М. И. Малетова
О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. С. Трофимова
В статье рассматривается процесс подготовки студентов к проведению презентации, представлена программа «Формирование презентационных умений у студентов»; используются методы активного обучения; адаптирован зарубежный опыт; выведены критерии оценки публичного выступления.
The author of the article presents the programme «Presentation skills development of students» where the main attention if given to classroom activities, which allows to update presentation skills and
enables students to make a successful presentation.
Вхождение России в Болонский процесс и интеграция в мировое образовательное пространство, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, привели к смене приоритетов в образовании. Возникает неизбежное противоречие между требованиями общества, предъявляемыми к выпускникам вузов, потребностями студентов и несоответствием содержания образовательных программ, которое разрешимо за счет перехода от информационных форм обучения к активным формам и методам с включением элементов про-блемности, научного поиска, самостоятельной работы1 . Переход к гуманистической парадигме образования позволяет рассматривать образовательный процесс как возможность для развития личностных качеств и профессиональных компетенций у студентов.
Анализ научно-теоретической литературы показал недостаточную разработанность темы презентаций в отечественной педагогической науке. Опыт зарубежных партнеров и коллег в этой области обучения, собственный опыт стажировок в Метрополитен университете г. Манчестер и г. Солфорд, Великобритания, подтвердили необходимость создания эксперимен-
тальной программы формирования презентационных умений, где возможно обобщение опыта и адаптация форм и методов обучения зарубежных авторов. В период зарубежных стажировок было отмечено, что студенты владеют презентационными умениями на высоком уровне, поскольку элементы проведения презентаций вводятся уже в средней школе. Умение проведения презентаций рассматривается как необходимая составляющая успеха в профессии.
В бизнес-школе Манчестерского университета в программу курса включена годовая практика в компании, после завершения которой предполагается выполнение двух презентаций: в компании и в университете. Целью такой презентации является представление отчета по результатам практики. Подобным же образом организована практика студентов, будущих социальных работников в Университете г. Солфорд, - презентации в социальном центре, презентация в университете.
Объектом нашего исследования являет -ся формирование презентационных умений студентов вуза.
Английский термин presentation переводится на русский язык как «представление». В западной научной литературе пре-
зентация рассматривается несколько шире -как процесс коммуникации, связанный с представлением подготовленного сообщения для аудиторий. Целью презентации является:
1) мотивирование кого-либо к рассмотрению того или иного вопроса, принятию решения и выполнению действия;
2) убеждение кого-либо в реальности и потенциальном успехе вашего предложения;
3) информирование о чем-либо заинтересованной стороны2.
Каждая презентация - это результат многоаспектной работы, требующей овладения многими умениями и компетенциями, более того, каждая презентация индивидуальна.
Представим классическую модель презентации, которая служит ориентиром для осуществления работы над каждым этапом презентации.
Классическая модель презентации3
Greetings Introduce
yourself
invite
questions
•^conclude
talk
Outline ^ your talk
^summrise main points
Present main parts divided into Pointl ^ Point 2 Point 3
Данный способ обучения позволяет наиболее ясно увидеть взаимозависимость между формированием коммуникативных умений, уровнем владения иностранным языком и профессионально-ориентированным содержанием. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность, т. е. процесс презентации происходит в режиме диалога с участниками, поэтому упражнения по формированию коммуникативных умений рассматриваются как необходимый элемент программы.
Важным фактором при формировании презентационных умений на занятиях по иностранному языку выступает модель поведения, которая служит индикатором сформированное™ определенных личностных качеств и презентационных умений. Наиболее значимыми мы считаем такие качества, как уверенность, убедительность, коммуникабельность, эмпатия, умение слушать и анализировать, контролировать ситуацию и удерживать внимание аудитории. В программу включен блок приемов и методик, способствующих формированию умений публичных выступле-
ний (мини-презентации по заданной теме, дискуссии, «аквариум», где студенты ра-
ботают в сменных парах, и т. д.). Адекватная поведенческая модель является важным критерием успешности презентации. В связи с этим мы сочли необходимым ввести в программу блок занятий с привлечение видеоматериалов, демонстрирующих поведенческие модели. После просмотра видеосюжета студентам предлагалось оценить адекватность поведения выступающего и выработать рекомендации по приемлемой поведенческой модели (10 рекомендаций - DOs and DON’Ts). В современном бизнес-сообществе сложился определенный этикет, которому следуют участники процесса коммуникации. Соответственно, в план каждого занятия возможно включение либо общей информации по кросскуль-турной коммуникации, либо рассмотрение конкретных кейсов, знакомящих студентов с контекстом межкультурной коммуникации, что способствует информированности и созданию условий для коммуникации и обсуждения на занятии. Моделирование ситуаций по развитию коммуникативных
умений следует инкорпорировать в систему занятий по иностранному языку, поскольку «трудно отрицать факт влияния, которое оказывают правильные поведенческие умения на успех коммуникации» (М. Эллис)4.
Вслед за Г. С. Трофимовой мы считаем, что целенаправленное использование преподавателем некоторых элементов «поведенческого репертуара» представителей западного сообщества создает на занятии условную языковую среду5. Язык является средством передачи информации и выражения мыслей, поэтому овладение релевантными речевыми и языковыми моделями, использование аутентичных материалов, несомненно, влияют на эффективность презентации. Что же касается применения адекватных лингвистических моделей, то отметим, что многие авторы предлагают список фраз, способствующих логичности изложения содержания (linking ideas). В экспериментальную программу была введена серия коммуникативных упражнений, таких как gap-filling (заполнение пропусков), linking parts (соединение частей текста), putting sentences into a logical order (постановка предложений в логической последовательности).
