Научная статья на тему 'Бизнес-презентация как вид интерактивной деятельности в обучении студентов-экономистов'

Бизнес-презентация как вид интерактивной деятельности в обучении студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИЙ / БИЗНЕС-ПРЕЗЕНТАЦИИ / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / METHOD OF PRESENTATIONS / BUSINESS PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетова Марина Ивановна, Пантюхина Елена Львовна

Рассматриваются активные обучающие методы в образовательных программах для студентов экономистов, представлен метод презентаций как одна из эффективных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетова Марина Ивановна, Пантюхина Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business presentation as an interactive method for teaching economics students

The authors describe interactive methods being a part of educational programs for economics students and present the method of presentations as one of the most effective teaching methods.

Текст научной работы на тему «Бизнес-презентация как вид интерактивной деятельности в обучении студентов-экономистов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

41

УДК 911.3

М.И. Малетова, Е.Л. Пантюхина

БИЗНЕС-ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ВИД ИНТЕРАКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Рассматриваются активные обучающие методы в образовательных программах для студентов экономистов, представлен метод презентаций как одна из эффективных форм обучения.

Ключевые слова: активные формы и методы обучения, метод презентаций, бизнес-презентации.

Активные методы и виды деятельности предполагают непосредственное и активное участие студентов и преподавателя в учебном процессе. А.А. Вербицкий полагает, что предметный и социальный контексты активных методов обучения способствуют более полному пониманию связей и взаимодействий у будущих экономистов, осознание проблемного характера будущей профессиональной деятельности.

Активным методам и формам присущи определенные характеристики, то есть они личностно ориентированы, полилогичны, рефлексивны, эмоционально насыщены, создают имитационное учебно-профессиональное пространство.

Согласно классификации Г.С. Трофимовой к активным формам и методам обучения относятся: 1) групповые - обеспечивают взаимодействие в малых и больших группах, в группах сменного состава, позволяют развивать умение решать проблемные задачи; 2) коллективно-фронтальные - позволяют осуществлять поиск, решение проблемных задач, формулировать комментарии, оценивать ответы свои и своих товарищей. Совместная учебная деятельность осуществляется в процессе взаимодействия студентов друг с другом, при этом активные методы обучения играют значимую роль [1]:

- в развитии мышления в процессе творческого поиска решения учебных задач;

- в формировании межличностных отношений и готовности к сотрудничеству;

- в овладении способами совместной деятельности;

- в осознании собственного «я», формировании умений самостоятельной работы;

- в приближении учебной среды к реалистичной и имитирование будущей профессиональной деятельности;

- в развитии коммуникативных качеств через интенсификацию общения [2].

По мнению Марка Эллиса, в современном обучении инновационным направлением можно считать формирование интегрированных компетенций, как общепрофессиональных, так и лингвистических, поэтому деятельность преподавателя заключается в умении создать такие условия обучения, при которых имеет место развитие личностных качеств и общепрофессиональных умений [4].

Представим более подробно методы и приемы обучения, способствующие реализации этих задач. По нашему мнению, эффективными методами в формировании профессиональных и личностных качеств у студентов-экономистов являются: метод групповой дискуссии (group discussion); метод деловой игры (role play); симулирование реалистичных ситуаций (simulations); метод «мозгового штурма» (brain storming); метод проблемных ситуаций (cases study); метод проектов (project work); технология презентации (presentation).

Метод групповой дискуссии является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия. В научной литературе выделяется несколько видов групповых дискуссий.

Однако для любого вида дискуссии универсальными характеристиками являются: предъявление проблемной ситуации, демонстрация материалов по проблеме, анализ высказываний по проблеме, постановка проблемных вопросов, альтернативный выбор (студентам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения), обмен мнениями по проблемному вопросу.

На этапе обсуждения очень важно дать высказаться каждому участнику дискуссии, при этом необходимо удерживаться в русле предложенной темы, уметь выстраивать обсуждение таким образом, чтобы не допустить некорректности по отношению друг к другу. В процессе формирования презентационных компетенций, на наш взгляд, это качество является одним из ключевых. При проведении дискуссии необходимо научить студентов четко формулировать свои идеи, поскольку в процессе

