Научная статья на тему 'Масштабность мышления слушателя МВА как критерий бизнес-школы'

Масштабность мышления слушателя МВА как критерий бизнес-школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛЬ МВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / MBA PROGRAM PARTICIPANT/STUDENT / NATIONAL LEADER / BUSINESS-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов Анатолий Иванович, Сазанович Александр Николаевич

Делается попытка сопоставления возможностей человека с его намерениями. Проанализирован процесс развития и расширения масштаба мышления у менеджера в процессе обучения в бизнес-школе. Качество обучения при этом становится критерием подготовки современных управленцев. Соотнесение уровня профессионализма с уровнем мышления краеугольный камень в бизнес-образовании по программам МВА. Статья предназначена для всех инициативных людей, озабоченных своим и государственным будущим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MBA student's scale of thinking of as a criterion of a business school

In article an attempt of comparison between person possibilities with its expectancies is made. The development and expansion process of manager's thinking scale during the study process at business school is analyzed. Quality of training becomes criterion for modern managers. And as a whole it characterizes the training structure. Correlation of professionalism level with level of thinking is a corner stone in a business education and МВА programs. Particularly the article is devoted for all initiative people, anxious about there own and country's future.

Текст научной работы на тему «Масштабность мышления слушателя МВА как критерий бизнес-школы»

Управление качеством

А. И. Панов, А. Н. Сазанович

МАСШТАБНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ СЛУШАТЕЛЯ МВА КАК КРИТЕРИЙ БИЗНЕС-ШКОЛЫ

Делается попытка сопоставления возможностей человека с его намерениями. Проанализирован процесс развития и расширения масштаба мышления у менеджера в процессе обучения в бизнес-школе. Качество обучения при этом становится критерием подготовки современных управленцев. Соотнесение уровня профессионализма с уровнем мышления — краеугольный камень в бизнес-образовании по программам МВА. Статья предназначена для всех инициативных людей, озабоченных своим и государственным будущим.

Ключевые слова: слушатель МВА, национальный лидер, бизнес-образование.

A. I. Panov, A. N. Sazanovich

MBA student's scale of thinking of as a criterion of a business school

In article an attempt of comparison between person possibilities with its expectancies is made. The development and expansion process of manager's thinking scale during the study process at business school is analyzed. Quality of training becomes criterion for modern managers. And as a whole it characterizes the training structure. Correlation of professionalism level with level of

thinking is a corner stone in a business education and МВА programs. Particularly the article is devoted for all initiative people, anxious about there own and country's future.

Key words: MBA program participant/student, national leader, business-education.

Современный кризис настолько сильно потряс теорию и практику деятельности мирового сообщества, что сразу на первое место выдвинулись и идея, и практическая необходимость устойчивого развития всех акторов мирового процесса. Образование в XXI в. становится одной из ключевых областей, где происходит жесткая борьба между странами и регионами за лучшие умы, за интеллектуальные ресурсы. Развивая образование, государство становится конкурентоспособным в экономике, культуре, политике и во всех других сферах, которые мы считаем важнейшими для будущего России.

Большие изменения происходят сегодня и в бизнес-образовании, главным образом потому,

© Панов А. И., Сазанович А. Н., 2009

что кризис открывает новые возможности для развития. Новые условия изменили требования бизнеса к кадрам. Кто сегодня ему нужен? Какой уровень и какое качество подготовки слушателей MBA необходимы обществу? Это управленец или предприниматель? Каков масштаб мышления личности современного человека, закончившего МВА? Ситуация требует большей ясности.

Нужны ярко выраженные бизнес-лидеры, способные и готовые не только рисковать, но и увлекать и вести за собой подчиненных, брать на себя ответственность за новое начинание, работать с масштабными проектами. Не диплом о получении дополнительного образования МВА

востребован работодателем, а люди, способные возглавить любое дело, готовые принимать решения в нестандартных ситуациях, масштабно мыслящие. Поэтому умение стратегически планировать представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем. Планирование и прогнозирование способствуют снижению риска при принятии решения, служат базой для определения целей и возможностей организации. Обладатели степени МВА должны уметь рассматривать и решать проблемы своей организации в контексте не только российских, но и зарубежных интересов.

