УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
БИЗНЕС-ПРОБЛЕМА: УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
В.А. УСПЕНСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ
Проблема управления риском - важнейшая сторона деятельности любой фирмы во всех сферах хозяйственной жизни: от крупного банка и огромного автомобильного завода до небольшой химчистки и мелкого магазина, повседневная задача и постоянная головная боль предпринимателя. А все дело в том, что риск — неотъемлемая составная часть бизнеса и всей рыночной экономики. Где бизнес, коммерция, финансово-хозяйственные отношения, там обязательно возникают, существуют и множатся экономические риски.
Иногда высказывают суждения о необходимости «исключить риск», «вести дело вне зоны риска», «свести риск к нулю». Увы, полностью исключить риск просто невозможно. Если отказаться от рисковой сделки в пользу другой, то вскоре выяснится, что и в ней в той или иной степени риск присутствует. Можно выйти из дела, сменить род занятий и войти в другую отрасль. Но весьма быстро обнаружится, что и там рисков ничуть не меньше.
Вот, например, довольно часто встречающийся случай из практики. Выпускник высшего учебного заведения, молодой специалист поступает на работу в солидную коммерческую структуру и сразу же стремится произвести благоприятное впечатление, работать без ошибок и «проколов». Забыты институтский багаж знаний, собственные самонадеянные высказывания в кругу друзей типа «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Он пытается максимально, лучше стопроцентно, избежать риска, но при этом упускает из виду, что и прибыль в этом случае может отсутствовать. Будет ли этим довольно руководство?
Предположим, что наш молодой специалист заключает сделку на приобретение пакета высокодоходных, но с известной долей риска ценных бумаг. Чтобы обезопасить ее, он заключает уже с другим контрагентом еще одну сделку на прода-
жу данного пакета. Работы много, а прибыль нулевая, не заработал даже себе на зарплату. Но ноль — это в лучшем случае. Вполне может случиться и так, что продавец или покупатель не выполнят своих обязательств или исполнят их ненадлежащим образом. И тогда прибыль станет отрицательной, то есть возникнут убытки.
И сразу же еще один пример, пример эффективного использования высокорисковых инвестиций. Высокорисковые вложения принято называть венчурными, а образующийся с их помощью капитал — венчурным капиталом. Случается, что надо решать, вкладывать или нет деньги в дело, лишенное какого бы то ни было материального обеспечения. Есть только идея, подчас кажущаяся почти фантастической, есть проект и теоретические разработки, есть коллектив уче-ных-единомышленников, продвигающих свое изобретение. Но нужно много денег, а вот их у них нет. А эффект, в случае удачи, может быть просто огромным. Вы бы рискнули? Не в теории, а на практике. Всем своим благосостоянием, бизнесом, устоявшейся и размеренной деловой жизнью, карьерой, материальным благополучием своей семьи?
Именно так была изобретена сотовая связь, без которой мы теперь не представляем современной жизни. Поставьте себя на место инвестора. Для чего все это нужно? Есть развитая телефонная сеть, радиотелефоны, уличные телефоны-автоматы, рации, телефаксная связь, телеграф. Необходимы вложения сказочных размеров, а захочет ли потребитель использовать эти самые мобильные телефоны? К счастью нашелся инвестор, решившийся на венчурные вложения. Это был оправданный риск. Весь мир получил удобную мобильную связь, а инвесторы — гигантскую прибыль.
Итак, высокие риски способны принести значительную прибыль, но одновременно грозят не-
малыми убытками вплоть до банкротства. Низкие риски подчас оборачиваются пусть стабильным, но малоприбыльным производством, что в условиях жесткого соперничества с конкурентами также может привести к разорению.
Возникает законный вопрос: в какой же рисковой зоне должен осуществлять свой бизнес современный предприниматель? В зоне сверхвысоких, высоких, низких или, предположим, каких-то средних рисков? К сожалению, на этот вопрос нет и не может быть сколько-нибудь приемлемого ответа. Иначе все были бы богатыми, удачливыми и успешными бизнесменами. Риск — это великая загадка и таинство, стимул и тормоз, преимущество и недостаток рыночной экономики.
