Научная статья на тему 'Биржа и основные направления биржевой политики в современных условиях'

Биржа и основные направления биржевой политики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2463
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИРЖА / БИРЖЕВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карлов А. М., Вольвач Е. А.

В статье отмечается, что в связи с возросшей ролью финансового сектора экономики, резкого возвышения значения финансовой конкурентоспособности страны проблема деятельности бирж приобрела еще большую актуальность. Уточнено понятие «биржа», сформулировано понятие «биржевая политика», выявлена взаимозависимость финансовой политики государства и биржевой политики. Сделан вывод о том, что необходима модернизация всей финансовой системы, создание в России новой инфраструктуры, в частности международного финансового центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биржа и основные направления биржевой политики в современных условиях»

Биржевая политика

Удк 336.761

биржа и основные направления биржевой политики в современных условиях

А. М. КАРЛОВ, доктор технических наук, профессор кафедры финансов и кредита Е-тиН: scince@bief. ги

Е. А. ВОЛЬВАЧ, аспирант кафедры финансов и кредита Е-тиН: volvatck@mail. ги Балтийский институт экономики и финансов

В статье отмечается, что в связи с возросшей ролью финансового сектора экономики, резкого возвышения значения финансовой конкурентоспособности страны проблема деятельности бирж приобрела еще большую актуальность. Уточнено понятие «биржа», сформулировано понятие «биржевая политика», выявлена взаимозависимость финансовой политики государства и биржевой политики. Сделан вывод о том, что необходима модернизация всей финансовой системы, создание в России новой инфраструктуры, в частности - международного финансового центра.

Ключевые слова: биржа, биржевая политика, финансовая политика, финансовый рынок.

Ни в одном экономическом словаре не раскрыто понятие «биржевая политика». Термин «биржевая политика» впервые употребляется в статье В. Маневича, опубликованной в 1991 г. В ней подчеркивается, что «.. .важнейшими вопросами биржевой политики являются: юридическая природа бирж; принцип организации биржевого рынка (рынок онкольный, рынок брокеров или рынок дилеров); принцип котировок цен» [7].

Зарегистрированные в 1990-1991 гг. около 800 бирж, представляли собой обычные посредничес-

кие конторы. Лишь незначительная часть организаций могла с определенной натяжкой именовать себя биржей в общепринятом толковании.

Под биржевой политикой В. Маневич понимает деятельность государства (государственную политику), направленную на:

- становление биржи;

- развитие биржи и ее инфраструктуры [7].

Со временем в России появились биржи, соответствующие всем критерием классического понятия данного термина. Но с развитием самой биржи менялось и содержание биржевой политики.

Так что же такое «биржевая политика» как экономическая категория в современном толковании? Прежде чем дать определение данному понятию, рассмотрим основные направления деятельности бирж и их роль в формировании финансового рынка.

В современной экономической литературе можно встретить несколько трактовок термина «биржа».

Например, Г. Резко понятие «биржа» трактует следующим образом: «.организующая, системообразующая часть рыночной структуры. Основной задачей биржи являются организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала, валюты.

С помощью биржевого механизма обеспечивается спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием» [2].

Расширяет понятие В. Галанов. Согласно его определению биржа это:

1) современная форма организации рынка определенных видов товаров, оформленного в виде объединения профессиональных торговцев, проводящих торги по установленным правилам;

2) специальным образом оборудованное рыночное место, выделяемое для профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров;

3) регулярно действующий по определенным правилам оптовый рынок, на котором совершается торговля:

- ценными бумагами;

- товарами по образцам;

- валютой и редкоземельными металлами;

- контрактами на поставку товаров в будущем;

- правами на заключение таких контрактов [1].

В зависимости от вида биржевого товара в

мировой практике принято выделять:

- товарные биржи;

- фондовые биржи;

- валютные биржи.

В Законе Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» отмечается, что товарной биржей называется организация с правами юридического лица, проводящая гласные публичные торги в заранее определенном месте, в конкретное время и по установленным правилам [9].

Данные трактовки товарной биржи как элемента материально-технического обеспечения производства и товаропроводящего канала, формирующего оптовый рынок, являются неполными. Их следует дополнить следующей характеристикой биржи: биржа является измерителем и стабилизатором цен на важнейшие ресурсы, лежащих в основе ценообразования.

В зависимости от того, в какой организационно-правовой форме учреждается товарная биржа, она может быть признана:

- организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация);

- организацией, не имеющей в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющей полученную прибыль между участниками (некоммерческая организация).