42 М.И. Малетова, Е.Л. Пантюхина

2012. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

проведения презентации ясность и четкость высказывания считаются одними из приоритетных умений. В этой ситуации роль преподавателя заключается в том, чтобы при помощи уточняющих вопросов поощрять студентов к четкой аргументации. (How do you mean? How can you prove that is true?). В этой связи прием парафраза может помочь уточнить и осмыслить сказанное. It is not quite clear, could you do over this point again? Did I understand this rightly? You said that. Многие специалисты - практики успешно используют «нет - стратегию» (no - strategy), которая заключается в отрицании всех высказываний, не аргументируя свою точку зрения. Отрицание неизбежно ведет к тому, что участники пытаются выяснить, почему ведущий не дает аргументации отрицания. Важным результатом дискуссии является совместная оценка эффективности дискуссии, обозначаются важные аспекты и направления дискуссии. Как уже упоминалось, существует несколько видов дискуссии. П. Ур, известный преподаватель английского языка как иностранного, в книге «Discussions that work» предлагает разнообразные дидактические материалы для дискуссий. Некоторые из них были адаптированы для экспериментального обучения.

1. Дебаты (Debates). Цель данного вида дискуссии - научить студентов аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Алгоритм дискуссии следующий:

а) ведущий (chairperson) предлагает две или несколько точек зрения на проблему;

б) студенты выбирают точку зрения, которую хотят отстаивать, объединяются в микрогруппы;

в) обсуждаются правила дискуссии, устанавливается четкий временной регламент обсуждения;

г) проводится обсуждение в микрогруппах, выстраивается система аргументов;

д) каждая группа высказывает свое мнение;

е) проводится совместный анализ результатов дискуссии.

Значимым моментом является соблюдение временного регламента, поскольку при проведении презентации студенты должны уметь правильно распорядиться временем.

2. Панельная дискуссия (panel discussion) - разновидность дискуссии, которая направлена на обсуждение актуальной темы. Задачей такой дискуссии не является решение проблемного вопроса, скорее, это возможность рассмотреть проблему со всех сторон и собрать как можно больше информации для осмысления. Ключевым моментом данной дискуссии является обучение студентов конструктивному диалогу.

3. Аквариум (fish bowler) - целью этой разновидности дискуссии является развитие умения аргументировать свою точку зрения и возможность отрефлексировать свое поведение. Работа в такой дискуссии проходит по тому же алгоритму, что и дебаты, но с небольшим исключением. На 4-м этапе представители микрогрупп собираются вместе и обсуждают проблему, отстаивая свою позицию. Остальные участники дискуссии выступают в роли экспертов. В конце обсуждения аналитикам выделяется время для вопросов к участникам дискуссии.

4. Синдикаты (syndicates).

5. Вертушка (cross-overs) - специфика этого вида дискуссии заключается в том, что студенты работают в группах сменного состава. При достаточном разнообразии видов дискуссии этот метод ориентирован на развитие умения аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, конструктивно принимать другую точку зрения, такие умения важны для достижения успеха в презентации и являются основополагающими при формировании презентационной компетенции.

Следующим методом, который вносит значимый вклад в формирование презентационных компетенций для использования их в дальнейшей деятельности, является ролевая игра. Джилиан Портер Ладэус рассматривает особые причины для использования игры в учебной среде [6].

1. Приобретение разнообразного опыта через игру. Через ролевую игру мы побуждаем студентов к говорению в любой ситуации, в том числе профессиональной.

2. Ролевая игра ставит студентов в такую ситуацию, когда они вынуждены использовать определенные формы языка для социального и профессионального общения, что приводит к развитию социальных и аналитических умений, необходимых в рамках реалистичного профессионального общения.

3. Для некоторых студентов ролевая игра - это возможность отрепетировать те виды деятельности, с которыми они могут встретиться в реальной профессиональной среде.

4. Ролевая игра помогает застенчивым студентам выразить себя, поскольку в процессе игры они «надевают маску». Исчезает барьер боязни участия в беседе. Данная интерактивная деятельность позволяет развивать кластер необходимых управленческих компетенций, включающих коммуникативную компетенцию, аналитические умения и умение работать в команде, умение разрешать проблем-

ные ситуации в имитационной профессиональной среде. Как активный метод обучения игра имеет следующий алгоритм: 1) наличие проблемной задачи, распределение ролей между участниками игры; 2) взаимодействие участников; 3) возможность введения в игру новых условий, что позволяет направить игру в другое русло; 4) оценка результатов, возможность рефлексии.

