СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
УДК 316.25
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСК БУДУЩЕГО © 2012 г. В.Д. Козлов 1, Ю.Ю. Абышева 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Макрорегиональный филиал «Волга» ОАО «Ростелеком»
Поступила в редакцию 29.02.2012
Рассмотрены проблемы эволюции бизнес-образования, способы сокращения разрыва потребности реального бизнеса и предложения рынка образовательных услуг, а также происходящая миграция ценностей образования - как передача проверенного опыта к «управлению знаниями» и обучающему консультированию .
Ключевые слова: бизнес-образование, управление знаниями, мастер делового администрирования (МВА), социальные сети, управление изменениями, социокультурный подход в управлении.
Роль управления знаниями в модернизации и повышении конкурентоспособности российской экономики
Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на образование во всех странах мира, и Россия не является исключением в этом отношении. Речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы системы образования, т.е. возникновении новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций [1].
Актуальность темы обусловлена изменением базовых парадигм восприятия мира, связанных с процессами глобализации (преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности, индивидуализация единого исторического времени, сокращение географических пространств, новые типы взаимодействия локальных и глобальных практик, возникновение горизонтальных сетевых структур, виртуализация многих сфер жизни, гибридизация культурных феноменов и др.), которые привели к формированию концепции знания, существенно отличной от предшествующей. Если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину мира и рассматривались как абсолютная и безбрежная ценность, то сейчас возобладало понятие «полезного знания» (useful knowlege), т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду.
С начала XXI века в отечественных СМИ все чаще стали апеллировать к понятию человеческого капитала, первоначально формирующегося в рамках системы образования. Сфера образования получает признание в качестве приоритетной в контексте общемирового движения к так называемой экономике знаний, или даже обществу знаний. При этом само понятие знания, бывшее еще до недавнего времени вполне определенным, сегодня размывается, диверсифицируется, становясь универсальной категорией с множеством значений, используемых в разнообразных контекстах. Что из накопленного и становящегося знанием выступает фундаментом формирующегося общества? Какие знания становятся второстепенными, вспомогательными или вовсе архаичными, музейными? Как соотносятся знания классические и фундаментальные с теми, которых требует наличная социальная ситуация? От ответа на эти и подобные вопросы во многом зависит облик образования будущего, стратегия образовательной политики.
Во все времена образование представляло собой значимую ценность. Однако в некоторые периоды эта ценность становилась особенно приоритетной. При этом то, что в самом характере образования считалось наиболее существенным, претерпевало серьезные изменения. Специфика системы образования сегодня заключается в том, что результаты образовательного процесса носят отложенный характер, то есть набор общеобразовательных и профессио-
нальных знаний, навыков и умений, заложенных в образовательные программы, используется обучаемыми на практике в лучшем случае через 3-5 лет. Это означает, что сами образовательные программы должны в значительной степени ориентироваться на те далеко не очевидные, перспективные потребности, которые сегодня только формируются. Более того, в условиях развития образовательных программ, реализуемых вне рамок традиционной системы образования, быстрого роста инфраструктуры и расширения содержания дистанционного обучения, формирования реальной потребности в обучении в течение всей жизни (life-long learning) система образования вынуждена все в большей степени ориентироваться на перспективные потребности рынка труда и формировать стратегическое видение своего развития с учетом этих потребностей и глобальных тенденций, определяющих формирование новых и изменение существующих рынков квалифицированных специалистов.
Сегодня самый популярный ракурс рассмотрения образования - его роль в повышении конкурентоспособности общества-экономики-личности [2]. Вряд ли можно обнаружить здесь принципиальную новизну. Еще Ф. Бэкон сказал: «знание - сила», где по смыслу и на самом деле сила - это «власть». Образование - интеллектуальный ресурс для модернизации общества и «лифт» для индивидуальной восходящей социальной мобильности. В последние годы в международных организациях и академических кругах утверждается мнение о том, что способность приобретать и использовать знания становится главным фактором конкурентоспособности страны. По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, - это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.
В рамках «новой теории роста» (new grown theory) специалисты анализируют конкретный вклад новых знаний и технологий в стимулирование производительности труда и экономического роста. Система науки традиционно рассматривалась как первичный производитель новых знаний в большинстве своем через фундаментальные исследования в университетах и государственных лабораториях. Эти знания отделялись от результатов прикладных или коммерческих исследований, обеспечивающих «технологии». В экономике, основанной на знаниях, грань между фундаментальными и при-
кладными исследованиями, между наукой и технологиями становится все более зыбкой.
