Биржевая политика
Удк 336.761
биржа и основные направления биржевой политики в современных условиях
А. М. КАРЛОВ, доктор технических наук, профессор кафедры финансов и кредита Е-тиН: scince@bief. ги
Е. А. ВОЛЬВАЧ, аспирант кафедры финансов и кредита Е-тиН: volvatck@mail. ги Балтийский институт экономики и финансов
В статье отмечается, что в связи с возросшей ролью финансового сектора экономики, резкого возвышения значения финансовой конкурентоспособности страны проблема деятельности бирж приобрела еще большую актуальность. Уточнено понятие «биржа», сформулировано понятие «биржевая политика», выявлена взаимозависимость финансовой политики государства и биржевой политики. Сделан вывод о том, что необходима модернизация всей финансовой системы, создание в России новой инфраструктуры, в частности - международного финансового центра.
Ключевые слова: биржа, биржевая политика, финансовая политика, финансовый рынок.
Ни в одном экономическом словаре не раскрыто понятие «биржевая политика». Термин «биржевая политика» впервые употребляется в статье В. Маневича, опубликованной в 1991 г. В ней подчеркивается, что «.. .важнейшими вопросами биржевой политики являются: юридическая природа бирж; принцип организации биржевого рынка (рынок онкольный, рынок брокеров или рынок дилеров); принцип котировок цен» [7].
Зарегистрированные в 1990-1991 гг. около 800 бирж, представляли собой обычные посредничес-
кие конторы. Лишь незначительная часть организаций могла с определенной натяжкой именовать себя биржей в общепринятом толковании.
Под биржевой политикой В. Маневич понимает деятельность государства (государственную политику), направленную на:
- становление биржи;
- развитие биржи и ее инфраструктуры [7].
Со временем в России появились биржи, соответствующие всем критерием классического понятия данного термина. Но с развитием самой биржи менялось и содержание биржевой политики.
Так что же такое «биржевая политика» как экономическая категория в современном толковании? Прежде чем дать определение данному понятию, рассмотрим основные направления деятельности бирж и их роль в формировании финансового рынка.
В современной экономической литературе можно встретить несколько трактовок термина «биржа».
Например, Г. Резко понятие «биржа» трактует следующим образом: «.организующая, системообразующая часть рыночной структуры. Основной задачей биржи являются организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала, валюты.
С помощью биржевого механизма обеспечивается спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием» [2].
Расширяет понятие В. Галанов. Согласно его определению биржа это:
1) современная форма организации рынка определенных видов товаров, оформленного в виде объединения профессиональных торговцев, проводящих торги по установленным правилам;
2) специальным образом оборудованное рыночное место, выделяемое для профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров;
3) регулярно действующий по определенным правилам оптовый рынок, на котором совершается торговля:
- ценными бумагами;
- товарами по образцам;
- валютой и редкоземельными металлами;
- контрактами на поставку товаров в будущем;
- правами на заключение таких контрактов [1].
В зависимости от вида биржевого товара в
мировой практике принято выделять:
- товарные биржи;
- фондовые биржи;
- валютные биржи.
В Законе Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» отмечается, что товарной биржей называется организация с правами юридического лица, проводящая гласные публичные торги в заранее определенном месте, в конкретное время и по установленным правилам [9].
Данные трактовки товарной биржи как элемента материально-технического обеспечения производства и товаропроводящего канала, формирующего оптовый рынок, являются неполными. Их следует дополнить следующей характеристикой биржи: биржа является измерителем и стабилизатором цен на важнейшие ресурсы, лежащих в основе ценообразования.
В зависимости от того, в какой организационно-правовой форме учреждается товарная биржа, она может быть признана:
- организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация);
- организацией, не имеющей в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющей полученную прибыль между участниками (некоммерческая организация).
Товарная биржа, учреждаемая как коммерческая организация, может создаваться в форме хозяйственных обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью).
Товарная биржа, являющаяся некоммерческой организацией, может иметь организационно-правовую форму некоммерческого партнерства.
Фондовой биржей согласно Федеральному закону от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» признается организатор торговли на рынке ценных бумаг.
Но если ранее в качестве такого организатора торговли могли выступать только некоммерческие партнерства, то с июля 2010 г. функции организатора торговли могут выполнять также акционерные общества. Фондовые биржи, созданные ранее и являющиеся некоммерческими партнерствами, могут преобразоваться в акционерные общества [10].