Появившийся не так давно метод case study получил широкое распространение в зарубежной практике обучения. В переводе с английского этот термин переводится как «изучение дела». Развитие этого метода связано с реальной потребностью со стороны общества в подготовке профессионалов, владеющих не только теоретическими знаниями, но и общепрофессиональными умениями, а также способностью применять знания, умения и навыки в реальной профессиональной среде. В большинство программ обучения инкорпорированы кейсы, представляющие проблемные ситуации в известных зарубежных компаниях и бизнес-организациях, как один из основных методов обучения. В алгоритме этого метода заложены следующие стадии: представление студентам проблемной ситуации, имевшей место в реальной организации или компании; анализ ситуации, выявление причин, спровоцировавших проблемную ситуацию; выявление сути проблемы; постановка проблемного вопроса; обсуждение способов решения проблемы; сравнение собственного предложенного решения с тем, что было принято самими участниками этой реальной ситуации. Данный метод обучения широко распространен в западных высших учебных заведениях экономического профиля (из опыта работы бизнес-школы Метрополитан университета г. Манчестер, Великобритания).

Ценность данного метода заключается в первую очередь в том, что он сочетает в себе элементы дискуссии, ролевой игры, презентации и т. д. Преимущество состоит и в том, что для обучения используются аутентичные материалы. Рассмотрим пример одного из кейсов под названием «Проблемы в корпорации Диснейленд в Париже», представляющего проблемы адаптации корпоративной культуры, связанные с деятельностью транснациональных компаний в других странах и бизнес-культурах. Студентам предлагается прочтение проблемной ситуации, в ходе которого преподаватель просит студентов представить анализ ситуации. Перед прочтением текста преподаватель просит студентов высказать свое мнение и обсудить предполагаемые ответы на следующий вопрос: «What do you see the main organizational problems likely to be associated with the implementation of a transnational strategy? Как вы думаете, какие основные организационные проблемы возникают при внедрении транснациональной стратегии компании?». Студенты выдвигают версии и предположения. После обсуждения студенты прочитывают проблемную ситуацию. Студенты делятся на группы, анализируют ситуацию, каждая группа выбирает представителя, который комментирует возможное решение проблемы.

В процессе анализа методов активного обучения мы пришли к выводу о необходимости использования метода презентаций как одного из видов интерактивной деятельности на занятиях по иностранному языку. Презентация - это один из видов деятельности, имеющий свою цель, способы и средства передачи содержания, достижение целей, анализа и оценки результата. Успешная презентация редко бывает импровизацией, как правило, она представляет собой тщательно спланированное, подготовленное и продуманное действие. По форме передачи сообщения презентации могут быть классифицированы на следующие группы: письменная презентация (рекламные буклеты, письма -заявления на работу, рекомендательные письма); устное сообщение (само-презентация, интервью при приеме на работу, мини-презентации и т. д.); интернет-презентации (использование такого способа значимо при представлении большого объема информации).

В контексте нашего исследования мы считаем необходимым уделить большее внимание развитию тех компетенций, которые являются значимыми в подготовке и проведении устной презентации. В русле изменений, происходящих в сфере образования, и в связи с переходом на многоуровневую систему обучения, прогнозирование, планирование и подготовка успешного публичного выступления должны стать неотъемлемой частью учебного стандарта. Подход к обучению презентациям основывается на принципах целостности и системности. Овладение умениями проведения презентаций влияет на профессиональный успех и соответственно связано с успешностью построения жизненной траектории.

Как отмечает Дж. Комфорт, проведение презентации консолидируется в пять ключевых этапов [3]:

1. Collect your materials / ideas. Соберите материалы / идеи.

2. Select points which seem most relevant. Выберите основные пункты, соответствующие целям презентации.

3. Group the points, which have some common thread. Сгруппируйте все пункты презентации.

44 М.И. Малетова, Е.Л. Пантюхина

2012. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

4. Sequence these groups into order, which will make most sense for audience. Поставьте все пункты в порядке, наиболее удобном для восприятия публики.