Где же выход из этой ситуации? Как работают и добиваются успеха многие и многие предприниматели? Выход есть. Нужно максимально тщательно выявлять и просчитывать все возможные риски, стараться предотвратить их, добиваться снижения рисков, пытаться переложить хотя бы часть их на партнеров и контрагентов по сделке, использовать экономические инструменты защиты от рисков. Иными словами, нужно научиться управлять риском.
Проблему управления риском нагляднее всего можно представить себе с помощью графического изображения «кривых безразличия» (рис. 1).
Кривые Ы, Ь2, ЬЗ, Ь4 отражают уровни полезности различных сделок и инвестиций в координатной системе, где по оси ординат отложе-
Рис. 1. Управление риском с помощью «кривых безразличия»
на ожидаемая прибыль, а по оси абсцисс — возможные убытки. Обратим внимание на то, что более пологие кривые характеризуют более рискованные сделки, а более крутые — сделки с меньшим риском. Причем различные объемы сделок приносят разную прибыль и обладают разной степенью риска. Например, точки N на кривой ЬЗ и А на кривой Ь4 более прибыльны по сравнению с точкой К на кривой ЬЗ, но зато гораздо более рискованны.
В какую же сделку решит вкладывать средства предприниматель: в «осторожную» (Ы), в рискованную (Ь4) или в умеренную (Ь2 и ЬЗ)? Если отвлечься от фактора риска, то ему в нашем примере все равно: все кривые (инвестиции) абсолютно независимы и безразличны и устраивают его по прибыльности, эффективности и другим параметрам. Но предприниматель не хочет вместо желаемой прибыли получить убытки. Значит, ему или его риск-менеджеру (такая профессия и такая специальность - риск-менеджмент появились сравнительно недавно) необходимо продолжить работу по выбору оптимальной сделки и предотвращению нежелательных событий в ходе ее осуществления.
И в первую очередь фирма должна определить, на какую степень риска она готова решиться для достижения нужного результата. Предпринимательские риски принято подразделять на низкие (малые), допустимые, высокие и критические. В зоне низких рисков фирму в худшем случае ожидает недополучение запланированной прибыли. В зоне допустимых рисков можно остаться без прибыли вообще. Высокие риски означают возможные потери всех инвестированных в данный проект средств. И, наконец, в зоне критического риска фирме угрожает банкротство, она рискует всем собственным капиталом. Разумный предприниматель вряд ли поставит свое дело под угрозу полного разорения и не будет рисковать всеми своими средствами для достижения даже самой привлекательной цели. Поэтому при анализе сделки обязательно определяется коэффициент риска. Он подсчитывается как отношение максимально возможной суммы убытков к величине собственных средств фирмы.
У
где Кк — коэффициент риска;
У — максимально возможная сумма убытка; С — объем собственных средств. Практика бизнеса приводит к выводу, что значения коэффициента риска от 0 до 0,3 следует расценивать как низкий риск, от 0,5 до 0,7 —
как высокий риск, а все риски свыше 0,7 — как критические для фирмы.
Проведя этот предварительный анализ возможных инвестиций, фирма может выбрать наиболее приемлемую для нее в данный момент сделку и ее объем. В нашем примере руководство фирмы в качестве оптимальной по уровню прибыли и степени риска рассматривает точку М на кривой 1Л.
Итак, выбор в пользу конкретной инвестиции сделан, и можно начинать переговоры с контрагентом. Именно на этом этапе, не дожидаясь завершения переговоров и заключения договора, а уж тем более начала его выполнения, следует вплотную приступить к поиску методов предотвращения рисков, избежания хотя бы части их, максимального снижения и компенсации возможных убытков. Вполне возможно, что уже в процессе переговоров целесообразно применить такой метод управления риском, как отказ от рисков. Иными словами, просто отказаться от сделки.
ОТКАЗ ОТ РИСКОВ
Случается, что при предварительном анализе рисков просчитываются они чрезвычайно добросовестно и тщательно, но без учета специфики деятельности фирмы и ее рыночных возможностей. Предположим, солидная строительная фирма получает предложение от партнеров приобрести по чрезвычайно низким ценам крупные партии живых цветов или, скажем, чая. Фирмой были определены риски по транспортировке, хранению, возможному изменению цен и покупательского спроса. Но самый главный риск был не учтен. Фирма не имеет никакого опыта работы на этих сложных и весьма конкурентных рынках. Если в процессе переговоров возникли сомнения, и сомнения серьезные, следует избежать рисков. Тем более, что одно из правил инвестирования гласит, что в случае сомнения в успехе проекта, пусть даже не подтвержденного данными количественного анализа, следует отказаться от сделки. В принципе, рисков в бизнесе избежать нельзя, но отказаться от чрезмерного риска в конкретной сделке вполне возможно и разумно.