Рассматривая данную тему, предложим некоторые тезисы о зависимости кризисов общества от кризисов в образовании, а также об эффективности управления знанием для конкурентной экономики.
I. Говоря о целях и роли современного бизнес-образования в быстро изменяющихся условиях, напомним об эволюции практик накопления и передачи знания.
Каждый тип цивилизаций формировал приоритетный способ управления знаниями.
Цивилизация охотников и собирателей (как и до сих пор в традиционных культурах) в жестоком естественном отборе, в рамках племенных отношений передавала мастерство и навыки подрастающему поколению по принципу «делай как я». Через церемониал и процедуры инициации вводила во взрослый мир ответственности и разделения труда. Выживали лучшие, наиболее приспособленные.
Аграрная цивилизация, приручая и окультуривая животных и дикие растения, размещая их в местах поселения или в кочевых условиях, существенно углубила специализацию и разделение труда. Научение стало прерогативой общин и семьи. Патриархальный уклад обеспечивал надежное закрепление лучших образцов, наследование мастерства, технологий, трудовых навыков, орудий и инструментов.
Цеховые гильдии, ученичество у мастеров -суть первые профессиональные школы. Следует отметить, что глубина разделения труда и эффективная кооперация с этих пор до сегодняшних дней становится главной мерой «цивилизованности», уровня общественной производительности труда.
В соперничестве наций, государств, конфессий, освоении новых территорий, географических открытий расширяется обмен знаниями.
С появлением письменной культуры центрами концентрации знаний становятся жрецы, а затем монастыри. Первые университеты, как предвестники следующего цивилизационного витка, возникают на базе монастырей.
Индустриальная цивилизация резко увеличивает производительность труда за счет энергетической революции, механизации, а затем автоматизации промышленного производства. В этих условиях разветвленная сеть образовательных учреждений, их специализация по отраслям позволили обеспечить гигантский скачок в экономическом росте стран, поставивших образование на службу прогрессу.
Постиндустриальная, информационная эпоха порождает явление глобального разделения
труда, широкое использование информационных (цифровых) технологий [3]. Образование в этих условиях становится непрерывным, возрастает роль управленческих знаний, экономика и бизнес требуют системного, комплексного подхода. Наряду с узкими специалистами все более востребованы системные интеграторы. Возникает эффект «тройной спирали» [4].
Университеты являются генерирующим элементом в обществе, в основе которого лежат знания, точно так же как функционирование индустриального общества базируется на промышленности и властных структурах. Характер взаимодействия между университетами, предприятиями и властью становится главным фактором инновационнного развития.
II. Несоответствие или запаздывание в реформах образовательных систем является одной из причин нарастания кризисов в экономической сфере. Понимание этой связи и выявление структурных особенностей этой зависимости позволят принимать достаточно зрелые прогностические решения о реформе образования, которые могли бы снизить последствия этих несоответствий. Здесь можем говорить о макроэкономических процессах, о конкурентоспособности стран, регионов, крупных социальных общностей. Обнаружив закономерные связи между экономическими циклами в макроэкономическом понимании и ролью обучения, то есть состоянием человеческого капитала, можем выдвинуть гипотезу о том, что связь существует, и она довольно сильная (с точки зрения корреляции), и что она в этот момент определяет нарастание кризисных явлений. Поскольку идея становится силой, когда овладевает массами, то само знание, которое там растворено практикой его применения и обучения в разных формах, и степень эффективности системы образования, которые имеют страна или регион - мысль неоднократно высказанная, но социологически не рассмотренная в деталях. Есть предположение, что сам экономический рост, особенно в эпоху постиндустриальную, существенным образом связан с управленческими навыками, с глубиной разделения труда, с умением кооперировать определенный труд, строго говоря, с эффективностью менеджмента. Попытаемся доказать связь кризиса циклов развития общества (экономики) с кризисом системы образования (системы передачи и усвоения знания).
Мы пытаемся показать, что циклы связаны с утерей этого знания и точно влияли на срок жизни цивилизации. Это гипотеза и посыл первого рода, самый масштабный. Общество, основанное на знаниях, родилось как раз по причине того, что скорость изменения, связанная с про-
грессом в области информации, коммуникации, вывела нас из цивилизационных циклов к очень коротким и энергичным переменам, но сама корреляция осталась.
