Научная статья на тему 'Современные обучающие технологии в преподавании делового иностранного языка в рамках магистерской программы'

Современные обучающие технологии в преподавании делового иностранного языка в рамках магистерской программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / PRESENTATION / PRESENTATION COMPETENCE / COMPETENCY-BASED APPROACH / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MASTER PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетова Марина Ивановна

Рассматривается метод презентаций, представлены характеристики и классификация данного метода обучения в современном образовании, проанализирована необходимость его применения в образовательных программах по иностранному языку для магистров экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies in teaching business English in master programs

The article considers the method of presentation as one of the effective methods in modern education. The author presents its specificity and classification as well as its potential in education and teaching BE for master students

Текст научной работы на тему «Современные обучающие технологии в преподавании делового иностранного языка в рамках магистерской программы»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 911.3 М.И. Малетова

СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕЛОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Рассматривается метод презентаций, представлены характеристики и классификация данного метода обучения в современном образовании, проанализирована необходимость его применения в образовательных программах по иностранному языку для магистров экономического профиля.

Ключевые слова: презентация, презентационная компетенция, компетентностный подход, технологизация образования, магистерская программа.

Процесс реформирования российского образования и переход на многоуровневую систему обучения создают необходимые условия для смены приоритетов в образовании и разработке новых требований, предъявляемых к программам обучения. Такие важнейшие факторы, как глобализация, развитие информационных и коммуникационных технологий, создают совершенно иную среду для развития образования. В связи с этим изменяется парадигма преподавания и обучения, где все большее значение приобретают методы, центрированные на студентах. С одной стороны, процесс обучения характеризуется тем, что предоставляет возможности для сосуществования и интегрирования разносторонних подходов, концепций и методов. Осмысление многообразия тенденций позволяет сделать процесс обучения более содержательным, гибким и динамичным. Однако позитивные перемены выявили определенные проблемы, которые заключаются в том, что преподаватели высшей школы поставлены перед необходимостью привести содержание и формы обучения в соответствие с социальным заказом на подготовку конкурентоспособных выпускников. Важным фактором является формирование кластеров профессионально значимых компетенций, позволяющих выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и успешными в будущей профессиональной деятельности.

Технологизация процесса обучения - это определенное реагирование на изменения, происходящие в системе образования в рамках новой образовательной парадигмы. Н.С. Платонова анализирует причины «вызовов» к образованию со стороны общества. Среди них: изменения требований к выпускникам вузов, расширение предметного мира специалиста, усложнение педагогического процесса в условиях интеграции дисциплин, необходимость немедленно реагировать на динамику спроса на рынке труда [1]. Технологический подход к обучению создает возможности для решения данных проблем на основе положений компетентностного подхода.

Г.С. Трофимова отмечает, что технологический процесс в обучении ставит цель его конструирование в соответствии с образовательными ориентирами, определяемыми социальным заказом [5].

Процесс обучения - это процесс взаимодействия преподавателя и студента, при котором преподаватель использует различные средства педагогического воздействия, в то время как студент активно воспринимает информацию и перерабатывает содержание, осваивает знания и умения. Этот процесс интерактивен, поскольку преподаватель проводит мониторинг процесса обучения и получает обратную связь.

Одним из эффективных активных методов обучения является метод презентаций, применение которого способствует развитию презентационной компетенции, обладающей универсальностью, инте-гративностью и поликомпонентностью. Под презентационной компетенцией понимается способность планирования, формулирования и прогнозирования основной предстоящей деятельности и ее успешная публичная презентация на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникаций.

Развитие презентационной компетенции возможно тогда, когда созданы соответствующие педагогические условия для осуществления эффективного взаимодействия. По мнению Г.С. Трофимовой, целенаправленное использование преподавателем некоторых элементов «поведенческого репертуара» представителей западного сообщества создает на занятии условную языковую среду [4]. В этом смысле адаптирование зарубежного опыта развития презентационной компетенции обогащает технологию активного обучения.

Английский термин presentation переводится на русский язык как «представление». В научной литературе презентация рассматривается несколько шире - как процесс коммуникации, связанный с

представлением подготовленного сообщения для аудитории, другими словами презентация совмещает в себе все характеристики публичного выступления.

Целью презентации является:

- мотивирование кого-либо к рассмотрению того или иного вопроса, принятию решения и выполнению действия;

- убеждение кого-либо в реальности, значимости и потенциальном успехе вашего предложения;

- информирование заинтересованной стороны о чем-либо [2].

