Научная статья на тему 'Бизнес-санация как система регулирования экономической неустойчивости предприятий'

Бизнес-санация как система регулирования экономической неустойчивости предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
кризисные предприятия / антикризисное управление / неустойчивость / бизнес-санация / enterprise crisis / crisis management / instability / business reorganization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянников С.В.

Аннотация: в статье рассматриваются направления бизнес-санации в системе антикризисного управления промышленными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: the article considers the business reorganization in the direction of anti-recessionary management of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Бизнес-санация как система регулирования экономической неустойчивости предприятий»

5. Ivanov Yu.B., Piddubna L.I. Conceptual and methodological aspects of the synthesis of the control system of the international competitiveness of the enterprise// Бизнес информ. 2012. № 9. С. 50-53.

Овсянников С.В.

БИЗНЕС-САНАЦИЯ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: кризисные предприятия, антикризисное управление, неустойчивость, бизнес-санация.

Аннотация: в статье рассматриваются направления бизнес-санации в системе антикризисного управления промышленными предприятиями.

Keywords: enterprise crisis, crisis management, instability, business reorganization.

Abstract: the article considers the business reorganization in the direction of anti-recessionary management of industrial enterprises.

Для повышения экономической устойчивости действующих и перспективных промышленных предприятиях возникает необходимость проведения бизнес-санации. В частности рассматривая тенденции кризисных изменений, можно отметить увеличение доли убыточных предприятий в период 2008 - 2010 гг. Наибольший рост доли убыточных предприятий наблюдался в отраслях машиностроения (с 24% в 2008 г. до 27,1% в 2011 г.); в лёгкой промышленности (с 31,1% в 2008 г. до 30,2% в 2011 г.); в химическом производстве (с 32,5% в 2008 г. до 27,2% в 2011 г.); в производстве пищевых продуктов (с 27% в 2008 г. и до 28,1% в 2011 г.). В перспективе предприятия становятся потенциальными банкротами.

По нашим наблюдениям, значительная часть предприятий приходит к банкротству в результате накопления убытков. В кризисных условиях, в отраслях промышленности существенно возросла сумма убытков. В частности, она увеличилась в производстве пищевых продуктов с 49440 млн. р. (2008 г.) до 66548 млн. р. (2011 г.), а также в производстве оборудования с 13353 млн. р. (2008 г.) до 31785 млн. р. (2011 г.). Такие изменения вместе с другими факторами повышают угрозу банкротства предприятий. Все это повышает необходимость в обоснованной антикризисной стратегии. Основой такой стратегии является модель бизнес-санации.

Бизнес-санация характеризуется как система антикризисных мер направленных на сохранение экономического потенциала предприятия и восстановление его финансовых результатов в условиях растущей экономической неустойчивости предприятий. Одним из главных условий бизнес-санации предприятий выступает комплексная переоценка и изменение стратегических перспектив управления. Ожидаемым результатом таких изменений является переход кризисных предприятий на траекторию устойчивого развития, которая характеризуется в виде стабильного количественного и качественного роста ресурсного потенциала в условиях разнонаправленного влияния факторов внешней и внутренней среды. Таким образом, для обеспечения траектории устойчивого развития предприятий и выхода из кризисного состояния возникает необходимость в их экономической санации на основе изменений в сферах производства, кадров, финансов и рынка.

В качестве первоначальной основы стратегических изменений направленных на санацию предприятий, является разрешение проблем конфликта интересов кредиторов и собственников. Так зачастую, одной из причин банкротства предприятий являются узконаправленные интересы собственников разрозненных фирм, контролирующих промежуточные и инфраструктурные звенья цепочки ценностей.

С целью преодоления возникающих проблем необходима концентрация собственности на основе интеграции раздробленных звеньев производства. Проведение интеграции, на наш взгляд, должно затрагивать такие вопросы санации как повышение качества продукции (техническое перевооружение производства) и обновление потребительских свойств (модификация продукции), что необходимо для улучшения производственно-конкурентных позиций.

В условиях сокращения производственно -конкурентных позиций возможным направлением изменений является диверсификация ассортимента продукции с освоением новых её видов. Проведение диверсификации даёт возможность осуществить смену профильной продукции, на которую приходится главная доля объёма выпуска. Все это позволяет обеспечить постоянный источник доходов, регулярные денежные потоки от продаж и тем самым решить поставленные антикризисные задачи.

Относительно изменений рыночных перспектив кризисного предприятия следует отметить наличие двух основных вариантов: ориентирование на имеющуюся нишу на рынке существующего товара; удовлетворение потребностей наиболее платёжеспособных

потенциальных клиентов. В качестве объектов таких изменений могут выступать рыночные позиции, торговая марка, система отношений с клиентами, рыночная информация. Изменение данных объектов позволяет сохранить потребительскую базу, а в перспективе обеспечить её расширение на основе новых продуктов.

