Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
УДК 331.103
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ
М.Ф. Козлова, Ю.Б. Козлова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mk_6f@bk.ru
Представлены тенденции описания дистанционной работы преподавателя как бизнес-процесса. Выделены критичные проблемы отсутствия формализации дистанционных образовательных процессов, трудоемкости и влияние на здоровье.
Ключевые слова: дистанционная работа, бизнес-процесс, формализация, трудоемкость, здоровье.
BUSINESS PROCESS OF REMOTE WORK
M.F. Kozlova, Yu.B. Kozlova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: mk_6f@bk.ru
The tendencies of description of remote work of a teacher as a business process are presented. The critical problems of the lack offormalization of distance learning processes, labor intensity and impact on health are highlighted.
Keywords: remote work, business process, formalization, labor intensity, health.
Определение бизнес-процесса, как совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей позволяет тиражировать идеи анализа и поиска алгоритмов эффективной работы для любой области жизнедеятельности человека. Объектом внимания в данном случае является дистанционная работа. Для учебного процесса дистанционная работа организации учебного процесса в ряде случаев поддерживается как вынужденная мера. Если на первых этапах внимание к этому процессу было со стороны эффективного планирования возможности освоения дистанционных курсов [1, с.160-166], со стороны программной и технической продёржки (аппаратное обеспечение, системы управлением обучения, системы тестирования знаний), со стороны формирования содержательной части образовательного контента. То сейчас уже стоит говорить о бизнес-процессе работы преподавателя, т.е. человека, который поддерживает дистанционный образовательный процесс. И о проблемах, которые связаны с формализацией работы, трудоемкостью, и здоровьем.
Обсуждая формализацию, отметим, что сегодня реализуется она очень слабо. Обычно существующие по данному вопросу документы описывают механизм задействования дистанционной формы вместо контактной, контролирующий механизм со стороны руководства и показатели оценки качества контента дистанционных курсов. Сам же обучающий процесс идет интуитивным образом, сводится к обычной личностной коммуникации, что пока еще возможно, поскольку у участников есть понимание классических форм образовательных процессов. Но со временем, когда в образовательный процесс вуза включатся студенты, получившие искаженное понимание организации
Секция «Инновационные технологии в современном образовании»
образовательного процесса уже в школе, поддерживать мотивацию, самоорганизацию и ответственность станет еще сложнее.
По поводу трудоемкости, хочется отметить экономический показатель, и физиологические возможности. Трудоемкость контактных форм, включая вторую половину дня преподавателя определены, и оплата труда на ставку предполагает выполнения определенного объема работ. Объемы работ первой половины дня преподавателя всегда соизмерялись с некоторой кратностью по численности, например, по вузам установлена целевая динамика роста численности обучающихся по программе высшего образования в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава, согласно которой в 2018 году соотношение должно составлять 12 студентов на 1 преподавателя. Ранее и сейчас этот показатель варьируется 1:12, 1:4, 1:9, 1:6,5 и часто зависит от статуса вуза [2]. При контактной работе, поведение занятия одновременно с несколькими студентами не вызывает вопросов, но в дистанционной, особенно off-line форме студенты требуют к себе персонального внимания, а их самостоятельное формирование графика выполнения заданий приводить к наложению неравномерной нагрузки на преподавателя. В условиях контактной коллективной работы студенты дополнительно тиражируют как образовательную, так и организационную информацию между собой. В дистанционных процессах такое тиражирование снижается и в периоды шквальных обращений студентов, не ограниченных по темам и срокам преподаватель либо работает на пределе своих физиологических возможностей работы мозга либо перестает обслуживать процесс.
И по поводу здоровья, длительное время работать за компьютером не полезно никому. Ранее нормы СанПиН предусматривали максимальную продолжительность, перерывы, чередование работы с использованием компьютера и без него, но эти нормы утратили силу с 1 января 2021 [3]. Получается, что отсутствие норм снимает ответственность работодателя за организацию условий труда для работника, но влияние компьютера на здоровье никуда не уходит, кроме того дистанционные процессы усугубляют проблемы со здоровьем как для профессии преподавателя, так и для любой другой профессии, переключаемой сегодня на дистанционную работу.
Таким образом, дистанционная работа и обучающий дистанционный процесс, хотя и используется сегодня как необходимая реальность, во многом не продуманы с точки зрения бизнес-процессов, что приведет в дальнейшем к проблемам.
Библиографические ссылки
1. Опыт и перспективы образовательной деятельности: монография/ под общ. редакцией Ю.Б. Козловой; СибГУ им. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020.- 176 с.
2. Оптимальное соотношение студентов и ППС. Виртуальная приемная СПбГУ. Персонализация дистанционного образовательного процесса. [Электронный ресурс]. URL: https://guestbook.spbu.ru (дата обращения 04.03.2022)
3. Перерывы при работе за компьютером [Электронный ресурс]. URL: https://glavkniga.ru (дата обращения 04.03.2022)
© Козлова М.Ф., Козлова Ю.Б., 2022