Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЧИРЛИДЕРОВ: АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ СУДЕЙСТВА'

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЧИРЛИДЕРОВ: АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ СУДЕЙСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
287
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИР СПОРТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / МОДЕЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поздеева Е.А, Клецов К.Г.

Чир спорт, как молодая спортивная дисциплина гимнастической направленности, проходит этапы становления. Сегодня остро стоит вопрос судейства соревнований высокого уровня. Среди практикующих специалистов существует мнение что, каждый эксперт оценивает номер по-своему, в зависимости от опыта работы и знаний в этой области. Однако давать оценку выступлениям спортсменов все же надо по определенным и точным критериям. Соответственно необходимо дорабатывать, уточнять понятия и категории, которые используются в правилах соревнований, и повышать уровень экспертов. Цель исследования . Уточнение и конкретизация системы оценки исполнительского мастерства в чир спорте (на примере артистических дисциплин). Материалы и методы . Анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения по видео материалам (чемпионата и первенства России, 2020; анкетирование, моделирование, математические методы. Результаты исследования . Определены эстетические и технические показатели исполнительского мастерства чирлидеров. Детально проанализированы и уточнены критерии судейства в этом гимнастическом виде спорта (на примере групповых упражнений). Разработана модель оценки исполнительского мастерства чирлидеров, которая может быть использована в соревновательной и тренировочной деятельности. Заключение . Мы предлагаем следующие дополнения: создать равные доли в оценке исполнения групповых упражнений в артистических дисциплинах, которые должны быть распределены между составляющими - техника, синхронность, хореография. А также необходимо введение двух либо трех бригад судей на соревнованиях всероссийского уровня и разграничение их обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Поздеева Е.А, Клецов К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR EVALUATING THE PERFORMANCE SKILLS OF CHEERLEADERS: ASPECTS OF THE JUDGING OBJECTIFICATION

Chir sport, as a young sports discipline of gymnastic orientation, is undergoing the stages of formation. Today, the issue of judging high-level competitions is acute. Among practicing specialists, there is an opinion that each expert evaluates the number in his own way, depending on work experience and knowledge in this field. However, it is still necessary to evaluate the performances of athletes according to certain and precise criteria. Accordingly, it is necessary to refine, clarify the concepts and categories that are used in the competition rules, and raise the level of experts. The purpose of the study is to clarify and specify the system of evaluating performance skills in cheer sports (on the example of artistic disciplines). Materials and methods . Analysis of scientific and methodological literature and competition protocols; pedagogical observations based on video materials of the championship and the championship of Russia (2020); questionnaires, mathematical methods. The results of the study . The aesthetic and technical indicators of the cheerleaders ' performing skills are determined. The criteria of judging in this gymnastic sport are analyzed in detail and clarified (on the example of group exercises). A model for evaluating the performance skills of cheerleaders is developed. It can be used in competitive and training activities. Conclusion . We propose the following additions: to create equal shares in the evaluation of the group exercises performance in artistic disciplines. It should be distributed among the components-technique, synchronicity, choreography. It is also necessary to introduce two or three teams of judges at competitions of the All-Russian level and delineate their duties.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЧИРЛИДЕРОВ: АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ СУДЕЙСТВА»

УДК 796.012.68 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-5-10

Модель оценки исполнительского мастерства чирлидеров: аспекты

объективизации судейства

Поздеева ЕА.1, Клецов К.Г.2

1Российский государственный аграрный университет - МСХА им. КА. Тимирязева

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4373-8350, lena.pozdeewa@mail.ru* 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1412-5034, kletsov kg@rambler.ru

Аннотация: Чир спорт, как молодая спортивная дисциплина гимнастической направленности, проходит этапы становления. Сегодня остро стоит вопрос судейства соревнований высокого уровня. Среди практикующих специалистов существует мнение что, каждый эксперт оценивает номер по-своему, в зависимости от опыта работы и знаний в этой области. Однако давать оценку выступлениям спортсменов все же надо по определенным и точным критериям. Соответственно необходимо дорабатывать, уточнять понятия и категории, которые используются в правилах соревнований, и повышать уровень экспертов. Цель исследования. Уточнение и конкретизация системы оценки исполнительского мастерства в чир спорте (на примере артистических дисциплин). Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения по видео материалам (чемпионата и первенства России, 2020; анкетирование, моделирование, математические методы. Результаты исследования. Определены эстетические и технические показатели исполнительского мастерства чирлидеров. Детально проанализированы и уточнены критерии судейства в этом гимнастическом виде спорта (на примере групповых упражнений). Разработана модель оценки исполнительского мастерства чирлидеров, которая может быть использована в соревновательной и тренировочной деятельности. Заключение. Мы предлагаем следующие дополнения: создать равные доли в оценке исполнения групповых упражнений в артистических дисциплинах, которые должны быть распределены между составляющими - техника, синхронность, хореография. А также необходимо введение двух либо трех бригад судей на соревнованиях всероссийского уровня и разграничение их обязанностей. Ключевые слова: чир спорт, исполнительское мастерство, модель, критерии оценки.

