Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ'

МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чир спорт / чир перфоманс / спортивная секция / физкультурно-оздоровительная работа / двигательная активность / здоровье / дети / средний школьный возраст / cheer sport / cheer performance / sports section / physical culture and health work / physical activity / health / children / middle school age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магун Татьяна Ярославовна, Чаплыгина Елена Владимировна, Баженкова Наталья Владимировна

Изучены основы методики проведения занятий по чир перфоманс с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции. Рассмотрена организация секционной работа коллектива школы-танца «Demos». Разработана методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста на основе программы «Чир спорт». Проведено исследование по эффективности внедрения данной методики в условиях спортивной секции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магун Татьяна Ярославовна, Чаплыгина Елена Владимировна, Баженкова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PHYSICAL AND IMPROVING WORK WITH CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE SPORTS SECTION

The basics of the methodology for conduct-ing classes in cheer performance with children of middle school age in the conditions of the sports section have been studied. The organization of the sectional work of the collective of the dance school "Demos" is considered. A methodology for physical culture and health-improving work with children of middle school age has been developed on the basis of the Chir Sport program. A study was conducted on the effectiveness of the introduction of this technique in the conditions of the sports section.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ»

УДК 796.015.132 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-6-33-38

МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

Т.Я. Магун, Е.В. Чаплыгина, Н.В. Баженкова

Изучены основы методики проведения занятий по чир перфоманс с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции. Рассмотрена организация секционной работа коллектива школы-танца «Demos». Разработана методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста на основе программы «Чир спорт». Проведено исследование по эффективности внедрения данной методики в условиях спортивной секции.

Ключевые слова: чир спорт, чир перфоманс, спортивная секция, физкультурно-оздоровительная работа, двигательная активность, здоровье, дети, средний школьный возраст.

METHODOLOGY OF PHYSICAL AND IMPROVING WORK WITH CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE SPORTS SECTION

Magun T.Ya., candidate of pedagogical sciences, associate professor, magun@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Chaplygina E.V., senior lecturer, chaply-gina-elena48@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Bazhenkova N.V., student, bozhenkova.N03 @gmail.com, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

The basics of the methodology for conducting classes in cheer performance with children of middle school age in the conditions of the sports section have been studied. The organization of the sectional work of the collective of the dance school "Demos" is considered. A methodology for physical culture and health-improving work with children of middle school age has been developed on the basis of the Chir Sport program. A study was conducted on the effectiveness of the introduction of this technique in the conditions of the sports section.

Key words: cheer sport, cheer performance, sports section, physical culture and health work, physical activity, health, children, middle school age.

Магун Татьяна Ярославовна, канд. пед. наук, доц., magun@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семе-нова-Тян-Шанского,

Чаплыгина Елена Владимировна, старший преподаватель, chaplyginaelena48@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Баженкова Наталья Владимировна, студент, bozhenkova.N03@gmail.com, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Двигательная активность - это один из факторов, от которого зависит здоровье человека и в первую очередь ребенка. К сожалению, с каждым днем количество детей с недостаточной двигательной активностью увеличивается [1-3]. В условиях всемирной пандемии многие школы переходят на дистанционное обучение, увеличивается компьютеризация образовательных процессов, а ребенку приходится большую часть времени проводить за компьютером, выполнять уроки и домашние задания, сидя за монитором. Кроме этого, в свободное от учебы время дети играют не в спортивные, а в компьютерные игры, используя различные гад-

жеты (телефоны, планшеты). При этом большую часть времени они проводят в статическом положении, что при -водит к гиподинамии [4, 5]. Выход из этой ситуации возможен на основе активизации двигательной активности при помощи различных танцеваль-

ных кружков или спортивных секций дополнительного образования детей во внеурочное время [6].

Одними из все более популярных спортивных направлений на современном этапе развития становятся занятия чир спортом, которые объе -диняют танец, гимнастику и акробатику [7]. Спортивные дисциплины чир спорта делятся на три группы: артистические - «чир перфоманс» («cheer performance»), акробатические - «чирлидинг» «cheerleading») и «батон-твирлинг».