Во всей своей полноте идея циклов касается трех уровней - это уровень общества (история цивилизаций и нового времени), уровень организации (хозяйственные организации, которые заняты извлечением прибыли), уровень каждого отдельного человека. Образование является главной системой изменений, то есть некоей мутацией, естественным отбором. Овладение массами идеей является функцией массового сознания. Образование является инструментом, институтом массового сознания. То есть то, что вложим в центр передачи (а это функция образования - семейного, образования действием и т.д.), это и есть та социогенетическая процедура, которая обществом и проводится. Существует корреляция (причинно-следственная связь) между состоянием экономического роста и устойчивостью его с состоянием образования. Если мы эту связь обнаружим, то необходимо будет понять, в какой фазе она начинает сказываться.
III. Делаем допущение, что само изменение культуры - это есть функция образования (науки и образования). Именно она является основой понимания происходящего, сохранения наиболее ценных знаний, прогностического использования знания. Если гипотеза о роли образования как некоего социального программирования на изменения в целях сохранения устойчивого развития имеет право на существование, такая методология дает нам право сказать: «следите за образованием, именно процессы, происходящие в нем, являются ранним предупреждением проблем в состоянии общества». Если мы хотим распознать некоторые опасности, мы выходим с конструктивным исследовательским вопросом: как, используя раннюю диагностику состояния образования, делать по ней выводы о состоянии общества и его «здоровья».
Сегодня накопление отставания на оси взаимодействия «теория-практика» при бесспорной важности того, что все определяют люди, идет война за таланты и что время других ресурсов, в том числе и ноу-хау, не стало критичным, конкурентоспособность определяется сегодня образованием и развитием человеческого капитала. Поскольку это достаточно очевидная вещь, мы можем предположить, что масштаб и характер кризисов есть причина недостаточных знаний. Образование, кроме наставничества и менторства, передачи знаний от учителя к ученику, становится не только самообразованием, но и коллективным самообразованием за счет специ-
альных информационных систем (Wiki, пользовательские блоги, виртуальные интернет-странички).
Если мы соглашаемся с тем, что образование является причиной и движущей силой развития общества, то вопрос адекватности, содержания, форм, скорости передачи знаний является ключевым. Гипотеза заключается в том, что кризис образования обязательно вызывает кризис экономики и общества в целом. Мы утверждаем это. Причины кризиса нынешнего: образование стало передавать существующее понимание мира общества и человека с недостаточной полнотой и недостаточным знанием предмета.
Главное, что мы сейчас видим: скорость изменения внешних условий стала для экономик стран решающей для нахождения ответа на вопрос, как остаться в конкурентном преимуществе [5]. То общество, которое будет способно реагировать на эту генерацию понимания нового мира, на его тенденции изменения и исследования, оно и выиграет. Скорость изменения основных параметров в экономике и обществе высока. Все, что сейчас с кризисом связано, -это вопросы скорости. Скорость изменений стала настолько значительной, в отличие от прошлых лет, что мы не успеваем менять все эти параметры. Сейчас очевиден кризис преподавателей, методик, форм и сроков. По всем элементам этой институционализации передачи опыта есть серьезные проблемы. И самое главное: если раньше это не было важно, то сегодня эта прогностическая функция должна быть в образовательных институтах развита в значительной степени.
IV. Бизнес становится наиболее активной частью преобразований в обществе, именно комфортной его частью. На первое место следует поставить исследование менеджмента как специфической деятельности в теории управленческой мысли, которую следует связать с циклами. Здесь необходимо рассмотреть фазы жизненного цикла организации и определить, какого рода обучение для персонала целесообразно. Идея заключается в том, что на разных жизненных циклах организация нуждается в разном менеджменте. Это можно сказать и о масштабах организации: они нуждаются в разном менеджменте, при этом есть некоторые отраслевые специфики.
Оценивая кризис образования в бизнесе, говорим, что поставщики образовательных услуг не учитывают некий цикл, который достаточно закономерен. Что происходит с образованием? Первое: сама теория отстала за счет несовершенства исследования и умелого обобщения. Второе: сами преподаватели не в состоянии усваивать практику и превращать ее в знания.