Прежде юридическое лицо, осуществляющее функции фондовой биржи, не вправе было совмещать эту работу с иными видами деятельности (за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств). Однако в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и вступившими в силу в 2010 г., деятельность фондовой биржи может быть совмещена:
- с деятельностью валютной биржи;
- с деятельностью товарной биржи (деятельностью по организации биржевой торговли);
- с клиринговой деятельностью, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;
- с деятельностью по распространению информации;
- с издательской деятельностью;
- с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.
Современная биржа предоставляет не только возможность торговать ценными бумагами, но и весь комплекс услуг по завершению расчетов после торгов, а также услуги по хранению бумаг, их переводу и расчетам по сделкам (депозитарно-клиринговые услуги) [4].
Главными биржами России в настоящее время являются ММВБ и РТС. Они считаются коммерческими организациями.
В рамках Группы ММВБ действует ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» - ведущая российская
фондовая площадка, доля которой на российском биржевом рынке акций составляет свыше 80 %, а с учетом внебиржевого сегмента - порядка 60 %. Фондовая биржа ММВБ - крупнейшая фондовая биржа стран СНГ, Восточной и Центральной Европы. Она входит в число 30 ведущих фондовых бирж мира, а ее доля в биржевом обороте торгов российскими активами с учетом депозитарных расписок на акции российских эмитентов составляет порядка 70 %.
Основной хозяйственной деятельностью ЗАО «ФБ ММВБ» является деятельность фондовой биржи (организация торговли на рынке ценных бумаг). Также фондовая биржа ММВБ оказывает широкий спектр услуг эмитентам, включая:
- вывод на биржу существующих акций;
- листинг и первичное размещение (IPO).
В 2009 г. на бирже запущен новый сектор -Рынок инноваций и инвестиций ММВБ, который создан на базе сектора инновационных и растущих компаний (ИРК). Основная задача - привлечение инвестиций в компании высоких технологий и предприятий малой и средней капитализации [19].
Группа РТС в настоящее время представляет собой интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру. В ее состав входят:
- ОАО «Фондовая биржа РТС»;
- НП РТС;
- ЗАО «Клиринговый центр РТС»;
- НКО «Расчетная палата РТС»;
- ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания»;
- ОАО «Украинская биржа»;
- АО «Товарная биржа «ЕТС»;
- ОАО «Санкт-Петербургская биржа»;
- ООО «РТС-тендер» [18].
На официальном сайте группы компаний РТС заявлено, что основной целью Группы РТС является формирование и развитие экономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования цены на ценные бумаги и финансовые инструменты [18].
В феврале 2011 г. было объявлено об объединении двух бирж РТС и ММВБ. В мае 2011 г. состоялась первая рабочая встреча менеджмента двух бирж, планирующих объединение. На этой встрече президент ММВБ Р. Аганбегян объявил цель объединения - увеличить объем торгов на новой бирже до 10-го места в мире.
В планах объединенной биржи:
- увеличить присутствие на рынке иностранных клиентов;
-увеличить объемы торгов, ликвидность и доходы.
Против 400 млн долл. суммарного дохода ММВБ и РТС в 2010 г. доход объединенной биржи к 2015 г. может составить 900 млн долл. При этом на каждый заработанный биржей доллар вся индустрия фондового рынка России должна получить 4 долл. То есть совокупный доход увеличится с 2,6 млрд долл. в 2010 г. до 10 млрд долл. в 2015 г.
Президент ММВБ Р. Аганбегян планирует превратить объединенную биржу в передовой биржевой холдинг мирового масштаба, который станет драйвером развития капитала в России и странах СНГ. По его словам, по объему торгов акциями РТС и ММВБ вместе занимают 17-е место в мире, тогда как по ВВП Россия находится на 10-м месте. задача ясна: увеличить объем торгов на новой бирже до 10-го места в мире [14].
Однако такие же цели преследуются и государством в отношении биржи. Правительство РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетом в развитии финансовых рынков в России определило создание международного финансового центра (МФЦ) регионального уровня -системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран [6].
Напомним условия формирования МФЦ в России [3].