Каждая презентация - это результат многоаспектной работы, требующей владения определенным набором умений и компетенций, вместе с тем отражая индивидуальный стиль выступающего. Успешная презентация редко бывает импровизацией, как правило, она представляет собой тщательно спланированное, подготовленное и продуманное действие. Однако, как и в любом виде деятельности, в подготовке презентации существуют определенные универсальные принципы коммуникации. Прежде всего следует отметить, что презентация - это интерактивный процесс, предполагающий коммуникацию.

По мнению Сью Смитсон и Иана Уайтхеда[6], определение процесса коммуникации просто, это - «процесс, при помощи которого сообщение передается от одного человека или группы людей другому и при этом сообщающий получает требуемый ответ. Однако при изучении процесса коммуникации вы осознаете насколько процесс коммуникации сложен».

Эффективная коммуникация - это двусторонний процесс, направленный на понимание и необходимый результат. Процесс интерактивен, и при условии обратной реакции и реагировании он может рассматриваться как успешный.

Взаимодействие субъектов в общении осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации. Невербальный компонент общения предусматривает использование жестов мимики, позы, зрительного контакта, выражения лица и др. Как отмечает О. Харджи, посредством невербальной коммуникации могут быть реализованы разнообразные цели. Такой вид коммуникации:

1) полностью заменяет речь;

2) дополняет речь;

3) сопровождает и облегчает объяснение;

4) эмоционально подчеркивает вербальное сообщение;

5) помогает регулировать общение и взаимодействие;

6) способствует достижению понимания;

7) позволяет участникам ситуации общения влиять друг на друга;

8) помогает определить принятые модели поведения в различных социальных ситуациях [5].

Сравнительная характеристика средств передачи информации

Способ передачи Преимуществ о Недостаток

Письменный Ведение записей, которые возможно использовать позднее Необходим для контрактов и соглашений Получатель может принять сообщение на нужной скорости Более точен при передаче сложной технической информации Доставка сообщения более медленна Односторонний способ коммуникации, обратная реакция более медленна, недопонимания не могут быть исправлены сразу Может быть использован при нежелании встречаться с получателем

Устный Более тесный личный контакт получателя и отправителя Тон, построение фраз, язык жестов могут помочь при передаче сообщения Возможность быстрой обратной реакции Не подходит для передачи сложной технической информации Передача сообщения менее формальна Получателю могут мешать внешние факторы

Визуальный Можно использовать при затруднении передачи информации другим способом Возможность большего охвата аудитории Возможность преодоления языковых барьеров Не контролируется интерпретация и обратная связь Нелегко установить личный контакт Требует дополнительных умений понимания диаграмм и графиков

Современные обучающие технологии в преподавании. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Прежде чем рассматривать виды презентации обратимся к средствам передачи информации. Большинство западных и отечественных исследователей выделяют три типа средств передачи информации:

- письменный (письма, мемо, буклеты, рекламные листовки и т. д.);

- устный (беседы, переговоры, интервью и т. д.);

- визуальный (видео, диаграммы, графики, иллюстрации и т. д.) [2].

Достоинства и недостатки каждого метода представлены в таблице.

В некоторых ситуациях возможно использование более одного средства передачи информации, при этом выбор средства будет зависеть от ряда внешних факторов:

- эффективность средства в соответствии с требуемой целью;

- эффективность средства для убеждения получателя действовать положительно;

- необходимость / ненужность ведения записей;

- необходимость/ ненужность постоянной обратной реакции;

- сложность содержания сообщения;

- время, требуемое для передачи информации;

- стоимость передачи информации [2].

По мнению многих зарубежных исследователей, основными принципами хорошей коммуникации можно считать шесть основных положений эффективной коммуникации (the six essential Cs of effective presentations):

1. Clear ясность;

2. Complete полная информация;

3. Concise краткость и емкость;

4. Constructive конструктивность;

5. Correct корректность, правильность;

6. Courteous вежливость [6].

Успешность коммуникативного процесса зависит от цели передачи информации, способа передачи информации, достижения результата и оценивания целого процесса коммуникации, отраженного в коммуникативной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что процесс проведения презентации интерактивен и коммуникативен, то есть проводится в режиме диалога, полилога, обсуждения, целесообразно рассматривать процесс публичного выступления в качестве одного из вариантов коммуникативной деятельности, которая является составляющей профессиональной деятельности. Соответственно презентация имеет цель, структуру, содержание, средства передачи информации, достижение цели, оценку успешности выступления.

По форме передачи сообщения презентации могут быть классифицированы на следующие группы:

- письменная презентация (рекламные буклеты, письма - заявления на работу, рекомендательные письма);

- устное сообщение (самопрезентация, интервью при приеме на работу, мини-презентации, семинар, демонстрация, пресс-конференция, брифинг);

- интернет-презентации (вебинар, семинар, демонстрации при введении продукта на рынок, лекции, дебаты, обсуждения).