Третье: отстают методики и сами способы передачи, они не учитывают, что сегодня когнитивная психология пришла к пониманию, что педагогика (образование детей) дополнена анд-рогогикой (образование взрослых). Если раньше возрастная психология ограничивала 30-32-летним возрастом способность к принятию нового, то мы теперь должны найти технологии, позволяющие обучать взрослых до окончания жизни. Сама активность третьего возраста в реальном участии создания ценностей сегодня является фактом. И сейчас сложился разрыв: новое пополнение в трудовых ресурсах не в состоянии заменить в своей компетенции старых, то есть мы обречены на пожизненную занятость.
Мы в общем можем говорить о системе образования long life learning - образования через всю жизнь, об образовательном комплексе, но бизнес-образование мы выбираем как объект динамично и быстро реагирующей части образовательного процесса. Сама необходимость повышать конкурентное преимущество заставила корпорации искать новые формы обучения, которые были бы более эффективны, чем государственные или частные университеты. Действие корпораций по созданию собственной структуры управления знанием - это поиск возможностей обеспечить лучшее конкурентное преимущество через L&D (развитие и обучение).
V. Для общества важно создание системы образования, которое было бы необходимым и достаточным, чтобы обеспечить устойчивость его развития за счет опережающего (проактивного) изменения самого человеческого капитала. Это массовидная задача, она носит характер государственной задачи. Нужна система непрерывного образования, причем с параметрами, по скорости и качеству эффективности опережающими ту динамику внешней среды, которая сейчас все более нарастает.
Берем как сквозную идею: поиск причин и следствий технического роста общества и государства, предпринимательской конкурентоспособности бизнес-организаций, с ее жизненными циклами или жизненный цикл человека. В каждом из случаев мы попытаемся найти определенные отношения и связи с образованием. Если мы снизим уровень рассмотрения до уровня организации, то мы понимаем, что аналогичные процессы идут в зоне конурентоспособности отдельных хозяйствующих единиц и домохозяйств. Это и есть центр изменения. Общество все равно меняется через институты, организации, страты и некие активные группы и, в конце концов, через личность [5].
Пытаемся доказать, что вопрос потери идеального типа (по Веберу) заключался в дефек-
тах системы передачи лучшего опыта (как обратный ход). Придя к пониманию, что это так, мы концентрируемся на доказательном методологическом посыле, что образование - ключевой фактор конкурентоспособности, то есть состояние самой системы, способность эту систему постоянно модернизировать и превращать в активный инструмент изменения именно по причине его массовидного воздействия.
Можно рассмотреть нарастание динамики реагирования на внешнюю среду и управление изменениями как специальную дисциплину менеджмента, которое именно этим же инструментально занято. Можно говорить об относительно новой теории управления знаниями, которая на уровне организации касается возможностей формализации знаний, находящихся в головах профессионалов. Можно обратиться к вопросу об управлении знаниями - некий термин, который около 10 лет в ходу: общество, основанное на знаниях. Сегодня имеет место быть новая экономика, связанная с информационным обществом, а также интуитивное признание новых возможностей общества в более высокой динамике через эти виртуальные системы.
При этом мы не должны недооценивать тот объем и поиск образовательных технологий, делающих - с использованием всех доступных средств и опыта - более конкурентоспособной страну, которая умеет эти знания передать с большей эффективностью. Капитализация знаний является неким конкурентным преимуществом.
Тройная спираль [4]. Проактивная подготовка кадров
В мае 2011 года в Мадриде прошла встреча руководителей российского бизнес-образования с деканами и ректорами лучших бизнес-школ Испании - в мировых рейтингах эти школы входят в первую десятку. Страна, которая после режима генерала Франко прошла реальную модернизацию, стала одним из образцов инновационной экономики: блестящая инфраструктура (дороги, аэропорты, развязки), безупречная ухоженность территории, развитое образование. И это результат того, что подготовка кадров этого направления была здесь опережающей.
