Научная статья на тему 'Бийский архиерейский дом: история и современность'

Бийский архиерейский дом: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бийский архиерейский дом: история и современность»

Нижняя оконечность: схематичное изображение Голгофского холма в виде прямоугольника, заполненного точками.

В средокрестии изображение 4-конечного Голгофского креста, обозначенного узким заглубленным абрисом.

На Голгофском кресте расположено рельефное изображение фигуры распятого Иисуса Христа с головой, склоненной к правому плечу и окруженной «лучистым» нимбом.

«Провисшее» положение тела на кресте, близкое к натуралистическому, и расположенные параллельно ступни ног (что означает изображение двух гвоздей, которыми были прибиты ноги, и соответствует именно католической манере исполнения), противоречат православному канону изображения распятия.

Оборотная сторона: бортик оформлен аналогично лицевой стороне. Поле креста заполнено неясным геометрическим узором. В средокрестии - ростовое изображение Богородицы, держащей на левой руке младенца Иисуса. Правая рука простерта к Младенцу в молитвенном жесте - сюжет «Одигитрия». На лбу и плечах мафория Богородицы по три звезды - трижды повторенный символ тройной невинности, сохраненной до Рождества, во время Рождества и после Рождества.

Головы Девы Марии и Младенца окружены «лучистыми» нимбами. В верхней лопасти расположено, выполненное греческими буквами обозначение имени Богородицы.

датировка затруднена. Предположительно - вторая половина XIX в.».

Оба креста были обнаружены в захоронениях, расположенных в кирпичных склепах. Расстояние между склепами - не более 10 м.

Библиографический список

Пугачев Д.А., Калашников Д.С. Предварительные итоги аварийных работ на памятнике истории и культуры Нагорное кладбище в г Барнауле // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2001. С. 270-273.

П.С. коваленко

Музей истории Алтайской духовной миссии, Бийск, Россия

БийСкий архиерейский дом: история и современность

Главным строением Бийского архиерейского подворья более века является архиерейский дом (улица Иркутская, 1/1) (рис. 1-4). Именно здесь с 1883 по 1919 г. задавался, по сути, тон духовной жизни огромного региона - от Северо-Восточного Казахстана до Хакассии, включая всю современную Республику Алтай и отчасти Алтайский край [Крейдун, 2008].

Рис. 1. Архиерейский дом в Бийске. Фото 1900 г.

'. \: *; ч-" 1: к: п дои л

т(1ЮП З'^К

Рис. 2. Архиерейский дом в г. Бийске. Начало XX в.

Первый двухэтажный с мезонином архиерейский дом был построен в период с 1880 по 1882 г. на средства бийских 1-й гильдии купцов -городского головы Я.А. Сахарова и А.Ф. Морозова, а также других попечителей и освящен Преосвященнейшим Владимиром (Петровым), первым бийским епископом. Все это время епископ Владимир, помимо управления миссией, был «озабочен» скорейшей постройкой подворья и архиерейского дома [О миссиях Томской епархии..., 1883, с. 276].

:

Рис. 3. Архиерейский дом. 1914 г. Из альбома семьи Лусниковых

Рис. 4. Первый Бийский архиерейский дом с катехизаторским училищем Алтайской духовной миссии. Рисунок Г.И. Чорос-Гуркина

Это был «крытый железом просторный дом с каменным нижним этажом, деревянным средним и таким же верхним (мезонином); в верхнем этаже располагалась церковь, вмещающая более 500 душ; в прочих - просторные помещения для начальника миссии, библиотеки, канцелярии, архива и т.п., для певчих-учеников, служащей при домовой церкви братии, для иконописной мастерской, свечного, книжного, иконного и т.п. складов и, наконец, для временного приюта всех

отцов-миссионеров, являющихся к начальнику миссии по делам своей службы, отдельно, или на общие собрания...» [О миссиях Томской епархии..., 1883, с. 382].

Уже с весны 1882 г. начальник миссии с братией и другими помощниками из неудобной съемной квартиры переселился в новое, большей частью еще не достроенное здание.