Если принято решение о целесообразности сделки, то самое время подумать об управлении рисками по ней, выбрать конкретный метод или несколько методов минимизации возможных потерь. Таких методов теорией и практикой бизнеса разработано немало. Все их можно сгруппировать по следующим направлениям:
• предотвращение убытков;
• самострахование;
• страхование;
• перевод риска;
• диверсификация риска.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УБЫТКОВ
Прежде всего необходимо продумать превентивные мероприятия, т.е. начинать желательно с предотвращения убытков. Не исключено, что в результате этой работы удастся снизить риски настолько, что необходимость использования других методов отпадет или сократится. Другими словами, придется управлять уже гораздо меньшими рисками, что значительно удешевит сделку и повысит ее эффективность.
Особая необходимость использования данного метода возникает тогда, когда вероятность наступления рискового случая и величина возможного ущерба достаточно велики, но не настолько, чтобы применить метод отказа от рисков. Поэтому следует взять себе за правило возможно более тщательно проверять контрагентов и партнеров по бизнесу, а иностранных контрагентов — и с учетом странового и политического риска, следить за соблюдением коммерческой тайны своей фирмы, вести отбор персонала фирмы, подходить к составлению договоров, выбирать валюту сделки. Не следует пренебрегать и такими общеизвестными моментами, как организация и поддержание противопожарной безопасности (неисправная электропроводка в мгновение ока может нанести огромный ущерб и разрушить казавшийся стабильным бизнес), дублирование поставщиков и потребителей продукции, разделение партий при транспортировке ответственного груза, хранение продукции на разных складах.
САМОСТРАХОВАНИЕ
Следующим шагом в решении проблемы управления рисками служит изучение возможности полного или частичного самострахования сделки. Самострахование есть не что иное, как принятие рисков на себя и, бесспорно, является самым дешевым (за исключением разве что отказа от рисков) способом борьбы с рисками. Предполагается, что возможный ущерб будет покрыт текущими денежными средствами или с помощью резервного фонда. Поэтому очевидно, что использование возможностей самострахования весьма ограничено. В основном этот метод оправдывает себя, если вероятность негативного исхода и сумма возможного убытка невелики.
При использовании самострахования нужно отдавать себе отчет в том, что экономичность этого метода оборачивается некоторыми отрицательными моментами. Прежде всего, это — «омертвление» оборотного капитала. Фирма вынуждена держать в резерве немалые средства, на них нельзя рассчитывать при заключении новых, зачастую интересных и эффективных контрактов, их невозможно и опасно пускать в оборот. Однако все равно есть опасность, что пойдет «полоса неудач»: на фоне низких финансовых поступлений убытки будут настигать один за другим в коротком промежутке времени, и любых резервных средств все равно будет недостаточно. Все это вызывает неуверенность и нервозность у руководства, которые обязательно передадутся всему персоналу фирмы.
Все же следует отметить, что самострахование в той или иной степени применяется всеми без исключения фирмами. Дело в том, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут возникнуть непрогнозированные, невыяв-ленные, непросчитанные и вообще случайные риски. С другой стороны, есть проблемы и риски, которые возможно регулировать только с помощью своих сил и средств. Нет таких страховых компаний, партнеров, гарантов или поручителей, которые согласятся взять на себя столь незначительные риски, как мелкие бытовые кражи, незначительные поломки и неисправности оборудования, утерю документов вследствие халатности персонала и т.п.
СТРАХОВАНИЕ
Если предотвращение убытков и самострахование не дают желаемой защиты от риска и лишь в незначительной степени снижают его, что в современном бизнесе вполне вероятно, можно применить такой самый распространенный и повсеместно используемый, уже ставший традиционным метод управления риском, каким является страхование.
Суть этого метода состоит в том, что предприниматель берет в качестве партнера по сделке страховую компанию и возлагает на нее после заключения соответствующего договора и уплаты страховых взносов значительную часть ожидаемых рисков. В отличие от всех отраслей и сфер экономики, где риск для предпринимателя - это нежелательное побочное явление, в страховом деле риски служат основным полем деятельности. То есть риски предпринимателя принимает на себя профессионал.
