Научная статья на тему 'БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ЮНЫХ ЧИР-СПОРТСМЕНОВ'

БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ЮНЫХ ЧИР-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чир спорт / «чир-фристайл» / начальная подготовка / специальная физическая подготовка / точность движений / уровень / качество исполнения / асимметрия / cheer sport / cheer-freestyle / initial training / special physical training / accuracy of movements / level / performance quality / asymmetry

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хоробрых Нина Михайловна, Путинцева Елена Витальевна

Определены показатели точности движения рук чирлидеров и их уровень оценки по показателям специальной физической подготовленности, точности и быстроты двигательной реакции на основе инерционного измерительного инструмента GykoRePower. Выявлена выраженная асимметрия в базовых положениях рук. Представлено сравнение показателей точности и быстроты базовых движений рук юных спортсменов в прыжке и на месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хоробрых Нина Михайловна, Путинцева Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOFEEDBACK TO CONTROL THE FORMATION OF THE ACCURACY OF HAND MOVEMENTS IN YOUNG CHEER ATHLETES

The indicators of the accuracy of the movement of the cheerleaders' hands and their level of assessment according to the indicators of special physical fitness, accuracy and speed of motor reaction based on the Gykorepower inertial measuring instrument are determined. Pronounced asymmetry in the basic positions of the hands was revealed. The comparison of indicators of accuracy and speed of basic hand movements of young athletes in the jump and on the spot is presented.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ЮНЫХ ЧИР-СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796.411 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-109-116

БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ЮНЫХ ЧИР-СПОРТСМЕНОВ

Н.М. Хоробрых, Е.В. Путинцева

Определены показатели точности движения рук чирлидеров и их уровень оценки по показателям специальной физической подготовленности, точности и быстроты двигательной реакции на основе инерционного измерительного инструмента ОукоЯеРо^ег. Выявлена выраженная асимметрия в базовых положениях рук. Представлено сравнение показателей точности и быстроты базовых движений рук юных спортсменов в прыжке и на месте.

Ключевые слова: чир спорт, «чир-фристайл», начальная подготовка, специальная физическая подготовка, точность движений, уровень, качество исполнения, асимметрия.

Хоробрых Нина Михайловна, аспирант, xoro-bryx.nina@bk.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Путинцева Елена Витальевна, канд. пед. наук, доц., ownstyleomsk@gmail.com, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Чир спорт - это сложнокоордина-ционный вид спорта с эстетико--гимнастической направленностью, где особое значение имеет точное и синхронное выполнение движений, а также визуальный эффект воздействия на зрителей.

На этапе становления чир спорта научно-методические вопросы начальной подготовки чирлидеров еще недостаточно раскрыты и остаются актуальными. Это обусловлено тем, что основная масса спортсменов обеспечивалась притоком из смежных видов спорта, где содержание начальной подготовки может существенно различаться.

Не вызывает сомнений, что на этапе начальной подготовки в чир спорте важно сформировать базовую технику движений рук с учетом значимости этого показателя в соревновательном результате согласно правилам соревнований.

Для управления процессом формирования точности движений рук детям необходимо направленное повышение качества механизмов развития двигательно-координационных способностей для дифференциации

BIOFEEDBACK TO CONTROL THE FORMATION OF THE ACCURACY OF HAND MOVEMENTS IN YOUNG CHEER ATHLETES

Khorobrykh N.M., post-graduate student, xo-robryx.nina@bk.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports,

Putintseva E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ownstyleomsk @gmail.com, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

The indicators of the accuracy of the movement of the cheerleaders' hands and their level of assessment according to the indicators of special physical fitness, accuracy and speed of motor reaction based on the Gykorepower in-ertial measuring instrument are determined. Pronounced asymmetry in the basic positions of the hands was revealed. The comparison of indicators of accuracy and speed of basic hand movements of young athletes in the jump and on the spot is presented.

Key words: cheer sport, cheer-freestyle, initial training, special physical training, accuracy of movements, level, performance quality, asymmetry.

собственных усилий в пространственно -временных характеристиках движений. Для осуществления этого процесса необходима обратная связь, которая обеспечивается оперативно-текущим контролем.

При анализе специальной литературы выявлен недостаток научно обоснованных сведений по данному направлению исследований. В некоторых работах [2, 5, 7] освещены только отдельные методические вопросы, касающиеся занятий с квалифицированными спортсменами. Вместе с тем, конкретные аспекты начальной подготовки и оперативного кон -троля подготовленности юных чирлидеров до сих пор требуют уточнений и дополнений [8].

