инвалидов, пожилых, людей, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств нуждаются в помощи или не имеют возможности самостоятельно реализовывать свои права и интересы5.

Очевидно, что в условиях гуманизации современных общественных отношений, названные направления можно считать приоритетными в корпоративной благотворительной политике, поскольку они не противоречат организационным ценностями и стратегии.

В заключение еще раз кратко обобщим нравственные и социальные основания для развития благотворительной деятельности современных российских компаний.

Во-первых, это предполагаемое стремление решать конкретные общественные проблемы, оказывать поддержку нуждающимся.

Во-вторых, активно участвуя в социальных проектах в качестве партнера или самостоятельно инициируя оказание благотворительной помощи, компании обеспечивают себе высокую статусную позицию и внимание широкой общественности, а не только целевой потребительской аудитории.

Примечания

1 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СПС Консультант Плюс. - электрон. текст. данн. - URL: локальная сеть ОУ ВО «ЮУИУиЭ»

2Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СПС Консультант Плюс. - электрон. текст. данн. - URL: локальная сеть ОУ ВО «ЮУИУиЭ»

3 Алейниченко, Э.Р. Тенденции и возможности развития корпоративной благотворительности в России / Э.Р. Алейниченко // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2007. -№ 1. - С. 54-59.

4 Аннаев, А.А. Корпоративная социальная ответственность / А.А. Аннаев // Банковское дело. - 2009. - № 9. - С. 72-75; Карпова, О.Л. Социальная ответственность бизнеса - лучший PR / О.Л. Карпова // Социально -экономическое развитие России в посткризисный период: национальные, региональные и корпоративные аспекты: материалы XXVII междунар. науч.-практ. конф. / УрСЭИ (фил.) АТиСО [и др.]. - Челябинск, 2010. -Ч. II. - С. 317-321.

5 Житенев С.Л. Ответственность бизнеса в решении проблем персонала и общества/ С.Л. Житенев //Управление персоналом. - 2008. - № 3. - С. 52-53

CORPORATE CHARITY: PRINCIPLES AND MAIN DIRECTIONS OF

REALIZATION

N. M. Goryaynova, associate professor "Management and business", E-mail: goryaynovanm@inueco.ru

Abstract

The short analysis of corporate charity as forms of social responsibility of business is presented in article; its principles and values are generalized, main objectives and the directions of realization are allocated.

Keywords: corporate charity, sponsorship, principles of the charitable help, direction of corporate charity, corporate image, corporate reputation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.