Научная статья на тему 'Инновационный фактор бизнес-образования в эпоху перемен'

Инновационный фактор бизнес-образования в эпоху перемен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / СОЦИОКОДЫ / ПРОГРАММА МВА / ЦЕННОСТИ / BUSINESS EDUCATION / INNOVATION / CHANGES MANAGEMENT / SOCIAL CODES / MBA PROGRAM / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филатова Александра Владимировна

В данной статье автор рассматривает особенности развития бизнес-образования в период мирового финансового-экономического кризиса. Особо обращается внимание на инновационный характер современного бизнес-образования, такие его базовые ценностные ориентации, как экологизм и управление изменениями через управление мотивацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative factor of the business-education in the period of change

In the given article author considers features of development of a business education in the period of financial and economic crisis. Special attention is paid to innovative character of a modern business education and such base valuable orientations as ecological compatibility and change management through management of motivation.

Текст научной работы на тему «Инновационный фактор бизнес-образования в эпоху перемен»

Краткая характеристика основных биомедицинских технологий позволяет сделать вывод о возникающих между инновациями и их социальным смыслом противоречиях. Развитие медицинских технологий, несомненно, опережает осмысление духовных, нравственных, политических, экономических и других последствий. Инновации активизируют инструменталистский компонент культурной парадигмы, выражающийся в недооценке духовного фактора (воли, социальной активности, самореализации), в усилении потребительской ориентации на всемогущество современной науки, понижении статуса личностной ответственности за здоровье. С другой стороны, социальная бедность ведет к воспроизведению архаичных способов поддержания здоровья. Но и в том, и в другом случае способы и механизмы поддержания здоровья (как институциональные, так и неинституциональные) отражаются на всех сферах жизнедеятельности человека и выступают социальным ресурсом развития жизненной потребности общества в здоровых гражданах. Гуманитарная экспертиза медицинских инноваций, проводимая в целях укрепления общественного здоровья, в условиях глобализирующегося общества приобретает характер важнейшей ценностной установки системы здравоохранения. Выход за

медико-технологические рамки в ценностную сферу характеризует общественное здоровье не только в качестве ресурса, но и в качестве одного из критериев типа цивилизационного развития.

1. Юрьева Т.В. Социальна экономика. М., 2001.

2. Ламперт Ж. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1999.

3. Максимова М. В. Общество ХХ1 века - «ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ»: методологические аспекты // Вестник Российского философского общества. 2009. № 1. С. 191.

4. Кучерова И.А. Современные биотехнологии: социально-этические аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006. С. 24.

5. UK must ban embryo cloning // Financial Times. 2000. 8 сент.

6. Кутковец Т.И., Юдин Б.Г. Уроки незаконченной дискуссии // Человек. 1998. № 3.

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Yudinov K.A. Philosophical aspect of interaction of public health with modern medical technologies.

The article focuses reader’s attention on one of philosophical problems of modern development of society -estimation of medical technologies influence on process of public health formation.

Key words: nano-medicine; health industry; technological efficiency.

УДК 1(004.68)+37

ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

© А.В. Филатова

В данной статье автор рассматривает особенности развития бизнес-образования в период мирового финансового-экономического кризиса. Особо обращается внимание на инновационный характер современного бизнес-образования, такие его базовые ценностные ориентации, как экологизм и управление изменениями через управление мотивацией.

Ключевые слова: бизнес-образование; инновации; управление изменениями; социокоды; программа МВА; ценности.

«Есть прорывы, которые мы выбираем, есть прорывы, которые выбирают нас» Люк де Брабандер [1].

Кто нужен современному миру: тот, кто может создавать новое или тот, кто за новым в состоянии угнаться? Речь, разумеется, идет об инновационных факторах развития в це-

лом и, прежде всего, в системе бизнес-образования, исследование которых призвано выявить приоритетные направления образовательной деятельности, инициировать принцип эффективности национального образования.

Учитывая, что локальные цивилизации (в т. ч. и российская) рассматриваются «как

устойчивые системы... опирающиеся на преобладающее единство технологии, информаций и ценностей» [2], становится возможным постулировать информационный и ценностный контексты бизнес-образования в качестве основных. Единство ценностных и информационных контекстов бизнес-образования проявляет себя в том, что оно имеет характеристики не только открытых систем, но это и образование индивидов, претендующих на управление, корректировку и создание социальных реальностей в том государстве, на территории которого они будут осуществлять свою профессиональную деятельность.

