УДК 378.183.063
МОДЕРНИЗАЦИЯ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
М. Ф. Козлова, Ю. Б. Козлова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mk_6f@bk.ru
Предлагается проектный подход для решения задач исследования карьеры и жизненной траектории выпускников. Рассматривается опыт учебных заведений по созданию клубов, ассоциаций, отделов по работе с выпускниками. Определены компоненты проекта исследования карьеры и жизненной траектории выпускников с позиции локальных исполнителей.
Ключевые слова: карьера выпускников, организация взаимодействия с выпускниками, проектный подход.
MODERNIZATION OF CHANNELS FOR COMMUNICATION OF GRADUATES,
STUDENTS AND TEACHERS
M. F. Kozlova, Yu. B. Kozlova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: mk_6f@bk.ru
A project-based approach to solving the problems of researching the career and life path of graduates is proposed. The experience of educational institutions, associations, departments for working with graduates is considered. Projects of researching the career and life trajectory of graduates from the position of local performers are defined.
Keywords: alumni career, organization of interaction with alumni, project approach.
Сегодня одним из пунктов программы развития университета определяют исследование карьеры и жизненных траекторий выпускников институтов/факультетов. Конечно, поддержка личностных коммуникаций между некоторыми выпускниками и преподавателями происходила и ранее, но в условиях масштабного подхода к исследованию алгоритмы, методы и программные средства, решающие эти задачи,не определены.
Предполагаем, что целесообразно каналы коммуникации инициировать еще на этапе обучения студентов, фиксировать их в информационной системе, обеспечивать канал значимой информацией о проектах, задачах, потенциальных вакансиях и иной значимой и интересной для студентов и выпускников информации в рамках специфики направления подготовки.
Вопрос поддержки коммуникаций с выпускниками решается сегодня во многих вузах, в качестве приобретения опыта и анализа подходов были рассмотреныпредлагаемые комплексы маркетинговых коммуникаций от Томского политехнического университета (ТПУ), деятельность клубов, ассоциаций, отделов по работе с выпускниками Московского физико-технического института (МФТИ), Российского государственного гуманитарного
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
университета (РГГУ), Новосибирского государственного университета (НГУ) [1-3]. Описываются не только операциональные процессы, в ряде случаев проведены и описаны исследования, положительный результат которых определяет возможности использования вузами предложений по формированию комплекса маркетинговых коммуникаций с выпускниками вуза, а также реализация интернет-проекта - сайта в формате закрытой социальной сети для выпускников [1]. Предлагаются современные подходы к интеграции выпускников факультета журналистики в образовательную программу высшего образования. Изучаются такие формы взаимодействия с выпускниками, как участие в тьютерской неделе, интервью с выпускником, мастер-классы, наставничество в ходе производственной практики, и их влияние на формирование компетенций и качества образования в целом [2]. Определены цели данных проектов: выстроить связь между поколениями, выстроить горизонтальные связи между выпускниками разных факультетов, в том числе для создания их собственных бизнесов [3].
Во многих вузах клубы, ассоциации, отделы по работе с выпускниками представляют собой отдельные подразделения и работают они с 2007, 2014, 2016 годов, однако в условиях смещения задачи исследования карьеры и жизненных траекторий выпускников институтов/ факультетов на выпускающие кафедры хотелось бы решать эти вопросы более системно, в связи, с чем предлагаем использовать для этого проектный подход. В основе рассматриваемого подхода лежит вопрос об успешности достижения выдвинутой цели. Успешность определяется тремя факторами: формулированием правильных целей и грамотной постановкой задач, эффективным управлением проектом, взвешенным техническим и ресурсным обеспечением. Алгоритм, состав понятий, терминов и документов, определяющих основные компоненты проекта, выстраиваются в схему.
ирш'ккш |]|щ| рамия развития
I
Цсяи и гршшцы проекта * Критерии успеха проекта
I
ПрьеКТ 4-
I
Жизненный цикт проекта. Задачи и работы проекта
Окружение и условия реализации проекта
Ивншвгор Инвестор Заказчик Куратор цроскта
Менеджер проекта
I
Команда управления проекпюя г !
Команда проекта !
Заинтересовали ые
Риски и неопределенность
стороны
Корпоративная система управления проекчими
Кори орошаемый < ¡пандарт Иифорл ш циопная система Требования к квалификации персонала
. Система управления жроектом
I
Устав проекта Оргашппцпонная структура, процедуры, документы
I
С трукщрнщ) декомпозиция
работ проекта т
Матрица ответственностиI
('водный план н/мскта Отчетность
Основные компоненты проектной схемы [4]
Определим ряд компонентов проекта с позиции исполнения локальной структурой (кафедрой) следующим образом:
Проект: исследование карьеры и жизненных траекторий выпускников институтов/ факультетов.
Цели и границы проекта: обеспечить возможность и организовать механизмы исследования карьеры и жизненных траекторий выпускников, начиная с даты определения целевых показателей до истечения актуальности.
Критерии успеха проекта: выпускники не теряют связи с вузом, используют разработанные средства коммуникации для обсуждения образовательных тем, поддерживают образовательный процесс и преемственность между поколениями.
Жизненный цикл проекта, задачи и работы проекта:
1. Назначить инициатора и куратора работ.
2. Сформировать рабочую группу для конкретизации идеи и концепции проекта.
3. Сформировать рабочую группу исполнителей, разработчиковинформационной коммуникационной системы из числа студентов в рамках решения курсовых задач.
4. Разработать информационную коммуникационную систему
5. Определить ответственного (группу ответственных) за модерацию информационного (коммуникационного) ресурса и составление отчетов по запросу.
Окружение и условия реализации проекта, риски и неопределенность: проект реализуется в учебном заведении, в рамках кафедры (института/факультета), проект может быть не завершен в условиях снижения внимания к данной проблеме до технической возможности его разработки.
Инициатор, инвестор, заказчик, куратор: руководство вуза.
Команда управления проектом: преподаватели кафедры, сотрудники дирекции института.
Команда проекта:преподаватели кафедры, студенты.
Заинтересованные стороны: преподаватели кафедры,сотрудники дирекции института, руководители вуза.
На данном этапе компоненты проекта дорабатываются, результаты и жизненный цикл будут зависеть от задач программы развития вуза.
Библиографические ссылки
1. Федотова Е.С.Модернизация каналов коммуникации с выпускниками ВУЗов: стратегии, методы и решения: магистерская диссертация, ТПУ. 2016 URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/29439(flaTa обращения 22.02.2020).
2. Макарова Н.Я. Формы взаимодействия с выпускниками в системе журналистского образования.-Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 8 (17). С. 76-83.2016
3. Сергей Ти. Признакуспешной ассоциации - коммуникация // Портал сообщества выпускников ИГУ) - alumninsu.ru /URL:http://alumninsu.ru/news/sergey-ti-interview/ (дата обращения: 22.02.2020)
4. Содержание проектного метода yпpaвлeнияURLhttp://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-metod.html (дата обращения: 22.02.2020)
© Козлова М. Ф., Козлова Ю. Б., 2020