5. Link the group together.Соедините все части презентации. Автор рекомендует провести мониторинг CSGSL

Алан Чепман, автор материалов по подготовке деловых тренингов считает, что использование демонстрационных материалов один из лучших приемов вызвать интерес, создать разнообразие в процессе проведения презентации. Люди запоминают больше, если имеют мультисенсорный (multi-sensory experience) опыт, лучше, чем через слушание или чтение напечатанного на экране. Наглядность должна присутствовать физически, иметь текстуру, ощущение, возможно, запах и т. д. Это создает мощные и запоминающиеся метафоры. Такого рода упражнения, говорит Алан Чепман, помогают преодолеть чувство дискомфорта и боязни, поскольку, используя смешные наглядные средства, люди снимают элемент напряженности ситуации [7]. Что же касается применения адекватных лингвистических моделей, то многие авторы предлагают список фраз, способствующих логичности изложения содержания (linking ideas). Таким образом, вербальный аспект изложения очень значим, поэтому в структуру технологии развития презентационных компетенций введена серия коммуникативных упражнений. Значимым аспектом при подготовке к презентации О. Харджи считает избегание: двусмысленности (type of thing, all of this); фраз - усилителей отрицания (was not too, was not hardly); фраз, выражающих значение приблизительности (about, as much as); неточных чисел (a couple, some); группирования предметов (things, aspects); вероятностности (often, sometimes) [5].

Вопросно-ответная форма дискуссии в конце презентации представляет собой форму коммуникации, проходящую в режиме диалога (полилога). При построении вопросов мы предполагаем не только грамматическую правильность высказывания, но и способность к социальному общению. Исходя из этого, в научной литературе представлена иная классификация вопросов, полностью отличающаяся от лингвистической. С точки зрения профессиональной коммуникации «вопрос» определяется как просьба или запрашивание информации, предполагающие обратную реакцию. Формы работы включают интервью, вопросную часть ролевой игры, мини-презентации, то есть активные формы и приемы обучения, содержащие проблемные задания и ситуации, где использование вопросов выглядит реалистичным и необходимым. В социальной ситуации для того чтобы слушать эффективно, необходимо быть чувствительным (сенситивным) к обсуждаемым проблемам и «ключам» социального взаимодействия, которые могут быть выражены в вербальных и невербальных действиях. Наблюдая за действием и реакцией, внимательно слушая собеседника, можно улучшить свои умения слушать. Умения слушания для профессионала важны в ситуациях получения информации (comprehensive listening), оценивания (evaluative listening), эмпатии (empathic listening). Обратимся к аспекту невербальной коммуникации. Невербальному аспекту проведения презентации тоже уделяется огромное значение. Поскольку значимость языка жестов неоспорима, и мы обратим внимание на виды деятельности, используемые менеджерами по управлению персоналом, при подготовке служащих к прохождению интервью или подготовке презентаций. Для анализа поведения говорящего многие тренеры предлагают просмотреть видеоматериалы и прийти к заключению, как следует / не следует себя вести при предъявлении публичного выступления. На заключительном этапе следует провести полный анализ презентации, определить сильные и слабые стороны, возможности, угрозы, то есть SWOT анализ (Strength - сильные стороны; weakness - слабые стороны; opportunity - возможности; threat - угрозы). Такие приемы, как ролевая игра, дискуссия, case studies, мини-презентации по заданной теме, мини-проекты и др. адаптированы для обучения и успешно применены в процессе подготовки и обучения бизнес-презентации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трофимова Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): монография. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 1999. 282 с.

2. Трофимова Г. С. Методологический аспект анализа современных технологий образования // Актуальные проблемы развития высшей школы. Проблемы качества подготовки специалистов. Эдукология - новая наука в образовании: материалы Междунар. науч.-методол. конф. СПб., 2009. С. 145-149. (Труды Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии).

3. Comfort J. Effective presentation. Oxford: OUP, 1997. 80 p.

4. Ellis M., Johnson C. Teaching Business English. Oxford: OUP, 1995. 236 p.

5. Hargie O., Saunders C., Dickson D. Social skills in interpersonal communication. New York, 1999. 369 p.

6. Ladousse G.P. Role play. Oxford: OUP, 1996. 183 p.

7. Presentation skills. URL: http://www.businessballs.com. 2006.

Поступила в редакцию 25.10.11

M.I. Maletova, E.L. Pantyukhina

Business presentation as an interactive method for teaching economics students

The authors describe interactive methods being a part of educational programs for economics students and present the method of presentations as one of the most effective teaching methods.

Keywords: interactive methods of teaching, method of presentations, business presentations.

Малетова Марина Ивановна, доцент Институт экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ» 426034, Россия, Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Пантюхина Елена Львовна, старший преподаватель Институт экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ» 426034, Россия, Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Maletova M. I., associate professor E-mail: [email protected]

Pantyukhina E.L., senior lecturer E-mail: [email protected]

Udmurt State University

Institute of Economics and Management

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.