Успех современных обществ меньше стал зависеть от размера территории или населенности страны, и все больше - от способности к инновационному мышлению [3], инновационной активности субъектов социального развития, от человеческого и интеллектуального потенциала. Особую роль в становлении нового типа развития призвано исполнить инновационное образование в системе подготовки и повышения квалификации современных кадров. Мало подготовить профессионала с инновационным мышлением и вооружить его технологиям внедрения инноваций, не менее важно определить, сумеет ли эта инновация безболезненно войти в существующую систему образования так, чтобы, повысив ее эффективность, сохранить устойчивость. Для удержания высоких конкурентных преимуществ и поддержания устойчивого развития успешным обществам необходим высокий темп развития инноваций [4], что делает инновационное мышление для бизнес-субъекта парадиг-мальным признаком, особенно в аспекте «формирования инновационного общества, основанного на знаниях» [5].

Под бизнес-образованием в узком смысле часто понимают только программы МВА. В широком смысле под бизнес-образованием следует понимать любые формы профессионального обучения в области менеджмента, в т. ч. программы дополнительного профессионального образования, имеющие своей целью развитие бизнеса. Например, к таким формам можно отнести: программы высшего и послевузовского образования в области менеджмента и экономики, программы МВА и ББА, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, семинары и тре-

нинги в соответствующих областях. Границы современного бизнес-образования подвижны и имеют тенденцию к расширению. При этом основным требованием к бизнес-образованию в период мирового кризиса становится его инновационность.

Инновация - это нововведения, форма проявления современной закономерности к вытеснению традиционных, архаичных и кустарных форм деятельности. Современные авторы отмечают такие признаки инновации, как быть «фактором экономического роста» [6], выступать формой объективации нового путем объединения «синергетики знаний» и «реализации конкретных смыслов» [3]. Иными словами, изменение представлений, убеждений и моделей поведения не только собственных, но и окружающих - процесс, сопровождающий инновационные изменения и, следовательно, именно он представляет собой цель и источник обучения инновациям.

Управление, как организация процесса создания инновации, имеет свои особенности. Если новаторство - это способность работников преобразовать реальность, то творчество - это умение тех же работников изменить свое восприятие реальности [1, с. 12]. Лидер, управленец - профессионал с инновационным мышлением, не только генерирующий идеи инновационных преобразований, но и создающий среду для их реализации, воплощения. Однако создание среды предполагает воздействие на окружение, внесение изменений не только в объективную реальность, но и в субъективную.

Первый фактор инновационности образовательного процесса - это момент осознания потребности в изменении (изменение управления образовательным процессом). Такая потребность формируется и как автопотребность, и как ответ на присутствие инициатора инноваций. Механизм возникновения самоизменения имеет природные, психические и психологические основания: развитие личности на протяжении всей жизни протекает через кризисные состояния с осознанием необходимости нового, невозможности прежних способов деятельности и стереотипов восприятия.

Осознание необходимости в профессиональном развитии подключает факторы более высокого уровня - социального, детерминированного изменением характера дея-

тельности по мере ее освоения [7-8]. Необходимость изменений не тождественно осознанию их необходимости. Специалисты нового направления - «нейробиологического менеджмента», утверждают, что осознание изменений как внешних, так и внутренних может носить весьма болезненный характер. «Внедрение изменений - это перемена среды, которая мгновенно задействует механизм фиксации ошибок в человеческом мозге. Возникает чувство страха и неодолимое желание избежать опасности. И заметьте, мы говорим не о невротиках - это естественная реакция вполне здорового человека!» [9]