В связи с вышеизложенным значимость проблемы определяет актуальность нашего исследования.

Таким образом, возникает противоречие, при котором, с одной стороны, необходим целенаправленный контроль за процессом формирования точности движений рук у детей на этапе начальной подготовки, с другой стороны, наблюдается недостаток знаний о содержании средств оператив -ного контроля с учетом специфики этапа начальной подготовки в чир спорте.

Цель исследования - выявить уровень показателей точности и быстроты двигательной реакции у юных спортсменов на этапе начальной подготовки, а также выраженную асимметрию в базовых положениях рук.

Задачи исследования:

1) определить уровень показателей оценки качества точности дви -жения рук в значимых структурных группах и уровень обеспечения этой оценки по показателям специальной физической подготовленности, точности и быстроты двигательной реакции чирлидеров 7-8 лет;

2) сравнить показатели точности и быстроты базовых движений рук юных спортсменов в прыжке и на месте правой и левой рук.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод экспертных оценок, педагогическое тестирование, статистические методы анализа данных.

В процессе предварительного исследования определены восемь структурных групп элементов, схожих по признакам движений и технике исполнения, а также среди них выделены две наиболее значимые группы: «Прыжки» и «Помп-хореография» [6].

Было решено выявить уровень качества исполнения значимых структурных групп. Для этого составили специальные карты оценок, включающие критерии, содержание показателей и оценку состояния качества каждой значимой структурной группы элементов [4]. Для оценки уровней была разработана таблица шкал, основанная на количественных показателях верно выполненных заданий.

В исследовании принимали участие дети 7-8 лет в количестве 50 человек, специализирующихся в дисциплине «Чир-фристайл-двойка».

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования выявлен низкий уровень в обеих значимых структурных группах. Максимальное количество сбавок выявлено у показателей, связанных с точностью и быстротой движений рук (табл. 1).

Таблица 1

Уровень качества выполнения элементов в значимых структурных группах

Группы

«Прыжки» (max 48 баллов) «Помп-хореогра( шя» (max 36 баллов)

Баллы Уровень Баллы Уровень

20,3 Низкий 11,3 Низкий

В связи с этим было решено выявить уровень специальной физиче -ской подготовленности, обеспечивающий возможность спортсменов каче -ственно выполнять элементы. Провели дополнительное тестирование по двадцати пяти показателям.

Для этого на основании высокой степени взаимосвязи оценки качества значимых структурных групп с показателями точности и быстроты двигательной реакции была составлена программа педагогического кон -троля, включающая наиболее информативные и надежные тесты. В программе предусмотрено определение уровня каждого показателя на основе набранных баллов. При этом баллы высокого уровня могут служить для тренера модельными характеристиками.

Согласно программе применялись информативные тесты, принятые в спортивной практике, а также испытания с помощью программного обеспечения, где фиксировались уровни точности и быстроты сложных двигательных реакций рук на месте и во время исполнения прыжков [1].

В процессе тестирования использовался инерционный измеритель -ный инструмент GykoRePower.

Данный прибор представляет собой электронный датчик, позволяющий измерять угол отклонения, амплитуду и быстроту движения, осуществляя оперативную биологически обратную связь (рис. 1).

Электронный датчик фиксируется на руку спортсмена специальными ремнями. Через канал блютуз датчик передает оперативную информацию на компьютер. Благодаря специальному программному обеспече -нию можно получить объективную оценку движения звеньями тела без снижения точности измеренных данных. В результате исследования выявлено, что изучаемые показатели находятся в низком диапазоне, лишь один показатель заходит за границу среднего (рис. 2).

Рис. 1. Инерционный измерительный инструмент GykoRePower

Рис. 2. Уровень точности и быстроты двигательной реакции детей 7-8 лет в дисциплине «Чир-фристайл» (n=50), баллы:

1—2 — точность двигательных реакций в положении «High V» на месте (правая/левая), 3—4 — точность двигательных реакций в положении «Т-motion» на месте (правая/левая), 5—6 — точность двигательных реакций в положении «High V» во время исполнения прыжка (правая/левая), 7—8 — точность двигательных реакций в положении «Т-motion» во время исполнения прыжка (правая/левая), 9—10 — точность двигательных реакций (правая/левая), 11—12 — быстрота сложной двигательной реакции в положении «High V» на месте (правая/левая), 13—14 — быстрота сложной двигательной реакции в положении «Т-motion» на месте (правая/левая), 15—16 — быстрота сложной двигательной реакции в положении «High V» во время исполнения прыжка (правая/левая), 17—18 — быстрота сложной двигательной реакции в положении «Т-motion» во время исполнения прыжка (правая/левая), 19 — быстрота простой двигательной реакции, 20 — быстрота и точность двигательных реакций в движении, 21 — быстрота двигательных реакций, 22 — быстрота переключения двигательных реакций, 23 — быстрота реагирования, 24 — способность к пространственному дифференцированию, 25 — точность двигательной реакции на звуковые сигналы