Принимая решение об использовании страхования, нужно иметь в виду, что, во-первых, риск должен иметь случайный характер, негативный исход не должен быть заранее запрограммирован и заложен в сделку. Во-вторых, страхуются лишь убытки, которые можно измерить и оценить с помощью натуральных и денежных показателей. И, наконец, риск сам по себе не может быть объектом страхования. Таким объектом служат товарно-материальные ценности и денежные средства фирмы.
Воспользоваться услугами страховой компании особенно рекомендуется в случаях, когда вероятность потерь незначительна, но размер возможного ущерба достаточно велик, или же вероятность потерь высока, а величина ущерба небольшая. И, конечно, без сомнения надо обратиться к страховщику, если фирме угрожают критические риски. Не исключено, что страховая компания запросит немалые страховые взносы, но ведь критический риск того стоит и фирма не зря пошла на него. Иногда случается и так, что подобные риски и величина возможного ущерба слишком велики и для страховой компании. Тогда она, в свою очередь, желая облегчить груз ответственности по рискам, обращается в перестраховочную компанию — специфическую структуру, готовую за определенное вознаграждение взять на себя часть рисков. Происходит так называемое распределение рисков.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ
В ряде стран законодательно закреплены виды и формы деятельности, подлежащие обязательному страхованию. В России, например, введено обязательное медицинское страхование и обязательное страхование гражданской ответственности водителей автотранспортных средств. Во многих странах с рыночной экономикой этот перечень много длиннее и частично захватывает сферу бизнеса, поскольку государство не заинтересовано в цепочке неплатежей и банкротств, ведущих к дестабилизации экономики страны. Впрочем, необходимость страхования, в том числе и обязательного, как правило не тяготит рационального предпринимателя и он сам стремится возможно более полно, комплексно застраховать свое дело: имущество, грузопотоки, персонал фирмы, общегражданскую и профессиональную ответственность.
Разумеется, возможности управления риском с помощью страхования также небезграничны. В основном страхуются просчитываемые риски, то есть когда имеется статистическая закономер-
ность их реализации и может быть определена вероятность возникновения материальных потерь. В противном случае риски к страхованию не принимаются или устанавливаются запредельные цены. Точно также страховые компании поступают и в случае особо высокой вероятности реализации риска.
Если по этим или иным соображениям и причинам предприниматель не хочет или не может использовать этот отнюдь не самый дешевый, но зато самый простой метод управления рисками, он может прибегнуть к методу перевода риска.
ПЕРЕВОД РИСКА
Перевод риска сводится к организации фирмой такой хозяйственной ситуации, когда риски по сделке абсолютно добровольно, за вознаграждение или на безвозмездной основе, берет другой хозяйственный субъект — контрагент, партнер по бизнесу или данной сделке, совершенно посторонняя структура.
Эффективными способами перевода риска принято считать объединение и разделение рисков.
ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКОВ
Под объединением рисков понимается привлечение фирмой предприятий-партнеров по бизнесу, заинтересованных в ее стабильности и успехе ее начинаний, к проблеме управления рисками по своим сделкам и инвестициям. В качестве таких дружеских структур рассматриваются прежде всего партнеры по финансово-промыш-ленной группе и объединениям с меньшей степенью интеграции — консорциумы, ассоциации, корнеры, пулы. Совместно управляя риском, фирмы разделяют между собой не только возможные убытки, но и прибыль.
Примерами объединения рисков на возмездной основе могут служить также договор поручительства и его разновидность — банковская гарантия, а также договор факторинга.
Давая поручительство или гарантию за фирму и обещая полностью или частично выполнить обязательства, ненадлежащим образом выполненные ею, третья сторона - поручитель несет вместе с фирмой солидарную ответственность по рискам.
