УДК 373.5 : 303.4 Григорьева Евгения Гербовна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры управления человеческими
ресурсами
Института экономики, управления
и природопользования
Сибирского федерального университета
Новопашина Лариса Александровна
Grigorieva Evgenia Gerbovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Human Resources Management Department, Institute of Economics, Management and Environmental Studies, Siberian Federal University
Novopashina Larisa Aleksandrovna
кандидат психологических наук,
доцент кафедры управления человеческими
ресурсами
Института экономики, управления
и природопользования
Сибирского федерального университета
КАРЬЕРА В ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
PhD in Psychology, Assistant Professor, Human Resources Management Department, Institute of Economics, Management and Environmental Studies, Siberian Federal University
CAREER IN LIFE TRAJECTORIES OF HIGH SCHOOL GRADUATES
Аннотация:
Статья продолжает ряд публикаций авторов, посвященных результатам социологического исследования 2011 г. «Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях выпускников». Определение факторов карьерных установок в жизненных траекториях - относительно новая задача. Результаты факторного анализа позволяют объяснить различия в представлениях о карьере и мотивации выпускников разных школ.
Ключевые слова:
карьера, карьерные установки, жизненные траектории, система образования.
Summary:
This article continues the series of authors’ published works on the results of the sociological study of 2011 “The Traces of the Specific Features of Educational Program and School in Graduates’ Biographies”. The determining of the factors influencing the career aims in the graduates’ lives is a relatively new challenge. The results of the factor analysis can explain the differences in the ideas about the career motivation among graduates of various schools.
Keywords:
career, career attitudes, life trajectories, education system.
Движущей силой трудовой активности человека выступают его материальные и духовные потребности, определяемые как субъективными, так и объективными причинами. К ряду субъективных факторов формирования способностей, навыков, восприятия, взглядов, ценностей и проч., в контексте достижения карьерных целей, как правило, относят биологическую и социальную наследственность в совокупности с биографией человека. На формирование всего спектра этих качеств в детском и подростковом возрасте несомненное влияние оказывает школа, в которой человек проводит 11 лет своей жизни.
В 2011 г. в рамках социологического исследования «Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях выпускников», выполненного по проекту НИУ ВШЭ (Москва), было опрошено 1272 выпускника общеобразовательных школ города Красноярска. В рамках проекта научный коллектив пытался ответить на вопрос о влиянии фактора школы на жизненные, трудовые и образовательные траектории выпускников красноярских школ, а также на удовлетворенность профессиональной деятельностью, семейной жизнью, социальным статусом и жизнью в целом. Данная статья продолжает ряд публикаций, посвященных изучению влияния системы образования на образовательные, трудовые и жизненные траектории выпускников образовательных учреждений [1].
Формирование категорийного аппарата и методологического подхода, представленного исследования, сделано с опорой на публикации отечественных [2], в том числе красноярских [3], и зарубежных исследователей [4].
В рамках исследовательских задач посредством экспертного опроса были определены школы - участники исследования: две - имеющие концепцию и программу образования школьников, две - среднестатистические и две - в стагнационных районах. Было выявлено, что фактор школы в целом практически не влияет на жизненные траектории, понимаемые как событийный ряд у выпускников разных школ, более значимые различия наблюдаются в удовлетворенности, мотивации и оценках респондентов по всем анализируемым вопросам.
Основной целью настоящего исследования является выявление различий в представлениях о карьере и факторов мотивированного отношения к служебному продвижению выпускников разных школ.
Всего на вопросы, посвященные карьере, ответило 977 человек, или 71,7 % опрошенных, распределение ответов представлено в табл. 1.
Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос
«Что из перечисленного ниже, на Ваш взгляд, прежде всего соответствует понятию “карьера”?»___________________________________________________________________
Варианты ответа Всего отметили
Человек %
Служебный рост 522 53,4
Рост благосостояния 475 48,6
Ответственность 464 47,5
Ощущение уверенности и стабильности 318 32,5
Самосовершенствование 249 25,5
Свобода действий 234 24,0
Власть и влияние 120 12,3
Возможность управлять большим количеством людей 116 11,9
Дополнительная нагрузка 93 9,5
Безопасность 21 2,1
Самореализация 1 0,1
Всё 1 0,1
Иное 2 0,2
Всего 977 100,0
Выпускники различных общеобразовательных школ имеют традиционное представление «карьеры» как продвижения человека по служебной или административной лестнице, что сопровождается ростом благосостояния, ответственности за выполняемую работу и дополнительной нагрузки. Несмотря на схожесть ответов выпускников, интересны отличия ответов тех, кто окончил концептуальные школы: для них карьера - это прежде всего ответственность, рост благосостояния и свобода действий, а не служебный рост. Возможно, что они «карьеру» понимают как синоним «служебного роста» и раскрывают это понятие через другие. Или для них более ценны внутренние ощущения и представления по сравнению с внешним подтверждением в виде продвижения по служебной лестнице.
