Научная статья на тему 'Биологическая активность полинитрометильных производных гетероциклического ряда'

Биологическая активность полинитрометильных производных гетероциклического ряда Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
281
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Соловьёв Н. А., Широкова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биологическая активность полинитрометильных производных гетероциклического ряда»

В 60-е гг. прошлого века после запуска спутника и полета Гагарина в космос советское образование было признано одним из лучших в мире. После аварии автоматической межпланетной станции «Фобос» возникает ощущение, что российское образование утратило свои прежние позиции. Вхождение в Болонский процесс - это требование времени. Но болонская модель образования не решает разом все проблемы отечественного образования, а создает их. Необходимо более вдумчивое осмысление уже проведенных реформ, анализ накопленного опыта. Необходимо вопросы интеграции естественных наук контролировать при создании программ в высших учебных заведениях для более качественной подготовки учителей естествознания. Введение курса «Естествознание» в средней школе - это эксперимент, который требует дальнейшего совершенствования содержания курса, основных целей, программ и учебников.

Н. А. Соловьёв, И. Г. Широкова

Биологическая активность полинитрометильных производных

гетероциклического ряда

Гетероциклические соединения занимают особое место в органической химии, что связано с их важной ролью в живых организмах, а также с широким практическим применением в различных областях. Так, азотистые гетероциклы участвуют в хранении и передаче наследственных признаков, обеспечивают работу ферментативного аппарата, центральной нервной системы, поддерживают энергетику организма.

Практическое применение гетероциклических соединений также весьма разнообразно. Они используются во многих областях: в промышленности, технике, сельском хозяйстве, медицине. Так, обнаружены ценные свойства 1,2,3-триазолов в качестве фотостабилизаторов и оптических отбеливателей, моющих и флюоресцентных средств, пластификаторов.

Сегодня не менее половины лекарственных препаратов являются гетероциклическими соединениями. Применение гетероциклов в медицине и сельском хозяйстве объясняется тем, что многие из них обладают высоким потенциалом биологической активности, который постоянно расширяется. Например, среди нуклеозидов 1,2,3-триазолов обнаружены высокоактивные противоопухолевые и противовирусные соединения (Преображенская М.Н., Мельник С.Я., 1984).

98

Известно, что производные 1,2,3-триазолов могут быть использованы как ингибиторы роста. Таким действием обладают, например, аминотриазолкарбоновые кислоты. При исследовании бензотриазолов как антагонистов роста оказалось, что 4-метокси-5-нитробензотриазол угнетает простейшее одноклеточное T.gelii, нуждающееся в гуанине, и тормозит развитие эмбриона R.pipiens (Gillespie H., Engelman M., Graff S., 1954). Упомянутое выше соединение ингибирует также деление клеток E. roN.

Установлено, что многие 1,2,3-триазолы проявляют противогрибковые свойства в отношении культуры Trychophiton gipseum. Так, значительную фунгицидную активность показали 1-фенил-4(5)-(арилоксиме-тил)-1,2,3-триазолы (Мадиханов Н., Махсумов А.Г., Аб-дугафуров И.А., Мухамедова Р.А., 1987), замещённые 2-арил-1,2,3-триазол-1-оксиды (Годовикова Т.И., Игнатьева Е.А., Хмельницкий Л.И., 1989), которые рекомендованы также в качестве инсектицидов, бактерицидов, нематоцидов.

В ряду синтезированных ранее нами 4-тринитрометил-1,2,3-триазо-лов (Соловьёв Н.А., 1990) также были найдены соединения, проявляющие фунгицидную активность. Например, 1-метил-4-тринитрометил-1,2,3-триазол (I) и 5-метоксикарбонил-4-тринитрометил-2Н-1,2,3-триазол (II) успешно прошли испытания во ВНИИ химических средств защиты растений и обнаружили значительную фунгицидную активность против мицелия фитопатогенного гриба Sclerotinia Sclerotiorum (процент подавления - 83 % у триазо-ла (I) и 67 % у триазола (II)):

(02N)3C-C-N

II II

Н-С N

СН3 (I)

(02N)3C - С = N

I I

СНзОС - С N

II \\ / О N

(II)

Эти же триазолы обладают инсектицидными свойствами. Они губительно воздействуют на тлю.

Установлено, что соли ^М-диалкилбензотриазолия обладают гербицидной активностью (Бойер Дж., 1965).

Синтезированные нами гидразиниевые соли 1-метил-(Ш), 2-метил-(М) и 5-метил-4-динитрометил-1,2,3-триазолов (V) также проявляют гербицидную активность. Они прошли испытания на ячмене во ВНИИ растениеводства им. акад. Н.И. Вавилова и рекомендованы к испытаниям как дефолианты (Соловьёв Н.А., 1990):

99

N - С - С - N02

II II II

N С NOONH3+NH2

\ /

N I

С Из (III)

N = С - С - NO,

I I II

HN С NOO‘NH3+NH2

\//\

N СН3 (V)

Дальнейшие испытания калиевых и гидразиниевых солей 4-динитро-метил-1,2,3-триазолов на гербицидную активность были продолжены уже в 2008-2009 гг. во Всероссийском научноисследовательском институте орошаемого бахчеводства (г. Камы-зяк) в рамках другого диссертационного исследования, выполненного на кафедре неорганической и биоорганической химии Астраханского государственного университета (Шевцова И.А., 2009). Результаты исследований показали, что данные соли проявляют различную гербицидную активность по отношению не только к сорнякам ячменя, но и сорнякам гороха и редиса (% подавления - 100), т. е. спектр воздействия на сорняки расширился. При этом оказалось, что наибольшей активностью по отношению к сорнякам указанных растений обладают калиевая (VI) и гидразиниевая (IV) соли 2-метилаци-4-динитрометил-1,2,3-триазола (на уровне эталонного препарата «Пиразолат») (Шевцова И.А., 2009), что подтверждает перспективность использования этих соединений как гербицидов:

N = С - С - N02

I I II

N С NOO'K+

/V/

Н3С N (VI)

Кроме 1,2,3-триазолов, биологической активностью обладают производные 1,2,4-оксадиазолов. В 1960 г. фармакологический скрининг выявил у трёх представителей 1,2,4-оксадиазольного ряда (оксоламин, ирригор, либексин) терапевтическую активность - коронарную, вазодиляторную и антитузивную (Grego M., 1962; Harsanyi K., 1966). В дальнейшем у ряда производных 5-[2-(R-

амино)алкиламино]-3^-фенил-1,2,4-оксадиазола обнаружили релаксационную активность (Aron-Samuel J.M.D., Demande Fr., 1973).

N = С - С - N02

1 I tl

H3C -N СИ NOO'NH3+NH2

\//

N

(IV)

100

Также среди производных 1,2,4-оксадиазола были найдены вещества с антиспазмалитической, анальгетической, противосудорожной активностями.

Широкая физиологическая активность характерна и для других представителей оксадиазолов. Так, 3-арил-1,2,4-оксадиазолы являются хорошими антигельминтными препаратами для собак, овец, проявляя при этом невысокую токсичность (Ainsworth C., 1967; Buting W.E., 1968). В 1999 г. в Германии были синтезированы и разделены рацемические смеси ряда оксадиазолов, которые обладали нейропротекторным действием и были пригодны для лечения ней-родегеративных заболеваний головного мозга различного происхождения.

В 2005 г. ряд соединений, полученных из 1,2,4-оксадиазолов, были проверены на генную токсичность. При этом часть соединений была проверена по Ames SOS Chromotest, в результате чего не было выявлено мутагенной деятельности по тесту Эймса для 3-(фенил-1,2,4-оксадиа-зол-5-ил)пропионовой кислоты.

Ряд производных 1,2,4-оксадиазол-3,5-дионов проявляют гербицидную и пестицидную активность.

Продолжаются исследования по противомикробной активности производных 1,2,4-оксадиазолов. Несмотря на определённый прогресс в этой области, данная проблема остаётся весьма актуальной. В первую очередь это касается возрастающей резистентности патогенных микроорганизмов к большинству известных антимикробных препаратов, а также повышенным уровнем их токсичности. В микробиологической лаборатории Астраханского государственного университета были проведены исследования по выявлению противомикробной активности у некоторых замещённых 5-динитрометил-1,2,4-оксадиазолов (Шевцова И.А., 2008).

При этом наибольшей активностью по отношению к четырём видам музейных штаммов микроорганизмов (Staphilococcus aureus 209-P, Streptococcus pneumonic, E. Coli O18, Pseudomоnas aeruginosa 165) (стандарт - гентамицина сульфат) обладают 2,2-динитро-2-(3-фенил-1,2,4-оксади-азол-5-ил)ацетонитрил (VII) и 2,2-динитро-2-(3-метил-1,2,4-оксадиазол-5-ил)ацетонитрил (VIII):

0 - С - C(N02)2

1 И I

N N CN

\\/

С

I

С6Н5 (VII)

0 - С-С(1\Ю2)2

1 II I

N N CN

\\ /

С

I

СНз (VIII)

101

Таким образом, результаты первичных биологических испытаний полинитрометильных соединений 1,2,3-триазольного и 1,2,4-оксадиазоль-ного рядов открывают перспективу получения новых средств защиты растений, а также антимикробных средств на основе указанных гетероциклических соединений.

Ю. С. Тверьянович

Индуцированное лазером осаждение металлов на диэлектрические поверхности из растворов

В докладе речь идет об исследованиях процесса формирования металлических дорожек на диэлектрических поверхностях в результате восстановления металлов из растворов их соединений под действием лазерного излучения, проводимых на кафедре лазерной химии и лазерного материаловедения СПбГУ. Этот процесс может носить как термоактивированный, так и фотоактивированный характер.

Метод лазерного осаждения металлов из растворов (ЛОМР) позволяет создавать проводящие дорожки сколь угодно сложной конфигурации, задаваемой управляющим компьютером с помощью трехкоординатной подвижки. Ширина дорожек может изменяться от микрон до сотен микрон. При этом они имеют толщину, соизмеримую с шириной. Применение технологии ЛОМР позволяет радикальным образом сократить многостадийный трудоемкий технологический процесс производства печатных плат высокой точности и устройств микрокоммутации и отказаться от высокоотходных и токсичных гальванических технологий.

К металлам, которые могут быть осаждены с помощью этого метода, относятся палладий (Pd), медь (Cu), никель (Ni), алюминий (Al), золото (Au), серебро (Ag) и др. Однако с точки зрения использования в устройствах микроэлектроники особый интерес из перечисленных металлов представляет медь, а также драгоценные металлы - золото и серебро, расход которых может быть радикально (в 3-4 раза) снижен по сравнению с действующими технологиями. В основе метода ЛОМР лежит так называемый процесс безэлектродного автокаталитического осаждения (БЭАО), который не требует использования внешних источников электрического поля. В результате фото- либо термо- инициированной химической реакции происходит восстановление металла из металлических комплексов на определенных каталитических центрах на поверхности подложки. Преимущества лазерного излучения позволяют управлять реакцией и контролировать процесс осаждения металла с мик-

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.