Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ МИРОВОГО УРОВНЯ ПО ЧИР-ФРИСТАЙЛУ'

МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ МИРОВОГО УРОВНЯ ПО ЧИР-ФРИСТАЙЛУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITIVE FREESTYLE CHEERLEADING / COMPETITIVE ROUTINE / MODEL SPECIFICATIONS / ЧИР-ФРИСТАЙЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреасян К.Б.

Черлидинг - ациклический, сложнокоординационный вид спорта, представляющий собой систему специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, выполняемых с помпонами под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием атрибутов и кричалок. В ходе научной работы автором исследуются структурный состав и тенденции изменения содержания соревновательных программ в чир-фристайл-группах с целью создания модельных характеристик для коррекции содержания тренировочного процесса в этом виде спорта и составления конкурентоспособных композиций мирового уровня. Результаты исследования показали, что меньше всего в композициях использовались шпагаты и махи. Наибольший процент выпадает на пируэты и фуетэ. Среднее количество лип-прыжков - 6, почти укладывается в 6 с - минимальный разрыв между количеством и временем, что говорит о быстроте и скорости движений. Такая же тенденция наблюдается в чир-прыжках. Что касается перестроений, то самое короткое время композиций оказалось у команд-чемпионов, при этом при почти максимальном количестве перестроений. Это свидетельствует о том, что за короткое время композиции они успевают показать каждый структурный элемент с высокой скоростью и техничностью, а также выполнить множество виртуозных перестроений, т. е. равномерно насытить композиции сложными элементами и соединениями. В ходе исследований автор приходит к выводу, что структура модельных характеристик соревновательных композиций в дисциплине «Чир-фристайл» включает перестроения, пируэты-прыжки, хореографию в партере, чир-прыжки, махи, акробатические взаимодействия, акробатику, шпагаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андреасян К.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CLASS ROUTINE DESIGN MODEL FOR COMPETITIVE FREESTYLE CHEERLEADING

Competitive cheerleading may be defined as the acyclic high-coordination-intensive sport discipline with its special physical exercises and elements performed with pompons and with rhythmic musical illustrations governed by certain rules, with cheers and chants. It should be mentioned that the competitive cheerleading is still theoretically underexplored despite its growing popularity. The study analyzes the progress and trends in the modern competitive freestyle cheerleading routines to offer model specifications that may be applied to design and control the training process in this sport discipline and develop highly competitive routines for the top-ranking events. The study found the splits and swings being the least popular in the modern routines and the pirouettes and fouettes being the most popular ones. Leaps were tested to ideally average 6 per about 6s, with the perfect timing due to high performance speed; with the same trend found for the cheer-leaps. The speed and number of rearrangements were found the highest in the champion teams which demonstrate the highest speed and techniques for the short routine time with perfect rearrangements, highly versatile and complicated elements and connections. The study data and analysis showed that the modern competitive freestyle cheerleading routines are composed of rearrangements, leaping pirouettes, floor choreographic elements, cheer leaps, swings, harmonized tumbles and splits.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ МИРОВОГО УРОВНЯ ПО ЧИР-ФРИСТАЙЛУ»

МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИИ МИРОВОГО УРОВНЯ ПО ЧИР-ФРИСТАЙЛУ

УДМ^С 796.05

Кандидат педагогических наук, доцент К.Б. Андреасян1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Черлидинг - ациклический, сложнокоординационный вид спорта, представляющий собой систему специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, выполняемых с помпонами под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием атрибутов и кричалок. В ходе научной работы автором исследуются структурный состав и тенденции изменения содержания соревновательных программ в чир-фристайл-группах с целью создания модельных характеристик для коррекции содержания тренировочного процесса в этом виде спорта и составления конкурентоспособных композиций мирового уровня. Результаты исследования показали, что меньше всего в композициях использовались шпагаты и махи. Наибольший процент выпадает на пируэты и фуетэ. Среднее количество лип-прыжков - 6, почти укладывается в 6 с - минимальный разрыв между количеством и временем, что говорит о быстроте и скорости движений. Такая же тенденция наблюдается в чир-прыжках. Что касается перестроений, то самое короткое время композиций оказалось у команд-чемпионов, при этом при почти максимальном количестве перестроений. Это свидетельствует о том, что за короткое время композиции они успевают показать каждый структурный элемент с высокой скоростью и техничностью, а также выполнить множество виртуозных перестроений, т. е. равномерно насытить композиции сложными элементами и соединениями. В ходе исследований автор приходит к выводу, что структура модельных характеристик соревновательных композиций в дисциплине «Чир-фристайл» включает перестроения, пируэты-прыжки, хореографию в партере, чир-прыжки, махи, акробатические взаимодействия, акробатику, шпагаты.