Некоторые различия представлений о карьере наблюдаются у мужчин и женщин: мужской взгляд связывает карьеру сначала с ростом благосостояния, потом со служебным ростом, женский - сначала со служебным ростом, потом - с ростом благосостояния. В разрезе возрастов наиболее схожи представления в парах между возрастными группами «37 лет и старше» и «младше 25 лет» и между «30-36-летними» и «25-29-летними».
Большинство респондентов (72,3 %) считает, что прилагать усилия для продвижения по карьерной лестнице надо, но из них только две трети действительно что-то делают. Из тех, кто не видит в этом необходимости, почти половина прилагает усилия для продвижения по карьерной лестнице. Наименьшая связь между видением необходимости усилий по служебному продвижению и самих усилий в поведении респондентов наблюдаются у выпускников одной из так называемых стагнационных школ.
Мужчины в большей степени по сравнению с женщинами прилагают усилия по служебному продвижению и в большей степени видят в этом необходимость. Чем младше поколение, тем больше его представители прилагают усилий по служебному продвижению и видят в этом необходимость.
По данным опроса сложно определить виды карьеры, которые выбирали и которым следовали респонденты на протяжении профессиональной деятельности (внутри- или межорганиза-ционная, специализированная или нет и т. д.), поэтому в качестве основной характеристики карьеры респондентов были использованы такие критерии, как занимаемая категория в профессиональной деятельности (социальная карьера), удовлетворенность занимаемой должностью, карьерные цели и средства их достижения.
Категория и вид экономической деятельности респондента определялись на основе ответов на вопрос «Где и кем Вы сейчас работаете? (Укажите организацию и должность, которую Вы занимаете.)». Большинство занято в таких видах экономической деятельности, как торговля, об-
разование, государственное управление, именно эти виды деятельности предполагают производство и оказание услуг и основаны на использовании труда специалистов. Фактическое распределение респондентов по категориям представлено в табл. 2.
Таблица 2 - Распределение респондентов по категориям
Категория Число ответивших
Человек %
Руководители 186 22,12
Специалисты 515 61,24
Служащие 48 5,70
Рабочие 92 10,94
Всего 841 100
Распределение респондентов вполне соответствует современной структуре экономики края и распределению рабочих мест. Кроме этого фактора, влияние оказывает возраст респондентов, что подтверждает тезис о смене модели социальной динамики молодых поколений [5]: получаемое высшее образование позволяет сразу занимать более высокий социальный и профессиональный статус в организационной иерархии. В этом отношении значимых различий между выпускниками разных школ не обнаружено, кроме более высокой предпринимательской активности у выпускников стагнационной школы.
Мотивированное отношение к служебному продвижению и активизация интереса человека к карьере являются существенными субъективными факторами, дающими реальные плоды в продвижении по карьерной лестнице. Мы предполагали, что устремленность респондентов на то, с чем связано для них понятие карьера, позволяет им достигать более высоких результатов,
В распределении ответов респондентов между карьерными и некарьерными целями, которые, по их мнению, стоит добиваться в жизни, получилось, что такие категории занятых, как руководители, специалисты и рабочие, скорее выбирают некарьерные цели - семейное счастье, работу по душе, здоровье и физическое совершенствование. В то время как для служащих большую значимость представляют карьерные цели - материальное благополучие, самостоятельность и независимость и уважение окружающих.
В качестве средств достижения целей наибольшее число респондентов отметили - упорный труд, трудолюбие и образование. Наибольшие отличия мнений по этому вопросу наблюдаются у служащих: они выше, чем другие, оценивают благоприятную семейную обстановку, случай, жизненные обстоятельства, место работы и выгодный брак и ниже - профессиональную подготовку и поддержку родителей.
Чаще всего причинами выбора первого вуза для всех респондентов были - качественная подготовка по выбранной специальности, престиж учебного заведения и интересная специальность лично для респондентов. Вариант ответа «возможность профессиональной карьеры» в качестве причины выбора вуза занимает четвертое-пятое место для руководителей, служащих и рабочих и восьмое место - для специалистов. При выборе вуза хуже представляли свою дальнейшую карьеру служащие по сравнению со специалистами и даже рабочими.