За 20 лет существования Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (Институт) было подготовлено несколько тысяч специалистов, которые сейчас работают в лучших российских, зарубежных и совместных компаниях в России и за рубежом, на государственной службе и в коммерческом секторе. Ректором института является профессор С. Л. Савин.

Актуальность программ МВА в институте продиктована потребностями российской экономики в сильных современных менеджерах, способных сформировать и возглавить управленческие команды для осуществления масштабных и перспективных проектов национального уровня. Отдельные программы не имеют аналогов на отечественном рынке образовательных услуг. Отличительной особенностью их является нацеленность на формирование у слушателей лидерских качеств, высокого профессионализма и энергии успешного предпринимателя в сочетании с масштабным государственным мышлением.

Наша цель: выпускник Института МИРБИС должен быть самым образованным, умелым, знающим, конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, обладать умением мыслить масштабно. Международный характер образования, который характерен для МИРБИС, подтвержден его многолетними связями с 60 высшими учебными заведениями в 47 странах мира, в том числе и с вузами стран — участниц ШОС (Китай, Казахстан, Киргизия и Узбекистан; ведутся переговоры с Таджикистаном).

Крупные компании уже давно работают на международных рынках. Но и для мелких компаний время, когда они могли работать на национальном рынке без серьезной конкуренции извне, давно прошло. Более того, мелким компаниям необходимо расти и расширять свои рынки, чтобы выжить. Поэтому чтобы выдерживать конкуренцию на национальном рынке, они должны выходить на международную арену.

Для обеспечения такого выхода руководители организаций и их сотрудники должны быть знакомы с практикой международного бизнеса и механизмами мировых рынков. Задача школ бизнеса — дать знания о международном бизнесе и глобальной деловой среде. В то же время сами школы бизнеса должны работать как международные компании.

В 2004 г. МИРБИС получил аккредитацию Международной ассоциации МВА (АМВА), он был единственной независимой школой бизнеса в России, которая имела тогда эту аккредитацию. Всего в мире 96 школ бизнеса, аккредитованных МВА. Это — высшая оценка программ бизнес-образования.

В мае 2006 г. программа магистра менеджмента МИРБИС также успешно прошла аккредитацию АМВА, став первой в России и четырнадцатой в мире, получившей международное признание. Это — огромное достижение не только нашей школы, но и всей российской системы бизнес-образования.

Почти одновременно с магистерскими программами на суд международных экспертов Европейского совета развития менеджмента (EFMD) по качеству высшего образования была представлена программа бакалавра экономики МИРБИС с пятью специализациями. Цель — получение высшей международной аккредитации программ бизнес-образования EQUIS-EPAS. Оценки экспертов были также высокими.

В декабре 2006 г. программа бакалавра МИРБИС была признана соответствующей европейским стандартам качества и получила аккредитацию EPAS. Лидерство, образовательные инновации и безоговорочная вера в потенциал людей и их возможность изменить будущее в лучшую сторону — с 1988 г. эти слагаемые являются ключевыми факторами успеха и признания Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.

МИРБИС ведет активную международную деятельность, в состав института входит несколько центров, в том числе Британский, Китайский, Арабский и др. В 2008 г. независимым рейтинговым агентством EdUniver бизнес-школа МИРБИС была признана второй в России по международной известности и влиятельности.

За 20 лет МИРБИС выдал путевки в жизнь более 20 тыс. студентов. Многие из них являются гордостью института, занимают ведущие позиции в российских и зарубежных компаниях. Так, в свое время институт блестяще закончили вице-президент «Альфа-банка» Сергей Меднов, летчик-

космонавт, Герой Советского Союза Анатолий Березовой, президент финансовой корпорации «УРАЛСИБ» Николай Цветков и другие известные деятели государственного масштаба.