Операцией факторинга называется выкуп коммерческим банком у фирмы платежных требований к ее контрагенту по сделке. Если у фирмы есть основания ожидать задержки платежей
за поставленную продукцию или же вообще сомневаться в реальности погашения задолженности, она обращается в банк с предложением купить у нее эту возможную дебиторскую задолженность (риск неуплаты или риск «делькредере»), Банк — это крупная структура с солидными финансовыми возможностями, которые позволяют ей, в отличие от фирмы, для которой крупный неплатеж сродни разорению, достаточно долгое время ожидать платежа и получить его затем вместе с неустойкой, дожидаться решения арбитражного суда или имущества должника в связи с его банкротством. Однако для банка — это операция повышенного риска и стоит она для фирмы недешево. Зато фирма получает большую часть своих денег немедленно и может пускать их в оборот снова. Если данная операция факторинга пройдет для банка относительно беспроблемно, то он доплатит фирме определенную сумму к ранее выплаченному авансу. Если нет, то фирма останется лишь с теми деньгами, что были ей выплачены при заключении договора факторинга.
РАЗДЕЛЕНИЕ РИСКА
Разделение риска, в отличие от объединения рисков, считается безвозмездной формой передачи риска. Фирма разделяет риски между собой и своими контрагентами не специальным соглашением, а в ходе подготовки сделки и заключения хозяйственного договора. Часть рисков отходит к контрагенту как составная часть сделки и условие договора. Таким образом, абсолютно бесплатным этот способ управления риском все-таки назвать нельзя: если бы фирма оставила себе все риски, то, конечно, могла бы запросить более высокую цену за свою продукцию. Так, при экспорте продукции фирме, не имеющей опыта внешней торговли, легче, надежнее и выгоднее воспользоваться услугами фирмы, имеющей опыт проведения экспортно-импортных операций. В этом случае за ней остаются только риски по своей продукции, а все внешнеторговые риски, включая политический, страновой, валютный, транспортный, ложатся на ее партнера.
Транспортные риски вообще считаются чрезвычайно опасными не только во внешней, но и во внутренней торговле. При заключении сделок фирма всегда стремится разделить риски таким образом, чтобы все транспортные риски или, по крайней мере, большая их часть легли на контрагента. Фирма пытается предусмотреть в договоре вывоз продукции покупателем или согласна нести риски до дверей вагона железнодорожного состава и борта судна.
В качестве ярко выраженного примера разделения рисков обычно приводятся договоры аренды и лизинга (финансовой аренды), когда, оставляя значительную часть рисков за собой, многие риски собственник перекладывает на арендатора.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РИСКА
Диверсификация риска является, пожалуй, наиболее сложным и интересным, требующим высокого профессионализма методом управления риском. Она представляет собой использование в хозяйственной практике экономико-математического понятия «отрицательная корреляция». Инвестируемые денежные средства направляются в совершенно независимые, никак не связанные между собой сделки и проекты (например, на графике — кривые ЬЗ и Ь4). В этом случае при реализации рискового события и появлении убытков по одной сделке можно рассчитывать на успешный и прибыльный исход другой. Более того, целесообразно ориентироваться на отрицательно коррелированные исходы, то есть выбирать инвестиционные ценности (объекты) с прямо противоположными векторами прибыльности (предположим, на графике это будут точка К на кривой ЬЗ и точка А на кривой Ь4). Тогда прибыли по одной сделке смогут компенсировать возможные убытки по другой. Но, разумеется , это должны быть на самом деле абсолютно независимые (безразличные) инвестиции. В противном случае, например, при вложениях в производство взаимодополняемых и сопутствующих товаров или приобретении акций тесно связанных между собой производств и фирм, убытки начнут настигать предпринимателя при изменении конъюнктуры рынка со всех сторон и одновременно по всем направлениям его капитальных вложений. И наоборот, грамотно осуществленная диверсификация риска служит залогом стабильного и прибыльного бизнеса.
Наиболее активно и целенаправленно диверсификацию риска осуществляют в России коммерческие банки. Так, в процессе привлечения средств на депозитные вклады банки ориентируются не только на крупные депозиты фирм, но и небольшие вклады многочисленных физических лиц. Это — разумная и оправданная диверсификация, поскольку защищает банк от внезапного изъятия большой массы вкладов. С другой стороны, при определении банком своей кредитной политики в расчет принимаются не только запросы крупных, высокоприбыльных фирм, но и малого бизнеса и частных лиц. Это снижает бан-
ковский кредитный риск, так как страхует от невозврата значительных денежных сумм.