На праздник Воздвижения Креста Господнего, 14 сентября 1882 г., начальником миссии при участии всех миссионеров и жителей Бийска были освящены и поставлены над храмом накупольные кресты. домовая архиерейско-миссионерская церковь была освящена епископом Владимиром (Петровым) 17 сентября 1882 г. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы «с тою целью, чтобы она, став здесь, на рубеже языческого Алтая, как тогда в сердце магометанского царства, была мощным покровом и защитой всех трудящихся на миссионерском поприще и утешительницею новообращенных» [О миссиях Томской епархии., 1883, с. 276]. Очевидно, церковь и дала название обширной северной части города - Казанке. Назначенный в 1883 г. на Томскую кафедру епископ Владимир во время отъезда из Бийска в своей прощальной речи говорил, что Казанская икона Божией Матери знаменательна для него тем, что он родился в приходе церкви во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Поэтому, переселяясь из Бийска на новую кафедру и ощущая при этом свою тесную связь с миссией, владыка сказал, что «оставить ее не может и поручил миссионеров покрову Казанской Божией Матери, находившейся на рубеже христианского и магометанского мира в Казани, а теперь ставшей на рубеже Алтая языческого» [Вербицкий, 1883, с. 556]. Именно тогда епископ оставил на память миссионерам две иконы: Божией Матери, именуемой «Братская», и святого равноапостольного князя Владимира, завещая разместить их на жертвеннике, в алтаре Казанского домового храма [Вербицкий, 1883, с. 558-559].

Роспись «центральной миссионерской церкви» выполнил миссионер иеромонах Антоний [О миссиях Томской епархии., 1883, с. 443].

Одной из главных святынь храма была точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненная в Казани по просьбе святителя Макария (Невского), бывшего в то время епископом Бийским. В одном из писем директору Казанской инородческой учительской семинарии Н.И. Ильминскому владыка Макарий выразил «желание иметь для этой церкви копию с чудотворной иконы, находящейся в Казанском женском монастыре, и притом такую, которую списал бы иконописец незазорной жизни или сестра обители, опытная в иконописном искусстве, с надлежащим приготовлением к оному делу: постом и молитвою, красками, освященными при чудотворной иконе. Все было сделано так, как желал Преосвященный, и икона в 1885 г. была привезена, где торжественно встречена всеми гражданами Бийска» [Записки епархиального миссионера., 1901, с. 20]. Отправляя икону, Н.И. Ильминский писал,

что этот священный дар, благословение г. Казани Алтаю, стал возможен благодаря трудам владыки Палладия и настоятельницы монастыря.

Новопостроенный архиерейский дом явился для бийского общества местом обсуждения и решения важных церковных и даже светских вопросов. Стараниями епископа Макария (Невского) каждый воскресный день в зале архиерейского дома для горожан проводились бесплатные духовные концерты-чтения, а также благотворительные концерты «для усиления средств против раскольнического братства святителя Димитрия». Как писали тогда Томские епархиальные ведомости, данные мероприятия оставляли приятные впечатления [Н. Б., 1885, с. 4].

Периодически, по случаю приезда в город важных церковных лиц, а также в связи с празднованием знаменательных исторических дат и больших православных праздников, в архиерейском доме устраивались званые обеды. Так, в очерке о бийской жизни помощника окружного полицейского исправника Е.П. Клевакина подробно описан один из таких обедов, организованный в честь приезда в город Преосвящен-нейшего Владимира (Петрова), епископа Томского и Семипалатинского, в свое время служившего начальником Алтайской духовной миссии. 11 мая 1886 г. «.после обедни, в час дня был назначен обед в архиерейском доме, куда начали съезжаться с 12 часов. Предварительно гостей угощали чаем. Перед обедом была подана еще закуска. Наконец, в 4 часа уселись за стол. Кушанья были большей частью рыбные, только одна жареная телятина. Первый тост был за Государя Императора, Государыню Императрицу и Государя Наследника Цесаревича, второй тост - за Преосвященного Владимира. Но прежде тоста городской голова Морозов прочитал адрес, поднесенный бийским обществом епископу Владимиру. Третий тост - за городское общество и присутствующих, за всех и за вся, причем Преосвященный Владимир говорил за единение церкви с гражданским ведомством.» [ГААК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 9. Л. 41].

При архиерейском доме популярностью пользовался книжный склад-магазин с большим ассортиментом книг и картин. Уже тогда, в 1882 г., в здании архиерейского дома было устроено особое, приспособленное к тому помещение, и положено начало делу. По прошению начальника миссии советом общества распространения священных книг из Санкт-Петербурга было прислано для склада «на комиссию разного рода книг Священного Писания более чем на 400 рублей» [О миссиях Томской епархии., 1883, с. 444].