Потребности меняют воздействующие на них люди. Как известно, будущее делают ныне живущие. Задача МИРБИС — подготовить не менеджера с «коротким прицелом», ежесекундно сползающего в повседневный эмпиризм, а руководителя, обладающего «дальним прицелом», способного «держать глаза открытыми».

МИРБИС — это около двух тысяч слушателей МВА. Они являются одновременно не только потребителями, но и поставщиками фактов и «слабых сигналов» изменений. Это заметил один из авторов статьи — руководитель программы «Стратегический менеджмент» в Институте МИРБИС профессор А. Сазанович. На эти сигналы реагируют сразу три уровня: каждая из программ в целом; каждая дисциплина в рамках своих возможностей; сами слушатели, образующие сообщество в ходе совместного решения кейсов, дискуссий в аудиториях, виртуальных классах и на перерывах.

В сущности, передовые международные бизнес-школы уже десять лет как отказались от парадигмы подготовки дженералистов — широкообразованных профессионалов по техникам осуществления частных бизнес-функций (финансы, маркетинг и т. д). Эти бизнес-школы взяли за основу другую установку: современный менеджер — прежде всего новатор и лидер, интегрированный с организацией в целом.

Действительно, современный менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные (частные) функции, создавая, таким образом, эффективную команду. Однако это слишком общая фраза. Она не объясняет, например, как этот менеджер вовлечет в команду и удержит в ней энергичных людей, почему эти вовлеченные люди не подсидят менеджера, почему менеджер, поверхностно знающий частные функции, сможет стать авторитетом для более сведущих в частных вопросах членов команды.

Лидерство, не предполагающее ответственности, немыслимо. Лидеров не назначают, лидерами становятся «без разрешения». Однако именно ответственность и есть главный фактор удержания лидерства. Нельзя подсидеть человека, взявшего на себя ответственность, от которой все другие добровольно отказались. И в последующем лидера нельзя подсидеть, если он и далее каждый раз будет брать ответственность по такому же принципу.

У знающих только частности никогда не возникнет соблазна покушения на того, кто указывает на более общее. Из высказывания великого классика: «...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общего, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы» (Ленин) — с полным основанием вытекает, что «постановщики задач» всегда будут способны открыть глаза на не очевидные, но желанные вещи. И именно «постановщики задач», открывающие глаза на решение новых и неотвратимых проблем, сегодня становятся крайне востребованными (финансовый кризис, вытеснение товаров в массовом сегменте китайской продукцией и др.).

Ректор института профессор С. Л. Савин утверждает, что жизнь — это преодоление противоречий. Эти противоречия можно построить и в виде модели. У нас эта модель называется моделью тотальных конкурентных преимуществ. Она включает в себя более актуальное содержание, более актуальные формы проведения занятий, более развитый сопутствующий образовательный сервис, а также лучшую техническую оснащенность учебного процесса. При этом многочисленные опросы слушателей программ МВА указывают на то, что все-таки главным элементом востребованности выступает содержание образования. Причем для управленца содержание образования имеет две одинаково важные составляющие: «неартефактное», т. е. неповерхностное, вйдение природы бизнес-организаций и технологий создания их конкурентоспособных конструкций, построенных из людей, и «модели поведения» руководителей в реальном масштабе времени, обладающие большей результативностью.