Значимым аспектом при подготовке к презентации считают избегание двусмысленности (type of thing, all of this), фраз -усилителей OTpH4aHHfl(was not too, was not hardly), приблизительности (about as much as), неточных чисел (a couple, some), группирования предметов (things, aspects), ве-роятностности (often, sometimes)6.
Демонстрация внимания к предмету сообщения может выражаться через междометия, позволяющие поддержать разговор и поощрить собеседника к дальнейшему общению (Mm, I see? Got it, Right и т. д.).
В социальной ситуации, для того чтобы слушать эффективно, необходимо быть сенситивным к обсуждаемым проблемам и «ключам» социального взаимодействия, которые могут быть выражены в вербальных и невербальных действиях. Наблюдая
за действием и реакцией, можно улучшить свои умения слушать. Это умение является важным в ситуациях получения информации (comprehensive listening); оценивания (evaluative listening); демонстрации эмпатии (empathic listening)7. При ответе на вопрос: «Что мешает людям эффективно слушать?» - студенты выделили следующие факторы:
1) внешний шум;
2) личное нежелание слушать;
3) невнимательность;
4) сложность выступления (использование сложных языковых структур);
5) монотонность выступления.
Названные факторы являются ключом
для преподавателя. Проанализировав их, мы внесли изменения в процесс подготовки к проведению презентации.
Умение правильно понять суть вопроса и построить тактически верно ответ, предугадывая ожидаемую реакцию партнера, является одним из важных моментов при проведении презентации. Для составления индивидуального текста выступления студентам был представлен список предполагаемых вопросов, ответы на которые должны найти отражение в тексте презентации, а также модели и образцы ответов по предложенным моделям на базе изученного материала.
Сочетание релевантных языковых средств, скорости речи, акцентуации внимания на ключевых моментах, выразительности речи, риторических вопросов (вербальный аспект) с невербальным поведением (жесты, позы, зрительный контакт, открытость по отношению к аудитории, манера поведения и стиль одежды) и четко структурированным тематическим содержанием создают благоприятные условия для проведения успешной презентации.
Ключевыми моментами презентации являются определение темы, формулирова-ние цели презентации и составление плана. По мнению Н. Бриджера, вопросы, «с какой целью, для какой целевой аудитории» будет представлена презентация, являются
ключевыми для содержания выступления8. Исследовательский компонент реализовывался через обзор и анализ информации, а также через решение проблемных задач (case studies) и принятия решений; сбор и обобщение основной информации; подготовку тезисов выступления; использование наглядных материалов: схем, таблиц, графиков и программного обеспечения. Огромным преимуществом в этом контексте можно считать использование аутентичных источников информации на иностранном языке. Учитывая вышеизложенное, мы рассматривали работу с кейсами в качестве наиболее приемлемой формы взаимодействия на занятии. По нашему мнению, именно такой вид деятельности предполагает разнообразие приемов обучения.
Студентам предлагалась прочитать информацию о компании IKEA; после чего они анализировали недостатки и сильные стороны стратегии компании (SWOT analysis: S - strengths, W - weaknesses, O -opportunities, T - threat) и предлагали возможные варианты решения проблемы. После этого студенты сравнивали свои решения с решениями, принятыми руководителями компании; на основании этого создавались резюме и мини-презентации. Включение в программу таких методик, как мозговой штурм, дебаты, метод деловой игры и т. д., позволило студентам эффективно работать над содержанием выбранной темы. Немаловажным фактором в проведении
презентаций считается соблюдение временного регламента. Умение планировать выступление и высказываться четко и ясно по предложенной теме в рамках установленного временного регламента можно считать неотъемлемой частью процесса обучения.
При оценке сформированное™ презентационных умений была предпринята попытка определить успешность публичного выступления по следующим критериям:
• умение управлять аудиторией, привлечь внимание и вызвать интерес;
• умение поддерживать контакт (зрительный контакт, риторические вопросы);
• умение контролировать эмоции и жесты;
• релевантность речевых моделей;
• логичность изложения, структурированность презентации;
• умение услышать вопрос и дать исчерпывающий ответ;
• стиль одежды.
Студенты имели возможность продемонстрировать эти умения во время итогового публичного выступления.
Таким образом, можно заключить, что успех процесса формирования презентационных умений основывается на целостности обучения, интегрированности подходов, адаптации приемов и технологий зарубежной педагогики, а также ориентированности студентов на успех и их стремлении состояться в будущей профессиональной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр., перераб. М.: Логос, 2004. С. 53.
2 Руководство по проведению деловых презентаций на стажировке в Германии / М.: МАКС-ПРЕСС, 2000. С. 12.
3 Brieger N., Comfort J. Language Reference for Business English. Grammar, Functions and Communication Skills. London: Prentice Hall International, 1996. P. 165.
4 Ellis M., Johnson C. Teaching Business English. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 5.
5 Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. C. 30.
6 Hargie O., Saunders С., Dickson D. Social skills in interpersonal communication. New York, 1999. P. 184.
7 Ibid. P. 210-212.
8 Brieger N., Comfort J. Op. cit. P. 185.