В объявлении за 1885 г. представлен перечень продаваемых книг: «Евангелие разных форматов на славянском и русском наречии, псалтири на русском и славянском наречии, акафисты святому великомученику Пантелеимону, жития разных святых, слово о различных состояниях естества человеческого, слово о спасении, слово о смерти, слово о греховных помыслах, о говении по уставу святой церкви, о различных христианских обязанностях, о вечных мучениях, сочинения Преосвя-

щенного Тихона о мудрости христианской и о грехе, краткое нравоучение Тихона Задонского, епископа Воронежского, четвертая заповедь, описание Афонской часовни, Чаша Христова, изложение учения Православной Церкви, указание пути в Царствие Небесное, чудотворный образ» [Объявление, 1885, с. 11]. Среди учебных книг значились: часослов учебный, методика закона Божия, родное слово и руководство Ушинско-го, методика арифметики, сборник арифметических задач Евтушевско-го, азбука под названием «Копейка». Каждый желающий мог приобрести иконы великомученика Пантелеимона малого формата и святителя Николая Чудотворца, распятие Иисуса Христа, портрет Государя Императора, картины с видом храма Господня [Объявление, 1885, с. 11].

О потребности в создании больших размеров «общего книжного склада в гор. Бийске при доме начальника миссии» впервые упоминается в отчете миссии за 1882 г. На страницах отчета говорится, что принимаются «подготовительные меры к его устройству», к тому, чтобы склад в скором будущем мог служить духовным нуждам не только инородцев, но и русских христиан, живущих как в пределах миссии, так и в ее окрестностях. Говорится также о том, что «учреждение это не только необходимо само по себе для возвышения умственного, религиозно-нравственного уровня быстро растущего, особенно в Бийском округе, через наплыв из России населения, но и потому, что от этого зависит много успех дела в прикасающейся к нему и проникаемой им среде инородческой» [О миссиях Томской епархии., 1883, с. 443-444].

22 мая 1886 г. на архиерейском подворье произошел пожар. В 2 часа ночи сгорел архиерейский дом, «вмещавший в себе кроме помещения начальника миссий Томской епархии епископа Макария, прекрасную домовую церковь, служившую украшением г. Бийска и, так сказать, собором Алтайской миссии, классные и спальные помещения для 50 мальчиков, воспитанников катехизаторского училища, беднейших юношей большею частью инородческих детей, имевших здесь бесплатное помещение и обучение, и готовившихся проповедовать Слово Божие на Алтае. То, что созидалось в продолжении лет трудами двух начальников миссии: Преосвященных Владимира и Макария, при пособии совета миссионерского общества и пожертвованиях частных лиц, сделалось жертвою безжалостной стихии в каких-нибудь 2-3 часа» [Известия и заметки, 1886, с. 5].

Епископ Макарий спасает от огня в домовом Казанском храме напрестольный крест, Антиминс, Евангелие и Казанскую икону Пресвятой Богородицы - список с чудотворного первообраза. Пожар уничтожил здание, все имущество, библиотеку, архивы миссии и катехизаторского училища. Уцелевшими остались только надворные постройки и церковно-приходская школа. Несчастий с людьми и насельниками дома не произошло. Как предполагалось, поджог был совершен старообрядцами, против которых была направлена деятельность противорас-

кольничьего братства во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского [Известия и заметки, 1886, с. 6-7].

Новый архиерейский дом возводился в короткие сроки - с 1886 по 1888 г. - на благотворительные пожертвования сотен граждан Бийска, Бийского уезда и Российской империи. Уже через несколько месяцев после пожара стараниями бийских купцов А.В. Соколова, М.С. Сычева и сотен других благодетелей, среди которых были Высокопреосвящен-нейший Платон, митрополит Киевский и Галицкий, графиня А.Г. Толстая, граф С.В. Орлов-Давыдович и сотни других, начато строительство нового кирпичного архиерейского дома. Средства помощи направили также некоторые государственные и церковные административные учреждения - Святейший Синод, Совет православного миссионерского общества [В пользу Алтайской миссии, 1887, с. 10-13; Список жертвователей., 1888, с. 9-16]. Автором проекта стал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, томский губернский архитектор С.М. Владиславлев [Крейдун, 2010, с. 12].