Сегодня миссия программ МВА МИРБИС — это «подготовка управленцев, способных добиваться лидерства на руководящих целевых должностных позициях и умеющих создавать компании, ориентированные на отраслевое лидерство». Исходя из этой миссии, можно выделить ключевые черты портрета выпускника программы МВА: способность быть лидером, добиваться большей дееспособности подведомственной организации, уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Это качества лидера, обладающего масштабным мышлением. Можно остановиться на них подробнее:

• Быть лидером. Может ли компания, институт, школа быть лидером отрасли, если ее

руководитель изначально согласен с третьестепенными ролями? Очевидно, что нет. Тем более — нет, если речь идет о глобальном лидерстве. Лидерство организации начинается с лидерства ее первого лица, например, с такого человека, как ректор нашей школы С. Л. Савин. Основные черты лидера: обладание энергией; умение заряжать энергией других, воля к победе, исполнение задуманного.

• Добиваться большей дееспособности подведомственной организации. Организация — это прежде всего некоторая конструкция, предназначенная для приведения мышления людей в непрерывное и ускоренное движение. Это одновременно и фабрика по производству потока идей и изменений, отражающих миграцию потребительских ценностей и соответствующих внутренних ресурсных преобразований.

• Уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Раньше говорили, что «цели задаются», теперь все чаще говорят, что «цели планируются» и нужны «постановщики задач».

МИРБИС — это и высокое качественное современное образование. Образование — это одна из технологий передачи информационных продуктов, причем тех из них, которые характеризуются наиболее сложной структурой. При этом именно образование есть еще и технология подготовки сознания людей к восприятию наиболее сложной информации, к восприятию ее с высокой скоростью и, наконец, к способности ее синтезировать. Без этой способности человек просто не сможет через некоторое время воспринимать определенные потоки информации — начнет накапливаться «информационное неравенство», что может привести к «информационному расслоению общества». Однако пока это еще далекая перспектива.

Зачем люди учатся? Для того чтобы стать более успешными. И учить, следовательно, надо тому, что даст людям успех. А что делает человека успешным? Его признание окружением через шлейф его действий. Поэтому качественный срез бизнес-образования мы связываем с учебными технологиями подготовки руководителей, которые смогут продвинуть себя в бизнесе через более быстрое продвижение наиболее востребованных дел.

Конкретизация таких технологий осуществляется в трех направлениях (определенных стратегией МИРБИС):

1. Подготовка менеджеров, обеспечивающих повышенную производительность и результатив-

ность управленческого труда в современных условиях не путем наращивания количества труда, а изменением его качества.

2. Подготовка менеджеров, умеющих организовывать работу по «запуску бизнесов» на рынках завтрашнего дня, начиная от упреждающего распознавания бизнес-идей и новых зон прибыли и их коммерциализации до создания и управления бизнесами и проектами в этих новых отраслях.

3. Формирование ценностных и поведенческих установок делового нравственно сбалансированного воспитания: осознания принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров, несущих ответственность за судьбу страны; готовности выйти на новый уровень успешной карьеры и принятия на себя большей смелости и ответственности за предпринимательские риски в значимых проектах.

Кризис есть переход в иное качество. Осознание того, что кризис — это всего лишь «событие», а событий не нужно бояться, на них нужно деятельно реагировать, — интегральная доминанта для всех успешных компаний. Этим принципом руководствуется и МИРБИС. Экономический кризис не исключает потребность в знаниях, а лишь изменяет приоритеты в востребованности различных тематик. Конечно, трудно ожидать роста деятельности в условиях кризиса. Однако именно кризис создает сильные предпосылки к изменению не количества, а качества деятельности. Успешно пережить кризис означает первым найти продолжающий оставаться востребованным сегмент деятельности и точки его некоторого роста, сохранить стратегическое ядро организации и разглядеть за рубежом кризиса новое качество, которое и составит скачок в миграции ценности в послекризисном периоде. Мы согласны с тем, что после кризиса возрастет спрос на добротную теорию и, значит, получат развитие концепции «дальнего прицела», взамен ныне действующего сиюминутного голого эмпиризма в реагировании на факторы кризиса («коротко прицельные» пожарные действия и меры, без предварительного вскрытия природы кризиса).