1. Показатель капитализации. Числовое значение капитализации России должно находиться в пределах 5,4-5,6 трлн долл., став на один уровень с рынками США, Великобритании, Японии. Важным признаком идеальной модели считается не максимизация уровня национальной капитализации, а ее устойчивый рост (без существенных временных снижений) в долгосрочной перспективе, обеспечивающий устойчивое опережающее развитие фондового рынка по сравнению с остальной экономикой.
2. Показатель ликвидности внутреннего рынка акций. Для формирования международного финансового центра одним из условий является лидерство России по соотношению объема биржевой торговли акциями и капитализации. Показатель годового объема сделок с акциями на внутренних биржевых рынках должен составлять 10,3-10,6 трлн долл.
3. Доля иностранных ценных бумаг в листинге и обороте российских фондовых бирж. Она должна составлять не менее 12 %.
4. Соотношение капитализации и ВВП. Данный показатель необходимо довести до почти 190 %.
5. Соотношение между объемом привлеченного капитала и объемом инвестиций в основной капитал. Целевым показателем, позволяющим оценить роль IPO (первоначальное публичное предложение акций на продажу широкому кругу лиц) в привлечении капитала, является доля не менее 11 % в общем объеме инвестиций в основной капитал. Это означает объем привлеченных эмитентами средств в размере 27,5 млрд долл. в постоянных ценах 2007 г. или 77-96 млрд долл. в прогнозных ценах 2020 г. Таким образом, понятно, что цели биржи и государства в развитии биржевой торговли, в создании на основе объединенной биржи ведущего международного финансового центра совпадают. Однако для биржи это является средством увеличения получаемой прибыли, а для государства - средством расширения финансового рынка России и структурной модернизации российской финансовой системы обеспечивающей:
- привлечение в российскую экономику зарубежных и внутренних ресурсов для финансирования модернизации;
- повышение эффективности инвестиций за счет использования более широкого набора рыночных инструментов и развитой инфраструктуры финансового рынка;
- привлечение новых технологий;
- расширение международного сотрудничества и экономического присутствия в странах СНГ и ЦВЕ, содействие продвижению российской продукции и финансовых услуг на внешние рынки;
- контроль за ценами на российские активы и структурой собственности;
- минимизацию потерь от торговли российскими активами за рубежом;
- эффективное использование государственной собственности.
Можно сделать вывод, что содержание понятия «биржевая политика» не ограничивается политикой самой биржи, а является составной частью экономической политики государства.
Для подтверждения этого обратимся к сущности финансов и финансовой политики.
В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу
формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства. Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции:
- распределительную;
- регулирующую;
- контрольную.
Перечисленные функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме [5].
Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная:
- с мобилизацией финансовых ресурсов;
- их распределением;
- использованием финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.
Хотя единого мнения в отношении понятия «финансовая политика» не достигнуто.
Так, представители экономической западной школы Р. Дорнбуш, С. Фишер и Р. Шмалензи [16] вообще не выделяют самостоятельное понятие «финансовая политика», а лишь расширяют определение фискальной политики: фискальная политика представляет собой решения принимаемые государством относительно своих расходов и доходов, утверждают они.
Представители марксистской школы дают более точное определение финансовой политики. Под ней они понимают совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Профессор А. Нешитой [15] определяет финансовую политику как особую сферу деятельности государства, направленную на:
- мобилизацию финансовых ресурсов;
- их рациональное распределение;
- эффективное использование данных ресурсов для осуществления государством его функций.
Таким образом, государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно решает следующие задачи:
- разрабатывает стратегию финансового развития на перспективу;
- определяет основные направления, тактику действий на предстоящий период;
- определяет средства и пути достижения стратегических и тактических задач.
Финансовая политика включает стратегию и тактику регулирования финансовых отношений.
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
Стратегия предполагает:
- обоснование перспективных направлений финансовой политики на длительный период (до 10-15 лет и более), исходя из долгосрочных задач развития экономики;
- разработку системы мер по стабилизации финансовых ресурсов для их эффективного решения.
Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.
Профессор С. Сенчаков [11, 12] определяет финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономический политики. Важным компонентом приведенного определения является положение о том, что финансовая политика -органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность [8].
Главными приоритетами долгосрочной экономической политики (на период до 2020 г.) Российской Федерации необходимо считать:
- обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка;
- формирование в России самостоятельного финансового центра [13].
Финансовый рынок -это механизм перераспределения капитала между субъектами экономических отношений при помощи посредников на основе спроса и предложения
на капитал. Фактически он представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Структура финансового рынка представлена на рисунке [17].