С инновационной точки зрения актуальна не только индивидуальная эмоциональная реакция, но и реакция среды окружения, т. е. осознание изменений малой социальной группой. Групповая динамика, как следствие взаимовлияния, проходит определенные стадии, и на каждом этапе происходят изменения в системе отношений, коммуникаций и способах действий на уровне группы, коллектива и, как следствие, на личностном уровне участников группы. Здесь огромную роль играет компетентность лидера группы, степень его осведомленности, знаний и умений по управлению развитием коллектива. При отсутствии лидера, осознающего и умеющего управлять групповыми процессами на всех переходных, кризисных моментах, группа склонна искать «козла отпущения», виновного или виновных во временном, безусловно закономерном, снижении работоспособности и результативности, связанном с перестройкой способов взаимодействия и переоценкой ситуации групповой деятельности. Знания об этапах развития профессионализма у сотрудников, стадии формирования команды, этапы развития организации могут быть чрезвычайно полезными в трудные времена, поскольку все эти естественные процессы растянуты во времени, и их сопровождение может повысить уровень осознания и перенаправить высвобождающуюся энергию преобразований на нужды выживания организации или социума без прерывания естественного хода вещей.

Сотрудник, находящийся в кризисе профессионального роста, с удовольствием возьмется за сложную задачу, выходящую за рамки его полномочий. Так он сможет увидеть новые смыслы своей деятельности и

удовлетворить потребность в признании собственной значимости. Группа, находящаяся на стадии сплочения, сможет реализовать свои групповые амбиции, выполняя проект для всей организации. Организация, открывающая новую линию продукта, вместе с тем разработает новую миссию компании, отражающую стратегические планы компании по завоеванию иной социальной ниши и рационализирующую основания социальной значимости новой линии.

Механизмы изменений как в бизнесе, так и в бизнес-образовании включают три основных уровня: индивидуальный, групповой и организационный, - на которых отрабатываются модели воздействия и взаимодействия. Использование ресурсов развития, происходящих на каждом из этих уровней, не только инициирует процессы саморазвития в нужном для организации ключе, но и использует противоречивость процессов разноуровневого свойства для сохранения устойчивости системы в целом и обеспечения устойчивой мотивации к активному осознанному развитию профессиональных и личностных свойств сотрудников.

Согласно постулатам синергетики, эффективно управлять - значит инициировать, выводить объекты управления на собственные линии развития [10], опираться не на силу управляющего воздействия, а на согласованность с собственными тенденциями эволюции системы. Физики называют это резонансным воздействием. Идея согласованности теории и практики управления изменениями с инновационным типом обучения лежит в основе бизнес-образования.

Второй фактор бизнес-образования -нормативный характер инновации. По определению Мишеля Фуко, норма «подразумевает одновременно принцип квалификации и принцип коррекции» [11]. В этом плане инновационное образование осуществляет принцип квалификации - норму обучения профессиональной деятельности; коррекция же осуществляется самой бизнес-деятельностью. Норму можно представить и как кодифицированные ценности. Базовые ценности отвечают за стабильность социального порядка, ценностные нормы обеспечивают символи-чески-смысловую структуру понимания события, факта, явления, в нашем случае бизнеса. «Если теория идеально моделирует и

отражает, а практика реально изменяет и преображает, то ценности эксперессивны, они выражают» [12].

Возьмем один из социальных кодов бизнес-образования - управление изменениями. Социальные коды в бизнес-образовании мы определяем как единство технологий и информации, зашифровывающее ценности, направленные на прогрессивное и экологичное развитие управленческих систем.

Базисная ценность детерминирует соединение теоретических понятийных оснований с алгоритмизированным описанием действительности - это сообщение общества одной из своих структур, носящее нормативный характер. Алгоритмизация здесь используется с философской точки зрения: описание темпа развития и плотности насыщенности темпа, использование стадийного подхода, контекстных описаний. Философская точка зрения на понимание алгоритма резонирует с современными представлениями о тайм-менеджменте, дисциплине, редко

включаемой в базовое образование специалистов по управлению. А ведь умение рассчитывать, отделять естественное время и время, которое можно и нужно ускорить, является одним из ключевых навыков искусства управления, если учесть, что «на разных иерархических уровнях возникают различные понятия о временных нормах» [13]. С точки зрения управления знаниями, как только «индивидуальный опыт алгоритмизируется и становится доступным для имитирования и копирования, то он переходит в собственность группы, а потом и всего человечества» [14].

Экологизм как ценностная ориентация бизнес-образования создает условия для интеграции с обеспечением безопасности личности при применении технологий управления процессами. Такая безопасность может быть обеспечена через синергетическое соответствие технологий управления общечеловеческим ценностям и, как следствие, системам мотиваций участников этих процессов с опорой на признание ценностных оснований не только закрепленных законодательством, но и существующих в категории должного современного культуросообразного человека.