Нам кажется, что применительно к бизнес-образованию постепенно произойдет трансформация во взглядах менеджеров и предпринимателей. Так, особое внимание будет уделяться практичности в бизнес-образовании. Осуществится уход от сиюминутной актуальной конкретики решения текущих задач, которая востребована сегодня. На смену этому все больше будут

приходить учебные технологии по совершенствованию силы разума в решении задач конструирования бизнеса в разрезе долговременной миграции ценностей и широкой расстановки дружественных и конкурентных производительных сил.

С другой стороны, получат еще больший импульс развития технологии интеграции совместной междепартаментной деятельности, исключения барьеров доступа «к телу руководителя» тех, «кому меньше положено», а также технологии принятия решений «за спинами участников». В противном случае в экономике постоянных изменений и нарастающих скоростей компании не смогут выстроить параллельно традиционным «продуктовым конвейерам» новые конвейеры — формирования постоянного потока соответствующих идей и изменений.

МИРБИС по ряду программ МВА является крупнейшей школой в России, которая видит и свою ответственность в решении этих задач принципиальной важности.

В начале 2009 г. Институт МИРБИС вступил в альянс WEEA, в состав которого входят: Высшая школа бизнеса (Цюрих, Швейцария), Университет Кейптауна, Школа бизнеса (ЮАР), Международный центр менеджмента (Сан-Паулу, Бразилия), Чикагская школа бизнеса (США), Индийский институт менеджмента (Лукнау, Индия). Как известно, цель альянса — обеспечить вхождение в мировое бизнес-пространство слушателей программ ЕМВА из пяти наиболее известных школ бизнеса и совместное их обучение. Альянс охватывает страны BRIC, где наиболее ярко проявляются современные тенденции развития мировой экономики. МИРБИС стал единственным институтом из России — членом этого альянса. Участие МИРБИС в альянсе продиктовано его высокими позициями в национальных рейтингах. 24 августа 2009 г. в МИР-БИС прошло очередное совещание участников альянса.

«Мы надеемся, что мировой финансовый кризис не скажется на спросе программы. Те, кому необходимо образование для работы в мировом масштабе, в особенности в регионах BRIC, найдут, где достать деньги на свое образование — в долг, в кредит, на условиях отработки в своей компании и т. п.» — подчеркивает вице-ректор школы профессор Е. В. Зубкова.

Это касается прежде всего западных участников альянса, поскольку именно ими инициирован выход на Россию, Бразилию, Индию, ЮАР и Китай (Шанхайская школа бизнеса уже явля-

ется партнером Цюрихской GSBA и также присоединяется к альянсу).

Кроме того, в плане международного признания мы известны как первая школа бизнеса в стране, имеющая международные аккредитации всех академических программ: МВА-АМВА, бакалавр — EPAS от EFMD и магистр менеджмента — АМВА. В текущем году мы оказались на втором месте в России по известности школ бизнеса за рубежом, согласно международному рейтингу EdUniv.

Угрозы и риски, возможные в ходе и результате реформирования бизнес-образования:

— ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование уже начинающихся складываться традиций российских моделей;

— обоготворение рыночного хозяйства. Необходимо помнить, что плановость и прогнозирование не уходят и из западного менеджмента;

— дефундаментализация бизнес-образования, т. е. подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании обучаемого целостной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;

— дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления, науками социально-экономического цикла;

— ориентация на уход из государственных интересов в частные, отсутствие развития многогранной личности, ответственной за себя и общество;

— переход на мини-МВА — подмена содержания на похожую форму, значительно более слабую по содержанию;

— графомания в бизнес-образовании, с которой необходимо бороться. Появилось много школ и программ, т. е. количество ослабило качество. Как раз для этого и нужны лидеры в данной сфере, которые могли бы определять общие тенденции образования и формировать его качество;

— до сих пор существует проблема преподавателей. Их очень трудно готовить специально, а самородки довольно редки.