В 1888 г. было освящено вновь построенное кирпичное трехэтажное «пространнейшее» здание. 21 сентября 1888 г. Макарием (Невским), епископом Бийским, освящена домовая при Бийском архиерейском доме однопрестольная церковь во имя «раскола искоренителя» святителя Димитрия, митрополита Ростовского, построенная на средства благотворителей. Она размещалась в третьем этаже-мезонине и была увенчана восьмигранным конусообразным куполом-шатром с небольшой святой главой. Таким же куполом была увенчана квадратная в основании одноярусная колокольня, связанная с центральной частью храма низким чердачным коридором под кровлей здания [ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 23. Л. 10].

В новоосвященной церкви постоянно находилась одна из главных святынь Алтая - икона небесного покровителя Бийска и Алтайской духовной миссии - святого великомученика Пантелеимона с частицей его святых «целебных» мощей. Как писали Томские епархиальные ведомости за 1890 г., «окрестные жители имеют особое благоговение к этой святыне и во время народных бедствий: засух, саранчи и эпидемической болезни - просят для молебствия в свои жилища» [Состояние центрального пункта., 1890, с. 2]. С момента освящения храма церковным старостой на первое и второе трехлетие избирался бийский мещанин В.В. Ракин [От канцелярии епископа Бийского., 1894, с. 5].

Документ с названием «Страховая оценка», датированный 31 августа 1910 г., из фондов Российского государственного исторического архива содержит подробное описание Бийского архиерейского дома: «.каменный, двухэтажный с мезонином (в мезонине домовая церковь), внутри и снаружи оштукатурен, покрыт железом, окрашенным зеленою масляной краской; высота дома - 5 сажен, ширина - 12 сажен, длина -18 сажен. Окон в мезонине (церкви) - 26 штук, мерой 1/ аршина высоты и 12 вершков ширины; в верхнем этаже - 35 штук мерою 3/ аршина

высоты и 2 аршина ширины; 10 окон мерою 3 аршина высоты и 2 аршина ширины и 2 окна мерою 3^ аршина высоты и 10 вершков ширины; в нижнем этаже всех окон 42, мерою 2 аршина высоты и 2 аршина ширины; все окна с двойными рамами. Дверей двухстворчатых - 35, одностворчатых - 15; печей русских - 1, голландских - 27 и 1 печь с трубой в бане.» [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 58, 58об.].

В начале ХХ в. при архиерейском доме также работал книжный склад. В ассортименте склада имелись «иконы, богослужебные книги, священнические кресты, учебники для церковно-приходских школ, Троицкие и Афонские книжки и листки, а также и книги духовно-нравственного содержания» [Объявления, 1901, с. 28].

Согласно страховой оценочной ведомости от 31 августа 1910 г. в комплекс Бийского архиерейского дома входило 11 строений [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 58-59об.]:

1) Казанская церковь - каменная; построена в 1891 г.;

2) архиерейский дом - каменный, двухэтажный с мезонином; построен в 1888 г.;

3) дом (флигель) - каменный, одноэтажный; построен в 1906 г.;

4) дом (флигель) - деревянный, одноэтажный; построен в 1905 г.;

5) конюшня - каменная, одноэтажная (примыкает к каменному флигелю), с кучерской избой; построена в 1906 г.;

6) завозня, амбар и конюшня - деревянные; построены в 1905 г.;

7) завозня, конюшня и коровник - деревянные; построены в 1905 г.;

8) завозня - деревянная; построена в 1901 г.;

9) завозня, амбар и кладовая - деревянные, построены в 1883 г.;

10) амбар - деревянный; построен в 1902 г.;

11) баня - деревянная; построена в 1907 г.

Оценочная ведомость от 24 апреля 1914 г. содержит дополнительный список вновь возведенных строений:

1) завозня, амбар и кладовая - бревенчатые, деревянные; построены в 1913 г. взамен старых (№9);

2) баня - деревянная, бревенчатая; построена в 1914 г., взамен старой (№11);

3) новый навес из деревянных столбов, крытый железом - примыкает к завозне, амбару и кладовой №9; построен в 1913 г. [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 61, 61об.].

Вся территория Бийского архиерейского дома с хозяйственными строениями, Архиерейской рощицей с фонтаном и беседками была обнесена изгородью высотой более 2,5 м, состоящей из каменных столбов и деревянных решеток-пролетов, и частично - кирпичным забором. Справа и слева от центрального входа в архиерейский дом, согласно почтовым открыткам и фотографиям начала ХХ в., симметрично располагались каменные парадные двухстворчатые ворота с двумя однотипными калитками по бокам [МАДМ. НВФ. Инв. №512].