Для цитирования: Поздеева Е.А.*, Клецов К.Г. Модель оценки исполнительского мастертсва чирлидеров: аспекты объективизации судейства. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 5-10. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-3-5-10.

A model for evaluating the performance skills of cheerleaders: aspects of the

judging objectification

Elena A. Pozdeeva1*, Konstantin G. Kletsov2

1 Russian State Agrarian University - K. A. Timiryazev Agricultural Academy

Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4373-8350, lena.pozdeewa@mail.ru* 2Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism

Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1412-5034, kletsov kg@rambler.ru

Abstract: Chir sport, as a young sports discipline of gymnastic orientation, is undergoing the stages of formation. Today, the issue of judging high-level competitions is acute. Among practicing specialists, there is an opinion that each expert evaluates the number in his own way, depending on work experience and knowledge in this field. However, it is still necessary to evaluate the performances of athletes according to certain and precise criteria. Accordingly, it

is necessary to refine, clarify the concepts and categories that are used in the competition rules, and raise the level of experts. The purpose of the study is to clarify and specify the system of evaluating performance skills in cheer sports (on the example of artistic disciplines). Materials and methods. Analysis of scientific and methodological literature and competition protocols; pedagogical observations based on video materials of the championship and the championship of Russia (2020); questionnaires, mathematical methods. The results of the study. The aesthetic and technical indicators of the cheerleaders ' performing skills are determined. The criteria of judging in this gymnastic sport are analyzed in detail and clarified (on the example of group exercises). A model for evaluating the performance skills of cheerleaders is developed. It can be used in competitive and training activities. Conclusion. We propose the following additions: to create equal shares in the evaluation of the group exercises performance in artistic disciplines. It should be distributed among the components-technique, synchronicity, choreography. It is also necessary to introduce two or three teams of judges at competitions of the All-Russian level and delineate their duties.

Keywords: cheer sport, performance skills, model, evaluation criteria.

For citation: Elena A. Pozdeeva*, Konstantin G. Kletsov. A model for evaluating the performance skills of cheerleaders: aspects of the judging objectification. Russian journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 5-10. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-5-10.

ВВЕДЕНИЕ Чир спорт - это сложно-координационный вид спорта, сочетающий в себе гимнастические, акробатические, базовые, танцевальные движения и элементы шоу. К спортсменам предъявляются высокие требования к технике движений, качеству исполнения, координационной точности, артистичности, синхронности и «однородности движений» всеми членами группы.

Исторически сложилось, что изначально чирлидинг позиционировал себя как показательные выступления девушек и юношей в качестве групп поддержки спортивных команд по футболу. Сегодня он признан видом спорта, и все соревнования делятся в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта на три группы: артистические - «чир перфоманс», акробатические -«чирлидинг» и «батон-твирлинг» [1]. По этим дисциплинам проводятся чемпионаты и первенства России, мира. Но есть проблемы оценивания соревновательных упражнений, и это закономерный этап становления вида спорта, где присутствует эстетика движений, выразительность и артистизм.

Научно-методической литературы в этом виде спорта крайне мало. Это объясняется сравнительной молодостью чир спорта. Вопросы объективизации судейской оценки рассматриваются в некоторых исследованиях по чирлидингу [2], где выявляется проблема

качества судейства и подчеркивается необходимость ее совершенствования.

В официальном документе, который регламентирует процесс судейства, прописаны минимальные краткие требования к исполнению упражнений. Например, в описании дисциплины «чир-джаз-группа» указывается что «...оцениваются техническое выполнение элементов, амплитуда, мышечный контроль, построение и размещение на площадке, использование музыкального сопровождения, перемещения, групповое взаимодействие». Как можно выставить баллы объективно, опираясь только на данные требования и критерии, описанные в оценочном листе? Что подразумевается под каждым из них? Все это остается не ясным. В связи с отсутствием точных критериев оценки в научно-методической литературе, неполное и неясное описание методики оценки мастерства чирлидеров в правилах соревнований и высокие требования, предъявляемые к спортсменам, порождают ряд противоречий. Из вышеописанного вытекает вывод, что тема исследования является актуальной и перспективной в изучении.