Процесс критического осмысления международного опыта бизнес-образования, осознания национальных особенностей преподавания и освоения нового уже идет. Но, к сожалению, еще довольно много примеров почти абсолютного

копирования западных форм, методов и программ. Анализируя преимущества российского образования и используя разницу между российским и западным подходами к бизнес-образованию как ресурсу для развития, осуществляя самостоятельное и опережающее развитие высоких технологий постиндустриального образования, отстаивая и утверждая высокие стандарты в бизнес-образовании, Россия сможет построить свою систему бизнес-образования. И МИРБИС идет по этому пути.

Как считает ректор Института МИРБИС С. Л. Савин, наиболее удобная стратегия — это когда школа одновременно работает и по западным, и по российским стандартам. Это важно, поскольку иначе школа не получит аккредитацию европейских вузов и ассоциаций. Сегодня опытные бизнес-школы России добились уже того, что их партнеры на Западе закладывают в своих программах в качестве обязательного компонента обучение в России. Это стало возможным лишь при максимальном учете всей системы требований партнеров. Такие школы предоставляют слушателям выбор — они могут получить российский или западный диплом МВА. Наличие второго диплома облегчает трудоустройство за рубежом. А обязательной составляющей таких программ является зарубежная стажировка.

Таким образом, на фоне сложившейся рыночной и социальной ситуации в России трудно спрогнозировать решение проблем образовательной сферы. Здесь следует сделать упор на кадровую политику и на развитие культуры общества в целом, в том числе посредством ненавязчивой информационной пропаганды культурно-этических ценностей.

Нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных преподавателей в сфере бизнес-образования. Необходимо учить умению искать причины происходящих событий в современной экономике.

На высшем уровне следует выработать новую парадигму развития российского государства в целом и образования как его опоры и достояния. Пока Россия сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурным, научным, образовательным и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе. Потому что

величина дел зависит не от имеющихся ресурсов, а от масштаба мышления человека. Все остальное за пределами его сознания.

На сегодняшний день в России наметились две тенденции в бизнес-образовании:

— интеграция в общемировой образовательный процесс в условиях глобализации;

— модернизация собственного бизнес-образования (элементы западных моделей на основе российской практики).

Таким образом, несмотря на наличие необходимых элементов инфраструктуры — сложившейся системы обучения управленческого персонала, базовых образовательных продуктов, консалтинга в области бизнес-образования, мониторинга и сертификации качества профессионального развития менеджеров, — рынок еще не готов создавать или даже выискивать масштабно мыслящих индивидов. Отдельные программы, отдельные школы, как, например, МИРБИС, идут уже по пути поиска, но этого катастрофически мало. Двигаясь такими темпами, мы оставим для своих детей группки грызущихся между собой особей, борющихся за мировое господство в районном масштабе. Ученым — теоретикам и практикам нужно не только решать сегодняшние задачи, но и как минимум думать о дне завтрашнем. Учить мыслить масштабно могут только учителя, сами мыслящие масштабно!

В наше время нужны личности, способные мыслить стратегически, глобально, обладающие умением увязывать общее с частным, интересы своего государства с интересами отдельной личности и интересами человека, живущего на планете Земля.

Список использованных источников

1. Ефимов В. Экономист должен обладать масштабностью мышления... [Электронные ресурсы]. URL: www.gazetayakutia.ru/.../read.asp?...

2. Исаев А. П. Масштаб личности: Лидерство [Электронный ресурс]. URL: www.ubo.ru/articles/?cat=135...

3. Масштабность личности [Электронные ресурсы]. URL: shkolamudrosti.ru/file_download/19

4. Место человека в бизнесе определяет масштаб его личности [Электронные ресурсы]. URL: www.retail.ru/interviews/12488/

5. Некрасов А. Масштабность личности // Бизнес-ключ [Электронный ресурс]. URL: www.bkworld.ru/.../ Masshtabnost_lichnosti.html/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.