В своем исследовании остановимся на дисциплине «чир перфоманс», которая состоит из таких соревновательных дисциплин, как «чир фристайл» (выполнение различных танцевальных композиций с использованием помпонов), «чир джаз» (стиль джазового танца) и «чир хип-хоп» (различные стили уличных танцев).

Занятия чир перфоманс способствуют повышению интереса к заня -тиям физическими упражнениями людей разных возрастов. Использование новых методик в тренировочном процессе этой дисциплины позволяет добиться улучшения физической подготовленности, физического развития и укрепления здоровья у подрастающего поколения, а именно детей и под -ростков [8].

В этой связи считаем, что чир перфоманс может стать именно тем средством, благодаря которому будет найден путь для снижения неблагоприятного влияния образовательной среды на здоровье детей среднего школьного возраста. Следовательно, применение методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции представляется актуальным.

Цель исследования - разработка методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста на основе использования средств чир перфоманс в условиях спортивной секции.

Объект исследования - процесс подготовки детей среднего школьного возраста средствами чир перфоманс.

Предмет исследования - содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования: если в систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста будут внедрены методики с использованием средств чир перфоманс, то эффективность такой подготовки повысится, так как данные методики обеспечивают самоопределение подрастающего поколения к оздоровлению.

Задачи исследования:

1) изучить основы методики проведения занятий по чир перфоманс с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции;

2) разработать и оценить методику физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста с использованием элементов чир перфоманс в условиях спортивной секции;

3) экспериментально доказать эффективность внедрения методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции.

Методика и организация исследования. Методы исследования:

- теоретические: изучение, анализ и синтез научно -методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: педагогические наблюдения, педагогический экс -перимент;

- констатирующие: контрольные испытания, анализ данных, стати-стико-математическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

На I этапе - констатирующем (июнь - август 2021 г.) - собирался эмпирический материал, разрабатывались вопросы организации и содержания исследования, проводился анализ научной литературы по исследуе -мой проблеме.

На II этапе - формирующем (сентябрь 2021 г. - март 2022 г.) - осуществлялось проведение начального и итогового тестирования, апробировалась методика физкультурно-оздоровительной работы с использованием средств чир перфоманс.

На III этапе - обобщающем (апрель 2022 г.) - обрабатывались и анализировались результаты исследования, проводилась их систематизация и обобщение.

Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего возраста предполагала следующие направления деятельности: спор -тивные занятия, индивидуальные занятия, мониторинг, физкультурно-спортивные праздники, приобщение к здоровому образу жизни, взаимо -действие с родителями, организация соревнований и летних сборов в ка -никулярное время.

Методика подготовки юных спортсменов строилась таким образом, чтобы тренировочные занятия в первый год занятий не были ориентированы на высокие спортивные результаты. Совершенствование тренировочного процесса основывалось на повышении уровня физической подготовленности, приобретении специальных навыков базового уровня, накоплении тренировочного опыта, которые в дальнейшем позволили бы юным спортсменам достигнуть более высоких результатов.

Исследование проводилось на базе школы танцев «Demos» города Липецка. В исследовании приняли участие 9 девочек среднего школьного возраста (10-12 лет), которые первый год занимаются чир джазом в составе малой группы. Занятия проводились 2 раза в неделю по 60 минут каждое. Некоторые дети кроме основных занятий посещали еще индиви -дуальные занятия.

Тестирование проводилось в сентябре 2021 года и марте 2022 года.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования были получены значения, которые представлены в таблице.