Ключевые слова: чир-фристайл, соревновательные композиции, модельные характеристики.

WORLD CLASS ROUTINE DESIGN MODEL FOR COMPETITIVE FREESTYLE CHEERLEADING

PhD, Associate Professor K.B. Ansreasyan

'Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Competitive cheerleading may be defined as the acyclic high-coordination-intensive sport discipline with its special physical exercises and elements performed with pompons and with rhythmic musical illustrations governed by certain rules, with cheers and chants. It should be mentioned that the competitive cheerleading is still theoretically underexplored despite its growing popularity. The study analyzes the progress and trends in the modern competitive freestyle cheerleading routines to offer model specifications that may be applied to design and control the training process in this sport discipline and develop highly competitive routines for the top-ranking events. The study found the splits and swings being the least popular in the modern routines and the pirouettes and fouettes being the most popular ones. Leaps were tested to ideally average 6 per about 6s, with the perfect timing due to high performance speed; with the same trend found for the cheer-leaps. The speed and number of rearrangements were found the highest in the champion teams which demonstrate the highest speed and techniques for the short routine time with perfect rearrangements, highly versatile and complicated elements and connections. The study data and analysis showed that the modern competitive freestyle cheerleading routines are composed of rearrangements, leaping pirouettes, floor choreographic elements, cheer leaps, swings, harmonized tumbles and splits.

Keywords: competitive freestyle cheerleading, competitive routine, model specifications .

Введение. Черлидинг — ациклический, сложнокоординационный вид спорта, представляющий собой систему специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, выполняемых с помпонами под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием атрибутов и кричалок. Несмотря на его популярность, теоретически данный вид спорта является малоизученным. Особенно важно выявить структурный состав и тенденции изменения содержания соревновательных программ в чир-фристайл-группах для создания модельных характеристик для коррекции содержания тренировочного процесса в этом виде спорта и составления конкурентоспособных композиций мирового уровня.

Цель исследования — на основе теоретического анализа соревновательных программ по чир-фристайлу выявить структуру соревновательных композиций команд мирового уровня.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании теоретического анализа, правил соревнований,

видеозаписей соревновательных программ, наблюдения за тренировками и соревнованиями было выявлено, что соревновательные композиции чир-фристайла делятся на следующие структурные группы: повороты, прыжки, упражнения на гибкость, акробатика, хореография в партере, перестроения.

Для более детального изучения композиций разработана классификация элементов, по которой анализировали выступления всех команд: махи, шпагаты, пируэты, фуетэ, лип-прыжки, чир-прыжки, акробатика (одним спортсменом), акробатические взаимодействия, хореография в партере.

На рис. 1—5 представлены процентные соотношения среднего времени, отводимого на каждую структурную группу в композициях участников чемпионатов мира 2010 и 2015-2018 гг.

Видно, что у команд-аутсайдеров пируэты и фуетэ составляют 15,9 % всего упражнения, прыжки — 9,05 %, акробатика — 4,4 % и акробатические взаимодействия — 4,9 %. Отсутствуют шпагаты. Количество махов соста-

Подготовка спортивного резерва

7,40%

8,50%

10,10%

3,90%

Рис. 1. Состав композиций аутсайдеров 2015-2018 гг.

8,50%

3,20%

4,30%

0,30%

1

7,80% 5% 5,30%

2,50% 2,90%

ш ш Ш

у у У ✓

у / 4 &

Г у у у у

Рис. 2. Состав композиций команд, занявших с 4-го по 7-е места, чемпионатов мира 2015-2018 гг.