Второе условие безопасности личности при применении технологий связано со снабжением субъекта информационным

обеспечением, позволяющим диагностировать и опознавать реальность, создавая оптимизирующие ментальные модели, соответствующие последним достижениям естественных, гуманитарных и социальных наук.

Технологии, предлагающиеся для освоения, описываются в материалах, предоставленных слушателям. В процессе обучения происходит обсуждение теоретических выводов, корректировка и присвоение убеждений, лежащих в основании технологий через интерактивное прорабатывание предложенных алгоритмов поведения и принятия решений. «Реальность жизненного мира имеет динамический характер, она связана с процессом интерактивной обработки значений и является результатом активного соучастия социальных партнеров в реконструкции ее смысловых оснований» [15]. Изменения,

вносимые в изначально предложенные схемы и конструкции, являются инновационным результатом взаимодействия субъекта-препо-давателя, носителя общего инструментария, и субъекта-слушателя, носителя основных условий контекста внедрения алгоритмов, призванного эти алгоритмы применять.

На уровне организации передающим механизмом инновационного мышления становятся противоречия между индивидуальными, групповыми и организационными ментальными моделями, в зависимости от системного или индивидуального обучения, лежащими в основе внедрения нового видения. То есть управление изменениями неизменно сопровождается коммуникативными действиями лидера преобразований соответственно каждой стадии внедрения изменений в организацию. Ценностная мотивация, как кодовая структура индивидуального сознания, будет активизировать принцип активности только в случае совпадения субъективных представлений с декларируемыми лидером ценностями.

Управление мотивацией связано не только с приведением в соответствие системы ценностей управляемого и управляемых, но и с созданием возможности для осознания ценностных оснований, иной раз и с формированием таковых при их отсутствии в сознании субъектов управления. Управление этими процессами становится одним из социальных кодов, очень существенным в период социальной нестабильности, поскольку

в нем генерированы ценностные ориентации, выражающие характер мотивации к данному типу деятельности и во многом предопределяющие ее направленность, формы и масштабы.

На сегодняшний момент в бизнес-образовании сочетаются инновационные и традиционные элементы. При этом тенденция такова, что традиционные ценности бизнеса начинают пониматься нетрадиционным образом. В качестве примера можно привести устойчивые словосочетания, применимые в современном бизнес-образовании, такие как «клиента любить выгодно» - удивительное сочетание клиенториентированного подхода, основанного на гуманистической психологии, и одновременно - извлечения прибыли. Или: «манипуляции лишают подчиненного чувства ответственности» - стремление воздействовать, властвовать соединяется с необходимостью делегировать, т. е. ценность субъект-субъектных отношений дается как более эффективная. В целом, обращение с ценностями, как с инструментами успеха, видится несколько консервативной тенденцией в бизнес-концепциях. Тем не менее, нововведения, сумевшие доказать свою эффективность, приживаются и распространяются быстрее. Причина этого - в имманентности современному бизнес-образованию инновационного мышления и с гуманитарной и с методологической точек зрения: «открытия в общественной мысли движут человечество вперед стремительнее, чем технологические» [16].

Так что на сегодня проблема обесценивания, замыливания наиболее часто употребляемых понятий, носящих ценностное содержание, все же вторична, по сравнению с необходимостью выявления и повышения степени осознанности ценностных оснований применяемых технологий в сфере управления.

Понимание ценностных оснований современного управления формируется не столько в практике бизнеса как социального действия, сколько в процессе овладения азбукой бизнеса, что возможно только при качественном бизнес-образовании. Успех ради успеха, результат ради результата не обладает мотивационными возможностями, а следовательно, не создадут условия для реализации социального действия.