Модификация показателей физического развития и двигательной подготовленности детей среднего школьного возраста

№ п/п Показатель Сентябрь 2021 г. Март 2022 г. Измен., % t/габл. Р

Физическое развитие

1 Рост, см 164,50±2,74 169,33±2,74 2,9 22,32 2,31 <0,05

2 Масса тела, кг 54,90±3,77 58,86±3,71 7,2 11,89 2,31 <0,05

3 ЧСС в покое, уд/мин 85,00±1,90 80,89±1,43 4,8 6,59 2,31 <0,05

4 Время восстановления ЧСС после 30 приседаний за 45 секунд, мин 1,78±0,12 1,22±0,12 31,4 2,98 2,31 <0,05

Двигательная подготовленность

5 Бег на 30 м, с 5,66±0,07 5,31±0,08 6,1 6,46 2,31 <0,05

6 Бег на 30 м с выбором предмета, с 8,12±0,26 7,87±0,32 3,0 4,34 2,31 <0,05

7 Прыжок в длину с места, см 146,00±7,26 164,00±6,43 12,3 5,94 2,31 <0,05

8 Метание набивного мяча (1 кг) двумя руками из положения сед ноги врозь, см 439,00±32,74 505,00±29,88 15,0 3,63 2,31 <0,05

9 Наклон вперед из положения стоя, см 3,23±1,15 8,12±1,64 18,3 5,32 2,31 <0,05

10 6-ти минутный тест Купера, м 585,78±46,55 683,56±41,19 16,6 7,41 2,31 <0,05

11 Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин, раз 34,22±2,26 43,33±1,55 26,6 4,08 2,31 <0,05

12 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 20,67±2,14 25,22±2,38 22,0 3,27 2,31 <0,05

Показатели оценки физического развития детей за период исследо -вания указывает на положительную динамику. Так, средний рост участников увеличился на 2,9 %, изменение массы тела показывают увеличение на 7,2 %, частота сердечных сокращений в покое (ЧСС) с сентября 2021 г. по март 2022 г. улучшилась на 4,8 %, а время восстановления ЧСС после 30 приседаний за 45 секунд изменилось с 1,78 мин в сентябре до 1,22 мин в марте, что составило 31,4 %. Согласно ^критерию Стьюдента, все различия по данным тестам носят достоверный характер (р<0,05).

Показатели двигательной подготовленности детей также указали на улучшение результатов тестирования к концу эксперимента. Произошли изменения показателей скоростных качеств: в беге на 30 метров с места -на 6,1 %, в беге на 30 метров с места с выбором предмета - на 3,0 %. Положительная динамика наблюдалась в исследовании развития скоро-стно-силовых качеств: в прыжке в длину с места - на 12,3 %, в метании

мяча двумя руками из исходного положения сидя на полу - на 15 %, но самое большое изменение произошло при поднимании туловища из положе -ния лежа - на 26,6 %. Исследование гибкости по изменению результатов наклона вперед из положения стоя выявило улучшение на 18,3 %. Показатели развития выносливости у детей, оцениваемое 6 -минутным тестом Купера, улучшились на 16,6 %. В силовом тесте по сгибанию и разгибанию рук в упоре средний показатель увеличился на 22 %.

Таким образом, согласно ^критерию Стьюдента различия по всем восьми показателям двигательной подготовленности, так же как и по показателям физического развития детей, носят достоверный характер (р <0,05).

Заключение. В результате проведения эксперимента с использованием методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста с использованием средств чир перфоманс в условиях спортивной секции было установлено, что полноценное развитие детей без активных спортивных занятий практически невозможно. Использование специфических упражнений чир перфоманс, а именно большое разнообразие таких упражнений, как прыжки, вращения, акробатические элементы, упражнения на гибкость, парные взаимодействия, танцевальные и хореографические композиции с использованием музыкального сопровождения способствуют улучшению уровня физической подготовленности, физиче -ского развития и укреплению здоровья.

Результаты, полученные в процессе апробации методики физкультурно-оздоровительной работы в условиях спортивной секции, показали, что у детей произошли достоверные изменения в показателях, характеризующих уровень физической и двигательной подготовленности. Это позволяет говорить об эффективности данной методики по работе с детьми среднего школьного возраста в условиях спортивной секции.