0,80%

15,20%

6,50% 6,50%

3,60% "J™

Н 2,20%

S У У

у у

Рис. 3. Состав композиций призеров 2015-2018 гг.

11,60%

8,50%

1'20% 0,90%

у х у

Рис. 4. Состав композиций победителей 2015-2018 гг.

4,60%

9'40% 8,30%

3,30% 3,40%

5,60%

/ У У

8,20%

6,10%

В 4,90%

2,60% 3,30%

Ш Ш Ш_ ■

> ^ ¿у А"

- у у у

Рис. 5. Состав композиций победителей чемпионата мира 2010 г.

вило 5±2,5. Большая часть времени композиции приходится на хореографию в партере — 10,1 %.

Наибольшая доля времени приходится на хореографию в партере — 7,8 % и фуетэ — 8,5 %.

У призеров увеличено время выполнения фуетэ. Количество и время выполнения лип-прыжков и чир-прыжков уменьшилось в сравнении с предыдущими показателями. Среднее время выполнения акробатики одним спортсменом увеличено почти в два раза. В среднем

Рис. 6. Модель соревновательных композиций по структурным элементам

командами было выполнено 2 маха за 1 с, что говорит о быстром темпе и динамичном выполнении.

Из рис. 4 можно сделать вывод о том, что меньше всего в композициях использовались шпагаты и махи. Наибольший процент выпадает на пируэты и фуетэ. Среднее количество лип-прыжков — 6, почти укладывается в 6 с — минимальный разрыв между количеством и временем, что говорит о быстроте и скорости движений. Такая же тенденция наблюдается в чир-прыжках.

Что касается перестроений, то самое короткое время композиций оказалось у команд-чемпионов, при этом почти максимальное количество перестроений — 22,2. Они выполняют их за минимальное время — 54,6. Это свидетельствует о том, что за столь короткое время композиции они успевают показать каждый структурный элемент с высокой скоростью и техничностью, а также выполнить множество виртуозных перестроений, т. е. равномерно насытить композиции сложными элементами и соединениями. Самое минимальное количество перестроений совершили команды аутсайдеров.

На рис. 6. представлены модельные характеристики композиций чир-фристайл-групп по структурным элементам.

Вывод. Полученные в ходе исследования структура модельных характеристик соревновательных композиций в дисциплине чир-фристайл включает: перестроения — 47,9 %, фуетэ — 10,2 %, пируэты — 9,8 %, лип-прыжки — 8,7 %, хореография в партере — 6,4 %, чир-прыжки — 4,4 %, махи — 3,6 %, акробтические взаимодействия — 3,4 %, акробатика — 3,1 % и шпагаты — 2,5 %.

Литература

1. Зинченко И.А. Особенности построения тренировочного процесса спортсменов в черлидинге на этапе специализированной базовой подготовки / И.А. Зинченко //Педагогика, психология и медико-биологические проблеиы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 3. - С. 52-55.

2. Черлидинг. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. — М., 2010.

References

1. Zinchenko I.A. Osobennosti postroeniya trenirovochnogo protsessa sportsmenov v cherlidinge na etape spetsializirovannoy bazovoy

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 4-2019

podgotovki [Features of training process design in cheerleading at the stage of specialized basic training]. Kharkov: KhGADI (HHPI), 2009. no. 3. pp. 52-55.

2. Cherliding. Programma sportivnoy podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol [Cheerleading Sports training program for youth sports schools]. M., 2010.

3. Coaching Youth Cheerleading (Coaching Youth Sports Series) by ASEP: Human Kinetics, 2009. 152 p. 3.6

4. Pom Headridge, Nancy Garr: Developing A Successful Cheerleading Program (Developing a Successful Program) — Coaches Choice Books, 2004. 124 p.