Товарная биржа, учреждаемая как коммерческая организация, может создаваться в форме хозяйственных обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью).

Товарная биржа, являющаяся некоммерческой организацией, может иметь организационно-правовую форму некоммерческого партнерства.

Фондовой биржей согласно Федеральному закону от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» признается организатор торговли на рынке ценных бумаг.

Но если ранее в качестве такого организатора торговли могли выступать только некоммерческие партнерства, то с июля 2010 г. функции организатора торговли могут выполнять также акционерные общества. Фондовые биржи, созданные ранее и являющиеся некоммерческими партнерствами, могут преобразоваться в акционерные общества [10].

Прежде юридическое лицо, осуществляющее функции фондовой биржи, не вправе было совмещать эту работу с иными видами деятельности (за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств). Однако в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и вступившими в силу в 2010 г., деятельность фондовой биржи может быть совмещена:

- с деятельностью валютной биржи;

- с деятельностью товарной биржи (деятельностью по организации биржевой торговли);

- с клиринговой деятельностью, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;

- с деятельностью по распространению информации;

- с издательской деятельностью;

- с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Современная биржа предоставляет не только возможность торговать ценными бумагами, но и весь комплекс услуг по завершению расчетов после торгов, а также услуги по хранению бумаг, их переводу и расчетам по сделкам (депозитарно-клиринговые услуги) [4].

Главными биржами России в настоящее время являются ММВБ и РТС. Они считаются коммерческими организациями.

В рамках Группы ММВБ действует ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» - ведущая российская

фондовая площадка, доля которой на российском биржевом рынке акций составляет свыше 80 %, а с учетом внебиржевого сегмента - порядка 60 %. Фондовая биржа ММВБ - крупнейшая фондовая биржа стран СНГ, Восточной и Центральной Европы. Она входит в число 30 ведущих фондовых бирж мира, а ее доля в биржевом обороте торгов российскими активами с учетом депозитарных расписок на акции российских эмитентов составляет порядка 70 %.

Основной хозяйственной деятельностью ЗАО «ФБ ММВБ» является деятельность фондовой биржи (организация торговли на рынке ценных бумаг). Также фондовая биржа ММВБ оказывает широкий спектр услуг эмитентам, включая:

- вывод на биржу существующих акций;

- листинг и первичное размещение (IPO).

В 2009 г. на бирже запущен новый сектор -Рынок инноваций и инвестиций ММВБ, который создан на базе сектора инновационных и растущих компаний (ИРК). Основная задача - привлечение инвестиций в компании высоких технологий и предприятий малой и средней капитализации [19].

Группа РТС в настоящее время представляет собой интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру. В ее состав входят:

- ОАО «Фондовая биржа РТС»;

- НП РТС;

- ЗАО «Клиринговый центр РТС»;

- НКО «Расчетная палата РТС»;

- ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания»;

- ОАО «Украинская биржа»;

- АО «Товарная биржа «ЕТС»;

- ОАО «Санкт-Петербургская биржа»;

- ООО «РТС-тендер» [18].

На официальном сайте группы компаний РТС заявлено, что основной целью Группы РТС является формирование и развитие экономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования цены на ценные бумаги и финансовые инструменты [18].

В феврале 2011 г. было объявлено об объединении двух бирж РТС и ММВБ. В мае 2011 г. состоялась первая рабочая встреча менеджмента двух бирж, планирующих объединение. На этой встрече президент ММВБ Р. Аганбегян объявил цель объединения - увеличить объем торгов на новой бирже до 10-го места в мире.

В планах объединенной биржи:

- увеличить присутствие на рынке иностранных клиентов;

-увеличить объемы торгов, ликвидность и доходы.

Против 400 млн долл. суммарного дохода ММВБ и РТС в 2010 г. доход объединенной биржи к 2015 г. может составить 900 млн долл. При этом на каждый заработанный биржей доллар вся индустрия фондового рынка России должна получить 4 долл. То есть совокупный доход увеличится с 2,6 млрд долл. в 2010 г. до 10 млрд долл. в 2015 г.

Президент ММВБ Р. Аганбегян планирует превратить объединенную биржу в передовой биржевой холдинг мирового масштаба, который станет драйвером развития капитала в России и странах СНГ. По его словам, по объему торгов акциями РТС и ММВБ вместе занимают 17-е место в мире, тогда как по ВВП Россия находится на 10-м месте. задача ясна: увеличить объем торгов на новой бирже до 10-го места в мире [14].