Целью исследования является уточнение и конкретизация системы оценки исполнительского мастерства в чир спорте (на примере артистических дисциплин).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для реализации поставленной цели

были запланированы следующие задачи: выделить структуру исполнительского мастерства спортсменов (ИМС) в чир спорте; определить и уточнить критерии оценки ИМС; создать модель оценки мастерства чирлидеров. Для решения задач применялись: анализ научно-методической литературы и протоколов соревнований; педагогические наблюдения по видео материалам чемпионата и первенства России (2020); анкетирование экспертов(п=42); моделирование; математические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ соревновательных упражнений (чемпионата и первенства России, 2020) позволил нам определить их содержание и классифицировать движения, действия и взаимодействия спортсменов (на примере дисциплины «чир-джаз-группа»). Так выделим три большие группы: базовые движения, командные действия, хореография. Группа «базовые движения» представлена движениями рук, лип-прыжками, чир-прыжками, прыжками оформления, шпагатами, махами, связками шагов и вращениями. Эти элементы и движения составляют основу комбинации. В «командные действия» включены такие показатели, как работа в парах, работа в команде, (поддержки, тоссы), рипплы, построения и перестроения. А последняя группа, названная «хореографией», объединяет базовые движения и командные взаимодействия в единую целостную зрелищную композицию. К ней относятся акцентные точки, акробатические элементы, танцевальные движения и действия, которые подчеркивают выбранный стиль. Например, если речь едет о джазовой композиции, то должны использоваться элементы классического джаза, соул, блюз, джаз фанк, мюзикл джаз и другие.

Эта систематизация позволяет сделать вывод, что исполнительское мастерство в чир спорте имеет двухкомпонентную структуру, общую для всех видов гимнастической направленности, т.е. технический и эстетический компоненты.

Анализ параметров оценки судейства в чир спорте, сопоставление этих данных

с данными специальной литературы по гимнастическим видам спорта и результаты собственных исследований [3,4] показал, что судейская система в чирлидинге требует совершенствования.

Сегодня судейская коллегия,

непосредственно оценивающая содержание и исполнение соревновательных упражнений в чир спорте, состоит из одной бригады судей (5 экспертов) и технического судьи (фиксирует штрафные баллы). Таким образом, судье необходимо в течение 2 минут 15 секунд (продолжительность групповых выступлений) дать оценку качеству исполнения, оригинальности, синхронности, зрелищности, музыкальности, сложности и другим показателям. А также моментально выставить баллы по каждому параметру, что является очень сложным и соответственно влияет на эффективность работы эксперта. Отметим, что в спортивных видах гимнастики количество судейских бригад составляет от двух до трех: «исполнение», «сложность», «артистичность».

Итак, исполнительское мастерство чирлидеров расценивается судьями по четырем критериям: техника, групповое исполнение, хореография, общее впечатление. Это отражено в оценочном листе приложения правил соревнований. Далее подробно проанализируем эти критерии и дадим характеристику.

Первый критерий мы относим к техническому компоненту исполнительского мастерства, так как характеризуется понятиями «контроль положений частей тела», «уровень и качество исполнения элементов», «интенсивность и амплитуда движений».

По второму критерию судьи должны оценивать синхронность и однородность движений всеми членами группы, равнение и соблюдение дистанций. По законам композиций построения упражнений такое «равнение» способствует четким линиям в перестроениях, создание рисунка в построении, тем самым повышая зрелищность выступления.

По критерию «хореография» дается оценка построению композиции в соответствии с музыкой, использованию акцентов в музыке;

новизне и креативности. Последнее, видимо предполагает наличие в упражнении интересных оригинальных новых связок и движений. В оценочных листах для парных упражнений в «чир-фристайл/хип-хоп/джаз» выделен другой показатель «Оригинальность», что по содержанию видимо, соответствует «новизне». Следующий показатель «зрелищность композиции» включает в себя использование площадки, перемещения, разбивка на уровни (в группах) или взаимодействие друг с другом (в парах).

Последний критерий «Общее впечатление» включает показатель

артистичности. В пояснениях к нему прописывается следующее «.. .воздействие на зрителя» и идет уточнение «.динамика, артистичность, зрелищность, хореография, костюмы, музыка и т. д.»

Таким образом, во-первых: не понятно как анализировать артистичность. Если все параметры уже ранее были оценены, тогда в общем впечатлении полагается суммировать свои субъективные представления о программе?! Нужен ли этот повторяющийся элемент оценки.

Во-вторых; термины и описание, которые используются в правилах соревнований, в частностив судейскихпротоколах, неоднозначны и подменяют друг друга, а в некоторых случаях повторяются термины в разных критериях

Таблица 1 - Критерии оценки ИМС в групповых у

оценки.