В Америке программа МВА работает с 1898 года; в течение последнего десятилетия в стране ежегодно выпускают в среднем по 100 тысяч дипломированных мастеров делового администрирования. Это уже миллионы «профи», которые работают в разных сферах и, что самое главное, обладают общим языком, если говорить о концептуальных языках профессиональ-
ного взаимопонимания, то есть очень хорошо взаимодействуют между собой. Строительство глобальной экономики напомнит нам библейскую притчу о Вавилонской башне. Речь идет о потребности найти общий язык в экономическом смысле. Этот общий язык сейчас дает МВА [6]. Мы говорим не о дипломе, а о содержательном наборе концептов, теорий и инструментов, который составляет единое поле смыслов. Только зная этот язык, можно участвовать в глобальных процессах. Страны, которые в них уже участвуют, сегодня получают главное преимущество, главную маржу и главный интерес [7].
Если подобные общие основания характерны для любых отраслей - и бизнеса, и бюджетной сферы, и некоммерческой сферы, то принцип «думать глобально, а действовать локально» сейчас касается каждого отдельного бюджетного заведения, отдельного чиновника и специалиста. Сегодня невозможно достигать высоких результатов, не обладая уровнем знаний профессиональных.
В старину новгородцы говорили: «варяга, приходи и володей нами». Сегодняшняя ситуация очень похожа. Пренебрежение к нашей образовательной системе, откладывание ее «на потом», неумение сделать заготовку на будущее приведет к тому, что и в клиниках мы будем искать западных менеджеров. И тогда мгновенно появится соответствующая глобальная организация с менеджментом другого класса, которая довольно быстро вытеснит наши предприятия на обочину доходов и рынка.
Веер компетенций
Кто-нибудь серьезно задумывался о приходе массового западного менеджмента в Россию? Наши зарубежные соседи смотрят на наш рынок с восторгом и оптимизмом, как он велик по емкости, по неразработанности, просто Клондайк! Это говорят люди, обладающие развитым видом зрения на потенциальную выгоду, они видят, что эта выгода есть, и не понимают, почему мы этим не пользуемся. А мы не пользуемся, потому что не видим! Обретение же этого зрения - результат настойчивой учебы, выявления лучших образцов, понимания причин, почему происходят те или иные события. Причем причин, далеко не поверхностных [8].
Отвечая на вопрос, почему происходит так, а не иначе, мы переходим к теме ценностей и культуры. Культура - это традиции, нормы, правила, ценности. Почему неизменно работает черномырдинское «хотели как лучше, а получилось как всегда?» Потому что таковы ценности. И менеджмент, и среда обитания переме-
щаются сегодня на Западе в сферу ценностного управления. Если мы хотим соответствовать скорости изменения мира, то должны учитывать и эти изменения. Это требует совершенно других образовательных условий и других программ. Например, сейчас популярна теория множественного интеллекта, согласно которой причиной успешного лидерства становится не только IQ, но и эмоциональный интеллект, социальный интеллект, практический интеллект, эстетический, кинестетический.. .[9, 10, 11].
Социальный интеллект означает умение взаимодействовать с людьми, побуждать их к той или иной деятельности. Так называемые альфа-лидеры, не обусловленные никакими социальными статусами, с рождения демонстрируют лидерские качества - это биологическая данность. Этологи, специалисты, наблюдающие за поведением людей и животных, выявляют таких лидеров даже с ясельного возраста. Малыш-ползунок, за которым ползет вся группа, - такие факты известны. Многие страны подобных людей выявляют как национальный ресурс и используют в качестве лидеров в политике и в бизнесе.
Практический интеллект [10] - тоже определенная сфера мозговой деятельности, которая связана с возможностью видеть и использовать возникающие и быстро исчезающие возможности, это определенная скорость реагирования на обстоятельства. Специалисту, например, управляющему сверхзвуковым самолетом, может быть достаточно наличия одного кинестетического интеллекта. Это функционалы со специальными свойствами, других компетенций от них никто не ждет.
Руководитель же нуждается в комплексном развитии всех этих видов интеллекта. В ходе долгой реформы как самой бюджетной отрасли и социальной сферы, так и управленческого образования нам предстоит освоить искусство различать эти потенциалы - на стадии оценки людей, на стадии отбора индивидуальных программ.
От учебника до Twitter^, Wiki и Web 3.0.