В процессе резервирования средств банки создают «валютную корзину» из нескольких валют, чтобы обезопасить себя от неожиданного и резкого колебания курса конкретной валюты. Курсы других валют, разумеется, также подвержены изменениям, но банк в этом случае будет иметь дело с усредненным курсом, а средний курс всегда более стабилен благодаря взаимному погашению колебаний курсов различных валют. Это правило борьбы с непрогнозируемыми изменениями курсов в определенной мере применимо к работе с ценными бумагами.
При формировании портфеля ценных бумаг проблеме диверсификации риска уделяется особо серьезное внимание. Прежде всего, применяется «правило дюжины». Необходимо обеспечить достаточное разнообразие ценных бумаг. Поэтому общепризнанная практика подсказывает, что в портфеле банка должно быть как минимум двенадцать пакетов акций самых разнообразных компаний.
Далее обращают внимание на уровень доходности и степень риска ценных бумаг. Высокодоходные ценные бумаги, как правило, заключают в себе немалую степень риска. Ценные бумаги с допустимым риском приносят соответственно весьма умеренный доход. А низкорисковые ценные бумаги малоэффективны и не интересны для банка. Выход из этого положения предлагает «правило пяти пальцев». Из него следует, что для формирования оптимального портфеля из каждых пяти акций одна должна быть малорисковая, три — с нормальным, допустимым риском, а еще одна — высокорисковая, но и высокодоходная.
ХЕДЖИРОВАНИЕ РИСКОВ
В финансовом секторе экономики и особенно в коммерческих банках используют, кроме того, способ диверсификации риска, получивший название «хеджирование рисков». Хеджирование рисков предполагает ограничение финансовыми инструментами размера убытков, но как следствие и прибылей тоже. Оно проводится в форме заключения параллельных финансовых компенсационных сделок, когда возможный убыток по одной сделке компенсируется возможной прибылью по другой. Существует немало способов хеджирования рисков, но основными, наиболее употребимыми и часто встречающимися являются опционы, фьючерсы и сделки своп.
При приобретении опциона, являющегося разновидностью ценных бумаг, покупатель по-
лучает право в течение определенного периода времени покупать и продавать ценные бумаги или валюту (в зависимости от вида опциона) по заранее оговоренному с продавцом курсу. Разумеется, этот курс превышает текущий рыночный курс валюты или ценных бумаг, но все же он гораздо меньше худших прогнозов. Эта разница и есть премия (опцион) продавца. Приобретением опциона покупатель защищает себя, правда не бесплатно, от возможного или предполагаемого изменения курса. Все риски передаются продавцу.
Фьючерс, как и опцион, является одним из видов ценных бумаг и представляет собой контракт на покупку или продажу валюты или ценных бумаг по курсу сегодняшнего дня, но с поставкой и оплатой через определенный период времени. Фьючерсы продаются и покупаются на фондовой бирже, которая выступает посредником между контрагентами и гарантом сделки. Биржа проводит котировку фьючерсов, т.е. цена на них напрямую зависит от ожидаемой динамики курсов.
Предположим, банк заключил выгодную срочную сделку на продажу ценных бумаг или валюты, но опасается неблагоприятной для себя динамики курсов. Тогда одновременно он приобретает по биржевым ценам фьючерс на такое же количество валюты или ценных бумаг. Если опасения банка оправдываются, то он несет по-
тери как продавец, но одновременно выигрывает как покупатель фьючерсного контракта. Получается, что если бы опасения банка подтвердились, то он бы проиграл, но немного, а если бы не подтвердились, то выиграл, но меньше, чем мог бы, не заключая хеджирующего контракта.
Сделка своп — это финансовая операция хеджирования рисков. Заключение сделки по купле или продаже валюты или ценных бумаг сопровождается здесь одновременным заключением обратной сделки с этим же или другим контрагентом на продажу или покупку этих же ценных бумаг или валюты. Например, заключается сделка на продажу ценных бумаг и одновременно сделка на покупку ценных бумаг такого же вида, но с более длительным сроком их действия.
Хозяйственные риски — неизбежная составная часть предпринимательской деятельности, поскольку они имманентны рынку. Риски нельзя устранить, но уменьшить возможный убыток — вполне реально. Этого можно добиться с помощью применения методов управления риском. Разумеется, управление рисками связано с определенными издержками для фирмы, но его осуществление необходимо и оправданно. Управляя рисками, фирма жертвует меньшим, чтобы сохранить большее. Она заменяет возможное появление значительных убытков на относительно небольшие, строго определенные издержки по управлению риском.