В-третьих; мы видим, что судье приходится оценивать как технический, так и эстетический компонент мастерства спортсменов. Как указывалось выше, что является сложным процессом.

Далее была предпринята попытка упорядочить все требования к содержанию программ и систематизировать категории, которые отраженны в протоках судейства. Для обобщения и уточнения понятий (34 категории) была разработана анкета и проведен опрос специалистов по чир спорту. В этом анкетировании приняло участие 42 эксперта - тренеры и судьи высокой квалификации из Тюмени, Омска, Новосибирска и Москвы. Для определения согласованности мнений экспертов был рассчитан коэффициент конкордации. При 5% уровне значимости его значение ^=0.65) указывает на согласованность мнений опрошенных экспертов.

Из исследуемых показателей на основе проведенного опроса были отобраны и упорядочены, те которые более точно характеризуют все составляющие мастерства в групповых выступлениях по дисциплинам «чир-фристайл-группа», «чир-джаз-группа», «чир-хип-хоп-группа» (табл.1). В таблице представлено количественное выражение каждого критерия.

ражнениях артистических чир-дисциплин

№ п/п Единичный показатель Критерий оценки Мах Балл

1. Исполнение технических элементов и базовых движений; соответствие спортивному стилю; амплитудность; уровень сложности элементов «Техника» 30

2. Согласованность действий в группе; однородность движений всеми членами группы; четкость линий, рисунков (равнение). «Синхронность» 30

3. Оригинальность и новизна движений и связок; визуальные эффекты «Зрелищность» 10

4. Использовение музыкальных акцентов; танцевальность (соответствие движений выбранному стилю хореографии); ритмичность (исполнение движений в ритм музыки). «Музыкальность» 10

5. Артистизм (воздействие на зрителей и судей); выразительность; костюмы «Артистичность» 10

6. Уровни пространства; композиционные рисунки (построения и перестроения) «Использование пространства» 10

Итого: 100

Эти критерии могут лечь в основу методики оценки мастерства в чир спорте. Первый критерий «техника» включает показатели качества исполнения элементов и движений. Второй критерий «синхронность» оценивает только однородность движений, синхронное исполнение всеми членами группы

и четкость линий в построениях. Критерий «Хореография» является комплексным и объединяет остальные четыре показателя.

Так, основываясь на вышеизложенных фактах и промежуточных результатах исследования, мы предлагаем модель ИМС в чир спорте (рис 1.).

следующую

Рисунок 1 - Модель исполнительского мастерства спортсменов в чир спорте

Данная модель отражает общую тенденцию всех технико-эстетических видов спорта, где мастерство слагается из двух компонентов: технического и эстетического. Она детализирована под артистические виды чирлидинга, но может быть основой для построения модели и в спортивных дисциплинах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исполнительское мастерство в чир спорте представлено техническим и эстетическим компонентами, где в эстетические показатели мастерства мы предлагаем включить артистичность; выразительность;

оригинальность и новизну движений и связок; визуальные эффекты; амплитудность; использование музыкальных акцентов; танцевальность; ритмичность; однородность и синхронность движений всеми членами группы; использование пространства. Технический компонент включает показатели качества исполнения элементов, базовых движений и соответствие стилю.

2. Данное исследование показывает необходимость совершенствования методики оценки и уточнений правил соревнований. Так, мы предлагаем равные доли в оценке исполнения групповых упражнений в артистических

дисциплинах, которые распределены между составляющими - техника, синхронность, хореография. Эти параметры должны быть оценены разными судьями, т.е. существует необходимость разграничение обязанностей судей.

3. Разработанная модель оценки ИМС в чир спорте может быть использована для уточнения протоколов судейства, а также применяться в тренировочном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила вида спорта «Чир спорт». Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 890 от 3 декабря 2020 г. URL: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-

vidov-sporta/35578-pravila-vida-sporta-chir-sport-2020.

2. Клецов К.Г., Тарханов И.В. Согласованность мнения судей на чемпионате России по чир спорту в групповых дисциплинах. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 8(186): 148-150.

3. Поздеева Е.А., Пшеничникова Г.Н., Коричко Ю.В. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике. Теория и практика физической культуры. 2018; 10: 33-35.

4. Поздеева Е.А. Количественные показатели оценки исполнительского мастерства гимнастов в чир спорте. Глобальный научный потенциал. 2018; 11(92): 36-38.

Статья поступила в редакцию 12.08.2021

Поздеева Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. КА. Тимирязева, 127434, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, дом 49, e-mail: lena.pozdeewa@mail.ru

Клецов Константин Геннадьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар 4, e-mail: kletsov kg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.