Таким образом, сформированная в начале исследования гипотеза о том, что внедрение методики с использованием средств чир перфоманс в систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми среднего школьного возраста повысит у них эффективность подготовки, нашла свое полное подтверждение.

Список литературы

1. Двигательная активность школьников в контексте развития школьного образования / В.К. Спирин [и др.] // Физическая культура в школе. 2019. № 1. С. 18-25.

2. Чаплыгина Е.В., Магун Т.Я. Укрепление здоровья детей дошкольного возраста методами физической культуры // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: сб. науч. тр. Между-нар. науч.-практ. конф. Белгород: ИД «Белгород», 2021. С. 68-70.

3. Технология организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий по фитнес-аэробике с детьми в условиях МБОУДО ГДЮЦ «Спортивный» / А.В. Чеботарев [и др.] // Перспективные направле-

ния в области физической культуры, спорта и туризма: сб. матер. XI Все-рос. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2021. С. 500-505.

4. Султанова А.Р., Копылова Е.В., Толмачев Д.А. Гиподинамия у школьников в Удмуртской республике // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 4 (13). С. 70-73.

5. Шаланова К.И. Гиподинамия как фактор развития ожирения у школьников // Молодой ученый. 2021. № 12 (354). С. 71-73.

6. Алашеева М.А. Спортивные секции в жизни школьников // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 (104). С. 53.

7. Соловьева Л.В., Чингина Е.Н. Чир спорт в массовой культуре и его распространение в России // E-Scio. 2021. № 5 (56). С. 330-335.

8. Ерохов Д.С. Чир спорт и черлидинг: перспективы развития // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2. № 2. С. 13-20.

References

1. Dvigatel'naya aktivnost' shkol'nikov v kontekste razvitiya shkol'nogo obrazova-niya [Motor activity of schoolchildren in the context of the development of school education] / V.K. Spirin [et al.] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school]. 2019. No. 1. P. 18-25.

2. Chaplygina E.V., Magun T.Ya. Ukreplenie zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta metodami fizicheskoj kul'tury [Strengthening the health of preschool children by methods of physical culture] // Current state and trends in the development of physical culture and sports: sat. scientific tr. International scientific-practical. conf. Belgorod: Belgorod Publishing House, 2021. P. 68-70.

3. Tekhnologiya organizacii i provedeniya fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij po fitnes-aerobike s det'mi v usloviyah MBOUDO GDYuC «Sportivnyj» [The technology of organizing and conducting physical culture and recreation classes in fitness aerobics with children in the conditions of MBOUDO GDYUTS "Sportivny"] / A.V. Chebotarev [et al.] // Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism: Sat. mater. XI All-Russian. scientific-practical. conf. Nizhnevartovsk: NSU Publishing House, 2021. P. 500-505.

4. Sultanova A.R., Kopylova E.V., Tolmachev D.A. Gipodinamiya u shkol'nikov v Udmurtskoj respublike [Physical inactivity among schoolchildren in the Udmurt Republic] // Vestnik nauki [Bulletin of Science]. 2019. Vol. 3. No. 4 (13). P. 70-73.

5. Shalanova K.I. Gipodinamiya kak faktor razvitiya ozhireniya u shkol'nikov [Hy-podynamia as a factor in the development of obesity in schoolchildren] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 12 (354). P. 71-73.

6. Alasheeva M.A. Cportivnye sekcii v zhizni shkol'nikov [Sports sections in the life of schoolchildren] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation]. 2019. No. 12 (104). P. 53.

7. Solov'eva L.V., Chingina E.N. Chir sport v massovoj kul'ture i ego rasprostranenie v Rossii [Chir sport in popular culture and its distribution in Russia] // E-Scio. 2021. No. 5 (56). P. 330-335.

8. Erohov D.S. Chir sport i cherliding: perspektivy razvitiya [Cheer sport and cheer-leading: development prospects] // Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology]. 2021. V. 2. No. 2. P. 13-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.