Предположительно, в калитке левых ворот, под навесом, в специально устроенном киоте со ставнями (согласно почтовым открыткам начала XX в. [МАДМ. НВФ. Инв. №512]) и находилась для всеобщего поклонения особо чтимая Бийская чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1910 г. «один из просвещенных освободителей "рабочих" -Гущин похвалился своим единомышленникам, что он выстрелит в Казанскую икону Божией Матери.». В ночное время суток Гущин отправился с товарищами к иконе и выстрелил в нее. Более 20 дробин попали в изображение младенца Христа. Мучаясь угрызением совести, он сам заявил властям о своем преступлении. Богоотступник и его сотоварищ вскоре в душевных муках покончили жизнь самоубийством. И, как писали Томские епархиальные ведомости, «.никто из мимо проходящих не решится пройти мимо означенной иконы, чтобы не поклониться ей. Даже бывшие явные атеисты и те не проходят без поклонения и лобзания этой иконы» [Кара Божия, 1910, с. 762-763]. К сожалению, в советские годы XX в. икона была утеряна.

В 1920 г. архиерейский дом, как и все здания подворья, был национализирован. Уже 21 февраля 1920 г. квартирно-жилищный подотдел при Бийском горхозе выдал Бийскому отделу народного образования удостоверение за №438, разрешающее занять помещение церкви архиерейского дома [МАДМ. НВФ. Инв. №344].

Более восьмидесяти лет здание использовалось в иных целях. В разные годы в нем располагались: общежитие опытно-показательной школы имени III Коминтерна, начальные школы имени Г.Е. Зиновьева и А.С. Грибоедова, семилетняя «Привокзальная» школа, автомобильный техникум, в годы Великой Отечественной войны - эвакогоспиталь, затем штаб воинской части [МАДМ. НВФ. Инв. №317].

В июне 2002 г. архиерейский дом был возвращен РПЦ. Начались реставрационные работы.

Официальное распоряжение Правительства РФ за №979-р о безвозмездной передаче здания в собственность Барнаульской епархии РПЦ было подписано только 16 июля 2003 г. [МАДМ. НВФ. 416].

19 сентября 2002 г. Преосвященнейший Максим (Дмитриев), епископ Барнаульский и Алтайский, в сослужении духовенства освятил два новых креста на купола архиерейского дома. При большом стечении народа в этот же день состоялось поднятие и установка святого креста на главный купол домового храма во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского [Носкова, 2002, с. 1].

В залах архиерейского дома с 25 сентября 2009 г. разместились экспозиции Музея истории Алтайской духовной миссии. По состоянию на 1 марта 2016 г. в составе музея 19 тематических залов-экспозиций, 48547 музейных предметов. Коллектив музея проводит ежегодно более 700 экскурсий, которые посещает до 35 тысяч туристов и паломников.

В мезонине здания воссоздана и 31 октября 2013 г. Преосвящен-нейшим Сергием (Иванниковым), епископом Барнаульским и Алтайским, освящена домовая крестовая церковь бийских архиереев во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В храме ежемесячно проводятся богослужения.

С июля 2014 г. при музее открыта Центральная православная библиотека г. Бийска. В ее собрании 12760 книг, более 30 тысяч номеров православной периодики, 1400 документальных фильмов о православии.

В помещениях архиерейского дома работают взрослая воскресная школа и молодежный православный центр «Добро» Казанской церкви г. Бийска, православный кинолекторий.

Таким образом, Бийский архиерейский дом в начале XXI в. переживает время вторичного возрождения, снова является духовным, образовательным и культурным центром Бийской епархии. Сбор исторических фактов и архивных документов, их изучение и анализ позволяют глубоко и емко проследить «биографию» здания, понять первоначальное функциональное назначение его залов и комнат и тем самым восстановить историческую преемственность.

Библиографический список

В пользу Алтайской миссии на возобновление сгоревших от пожара 22 мая дома и церкви Начальника томских миссий епископа Бийского и катехизаторского училища. // Томские епархиальные ведомости. 1887. №5. С. 10-13.

Вербицкий В. Проводы из г. Бийска Преосвященнейшего Владимира на кафедру Томскую // Томские епархиальные ведомости. 1883. №19. С. 556, 558-559.