Таким образом, дети 7-8 лет испытывают трудности в точности и дифференциации собственных усилий в пространственно-временных характеристиках движений рук. Очевидно, что это связано с возрастными особенностями детей. Вместе с тем, точность движений рук является зна -чимым критерием судейской оценки в дисциплине «Чир-фристайл». Следовательно, в тренировочном процессе юных спортсменов, необходимо целенаправленное воздействие на формирование этих значимых показате -лей, а текущий оперативный контроль позволяет своевременно осуществ -лять коррекцию ошибок. Например, выраженная асимметрия в базовых положениях рук, по правилам соревнований, влечет за собой сбавку 0,5 [4].

С помощью прибора GykoRePower была выявлена выраженная асимметрия точности и быстроты движений рук юных спортсменов в прыжке и на месте (табл. 2).

Таблица 2

Выраженная асимметрия в точности и быстроте положений рук «High V» и «Т-motion» у детей на этапе начальной подготовки в чир спорте, (n=50), °

№ п/п Название теста Норматив Параметры отклонения

Правая рука Левая рука

Показатель Ошибка Показатель Ошибка

1 Точность двигательной реакции в положении «High V» на месте 135 129,5 5,5 131,4 3,6

2 Точность двигательной реакции в положении «Т-motion» на месте 90 101 11 98,52 8,52

3 Точность двигательной реакции в положении «High У»во время прыжка 135 142 7 141,2 6,2

4 Точность двигательной реакции в положении «Т-motion» во время прыжка 90 102 12 97,13 7,13

5 Быстрота сложной двигательной реакции в положении «High V» на месте 140,0240,0 412 172 405 165

б Быстрота сложной двигательной реакции в положении «^motion» на месте 140,0240,0 444 204 338,5 98,5

7 Быстрота сложной двигательной реакции в положении «High У»во время прыжка 140,0240,0 409 169 380,6 140

В Быстрота сложной двигательной реакции в положении «Т-motion» во время прыжка 140,0240,0 410,8 170,8 37б 136

В результате анализа полученных данных была выявлена тенденция не только к нарушению симметрии всех базовых положений рук, но и к различной быстроте выполнения движений правой и левой руками, не соответствующей модельным характеристикам.

На гистограммах визуально отражаются ошибки в точности и быстроте движений правой и левой рук у детей 7-8 лет. Выявлено, что ошибки в точности движений, как правило, влекут за собой изменение параметров быстроты. Очевидно, что прибор точно регистрирует быстроту движений по окончании любых колебательных действий (рис. 3, 4).

4. Точность двигательной реакции в положении «Т-motion» во время прыжка

З.Точность двигательной реакции в положении «High V» во время прыжка

2.Точность двигательной реакции в положении «Т-motion» на месте

1.Точность двигательной реакции в положении «High V» на месте

7,13

12

6,2

7

8,52

И

3,6

5,5

10

12

14

левая рука Lправая рука

Рис. 3. Выраженная асимметрия в точности базовых положений рук в High V» и «Т-motion» чирлидеров 7-8 лет (n=50), °

4.Быстрота сложной двигательной реакции в положении «Т-motion» во время прыжка

З.Быстрота сложной двигательной реакции в положении «High V» во время прыжка

2.Быстрота сложной двигательной реакции в положении «Т-motion» на месте

1.Быстрота сложной двигательной реакции в положении «High V» на месте

136

170,8

140

169

98,5

204

165 172

50

100

150

200

250

левая рука Lправая рука

Рис. 4. Выраженная асимметрия в быстроте базовых положений рук в High V» и «Т-motion» чирлидеров 7-8 лет (n=50), м/с

Выводы. Применение электронной программы GykoRePower позволяет осуществлять оперативный контроль уровня точности и быстроты двигательной реакции, а также выраженной асимметрии в базовых положениях рук у детей 7-8 лет.

Для управления процессом формирования точности движений рук детям необходимо целенаправленное повышение качества механизмов дифференциации собственных усилий в пространственно-временных характеристиках движений. По нашему мнению, практическое применение комплексной программы педагогического контроля позволит оптимизировать процесс начальной подготовки юных чирлидеров.