С динамичным развитием современных информационных технологий наблюдается интегра-тивность и взаимозаменяемость видов презентации.

Умение проведения презентаций может рассматриваться как необходимая составляющая успеха в профессии. Перечислим виды деятельности, требующие овладения презентационными компетенциями:

- выступление перед коллегами, администрацией (учителя, преподаватели, руководители);

- проведение политических мероприятий, дебатов, дискуссий и т. д. (политики, администраторы);

- собеседование при приеме на работу (работники отделов кадров, менеджеры по развитию персонала);

- представление компании (представители бизнеса, топ-менеджмент);

- самопрезентация (в различных ситуациях);

- установление связей с внешними партнерами (PR, рекламный бизнес).

Обучение 5 предполагает создание адаптивной и воспроизводимой модульной программы на основе разработанной технологии.

Модульный курс «Презентация как вид деловой и социальной коммуникации», предлагаемый для студентов магистратуры «Института экономики и управления», предполагает развитие несколь-

ких компетенций одновременно, что подразумевает создание нескольких блоков программы. Каждая часть программы интегрируется с другими и нацелена на развитие языковой компетенции, межкуль-турной компетенции и профессионально-значимых качеств.

Интеграция различных современных обучающих технологий в обучении магистров экономического профиля создает возможности для эффективного преподавания и обучения.

Одним из ведущих принципов, на которых базируется модульная программа, является активное использование в учебном процессе современных информационных технологий. Необходимость применения новых информационных технологий в учебном процессе обусловлена как требованиями современности к уровню подготовки студентов, так и непрерывным увеличением объема информации, которую необходимо изучить и переработать в ходе обучения. Для самостоятельной подготовки докладов и презентаций на иностранном языке студентам необходимо использовать материалы специализированных веб-сайтов, где публикуются тематические статьи и ведутся обсуждения актуальных вопросов современного ведения бизнеса.

Интеграция различных современных обучающих технологий в обучении магистров экономического профиля создает возможности для эффективного преподавания и обучения. Необходимым условием успешности освоения модульного содержания является принцип студентоцентрированности.

На основании всего вышеизложенного мы можем заключить, что инкорпорирование различных обучающих технологий в план модульной программы по иностранному языку для студентов магистратуры, с одной стороны, и включение презентации в качестве формы контроля в программу учебного курса продиктовано объективными условиями современного профессионального образования и требованиями работодателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малетова М.И., Пантюхина Е.Л. Бизнес-презентация как вид интерактивной деятельности в обучении сту-дентов-экономистов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2012. Вып. 1. С. 41-45.

2. Малетова М.И. Синергия теории и практики: компетентностный подход и преподавание профессионального иностранного языка для студентов-экономистов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2011. Вып. 2. С. 37-44.

3. Платонова Н.М. Новые технологии в условиях многоуровневого профессионального образования // Новые технологии в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. (по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 30-31 мая 1995 г.) / под ред. А.И.Жука, А.В. Козулина. Минск, 1995. С. 63-67.

4. Руководство по проведению деловых презентаций на стажировке в Германии / под науч. ред. В. Быстрова. М.: МАКС-ПРЕСС, 2000. 80 с.

5. Трофимова Г.С. Методологический аспект анализа современных технологий образования // Актуальные проблемы развития высшей школы. Проблемы качества подготовки специалистов. Эдукология - новая наука в образовании: материалы Междунар. науч.-метод. конф. СПб., 2009. С. 145-149. (Труды Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии).

6. Трофимова Г.С. Диагностика уровня педагогической коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования // Новые технологии в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. (по итогам работы Между-нар. науч.-практ. конф., Минск, 30-31 мая 1995 г.) / под ред. А.И. Жука, А.В. Козулина. Минск, 1995. С. 73-77.

7. Hargie O. C. Saunders, D. Dickson. Social skills in interpersonal communication. New York, 1999. 369 p.

8. Smithson S. J. Whitehead. Interpersonal skills. London: Croner Publishers, 1990. 312 p.

Поступила в редакцию 06.02.13

M.I. Maletova

Modern technologies in teaching business English in master programs

The article considers the method of presentation as one of the effective methods in modern education. The author presents its specificity and classification as well as its potential in education and teaching BE for master students

Keywords: presentation, presentation competence, competency-based approach, educational technology, master programs. Малетова Марина Ивановна, Maletova M. I.,

кандидат педагогических наук, доцент candidate of pedagogics, associate professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.