Однако такие же цели преследуются и государством в отношении биржи. Правительство РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетом в развитии финансовых рынков в России определило создание международного финансового центра (МФЦ) регионального уровня -системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран [6].

Напомним условия формирования МФЦ в России [3].

1. Показатель капитализации. Числовое значение капитализации России должно находиться в пределах 5,4-5,6 трлн долл., став на один уровень с рынками США, Великобритании, Японии. Важным признаком идеальной модели считается не максимизация уровня национальной капитализации, а ее устойчивый рост (без существенных временных снижений) в долгосрочной перспективе, обеспечивающий устойчивое опережающее развитие фондового рынка по сравнению с остальной экономикой.

2. Показатель ликвидности внутреннего рынка акций. Для формирования международного финансового центра одним из условий является лидерство России по соотношению объема биржевой торговли акциями и капитализации. Показатель годового объема сделок с акциями на внутренних биржевых рынках должен составлять 10,3-10,6 трлн долл.

3. Доля иностранных ценных бумаг в листинге и обороте российских фондовых бирж. Она должна составлять не менее 12 %.

4. Соотношение капитализации и ВВП. Данный показатель необходимо довести до почти 190 %.

5. Соотношение между объемом привлеченного капитала и объемом инвестиций в основной капитал. Целевым показателем, позволяющим оценить роль IPO (первоначальное публичное предложение акций на продажу широкому кругу лиц) в привлечении капитала, является доля не менее 11 % в общем объеме инвестиций в основной капитал. Это означает объем привлеченных эмитентами средств в размере 27,5 млрд долл. в постоянных ценах 2007 г. или 77-96 млрд долл. в прогнозных ценах 2020 г. Таким образом, понятно, что цели биржи и государства в развитии биржевой торговли, в создании на основе объединенной биржи ведущего международного финансового центра совпадают. Однако для биржи это является средством увеличения получаемой прибыли, а для государства - средством расширения финансового рынка России и структурной модернизации российской финансовой системы обеспечивающей:

- привлечение в российскую экономику зарубежных и внутренних ресурсов для финансирования модернизации;

- повышение эффективности инвестиций за счет использования более широкого набора рыночных инструментов и развитой инфраструктуры финансового рынка;

- привлечение новых технологий;

- расширение международного сотрудничества и экономического присутствия в странах СНГ и ЦВЕ, содействие продвижению российской продукции и финансовых услуг на внешние рынки;

- контроль за ценами на российские активы и структурой собственности;

- минимизацию потерь от торговли российскими активами за рубежом;

- эффективное использование государственной собственности.

Можно сделать вывод, что содержание понятия «биржевая политика» не ограничивается политикой самой биржи, а является составной частью экономической политики государства.

Для подтверждения этого обратимся к сущности финансов и финансовой политики.

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу

формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства. Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Перечисленные функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме [5].

Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная:

- с мобилизацией финансовых ресурсов;

- их распределением;

- использованием финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.

Хотя единого мнения в отношении понятия «финансовая политика» не достигнуто.

Так, представители экономической западной школы Р. Дорнбуш, С. Фишер и Р. Шмалензи [16] вообще не выделяют самостоятельное понятие «финансовая политика», а лишь расширяют определение фискальной политики: фискальная политика представляет собой решения принимаемые государством относительно своих расходов и доходов, утверждают они.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители марксистской школы дают более точное определение финансовой политики. Под ней они понимают совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Профессор А. Нешитой [15] определяет финансовую политику как особую сферу деятельности государства, направленную на:

- мобилизацию финансовых ресурсов;

- их рациональное распределение;

- эффективное использование данных ресурсов для осуществления государством его функций.

Таким образом, государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно решает следующие задачи:

- разрабатывает стратегию финансового развития на перспективу;

- определяет основные направления, тактику действий на предстоящий период;

- определяет средства и пути достижения стратегических и тактических задач.

Финансовая политика включает стратегию и тактику регулирования финансовых отношений.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

Стратегия предполагает:

- обоснование перспективных направлений финансовой политики на длительный период (до 10-15 лет и более), исходя из долгосрочных задач развития экономики;

- разработку системы мер по стабилизации финансовых ресурсов для их эффективного решения.

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Профессор С. Сенчаков [11, 12] определяет финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономический политики. Важным компонентом приведенного определения является положение о том, что финансовая политика -органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность [8].