Критерии эффективности, успеха должны содержать более значимые ценностные

основания. И бизнес-образование может формировать и закреплять систему ценностей, создающую долгосрочный фундамент для управления инновационными изменениями личностей, групп и организаций. Обратим внимание на чаще всего встречающиеся понятия, востребованные и принимаемые современными слушателями как взаимоприемлемые критерии высокого качества взаимодействия, в которое вступают участники инновационных изменений: конструктивность, адекватность, взаимовыгодность,

удовлетворенность, причастность к общности или совместная реальность (на основе 9-летнего опыта работы автора данной статьи в сфере бизнес-образования). Под каждым из этих понятий подразумевается тенденция укрепить ценности взаимовыгодного сотрудничества, взаимодоверия, субъект-субъект-ного взаимодействия, стремление к объективной оценке и самореализации. Безусловно, эти ценностные образования относятся к категории должного, а не сущего в современном мире бизнеса. Этически -должное является смысловым стержнем любой системы мотивации как на индивидуальном, так и на групповых и организационных уровнях. Таким образом, бизнес-образование призвано создавать благоприятную среду для инновационных преобразований, а разнообразие ценностных оснований, неоднозначность многих понятий, используемых в практике разных научных школ, разные уровни базового образования слушателей и преподавателей современных программ обучения служат не препятствием, а коммуникативным ресурсом интенсивности диалога, средством «закаливания» будущих инициаторов изменений на местах.

1. Брабандер Л. де. Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность / пер. с англ. М., 2006. С. 108.

2. Трофимова Р.П. Культурология: теория и история: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 138.

3. Делия В.П. Инновационное мышление служащих как потенциал развития общества. URL: http://www. council. gov. ru/files/j ournalsf/ item/20061017125419.pdf. Загл. с экрана.

4. Семенова Н. Форсайт в условиях глобализации // Новые знания. 2009. № 1. С. 32.

5. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2000. С. 294.

6. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 17.

7. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инжене-ра-педагога: автореф. ... д-ра психол. наук. Свердловск, 1985.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 749-754.

9. Рок Д., Шварц Дж. Нейробиологический менеджмент // КЕЙС. № 6. иКЬ: http://www. slinkov.ru/articles/articles_70.html. Загл. с экрана.

10. Шеметов П.В. Теория организации. М., 2008.

11. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб., 2004. С. 73.

12. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / под общ. ред. П.К. Гречко, Е.М. Курмелевой. М., 2009. С. 138.

13. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. СПб., 2002. С. 112.

14. Кудрявцев М., Миронов А., Скорынин Р. Стать «Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию («золотой миллиард» и настоящее будущее России). М., 2006. Т. 1. С. 22.

15. Кожевников С.Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира // Вопросы философии. 2008. № 11.

16. Яковлева Е., Владыкина Т. Инновационное общество // Российская газета «Неделя». 2008. № 4589. 14 февр. URL: http://www. rg.ru|2008|02|14innovacii.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Filatova A.V. Innovative factor of the business-education in the period of change.

In the given article author considers features of development of a business education in the period of financial and economic crisis. Special attention is paid to innovative character of a modern business education and such base valuable orientations as ecological compatibility and change management through management of motivation.

Key words: business education; innovation; changes management; social codes; MBA program; values.

УДК 374

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ-МИГРАНТОВ

© А.Ю. Быстрова

В статье рассматриваются социально-культурные аспекты формирования коммуникативной культуры подростков из семей-мигрантов. Выделяются основные виды технологий социальнокультурной деятельности, имеющие значимость для формирования коммуникативной культуры, определяются необходимые для развития навыки межкультурного полилога; выделяются основные виды взаимной реакции коммуникантов - представителей различных культур.

Ключевые слова: коммуникативная культура; социально-культурная деятельность; межкультур-ный диалог; подросток-мигрант.

Несмотря на обилие эмпирических исследований по современной западной кросс-культурной проблематике, адаптация подро-стков-мигрантов до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. Исследователи, занимающиеся проблемами коммуникативной культуры, утверждают, что при общении между представителями разных культур неизбежно возникают барьеры взаимопонимания. Как правило, к таким барьерам относятся:

- подсознательное ожидание сходства, а не различия между культурами;

- этноцентризм;

- стереотипы в отношении партнера по коммуникации - негативные, позитивные или нейтральные;

- стремление к обобщениям и оценкам;

- беспокойство и волнение;

- различия в интерпретации невербального поведения [1].

Общим положением является мнение, высказываемое большинством ученых, о том, что контакт с новой культурой, с которой сталкиваются подростки-мигранты, вызывает более или менее выраженное потрясение, для обозначения которого антропологом К. Обер-гом был введен термин «культурный шок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.