Ближайший ресурс модернизации образования - это виртуальная среда. В Интернете сегодня можно найти краткосрочные специальные обучающие курсы и более фундаментальные программы, которые позволяют привести накопленные знания в систему. Специализированные сайты и интернет-журналы - современный ориентир для отслеживания, участия, обмена решениями. В дистанционном обучении заложены огромные возможности. На международ-
ных мастер-классах по современным сетевым коммуникациям можно наблюдать, как Twitter, блогосфера, Facebook, Web 3.0. (сеть сетей, в которой текст создается сообществом пользователей, «менеджерами» знаний) и другие технологии со-творчества применяются как сильнейший образовательный ресурс, превышающий и роль преподавателя, и роль аудитории в классе. И если кто-то еще не обрел нужные компетенции, чтобы находиться в русле этого течения, советуем сделать это незамедлительно [12].
Еще одно наблюдение: контент перестал быть интересным сам по себе. Зайдите на сайты любых западных бизнес-школ, и вы увидите все тексты открытыми. Это только наши профессора старой школы дрожат над своим учебником и конспектом двадцатилетней давности, в то время как в корне изменились и технологии, и специальные дисциплины. Это можно сравнить с нотным магазином, в котором вы можете купить и вальсы Шопена, и оперы Мусоргского. Но вопрос ведь не в самих нотных текстах, а в том, кто и как исполняет эти произведения, в мастерстве творческой интерпретации, от того, слушаете вы произведение в Золотом зале Венской филармонии или в Ковент-Г ардене в Лондоне. Конечный результат зависит от исполнителя, от места, от контекста [13].
Наконец, в современных бизнес-школах появилась кросс-культурность, которая связана с мировым разделением труда. Это глобальноориентированные школы, где преподаватели из разных стран преподносят свои науки студентам также из разных стран. Мы знаем, насколько просто сейчас стало переносить в любое место земного шара программу изготовления любого сложного продукта. Причем технология, будучи перенесенной в конкретную страну, скажем, Юго-Восточной Азии, где меньше затраты на энергию, на экологию, на оплату труда, значит, эффективность выше, теперь адаптируется и к специфике процесса, отдыха и коммуникации, принятой в данной культуре. Умение же работать с представителями других культур создается только практикой общения.
Конкуренция и наличие лучших практик заставляет каждый раз быть лучшим. Российское бизнес-образование постепенно приходит к этому пониманию. Поэтому потребность в управленческом образовании и нахождение все более тонких инструментов сейчас подступает ближе и ближе. Канадский хоккеист Уэйн Гретцки говорил: чтобы быть успешным, надо находиться там, где шайба будет через 10 секунд. Настоящее время - время десятисекундного опережения для нас, особенно с учетом международной конкуренции.
Известен афоризм рынка «отличайся или погибни», поэтому для организации важен бренд, надежность и ответственность, четкое понимание целевой группы и позиционирования на рынке, правильное и рациональное использование всех ресурсов и война за таланты, потому что твое превосходство определится только людьми. Выигрывает тот, у кого талантливые и креативные люди динамично создают новые продукты и услуги, имеют безупречную репутацию, работают с низкими издержками, привлекая современные инструменты обучения, передачи и закрепления знаний. И это азбука, которую надо знать.
Список литературы
1. Экономическая социология: автопортреты.
М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 487 с.
2. Портер Майкл. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
4. Ицковиц Генри. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
5. Управление изменениями: Хрестоматия.
СПб.: Высшая школа менеджмента, 2009. 496 с.
6. Минцберг Генри. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 544 с.
7. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 400 с.
8. Швагер Дж. Новые маги рынка: беседы с лучшими трейдерами Америки. М.: Альпина Пабли-шерз, 2011. 652 с.
9. Гарднер Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
10. Альбрехт Карл. Практический интеллект. Наука о здравом смысле. М.: Бизнес-Психологи, 2011. 411 с.
11. Сливотски М. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2006. 432 с.
12. Чухломин Д.М. Нью-йоркский диплом для российских студентов: Ассоциат, бакалавр, МВА. Нью-Йорк, 2010.
13. Аллан Дж. Роу. Креативное мышление. М.: НТ Пресс, 2007. 176 с.
14. Экономика переходного периода. Сборник избранных работ. 2003-2009. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. 816 с.
BUSINESS EDUCATION: SEARCHING FOR THE FUTURE
V.D. Kozlov, Yu. Yu. Abysheva
The article considers some problems of business education evolution, ways for bridging the gap between the needs of real business and the offer of education market services, contemporary migration of educational values as the transfer of proven experience to “knowledge management” and training consultancy.
Keywords: business education, knowledge management, Master of Business Administration (МВА), social network, changes management, socio-cultural approach in management.