ГААК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 9. Л. 41. Из очерков Е. П. Клевакина о бийской жизни. 1886 г.

ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 23. Л. 10. Клировая ведомость Казанской церкви Томской епархии гор. Бийска Алтайской духовной миссии за 1905 год.

Записки епархиального миссионера, священника Павлина Смирнова // Томские епархиальные ведомости. 1901. №24. С. 20.

Известия и заметки // Томские епархиальные ведомости. 1886. №13. С. 5-7.

Кара Божия // Томские епархиальные ведомости. 1910. №18. С. 762-763.

Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 гг.: структура и деятельность. М., 2008. 200 с. : илл.

Крейдун Ю.А. Бийский архиерейский дом. История и архитектура. Бийск, 2010. С. 12.

МАДМ. НВФ. 416. Распоряжение Правительства РФ за №979-р о безвозмездной передаче в собственность Барнаульской епархии РПЦ зданий по адресу: Алтайский край, г. Бийск, улица Иркутская, 1/1 и 1/2 от 16 июля 2003 г.

МАДМ. НВФ. Инв. №317. Папка с документами и материалами (копии) «Бийский архиерейский дом. 1880-2014 гг.».

МАДМ. НВФ. Инв. №344. Удостоверение за №438 от 21 февраля 1920 г. выданное квартирно-жилищным подотделом при Бийском горхозе Бийскому отделу народного образования.

МАДМ. НВФ. Инв. №512. Альбом фотографий «Бийское архиерейское подворье в начале XX в.».

Н. Б. 6 апреля и 13 мая - в г. Бийске // Томские епархиальные ведомости. 1885. №12. С. 4.

Носкова Л. Под сенью крестов архиерейского дома // Бийский рабочий. 2002. 26 сент. №186. С. 1.

О миссиях Томской епархии Алтайской и Киргизской в 1882 г. // Томские епархиальные ведомости. 1883. №10. С. 276.

О миссиях Томской епархии Алтайской и Киргизской в 1882 г. // Томские епархиальные ведомости. 1883. №13. С. 382.

О миссиях Томской епархии Алтайской и Киргизской в 1882 г. // Томские епархиальные ведомости. 1883. №15. С. 443-444.

Объявление // Томские епархиальные ведомости. 1885. №3. С. 11.

Объявления // Томские епархиальные ведомости. 1901. №2. С. 28.

От канцелярии епископа Бийского, начальника Алтайской и киргизской миссий Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1894. №23. С. 5.

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 58, 58-59об., 61, 61об. Страховые оценочные ведомости на церковные строения г. Бийска. 1910 г. и 1914 г.

Состояние центрального пункта (в Бийске) и станов миссии / Отчет Алтайской миссии за 1889 г. // Томские епархиальные ведомости. 1890. №7. С. 2.

Список жертвователей на построение Бийского архиерейского дома с церковью, катехизаторским училищем на месте сгоревших 26 мая 1886 г. // Томские епархиальные ведомости. 1888. №16. С. 9-16.

и.г. Минов

Музей города Новосибирска, Новосибирск, Россия

к вопросу о заселении памятного МЕСТА

с. ЮРТ-оРЫ - МЕСТА ДРЕВНЕГО ПоСЕЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР В ХУП-ХГХ вв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревня Юрт-Оры является древним поселением чатов - группы так называемых томских татар, входящих в сибирско-татарский этнос.

До появления ермаковского отряда в Сибири чаты занимали территорию по соседству с барабинцами в бассейне Верхней Оми, а также, видимо, верховий Каргата, Чулыма и в бассейне р. Чаус, притока Оби. Передвижки, охватившие в разной степени тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины после 1583 г., подтолкнули чатов к занятию обширных районов Приобья, Поселившись на Оби, в основном в лесной и лесостепной зонах, чаты стали все более приобретать черты оседлости. Еще до прихода русских отрядов они подчинили жителей междуречья Оби и Томи. На Оби, у Кривой Луки, чаты основали свой родовой городок, который именовался по русским документам Чатским. Существует предположение, что Чатский городок стоял на берегу Оби, где-то возле современной деревни Юрт-Оры. Местонахождение его часто определяли и местом на берегу Оби по дороге из Томска в Тару, на мысу, образуемом левым берегом р. Июна (Уени) при впадении ее в Обь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.