Главными приоритетами долгосрочной экономической политики (на период до 2020 г.) Российской Федерации необходимо считать:

- обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка;

- формирование в России самостоятельного финансового центра [13].

Финансовый рынок -это механизм перераспределения капитала между субъектами экономических отношений при помощи посредников на основе спроса и предложения

на капитал. Фактически он представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Структура финансового рынка представлена на рисунке [17].

Итак, биржа «обслуживает» большую часть финансового рынка. Поэтому финансовый рынок может развиваться только в параллели с биржей. То есть прослеживается четкая связь: биржа - финансовый рынок - экономика государства.

Для решения экономических задач государству в настоящее время необходимо модернизировать всю финансовую систему, в том числе и саму биржу. Многое в этом направлении уже сделано:

- вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

- разработаны основные положения проекта закона «О центральном депозитарии»;

- разработаны предложения по изменениям, которые необходимо внести в Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Структура финансового рынка

Однако многое еще предстоит. Назрели следующие серьезные изменения.

1. Реформирование финансовой системы:

- осуществить переход к режиму инфляционного таргетирования и к свободному плаванию курса рубля. Для этого следует внести изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которые уточняли бы понятие «защита и обеспечение устойчивости рубля» как поддержание покупательной способности рубля, т. е. сохранение низкой, устойчивой и предсказуемой инфляции;

- создать независимого регулятора;

- решить вопрос финансирования модернизации. При этом ведущая роль должна принадлежать прямым частным инвестициям.

2. Реформирование биржи:

- стимулировать развитие биржевой торговли, в том числе использование стандартов биржевой торговли, допускающих расчеты с отсрочкой исполнения;

- создать современные системы риск-менеджмента для бирж, соответствующие передовому зарубежному уровню;

- решить вопросы технологии работы бирж с реальными товарами, включая организацию поставки. На этой основе осуществить переход к организации торговли товарными деривативами;

- ввести технологии товарного клиринга на биржах реального товара.

В заключение приведем авторскую трактовку определения понятий «биржа» и «биржевая политика».

Биржа - организация с правами юридического лица:

- проводящая гласные публичные торги в заранее определенном месте, в конкретное время и по установленным правилам;

- оказывающая весь комплекс услуг по завершению расчетов после торгов, а также услуги по хранению бумаг, их переводу и расчетам по сделкам (депозитарно-клиринговые услуги), облегчающая доступ к рынку для контрагентов;

- центр ценообразования активов, является измерителем и стабилизатором цен на важнейшие ресурсы.

Биржевая политика - часть экономической и финансовой политики государства, целенаправленная деятельность государства, связанная с развитием и функционированием валютного, фондового, срочного, товарного и денежного рынков через систему бирж.

Список литературы

1. Биржевое дело: учебник / под ред. А. И. Басова, Е. В. Афанасьева, В. А. Галанова и др. М.: Финансы и статистика. 2000.

2. Биржевое дело: учебник / под ред. Г. Я. Резго. М.: Финансы и статистика. 2003.

3. ВольвачЕ. А. Создание международного финансового центра в Российской Федерации, необходимость, перспективы, проблемы // Балтийский экономический журнал. 2010. № 2.

4. Кадинская О. А. Российская биржевая торговля (часть 1) // Управление корпоративными финансами. 2006. № (01) 13.

5. Карандаев Г. Н. Сущность и организация государственных и муниципальных финансов. URL: http:// rusportal.net/articles/publikacii-avtorov/finansy/detail/5781/.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

7. Маневич В. Функции товарный биржи и основные направления биржевой политики у условиях перехода к рынку // Вопросы экономики. 1991. № 10.

8. МирошниковИ. А. Финансовая политика устойчивого экономического роста национальной экономики. Краснодар. 2009.

9. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-I.

10. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 28.12.2002 № 185-ФЗ.

11. Сенчаков В. К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России // Вопросы экономики. 1997. № 6.

12. Сенчаков В. К. Проблемы финансовой и денежно-кредитной политики с позиций стратегии экономической безопасности // Деньги и кредит. 1996. № 9.

13. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р.

14. Трофимов А. Ключевой риск - в нас самих // Ведомости. 30.06.2011.

15. Финансы: учеб. для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2008.

16. Экономика: учебник / под ред. Г. Г. Сапова: пер. с англ. Е. Е. Балашова и др. М.: Дело. 1997.

17. URL: http://www. fintools. ru/content/document_ r_85DB19A2-DCE5-4E4E-BE8A-D84185A14743.html.

18. URL: http://www.rts.ru/s14.

19. URL: www.micex.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.