5. www.cheerleading.ru

6. www.cheerleading.su

H Информация для связи с автором: knarik_65@mail.ru Поступила в редакцию 23.03.2019 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ АТЛЕТОВ В МАС-РЕСТЛИНГЕ С УЧЕТОМ СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ БОРЬБЫ

УДК/UDC 796.093

В.Н. Логинов1

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Республика Саха (Якутия)

Ключевые слова: мас-рестлинг, анализ соревновательной деятельности, стиль ведения поединка, трехопорная и двухопорная борьба, технико-тактические действия.

Введение. Актуальность работы обусловлена тем, что в исследованиях спортивно-технического мастерства масрестлеров практически не уделяется внимание изучению соревновательной борьбы для обоснования поиска новых педагогических средств и методов спортивного совершенствования.

Цель исследования — выявить особенности соревновательной борьбы атлетов в мас-рестлинге с учетом их стиля ведения борьбы на основе видеоанализа спортивных поединков.

Результаты исследования и их обсуждение. Наблюдения и видеоанализ спортивных поединков на соревнованиях по мас-рестлингу показали, что абсолютному большинству спортсменов присущ свой стиль ведения поединка. Выявлено (на примере соревновательной борьбы 300 масрестлеров), что спортсменов в зависимости от стиля ведения единоборства можно разделить на три группы.

В первую группу вошли масрестлеры, пользующиеся в большей степени программированной силовой и позиционной манерой стиля ведения схватки; во вторую — предпочитающие ситуационную манеру борцовского стиля ведения борьбы; в третью — комбинационную группу — спортсмены, успешно применяющие в своем арсенале как силовую, так и борцовскую технику. Видеоанализ борьбы выявил следующие основные моменты: 60 % борьбы проходит в горизонтальном базовом положении (горизонтальная борьба в трехопорном положении) и 40 % борьбы — в вертикальном положении (вертикальная борьба в двухопорном положении).

Особенности горизонтальной борьбы связаны с программированной и в то же время с ситуационной позиционной манерой стиля ведения схватки. Они связаны со стартовыми позициями («атака», «выжидающий», «универсал», «защита»), атакующими и защитными действиями в трехопорной позиции и переходом на двух-опорную борьбу.

Особенности вертикальной борьбы связаны с программированной силовой и позиционной манерой сти-

ля ведения схватки, со стартовыми позициями, с атакующими действиями вверх с двухопорной позиции. Они также включают в себя: передвижения в левую или правую сторону и «сбивания», подсечки в левую или правую сторону.

Ключевым моментом в схватке является владение палкой перетягивания. На старте палка перетягивания находится посередине на высоте от помоста 40±0,5 см, над доской упора — в 15±0,3 см.

Анализ диапазона самой борьбы над доской упора выявил некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание. На помосте самая низкая точка борьбы — над доской упора 27±0,2 см в трехопорной и двух опорной позициях, самая высокая точка — 50±0,7 см и выше в двухопорной позиции. В горизонтальном направлении при тяге от доски упора можно растянуть диапазон до 40 см.

Исследование непосредственно самой борьбы в горизонтальном и вертикальном положениях показало, что 80 % происходит на нижней точке от доски упора — 3±0,2 см (25±0,1 см от помоста), 15 % — на средней точке от доски упора 12±0,5 см (40±0,3 см от помоста) и 5 % — на верхней точке от доски упора 25± 0,5 см (50±0,8 см от помоста).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. По результатам исследования выявлены три зоны ведения схватки над доской упора: 1-я зона — диапазон борьбы до 9±0,2 см от доски упора, 2-я зона — диапазон борьбы 9-20±0,5 см от доски упора, 3-я зона — диапазон борьбы 20±0,2 см и выше от доски упора.

Полученный материал является основой для планирования технико-тактической подготовки масрестлеров с целью подготовки к схваткам со спортсменами того или иного стиля ведения поединка, а также для коррекции собственной подготовки.

Использованная литература

1. Логинов В.Н. Оптимизация состояния боевой готовности масрестлеров на этапе спортивного совершенствования // Теория практика физ. культуры. — 2017. — № 3. — С. 79-80.

Н Информация для связи с автором: ssvjakutija@yandex.ru

Поступила в редакцию 22.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.