Список литературы

1. Аргунова Е.Е. Дополнительная общеобразовательная общеразви-вающая программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «чир спорт». Хороль, 2021. 61 с.

2. Клецов К.Г. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений у спортсменов высокой квалификации в дисциплине чир-фристайл-двойка чир спорта (модель чемпиона) // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. материалов XVII Всерос. науч.-практ. конф. / под. ред. В.А. Александровой. М.: Изд-во РГУФКС-МиТ, 2018. С. 32-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Особенности содержания композиций соревновательных программ в черлидинге / И.А. Зинченко [и др.] // Слобожанський науково-спортивный вюник. 2012. № 3. С. 74-78.

4. Правила вида спорта «чир спорт» (утв. приказом Минспорта Рос -сии от 03.12.2020 № 890) [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/ pravila-vida-sporta-chir-sport-utv-prikazom_1/ (дата обращения 24.05.2022).

5. Твердовская С.В., Краснова Г.В., Васильева Н.В. Черлидинг для обучающихся в 10-11-х классах общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ: образовательная программа (вариативная часть). Омск: ИРООО, 2008. 83 с.

6. Хоробрых Н.М., Путинцева Е.В., Моор М.Ю. Компоненты оценки значимых показателей на основе анализа содержания структурных групп в чир спорте на этапе начальной подготовки // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 237-242.

7. Эпп Т.И. Средства совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных программах черлидинга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. 24 с.

8. Stroescu S.A. Characteristics of cheerleading as a sport // Discobolul. 2016. № XII(1). P. 59-62.

References

1. Argunova E.E. Dopolnitel'naya obshcheobrazovatel'naya obshcherazviva-yushchaya programma fizkul'turno-sportivnoj napravlennosti po vidu sporta «chir sport» [Additional general educational general developmental program of physical culture and sports orientation in the sport "chir sport"]. Khorol, 2021. 61 p.

2. Klecov K.G. Model'nye harakteristiki soderzhaniya sorevnovatel'nyhuprazhnenij u sportsmenov vysokoj kvalifikacii v discipline chir-fristajl-dvojka chir sporta (model' chem-piona) [Model characteristics of the content of competitive exercises among highly qualified athletes in the discipline of chir-freestyle-deuce of chir sports (champion model)] // Improvement of the training system in dance sports: Sat. Materials of the XVII Vseros. scientific-practical. conf. / under. ed. V.A. Alexandrova. M.: Publishing house of RGUFKSMiT, 2018. P. 32-37.

3. Osobennosti soderzhaniya kompozicij sorevnovatel'nyh programm v cherlidinge [Features of the content of compositions of competitive programs in cheerleading] / I.A. Zinchenko [et al.] // Slobozhans'kij naukovo-sportivnyj visnik [Slobozhansky science and sports visnik]. 2012. No. 3. P. 74-78.

4. Pravila vida sporta «chir sport» [Rules of the sport "chir sport"] (approved by order of the Ministry of Sports of Russia dated December 03, 2020 No. 890) [Electronic resource]. URL: https://sudact.ru/law/pravila-vida-sporta-chir-sport-utv-prikazom_1/ (accessed 05/24/2022).

5. Tverdovskaya S.V., Krasnova G.V., Vasil'eva N.V. Cherliding dlya obucha-yushchihsya v 10-11-h klassah obshcheobrazovatel'nyh shkol, DYuC i DYuSSh: obra-zovatel'naya programma (variativnaya chast') [Cheerleading for students in grades 10-11 of secondary schools, youth and youth sports centers: educational program (variable part)]. Omsk: IROOO, 2008. 83 p.

6. Horobryh N.M., Putinceva E.V., Moor M.Yu. Komponenty ocenki znachimyh po-kazatelej na osnove analiza soderzhaniya strukturnyh grupp v chir sporte na etape nachal'noj podgotovki [Components for assessing significant indicators based on the analysis of the content of structural groups in cheer sports at the stage of initial training] // Perspektivy nauki [Prospects of science]. 2021. No. 5 (140). P. 237-242.

7. Epp T.I. Sredstva sovershenstvovaniya soglasovannosti dvigatel'nyh dejstvij v komandnyh sorevnovatel'nyh programmah cherlidinga [Means of improving the coordination of motor actions in the team competitive programs of cheerleading]: author. dis. ... cand. ped. Sciences. Omsk, 2016. 24 p.

8. Stroescu S.A. Characteristics of cheerleading as a sport // Discobolul. 2016. No. XII(1). P. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.