Сохранение рыночного потенциала предполагает лояльность клиентов на основе обеспечения качества продукции и оперативного устранения проблем. Лояльные потребители признают качество продуктов и услуг компании и нередко готовы платить более высокие цены за предоставляемые товары. Кризисные предприятия также могут сохранить клиентскую базу частично за счёт постоянного последовательного продвижения продукции, а также обеспечения качества услуг.

Для расширения рыночных перспектив необходимо привлечение новых клиентов. Если же потребители не слишком чувствительны к цене, поскольку их привлекают какие либо свойства товара, то целесообразным вариантом увеличения выручки будет повышение цен. Привлечению покупателей, расширению клиентской базы и укреплению лояльности потребителей способствуют инновации в форме освоения нового продукта и его предложения на рынке. Такие инновации становятся основой обеспечения устойчивого развития предприятий.

Для освоения новых продуктов, в условиях антикризисного управления, наиболее приемлем консервативный подход. Данный подход ограничен как в возможностях финансирования значительных стартовых инвестиций в новый бизнес, так и в сроке окупаемости. Реализация данных стратегий требует учёта финансовых перспектив.

Относительно изменений финансовых перспектив, в целях санации предприятий, следует делать акцент на улучшении отношений с банками и налоговыми органами, повышении рейтинга кредитоспособности, привлечении финансовой помощи, выпуске эмиссионных ценных бумаг. В данном случае перспективы обеспечения экономической санации предполагают способность фирмы выполнять свои долгосрочные обязательства. Такие условия предполагают перераспределение ресурсных потоков, зачёт взаимных долгов, субсидирование, стратегическое планирование ресурсов, выдачу гарантий по кредиту. Решение финансовых проблем во многом затрагивает вопросы кадровых перспектив.

В ходе стратегических изменений, обеспечение кадровых перспектив кризисного предприятия, на наш взгляд, является наиболее сложной задачей. В ряде отраслей экономики РФ заметно сокращение

численности работников предприятий в кризисный период (2003-2005 гг. и 2008-2010 гг.). Как показали наши исследования, на многих предприятиях отсутствовали адекватные попытки системной реструктуризации, что привело к существенному сокращению кадрового потенциала в промышленности. На предприятиях часто не используются возможности повышения качества человеческого капитала и улучшения мотивации персонала.

Одним из условий вывода предприятий из кризиса является активное использование неординарных систем поощрения и стилей руководства, на основе чёткого распределения функций между менеджерами. Для таких изменений следует обеспечить переобучение персонала. В целях экономии времени и средств, обучение может быть организовано непосредственно на рабочих местах, путём использования гибких форм наставничества, коллективного обсуждения проблем, рабочих семинаров и т.п. При этом успех процессов оздоровления в большой степени зависит от уровня квалификации высшего руководства. В целом же улучшение таких перспектив требует формирования особых организационных условий развития предприятия.

Особенностью изменений организационных перспектив на кризисных предприятиях является необходимость совершенствования ключевых компетенций, организационной структуры и культуры. Так зачастую, одной из основных причин неудач антикризисного управления является недостаток ключевых компетенций. Отсутствие таких компетенций не даёт возможность оздоровить бизнес за счёт творческого комбинирования знаний, навыков и умений. Решающим фактором развития ключевых компетенций выступает их непрерывная корректировка и обновление в соответствии с новыми стратегическими условиями.

В итоге следует отметить, что в условиях неустойчивого развития промышленных предприятий основой обеспечения экономической санации является интегрирование структур, диверсификация и освоение производства новых продуктов. Выполнение данных стратегических изменений требует умения организовать антикризисные действия, мотивировать работников, развивать ключевые компетенции, улучшать бизнес-процессы и достигать поставленные цели.

Список литературы

1. Борисов А.Н., Овсянников С.В. Предотвращение банкротства промышленных предприятий на основе методики комплексного

экономического оздоровления// Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2010. № 4. С. 19-24.

2. Овсянников С.В., Баутин В.М., Шаталов М.А., Шаталов С.А. Интеграционные процессы в АПК Воронежской области// Никоновские чтения. 2007. № 12. С. 313-314.

3. Овсянников С.В., Болдырев В.Н., Шаталов М.А. Организационно-экономические особенности формирования механизма антикризисного управления предприятием// Территория науки. 2010. № 16. С. 101.

4. Шаталов М.А., Овсянников С.В., Шаталов С.А. Диверсификация как форма интеграции агропромышленного производства// Научное обеспечение агропромышленного производства материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. Курск, 2010. С. 241-243.

5. Шульгина Л.В., Овсянников С.В. К вопросу о причинах банкротств промышленных предприятий и обеспечении результативности антикризисного управления// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 4. С. 7-11.

Станчин И.М.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционные проекты, Воронежская область, инвестиционный потенциал.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Воронежской области.

Key words: investments, investment activity, investment projects, Voronezh region, investment potential.

Abstract: The article deals with the problems and prospects of development of investment activity in the Voronezh region.

Воронежская область - крупный индустриально-аграрный центр России, располагающий значительным природно-экономическим потенциалом. Здесь размещается ряд крупных промышленных объектов национального и мирового уровня, имеются богатые природные ресурсы для сельскохозяйственного использования, залежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.