Итак, биржа «обслуживает» большую часть финансового рынка. Поэтому финансовый рынок может развиваться только в параллели с биржей. То есть прослеживается четкая связь: биржа - финансовый рынок - экономика государства.
Для решения экономических задач государству в настоящее время необходимо модернизировать всю финансовую систему, в том числе и саму биржу. Многое в этом направлении уже сделано:
- вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
- разработаны основные положения проекта закона «О центральном депозитарии»;
- разработаны предложения по изменениям, которые необходимо внести в Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.
Структура финансового рынка
Однако многое еще предстоит. Назрели следующие серьезные изменения.
1. Реформирование финансовой системы:
- осуществить переход к режиму инфляционного таргетирования и к свободному плаванию курса рубля. Для этого следует внести изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которые уточняли бы понятие «защита и обеспечение устойчивости рубля» как поддержание покупательной способности рубля, т. е. сохранение низкой, устойчивой и предсказуемой инфляции;
- создать независимого регулятора;
- решить вопрос финансирования модернизации. При этом ведущая роль должна принадлежать прямым частным инвестициям.
2. Реформирование биржи:
- стимулировать развитие биржевой торговли, в том числе использование стандартов биржевой торговли, допускающих расчеты с отсрочкой исполнения;
- создать современные системы риск-менеджмента для бирж, соответствующие передовому зарубежному уровню;
- решить вопросы технологии работы бирж с реальными товарами, включая организацию поставки. На этой основе осуществить переход к организации торговли товарными деривативами;
- ввести технологии товарного клиринга на биржах реального товара.
В заключение приведем авторскую трактовку определения понятий «биржа» и «биржевая политика».
Биржа - организация с правами юридического лица:
- проводящая гласные публичные торги в заранее определенном месте, в конкретное время и по установленным правилам;
- оказывающая весь комплекс услуг по завершению расчетов после торгов, а также услуги по хранению бумаг, их переводу и расчетам по сделкам (депозитарно-клиринговые услуги), облегчающая доступ к рынку для контрагентов;
- центр ценообразования активов, является измерителем и стабилизатором цен на важнейшие ресурсы.
Биржевая политика - часть экономической и финансовой политики государства, целенаправленная деятельность государства, связанная с развитием и функционированием валютного, фондового, срочного, товарного и денежного рынков через систему бирж.
Список литературы
1. Биржевое дело: учебник / под ред. А. И. Басова, Е. В. Афанасьева, В. А. Галанова и др. М.: Финансы и статистика. 2000.
2. Биржевое дело: учебник / под ред. Г. Я. Резго. М.: Финансы и статистика. 2003.
3. ВольвачЕ. А. Создание международного финансового центра в Российской Федерации, необходимость, перспективы, проблемы // Балтийский экономический журнал. 2010. № 2.
4. Кадинская О. А. Российская биржевая торговля (часть 1) // Управление корпоративными финансами. 2006. № (01) 13.
5. Карандаев Г. Н. Сущность и организация государственных и муниципальных финансов. URL: http:// rusportal.net/articles/publikacii-avtorov/finansy/detail/5781/.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
7. Маневич В. Функции товарный биржи и основные направления биржевой политики у условиях перехода к рынку // Вопросы экономики. 1991. № 10.
8. МирошниковИ. А. Финансовая политика устойчивого экономического роста национальной экономики. Краснодар. 2009.
9. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-I.
10. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 28.12.2002 № 185-ФЗ.
11. Сенчаков В. К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России // Вопросы экономики. 1997. № 6.
12. Сенчаков В. К. Проблемы финансовой и денежно-кредитной политики с позиций стратегии экономической безопасности // Деньги и кредит. 1996. № 9.
13. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р.
14. Трофимов А. Ключевой риск - в нас самих // Ведомости. 30.06.2011.
15. Финансы: учеб. для студентов вузов. М.: Дашков и К. 2008.
16. Экономика: учебник / под ред. Г. Г. Сапова: пер. с англ. Е. Е. Балашова и др. М.: Дело. 1997.
17. URL: http://www. fintools. ru/content/document_ r_85DB19A2-DCE5-4E4E-BE8A-D84185A14743.html.
18. URL: http://www.rts.ru/s14.
19. URL: www.micex.ru/.