Сделан вывод, что те, кто пока не сделал социальной карьеры, в момент выбора первого вуза ориентируются на практичные и кратковременные результаты: рабочие - на возможности трудоустройства сразу после окончания вуза, а служащие - на возможности, получаемые во время обучения в вузе - стипендии, поездки, стажировки, программы по обмену и проч.
При выборе работы значимость получения достойной заработной платы и возможности сделать карьеру для всех респондентов в целом одинаковая. Получение достойной заработной платы чуть более ценно по сравнению с возможностью сделать карьеру. Несмотря на то что служащие более высоко оценивают карьерные цели - как то, чего нужно добиваться в жизни, при трудоустройстве они этот фактор как очень значимый оценивают ниже всех.
Ссылки:
1. См.: Новопашина Л.А. и др. Фактор школы в биографии выпускников // Сборник научных трудов SWorld : материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2012». Вып. 3. Т. 17. Одесса, 2012. С. 25-38 ; Новопашина Л.А. и др. Характеристики ответственности как фактор школы в биографии выпускников // Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность : материалы 19-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2013. С. 47-57 ; Федоренко Е.Ю., Са-венко Т.А. Фактор школы в субъективной картине жизненного пути выпускников // Там же. С. 57-73 ; Логинова Н.Ф., Горлова Н.В. Целевые установки в деятельности школы в исследовании фактора школы в биографии выпускников // Там же. С. 73-83.
2. См.: Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации в новой реальности. Профессиональные ориентации старшеклассников 90-х гг.: планы и их реализация. М., 2000 ;
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М., 2008 ; Константиновский Д.Л. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М., 2011 ; Собкин В.С., Писарский П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ. Социология образования. Вып. 1. М., 1992 ; Абанкина И.В. Проблемы и перспективы развития образования в сельской местности в странах с переходной экономикой (на примере России и Китая) // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. М., 2012. Кн. 2. С. 351-360 ; Иванов С.А. Формирование инновационных компетенций и свойств человеческого потенциала // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Электронный ресурс]. URL: http://conf.hse.ru/2012/program (дата обращения: 01.09.2013) ; Меркулова Е.П. Информационная асимметрия в современном университетском образовании и конкурентоспособность выпускников (личная и социальная) // Там же ; Пинская М. и др. Школы, работающие в сложных социальных контекстах // Там же.
3. Сергоманов П.А. и др. Основательность ожиданий старшеклассников как фактор доступности высшего образования. М. ; Красноярск, 2003.
4. См.: Ehrmann N. From the Ghetto to the Ivory Tower: Gendered Effects of Segregation on Elite-College Completion // Social Science Quarterly. 2007. V. 88. № 5 ; Flouri E. Parental interest in children's education, children's self-esteem and locus of control, and later educational attainment: Twenty-six year follow-up of the 1970 British Birth Cohort // British Journal of Educational Psychology. 2006. № 76. Р. 41-55 ; Johnson C. J., Beitchman J. H., Brownlie E. B. Twenty-Year Follow-Up of Children With and Without Speech-Language Impairments: Family, Educational, Occupational, and Quality of Life Outcomes // American Journal of Speech-Language Pathology. 2010. Vol. 19. Р. 51-65 ; Mello Z.R. Gender Variation in Developmental Trajectories of Educational and Occupational Expectations and Attainment From Adolescence to Adulthood // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44. №. 4. Р. 1069-1080 // Peterson J.S. A Longitudinal Study of Post-High-School Development in Gifted Individuals at Risk for Poor Educational Outcomes. Purdue University // The Journal of Secondary Gifted Education. 2002. Vol. XIV Fall. Р. 6-18 ; Ravanera Z., Fernando R. Work and Family Life Trajectories of Young Canadians: Evidence from the 2001 General Social Survey // University of Western Ontario. 2004. PSC Discussion Papers Series: Vol. 18: Iss. 10. Article 1 ; Sullivan A., Joshi H., Leonard D. Single-sex schooling and labour market outcomes // Oxford Review of Education. 2011. Р. 1-22 ; Thomson R., Holland J. Youth Values and Transitions to Adulthood: An empirical investigation // Families & Social Capital ESRC Research Group. 2004.
5. Абанкина Т.В. Влияние образовательных стратегий сельских школьников России, Китая и Казахстана на смену моделей социальной динамики // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. М., 2012. Кн. 1. С. 288-296.